Детский исследовательский проект в доу куклы наших бабушек
Обновлено: 18.05.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский исследовательский проект
Исследователь: Юсупова Ксюша
Руководитель проекта: воспитатель
Баянова Наталья Витальевна
2. Цель, задачи. 6 Основная часть
1.Этапы, план работы над проектом. 7
2. История возникновения кукол. 8
Заключительная часть. 12
Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души .
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно
помнить детство.
И создали в группе свой музей.
Объект исследования : тряпичная кукла.
Предмет исследования : технология изготовления тряпичных кукол.
Гипотеза: Если я познакомлюсь, с созданием народной тряпичной куклы то узнаю её историю, и её неповторимый образ.
Цель исследования: Узнать в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и через куклу узнать о старинных праздниках и обычаях русского народа.
1.Познакомиться с историей возникновения кукол;
2. Изучить виды кукол;
3. Провести социологический опрос среди детей;
4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу.
Проблема: Как сделать куклу своими руками?
Работая над проектом, мы использовали следующие методы исследования:
- просмотр альбомов, иллюстраций в энциклопедии;
- информация в сети Интернет по данной теме;
- социологический опрос;
- практическое изготовление изделий;
- заключение, вывод.
Тип проекта: исследовательский, творческий
Сроки реализации проекта : 2 недели
Описание этапов работы над проектом представлены в виде таблицы.
Основная часть
Этапы реализации проекта
- Постановка цели и задач проекта;
- социологический опрос среди детей подготовительной группы;
- просмотр альбомов, энциклопедий;
- информация в сети интернет по теме проекта.
- беседа «Виды кукол;
- стендовая защита проекта;
План работы
Ребёнок, родители, воспитатель
1.Подготовка к стендовой защите проекта
1.Подготовка к стендовой защите проекта
Ребёнок, родители, воспитатель
Социологический опрос детей
Выяснить интересы и потребности детей подготовительной группы в составе 20 человек по данной теме :
Проведя, опрос мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных тряпичных куклах знают не многие.
История возникновения народных тряпичных кукол
Прежде чем приступить к работе мы решили изучить историю народной тряпичной куклы. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы
У народных тряпичных кукол нет глаз, носика и рта. Мне стало интересно, и я захотела узнать, почему у тряпичных кукол нет лица? Об этом я решила узнать у своей мамы. Из сети Интернет, мы с мамой узнали, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям считалось, что если кукла будет с лицом, то в неё вселится злой дух. А также, что народные тряпичные куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Каждая куколка делалась с определенной целью , и имела своё назначение.
А теперь я вам предлагаю познакомиться поближе с такими куклами:
Обрядовые куклы
Богата земля русскими обрядами, участниками которых бывают куклы.
Обрядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.
В энциклопедическом словаре слово обряд означает традиционные действия, сопровождающие важные моменты в жизни человека.
Куклы обереги
В Русской избе обязательно жили разные куклы - обереги, которые оберегали человека от несчастья, защищали от болезней, охраняли дома. Оберег – от слова беречь.
Игровые куклы:
Экологическое обоснование
Изготовление изделий с применением ткани, ниток, крупы, и трав – экологически чистое производство:
- при работе с тканью, нитками и другими материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;
Значит, выполняя, данный проект окружающей среде ущерб не нанесен. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. В ходе исследования я узнала историю возникновения тряпичных кукол, технологию изготовления кукол и её неповторимый образ а, также о старинных праздниках и обычаях русского народа.
Результатом моего труда – стала коллекция обрядовых, обереговых и игровых кукол сделанными своими руками.
Я уверена, что созданные мною куклы доставят людям радость и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.
Список литературы
2. Моргуновская .Ю.О . Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г
Детская литература:
3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
Кто в куклы не играл, тот счастья не видал - гласит народная мудрость.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota-_burtseva.docx | 1.89 МБ |
tezisy-_burtseva.docx | 701.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК
Бурцева Милана Максимовна
Смоленская область, г. Смоленск
Научный руководитель: Гаврючкова Ирина Николаевна
Цель исследования: узнать историю возникновения тряпичных кукол, изучить технологию изготовления народной тряпичной куклы.
1 . Познакомиться с историей возникновения кукол;
2. Изучить виды кукол;
3. Провести социологический опрос среди девочек;
4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу .
Для реализации практической части своей работы я :
Вывод: Куклы появились давно. Люди делали кукол из различных материалов. Считали что куклы, сделанные, своими руками отгоняли злых духов и приносили счастье в дом.
2. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
3. Рассмотрела выставку тряпичных кукол , сделанных на кружке по народной кукле, организованную воспитателем в нашей группе. Узнала, как возникли народные тряпичные куклы, что они делятся на три большие группы: обереговые, игровые и обрядовые.
Каждая куколка делалась с определённой целью, и имела своё назначение.
Вывод: тряпичная кукла - это наша история, традиции, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью жизни людей. Она была участницей многих праздников и обрядов. Являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода. Была оберегом.
4. В детском саду мы провели опрос среди девочек нашей группы.
Вывод: что такое кукла знают все девочки, о народных тряпичных куклах знают не многие, но хотят научиться их делать.
5. Изготовление народной тряпичной куклы.
Вместе с воспитателем я научилась делать куколку Пеленашку.
.
Я узнала историю возникновения кукол, научилась различать по видам. Я поняла, как правильно создать тряпичных кукол. Несколько тряпичных кукол изготовила сама. Это обереговые куклы – Пеленашка, Колокольчик, Меня заинтересовал сам процесс создания этих кукол. Я с удовольствием рассказываю о них ребятам в группе, помогаю им в изготовлении тряпичных кукол. Главное, что сейчас я могу самостоятельно сделать куклу для игры, не просить маму, что бы она мне купила ее в магазине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год
quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края".
Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Культурное наследие мордовского народа "
В презентации представлен собранный материал по культуре мордовского народа: пословицы, поговорки, картины мордовских художников.
Игра и игрушка- это часть народной традиции. В далёком прошлом куклы были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.Игрушки сегодня радуют, удивляют и дети острее взрослых ощущают их необыч.
Статья по теме "Современные подходы к освоению детьми старшего дошкольного возраста культурного наследия Санкт-Петербурга".
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культу.
В статье освещается вопрос развития исследовательских навыков старших дошкольников средствами культурного наследия города (микрорайона).
В статье раскрывается технология развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В 2020 году на базе МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара организована работа проектной площадки. Тема проектной площадки :«Формирование у старших дошкольников первичных представл.
Через посково - исследовательскую деятельность, дети выясняют в разных источниках историю происхождения кукол, изучают виды кукол, проводят опрос среди детей, учатся изготавливать народную тряпичную куклу.
Туренко Валентина Ивановна
п. Чернянка 2020 г.
Изготовление куклы в домашних условиях…………………………….7
Как и все дети, мы любим играть. Больше всего мы любим играть в куклы.
А Вы никогда не задумывались, и из чего были сделаны куклы наших бабушек, какие они были и как они возникли? А я вот задумалась и решила, что предметом моего исследования будут - куклы наших бабушек.
Цель исследования: Узнать в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и узнать о старинных праздниках и обычаях русского народа.
1.Познакомиться с историей возникновения кукол;
2. Изучить виды кукол;
3. Провести опрос среди детей;
4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу.
Б ыла выдвинута гипотеза:
История возникновения кукол
У народных тряпичных кукол нет глаз, носика и рта. Мне стало интересно, и я захотела узнать, почему у тряпичных кукол нет лица? Об этом я решила узнать у своей мамы. Из сети Интернет, мы с мамой узнали, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям считалось, что если кукла будет с лицом, то в неё вселится злой дух. А также, что народные тряпичные куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Обрядовые куклы:
О брядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол
Куклы обереги:
В Русской избе обязательно жили разные куклы - обереги, которые оберегали человека от несчастья, защищали от болезней, охраняли дома.
И гровые куклы:
И зготовление куклы в домашних условиях
Б ерём лоскут светлой ткани и сворачиваем его пополам. Далее сворачиваем, сложенный лоскут, трубочкой. Перевязываем ниткой. Берём цветной лоскуток и кладём на него куклу. Подгибаем верхний край. Начинаем пеленать: с начало голову, потом туловище, загибаем низ пелёнки вперёд и наверх, завязываем ленточкой. Кукла- пеленашка готова.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Мы узнали историю возникновения тряпичных кукол. Сделали коллекцию кукол своими руками.
Мы хотим обратиться к взрослым: выбирайте правильно игрушки, а лучше сделайте их сами.
Ведь, трансформеры, роботы, планшеты, виртуальный мир, винксы, барби и различные пони с крыльями и летающие феи не научат мальчика быть отважными защитниками, а девочек заботливыми хозяйками.
Вид проекта: Творческий
Цель проекта: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Длительность: Средней продолжительности
Образовательные области:
- Чтение художественной литературы
Старший дошкольный возраст
Актуальность
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3. Учить детей изготавливать кукол своими руками
4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа
5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Читайте также: