Деятельность комсомола в строительстве трудовой школы

Обновлено: 07.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 2018 году комсомолу исполнилось 100 лет. Возраст для молодежной организации солидный. За эти годы комсомольское движение испытывало и трудности, и взлеты. Комсомол был в почете, находился в тени, был почти забыт. Ещё в 80-90-е годы ХХ столетия люди всех возрастов хорошо знали, что такое Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи. А что известно нынешнему поколению?

1.1. Выбор и обоснование темы, актуальность исследования

Актуальность исследования объясняется интересом к юбилейным датам, истории родного края, к современному молодежному движению. Актуально и то, что еще живы комсомольцы - ветераны, у нас есть возможность познакомиться с историей комсомола не только по книгам, а по рассказам очевидцев и непосредственно участников комсомольского движения.

1.2. Цель и задачи исследования :

Знать историю страны, историю малой родины, историю молодежного движения, отдать дань уважения старшему поколению. Задачи: 1. Изучение истории села, сельского поселения, истории организации комсомольского движения. 2. Определение важных этапов развития комсомола.
3. Реконструкция прошлого.
4. Изучение жизнедеятельности комсомольских лидеров, их роль в развитии и строительстве сельского поселения, в жизни страны.

Методы исследования: поиск, сбор информации, практическая работа: интервью, сравнение, анализ.

Объектом исследования является комсомольское движение села .

2. Основная часть

2.1. Комсомол – как это было

История комсомола неразрывно связана с историей становления и развития молодой советской страны, это пример служения своему Отечеству, пример проявления настоящего патриотизма молодежи во имя Родины и народа. Комсомол рождается в 1918 году как новое движение, объединяющее молодежь для строительства Советской России. История комсомола – это история нескольких поколений людей. Это история жизни прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек сегодняшней молодежи.

Грозный 1918 год. В стране шла Гражданская война. В это время во многих городах возникали организации рабочей молодежи. Для объединения их в одну организацию 29 октября в Москве открылся 1-й съезд рабочей и крестьянской молодежи. День открытия съезда – считается днем рождения комсомола.

В это время на территории нашей местности начинается строительство новой жизни.

1929 год – открытие начальной школы. Первыми учителями были супруги Бикбовы, они обучали на башкирском языке, Орлова А.И. обучала на русском языке.

1930 год – образование совхоза Сакмарский.

Жизнь первых поколений комсомольцев была трудной, но романтичной.

Комсомольцы участвовали во всем: в промышленном строительстве, в создании колхозов и совхозов, выводили на поля первые тракторы. Стране нужны были грамотные, знающие люди, и комсомольцы учились и учили других.

1941 год. Началась Великая Отечественная война. Более 240 сакмарцев ушло на фронт, многие их них были коммунистами и комсомольцами. Первыми ушли на фронт выпускники школы Матюша О., Ульянов М., Ишмухаметов М., Руденко М., Черепахин П., Разоренов П., Долгачев Ф.Домой вернулись не все. На обелиске в парке в центре с. Арсеново высечены имена всех погибших и пропавших без вести. Всего 136 имен.

С Победой вернулись 116 жителей сельского совета, среди них Герой Советского Союза Корнеев Иван Ильич.

В разные годы за большой вклад в строительство социализма в стране комсомол был награжден шестью орденами: Орденом Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, тремя Орденами Ленина, Орденом Октябрьской революции. Последний орден был вручен в 1968 году за выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи в становление и укрепление Советской власти.

В Сакмарском совхозе развернулась активная деятельность комсомола по организации жизнедеятельности сельской молодежи.

1965 год – в мае комсомольцы 10 класса заложили парк в честь 20-летия Победы.

1968 год – в нашем селе проведена летняя районная спартакиада школьников.

1973 год – строительство сельского клуба. Комсомолец Тарасов Александр стал передовым комбайнером Башкирии.

Комсомольцы села, совхоза, школы вели активную общественную работу: шефствовали над ветеранами войны и труда, над пионерами, помогали совхозу в заготовке кормов, проводили митинги, конкурсы, вечера, политзанятия.

Восемь комсомольцев, выпускников школы стали воинами-интернационалистами, среди них Байназаров Анатолий. Призвался в армию в ноябре 1986 года, 7 мая 1987 года был отправлен в Афганистан. За верность Присяге, данной Родине, стойкость, боевой дух и мужество награжден государственными наградами СССР и Демократической Республики Афганистан. Один комсомолец – Каракинов Рашид Абдуллович - участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В составе советских войск участвовал в 1986 году в ликвидации аварии. Имеет правительственные награды и льготы. Гордостью нашей школы является Царьков Георгий – инвалид – колясочник, покоривший вершину Мак-Кинли в США.

Более 10 выпускников служили и служат в горячих точках планеты, в том числе в Чечне, Южной Осетии, на Северном Кавказе, в Сирии, многие выпускники школы выбрали профессию военного.

2.2. Комсомольцы – лидеры, вожаки комсомольского движения

Интересна жизнь и деятельность отважного комсомольца, Героя Советского Союза Корнеева Ивана Ильича.

В 1936-1939 годах проходил действительную службу на Дальнем Востоке и в Монгольской Народной Республике. В годы Великой Отечественной войны сражался на Сталинградском, Юго-Западном, Степном, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах.

Наводчик орудия 147-го гвардейского артиллерийского полка (1-й Белорусский фронт) гвардии сержант Иван Корнеев особо отличился 15 января 1945 года в районе польского города Пабьянице. В этот день на позицию, где находилось замаскированное противотанковое орудие, наводчиком которого был Иван Корнеев, двигалось 5 вражеских танков. Отражая атаку, отважный наводчик уничтожил 2 танка, остальные вынудил повернуть обратно. Но враг продолжал атаковать. Тогда артиллерист Корнеев стал уничтожать гитлеровцев гранатами и огнем из автомата. Своими мужественными действиями он удерживал позицию до подхода подкрепления, не дав врагу вырваться из окружения.

24 июня 1945 года Корнеев И.И. принимал участие в легендарном Параде Победы на Красной площади в Москве.

В послевоенное время работал в г. Новотроицке на строительстве коксохимического комбината. Здесь в 1950 году вступил в ряды коммунистической партии Советского Союза. Некоторое время жил в Башкирии, в 1972-1986 годах – на станции Дубиновка Кувандыкского района Оренбургской области. Последние годы жизни провел в г. Оренбурге . Долгие годы своей жизни Иван Ильич посвятил воспитанию молодежи в духе патриотизма, трудолюбия, любви к Родине. Он часто встречался со школьниками, молодежью, ездил по стране. В 1974-1979 годах строилась Байкало-Амурская магистраль. В 1975 году Корнеев Иван Ильич в составе агитпоезда ЦК ВЛКСМ встречался на БАМе с комсомольцами. Был награжден грамотой комсомола.

В нашем Зианчуринском районе Корнеев И.И. является одним из шести Героев Советского Союза. В школьном музее имеется стенд, посвященный Герою и альбом с его послевоенными фотографиями. Фотографии были переданы музею одним из его родственников. Корнеев И.И. умер в 1989 году, похоронен в г. Оренбурге.

Сакмарская средняя школа воспитала немало комсомольских лидеров, среди них:

- Бикбаев Нагим Газизович, Якшигулова Резида Самигуловна - были вторыми секретарями райкома комсомола;

- Смолоногова Мария, Исянчурин Ирик, Якшигулов Наиль – работали в разные годы секретарями первичной комсомольской организации совхоза Сакмарский.

Активными комсомольцами, лидерами молодежи были:

Давлетшин Амир Нигматович,

Легаев Борис Васильевич

Бикбаев Сабир Газизович

Корсакова Татьяна Лукъяновна

Андриянова (Печенкина) Людмила Григорьевна

Бикташева Минигуль Минибаевна

Жаринов Юрий Александрович и другие.

Долгие годы своей жизни посвятил педагогическому труду Бикбаев Сабир Газизович, выпускник Сакмарской средней школы 1958 года. Благодаря его усилиям в 2017 году было организовано мероприятие, посвященное 60-летию первого выпуска средней школы. Находясь на заслуженном отдыхе, ветеран не сидит без дела. С его активной помощью создан и действует музей отдела образования.

19 октября 2019 года в нашей школе состоялась профориентационная суббота. Гостями этого дня были Бикбаев Сабир Газизович и Ибрагимова Минигуль Калимулловна, врач-педиатр сельской врачебной амбулатории. Они рассказали школьникам о своей учебе в школе, в вузе, о молодежном движении, дали советы по самообразованию. Встреча была полезной и интересной.

Печенкина (Андриянова) Людмила Григорьевна с 1962 по 1969 год училась в Сакмарской средней школе.

Сусарова (Бакиева) Зулейха Исмагиловна учитель русского языка и литературы. Окончила Оренбургское педагогическое училище № 1, затем Орский государственный педагогический институт имени Т.Г.Шевченко.

2.3. Деятельность комсомольцев в жизни школы, совхоза, села

В год 100-летия комсомола в МОБУ СОШ с. Арсеново состоялась встреча с комсомольцами прошлых лет. На встрече присутствовали учителя-ветераны Мирясова Флюза Вагизовна, Бикбаева Амина Галеевна, Якшигулов Наиль Самигулович. Вот что они рассказали о своей комсомольской молодости.

« Когда мы были учениками школы, все были объединены в общественные организации: начальные классы были октябрятами, средние классы – пионерами, и, начиная с 7-8 класса, в возрасте 14 лет, нас начинали принимать в комсомол. Сначала принимали только самых активных, дисциплинированных ребят, затем остальных. Если к 10 классу кто-то не состоял в комсомоле, к нему относились с недоверием.

2.4. Современное молодежное движение

Современное молодежное движение неоднозначно - имеются политические, неформальные и другие формы молодежных организаций, многие из них основываются на уровне общественной организации, без идеологической ее составляющей и без участия государства. Нам известны: Российский союз молодежи, Движение волонтеров, Молодая гвардия, Российское движение школьников, Пионеры Башкортостана.

Каждый класс, начиная с 5 класса, имеет своих подшефных пенсионеров. Мы оказываем им помощь по уборке территории, поздравляем по праздникам открытками, приглашаем на школьные мероприятия. Вот задания по классам на 2019-2020 учебный год:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Енина Ольга Викторовна: руководитель музея средней школы № 2 г. Коркино, педагог дополнительного образования.

Экскурсия в музей школы, листая школьные летописи.

Цели и задачи: 1. Ознакомление с историей становления комсомольской организацией школы.

2. Познакомить ребят с заслугами наиболее ярких и известных комсомольских активистов.

3. Воспитание чувства гордости за вклад комсомольцев школы в копилку достижений комсомола страны.

3. Способствовать углублению связи поколений внутри семьи и школы.

Ход экскурсии.

Руководитель музея.

Разрешите познакомить вас с историей комсомольской организации школы № 2.

В этом вам помогут юные исследователи истории школы, изучившие эту историю, и они познакомят вас со своей работой.

100 лет назад родилась одна из самых авторитетных, массовых и активнейших организаций нашей страны – ВЛКСМ. Наш боевой Комсомол! Комсомольская организация страны сформировала миллионы ярких личностей, выковала множество сильнейших характеров и стала путеводной звездой многих людей. История Комсомола – это зеркало, в котором отразилась история 20 века всей страны, и находило живой отклик в душах молодежи. Не осталась в стороне и наша школа.

Первичная комсомольская ячейка появилась в школе раньше ее открытия, школа была открыта 6 ноября 1950 года, а комсомольская первичка сформировалась уже к 13 сентября. Сначала численность ячейки составляла всего 17 комсомольцев, и со временем это число быстро увеличивалось и к 70-м годам дошло до 550 человек.

Четкие конкретные планы.

Обязательность выполнения запланированных дел.

Члены комитета комсомола были заинтересованы в своей работе, старались сделать жизнь школы интересной. И эта работа не осталась не замеченной; городской комитет Комсомола неоднократно награждал нашу комсомольскую организацию переходящим Красным Знаменем ГК ВЛКСМ.

С момента своего появления комсомольская организация школы стала одним из главных организаторов жизни ученического коллектива, застрельщиком многих комсомольско-молодежных иницатив. Один раз в месяц проводились комсомольские собрания. Они были тематическими, организационными, внеочередными, дисциплинарными, торжественными. На них обсуждались самые злободневные вопросы, приглашались ветераны и бывшие комсомольцы, вручались паспорта и осуществлялся прием в члены ВЛКСМ. Комсомольское собрание было мощной воспитательной силой – если на него вызывали нарушителя школьной дисциплины на разбор, то после него желание хулиганить и плохо учиться пропадало надолго. По воспоминаниям наших комсомольцев собрания проходили бурно, интересно, живо, не было заранее заготовленных речей и отрепетированных сценариев.

Раз в год проходили отчетно-перевыборные собрания, на которых выбирали секретаря комсомольской организации школы и ответственные за сектора. Только лучшие комсомольцы удостаивались этой чести. В разные годы комсомольскую организацию школы возглавляли:

Наши комсомольцы жили актитвной творческой жизнью. По их инициативе в школе оргнизовывались и проводились интересные КТД (коллективные творческие дела), ставшие впоследствии традициями школы № 2. Например:

Смотр-конкурс комсомольской песни.

От комсомольцев-аграриев не отставали и юные геологи школы № 2. Ими были открыты месторождения:

Каолина в долине реки Уй.

Доломита (до сих пор используется Первомайским цементным заводом)

Гематитов в устье реки Увелка.

Золотоносные следы реки Каменка.

Поделочных и самоцветных камней в районе Большого Таганая.

На всем прояжении своей истории комсомольской организацией школы руководили самые лучшие и активные ученики. Мы расскажем вам о двоих из них – Кердане Александре Борисовиче и Новожиловой (Осинцевой) Людмиле Александровне.

Кердан Александр Борисович, родился 11 января 1957 года. Учеником нашей школы стал в 1964 году. И вскоре становится одним из самых заметных активистов пионерской и комсомольской организации школы. Активно принимал участие в спортивной, творческой и учебной деятельности школы и постепенно из активного участника становится организатором и застрельщиком комсомольской жизни школы. В 1973-1974 году Александр возглавил комсомольскую организацию школы. Под его руководством комсомолия школы жила интересной жизнью. Главной чертой комсомольцев своего времени выделил сам Александр Борисович - это инициативность, верность своему слову, преданность коллективу и упорство в достижении цели.

Новожилова (Осинцева) Людмила Александровна.

В 1979 году Людмила Александровна успешно оканчивает школу № 2. Выбор будущей профессии долго не стоял. Еще учась в школе, Людмила Александровна решила стать учителем истории и обществознания и поступила в Челябинский педагогический институт, который окончила в 1984 году, и вернулась работать в родную школу. И сразу же по приходу в школу Людмила Александровна получает повышение – становится заместителем директора по воспитательной работе. Под руководством Людмилы Александровны активизируется комсомольская жизнь школы, проводятся турслеты, агитбригады, политбои. Да! Несоменно, Людмила Александровна наполнила свежими идеями комсомольскую жизнь школы. Школа заиграла новыми красками. Одной из главных вершин комсомольской жизни 80-х стали легендарные Коммунарские сборы.

Закон Красного Знамени – чти его.

Закон поднятой руки – уважай выступающего.

Однажды гостем коммунарских сборов стал поэт-бард Юрий Кутумов.

Да, несомненно, комсомольцы школы жили активной насыщенной жизнью. Вот лишь некоторые яркие события тех времен.

К 25-летию СИМЕА было собрано почти 4.5 тонны макулатуры, а вырученные деньги были перечислены в Фонд Мира, также был проведен Марш Мира советской молодежи против ядерной войны.

Комсомольская организация школы дала путевку в жизнь многим ученикам нашего города. Многие с благодарностью вспоминают Комсомол и сейчас. Вот некоторые из этих воспоминаний.

Логиновская Л.И.

Горячева Г.П.

Прошли годы, изменилась страна, Комсомол прекратил свое существование, но не забылись его уроки, традиции и законы, надеемся, они не забудутся, и послужат новым молодым поколениям.

Внукам своим расскажем,

Как мы по жизни шли,

Что мы создать сумели,

Что мы сберечь смогли.

Память тех дней не остынет,

Прожита жизнь не зря.

Я говорю и поныне:

Комсомол – это гордость моя!

Руководитель музея: Вопросы для повторения:

Чем они вам запомнились?

А в ваших семьях были комсомольцы?

Хотели бы вы, чтобы такая организация существовала сейчас?

Титульный лист Школьный комсомол и проблемы трудового воспитания старшеклассников (1921-1945 гг.) (на материалах Казахской ССР)

ГЛАВА I. Исторический опыт участия комсомола Казахстана в строительстве трудовой, политехнической школы /1921-1940 г.г.
§ I. Теоретические основы деятельности школьного комсомола по трудовому воспитанию учащихся
§ 2. Комсомол республики в решении задач трудового воспитания школьной молодежи
/1921-1930 г.г.
§ 3. Школа и комсомол в организации трудовой деятельности старшеклассников
/1931-1940 г.г.
Выводы по главе
Глава II. рудовое воспитание комсомольцев-старше-классников в годы Великой Отечественной войны /1941-1945 г.г.
§ I. Школы Казахстана в годы Великой Отечественной войны
§ 2. Роль школьных комсомольских организаций
в трудовом воспитании учащихся
Выводы по главе
Заключение
Литература
Приложение
В условиях современного социального и научно-технического прогресса народное хозяйство нашей страны испытывает все возрастающую потребность в грамотных, имеющих достаточно высокий профессиональный уровень, специалистах, рабочих, способных управлять техникой, широко применять на практике достижения науки и передового опыта. В решениях ХХУТ съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, постановлениях партии и комсомола о школе воспитание у молодежи творческой трудовой активности, целеустремленная подготовка к выбору профессии выделены в число ведущих задач советской школы.
Пути реализации этих задач во многом определяет творческое содружество школы и комсомола. Вместе со школой комсомол несет ответственность за коммунистическое воспитание учащейся молодежи, за формирование у нее готовности к созидательному общественно полезному труду.
Огромную роль в осуществлении задач формирования труженика современного производства, гражданина и патриота призван сыграть школьный комсомол. Это один из самых многочисленных отрядов ВЛКСМ, который всегда выступает активным союзником учителей в воспитании школьников, подготовке их к жизни и труду в современном обществе. Важным направлением деятельности школьного ком^ сомола было и остается трудовое воспитание учащихся. Доказательством успешной работы комсомола в этом направлении является участие старшеклассников в решении важных народнохозяйственных задач в годы первых пятилеток, в период Великой Отечественной войны, когда вместе с огромной экономической помощью школьники демонстрировали сознательное и ответственное отношение к труду,
проявляли высокий патриотизм в осуществлении заданий социалистического строительства.
Именно поэтому изучение истории становления трудовой деятельности школьных комсомольских организаций вызывает большой интерес. Ленинизм учит, что революционное движение не может идти вперед, если каждое новое поколение не будет накапливать, приумножать завоевания предшествующих поколений, не будет брать на вооружение тот социальный, революционный опыт, который уже имеется. По этому поводу В.И.Ленин писал: "Для сознательных рабочих нет важнее задачи, как задача познать движение своего класса, его сущность, его цели и задачи, его условия и практические формы. Ибо вся сила рабочего движения в его сознательности и в его массовом характере" / 18,244 /. Этот совет особенно актуален для понимания содержания, путей обучения и воспитания современной молодежи. Опыт прошлого нужен нам как живая школа жизни, общественного прогресса. Он необходим нам как урок истории, который направлен в будущее. История содержит десятки, сотни форм организации и методов работы, которые с успехом применяются и будут применяться в комсомоле. В этом отношении необходимо помнить совет В.И.Ленина: "Чтобы идти вперед. надо не начинать сызнова, не перестраивать направо и налево, а суметь в наибольшей степени использовать уже созданное" / 25,142 /.
Использование лучших организационных форм и приемов работы, тех, что широко применялись в практике советской школы и при минимальных затратах давали наибольший эффект, является одним из основных условий успешного осуществления предстоящей реформы школы.
Исследование проблем трудового воспитания вызвано необходимостью широкого использования имеющегося опыта совместной де-
ежегодно 60 ООО выпускников, выпускаемых школами П ступени, не могут принять участия на должном уровне в производстве.
Всякую же школу комсомол предлагал рассматривать применительно к тому, чтобы при выпуске давать людей с определенной специализацией в той или иной отрасли, людей, могущих быть использованными в производстве
Определенные задачи ставил комсомол республики и перед сельской школой. Позиция комсомола по данному вопросу была четко выражена на П Всекиргизском съезде зав.ГубОНО и У0Н0 в 1923 году. Представитель Киробкомола РКСМ, выступая на съезде, заявил, что "необходимо приблизить эту школу к производству, придав ей сельскохозяйственный уклон, получив таким образом возможность подготовить элементарных спецов в области сельского
о „2
хозяйства
Отличительной чертой школьной политики комсомола Казахстана было то, что он защищал в первую очередь интересы пролетарской молодежи и предлагал усилить приток молодежи в школу преимущественно из числа детей пролетариата. Важнейшей проблемой, которую ставил и решал комсомол в 20-е годы, была задача "орабочения" системы народного образования. В практической деятельности того времени комсомол считал необходимым:
-во-первых, добиться прямого изменения социального состава учащихся;
во-вторых, коренным образом изменить основную цель образования, которая теперь заключалась в подготовке выпускника к действительному участию в жизни.
1. Семипалатинский областной государственный архив. Ф.145, оп.1, д.87, л.61.
2. Там же, л.62.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Создание комсомола - это один из гениальных проектов советской власти. Объединив передовую молодежь в рядах комсомола, партия большевиков получила активного помощника в деле воспитания молодежи, вовлекая её в практическое строительство нового общества. Комсомол стал надежным резервом партии. Мы – свидетели лучшей в мире стройной кадровой политики, проводимой в ту эпоху с помощью комсомола.

Организация имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте. С помощью ВЛКСМ­ были воспитаны прекрасные поколения молодых людей - поколения романтиков и патриотов, защитников Отечества, людей, способных по первому зову Родины сниматься с насиженных мест и поднимать целину, осваивать необжитые пространства, строить заводы и фабрики, гидростанции, прокладывать железнодорожные пути и линии электропередачи.

Важное преимущество комсомольской организации заключалось в том, что она не просто объединяла, а воспитывала с самых юных лет тех, кому в ближайшем будущем предстояло встать у руля мощной и гордой страны.

Если рассматривать заслуги и успехи комсомола перед страной в деле воспитания подрастающего поколения, формирования духовности личности, развития экономики, то они поистине выдающиеся и их невозможно перечеркнуть. Особенно это можно видеть в сравнении с достижениями молодежной политики государства за последние 10-15 лет.

Для многих поколений россиян комсомол стал школой жизни, сыграл ключевую роль в становлении и развитии личности. Миллионы порядочных людей выросли под знаменами комсомола, впоследствии они стали талантливыми учеными, инженерами, врачами, педагогами, государственными и общественными деятелями. Комсомол помогал молодым людям полноправно войти во взрослую жизнь.

В мае 1920 г. было создано орг­бюро для проведения организаторской и политической работы по объединению комсомольских ячеек городов и аулов Дагестана, председателем которого была избрана Тату Булач, а 1 мая 1921 г. в Темир-Хан-Шуре открылся I съезд комсомола Дагестана, которым завершилось создание областной комсомольской организации, ответственным секретарем был избран Петр Кощеев.

Зимой 1921 года молодежь первой откликнулась на призыв партии встать на защиту страны. Она стойко и храбро сражалась, пока враг не был изгнан из Дагестана.

Размахом гигантских строек, гудками новых заводов вошли в жизнь комсомола годы первых пятилеток. С участием комсомольцев в 1921-1922 годах были восстановлены стекольный, гвоздильный, кожевенный, консервный заводы, канатная, хлопчатобумажная фабрики, железнодорожные предприятия, морской порт.

В годы Великой Отечественной войны члены ВЛКСМ шли добровольцами на фронт, мужественно сражались, геройски погибали или возвращались победителями.

В послевоенное время комсомольцы помогали восстанавливать народное хозяйство, занимались просвещением, поднимали целину, строили Байкало-Амурскую магистраль.

Комсомол проводил большую патриотическую работу, создал движение студенческих строительных отрядов, участвовал в проведении аграрной политики, шефствовал над молодежью на предприятиях, развивал творческий потенциал молодого поколения, активно выступал за здоровый образ жизни.

Комсомол Дагестана внес значительный вклад в развитие экономики республики, воспитание молодого поколения в духе патриотизма и интернационализма.

Комсомольской организацией республики был накоплен богатый опыт работы с молодежью: ударные стройки, комсомольско-молодежные бригады, конкурсы профессионального мастерства, школы молодых ученых и специалистов, научно-техническое творчество молодежи, походы по местам боевой и трудовой славы.

Участие комсомольских организаций в социалистическом строительстве было определено политическими и экономическими задачами автономного Дагестана. Но основная работа комсомола по участию в укреплении экономической мощи молодой республики заключалась и в его участии в деле улучшения быта и охраны труда молодежи, профессиональной и физической ее подготовке. Особый упор делался на более активное привлечение к участию в новой жизни девушек-горянок, детей-сирот, молодежи из отдаленных районов горного края.

На эти и другие вопросы были нацелены и задачи VI съезда РКСМ - борьба за новый быт молодежи, шефство над деревней, ликвидация безграмотности. Но набирающему успешный темп разносторонней деятельности комсомолу республики пришлось со всем советским народом переключиться на борьбу с коварным врагом, который в июне 1941 года вероломно напал на Советский Союз. С первых же дней войны от комсомольцев и молодежи в военкоматы стали поступать заявления о добровольном вступлении в ряды действующей армии.

Большинство бывших комсомольцев вспоминают годы, связанные с комсомолом, как лучшее время своей жизни. Время, овеянное романтикой молодости, мечтами, надеждами, благородными порывами. Время, отмеченное бескорыстной и светлой дружбой, самыми высокими чувствами.

Комсомол - это тот фундамент, который формировал советского человека. Здесь утверждались жизненные взгляды молодежи, приобретался первый опыт общественной работы. История комсомола - это история страны в целом.

Но остались в прошлом славный пройденный путь, с честью заслуженные боевые и трудовые награды, а вся деятельность стала сводиться к очередным рапортам и мероприятиям для галочки, сама организация превратилась в огромный бюрократический аппарат. Тем не менее (или же благодаря этому) среди преуспевающих сегодня банкиров, предпринимателей, политиков немало бывших комсомольских вожаков разного ранга.

В нашем прошлом было много интересного и поучительного для новых поколений. Сегодня важно соединить историю и современность. Вместе мы – огромная сила и многое успеем сделать, чтобы передать опыт старших поколений, их активную жизненную устремлённость в будущее современной молодёжи.

Школу комсомола прошли свыше двухсот миллионов юношей и девушек, многие из них стали прославленными рабочими и тружениками села, видными государственными и общественными деятелями, выдающимися учеными, военачальниками и дипломатами, мастерами литературы и искусства, чемпионами мира и Олимпийских игр. На всех исторических этапах комсомол зарекомендовал себя с наилучшей стороны - как созидатель, организатор, авангард молодёжи.

Читайте также: