Деятельность классного руководителя в сельской школе

Обновлено: 05.07.2024

Заключение
Подводя итоги нашего исследования, можно утверждать, что - образовательное уч-реждение на селе - это особенное учреждение сельского социума. Именно поэтому и под-ход к ее модернизации должен быть особым, учитывающим специфику труда и уклада жизни села.
Приоритетами развития школы на селе в соответствии с идеями модернизации российского образования являются:
 воспитание гражданина России, любящего свою малую родину, готового остаться на селе и работать на земле своих предков;
 сохранение традиционной для российской школы ориентации фундамен-тального характера образования;
 расширение информационного поля сельской школы и сферы общения уча-стников образовательного процесса;
 социальная защита педагогических кадров и повышение их квалификации.
В целом, регионально-дифференциров .

Содержание

Оглавление
Введение 2
Глава I Роль классного руководителя в учебном процессе 4
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы 4
1.2 Основные функции и обязанности классного руководителя в школе 7
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя 9
1.4 Методы, формы воспитания в практической работе классного руководителя 9
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного руководителя 14
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся 14
2.2 Работа классного руководителя с учителями 16
Глава III Особенности социокультурной и образовательной среды в условиях сельской местности 19
3.1 Специфика профессиональной деятельности учителя сельской школы 25
3.2 Организации воспитательной работы с сельскими школьниками 28
3.3 Основные направления работыклассного руководителя сельской школы со старшеклассниками 33
3.4 Профориентационная программа для школьников сельской общеобразовательной школы 39
Заключение 42
Список литературы 43

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Данная статья отражает работу классного руководителя, основанную на особенностях сельской местности.

ВложениеРазмер
dlya_konferencii_9_noyabrya_2010_god.doc 995.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для районной конференции

Данная статья отражает работу классного руководителя, основанную на особенностях сельской местности, имеющую свои преимущества и трудности:

  1. Преимущества:
  1. Все друг друга знают, следовательно, у классного руководителя появляются союзники – родители, работники ДК, школьной и сельской библиотек;
  2. Преемственность воспитательной работы – можно установить связь с учителем начальных классов (ведь заранее знаешь, в каком классе будешь классным руководителем);
  3. Работу с родителями строишь, учитывая воспитательный потенциал каждой семьи;
  4. Небольшое количество учащихся в классе;
  1. Трудности:
  1. Материальное благосостояние невысокое;
  2. Родители, за редким исключением, не могут помочь своим детям в выборе профессий;
  3. Низкий уровень образованности некоторых родителей;

Передо мной стоит главная задача – создать единый коллектив детей и родителей, создать в классе интеллектуально и духовно богатую, нравственно чистую и эмоционально благоприятную атмосферу, потому что, успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера формирующихся отношений между учениками в классном коллективе.

Свой план работы я составляю по трём направлениям, в соответствии с конкретным классом, с конкретными личностями и задачами, привлекая к планированию весь коллектив класса, родителей:

  1. Работа с учащимися;
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с учителями-предметниками;
  1. Работа с учащимися - включает разнообразные по форме классные мероприятия: (тематические классные часы, тренинги, КВН, беседы, семинары, конкурсы, вечера, литературно-музыкальные композиции, заседания семейного клуба вместе с родителями и т.д.). При их проведении учитываю способности и возможности каждого ребёнка для развития творческой активности, чтобы каждый стремился принять в них участие. Целью на данном этапе работы считаю: развитие творческого потенциала личности, формирование самодисциплины, ответственности за порученное дело.

Карусель классных мероприятий в фотографиях

  1. Работа с учителями-предметниками помогает выявить склонности и учебные способности учащихся, помогает при составлении индивидуального плана развития каждого ученика, скорректировать посещение элективных курсов для успешной подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА).

Класс имеет много наград (призовых мест) за активное участие в разных школьных месячниках, мероприятиях.

Воспитывая, использую заповеди и для поддержания хорошего микроклимата в классе советую:

  1. Классный руководитель должен твёрдым, но добрым;
  2. Верьте в ребёнка, сочувствуйте ему;
  3. Оценивайте поступки ребёнка, а не личность;
  4. Радуйтесь успехам своих детей, хвалите их, поощряйте;
  5. Указывать на допущенную ошибку так, чтобы ребёнок её осознал;
  6. Будьте ребёнку помощником, другом, советчиком;
  7. Не подсказывать ребёнку готового решения, а направлять и показывать возможные пути к их решению;
  8. Больше предоставлять ребёнку самостоятельность, не контролировать каждый его шаг;
  9. Каждый ученик класса ощущал себя нужным в общем деле;
  1. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками;
  2. Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся;
  3. Помни, что учителя – наставники, прислушивайся к их советам;
  4. Будь непримирим к жестокости, грубости, несправедливости;
  5. Веди здоровый образ жизни – без курения, алкоголя, наркотиков;
  6. Занимайся спортом;
  7. Не совершай противоправных действий и постарайся предостеречь своих одноклассников, друзей;
  8. Принимай активное участие во всех делах класса и школы;
  9. Не будь в стороне от добрых дел классного, школьного ученического самоуправления;
  10. Проявляй инициативу в активизации досуга;

Закончить статью я хочу стихотворением

Если классный ты руководитель,

То силы должен приложить вдвойне:

Чтобы ценил и уважал родитель,

Чтоб дети не остались в стороне!

Так нужно жизнь свою суметь построить,

Чтоб каждый ученик вам стал родным,

Чтоб чувствовал заботу и поддержку

И коллективом был весь класс одним!

Считаю я важным растить в каждом личность,

И пусть наши дети наивны, юны,

Они, как птенцы, повзрослеют, окрепнут,

В себя для полёта поверить должны!

Походы, экскурсии, игры, беседы

Спорт, огоньки, учёба и труд –

В занятиях этих мы вместе взрослеем

И в душах лелеем тепло и уют!

Я к каждому сердцу нить притянула,

А их у меня – пятнадцать душ!

У каждого свой интерес и проблемы,

Кто ценит дела, а кто – слова…

Всего пять лет – так не велик мой опыт,

Но, думаю, сумела я понять,

Как много нужно сил, тепла, умений,

Чтобы хорошей классной стать!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи.


"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и .

Интеграция базового и дополнительного образования в условиях сельской школы (из опыта работы)

Создание целостного образовательнолго пространства как условие развития личности ребенка - цель интеграции базового и дополнительного образования. Презентация отображает процесс этой интеграции в усло.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи.


Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме: «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн.

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому, выражает единство его теоретической и практической готовности к существованию педагогической деятельности характеризует его профессионализм.

Сегодня учитель не является единственным носителем знаний. В связи с этим эффективность педагогической деятельности во многом определяется многомерной компетентностью педагога, без которой все сложнее становится реализовывать многомерные педагогические функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием конкурентоспособной личности. Способности и умения, которые обеспечивают человеку многомерность его деятельности, мы называем многомерными компетенциями.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств педагога.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит уникальному человеку- классному руководителю. Классный руководитель – это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и т. д.
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности класс­ного руководителя включает:

  • его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
  • его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
  • его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, который подходит личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями.

Классный руководитель должен быть хорошим организатором разных конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований. Он должен развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирующие их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Классный руководитель должен быть хорошим психологом. Это такой классный руководитель, который стремится развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимать взаимоотношения школьников и уметь регулировать и развивать их общение и отношения.

Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

  • чтение методической и педагогической литературы;
  • методическую и обучающую деятельность в школе;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • применение в своей деятельности опыта коллег;
  • умение организации воспитательной работы с учащимися класса;
  • умение диагностировать уровень воспитанности учащихся и корректировать реальный рост их развития;
  • анализ воспитательной деятельности.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность- это знание законодательства о современном образовании, применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе: овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы.

Здоровьесберегающая компетентность классного руководителя направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, при этом используя здоровьесберегающую технологию (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, беседы, тесты и т.д.).

Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности свободного времени учащихся, на изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий, сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России. Классный руководитель должен информировать о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов. Эта компетентность проявляется в поддержании партнерских отношений с семьей ребенка, в совместном решении детских проблем, в насыщении воспитательного содержания социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности. Классный руководитель должен организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний. Компетентный классный руководитель старается координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально- бытовых условиях в семье.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

Классный руководитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа - это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей - воспитать достойную смену трудолюбивых хозяев страны, которым их отцы и матери оставят главное богатство народа – землю.

Качество образования и воспитания в первую очередь зависит от педагога. Это аксиома. А в нашей сельской школе работают хорошие учителя. Учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

А что бы сохранить село, образование на селе должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу общества, сельского сообщества, каждой конкретной семьи, конкретного человека. Социальный заказ родителей школе: родители хотят видеть в детях: самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую, с хорошей эрудицией и вкусом, трудолюбивую, целеустремленную и любознательную, добрую и внимательную, с развитыми творческими способностями. Личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, стремящуюся к постоянному успеху.

Предъявляя к организации сельскохозяйственного труда учащихся определенные требования, классный руководитель постоянно опирается на творческую инициативу и активность самих воспитанников. Очень важно вовремя поддержать в своих питомцах творческое отношение к труду на земле, педагогически целенаправленно развернуть всю воспитательную работу, чтобы у школьников не угасало стремление совершенствовать сельскохозяйственное производство. Классный руководитель учит школьников принимать самостоятельные решения, видеть перспективы, не бояться смелых действий. Подготовка подрастающего поколения к сельскохозяйственному труду, как уже говорилось, осуществляется разными путями и методами. Эффективным средством приобщения сельских школьников к труду на земле является их активное участие в работе ученических производственных бригад, в школьных лесничествах, в лагерях труда и отдыха, в подготовке и проведении дня птиц, недели сада, месячника леса, участие в работе кружков юннатов. Все эти виды труда рождены жизнью. Они способствуют повышению уровня знаний учащихся по биологии, химии, физике, дают возможность школьникам познать жизнь хлебороба, лесовода, закаляют их характер, помогают приобрести опыт общественной работы, подготовиться к вступлению в самостоятельную жизнь.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а как педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

I Всероссийский форум классных руководителей

Тему предложили Лейла Айбазова:
Я живу и работаю учителем родного карачаевского языка и литературы в ауле уже 32 года и примерно столько же классным руководителем. Работать в сельской школе, где все знакомые, родственники, соседи, друзья — это непросто. Каждый урок, каждая оценка, каждое замечание под пристальным наблюдением и обсуждением за семейным ужином.

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в обсуждениях:
1. Отвечайте только по теме и только если у вас есть опыт или дополняющий тему вопрос.
2. Если автор темы просит совета, ваш ответ должен его содержать.
Мы будем удалять комментарии, которые не содержат вопроса или совета, чтобы темы было удобно просматривать другим участникам.

Юлия Кирик

Юлия Кирик

Своими силами. Это только обращаться в администрацию деревни или выигрывать гранты. Потому что финансовая сторона таких поездок очень важна, да и организационных (например, найти автобус, чтобы соответствовал всем требованиям перевозки)

Сергей Быков

У меня тоже есть знакомые - коллеги, которые трудятся в сельских школах. Там всего обучается порядка 30 детей. По отзывам этих коллег, почти вся работа является "на виду" и является по сути индивидуальной с каждой семьёй!


В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Ключевые слова: сельская школа, воспитательный процесс, воспитательная работа, внеурочная деятельность.

Россия отличается многообразием сельских населенных пунктов. Традиционно сложившиеся формы расселения в Республике Татарстан — село, деревня, поселок. Около 30 % населения проживает в сельском социуме, а одна треть школ республики — сельские школы.

Сельская школа — одна из типов образовательных учреждений. Можно выделить три вида функционирования сельской школы.

В первом случае — это обычная полная школа, отличающаяся только тем, что расположена в сельской местности и учащиеся проживают в населенных пунктах, расположенных рядом.

Второй вариант — это сельские школы-интернаты. Однако, данный тип не получил широкого распространение, и связано это с необходимостью специального здания, хорошей материальной базы, что не всегда возможно в сельской местности. В Нижнекамском районе всего одна школа-интернат в д.Верхние Челны.

Более распространенный вид — это малочисленная школа. Данный тип учебного заведения удалён от научных центров, музеев и т. д. В которых численность не превышает более ста обучающихся. Здесь, один учитель преподает несколько предметов, а в классе от 1 до 15 учащихся и отсутствуют параллели. На организацию воспитательного процесса влияет специфика сельского социума.

На селе социокультурная среда в более значительной степени сохранила целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство и особое отношение к Родине и природе. Сельская нравственная среда относительно устойчивая. В таких условиях в детях формируется заметно раньше уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.

Общения детей в сельской местности отличается детальным знанием окружающих. А опыт взрослого поколения передается через образы конкретных людей.

На селе сохраняется низкий уровень образования и культуры населения. Это сказывается на развитие нового поколения, на их способности, уровень знаний, кругозора, что влияет на заниженные требования к получаемому образованию. Соответственно, ограничены возможности для саморазвития, самообразования: меньше фонды библиотек, малое количество кружков, секций и т. д. Так как сельским жителям сложно попасть в театры и музеи и т. п. — этот фактор оказывает влияние на детей и на педагогов, чьи возможности образования, повышение квалификации, передачи опыта и культурного развития также ограничены.

Природа естественна в жизни и в быту сельских жителей, а дети-школьники воспринимают ее как естественную среду обитания. Поэтому экологическое воспитание важно в селе.

Школа ощущает любые изменения, трудности, социальные проблемы села, однако она способна и сама оказывать влияние на происходящие вокруг себя события. Школа может формировать устойчивые духовные и национальные традиции, пронизывающие систему отношений между жителями. Может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора идей, традиций, обрядов.

В этих условиях сельская школа обладает рядом преимуществ:

— ребенок погружен в природную и производственную среду, а не оторван от нее;

— школа знает семью, тесное общение с семьей ребенка и сельской общественностью; включенность школы в традиции села;

— кадровая стабильность педагогического коллектива школы;

— малая наполняемость школы;

— положение единственного учебного заведения, что многократно увеличивает ответственность учителя за качество предоставляемых образовательных услуг;

— необходимость лично ориентированного образования диктуется самими условиями школьной жизни;

— более весомее общественный статус, поскольку она носитель культуры, образованности, интеллигентности;

— решает особую задачу, связанную с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей, создавая иную среду, культивируя другие ценности.

Негативным же аспектом в организации учебно-воспитательного процесса является затруднение выбора и ограниченность форм и методов воспитательного процесса в классах. А малочисленность учащихся влияет на ограниченный круг общения, развитие коммуникативных способностей, умение адаптироваться в новой обстановке.

Соответственно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных и бытовых условий учащегося, дает классному руководителю возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и семье. Воспитательная работа классных руководителей в селе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовки их к жизни, преодоления дефицита общения.

Как отмечала М. П. Гурьянова, еще одной отличительной особенностью сельских школ является — стихийная интерактивность. Здесь совместно обучаются и здоровые, нормально развитые ребята и те, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды. Однако, малочисленность класса выявляет и негативные следствия: психофизические различия между учащимися вызывает существенный психологический дискомфорт, что вызывает и психологические несовместимости.

Учитывая особенности сельских школ, можно определить специфические направления, реализация которых может обеспечить результативность воспитательной работы.

Главным направлением является организация сотворчества участников воспитательного процесса . Здесь эффективно использовать методики коллективной творческой деятельности в организации совместной работы учащихся и родителей.

Следующее направление, это расширение связей учащихся с окружающей средой . Реализация данного направления позволяет обогатить социальную связь детей, обеспечивает адаптацию, устойчивость, повышает культурный и образовательный уровень учащихся и обогащает социальный опыт.

Для обеспечения направления необходимо изменить структуру воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса в рамке класса, проводить занятия за пределами школы, разнообразить содержание и формы внеурочной деятельности и т. д. Целесообразно развивать межличностные отношения между школой и культурными, учебно-воспитательными центрами села, района, города.

Направление педагогизации социального окружения направлена на взаимодействие школы и социума. В отличие от города, сельская школа приспосабливает под себя социальную среду, превращает ее в среду воспитывающей, интегрируя воспитательные возможности.

Можно выделить несколько путей педагогизации социального окружения:

— включение школы в общественно полезные деятельности на селе;

— взаимодействие с родителями учащихся, оказание помощи и консультации в вопросе воспитательного потенциала семьи;

— использование материальной и культурной базы села (клубов, спортивных площадок, библиотек и т. д.);

— создание школьного научного объединение, школьного СМИ и др.

Направление взаимодействия детей разного возраста включает в себя проведение занятий , воспитательных мероприятий с классами разного возраста, так как это имеет большой воспитательный потенциал.

Изучение организации воспитательного процесса в сельских школах показало, что взаимодействие разновозрастных детей несет стихийное, нерегулируемый характер, что снижает воспитательную эффективность. В связи с этим необходимо продумать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста в учебное и внеучебное время.

Временные и постоянные разновозрастные группы могут возникать при проведении разновозрастных занятий, так как нецелесообразно и неэффективно проведение некоторых уроков по классам (физическая культура, труд, музыка). Основанием для таких уроков может быть изучение одинаковых тем, но с разным уровнем сложности в старших и младших классах.

Большим воспитательным потенциалом располагают объединения типа: кружки, секции, творческие коллективы. Целесообразно создание и разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведение школьных дел.

Особенностью организации воспитательного процесса является возможность более гибкого построения режима работы школы, стираются грани между учебной и внеучебной деятельности, например проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе.

Нужно отметить, что ФГОС общего образования отводит важное место внеурочной деятельности. Так как малочисленные школы часто расположены удаленно от районных и культурных центров, поэтому здесь существует проблема организации внеурочной деятельности детей. Это связано с отсутствием специальной базы и педагогов дополнительного образования. Здесь школа является центром в организации дополнительного образования, поэтому она ощущает потребность в поиске вариантов их организации, не рассчитывая на финансирование. В связи с этим можно рассмотреть несколько вариантов организации внеурочной деятельности в селе.

Первый вариант — создать материально-ресурсный центр на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности для детей ближайших школ.

Второй вариант- организация внеурочной деятельности по единой программе на базе опорной школы или всех школ в зависимости от ресурсов и социума села.

Третий вариант привлечение родителей и жителей села для организации внеурочной деятельности села. Данный вариант подходит для удалённых от культурно-образовательных центров и других школ, вынужденных рассчитывать только на себя. Часто в таких школ работают около десятка учителей и нет специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности.

В этом случае возможны следующие построения внеурочной деятельности:

— проведение различных общешкольных мероприятий, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность учащимся участвовать в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовке и проведения мероприятия;

— создание творческого коллектива, при наличии педагога-специалиста, местного умельца, заинтересованного человека, объединяющего обучающихся, возможно, и местных жителей в творческую деятельность;

— проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся;

— создание детской-общественной организации, которая включает детей в различные виды деятельности;

— организации внеурочной деятельности через общешкольные дела, кружки, организованные учителями, жителями, родителями.

Поскольку центром воспитательной работой в селе является школа, то включение детей педагогическим коллективом в социально значимую деятельность выше, чем в городе. Отсюда возрастает ответственность педагога. В зависимости от психологической атмосферы школы и профессионализма педагогов, есть возможность в создании хороших сельских школ, отличающихся традициями и имеющее свое лицо.

Читайте также: