Деятельность госдумы в начале 20 века кратко

Обновлено: 25.06.2024

Государственная дума Российской империи — это законодательное представительное учреждение в Российской империи.

История Государственной думы

Государственная дума I созыва была первым в России избранным населением представительным законодательным органом. Она была образована в результате попытки преобразовать Россию в парламентскую монархию, вызванной желанием стабилизировать обстановку в условиях волнений и революционных выступлений. I созыв Думы провел одну сессию и просуществовал 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года, после чего ее распустил император Николай II.

После досрочного роспуска I Думы представительный законодательный орган был созван второй раз. Он был избран по тем же правилам, что и предыдущий созыв и тоже сразу вступил в конфронтацию с Советом министров, проведя лишь одну сессию до своего досрочного роспуска 3 июня 1907 года. Избирательное законодательство после этого было изменено. II созыв Государственной Думы работал 102 дня.

Законодательная деятельность второй Думы в целом носила следы политической борьбы со властью.

Из внесенных в парламент 287 правительственных законопроектов (включая бюджет на 1907 года, законопроекты о реформе местного суда, аграрной реформы, ответственности чиновников) Думой было одобрено лишь 20 законопроектов. Лишь три из них получили силу закона (два проекта помощи пострадавшим от неурожая и об установлении контингента новобранцев).

III Государственную думу избирали на основании принятого после роспуска II Государственной думы на основании ст. 87 Основных Государственных Законов Положения о выборах в Государственную думу 1907 года. Смысл статьи состоял в том, что в случае чрезвычайной необходимости правительство обладало правом принимать новые законы без обсуждения с Государственной Думой, в периоды между роспуском Думы и избранием нового созыва, или же в периоды между сессиями Думы. Однако указанная статья напрямую запрещала правительству применять этот порядок для изменений постановлений о непосредственных выборах в Думу. Поэтому роспуск II созыва Государственной думы и последовавшее изменение в избирательном законодательстве квалифицируется как государственный переворот.

Готовые работы на аналогичную тему

Результатом третьеиюньского переворота стало перераспределение депутатов нового созыва Думы по партиям, увеличившее представительство правых партий и центра, что дало возможность правительству и III Государственной думе наладить совместную конструктивную работу. III созыв Государственной думы начал работу 1 ноября 1907 года и был распущена 30 августа 1912 года, причем её деятельность прерывалась 09 июня 1912.

Государственная дума IV созыва была избрана 15 ноября 1912 года. Ее председателем был М. В. Родзянко.

Значение Государственной думы

Поскольку возможности Государственной думы были существенно ограниченны, она так и не стала полноправным законодательным органом, однако сумела накопить позитивный опыт, с ее деятельностью связывались определенные надежды на демократизацию России, в целом налицо были позитивные сдвиги.

В сложных условиях ограничения прав Думы, оппозиционно и революционно настроенные депутаты (например, социал-демократы) находили возможности высказывать собственное мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом читающей России: обеспечивались гласность деятельности Думы, отражения в печати ее запросов и заседаний (в том числе и социал-демократической), в газетах публиковались стенографические отчеты, а затем издавались отдельными томами по каждой сессии.

Закрытыми объявлялись лишь заседания, на которых обсуждались военно-морские и военные программы, их стенограммы огласке не подлежали.

Депутаты для критики правительства использовали любую возможность. Так при обсуждении годового бюджета Российской империи, они себе позволяли говорить все, что думают о деятельности правительства.

Несмотря на то, что Дума не обладала правом обсуждать внешнюю политику, при рассмотрении бюджета Министерства Иностранных Дел депутаты яростно критиковали его деятельность. То же касалось работы военного ведомства: выделяя деньги на потребности армии и флота, депутаты неоднократно говорили о генералах-карателях, о бездарности в военном руководстве великих князей. Дума эффективно использовала систему подачи запросов. И несмотря на то, не неся ответственность перед Думой, министры могли отвечать ей с необычной наглостью, благодаря гласности эти ответы становились известны стране и оценивались общественностью.

При встречах с избирателями депутаты также подвергали правительство критике.

Таким образом, первый в России избираемый представительный орган не стал полноценным институтом законодательства (попытки реализовать законодательные права предпринимались I и II Думами), однако стал катализатором позитивных перемен в обществе:

  • формирование демократических традиций;
  • развитие гласности;
  • формирование правого сознания;
  • политическое просвещение народа;
  • ликвидация веками господствовавшей рабской психологии;
  • активизация политической деятельности народа;
  • приобретение опыта демократических решений важнейших государственных вопросов, совершенствование парламентской деятельности, формирование слоя профессиональных политиков.

Государственная дума превратилась в центр легальной политической борьбы, обеспечив возможность работы официальной оппозиции.

Положительный опыт работы Государственной думы может быть использован в деятельности современных российских парламентских структур.

Решение о создании в России Государственной думы как национального парламента было принято Николаем II и его приближенными под давлением революционных событий 1905 года. Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии. Но деятельность и Государственных дум показала: достичь желаемого результата власти не удалось.

Создание Думы, ее полномочия и способ формирования

Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.

Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.

Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).

Основные положения избирательного закона

Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.

Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.

I Государственная дума и ее работа

Открытие первого заседания Думы

Состав I Государственной думы

По результатам выборов было избрано 497 депутатов, однако в работе Думы участвовало 448 человек (часть мандатов было аннулировано, некоторые не смогли приехать, были и другие причины отсутствия). В социальном плане наибольшую группу среди них составляли помещики и землевладельцы, было много также преподавателей, промышленников и юристов.

Но в политическом плане наибольшую фракцию (176 человек) составили сторонники партии кадетов, то есть центристская сила. Большая фракция была также у трудовиков. Крайне правых оказалось ничтожно мало. Зато оказалось не так уж мало представителей левых – 23 эсера, 18 социал-демократов.

Состав первой Думы

Соответственно, и настроена по отношению к правительственным проектам Дума была критично. Ее нельзя назвать революционной, но она проявляла желание быть реформаторской.

Деятельность I Государственной думы

Дума работала с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года. За это время полностью через все законодательные инстанции прошел только один законопроект. Депутаты сознательно и демонстративно противопоставляли себя Кабинету министров и Государственному Совету, являвшемуся де-факто верхней палатой парламента.

Основной сферой интересов думцев был аграрный вопрос, но депутатами было подано и немало других, достаточно радикальных, проектов. Однако самые революционные из них Дума все же в результате не рассматривала. В числе прочего, было предложено:

Заседание думского комитета

Кабинет И.Л. Горемыкина последовательно отклонил все депутатские запросы. Они же одобрили только выделение финансовой помощи пострадавшим от неурожая, причем дума даже сократила сумму на это до 15 млн. с предложенных Министерством финансов 50 млн.

Роспуск I Государственной думы

Отсутствие результата в деле одобрения правительственных законопроектов стало поводом для разгона Думы. Новый премьер П.А. Столыпин прямо заметил, что депутаты берут на себя слишком много, а их повышенный интерес к аграрному вопросу нежелателен. 8 июля 1906 года царем был подписан указ о роспуске Думы. На следующий день депутаты просто обнаружили зал заседаний запертым, а к дверям был прибит текст указа.

Значительная группа депутатов (180, а по некоторым данным 230 человек), возмущенных роспуском, подписали так называемое Выборгское воззвание, призывающее избирателей к гражданскому неповиновению. Это было признано преступлением, подписанты попали на 3 месяца в тюрьму и были лишены избирательных прав.

Деятельность II Государственной думы

Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.

Состав II Государственной думы

Состав второй Думы

Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.

Законодательная деятельность II Думы

В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.

Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.

Группа депутатов второй Думы

Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.

Итоги работы Государственной думы I и II созывов

Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.

Заседание второй Думы

Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.

Выборы в Государственную думу были не всеобщими (в них не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся и рабочие, занятые на мелких предприятиях). Каждое сословие имело свои правила представительства: голос 1 помещика = 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков. Правительство еще рассчитывало на монархическую приверженность и думские иллюзии крестьян, поэтому для них была установлена относительно высокая норма представительства. Выборы были не прямые: для крестьян — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для дворян и буржуазии — двухстепенные. Был введен возрастной (25 лет) и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.

Государственная дума 1906-1917 гг и опыт российского парламентаризма таблица

Партийный-политический состав государственной думы 1906 - 1917 гг

Руководство Государственной думы

Основные вопросы в направления деятельности

1я Государственная дума

Кадеты — 161; трудовики — 97; мирнообновленцы - 25; социал-демократы - 17; Партия демократических реформ — 14; прогрессисты — 12; беспартийные — 103; Партия союза автономистов: польское группа — 5; латышская группа — 6; группа западных окраин — 20; литовская группа — 7.

Всего: 499 депутатов

Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Председатель — С.А. Муромцев (кадет)

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распушена через 72 дня царем.

20.02 — 02.06.1907 г.

2я Государственная дума

Трудовики — 104; кадеты — 37; правые — 22; народные социалисты — 16; умеренные и октябристы — 32; Партия демократических реформ — 1; беспартийные — 50; национальные группы — 76; казачья группа — 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель — А.Ф. Головин (кадет)

— Центральный вопрос — аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократы)

— Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Распушена по указу царя от 3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон. Его сущность — сочетание 2х направлений во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия.

01.11.1907 г. — 09.06.1912 г.

3я Государственная дума

Октябристы — 136; националисты — 90; правые — 51; кадеты — 53; прогрессисты и мирнообновленцы — 39; социал-демократы — 19; трудовики — 13; беспартийные — 15; национальные группы — 26.

Всего: 442 депутата

Н.А. Хомяков (октябрист, 1907-1910);

А.И. Гучков(октябрист, 1910— 1911);

М.В. Родзянко (октябрист, 1911-1912)

— В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный

— Утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910)

— Принято рабочее законодательство

— Ограничена автономия Финляндии

15.11.1912 г. — 6.10.1917 г.

4я Государственная дума

Октябристы — 98; националисты и умеренные правые — 88; группа центра — 33; правые — 65; кадеты — 52; прогресси- трудовики — 10; беспартийные — 7; национальные группы — 21.

Всего: 442 депутата

Председатель — М.В. Родзянко (октябрист, 1912-1917)

— Поддержка участия России в Первой мировой войне

Схема третья Государственная дума 1907 - 1912 гг

Схема 3я Государственная дума 1907 - 1912 годов

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Деятельность Первой и Второй Государственной думы

I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная "вносить спокойствие" в общество, лишь "разжигает смуту".

Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу "Народу от народных представителей". Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности).

Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.

Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы "сохранен без изменений". На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.

ВЫБОРЫ ВО ВТОРОЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю. При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев. Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к.-д., и у левых оказалось достаточно добровольных помощников, чтобы заполнить от руки требуемое количество бюллетеней.

Но избирательная кампания носила новый характер: при выборах в Первую Думу никто не защищал правительство; теперь же борьба шла внутри общества. Самый этот факт был уже существеннее, чем то, кто получит большинство на выборах. Некоторые слои населения - более состоятельные слои - почти целиком повернулись против революции.

Избрание выборщиков происходило в январе. В обеих столицах к.-д. сохранили свои позиции, хотя и сильно растаявшим большинством. Они победили и в большинстве крупных городов. Только в Киеве и Кишиневе на этот раз одержали верх правые (избраны были епископ Платон и П. Крушеван), а в Казани и Самаре – октябристы .

Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. открытие 2-й. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

РОСПУСК ВТОРОЙ ДУМЫ

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что "не видит практических результатов от думской работы".

В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с "настойчивыми" просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к. "большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства". С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, "500 Пугачевых".
Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя. 1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было.
Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня. Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы. Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла "законопослушная" позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.
В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена. Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный "третьеиюньским", который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.

Читайте также: