Деятельность рф по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Российская Федерация – это не только шестая часть Земного шара, это один из крупнейших и авторитетнейших игроков на политической арене. Обладая современными достижениями в военно-промышленном комплексе, имея одну из сильнейших армий в мире, Россия уже давно стяжала себе статус державы, с мнением которой вынуждены считаться другие участники международных отношений. Важную роль Россия играет в деле обеспечения и укрепления международной безопасности.

Обратимся к нормативно-правовым актам, затрагивающим вопрос участия России в укреплении международной безопасности. Во-первых, нам следует отметить Концепцию внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года, утвержденную Президентом Российской Федерации (далее – Концепция) [3]; во-вторых, нужно упомянуть Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия) [2].

Согласно п. 26 Концепции: Россия всецело осознает свою особую ответственность за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне и нацелена на совместные действия со всеми заинтересованными государствами в целях решения общих задач. Россия будет работать на опережение и упреждение событий, оставаясь готовой к любому варианту развития международной обстановки.

Обратимся к положениям указанной нами Стратегии. На основании ст.94 Стратегии Россия будет выступать на международной арене с позиций неизменности курса на участие совместно с другими государствами в укреплении международных механизмов нераспространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, недопущения применения военной силы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций.

Приведем два конкретных примера (из огромного количества существующих) реализации Российской Федерацией отмеченных нами выше нормативных положений, в деле обеспечения укрепления международной безопасности.

Российская Федерация способствует нераспространению ядерного оружия, являясь одним из участников Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), созданного в 1955 году во многом по инициативе Советского Союза. Ответственная внешняя политика России, как ядерной державы и постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, ее заинтересованность в нераспространении ядерного оружия, громадный научно-технический потенциал, развитая атомная промышленность, огромный опыт в области атомной энергетики предопределяют особые отношения России с МАГАТЭ.

Важную роль играет Россия в обеспечении контроля за недопустимостью использования ядерного топлива не в мирных, а в военных целях государствами, не обладающими ядерным оружием. К примеру, длительное время существует напряженная обстановка вокруг Исламской республики Иран (далее – Иран): ряд стран призывает ввести мораторий для Ирана на обогащение урана, так как существует вероятность создания в этом государстве ядерного оружия; власти Ирана убеждают в исключительно мирных целях своей деятельности. Россия выступает против введения каких-либо санкций против Ирана, но за решение проблемы по ядерной программе республики в политическом ключе и в рамках МАГАТЭ.

Следует сказать и об амбициях Северной Кореи – КНДР, подозреваемой в осуществлении военной ядерной программы. В связи с тем, что КНДР выразила свое несогласие на допуск инспекторов МАГАТЭ к объектам своей деятельности в ядерной сфере, Россия и ряд других стран прерывает отношения с КНДР, однако благодаря проведенным в 2007 году переговорам с участием России, между КНДР и МАГАТЭ появилось подобие понимания друг друга [5].

Нельзя не отметить роль России в борьбе с террористической организацией, уже несколько лет держащей в ужасе народы Ближнего Востока. На Ближнем Востоке в целом и в Сирии, в частности, активно функционирует одна из самых боеспособных террористических организаций – Исламское государство Ирака и Леванта (далее - ИГИЛ), вышедшая из недр Аль-Каиды в 2006 году. В Сирии боевики ИГИЛ объявились с началом гражданской войны в стране под эгидой содействия оппозиционных президенту Башару Асаду сил, но впоследствии боевики вышли из-под контроля и стали наводить свой порядок на значительной территории Сирии [7].

Так как деятельность ИГИЛ представляет угрозу и международной безопасности, и национальной безопасности России, Президент Российской Федерации, в связи с поступившим к нему обращением главы Сирии Башара Асада об оказании помощи Вооруженными Силами РФ сирийской армии в борьбе с террористами, обратился к Совету Федерации Федерального Собрания РФ (далее-Совет Федерации) за разрешением использовать российскую авиацию для нанесения авиаударов по инфраструктуре ИГИЛ.

Таким образом, основываясь на нормах международного права, учитывая сложившуюся критическую обстановку на Ближнем Востоке, Россия решительно вступает в борьбу с террористической организацией, усиление которой является огромной угрозой для всего мира.

По нашему мнению, Россия является одним из наиболее миролюбивых государств, способных не на словах, а на деле обеспечить укрепление международной безопасности, противостоять стремлениям агрессивно настроенных стран решать возникающие разногласия при помощи силы, игнорируя все существующие общепризнанные принципы и нормы международного права.

Шадрин Денис Вадимович

События происходящие в мире с нашей страной показывают, что мир в ступает в эпоху глобальных перемен и изменений. Постепенно меняется политическая и экономическая картина мира, всё больше возникают открытые военные конфликты, к сожалению, создаются целые террористические государства. В связи с этим вопросы международной безопасности и место России в этой системе приобретают новую роль. [1]

Основной вектор развития Российской дипломатии направлен на поддержании устойчивого миропорядка, с верховенством не одного государства, а с учётом мнений и равенства всех политических субъектов, основываясь на общепризнанных нормах международного права. [2] Для Российской Федерации есть ряд наиболее острых и значимых направлений в области обеспечения международной безопасности:

1) Международный терроризм. Исламский интернационализм, ярким примером которому служит Исламское государство Ирака и Леванта.

2) Нераспространение ядерного оружия.

3) Борьба с наркотрафиком и наркоторговлей.

4) Региональные конфликты, например, такие как Украинский, Сирийский кризисы. [3]

В ХХI веке терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов всему мировому сообществу. Российская Федерация на протяжении двух последних десятилетий находится в эпицентре борьбы с этим недугом. Для противодействия терроризму в стране создана и законодательно закреплена единая общегосударственная нормативно - правовая система. С 2006 года функционирует Национальный антитеррористический комитет — структура, координирующая работу государственных органов в этой сфере. В состав Комитета включены руководители основных федеральных органов власти, выстроена вертикаль государственного и муниципального управления по борьбе с терроризмом. [4]

Наиболее приоритетным для России и многих стран является недопущение получения террористическими организациями ядерного, биологического и химического оружия. Поскольку попадания в недобросовестные руки может привести к большой трагедии. Так по данным ООН за весь период Сирийского конфликта было зафиксировано пять случаев применения химического оружия повстанцами. [4]

Совместное противодействие в информационном поле, так называемому кибер – терроризму набирает обороты. [4] Происходившие международные террористические акты за последние несколько лет, как в России, так и в Европе явным образом подталкивают все страны независимо от тех или иных противоречий в политике к сотрудничеству. Борьба с терроризмом может стать объединяющим фактором между государствами, отводя разногласия на второй план.

В целом Россия внесла весомый вклад в развитие противодействия международному терроризму и экстремизму законодательно закрепив многие меры на международных договорах. [4] Но самое главное, чтобы меры и резолюции эффективно использовались всеми государствами и повышали уровень взаимодействия с правоохранительными органами и органами государственной безопасности стран.

Ядерная безопасность будет оставаться одной из самых важных проблем многих последующих десятилетий. Необходима совместная работа по нераспространению ядерного оружия со всеми странами, которые владеют им. В ядерный век дестабилизация межгосударственных отношений чревата ядерной войной с катастрофическими последствиями, которые не минуют ни одну страну. Раньше представление о национальной безопасности с большим или меньшим основанием строилось на расчетах в случае войны выйти из неё победителем. Теперь же единственный путь укрепления национальной безопасности - это путь предотвращения новой мировой войны. Например, выход США в одностороннем порядке из договора ПРО явное тому подтверждение. [7] Жизненной необходимостью было вызвано создание государствами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Оформление Индии и Пакистана в качестве держав, располагающих ядерными взрывными устройствами не является положительным шагом в этом направлении, очень важно МАГАТЭ и самой России определится, кто может владеть ядерным оружием. Но и не стоит забывать, что уже сейчас появляются новые и более мощные виды вооружения способные уничтожить целые государства в несколько секунд, не дав другой стороной принять ответные меры. [8]

Проблема международного оборота наркотиков по-прежнему открыта. Наличие целых международных точек по распространению наркотиков во главе стран, из которых, наиболее выделяется Афганистан, как главный поставщик наркотиков в Европу. [9] Даже наличие американского контингента в данной стране не только не решает эту проблему. [9]

Российская Федерация использует все имеющиеся ресурсы для снятия препятствующих усилия в борьбе с наркотрафиком.

Что же касается конфликта на Украине то для России как никогда прежде необходимо иметь союзников вблизи собственных границ. В связи с этим руководство отстаивает выполнение минских договорённостей.[10]

Это далеко не последний перечень проблем, с которыми сталкивается наша страна в системе международной безопасности. Но также можно и сказать о продвижение НАТО на восток к границам России, проведение учений вблизи наших границ, наличие ракет ПВО в Европе. Все это вместе обязывает государства решать проблемы сообща, идти на диалог, решать вопросы не применением сил давления, а за столом переговоров соглашаясь на компромиссы. [11]

Таким образом Российская Федерация важный участник в решении проблем международной безопасности, и решение проблем без участия России невозможно. Россия имеет опыт борьбы противодействия терроризму, международной наркоторговле. Позиция России такова: все проблемы должны решаться через систему международных организаций с соблюдением принципов международного права и учётом интересов всех стран.

1. Назарова А.И. Теоретические вопросы обеспечения международной безопасности [Текст] / А.И. Назарова// Молодой учёный.-2014-№4-C.859-861

3. Бекляшев К.А.Л.П. Ануфриева, Устинов. Международное публичное право: учеб.- 4-е изд.и доп. – М. : ТК Велби Проспект. – 784-809 с., 2013

4. Вестник национального антитеррористического комитета №1 (10) 21-33; 33-45; 49-55 с. 2014.

Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация:

неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по международным договорам в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и разоружения, а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере; участвует в разработке и заключении новых договоренностей в этих областях, отвечающих ее национальным интересам, на основе принципов равноправия и неделимости безопасности;

подтверждает неизменность своего курса на развитие многосторонних основ нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки; выступает за соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, а также Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении; активно участвует в международных усилиях в сфере контроля за оборотом материалов и технологий двойного назначения; содействует скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; выступает за создание глобального режима ракетного нераспространения на основе юридически обязывающей договоренности;

готова вести переговоры со всеми ядерными державами в целях сокращения стратегических наступательных вооружений (межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты на подводных лодках и тяжелые бомбардировщики, а также размещенные на них боезаряды) до минимального уровня, достаточного для поддержания стратегической стабильности;

выступает за недопущение вывода оружия в космос, за создание системы коллективного реагирования на возможные ракетные угрозы на равноправной основе и против односторонних действий в области стратегической противоракетной обороны, дестабилизирующих международную обстановку;

считает, что фундаментальные тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность, и диверсификация рисков и угроз подводят к выводу о том, что решение проблем стратегической стабильности не может более оставаться только сферой взаимоотношений между Российской Федерацией и США. Объективно приходит время открыть эти рамки для ведущих государств, прежде всего ядерных, заинтересованных в совместных действиях, направленных на обеспечение общей безопасности. В этом - смысл стратегической открытости, лежащей в основе российских инициатив, в частности по коллективному противодействию возможным ракетным угрозам Европе и по приданию глобального характера режиму Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года;

последовательно выступает за недопущение гонки вооружений, противодействует попыткам создания и развертывания дестабилизирующих, в том числе новых видов, вооружений: ядерных зарядов малой мощности, межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, систем стратегической противоракетной обороны;

уделяет особое внимание обеспечению международной информационной безопасности в качестве важного элемента укрепления стратегической стабильности;

поддерживает международные усилия по противодействию незаконному обороту легкого и стрелкового оружия;

намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности в Европе путем участия в процессах ограничения и сокращения обычных вооруженных сил, а также применения мер укрепления доверия в военной области на основе соблюдения принципа равной безопасности всех сторон;

считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и решения задач государственного строительства на посткризисной стадии и намерена наращивать свое участие в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с региональными и международными организациями; будет вносить активный вклад в совершенствование превентивного антикризисного потенциала ООН;

твердо исходит из того, что санкционировать применение силы в целях принуждения к миру правомочен только Совет Безопасности ООН;

рассматривает статью 51 Устава ООН как адекватную и не подлежащую ревизии правовую основу для применения силы в порядке самообороны, в том числе в условиях существования таких угроз миру и безопасности, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения;

рассматривает как важнейшую национальную и внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, исходя из необходимости системного и комплексного использования политико-правовых, информационно-пропагандистских, социально-экономических и специальных мер с упором на превентивную составляющую такого противодействия; выступает за разработку дальнейших мер по сплочению глобальной антитеррористической коалиции под эгидой ООН с участием региональных организаций, без двойных стандартов и на основе универсальных антитеррористических конвенций и решений Совета Безопасности ООН; будет добиваться обеспечения права каждого человека вне зависимости от его национальности, расы, пола, религиозной принадлежности на защиту от терроризма и террористических актов. В соответствии с международным правом и своим законодательством Россия будет применять все необходимые меры по отражению и предотвращению террористических нападений на нее и ее граждан, по их защите от террористических актов, по недопущению на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, по непредоставлению убежища и трибуны террористам и подстрекателям к террору;

будет добиваться политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества, исходя из того, что современные конфликты не имеют силовых решений, их решение следует искать через вовлечение всех сторон в диалог и переговоры, а не через изоляцию какой-то из них;

целенаправленно противодействует незаконному обороту наркотиков и организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двусторонней основе;

поддерживает создание под эгидой ООН и других международных и региональных организаций эффективных структур взаимодействия по реагированию на стихийные бедствия и крупные техногенные катастрофы, другие чрезвычайные ситуации, включая наращивание возможностей по преодолению их последствий и укрепление систем раннего предупреждения и прогнозирования;

участвует в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, обеспечению прав трудящихся-мигрантов;

как многонациональное и многоконфессиональное государство, способствует диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательно проводит эту линию в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональных организаций, в контексте сотрудничества с Организацией Исламская конференция; поддерживает соответствующие инициативы гражданского общества, активно взаимодействует с Русской православной церковью и другими основными конфессиями страны.

Читайте также: