Деятельность и творчество кратко

Обновлено: 12.05.2024

Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия, движется вперед научный прогресс. Одним словом, это то, что толкает цивилизацию вперед. При этом главной особенностью творчества является его уникальность, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека.

Что такое творческая деятельность? Каковы этапы ее развития? Какие разновидности творческая существуют и как связано творчество с наукой, техникой, социологией? Об этом подробно написано далее.

Что такое творческая деятельность

Каждый человек от природы наделен способностью творить, то есть создавать что-то новое и оригинальное. Творческая деятельность находит отражение не только в музыке, живописи, поэзии, театре, но и во множестве других направлений. Привнести черты творчества можно и нужно в любую работу, какой бы ни занимался человек. Это поможет разнообразить рутинные обязанности. Творческая деятельность состоит в выражении собственных эмоций и внутренних фантазий с помощью предметов, слов, действий.

Признаки творческого процесса

Что такое творческая деятельность? Процесс создания нового называют комбинаторской деятельностью, хотя иногда человеку удается явить миру невиданное ранее произведение.

Признаки творческого процесса

Исследованием творчества в жизни человека начали впервые заниматься античные философы. С тех пор многие ученые разработали ряд концепций и теорий относительно организации, формирования и протекания творческого процесса у личности. Творческой деятельностью интересуются такие специалисты, как психологи, социологи, историки культуры, физиологи. В результате исследований можно выделить основные особенности процесса.

Творчество предполагает создание значимого продукта для общества, имеющего положительное воздействие. Многие специалисты расходятся во мнениях относительно созданного предмета. Человек, который изобрел новый вид оружия либо написал картину, изображающую аморальные вещи, тоже совершает творческий акт, только его продукт будет иметь для других людей отрицательное действие.

О том, что такое творческая деятельность человека, можно размышлять очень долго. Создание нового происходит в результате особого мыслительного процесса, который является оригинальным, спонтанным и нестандартным.

Творчество невозможно запланировать, оно происходит внезапно под воздействием вдохновения. Процесс начинается в подсознании человека во время повышенной умственной и физической активности.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Для многих людей социальное одобрение и положительная оценка является стимулом для творческой деятельности. Человек живет в обществе и нуждается в том, чтобы окружение признавало его талант, способности. Также одной из главных потребностей людей является необходимость приносить пользу для других и самореализация в творческой деятельности. С целью мотивирования детей на развитие собственных способностей необходимо почаще их хвалить и отмечать успехи в творческих занятиях.

Основные этапы творческой деятельности

Существует несколько моделей творческой деятельности, которые состоят из четырех этапов:

сознательное накопление информации;

возникновение идеи в бессознательном;

выход появившейся идеи в сознание, процесс озарения;

детальная разработка идеи.

Основные этапы творческой деятельности

В первом и втором периоде работает сознательная часть личности над поиском, накоплением и переформатированием данных. Второй и третий этапы связаны с бессознательной деятельностью, происходящей в мышлении. В творческом процессе принимают участие два противоположных типа мышления.

В начале происходит творческий поиск, когда человек сознательно выбирает проблему, которая тревожит его. Беспокойство только нарастает от того, что он не может найти подходящую идею. Это стимулирует к непрерывной работе по поиску актуального решения. Человек собирает информацию, анализирует данные, пробует разные подходы и методы. В конце этого этапа наберется много мнений, идей, но верного решения так и не будет открыто.

Так как в поле внимания человека не может находиться большое число образов и идей, многие из них будут вытеснены в бессознательное. Дальнейшая творческая работа по поиску идеальных решений пойдет с участием левого и правого полушарий мозга. Бессознательное мышление значительно активируется, но не способно решить проблему. Человек из-за этого может нервничать, волноваться и испытывать большой психологический дискомфорт.

При нарастающем напряжении лучше всего отложить решение волнующих вопросов и заняться другими делами. Мозг отвлечется, отдохнет, а на бессознательном уровне созреет идея. В любой момент, даже не всегда подходящий, к человеку придет правильное решение. Этот факт знаменует начало третьего этапа в творчестве, когда левое полушарие мозга распознает образы, рожденные в правом, беспокойство уходит, и человек испытывает чувство восторга, удовлетворения и желания поскорее воплотить идеи в жизнь.

Дальнейшая работа заключается в практической реализации найденного решения, трансляции идей и образов в вербальном, музыкальном, художественном представлении. Автор пробует разные варианты, оценивает их на соответствие своим прообразам. На это уходит много сил и времени. На этом этапе многие воплощения могут быть отвергнуты или изменены в соответствии с внутренними ощущениями автора.

Разновидности творческой деятельности

Принято разделять творческую деятельность на следующие виды:

Художественное творчество

О том, что такое художественно-творческая деятельность, речь пойдет дальше. Это целый раздел искусства. В данном случае автор воплощает свои мысли, идеи и образы с помощью создания изображений на различных материалах – на холсте, бумаге, штукатурке и других. Художественное творчество появилось очень давно, еще первобытные люди изображали на стенах пещер сцены из своей жизни.

Полюбоваться шедеврами мирового искусства, созданными несколько веков назад, приходят люди в картинные галереи. Многие художники оставили большое наследие в виде своих работ, которые восхищают по сей день. В них отражен взгляд автора на мир и свое место в нем. Есть художники, которые работали в технике реализма, и их творчество понятно широкому кругу людей. Некоторые авторы транслируют свой необычный взгляд на мир, поэтому их работы оценит не каждый.

Разновидности творческой деятельности

Музыкальное искусство

Музыка очень хорошо передает малейшие оттенки настроения и внутренних переживаний творца. Она достигает самого сердца слушателя и способна повлиять на эмоции и чувства человека. В результате можно получить энергетический заряд, вспомнить прошлое, расслабиться или начать грустить. Музыкальные композиции применяют во многих сферах деятельности – в маркетинге и рекламе, кино, игре, спорте и других. Музыкальное сопровождение всегда помогает лучше передать идеи и образы широкой аудитории.

Литература

Если отвечать на вопрос, что такое культурно-творческая деятельность, можно сказать, что это в том числе и литература. Она важна для каждого человека по нескольким причинам. С помощью слова люди выражают свои эмоции, мысли и образы. В книгах передается информация, накопленная предыдущими поколениями, потомкам. Это настоящий кладезь научных знаний. Литература формирует нравственные и моральные ценности людей.

Благодаря чтению книг у человека развивается воображение, пространственное мышление, умственные способности. Также литература помогает разобраться в себе, сформировать собственное представление о мире, усвоить чужой опыт и получить наслаждение от талантливых произведений.

Разновидности творческой деятельности

Кинематография

Искусство кино возникло сравнительно недавно, но оно стало очень популярно. Кино имеет огромное влияние на формирование мировоззрения у людей, что с успехом использовали многие политические режимы. Оно может воспитать разные качества у человека, в зависимости от того, что транслирует фильм. С помощью кино люди имеют представление о разных исторических временах, переживают чувства любви, сострадания, доброты, гнева или ненависти.

Декоративно-прикладное искусство

В рамках этого вида творчества люди создают декоративные предметы, имеющие практическое назначение. Искусство появилось очень давно и включает в себя такие виды деятельности, как вышивание, вязание, шитье, плетение, резьба по дереву, выжигание, лепка, скульптура, ткачество, мозаика и другое. Часто предметы искусства имеют характерные национальные черты, передают популярные паттерны, подвиги героев, мифы несут на себе печать времени.

Также можно отнести к видам творчества и такие направления:

Научное творчество

Применение креативных способностей людей в научной деятельности способствует развитию технологий и прогресса в математике, химии, биологии, генетике, медицине и других отраслях. Ученые – неутомимые исследователи, которые совершают открытия благодаря творческой деятельности. В результате появляются новые открытия и изобретения, полезные для общества.

Творчество можно представить в виде пирамиды, в основании которой расположено множество случайных находок и экспериментов в течение времени обучения и получения образования.

Среднюю часть занимают эксперименты и теоретические гипотезы, над которыми трудятся научные институты и группы исследователей.

На верхушке пирамиды – гениальные открытия талантливых ученых.

Разновидности творческой деятельности

Техническое творчество

Своеобразный вид творчества, который проявляется в конструировании, проектировании и усовершенствовании технических элементов, моторов, изобретений, механизмов и другого. Креативные способности человека помогали ему в изобретении первых орудий труда, машин и инструментов, приспособлений и конструкций. Так общество получило в пользование палку-копалку, колесо, бумагу, первую паровую машину и многое другое. Много гениальных людей работали над изобретениями в разных научных областях.

Отделить техническое творчество от научного совсем не получится, все вместе это научно-техническая исследовательская деятельность, которая соприкасается с разными отраслями.

Социальное творчество

Человек стремится творить и преобразовать все, к чему бы он ни прикасался. Креативность проявляется и в совершенствовании общественных институтов.

Социальным творчеством называют деятельность, направленную на рост материального благополучия, создание и развитие правовых, экономических, образовательных, политических, экономических институтов и отношений в человеческом обществе.

Творческая деятельность мужчин

Самые первые изобретатели и творцы были мужчины. В истории есть много имен гениальных художников, музыкантов поэтов, писателей, естествоиспытателей, первооткрывателей, которые оставили людям огромное количество великолепных открытий и произведений. Есть и такие мужчины, имена которых остались неизвестными, но пользу от их творчества нельзя недооценивать. Среди них мастера, создававшие изделия для домашнего обихода, орудия труда, одежду, кухонную утварь и многое другое.

Что такое творческая деятельность мужчин? Каждый представитель сильного пола должен найти свое призвание в жизни и самореализоваться. Творческая деятельность удовлетворяет эти потребности. Мужчина может исследовать и изобретать, не отвлекаясь ни на что, настойчиво ища и находя ответы на самые сложные вопросы. Способность логического мышления, креативность, системность и собранность заложены в мужчине от природы.

Творческая деятельность мужчин

Именно в творчестве многие находят свой смысл жизни, приносят пользу обществу, обретают признание и радость от трудов.

Творческая деятельность женщин

Женщины значительно отличаются типом мышления от мужского пола. Одни и те же когнитивные способности у представителей разных полов выполняются различными отделами коры головного мозга и его полушариями. Мужчины имеют способности к зрительно-пространственному мышлению. У женщин развиты вербальные и перцептивные направления в творчестве. Представительницы прекрасного пола также могут создавать что-то новое и нестандартное.

Женщинам дарована особая эмоциональная чувствительность, которая способствует более широкому спектру ощущений. Внутренние состояния могут быть выражены в песне, танце, стихотворении, музыке, кино. Особый статус матери наделяет женщину многими возможностями самореализации в рождении, взращивании и воспитании своих детей. Для исполнения этой роли девушке потребуется применять множество своих талантов, в том числе творческих.

Творческая деятельность женщин

В женщине заложены мощные силы не только для воспитания своего ребенка. Ее творческие порывы распространяются далеко за пределы семьи. Женщина стремится сделать окружающий мир прекрасным, чего бы ни касались ее руки. Это могут быть наука, образование, культура, социальное служение, дизайн, декоративно-прикладное творчество, кулинария и многое другое.

Женщины способны на многое:

от плетения макраме до изобретения самолетов;

от написания картин до выведения новых видов растений.

Детское творчество

Если искать ответ на вопрос, что такое творческая деятельность и ее определение, найдется такое описание – процесс, в результате которого создаются новые оригинальные изделия. Творческий путь каждого человека начинается в детстве. Способности есть в каждом ребенке, но найдут ли они свое воплощение, зависит от того, в каком окружении растет малыш. Если родители прикладывают усилия, создают условия для развития творческого потенциала, ребенок будет расти гармоничной личностью.

Все виды креативной деятельности полезны для развития умственных способностей и интеллекта. Необходимо познакомить ребенка с большим количеством творческих занятий, из которых он сможет выбрать понравившиеся. Для этой цели существуют различные кружки, курсы и секции дополнительного образования. Первые творческие занятия помогут определиться с выбором будущей профессии и приобрести хобби, которое будет радовать на протяжении всей жизни.

Детское творчество

Творчество является необходимым условием для развития гармоничной и счастливой личности, способной видеть прекрасное и преобразовывать мир вокруг себя.

Творческая деятельность способствует самореализации, самопознанию и самосовершенствованию. Это путь длиною в жизнь. Даже если вы не станете известным художником или писателем, вы получите множество плюсов от занятия любимым делом.

творческая деятельность

Творческое начало – это то, что отличает человеческую деятельность от механической и бездушной деятельности машин. Если последние задуманы для выполнения определённой программы, не допускающей отступления от неё, то способность созидать новое или усовершенствовать уже имеющиеся достижения, опираясь не только на интеллектуальные достижения, но и на чувственные ощущения и подходя к решению вопроса с неожиданной стороны, характеризует именно человека.

творческая деятельность

Творческая деятельность — что это такое?

творческая деятельность

Необходимым условием творчества являются:

  • гибкость мышления – способность предлагать разнообразные способы решения проблемы;
  • критичность – способность здраво оценивать собственные возможности и результаты работы;
  • целостность восприятия и прогнозирование итогов.

Задатки творческих способностей присутствуют у каждого человека. Необходимо только суметь их увидеть и развить. Они могут варьироваться от ярких и выдающихся мировых талантов до малозаметных успехов. Но суть творчества одинакова для всех. Различаются лишь способы выражения, уровень достижений и его общественная значимость.

Какие бывают виды творческой деятельности

  • в первую включены те, которые воспринимаются визуально. Это изобразительное и декоративно-прикладное творчество;
  • во вторую– способы выражения долговременного характера — художественная литература и музыка;
  • в третью группу входят пространственно-временные способы выражения — это театральное, цирковое и киноискусство.

творческая деятельность

Художественная (изобразительная) деятельность

творческая деятельность

Изобразительная деятельность — искусство отображения образов. Оно выражает как мысли, чувства и фантазии художника, так и окружающий его мир. Включает в себя:

  • скульптуру – создание произведений объёмной формы:
  • живопись запечатление зрительных образов с помощью нанесения красок;
  • графику использование, чёрно-белых или цветных линий, штрихов, пятен и точек в качестве изобразительных средств;
  • фотоискусство создание фотографий, отображающих художественное видение окружающего мира;
  • архитектуру искусство формировать сооружения, которые помимо функционального назначения несут эстетическую или культурную составляющую. Наряду с внешним оформлением зданий, это может быть проектирование и декор внутреннего пространства.

творческая деятельность

творческая деятельность

Музыка

творческая деятельность

Музыкальное творчество определяется как искусство составления звуков, влияющее на эмоциональный фон человека.

Оно неотделимо от исполнительской деятельности. Несмотря на то что создание новых произведений доступно гораздо меньшему количеству музыкантов, талантливые исполнители также осуществляют творческую деятельность, привнося во исполнение собственную манеру и видение произведений и как великие композиторы, имеют мировую известность и почитание таланта.

творческая деятельность

Только в XX веке благодаря техническим средствам воспроизведения звука музыка стала общедоступным удовольствием. Появилась возможность слушать её в любое время, в любом месте. До этого периода музыкальные произведения исполнялись только в живом звуке и в отведённых для этого местах, поэтому для большинства людей это было недоступно.

творческая деятельность

Литература

Литература — вид творчества, в котором автор доносит идеи посредством слов. Именно словами, писатель живописует, как художник.

творческая деятельность

Однако писательская деятельность неотделима от читательской, потому что только с помощью прочитанных книг формируется восприятие произведений, их переосмысление, а также оценивание с точки зрения сюжета и эстетической составляющей.

Чтение обогащает словарный запас писателя, его опыт и способствует культурному и духовно-нравственному развитию. В дальнейшем опираясь на эту базу, и имея перед собой художественные образцы, созданные величайшими мировыми писателями, он будет писать свои произведения.

творческая деятельность

Величайшим русским писателем признан Александр Сергеевич Пушкин, считающийся отцом исконно русской литературы, не принявшим на себя западного влияния. У поэта был уникальнейший стиль изложения мыслей, позволяющий затронуть все аспекты русского языка.

Киноискусство

Самый популярный вид современного творчества, объясняющийся высокой универсальностью. Экранизировать можно любой вид искусства, сделав его более интересным для восприятия, например, сочетая в одном произведении несколько художественных способов выражения: музыку, живопись, литературу. Театральные постановки, художественные и научно-популярные фильмы, балет – всё это можно донести до зрителя посредством киноискусства.

творческая деятельность

Вопрос о художественной оценке фильмов решается на кинофестивалях. Самые известные среди них:

Также наиболее высоко оценённым фильмам присуждаются кинопремии:

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное творчество относят к изобразительному искусству. Оно характеризуется изготовлением продукта, несущего как функциональную составляющую, так и художественную, это отличает его от произведений изящного искусства, имеющих только эстетическую направленность.

творческая деятельность

Яркими представителями изделий этого вида творчества выступают предметы народных промыслов, сочетающих в себе бытовую ориентированность и художественное оформление. Наряду с выполнением своих непосредственных задач, такие вещи служат для декорации интерьера жилища.

Известнейшими образцами русского декоративно-прикладного искусства являются изделия мастеров:

  • хохломы – характерно расписывающих деревянную посуду и мебель;
  • жостово – изготавливающих подносы с уникальной росписью;
  • палеха – создающих шкатулки с эксклюзивными сюжетами из жизни русского народа;
  • дымково – славящихся уникальными игрушками;
  • павлова Посада – поставляющих шерстяные платки с неповторимыми узорами из цветов.
  • гжели – знаменитых своей бело-голубой посудой.

творческая деятельность

Почему человеку жизненно важно заниматься творческой деятельностью

Творческая деятельность является великолепным способом отвлечения от реальности, возможностью восстановить эмоциональный фон и собраться с мыслями. С её помощью человек может выплеснуть наболевшую ситуацию в работу, пережив её в более или менее утрированном исполнении. Это позволяет гармонизировать дальнейшую жизнь.

Систематическое занятие искусством помогает увидеть собственный профессиональный и художественный рост, а признание творческих успехов даже минимальных повышает самооценку.

творческая деятельность

Творчество — это добровольное занятие приносящее удовольствие и позитивные эмоции как от процесса, так и от результата труда. Это возможность самореализации. Оно может быть только в рамках хобби, а может стать любимой работой, приносящей доход.

Творчество — это способ самовыражения, саморазвития, самопознания человека. Оно является важнейшей составляющей человечества на протяжении огромного количества лет. Именно благодаря творчеству человек постоянно развивается и меняется в лучшую сторону, создавая культурные ценности, высоко оценивающиеся впоследствии и современниками и потомками.

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция— знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.


Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Структура деятельности человека

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Читайте также: