Деятельность i iv государственных дум кратко

Обновлено: 08.07.2024

В феврале 1906г. избран Гос Совет, он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в февр-марте 1906г.

I Гос дума (апрель – июнь 1906г.). 36% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков, меньшевики 4%. Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждала гос. бюджет. Она получила право законодательной инициативы, новые законы не могли быть приняты без ее участия. Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой, гарантированность всех гражданских свобод, установление всеобщего бесплатного образования, проведение аграрной реформы, удовлетворение требований нац меньшинств, отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Правительство отвергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил.

II Гос дума (февраль – июнь 1907 г.). Царь попытался создать послушную Думу, но просчитался. Кадеты 19%, черносотенцы 10%, октябристов 15%, буржуазно-националистических депутатов 15%.. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали левый блок, имевший 43% мест. Центральным был аграрный вопрос. Дума просуществовала 102 дня.

IV Гос дума (осень 1912г. – 6 окт 1917г.). черносотенцы 184, октябристы – 99, кадеты – 58, трудовики – 10, соцдемократы – 14, прогрессисты – 47.Больший вес стали иметь прогрессисты. Дума играла меньшую роль т.к. правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы. Депутаты все чаще стали выступать с законодательными инициативами, но правительство их тормозило. Возник оппозиционный правительству парламентский блок.

Аграрная реформа Столыпина.

Первая мировая война: военные действия на Восточном фронте и положение в тылу.

Образование СССР

Парламентаризм – тип государственного устройства, при котором в структуре органов власти учреждается постоянно действующий, избираемый населением парламент, принимающий законы. По сравнению со странами Западной Европы (в Англии в 1265 г., во Франции в 1302 г.) в России парламент появился очень поздно, и лишь под давлением революции 1905-1907 гг. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором обещал созвать законодательную Государственную думу.

Открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Выборы в нее были не всеобщими. Избирательного права были лишены женщины, солдаты, матросы, учащиеся, батраки. Каждое сословие имело свои нормы представительства: голос 1 помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков.

Выборы были не прямые: для крестьян – четырехступенчатые, для рабочих – трехступенчатые, для дворян и буржуазии – двухступенчатые. Был введен возрастной ценз (25 лет), а для горожан – еще и высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.

Депутаты Государственной думы избирались на 5 лет. Дума созывалась указами царя. Фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой, был преобразован Госсовет. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним. Император мог распустить Думу и назначить новые выборы. Тем не менее, некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы, новые законы не могли быть приняты без ее участия. Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждать государственный бюджет.

Среди депутатов I Государственной думы было 34% кадетов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства), 14% октябристов, 4% меньшевиков. Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев. Намерения депутатов оказались слишком радикальными, поэтому 9 июля 1906 г. I Государственная дума, проработав 72 дня, была распущена Николаем II.

II Государственная дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.) оказалась еще левее (оппозиционнее), чем первая. Из 542 депутатов 222 (43%) принадлежало к революционным партиям (социал-демократам, эсерам, трудовикам и др.). Представительство кадетов сократилось до 19%. Больше стало правых (консерваторов) – в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Вторая Дума успела проработать только 102 дня и тоже была распущена. 3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон, предоставивший преимущества на выборах помещикам и крупной буржуазии.

III Государственная дума (1907-1912), избранная на основе нового закона, оказалась намного консервативнее предшествующих, а потому проработала весь отведенный ей срок. По новому закону о выборах один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 – мелкой городской буржуазии, 260 – крестьян и 543 – рабочих. Число депутатов от национальных районов сократилось втрое. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Состав III Государственной думы оказался следующим:

- правые – черносотенцы (32%);

- центр – октябристы (33%);

- левые – кадеты (12%), социал-демократы (4%), трудовики (3%) и национальные партии (6%).




Выборы в IV Государственную думу (1912-1917) незначительно изменили ее состав. Были сохранены два большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское. В это же время оформилась новая партия – прогрессистов, которая выступала за конституционно-монархический строй, расширение прав Государственной думы и ответственность министров перед ней. Появление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил страны. Председателем Думы стал октябрист М.В. Родзянко.

В августе 1915 г. на собрании Государственной думы был создан Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть представителей национальных партий. Фактическим руководителем этого блока стал П.Н. Милюков. В условиях нарастающего общенационального кризиса в 1916 г. был поставлен вопрос о полной ответственности министров перед Думой.

Парламентаризм – тип государственного устройства, при котором в структуре органов власти учреждается постоянно действующий, избираемый населением парламент, принимающий законы. По сравнению со странами Западной Европы (в Англии в 1265 г., во Франции в 1302 г.) в России парламент появился очень поздно, и лишь под давлением революции 1905-1907 гг. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором обещал созвать законодательную Государственную думу.

Открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Выборы в нее были не всеобщими. Избирательного права были лишены женщины, солдаты, матросы, учащиеся, батраки. Каждое сословие имело свои нормы представительства: голос 1 помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков.

Выборы были не прямые: для крестьян – четырехступенчатые, для рабочих – трехступенчатые, для дворян и буржуазии – двухступенчатые. Был введен возрастной ценз (25 лет), а для горожан – еще и высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.

Депутаты Государственной думы избирались на 5 лет. Дума созывалась указами царя. Фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой, был преобразован Госсовет. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним. Император мог распустить Думу и назначить новые выборы. Тем не менее, некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы, новые законы не могли быть приняты без ее участия. Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждать государственный бюджет.

Среди депутатов I Государственной думы было 34% кадетов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства), 14% октябристов, 4% меньшевиков. Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев. Намерения депутатов оказались слишком радикальными, поэтому 9 июля 1906 г. I Государственная дума, проработав 72 дня, была распущена Николаем II.

II Государственная дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.) оказалась еще левее (оппозиционнее), чем первая. Из 542 депутатов 222 (43%) принадлежало к революционным партиям (социал-демократам, эсерам, трудовикам и др.). Представительство кадетов сократилось до 19%. Больше стало правых (консерваторов) – в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Вторая Дума успела проработать только 102 дня и тоже была распущена. 3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон, предоставивший преимущества на выборах помещикам и крупной буржуазии.

III Государственная дума (1907-1912), избранная на основе нового закона, оказалась намного консервативнее предшествующих, а потому проработала весь отведенный ей срок. По новому закону о выборах один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 – мелкой городской буржуазии, 260 – крестьян и 543 – рабочих. Число депутатов от национальных районов сократилось втрое. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Состав III Государственной думы оказался следующим:

- правые – черносотенцы (32%);

- центр – октябристы (33%);

- левые – кадеты (12%), социал-демократы (4%), трудовики (3%) и национальные партии (6%).

Выборы в IV Государственную думу (1912-1917) незначительно изменили ее состав. Были сохранены два большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское. В это же время оформилась новая партия – прогрессистов, которая выступала за конституционно-монархический строй, расширение прав Государственной думы и ответственность министров перед ней. Появление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил страны. Председателем Думы стал октябрист М.В. Родзянко.

В августе 1915 г. на собрании Государственной думы был создан Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть представителей национальных партий. Фактическим руководителем этого блока стал П.Н. Милюков. В условиях нарастающего общенационального кризиса в 1916 г. был поставлен вопрос о полной ответственности министров перед Думой.

С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали Государственные Думы четырех созывов. Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были, при всей их ограниченности, первые выборные народом органы власти, имевшие право контроля за некоторыми сторонами управления государством, которые до этого времени безраздельно принадлежали царю. Следующая Государственная Дума России соберется на первое заседание лишь 77 лет спустя, в 1994 г.

Файлы: 1 файл

Деятельность I-IV Государственных Дум.docx

Деятельность I-IV Государственных Дум

С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали Государственные Думы четырех созывов. Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были, при всей их ограниченности, первые выборные народом органы власти, имевшие право контроля за некоторыми сторонами управления государством, которые до этого времени безраздельно принадлежали царю. Следующая Государственная Дума России соберется на первое заседание лишь 77 лет спустя, в 1994 г.

I Государственная Дума

Выборы в I Государственную Думу проходили в марте-апреле 1906 г.

Было избрано 448 депутатов

Событием огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических представителей из многих стран.

Учрежденная в ходе революции 1905-1907 гг., Государственная дума с самого начала фактически стала центром легальной борьбы общественных интересов, выразителями которых являлись политические партии.

Первый правительственный законопроект, внесенный в первый российский парламент, касался ассигнования средств на открытие прачечной при Юрьевском университете. В результате депутатам пришлось самим заняться разработкой законопроектов. Кроме того, за недолгое время своего существования Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. Однако и в ходе законотворческой деятельности I Думы проявились серьезные внутренние противоречия.

Председателем Думы был избран представитель кадетской партии выдающийся юрист профессор С.А.Муромцев. Левее кадетов оказалась народническая фракция трудовиков. Разногласия между двумя основными фракциями наглядно проявились в ходе обсуждения аграрного вопроса, занявшего центральное место в работе I Думы. Обсуждались в основном два проекта, представленные фракциями кадетов и трудовиков.

II Государственная Дума

Революция еще продолжалась, “беспорядки на аграрной почве” в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу.

Государственная Дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. В ней по-прежнему преобладали оппозиционные течения, социал-демократов и социалистов-револиционеров (эсеров). Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов.

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 г.

Председателем Думы, стал правый кадет Ф.А. Головин. II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница, депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел.

Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. Также нужно отметить важную особенность - большинство заседаний Думы было посвящено процедурным проблемам.

Особую остроту обсуждению главного вопроса работы II Государственной Думы - земельного – придавало то, что начало работы парламента совпало с очередной волной революционных выступлений крестьянства. Правые депутаты (монархисты и октябристы) выступали в поддержку политики правительства, то есть были против какого-либо отчуждения помещичьей земли. Позиция кадетов в аграрном вопросе стала более правой, нежели в I Думе. В своем проекте аграрной реформы, внесенном во II Думу, они во многом отступили от своих предыдущих требований.

Но социал-демократы, трудовики, социалисты-революционеры и народные социалисты на совместном заседании 13 мая 1907 г. приняли решение выступить в Думе перед концом прений по аграрному вопросу с требованием проведения принудительного отчуждения частновладельческих земель и немедленной отмены всех столыпинских аграрных указов. Однако воплотить в жизнь это решение левым депутатам не удалось.

Царское правительство решило распустить II Государственную Думу, обвинив социал-демократическую фракцию в подготовке заговора для низвержения самодержавия и установления демократической республики. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы прокурор Петербургской судебной палаты зачитал постановление о привлечении к суду 55 членов социал-демократической фракции и немедленном заключении под стражу 16 наиболее активных ее членов.

III Государственная Дума

Основным содержанием деятельности III Государственной Думы продолжал оставаться аграрный вопрос. Добившись социальной опоры в лице этого коллегиального органа, правительство наконец приступило к его использованию в законодательном процессе. 14 июня 1910 года был издан одобренный Думой и Государственным советом и утвержденный императором аграрный закон. Практически этот закон был первым фактом участия Государственной думы в законодательном процессе за всю историю ее существования. В деятельности III Думы бюджетные вопросы занимали большое место.

А между тем, перед Государственной думой стояла и еще одна важная социальная проблема - разработка и принятие законов, улучшающих положение рабочего класса.

Еще в 1906 г. было создано Особое совещание под председательством министра торговли и промышленности Д.А.Философова, призванное выработать законопроекты для решения "рабочего вопроса". Совещание предложило десять законопроектов: "1) страхование болезней, 2)страхование несчастных случаев, 3) страхование инвалидности, 4) сберегательные кассы обеспечения, 5) правила о найме рабочих, 6) рабочее время, 7) врачебная помощь, 8) меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ, 9) промысловые суды, 10) фабричная инспекция и фабричные присутствия."[118] Законы предназначались для внесения еще во II Государственную Думу, но в связи с событиями, изложенными ранее, это было отложено. Только в июне 1908 г. страховые законопроекты поступили в III Думу, рабочая же комиссия к их рассмотрению приступила через год, и лишь в апреле 1910 г. они попали в повестку дня Думы. В Думе развернулись острые прения. Эти законопроекты не могли устроить рабочий класс и снять напряжение в обществе. 23 июня 1912 г. утвержденные царем законопроекты вступили в действие.

III Государственная Дума проработала положенные ей пять лет и была распущена императорским указом от 8 июня 1912 г.

IV Государственная Дума

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. В IV Государственную Думу было избрано 442 депутата.

Заседания Думы открылись 15 ноября 1912 г.

Первые две сессии IV Государственной Думы прошли до начала Первой мировой войны и были посвящены обсуждению и принятию законов, направленных на укрепление основ самодержавного строя – о полиции, духовенстве, тюрьмах и др.

Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказались за доверие правительству и отказ от оппозиционной деятельности. 24 июля 1914 г. Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

В конце января 1915 г. состоялась очередная, III сессия IV Государственной Думы для утверждения военных кредитов.

В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием.

После этого в полном составе Дума уже не собиралась. 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование. Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г.[136] в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.

В заключении можно сказать, что весь законодательный, законотворческий механизм думской монархии страдал существенными изъянами. Основные законы довольно жестко ограничивали правовое поле, на котором развертывалась деятельность Думы. В сфере своей компетенции Дума была ограничена. Основные законы не подверглись изменениям вплоть до падения монархии. Предложение предоставить законодательным палатам право инициативы пересмотра Основных законов не было принято, и оно осталось исключительным правом императора.

Первая революция показала, что народ готов отстаивать свои права, бороться за свободы. Весной 1906 года заработала I Государственная дума. Российская империя получила опыт парламентаризма. С небольшими перерывами Государственная дума проработала до октября 1917 года.

I Государственная дума (27 апреля – 8 июля 1906)

Первая Государственная дума

Первым председателем думы стал кадет С. Муромцев. Поскольку для народа главным был аграрный вопрос, депутаты занялись разработкой земельных проектов.

Дополнительно дума рассматривала возможность создания ответственного перед ней министерства. Деятельность депутатов не понравилась верховной власти. Все законопроекты были отклонены. Не проработав и 3 месяцев, I Госдума была распущена.

II Государственная дума (20 февраля – 2 июня 1907)

Председателем был избран кадет Ф. Головин. Депутаты продолжили работу предыдущего созыва, сделав аграрный вопрос центральным. Свои проекты разработали трудовики, кадеты, социал-демократы. II Госдума выступила против аграрной реформы Столыпина.

III Государственная дума (1 ноября 1907 – 9 июня 1912)

III Государственная дума

Это первая дума, которой удалось продержаться 5 лет. Это получилось во многом благодаря тому, что в парламент прошли лояльные к царю люди. Депутаты принимали законопроекты, соответствующие интересам императора. В разное время председателями думы были октябристы Н. Хомяков, А. Гучков, М. Родзенко.

III Госдума утвердила аграрное законодательство, опираясь на реформы П. Столыпина. Также депутаты приняли рабочее законодательство. Была ограничена автономия Финляндии.

IV Государственная дума (15 ноября 1912 – 6 октября 1917)

ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 27 апреля по 8 июля 1906 (просуществовала 72 дня). Государственная дума была учреждена царским Манифестом 17 октября 1905, который определил функции Думы как совещательную и надзорную: никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; депутатам Госдумы органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность действительного участия в надзоре за исполнением законодательства.

Состав Думы. Всего избрано 499 депутатов. На выборах в Первую Государственную думу убедительную победу одержали кадеты (170 депутатов = 34%), кроме них, в состав думы вошли 100 представителей крестьянства (трудовиков = 23%), 15 социал-демократов (меньшевиков = 4%), 70 автономистов (представителей национальных окраин), 30 умеренных и правых (правых представляли октябристы = 14%) и 100 беспартийных депутатов. Большевики бойкотировали выборы в Думу, считая единственно правильным направлением развития революционный путь. Поэтому никаких компромиссов у большевиков с первым парламентом в истории России быть не могло. Черносотенцы в Думу не прошли.

Торжественное открытие заседания Думы состоялось 27 апреля в Тронном зале Зимнего дворца в Петербурге. Председателем Думы был избран один из лидеров кадетов профессор Московского университета, правовед С. А. Муромцев.

Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 20 февраля по 2 июня 1907 (102 дня).

В состав Второй Госдумы вошли: Всего 518 депутатов. 104 трудовика, 98 кадетов ( = 19%), 65 социал-демократов, 37 эсеров, 22 монархиста (= 10%), 32 октябриста и умеренных депутатов, 76 автономистов, 17 казаков, 16 энесов (народных социалистов), 50 беспартийных. Председателем был избран один из лидеров кадетов, Ф. А. Головин.

В Думе был образован Левый блок (трудовики + эсеры + социал-демократы), составивший 222 депутатских места (43% от всех мест в думе).

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 (единственная Дума, проработавшая полный пятилетний срок).

Для проведения реформ правительству П. А. Столыпина была необходима более правая Дума. По новому избирательному закону от 3 июня 1907 значительно урезались права целых категорий граждан: число представителей от крестьянства сокращалось в 2 раза, от рабочих — в 2,5 раза, от Польши и Кавказа — в 3 раза, народы Сибири и Средней Азии вообще потеряли право голоса в Думе. Помещики, напротив, значительно расширили свои права, по новому закону голос помещика приравнивался к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих.

В состав Третьей думы вошли: 136 октябристов (=33%), 90 националистов, 53 кадета (= 12%), 51 монархист , 39 мирнообновленцев и прогрессистов, 26 депутатов от национальных групп, 19 социал-демократов (= 4,2 %), 15 беспартийных, 13 трудовиков (= 3%). Третья дума оказалась долгожителем: она просуществовала пять лет — весь отведенный ей срок.

За время своей работы Дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов, утвердив из них 2197.. Среди важнейших, принятых ею законов были законы об аграрной реформе (1910), о введении земства в западных губерниях (1910) , о введении в 9 украинских и белорусских губерниях земств, об уравнении в правах русских и финских граждан, проживающих в Финляндии, о выплате финской казной 20 тыс. марок взамен воинской повинности, о лишении Финляндии самостоятельности в вопросах о налогообложении, суде, охране порядка, таможне, об отмене финских денег и замене их на русские. Были подтверждены права старообрядцев, уравнены права женщин и мужчин на педагогическом поприще. Женщины получили права быть присяжными поверенными на судах, открывать адвокатуры и др.

В послереволюционных условиях по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет дума обсуждала 4 законопроекта по рабочему вопросу: о создании рабочих касс для рабочих, конфликтных комиссий из представителей рабочих и администрации, о сокращении рабочего дня до 10 часов, о страховании и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15% рабочих и создавал видимость заботы о них правительства.

ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917.

В состав Четвертой думы вошли: 98 октябристов, 88 националистов и умеренно правых, 64 монархиста, 59 кадетов, 48 прогрессистов,33 центриста, 21 депутат от национальных групп,10 трудовиков, 7 беспартийных. Думу возглавил прежний ее председатель, октябрист М. В. Родзянко.

14 февраля 1917 г. дума заявила о необходимости смены правительства.

25 февраля 1917 г. царь распустил Государственную Думу.

27 февраля 1917 был создан Временный комитет Государственной думы, решивший взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка, связанного с событиями Февральской революции.

После формирования Временного правительства (2 марта) функции Думы свелись к проведению частных совещаний ее членов. Дума была распущена Временным правительством 6 октября 1917 в связи с началом выборов в Учредительное собрание, которое и должно было определить форму правления и органы государственной власти в России.

Читайте также: