Детский сад как социокультурный центр

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Расширение социокультурного пространства ДОУ

Повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально-экономических условий. Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки дошкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.

Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды. Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона.

Исходя из этого, проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении мы осуществляли, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в ДОУ стало взаимодействие с различными учреждениями образования, : МКОУ СОШ № 6, сельская библиотека, дом культуры. Целью данного взаимодействия является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности,проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире .

Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Разработать концепцию взаимодействия социокультурных институтов.

- Концепция взаимодействия социокультурных институтов включает в себя: анализ и характеристику социокультурного института, обусловленного их спецификой, выполняемыми ими задачами и функциями, которые они в себе несут;

2. Разработать основные модели взаимодействия социокультурных институтов.

- Описание моделей взаимодействия социокультурных институтов, их основные характеристики, условия их реализации; обоснование и представление механизмов взаимодействия. Основа для организации взаимодействия определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка.

3. Определить условия реализации основных моделей взаимодействия социокультурных институтов.

Условиями реализации моделей, приводящими к развитию социокультурных взаимосвязей выступают: гибкость, открытость взаимодействия; ориентация на потребности динамично меняющегося социума и взаимодействие со средой (семьей, учреждениями культуры и т.д.); проектный характер совместной деятельности; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности;

Для осуществления поставленных задач

Нами были разработаны модели взаимодействия социокультурных институтов, стимулирующие развитие воспитательного пространства, условия их реализации, важнейшие характеристики;

Реализация моделей взаимодействия социокультурных институтов осуществлялась в несколько этапов:

1этап – выбор социокультурных институтов, определение характера взаимодействия.

На первом этапе мы выбрали те социокультурные институты, которые хотели бы взаимодействовать с нашим ДОУ – МКОУ СОШ № 6, сельская библиотека, дом культуры. этап - определение: целей и задач взаимодействия социокультурных институтов в решении воспитательных задач; возможностей, степени и меры их участия в решении общих задач; зон ответственности; проектирование совместной деятельности.

этап - реализации моделей взаимодействия, их развития.

этап - анализ результатов деятельности.

Изучение опыта организации взаимодействия социокультурных институтов позволило нам выделить общие характеристики моделей:

- наличие у них воспитательного потенциала, обусловленного функциями институтов, их задачами, которые они в себе несут, и позволяющего использовать их в решении общих задач воспитания;

- ориентация на взаимодействие, основанная на принципах дополнительности и партнерства и способствующая интеграции их воспитательного потенциала;

- единая схема построения моделей, включающая в себя структуру, содержание и субъектов взаимодействия;

- изменения, происходящие в содержании, структуре взаимодействия и в позициях его участников по мере развития самого взаимодействия.

Формирование эффективной системы обучения и воспитания, направленной на полноценное личностное развитие детей.

Создание оптимальных условий для интегрированного образования выпускников детского сада в школе.

Использование новых образовательных технологий, в том числе информационных, отвечающих современным требованиям ФГОС.

Внедрение в практику работы школы и детского сада здоровьесберегающих педагогических технологий.

Развитие общих традиций в работе детского сада школы через совместные мероприятия.

Круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности.

Экскурсии детей-дошкольников в школу.

Участие в торжественных линейках

Встречи родителей с будущими учителями.

Выступления с концертами.

«ДОУ – дом культуры

Формирование основ художественного мышления, мировидения, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.

1. Развитие потребности в художественном творчестве;

2. Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

3. Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;

Мастер-классы для дошкольников

Цель: Развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной и творческой деятельности, нравственному поведению и экологической культуре через любовь и уважение к чтению и книге .

Оказание помощи в деятельности воспитанников, родителей и учителей в образовательных проектах.

Обеспечение воспитанникам и педагогическим работникам доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД).

Формирование библиотечного фонда основными функциями, которого являются:

образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели;

информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя;

культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию воспитанников.

Участие воспитанников ДОУ в конкурсах

«ДОУ – дом культуры

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

Концерт воспитанников танцевального кружка в ДОУ

Экскурсии в дом культуры

Выступление воспитанников Доу на праздниках, проводимых домом культуры

В результате реализации моделей были отмечены, детально охарактеризованы и проанализированы следующие изменения во взаимодействии социокультурных институтов:

- в содержании взаимодействия: появление новых социально направленных проектов и программ; они приобретают целостность, взаимосвязанность;

- в структуре взаимодействия: возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групп взаимодействия (творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности).

- в позиции детей; для дошкольников расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.

- в позиции педагогов: отмечено, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.

Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования "Программы" по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.

Дает возможность познакомить детей подготовительной группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе.

В неделю педагогического мастерства "Зимние игры и забавы", мы организовали для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы, весёлое спортивное мероприятие на улице, которое включило в себя различные эстафеты и игры: катание на санках, хоккей, перетягивание каната и конечно же весёлые считалочки и кричалочки.

Сотрудничество детского сада и дома культуры приобщает детей к искусству, обогащает эмоциональные переживания. Участие в праздниках, концертных программах формирует у детей раскрепощённость, веру в себя, в свою значимость для окружающих, помогает усвоить основы культуры поведения. То, что наши дети выступают на сцене - это огромнейший плюс. Сцена - это своего рода воспитательный процесс, в котором воспитывается личность. Выходя на сцену, дети испытывают волнение, иногда даже страх, но всё это довольно быстро проходит, когда они глядя в зрительный зал, видят глаза родителей, поймают взглядом чью-то улыбку - и страх исчезает. У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что исполнителю важен результат своего выступления.
Выступления помогают детям раскрыться, почувствовать свои безграничные творческие возможности. Участие в праздничных концертах способствует развитию музыкально-творческих способностей у дошкольников в различных видах музыкальной и театрализованной деятельности, формирует интерес к музыкальной деятельности, дарит им радость результата своей работы, повышая самооценку и способность к самореализации, а также стремление к достижению успеха.

Ребёнок ощущает себя полноправным участником событий, проявляет индивидуальность, у него формируются коммуникативные навыки, развиваются способности сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми.

На концерты приходят семьями, обязательно приводят бабушек и дедушек посмотреть на внуков, что способствует сплочению семьи.

На протяжении нескольких лет совместной работы наши дети активно участвуют в различных мероприятиях, проводимых в Доме культуры: День учителя, День пожилого человека, Праздник 8 Марта , Праздник танца и др.

Ежегодно на базе Дома Культуры проходит фестиваль детского творчества "Калейдоскоп талантов", где юные артисты смело, непринуждённо держатся на сцене, демонстрируя всё своё мастерство и талант в различных жанрах музыкального искусства. Дети получают колоссальные положительные эмоции от атмосферы праздника, которые способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, что соответствует одной из задач ФГОС.

Опыт работы нашего детского сада с учреждением культуры показывает, что активная позиция дошкольного учреждения делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.

В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных институтов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества.

Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность.

В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.

Таким образом, данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.

Анализ проделанной работы свидетельствует о том, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, культурные учреждения и другие социальные институты), объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.

Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.

2. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования . – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компетентности, определяющие дальнейшую траекторию развития ребенка и его успешную социализацию в обществе. Так как именно в детском саду ребенок впервые сталкивается с необходимостью выстраивать социальные отношения, как со взрослыми, так и сверстниками. И от того, насколько качественно будут созданы условия для становления ребенка как личности, будет зависеть, адаптируется ли ребенок в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни, будет ли в дальнейшем уверенным в себе, умным, добрым, успешным, а самое главное счастливым.

ВложениеРазмер
dou_kak_tsentr_sotsializatsii.docx 35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

как центр социализации личности дошкольника

Сегодня вопросы социализации подрастающего поколения ставятся во главу угла основных актуальных проблем в образовании.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компетентности, определяющие дальнейшую траекторию развития ребенка и его успешную социализацию в обществе. Так как именно в детском саду ребенок впервые сталкивается с необходимостью выстраивать социальные отношения, как со взрослыми, так и сверстниками. И от того, насколько качественно будут созданы условия для становления ребенка как личности, будет зависеть, адаптируется ли ребенок в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни, будет ли в дальнейшем уверенным в себе, умным, добрым, успешным, а самое главное счастливым.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (П 3.2.5.) прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития

Данные условия предполагают:

1. обеспечение эмоционального благополучия:

-через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям.

2. поддержку индивидуальности и инициативы детей:

-через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-через не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3. установление взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения работать в группе сверстников;

4. построение вариативного развивающего образования

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Опираясь на образовательный стандарт, проектируя ООП ДО нашего учреждения, мы старались выстроить единую систему методического сопровождения социального развития ребенка и представить ее в виде модели:

Обратите внимание, что на то, что ребенок и детская деятельность не является центральным звеном образовательных отношений, ребенку отведено место как активного, равноправного участника. Поэтому в нашей модели присутствуют как педагоги, так и родители.

Сегодня мы с вами говорим о том, что социализация ребенка будет успешной, если создать условия для проявления социальной активности.

Поэтому основная образовательная программа дошкольного образования каждого учреждения должна учитывать социально-коммуникативное направление, которое будет ориентировано на освоение ценностей и норм, принятых в обществе.

В данном случае -это:

- формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в социуме, быту, природе.

Реализуя основную образовательную программу, при составлении перспективного планирования образовательной деятельности современный педагог имеет возможность выстроить образовательный процесс на основе комплексно-тематического планирования. Уже доказано, что именно тематические недели позволяют наиболее полно раскрыть тему, вызвать интерес, пробудить детскую инициативу и самостоятельность.

Реализуя ООП ДО педагогов могут использовать разнообразные формы организации образовательной деятельности:

-сюжетно-ролевые игры, игры парами и малыми группами, педагогические ситуации, ситуации морального выбора, просмотр и анализ мультфильмов, поручения различного характера, экскурсии, праздники, досуги и развлечения социального характера

В связи с тем, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает переход от стандартного образования к вариативности, тем самым педагоги, опираясь на особенности воспитанников группы, их интересы и потребности имеют возможность выбирать различные технологии, поддерживая разнообразие дошкольного детства.

Одна из инновационных технологий эффективной социализации дошкольников, которую предлагает Наталья Петровна Гришаева, включает в себя девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.

Она может проводиться 1-2 раза в месяц, длительность проведения 1 час. По своей тематике и целям, клубные часы бывают: свободные, тематические, семейные, творческие и т.д.

Тематикой ситуаций месяца могут служить

При выборе тем педагоги должны исходить из программы, по которой работает ДОУ, возрастных особенностей детей, самое главное, чтобы детям предоставлялась возможность осваивать социальные роли: я- как член семьи, я –как часть природы, я-как член общества, я- как гражданин и я-как мальчик, девочка.

  1. Заключительные праздники по темам ситуаций месяца.
  2. Развивающее общение. Данная технология играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, формирует способность ребенка самостоятельно решать проблемы, находить выход при решении конфликтных ситуаций.

Каждому дошкольному учреждению необходимо стремится к тому, чтобы семьи воспитанников принимали активное участие в формировании социальной компетентности, ведь только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться хороших результатов. Родители должны выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и активным субъектом образовательных отношений.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что наше дошкольное учреждение, как и многие другие, находится сейчас на этапе пересмотра традиционных подходов к организации образовательного процесса при формировании социальной компетентности каждого ребенка, потому что помочь раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольными современными педагогическими коллективами.


Ребенок дошкольного возраста постоянно находится в окружении семьи и детского сада. В этом окружении он узнает новую для него информацию, социализируется и адаптируется к дальнейшей жизни. Зачастую бывает так, что педагогическое воздействие в дошкольном учреждении не приносит удовлетворительных результатов. Как правило, связано это не с тем, что педагог плохо образован, а с тем, что используются разные требования в семье и садике к ребенку. Для нахождения решений проблем, связанных с успешным воспитанием и обучением детей, педагоги во все времена тесно контактировали с семьями воспитываемых детей.

Не все родители достаточно компетентны в области педагогики и возрастной психологии. Соответственно, не владеют знаниями об индивидуальных особенностях в развитии детей, испытывая трудности в воспитании. Для того чтобы обучение и воспитание было успешным, необходимо создавать условия сотрудничества между педагогами, родителями и детьми в условиях дошкольной образовательной организации.

В отечественной системе образования общественное воспитание находилось в приоритете над семейным. Именно поэтому вопросами развития детей, посещающих детские сады, занимались детские сады, задачей которых являлось педагогическое просвещение родителей.

Для того чтобы вовлекать родителей в воспиталеьно-образовательный процесс детей, используются разнообразные формы — информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы на разные темы,, детско-родительские клубы. В настоящее время большим спросом у родителей пользуется информирование с помощью интернет технологий. Педагоги создают различные сайты, и страницы где публикуют полезную информацию для родителей, отвечают на распространенные вопросы.

Все педагоги в своей работе должны стремиться к реализации таких задач как создание взаимопонимания для поддержания положительного эмоционального состояния между всеми участниками воспитания.

С родителями проводятся сортивные развлечения, благодаря которым мы вовлекаем родителей в активную жизнь детского сада, также используется личный пример взрослого в привитии интереса к здорровому образу жизни у детей, и не мало важным является психиологическое сближение детей и родителей.

Для родителей также проводятся открытые занятия, это одна из самых эффективных форм организации учебного процесса в дошкольных учреждениях. На таком занятии педагог может поделиться родителями и другими присутствующими самостоятельно разработанными способами преподавания и взаимодействия с детьми. Несмотря на то что план готовится заранее, в течение открытого урока демонстрируется реальный образовательный процесс. Открытые занятия способствуют установлению и укреплению связей с семьей. Родитель может наглядно познакомиться жизнью детского сада.

настоящее время как никогда актуальна проблема взаимодействия семьи и ДОО. Многие родители предполагают, что детский сад это то место, где присматривают за детьми, пока родители заняты. Вследствие этого, педагоги, часто испытывают существенные трудности в общении с родителями воспитанников. Неопытным педагогам бывает сложно донести информацию до родителей, которые как будто специально не хотят слушать. Мало объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и аккуратно одеть, но и научить его самообслуживанию, умению рассуждать, размышлять. Добиться этих умений можно только в постоянном общении со своим ребенком.

Те педагоги, которые столкнулись с данной проблемой, ищут способы и методы, которые помогут заинтересовать родителей во взаимодействии для создания единого воспитательного, и образовательного пространства, как дома, так и в стенах детского сада.

Родителям нужно понимать, что в первую очередь детский сад — помощник в воспитании и обучении ребенка. Не следует перекладывать всю ответственность на педагогический состав и отстраняться от воспитания и обучения детей. Детский сад не может заменить семейное воспитание. Связано это с тем, что детский сад и семья имеют разные функции и методы воздействия на детей.

Взаимодействие с каждой семьей для получения наилучшего результата. Добиться этого можно только путем просвещения и поддержки родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, педагог, взаимодействие, обучение детей, развитие детей, семья.


СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее времясоциокультурное пространство дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны, это пространство для развития и самоопределения ребенка (субкультура), а с другой стороны социокультурную среду можно рассматривать как сферу педагогических влияний, направленных на развитие и личности ребенка дошкольного возраста.

Большое значение в развитии теории развивающей среды внесла итальянский педагог М. Монтессори. Согласно ее взглядам, для развития детей необходимо создавать такую развивающую среду, которая бы позволяла ребенку самообучаться и саморазвиваться самостоятельно. [4]

Детство – это особый самоценный период, особенность которого заключается в том, что социокультурное пространство, в которое включен ребенок, в значительной степени совпадает с физическим пространством. Социокультурное пространство, включает в себя: дом (квартира), в котором проживает ребенок; двор, в котором он совершает прогулки и играет; дошкольное образовательное учреждение, в котором ребенок находится около десяти часов в рабочие дни; культурно-развлекательные, медицинские учреждения; учреждения сферы торговли и общественного питания, а также другие типы учреждений, которые ребенок посещает, как правило, совместно с родителями. Особое место в таком спектре занимают дошкольные образовательные организации (ДОО), где наиболее ярко представлена связь социокультурного и физического пространства. [2]

Социокультурное пространство дошкольной образовательной организации можно представить в виде трех основных компонентов:

О.В. Никифорова выделяет основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды, а именно, взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей).

Компонент окружающего микросоциума.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. [2]

По мнению В.А.Петровского, Л.М. Клариной были выделены принципы построения социокультурной среды в ДОО:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

принцип активности, самостоятельности, творчества;

принцип стабильности — динамичности;

принцип комплексирования и гибкого зонирования;

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

принцип открытости — закрытости;

принцип учета половых и возрастных различий детей. [ 7]

Уникальность социокультурного пространства дошкольного образовательного учреждения заключается в особом типе социальных связей, которые охватывают педагогов, родителей и детей. С помощью педагогических технологий ребенок, включенный в него, становится его активным субъектом, способным через игровую деятельность понять и познать нормы и ценности современного общества. В социокультурном пространстве ДОО воспроизводятся жизненные ситуации, в которых ребенок осваивает различные социальные роли и подражает образцам поведения, взаимодействуя с другими детьми и взрослыми. [6]

В связи с этим процесс формирования социокультурной среды в ДОО проходит в четыре этапа:

1 этап. Возникновение и становление.

На данном этапе происходит становление команды единомышленников, формирования образа настоящего и будущего детского учреждения или группы, его социокультурной среды, организация проблемных групп из родителей, педагогов и детей с целью активизации участников к развитию социокультурной среды.

2 этап. Активного развития.

На данном этапе разрабатываются программы по построению модели социокультурной среды. Происходит обсуждения проектов и объединение их в общий проект. Организация повышения квалификации педагогов, семинаров по выбранному направлению социокультурной темы. Просвещение родителей, организация детских исследований, организация детско-взрослых сообществ.

3 этап. Формализация. Происходит обобщение опыта, его трансляция.

4 этап. Преобразования. Появление новых носителей идей и подведение.

Социокультурная среда дошкольного образовательного учреждения – это уникальная конструкция, созданная родителями, педагогами, руководством органов образования и находящаяся в постоянном развитии. Поэтому социокультурная среда - представлена как единство трех составляющих:

социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).

принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;

развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. [ 6]

Таким образом, социокультурная среда в дошкольной образовательной организации оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка, поскольку в период детства происходит освоение и усвоение социальных ролей, норм и ценностей различных сфер общественной жизни.

Список используемой литературы

Бурдье, П.С. Социология социального пространства / П.С. Бурдье – СПб.: Алетейя, 2007. – Текст : непосредственный

Висангириева Елена Дмитриевна. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2003 223 c. РГБ ОД, 61:03-13/2352-4

Социокультурная среда дошкольной образовательной организации как условие саморазвития личности ребенка / А.Т. Ферзалиева, С.М. Зырянова. – Текст : непосредственный // Сборник. – 2017. – № 1. – С. 35–39. – Текст : непосредственный

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р, 2 // Рос. газ., 1 июня, 2015.

Чумичева, Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева – Текст : непосредственный // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 4. – С. 6–17. – Текст : непосредственный

Читайте также: