Детский исследовательский проект в доу куклы наших бабушек

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский исследовательский проект

Исследователь: Юсупова Ксюша

Руководитель проекта: воспитатель

Баянова Наталья Витальевна

2. Цель, задачи. 6 Основная часть

1.Этапы, план работы над проектом. 7

2. История возникновения кукол. 8

Заключительная часть. 12

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушно обретали куклы души .

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно

помнить детство.

hello_html_350947a1.jpg

hello_html_1c1b30da.jpg

И создали в группе свой музей.


hello_html_619688b0.jpg

Объект исследования : тряпичная кукла.

Предмет исследования : технология изготовления тряпичных кукол.

Гипотеза: Если я познакомлюсь, с созданием народной тряпичной куклы то узнаю её историю, и её неповторимый образ.

Цель исследования: Узнать в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и через куклу узнать о старинных праздниках и обычаях русского народа.

1.Познакомиться с историей возникновения кукол;

2. Изучить виды кукол;

3. Провести социологический опрос среди детей;

4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу.

Проблема: Как сделать куклу своими руками?

Работая над проектом, мы использовали следующие методы исследования:

- просмотр альбомов, иллюстраций в энциклопедии;

- информация в сети Интернет по данной теме;

- социологический опрос;
- практическое изготовление изделий;
- заключение, вывод.

Тип проекта: исследовательский, творческий

Сроки реализации проекта : 2 недели

Описание этапов работы над проектом представлены в виде таблицы.

Основная часть

Этапы реализации проекта

- Постановка цели и задач проекта;

- социологический опрос среди детей подготовительной группы;

- просмотр альбомов, энциклопедий;

- информация в сети интернет по теме проекта.

- беседа «Виды кукол;

- стендовая защита проекта;

План работы

Ребёнок, родители, воспитатель

1.Подготовка к стендовой защите проекта

1.Подготовка к стендовой защите проекта

Ребёнок, родители, воспитатель

Социологический опрос детей

Выяснить интересы и потребности детей подготовительной группы в составе 20 человек по данной теме :

Проведя, опрос мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных тряпичных куклах знают не многие.

История возникновения народных тряпичных кукол

Прежде чем приступить к работе мы решили изучить историю народной тряпичной куклы. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы

У народных тряпичных кукол нет глаз, носика и рта. Мне стало интересно, и я захотела узнать, почему у тряпичных кукол нет лица? Об этом я решила узнать у своей мамы. Из сети Интернет, мы с мамой узнали, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям считалось, что если кукла будет с лицом, то в неё вселится злой дух. А также, что народные тряпичные куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Каждая куколка делалась с определенной целью , и имела своё назначение.

А теперь я вам предлагаю познакомиться поближе с такими куклами:

Обрядовые куклы

Богата земля русскими обрядами, участниками которых бывают куклы.

Обрядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.

В энциклопедическом словаре слово обряд означает традиционные действия, сопровождающие важные моменты в жизни человека.


hello_html_m1ecf44ba.jpg

Куклы обереги

В Русской избе обязательно жили разные куклы - обереги, которые оберегали человека от несчастья, защищали от болезней, охраняли дома. Оберег – от слова беречь.

hello_html_m1c532f7.jpg

hello_html_2e57ef41.jpg

hello_html_m61628f50.jpg
hello_html_77daab3.jpg

hello_html_5eec1df8.jpg
hello_html_52bc7998.jpg

Игровые куклы:

Экологическое обоснование

Изготовление изделий с применением ткани, ниток, крупы, и трав – экологически чистое производство:

- при работе с тканью, нитками и другими материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;

Значит, выполняя, данный проект окружающей среде ущерб не нанесен. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. В ходе исследования я узнала историю возникновения тряпичных кукол, технологию изготовления кукол и её неповторимый образ а, также о старинных праздниках и обычаях русского народа.

Результатом моего труда – стала коллекция обрядовых, обереговых и игровых кукол сделанными своими руками.

Я уверена, что созданные мною куклы доставят людям радость и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.

Список литературы

2. Моргуновская .Ю.О . Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г

Детская литература:

3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

Кто в куклы не играл, тот счастья не видал - гласит народная мудрость.

ВложениеРазмер
rabota-_burtseva.docx 1.89 МБ
tezisy-_burtseva.docx 701.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК

Бурцева Милана Максимовна

Смоленская область, г. Смоленск

Научный руководитель: Гаврючкова Ирина Николаевна

Цель исследования: узнать историю возникновения тряпичных кукол, изучить технологию изготовления народной тряпичной куклы.

1 . Познакомиться с историей возникновения кукол;

2. Изучить виды кукол;

3. Провести социологический опрос среди девочек;

4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу .

Для реализации практической части своей работы я :

1617112107397
1617112107413
1617112107407

Вывод: Куклы появились давно. Люди делали кукол из различных материалов. Считали что куклы, сделанные, своими руками отгоняли злых духов и приносили счастье в дом.

se-svb89X_s

2. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

IMG_20210323_113421

3. Рассмотрела выставку тряпичных кукол , сделанных на кружке по народной кукле, организованную воспитателем в нашей группе. Узнала, как возникли народные тряпичные куклы, что они делятся на три большие группы: обереговые, игровые и обрядовые.

Каждая куколка делалась с определённой целью, и имела своё назначение.

IMG_20210323_111320

Вывод: тряпичная кукла - это наша история, традиции, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью жизни людей. Она была участницей многих праздников и обрядов. Являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода. Была оберегом.

4. В детском саду мы провели опрос среди девочек нашей группы.

Вывод: что такое кукла знают все девочки, о народных тряпичных куклах знают не многие, но хотят научиться их делать.

5. Изготовление народной тряпичной куклы.

Вместе с воспитателем я научилась делать куколку Пеленашку.

.



Я узнала историю возникновения кукол, научилась различать по видам. Я поняла, как правильно создать тряпичных кукол. Несколько тряпичных кукол изготовила сама. Это обереговые куклы – Пеленашка, Колокольчик, Меня заинтересовал сам процесс создания этих кукол. Я с удовольствием рассказываю о них ребятам в группе, помогаю им в изготовлении тряпичных кукол. Главное, что сейчас я могу самостоятельно сделать куклу для игры, не просить маму, что бы она мне купила ее в магазине.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края".


Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Культурное наследие мордовского народа "

В презентации представлен собранный материал по культуре мордовского народа: пословицы, поговорки, картины мордовских художников.


Игра и игрушка- это часть народной традиции. В далёком прошлом куклы были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.Игрушки сегодня радуют, удивляют и дети острее взрослых ощущают их необыч.


Статья по теме "Современные подходы к освоению детьми старшего дошкольного возраста культурного наследия Санкт-Петербурга".

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культу.


В статье освещается вопрос развития исследовательских навыков старших дошкольников средствами культурного наследия города (микрорайона).


В статье раскрывается технология развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.


В 2020 году на базе МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара организована работа проектной площадки. Тема проектной площадки :«Формирование у старших дошкольников первичных представл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через посково - исследовательскую деятельность, дети выясняют в разных источниках историю происхождения кукол, изучают виды кукол, проводят опрос среди детей, учатся изготавливать народную тряпичную куклу.




Туренко Валентина Ивановна

п. Чернянка 2020 г.

Изготовление куклы в домашних условиях…………………………….7



Как и все дети, мы любим играть. Больше всего мы любим играть в куклы.

А Вы никогда не задумывались, и из чего были сделаны куклы наших бабушек, какие они были и как они возникли? А я вот задумалась и решила, что предметом моего исследования будут - куклы наших бабушек.

Цель исследования: Узнать в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и узнать о старинных праздниках и обычаях русского народа.

1.Познакомиться с историей возникновения кукол;

2. Изучить виды кукол;

3. Провести опрос среди детей;

4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу.


Б ыла выдвинута гипотеза:

История возникновения кукол

У народных тряпичных кукол нет глаз, носика и рта. Мне стало интересно, и я захотела узнать, почему у тряпичных кукол нет лица? Об этом я решила узнать у своей мамы. Из сети Интернет, мы с мамой узнали, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям считалось, что если кукла будет с лицом, то в неё вселится злой дух. А также, что народные тряпичные куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обрядовые куклы:


О брядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол

Куклы обереги:

В Русской избе обязательно жили разные куклы - обереги, которые оберегали человека от несчастья, защищали от болезней, охраняли дома.


И гровые куклы:


И зготовление куклы в домашних условиях

Б ерём лоскут светлой ткани и сворачиваем его пополам. Далее сворачиваем, сложенный лоскут, трубочкой. Перевязываем ниткой. Берём цветной лоскуток и кладём на него куклу. Подгибаем верхний край. Начинаем пеленать: с начало голову, потом туловище, загибаем низ пелёнки вперёд и наверх, завязываем ленточкой. Кукла- пеленашка готова.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Мы узнали историю возникновения тряпичных кукол. Сделали коллекцию кукол своими руками.

Мы хотим обратиться к взрослым: выбирайте правильно игрушки, а лучше сделайте их сами.

Ведь, трансформеры, роботы, планшеты, виртуальный мир, винксы, барби и различные пони с крыльями и летающие феи не научат мальчика быть отважными защитниками, а девочек заботливыми хозяйками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид проекта: Творческий

Цель проекта: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Длительность: Средней продолжительности

Образовательные области:

- Чтение художественной литературы

Старший дошкольный возраст

Актуальность

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3. Учить детей изготавливать кукол своими руками

4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа

5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Читайте также: