Деятельность педагога психолога в детском саду рб

Обновлено: 03.07.2024

Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения — содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.

Нормативная база деятельности педагога-психолога:

Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 66 09.11.2004 г.,

Праграма дашкольнай адукацыі “Пралеска”. — Мн.: НІА, Аверсэв, 2007.

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования Республики Беларусь. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 42 27 апреля 2006 г.;

Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 6 16 февраля 2009 г.;

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. (Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22 мая 2008 г. № 12-01-05/3871-2);

Деятельность педагога-психолога строится в соответствии с должностной инструкцией, утверждаемой руководителем дошкольного учреждения и составляемой на основании квалификационных характеристик по должностям работников образования. (Приложение 6 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 09.01.1998, п.3.)

Система образования в Республике Казахстан

Приоритетные задачи деятельности педагога-психолога:

содействие и обеспечение реализации прав ребёнка на наилучшее обеспечение его интересов, предоставление полной возможности для осуществления разных видов детской деятельности, игр и развлечений, которые были бы направлены на образовательные цели;

организация систематической комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников на всех возрастных ступенях дошкольного детства, безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально-опасном положении;

оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детском и педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально комфортной атмосферы;

предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;

содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, активизация педагогического потенциала социального окружения;

Решение основных задач воспитания и обучения ребёнка в дошкольном учреждении требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика:

психологическая профилактика и просвещение;

психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми во взаимодействии с воспитателями, другими специалистами дошкольного учреждения, родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика предполагает психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Диагностика проводится исключительно с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно. Основанием для её проведения является план работы дошкольного учреждения, соответствующее законодательству Республики Беларусь распоряжение руководителя дошкольного учреждения, запросы родителей, государственных органов. Психологическая диагностика по запросу воспитателей, других специалистов проводится только по согласованию с заведующим дошкольным учреждением или заместителем заведующего по основной деятельности. Психологическая диагностика по запросу родителей проводится по вопросам, касающимся развития детей, и входящим в компетенцию педагога-психолога.

Основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

. по должностям работников образования (Приложение 6 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 09.01.1998, n.3) и предлагаемых методических рекомендаций по основным направлениям деятельности педагога - психолога дошкольного учреждения. Приоритетные задачи .

Психодиагностические мероприятия с детьми осуществляются в соответствии с решением следующих задач: изучение процесса адаптации вновь прибывших воспитанников; выявление особенностей развития детей, условий семейного воспитания; изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения. Методы: наблюдение, диагностические методики.

Осуществляемые педагогом-психологом психодиагностические мероприятия могут быть одной из составляющих мониторинга психофизического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе.

На основании результатов психодиагностических мероприятий организуется последующая индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по содействию развитию личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной и других сфер детей дошкольного возраста. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа может осуществляться педагогом-психологом со следующими категориями (подгруппами) детей:

дети, имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, дети с повышенной двигательной активностью и др.);

способные, потенциально одаренные дети;

иные категории дети.

Психологическое сопровождение управленческих процессов

Цель — содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Обязательная документация педагога-психолога:

план работы на год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

результаты индивидуальных психодиагностических исследований;

график работы, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

аналитический отчёт о работе за год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

отчёты и аналитические материалы по результатам психодиагностических исследований и психологической поддержки отдельных категорий воспитанников;

журнал учёта работы по разделам, отражающим основные направления деятельности;

перечень психологических методик и программ, используемых в работе.

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счёт собственных средств.

Примерное распределение рабочего времени педагога-психолога.

В пределах 40 часов рабочего времени в неделю педагог-психолог самостоятельно планирует свою работу для выполнения должностной инструкции, утверждаемой руководителем дошкольного учреждения на основании квалификационной характеристики педагога-психолога (утверждена постановлением Министерства труда 28.04.01 г., № 53).

Профессиональное совершенствование в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений входит в рабочее время специалистов, которое согласовывается с руководителем дошкольного учреждения.

Литература, рекомендуемая для использования при организации коррекционно-развиваюшей работы.

Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. — СПб.: Речь, 2006. — 125 с.

Горбатова, Е.В. Графические игры: подготовка руки к письму: Пособие для детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Горбатова. — Мн.: Беларусь, 2004. — 35 с.: ил.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. — СПб.: Речь, 2001. — 160 с.

Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. — М.: Генезис, 2000. — 208 с.

Пралеска: Программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 312 с.

Панько, Е.А. и др Работаем по программе “Пралеска”: Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 304с.

Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии /Н.А. Сакович. — СПб.: Речь, 2005. — 224 с.

Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. — 143 с.

Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. — 120 с.

Примерная форма плана работы педагога-психолога дошкольного учреждения

План работы педагога-психолога дошкольного учреждения

___________________________/Наименование учреждения образования/

Месяц Психолого- педагогическая диагностика Коррекционно-развивающая работа Здоровьесберегающая деятельность Психолого-педагогическое консультирование Психологическая профилактика и просвещение Методическая работа Психологическое сопровождение управленческих процессов
Сентябрь Мероприятия: Дети Родители Педагоги
Педагог-психолог ______________________________ /Ф.И.О./ (подпись)

Примеры похожих учебных работ

Основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

. работников образования (Приложение 6 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 09.01.1998, n.3) и предлагаемых методических рекомендаций по основным направлениям деятельности педагога - психолога дошкольного учреждения. Приоритетные .

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных .

. развития детей дошкольного возраста; Предметами и видами деятельности Учреждения являются: приобщение воспитанников к . коллективы, родительскую общественность, и, конечно, детей. Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового .

Статистика дошкольных образовательных учреждений

Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор, влияющий на психологический .

Мониторинг как условие обеспечения качества дошкольного образования

. деятельности дошкольного образовательного учреждения; соответствие результатов развития воспитанников требованиям действующих нормативно-правовых документов. Следовательно, если мы ставим задачу оценки качества дошкольного образования в учреждении, .

Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения — содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.

Приоритетные задачи деятельности педагога-психолога:

  • содействие и обеспечение реализации прав ребёнка на наилучшее обеспечение его интересов, предоставление полной возможности для осуществления разных видов детской деятельности, игр и развлечений, которые были бы направлены на образовательные цели;
  • организация систематической комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников на всех возрастных ступенях дошкольного детства, безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально-опасном положении;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детском и педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально комфортной атмосферы;
  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, активизация педагогического потенциала социального окружения;
  • содействие созданию психолого-педагогических условий и адаптивной образовательной среды для обеспечения реализации учебной программы дошкольного образования.

Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • здоровьесберегающая деятельность;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • методическая работа;
  • психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми во взаимодействии с воспитателями, другими специалистами дошкольного учреждения, родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика предполагает психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Диагностика проводится исключительно с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Психологическая диагностика по запросу родителей проводится по вопросам, касающимся развития детей, и входящим в компетенцию педагога-психолога.

На основании результатов психодиагностических мероприятий организуется последующая индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по содействию развитию личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной и других сфер детей дошкольного возраста.

Психодиагностические мероприятия с педагогами

Психолого-педагогическая диагностика специалистов дошкольного учреждения проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.

Психодиагностические мероприятия с родителями

Задачи психодиагностических мероприятий:

  • изучение личностных особенностей ребёнка, особенностей взаимодействия детей со сверстниками и социальной ситуации развития;
  • изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки;
  • выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога — составная часть образовательного процесса дошкольного учреждения.

Цель содействие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организация безопасной жизнедеятельности детей, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, воспитании и обучении, созданию условий для получения коррекционно-развивающей поддержки педагога-психолога всем нуждающимся детям.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:

содействие личностному развитию и развитию эмоционально-волевой, коммуникативных сфер ребёнка, повышения возможностей его социализации и др.

С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.

Здоровьесберегающая деятельность

Цель — содействие сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирование установок на здоровый образ жизни и организацию безопасной жизнедеятельности детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.

Психолого-педагогическое консультирование

Цель — оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.

Психологическая профилактика и просвещение

Цель — развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей, в том числе по вопросам защиты прав детей, профилактики социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.).

Методическая работа.

Цель — изучение и обобщение опыта психологической, коррекционно-развивающей работы с детьми, накопление методических материалов для организации образовательного процесса и предоставление возможности их использования педагогическими работниками, руководителями методического объединения и другими сотрудниками, участие в подготовке вопросов на заседаниях методических объединений, повышение собственной профессиональной компетентности.

Психологическое сопровождение управленческих процессов.

Цель — содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Это специалист, который может профессионально взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет.


Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как развод, потеря, трудности в общении, трудности в принятии решения и др.

Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.

Деятельность педагога-психолога строится на основании должностных инструкций утверждаемых руководителем дошкольного учреждения и составляемых на основании тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников образования (Приложение 6 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 09.01.1998, n.3) и предлагаемых методических рекомендаций по основным направлениям деятельности педагога - психолога дошкольного учреждения.

Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения

и их краткая характеристика

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

□ психологическая профилактика и просвещение;

□ психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми, воспитателями (другими специалистами дошкольного учреждения) и родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика

Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

Основанием для проведения психодиагностических мероприятий с детьми, педагогами и родителями является план работы дошкольного учреждения или распоряжение заведующей дошкольным учреждением.

С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:

Наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.

Диагностика психического развития воспитанников в средней и старшей группе дошкольного учреждения.

В старшей группе индивидуальная и групповая психодиагностика проводится дважды - в начале и в конце учебного года. В начале года изучение психического и личностного развития с целью формирования групп для коррекционно-развивающей работы, в конце учебного года - диагностика готовности детей к обучению в школе, по результатам которой заполняется Карта выпускника.

В ходе диагностических исследований в средней и старшей группе выделяются группы детей для организации последующей коррекционно-развивающей работы: 1) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные); 2) имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, гиперактивные и т.п.); 3) дети, не соответствующие общепринятым нормам психического развития.

При необходимости педагогом-психологом совместно с воспитателями может проводиться изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения (социометрия), наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения и игровой деятельностью детей с целью выявления негативных тенденций в развитии и семейном воспитании, участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно- образовательном процессе.

Примерный перечень психодиагностических методик, рекомендуемых для использования, прилагается.

С педагогами психолого-педагогическая диагностика может включать изучение психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей, диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата коллектива и др. Проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.

Проводится анкетирование в рамках адаптационных мероприятий, могут также проводиться опросы родителей и других лиц с целью изучения личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия и социальной ситуации развития, а также опросы, связанные с реализацией задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы дошкольного учреждения, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных детей. Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата в группе, анкетирование родителей (законных представителей детей) по отдельным проблемам, могут осуществлять педагоги

Результаты диагностических мероприятий должны быть донесены до респондентов.

Все диагностические мероприятия с детьми могут проводиться только с согласия родителей или законных представителей детей. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога – составная часть воспитательной работы дошкольного учреждения.

Цель данного направления работы – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организации безопасной жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.

Приоритетным направлением коррекционно-развивающей деятельности является содействие личностному развитию, развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер ребенка, повышения возможностей в социализации.

С детьми в рамках данного направления педагог-психолог на основании данных психодиагностических исследований, собственных наблюдений, наблюдений педагогов и родителей выделяет детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе.

В рамках адаптационных мероприятий в ясельной и других группах могут проводиться индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются симптомы трудной адаптации.

В средней группе организуется коррекционно-развивающая работа со следующими группами детей: 1) дети, имеющие трудности в личностной, эмоционально-волевой и коммуникативных сферах; 2) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные дети). К детям по уровню развития, не соответствующим общепринятым нормам психического развития осуществляется индивидуальный подход в выборе коррекционно-развивающей поддержки.

В старшей группе проводятся подгрупповые занятия со всеми воспитанниками по развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер, а также занятия с группой

детей, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов и группой детей, показатели развития которых выше нормативных.

С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими низкий уровень сформированности познавательных процессов, педагог-психолог занятия проводит индивидуально.

В группах интегрированного обучения осуществляет мероприятия по интеграции детей с особенностями психофизического развития в детский коллектив, коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, адаптации в социум.

Кроме того, педагог-психолог может осуществлять индивидуальную или групповую работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)

Примерный перечень рекомендуемой литературы для организации коррекционно-развивающих программ прилагается (см. Приложение 2).

В ситуации, когда педагог-психолог в силу своей компетенции не располагает возможностями оказать коррекционную поддержку воспитаннику, он, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет детей (родителей) на консультации к специалистам социально-педагогического центра, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.

Педагог-психолог по возможности собирает информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, базу данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, формулирует систему мер для воспитателей с целью поддержки результатов медицинской реабилитации или коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится только по согласованию с родителями или лицами их замещающих.

С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.

Здоровьесберегающая деятельность

Основная цель данного направления – содействовать сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формированию установок на здоровый образ жизни и организации безопасной жизнедеятельности детей.

С детьми формами реализации данного направления является участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно-образовательном процессе; информирование воспитателей об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности детей.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов принимает участие в формировании системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, оптимизации межличностных отношений в детских группах.

В процессе коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог формирует у детей навыки саморегуляции, обучает распознаванию собственных и чужих эмоциональных состояний, осуществляет профилактику утомляемости.

С родителями - осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

Цель данного направления работы – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.

С детьми консультации не проводятся.

С родителями (законными представителями детей) консультацииорганизуются по вопросам развития, познавательно-практической деятельности, поведения детей (например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребенка, разъяснение специфики переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми в группе, характере оказания помощи родителями в подготовке ребенка к школе и т. п.).

В ситуации появления запросов на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает (за исключением экстренных случаев).

Психологическая профилактика и просвещение

Цель – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога осуществляется в процессе организации различных форм учебно-методической деятельности, в т.ч. на методических объединениях педагогов, родительских собраниях, родительских клубах и т. п.

В рамках данного направления деятельности психолог создает условия для педагогов по овладению психолого-педагогическими технологиями адаптации и социализации детей на разных этапах воспитания и обучения, приемами и методами развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение и т.п.), навыками проведения психогимнастических упражнений (совместно с руководителем физического воспитания), направленными на снятие у детей утомляемости, эмоционального напряжения, регуляцию эмоционального состояния. Обучает организации и проведению педагогических диагностических мероприятий и т.п.

С родителями психопрофилактическая работа целесообразна в таких формах как размещение информации в родительском уголке (стенд, папка, информационные листки и т.п.), выступления на родительских собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых мероприятиях дошкольного учреждения, рекомендации литературы по развитию и образованию детей. Целью психопрофилактической работы с родителями должна стать защита прав детей, профилактика социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.), пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.

Методическая работа

Цель методической работы – повышение методической компетентности педагогов дошкольного учреждения.

Педагог-психолог накапливает и предоставляет психологические методические материалы, включающие в себя популярную психологическую информацию, психолого-педагогические технологии, психолого-педагогическую диагностику др. для использования педагогами в организации воспитательно-образовательного процесса.

Методическая работа включает сотрудничество с заместителем заведующего дошкольного учреждения по вопросам реализации поставленных перед дошкольным учреждением задач, в том числе – участие в составлении плана работы дошкольного учреждения, с воспитателями – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия.

По запросу администрации выполняет психологический анализ мероприятий, участвует в программах работы с молодыми специалистами, осуществляет психологическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.

В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности детского сада.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, они, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с синдром дефицита внимания, неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МБДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья учащихся, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т. е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и прочее;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в учреждении;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям и воспитателям- педагогам.

Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

-психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика способностей и склонностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности учащихся к школе;

-коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;

- психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

- психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).

Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми, с детьми с гиперактивностью, тревожными, застенчивыми детьми, работа по развитию школьно-значимых функций.

Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

Психологическое просвещение, т. е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.

Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных брашурок для родителей, информационного стенда.

Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

• Поставленные цели и задачи реализуются

• Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем

• Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых

• Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы

• Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Дети сидят за жёлтыми столами

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Суть деятельности психолога в ДОУ

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Педагог показывает детям рисунок с космосом

Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки на экране выставляют жёлтые смайлики

Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста

  • создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
  • формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
  • развивать сферу познания;
  • развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
  • повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
  • тренировать психологические качества;
  • формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
  • учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
  • отрабатывать координацию движений.
  • развивать сферу познания;
  • учиться передавать чувства в эмоциях;
  • осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
  • практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
  • развивать сферу познания;
  • воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
  • практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
  • учиться описывать свои переживания словами;
  • сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).

Формы психологических занятий в ДОУ

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Педагог сидит за столом с девочками

Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей

Таблица: классификация форм занятий по психологии

Читайте также: