Детство как культурно исторический феномен кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен.

3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.

4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества

7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.

8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда

Основные направления исследований

ТЕМА 2. Стадиальность психического развития человека: проблема

Периодизации развития в онтогенезе

План лекции:

1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен.

3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.

4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества

7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.

8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен

История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества.

Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что, когда у некоторых видов жи­вотных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для приобретения этими животными исчезнувших форм поведения и возникло детство.

Своеобразие человеческого детства состоит в том, что младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полно­стью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей. Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма про­должительное детство, которое удлиняется по мере развития обще­ства, выдвигающего всё более высокие требования к знаниям и уме­ниям своих членов.

С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. со­циальный статус, круг прав существенно изменяется. На ранних стадиях общественного разви­тия происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций ору­дий труда, целей и задач общей деятельности. В дальнейшем, усложнение орудий труда, привело к тому, что дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения созда­ются особые предметы - игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют ре­ально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводи ли общий смысл труда взрослых, с другой - развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельно­стью в нем начинает выступать игра.

Детство - это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что детство как период онтогенеза возникло тогда, когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретения этими животными нужных форм поведения и возникло детство.

Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре и содержанию.

С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, набор доступных для него видов и форм деятельности) существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития (и это подтверждается этнографическими кросс-культурными исследованиями) происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно-двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей.

Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и выделяет три исторических типа детства:

1. Квазидетство - на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство);

2. Неразвитое детство - мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние века и в Новое время.

4.2. Критерии периодизации возрастного развития

Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций; по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов — периодизация В.Штерна.




Еще один пример - периодизация Р.Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже - стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3.Фрейда.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев – 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3.Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить, периодизацииД.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман.

Детство - это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что детство как период онтогенеза возникло тогда, когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретения этими животными нужных форм поведения и возникло детство.

Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре и содержанию.

С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, набор доступных для него видов и форм деятельности) существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития (и это подтверждается этнографическими кросс-культурными исследованиями) происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно-двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей.

Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и выделяет три исторических типа детства:

1. Квазидетство - на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство);

2. Неразвитое детство - мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние века и в Новое время.

4.2. Критерии периодизации возрастного развития

Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций; по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов — периодизация В.Штерна.

Еще один пример - периодизация Р.Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже - стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3.Фрейда.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев – 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3.Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить, периодизацииД.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман.

Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее скорей всего историческое развитие детства и выделяет три исторических типа детства:

1. Квазидетство — на как бы ранних этапах именно человеческой истории (примечание переводчика) , когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство)

2. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного доля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние река и в Новое время.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Педагог-психолог: Панкратова Л.В. Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

Сегодня мы с Вами поговорим об истории детства. Любому педагогу – психологу это крайне необходимо, потому что в зависимости от того на каком этапе культурного развития находится семья отношения к ребёнку в этой семье будет различным. Дело в том, что в истории человечества к детям относились совершенно по-разному. Созданы даже целые теории. Это культурологические теории , которые основаны на том, что Культура и развитие общества напрямую связаны с тем как в этом обществе относятся к ребёнку. И сегодня мы с Вами познакомимся с психо - культурной теорией, которую создал американский психолог, исследователь по имени Ллойд Демоз .

Lloyd deMause Director of Psychohistory Institute Ллойд Демоз родился в 1931 году Он создал теорию, которая называется Психоистория. Теория Психогенная история связывает историю развития человечества с тем как менялось отношение к детству и роли ребёнка в обществе в процессе эволюционного развития.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. На мой взгляд, очень показательна будет история того как при раскопках в Помпеях нашли свиток, точнее не свиток а такие дощечки на которых производились записи, судебные в данном случае. На одной из этих дощечек была чудесная запись: Родители подавали прошение в суд, о том чтобы им возместили ущерб. Ущерб был связан с тем, что они лишились источника дохода. Каким образом? Их дочка, маленький ребёнок, занималась проституцией и тем самым приносила доход в семью. Естественно семья эти деньги использовала. И вот один из клиентов, каким –то образом умертвил этого ребёнка. Родители не смогли наказать этого убийцу ни каким другим способом как подать на него в суд, чтобы возместить ущерб связанный с тем, что был потерян источник дохода. Такое вот странное отношение к ребёнку, когда дети не имели абсолютно никаких прав, никакой защиты.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. И так. Инфантицидный стиль (до IV века н. э.) — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении . Любой ребенок в этот период истории постоянно рискует расстаться с жизнью, а выжившие дети становятся жертвами насилия. Ребенка чаще всего убивали в том случае, когда родители боялись, что его трудно будет воспитать или прокормить, это оказывало огромное влияние на выживших детей. Комментируя этот исторический период, описанный в работах Ллойда Демоза, И.С.Кон показывает, что, как бы не старался автор подчеркнуть независимость стиля воспитания от экономических условий , распространенность инфантицида в первобытном обществе в большой степени обусловлена низким уровнем материального производства .

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Переход к оседлому образу жизни и производящей экономике снижает инфантицидные тенденции в обществе . Дети могли быть использованы для труда по хозяйству (прополка, уход за скотом и т.п.). При оседлом образе жизни убийство детей уже не является жесткой экономической необходимостью и осуществляется не по количественным, а по качественным параметрам : уничтожаются новорожденные дети с физическими недостатками, нежизнеспособные, или нежелательные по полу (чаще девочки) или по ритуальным соображениям (близнецы) и т.п. Даже развитые общества, например античное, были довольно избирательны в заботе о детях.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Так в трудах Гиппократа, основоположника медицины, и родоначальника гинекологии Сорана Эфесского, можно найти разъяснения, какие новорожденные заслуживают того, чтобы их выращивали, а какие – нет. Сильная эмоциональная привязанность к детям не свойственна древним эпохам, детей стараются не замечать, относясь к ним как к существам низшим, являющимся к тому же собственностью родителей. Лишь в IV веке н. э. в Римской империи было законодательно отобрано право отцов полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей. С 318 г. н.э. при императоре Константине инфантицид стали считать преступлением, а к человекоубийству он был приравнен в 374 году . Хотя это и не гарантировало ребенку право на родительскую любовь и автономию от родительского своеволия.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Начиная 4 века нашей эры мы входим в другой период. (заполняем в таблицу) ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 2. Бросающий/ отстранённый стиль (IV — XIII века) отказ от инфантицизма в связи с распространением христианства . Его характерная черта – массовая практика передачи родителями детей на воспитание третьим лицам

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Обычай отдавать детей на воспитание в чужие семьи был распространен в этот период во всех социальных классах у валлийцев, англосаксов и скандинавских народов. Ребенка отправляли в другую семью, где он воспитывался до семнадцати лет, а потом возвращался обратно к родителям. Детей из знатных сословий в возрасте семи лет и младше отправляли в другой знатный дом или монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников. Представители низших сословий посылали детей в ученичество, где они вели трудную жизнь работника в чужом доме. При таком стиле воспитания использование физических наказаний является общепринятым: детей бьют кулаками и палками, кнутами и розгами до крови и серьезных травм, считая данный способ воздействия на ребенка совершенно естественным.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Также чрезвычайно распространенным в этот период был обычай запугивать детей различными устрашающими образами (дьявол, ведьма, черный человек и т.п.), чтобы добиться от них повиновения. Понятно, что подобный стиль воспитания не мог не сказаться на поведении детей, когда они уже становились взрослыми. Чаще всего это выражалось в немотивированной жестокости и агрессии по отношению к себе подобным, в том числе и к собственным детям. Следующий этап развития. Следующий стиль воспитания

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. (заполняем в таблицу) ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа (XIV — XVII века) характеризуется тем, что ребенок допущен в эмоциональную жизнь родителей, окружен вниманием, но ему отказывают в самостоятельном духовном существовании. Он по-прежнему остается вместилищем негативных проекций взрослых людей . ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 3.Амбивалентный стиль

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Очень интересно как в этот период развивалось воспитание ребёнка в России. Ну, например, до Указа 1641 года дети вообще не могли жаловаться на своих родителей . И только Пётр I изменил это обстоятельство. Согласно этому Соборному уложению, дети не имели абсолютно никаких прав по отношению к своим родителям. И если ребенок, хотя бы покушался или каким-то образом угрожал жизни своего отца, или матери, его необходимо было убивать, даже не раздумывая. При этом с другой стороны, если отец или мать убивали своего собственного ребёнка, то полагалось наказание не выше трёх лет. Это конечно поддерживало патриархальный уклад, где отношения внутри семьи строились таким образом, что взрослые люди обладали непререкаемым авторитетом, спорить с ними было бессмысленно, иначе не дай бог.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Наглядный пример Иван Грозный. Ситуация когда Иван Грозный убивает своего сына, не смотря на то, что историки сейчас спорят, было убийство или не было, она очень типичная. И даже если предположить, что Иван Грозный сделал это в порыве гнева, якобы он не хотел этого делать. Хотя состояние костей черепа при раскопках показывает, что скорее всего, действительно сына Ивана Грозного убили и сам Иван Грозный приложил к этому руку. Есть свидетельство о том, что Иван Грозный не убивал своего сына, а всё это придумал монах, который приехал из Западной Европы и таким образом пытался очернить царя. Как бы то ни было, но к детям было такое отношение, и монах не придумал это просто так, на пустом месте. Отношение к детям, таким образом, было типичным для воспитания в русской семье той эпохи.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. И так в этот период Ребенок уже не считается объектом физического ухода или опасным существом , однако появляется навязчивое стремление контролировать полностью не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка . Ребенок, по мнению Л. Демоза, постепенно перестает быть отдушиной для проекций, родители пытаются тесно сблизиться с ним , но при этом обрести власть над его умом , контролировать его внутреннее состояние, эмоции, потребности, волевое поведение.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. И так в этот период Когда ребенок воспитывался такими родителями, его нянчила родная мать, его уже не запеленывали до периода самостоятельной ходьбы , рано приучали к туалету, причем не заставляли, а уговаривали , били иногда, но не систематически , повиноваться заставляли чаще с помощью слов . Реже пускались в ход угрозы, так что стала возможна истинная эмпатия . Некоторым педиатрам удалось добиться улучшения заботы родителей о детях, вследствие чего снизилась детская смертность , что стало основой демографических изменений XIII века. Следующий стиль воспитания, который выдели Ллойд Демоз это →

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. 5. Социализирующий стиль характеризуется массовым распространением педагогических знаний , а также начального и среднего образования . Поскольку негативные родительские проекции продолжают ослабевать , воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении волей ребенка, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь . Цель воспитания перестает связываться с необходимостью завоевать ребенка и подчинить его себе. Ребенка учат приспосабливаться к жизненным условиям и обстоятельствам, социализируют . Хотя, надо заметить, что ребенок остается все-таки объектом социализации , а не субъектом ее . ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 5.Социализирующий стиль (XIX — первая половина XX века)

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Следующий стиль воспитания Помогающий стиль . Хочу обратить ваше внимание, что Ллойд Демоз создавал эту систему и опубликовал её в 1970 , когда, в общем-то, о помогающем стиле говорили мало . Запишите в таблицу ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 6. Помогающий стиль

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. 6. Помогающий стиль (с середины XX века и далее) Такой стиль воспитания требует колоссальных затрат времени и сил, особенно в первые шесть лет жизни , потому что помочь ребенку решать его ежедневные задачи невозможно, если не беседовать с ним постоянно , не отвечать на его вопросы , не играть с ним . Дети, воспитанные в указанном стиле становятся добрыми, искренними людьми, не подверженными депрессиям, имеющими сильную волю, не склоняющимися перед авторитетами . Своеобразие и необычность подхода Ллойда Демоза к периодизации истории детства несомненна.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Ценность данной концепции, состоит не только в акцентировании психогенных факторов истории , но и, прежде всего, в критике романтической идеализации положения детей в прошлые исторические эпохи , демонстрации исторического характера истоков педагогического гуманизма и постепенного обретения детьми субъектной позиции в педагогическом процессе . Вместе с тем, критика теории Л. Демоза часто связывается с европоцентризмом предложенной схемы, недостаточным учетом исторического педагогического опыта неевропейских народов. И.С.Кон отмечает, что даже в Европе педагогические традиции опирались на несколько принципиально различных образов ребенка , как объекта воспитания .

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Нынешние педагоги, и родители в большинстве случаев принимают эту гуманистическую личностно- ориентированную ценностную позицию взрослых по отношению к детям как данность , справедливо возмущаясь ситуациями несправедливости, насилия и жестокости по отношению к детям, встречающимися в реальности нашего бытия. Взаимоотношения взрослых и детей в современном мире, так или иначе, стремятся к гармонии, конструктивности взаимодействия, согласию и по возможности – к любви. И часто мы не задумываемся о том, что установки взрослых по отношению к детям определяются культурным и историческим контекстом , что они динамичны и зависят от характера социального и духовного опыта , накопленного человечеством в течение своей истории. А далее мы поговорим о другой теории, которую создала Американский этнолог, культурантрополог Маргарет Мид.

Маргарет Мид (англ. Margaret Mead ; родилась 16 декабря 1901 , Филадельфия — умерла 15 ноября 1978 , Нью-Йорк) — американский антрополог.

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. В этом случае мы имеем зависимое положение детей по отношению к взрослым, которое может сопровождаться уважением к опыту, но вероятно, может восприниматься и как тягостное, не позволяющее полностью самореализовываться. Примеры в современном обществе Итоги: 1.Совместно проживают как минимум три поколения 2.Старшее поколение пользуется непререкаемым авторитетом 3.Минимальное количество изменений, где стараются сберечь максимальное количество информации о своих предках, и роль этих предков высока. 4. Традиции, очень важна их роль

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Следующй тип→ Конфигуритивный тип культуры возникает исторически позже. Быстрое устаревание социального опыта приводит к тому, что преобладающей моделью поведения становится не опыт старших поколений, а опыт современников. В быстро меняющихся условиях значительная часть опыта отцов и дедов перестает быть подходящим поведенческим образцом. Понятно, что в данном типе культуры создаются предпосылки конфликта поколений: старшего, отстаивающего общепринятые традиции и младшего, настаивающего на собственном творческом опыте. Однако разрыва поколений все-таки не происходит, так как людей объединяет общность исторической судьбы и культурного наследия, религии, языка. Данная модель наблюдается в современном обществе.

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Маргарет Мид издавала свои работы в 50-60 годы, и предположила на перспективу , что следующий тип культуры это префигуративная культурная модель . Гипотетический тип культуры, развитие которого в будущем предсказывает М.Мид – это 3 . префигуративная культурная модель . В этом случае темп изменения и устаревания социального опыта становится настолько быстрым, что опыт предшествующих поколений вообще теряет всякую значимость. Молодое поколение решает все вопросы бытия без опоры на предшествующий культурный опыт . Педагогика, как таковая, практически утрачивает свой смысл , нарушается связь поколений и происходит их культурный разрыв, который в итоге способен привести к распаду культуры и уничтожению цивилизации.

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. 3 . Префигуративная культурная модель . Итоги: 1.Автономное сосуществование (одна территория, кровные узы, но нет общения и обмена информацией, разные интересы) 2.Интерес к истокам, ребёнок начинает рассматривать себя как часть народа, как часть культуры. 3.Рост национального самосознания 4. Способ передачи информации: дети учат своих родителей 5.Роль третьего поколения менее важна. Это плохо, нужно это менять

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Таким образом, современные гуманистические установки в воспитании, с одной стороны, являются визитной карточкой современной эпохи, а с другой стороны, – результатом длительного исторического пути человечества по достижению духовной зрелости, показателем которой и является ценностное отношение к детству, направленное на развитие и самораскрытие личности каждого ребенка. Литература: 1. Де Моз Л. Психоистория, Ростов-на Дону, 2000 2. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983 3. .Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.

Читайте также: