Как проходит прогулка в детском саду в младшей группе

Обновлено: 04.07.2024

Дети с осенними листьями в руках сидят на лавочке

Прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года. Познание окружающего мира, живой природы, повышение иммунитета — всё это позволяют ежедневные прогулки. Однако каждый этап пребывания детей на улице требует тщательной методической подготовки и грамотного проведения.

Важные аспекты теории

Прогулка для ребёнка — это эффективное средство приобщения к окружающей среде родных мест. Не зря досуг на свежем воздухе считается одной из обязательных составляющих воспитательно-образовательного процесса в дошкольном детском учреждении.

Основная цель прогулки — укрепление иммунитета малыша. Досуг на улице реализует её за счёт адаптации организма детей к условиям внешней среды. С педагогической точки зрения, пребывание малышей на свежем воздухе имеет 3 направления для целеполагания: учебное, развивающее и воспитательное. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом сформулированы основные цели прогулки во второй младшей группе:

  • профилактика простудных заболеваний и утомления детей;
  • обучение природосообразному поведению (наблюдение за погодой, сменой времён года и пр.);
  • анализ погодных изменений во внешнем мире;
  • развитие навыков и умений фиксировать преобразования в окружающем мире;
  • воспитание положительного отношения к природе, определяющего необходимость заботы о ней.

Дети идут строем по траве, руки на плечах друг друга

Ежедневные прогулки помогают закаливать малышей

Задачи

Чтобы реализовать цели, на каждом занятии, то есть на каждой прогулке, воспитатель должен заниматься решением целого набора задач:

  1. Демонстрация красоты и совершенства всего, что создано природой.
  2. Знакомство с временами года, а также с достопримечательностями родного города, трудом взрослых (убирающих и озеленяющих улицы, строящих дома и пр.).
  3. Приобщение малышей к процедурам закаливания (например, посредством мытья ног в прохладной воде в летний период).
  4. Тренировка опорно-двигательного аппарата за счёт физических нагрузок (бега, прыжков, махов ногами-руками и т. д.), оздоровление дыхательной системы организма.
  5. Развитие навыков самообслуживания. Для второй младшей группы это умение одеваться без или с минимальной помощью взрослого, умываться, мыть руки и вытираться после прогулки, навыки проситься в туалет, сморкаться — перед и во время пребывания на улице.
  6. Воспитание ответственного отношения к природе и человеку.

Требования к организации

Прогулка в младшей дошкольной группе длится зимой не более 4 часов в 2 приёма, летом малыши почти всё время проводят на улице и заходят в группу только для еды и сна.

Условие проведения досуга на улице — соответствие участка группы санитарным нормам и требованиям организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Наличие озеленённого и грамотно спланированного участка, на котором есть песочница, качели и/или лесенки для лазанья и пр. При этом все элементы площадки должны ежедневно с утра проверяться на наличие мусора, а также предметов, угрожающих жизни и здоровью детей.
  2. На территории открытого участка должно быть специально отведённое для дождливой погоды место, например, беседка. В зимний период взрослые учат, а затем помогают ребятам лепить снежные фигуры.
  3. Весь инвентарь (игрушки, орудия труда — веники, мётлы и пр.) должен быть безопасным для здоровья малышей.
  4. Оборудование для проведения игр: горки, качели для активных забав, мячики, кегли. Кроме того, опытные педагоги-методисты рекомендуют составить 1–2 набора из 4–5 фигур, меняющихся каждые 2 недели, для уточнения, конкретизации полученных знаний. Например, в состав одного из наборов входят известные малышам игрушки-животные, которых по просьбе воспитателя ребята называют, описывают строение их тел, показывают характерные движения и голосовые реакции.
  5. На участке должны быть игрушки, соответствующие возрасту детей, понятные и в исправном состоянии. Всё оборудование для прогулок должно иметь чёткую цель применения (машинками играем, веником подметаем территорию и т. д.).

Пустая территория детского сада с огороженной площадкой

Главные требования к участку группы — чистота и безопасность

Виды прогулок

По первостепенности целей выделяют:

  • ежедневные утренние и вечерние прогулки;
  • традиционные — тематические, строящиеся по принципу доминирования вида деятельности детей или логически продолжающие тему дня в образовательном процессе;
  • спортивные — проводятся в тёплое время года 3–4 раза в неделю;
  • целевые — предполагающие наблюдение за явлениями природы или фактами общественной жизни за пределами участка, экскурсии, проводятся 3–5 раз в месяц.

В ряде методических источников представлен ещё один вид прогулок — нетрадиционный. Он предполагает создание необычной ситуации для досуга на улице. Например, общение со сказочным персонажем — зайкой, который пришёл в гости на территорию участка, и просит малышей рассказать ему о приметах осени, так как сам он не знает, что это такое и как к ней подготовиться. Иногда нетрадиционными прогулками также называют выход за пределы участка, например, с целью разгадать загадки, которые будут встречаться на пути в виде пришпиленных записок на деревьях или указателей на камнях и пр. Другими словами, в этом случае нетрадиционная прогулка — это своего рода зарница, квест, для малышей. При этом воспитатель, принимая на себя роль какого-то персонажа, может быть облачён в карнавальный костюм. По форме такое времяпрепровождение близко к целевым прогулкам, вот почему иногда в самостоятельный вид не определяется.

Воспитательница в жёлтом карнавальном костюме ведёт строй детей

Нестандартные прогулки иногда называют целевыми или сюжетно-ролевыми

Подготовка к выходу на участок

Чтобы дети не утомились ещё до выхода на улицу и не перегрелись, их следует собирать на улицу в определённой последовательности:

  1. Дети чистят нос и идут в туалет.
  2. Часть малышей (которые не умеют самостоятельно одеваться) под руководством воспитателя натягивают обувь и проверяют правильность порядка экипировки.
  3. Выходят на улицу.
  4. Помощник воспитателя отводит оставшихся детей в раздевалку, проводит с ними гигиенические процедуры, затем помогает одеться и отправляет на улицу к первому воспитателю.
  5. Возвращаются с прогулки малыши в том же порядке.

Это интересно. Дети, которые плохо себя чувствуют, одеваются со второй группой, а возвращаются с первой.

Четыре ребёнка в зимней одежде стоят на снегу

Основная задача подготовительного этапа прогулки — одеть детей по погоде

Структура прогулки

Досуг на свежем воздухе подразделяется на несколько этапов.

Важный момент: компоненты прогулки могут реализовываться в разной последовательности. Например, в жаркие дни малыши сначала трудятся: набирают воду в надувной бассейн, а уже потом купаются, то есть играют. Но как бы ни комбинировались структурные элементы прогулки, завершать её нужно снижением физической активности, то есть ходьбой, дыхательной гимнастикой.

Наблюдения

Этот этап предполагает фиксацию и анализ перемен в природе или образе жизни людей. Для этого рассматриваются следующие объекты:

  • животные и растения;
  • дождь, снег, ветер и пр.;
  • трудовая деятельность человека (например, дворника, подметающего листву или расчищающего снег на игровой площадке).

Наблюдения во второй младшей группе могут быть:

  • кратковременными (для формирования представлений о форме, размерах объектов, их положении в пространстве и цвете);
  • долговременными (для демонстрации смены сезонов, изменений в природе — деревья зеленеют весной и желтеют осенью и пр.).

Последовательность получения информации и её анализа предлагается такая:

  • устанавливаем факты (совместно со взрослым, который обращает внимание малышей на тот или иной объект действительности, например, после дождя песок в песочнице мокрый);
  • связываем элементы для одного наблюдаемого объекта (листья желтеют, становятся сухими, облетают) и т. д.
  • накапливаем подобные факты (жёлтые листья, ветер, частые дожди) и объединяем услышанное, увиденное в единый смысловой блок;
  • делаем выводы вместе с воспитателем (наступила осень).

Подробнее о наблюдениях в младших группах можно узнать из нашей статьи — Организация наблюдения в младших группах ДОУ.

На площадке воспитательница что-то показывает на ладони детям

Во второй младшей группе этап наблюдения происходит при непосредственном участии воспитателя, так как малыши ещё не обладают достаточными навыками самостоятельности в подобной деятельности

Этот вид деятельности приучает ребёнка к ответственности за выполнение взятого задания. Малыш должен учиться выбирать себе ту или иную область занятий, прослеживать порядок операций и подбирать (вместе со взрослым) нужный инструмент.

  1. Сбор мусора. Такое задание не является уборкой в прямом смысле слова, ведь это ответственность дворника, а дети скорее имитируют его действия. И, тем не менее, собрать с территории сухие веточки или сделать уборку — навести порядок в коробке с уличными игрушками, малыши согласятся с удовольствием.
  2. Полив цветов на участке. Малыши с удовольствием будут заниматься домашним хозяйством. Для этого можно дать им игрушечные лейки, а можно и большие, но только наполнив их на 1/6.
  3. Участие в изготовлении птичьей кормушки. Задача детей — найти в книжках образец того, как должна выглядеть эта конструкция.
  4. Сгребание снега лопатами, осенней листвы мётлами.

Дети убирают осенние листья

При сборе осенней листвы можно совместить трудовую деятельность с наблюдением за разнообразием форм и цвета листьев

Безусловно, детям любого возраста ближе подвижные игры, тем более на улице. В этом случае выбор забавы определяется погодными условиями. Так, весной–летом это могут быть салки, прятки, футбол, а также игры с водой. В слякотную погоду лучше остановиться на чём-то более спокойном, например, кольцебросе. Стоит отметить, что во второй младшей группе дети начинают проявлять интерес именно к командным играм, в отличие от первой младшей, когда они играли не вместе, а рядом.

Обычно каждый месяц дети разучивают 2–3 игры.

Два мальчика в кепках играют с мячом

Во второй младшей группе дети учатся играть в парах и в команде

Видео: игровая деятельность на весенней прогулке во второй младшей группе

Индивидуальная работа

Мастерство педагога заключается в том, что все дети должны быть вовлечены в тот или иной вид деятельности. Что касается прогулки, то 99 из 100 ребят обожают проводить время на улице. Так что наполовину поставленная задача уже решена. В индивидуальной работе следует учитывать темперамент малыша. Кому-то будет интересно поиграть в мяч с другими ребятами, а кому-то перешагивать через препятствия-брёвна. Кроме того, есть ряд детей, которые с опаской относятся к спорту. Возможно, им гораздо интереснее побегать за бабочками.

Воспитательница подняла руки вверх, дети в осенней одежде повторяют за ней

Индивидуальная работа подразумевает взаимодействие воспитателя и с одним малышом, и с небольшой группой

Это интересно. Вечерняя прогулка (после дневного сна) подразумевает общение воспитателя с родителями, поэтому наблюдение и трудовая деятельность в неё не включаются.

Таблица: картотека прогулок (фрагменты)

  • развивать познавательные интересы;
  • формировать представления о предметах ближайшего окружения.
  • продолжать развивать бег в разных направлениях, не наталкиваясь, находить свой домик;
  • действовать по сигналу;
  • ориентироваться в пространстве.
  • Это что за зверь такой
    Пробежал по мостовой?
    На ногах резина,
    Питается бензином.
    Он рычит, клубится пыль…
    Его зовут… (АВТОМОБИЛЬ)
  • Легковая я машина,
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
    Маму, папу, дочку, сына
    Целым скопом я вожу.
    А ещё в меня бывает
    Загружают двух собак,
    Или папа разъезжает
    Налегке и просто так.
  • упражнять детей в
  • выполнении различных движений (в том числе имитировать движения птиц);
  • Ориентироваться в пространстве.

Временной план прогулки с примерами

Во второй младшей группе каждый из этапов прогулки (и утром, и после дневного сна) длится от 3 до 5 минут, то есть всего около 15–20 минут. Остальное время (40–60 минут) ребята проводят в самостоятельной деятельности.

Видео: как сделать султанчик из пакетов

Таблица: пример конспекта прогулки

  • эмоционально развлечь детей;
  • развивать воображение и творчество;
  • обеспечить физический отдых.

Перспективное планирование прогулок во второй младшей группе

Тематика досуга на улице в детском саду традиционно подбирается под время года в контексте тем образовательного процесса в целом. Обычно на месяц приходится 10–13 тем.

Дети на зимней прогулке стоят около забора

Тематика прогулок перекликается с темами остальных занятий

Оформление перспективного планирования определяется методическим советом дошкольного учреждения.

Таблица: пример перспективного плана (фрагмент)

Прогулка во второй младшей группе — важный элемент образовательного процесса, позволяющий более полно реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные цели методической работы с детьми. Кроме того, досуг на улице — это самый доступный способ закаливания детского организма. Главное, что пребывание на свежем воздухе, такое интересное и захватывающее, очень нравится малышам.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Читайте также: