Детские сады в белоруссии как устроены
Обновлено: 02.07.2024
1. История создания общественного дошкольного воспитания вБеларуси.
2. Совершенствование системы общественного дошкольноговоспитания в Беларуси.
3. Характеристика современной системы дошкольного образования.
4. Перспективы развития системы дошкольного образования вРеспублике Беларусь.
Ключевые слова: общественное воспитание детей дошкольноговозраста, система дошкольного образования, учреждение дошкольногообразования, перспективы развития дошкольного образования.
1. История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
Воспитание малолетних детей в период средневековья осуществлялосьв семье и было подчинено требованиям своего времени. Познание детьмиокружающего мира происходило на основе изучения Библии, традиций,существующих в семье, на народной педагогике. К моменту вхожденияБеларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольныхучреждений, хотя потребность в них была велика. Это обусловливалось наличием большого числа детей-подкидышей, сирот, беспризорных и безнадзорных детей вследствие частых войн, проходивших на территорииБеларуси. Государство вынуждено было пойти на открытие небольшогоколичества детских приютов и воспитательных домов. Так, в 1802 г. Былоткрыт детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 г. – в Гродно, в 1808 –воспитательный дом для незаконнорожденных детей в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольноевоспитание в форме призрения, создаваться свои национальныепедагогические традиции. Однако детские приюты и дома получили болееширокую известность только в 30 – 40-х годах XIX столетия.
Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларусисвязано с деятельностью известного педагога В. Ф. Одоевского. По неполным данным, всего в дореволюционной Беларусинасчитывалось примерно 40 дошкольных учреждений разных типов, средикоторых были народные детские дома, приюты, ясли-приюты, очаги, сады и дошкольные группы при школах. В них содержалось свыше 3 тысяч детей. В среднем дошкольное учреждение имело по 2–3 возрастные группы. В каждойиз них находилось по 30, а в некоторых даже по 50–60 детей.
В ноябре 1917 г. Совнарком издал декрет об организации Госкомиссиипо просвещению. Этим декретом дошкольное воспитание было включено вединую систему народного образования. В нем указывалось, чтообщественное воспитание детей должно быть бесплатным и неразрывносвязанным со школой.
Процесс создания общественных дошкольных учреждений в Беларусибыл прерван иностранной интервенцией, которая длилась до 1918 г. В периодоккупации все созданные сады прекратили свое существование.
20-е годы XX в. для Беларуси характеризовались определеннымподъемом в развитии общественного дошкольного воспитания : открывалисьдошкольные учреждения разных типов, обучение в них проводилось на родном языке, начала создаваться своя методическая литература, развиваласьсеть детских садов, как в городах, так и в сельской местности.
Наряду с ассигнованиями из союзного и республиканского бюджетовна развитие сети дошкольных учреждений значительные средства выделяливедомства и предприятия.
Созданная в довоенные годы сеть садов, детских домов и площадокбыла полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны. Всего вБелоруссии было полностью уничтожено 2188 дошкольных учреждений ичастично – 463.
2. Совершенствование системы общественного дошкольноговоспитания в Беларуси
В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими исоциально-экономическими изменениями в стране был выявлен рядсущественных противоречий в системе общественного дошкольноговоспитания. Эти противоречия сводились к следующему:
- детский сад стал главным социальным институтом, заменив семьюкак примат воспитательно-образовательного процесса;
-жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической иметодической базы (единая Программа воспитания и обучения в детскомсаду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главнымкритерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы).
Необходимо было предпринимать меры по устранению указанных недостатков и совершенствованию системы общественного дошкольноговоспитания. На основе всего того ценного, что имелось в существующейсистеме дошкольного воспитания, ориентации на положительныйзарубежный опыт, а также на социальный заказ семьи, школы, обществабыли определены основные цели преобразования дошкольного воспитания в Беларуси :
1) выведение государственной системы общественного дошкольного воспитания на уровень современных требований, повышениепрестижа дошкольного воспитания, реальное закрепление за ним статусаприоритетной для общества сферы образования;
2) создание условий для развития многообразных типовдошкольных учреждений, ориентированных на максимальноеудовлетворение запросов родителей в обучении и воспитании детей.
Исходя из этих целей, важнейшими направлениями преобразованиядошкольного воспитания стали :
- переход на новое содержание и технологии образованиядошкольников;
- отказ от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога сдетьми и переход на личностно-ориентированную модель;
- дифференциация сети дошкольных учреждений с цельюмаксимального удовлетворения запросов и потребностей родителей и детей;
- развертывание самостоятельной финансово-хозяйственнойдеятельности в детских садах (приглашение по договорам специалистов дляоказания платных образовательных и оздоровительных услуг, организациядополнительных групп в вечернее время и др.);
3. Характеристика современной системы дошкольного образования
Система дошкольного образования включает в себя :
участников образовательного процесса;
образовательную программу;
учреждения дошкольного образования;
органы государственного управления.
Дошкольное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи, общества и государства на разностороннее воспитание, обучение и развитие детей дошкольноговозраста, в соответствии с их возрастными возможностями ииндивидуальными особенностями.
• обеспечение дошкольного образования воспитанникам всоответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;
• приобщение воспитанников к общечеловеческим инациональным ценностям;
• выявление и развитие индивидуальных склонностей иинтеллектуально-творческого потенциала воспитанников;
• обеспечение преемственности дошкольного и первой ступениобщего среднего образования;
• формирование культуры семейных отношений, ценностногоотношения к семье;
• создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание имкоррекционно-педагогической помощи;
• охрана здоровья воспитанников, формирование основ здоровогообраза жизни.
Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:
дошкольный центр развития ребенка.
Сеть учреждений дошкольного образования в 2014 году :
3972 учреждения, из них: 2783 общего назначения, 89 санаторных, 124 дошкольных центра развития ребенка, 47 специальных дошкольных учреждений, 929 учебно-педагогических комплексов. Общий охват детей — 410,5 тыс. детей
Перспективы развития системы дошкольного образования вБеларуси
Согласно Программе развитиясистемы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014годы цельюразвития системы дошкольного образования – дальнейшееразвитие доступного и качественного дошкольного образования всоответствии с социальным заказом общества и государства,обеспечивающего гармоничное, разностороннее, адекватное возрастнымособенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста.
В настоящее время стратегическими направлениями развития системыдошкольного образования являются :
а) оптимизация сети учреждений дошкольного образования;
б) создание адаптивной здоровьесберегающей среды в учреждениидошкольного образования;
в) развитие высокотехнологичного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;
г) повышение социального статуса работников системы дошкольногообразования.
На ближайшее время выделяются следующие актуальные направления дальнейшего развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь(2015-2020)
1. Обеспечение доступности дошкольного образования (Обеспечение строительства новых учреждений дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями, Увеличение числа групп кратковременного пребывания, в том числе на платной основе, Экспериментальная апробация разных форм организации дошкольного образования в условиях семейного воспитания).
2. Совершенствование качества образовательного процесса с учетом принципа преемственности уровней основного образования (разработка концептуальной модели преемственности дошкольного и общего среднего образования, увеличение числа групп по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования, обеспечение учреждений дошкольного образования учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания; повышение профессиональной компетентности педагогических работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования на белорусском языке, посредством курсовой подготовки).
3. Обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования (принятие мер по повышению ответственности руководителей учреждений дошкольного образования за обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников, внедрение в учреждения дошкольного образования компьютерных программ для составления ежедневного меню, меню-требования, анализа выполнения норм питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования, внедрение в учреждения дошкольного образования компьютерных программ для составления ежедневного меню, меню-требования, анализа выполнения норм питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования).
4. Развитие экономической самостоятельности учреждений дошкольного образования (проработка вопроса о переходк нормативному планированию бюджетных средств на дошкольное образование, закрепление в законодательстве норм, устанавливающих возможность получения дошкольного образования на платной основе, закрепление в законодательстве норм, устанавливающих возможность получения дошкольного образования на платной основе).
5. Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования (Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования, Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования, совершенствование системы материального (гранты, конкурсы) и морального стимулирования труда педагогических работников учреждений дошкольного образования).
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.
Мария переживает период адаптации ребенка к детскому саду. Месяц пребывания в саду с перерывами на болезни — это небольшой отрезок времени, поэтому дети, которые впервые пошли в детский сад в августе, все еще находятся на стадии адаптации.
Каждой маме хотелось бы этот период пережить с минимальным негативным воздействием на ребенка. И у мам есть разные предложения, но сады не готовы принять и воплотить эти идеи.
— Мой ребенок адаптируется к саду по сравнению с другими детьми легко, но я-то вижу и знаю, сколько негатива у него накапливается за день. Для него это совсем непросто. Ребенок у нас уравновешен и сдерживает себя, но дома-то он расслабляется и отплакивает за каждую не выраженную эмоцию.
Я прочла немало литературы и готовилась к этому периоду. Знаю, что можно ребенку, например, отнести в детский сад личный цветочек, за которым он будет ухаживать. Пусть бы учился заботиться, это смогло бы выработать желание идти в детский сад. Сады с недоумением относятся к таким предложениям.
О каком воспитании может идти речь, если все поголовно выполняют распорядок дня, прописанный в журнале. Если у ребенка нет желания или настроения рисовать красками, это никого не волнует, надо и всё. Нам постоянно напоминают, чтобы учили детей самостоятельно одеваться.
Я была заинтересована и в том, чтобы в нерабочее время воспитатель проводила с ребенком какое-то время, разумеется, не бесплатно, но в нашей стране я таких примеров не встречала.
Анастасия уже в этом году отвела ребенка в 1 класс, но адаптацию сына помнят в саду до сих пор. Она убеждена, что большинство воспитателей не готовы спокойно реагировать на детский плач, никто и не пытается понять причину, а она порой кроется не только в том, что мама ушла.
— Мы плакали полгода. В первые дни ребенка забирала через 10 минут. Сын был очень привязан ко мне, тяжело шел на контакт с чужими людьми. Это не было каким-то баловством или моим упущением. Это был такой ребенок.
Воспитатель из нашей группы относилась с пониманием, давала советы для облегчения адаптации. А вот подменная воспитатель кричала, возмущалась, у нас возник конфликт, пришлось обращаться к заведующей детского сада. Она меня убеждала, что я выращу разбалованного эгоиста.
Позже к нам пришла воспитатель Татьяна. Она прочувствовала моего сына, полюбила его, сумела понять, задобрить и отвлечь. Ребенок шел в сад с радостью. На прогулке мог сидеть с ней и просто разговаривать. Позже Татьяна рассказывала, что все с ужасом говорили о моем ребенке, а она и не поняла, что в нем такого ужасного.
Он просто открытый, ему нужно внимание, он готов идти на диалог, если этот диалог вести. Вот такими должны быть все воспитатели.
Сегодня сыну 7 лет, и все восхищаются его открытостью, добротой и честностью. И я знаю точно, что в этом заслуга не только моя, но и воспитателя. Важно не просто приучить ходить по струнке, дрессировать детей, а открывать в них то, что они прячут, и развивать это.
Татьяна Будько считает, что работать воспитателем и по-настоящему прочувствовать каждого ребенка не под силу каждому.
— Работать воспитателем — это колоссальный труд. Когда у тебя 25 детей в группе, а то и больше, ты должен прочувствовать каждого и найти к каждому ребенку свой подход.
Конечно, воспитателю легче, когда все дети послушные и спокойные. Для этого их надо постоянно чем-то занимать (дал задание, а сам занимайся своими делами), но не все дети одинаковые. Некоторые и при просмотре мультфильмов очень неусидчивы и нужен глаз да глаз.
Я, например, люблю больше детей активных с раннего детства. Они по-своему интересны и индивидуальны, с ними зато никогда не заскучаешь. Им всегда все интересно, и они очень любопытны и болтливы. Я считаю, если ребенок у вас гиперактивный с детства — это не минус, а большой плюс!
Воспитатели считают, что часто отхождение от системы чревато наказаниями и не так просто воплотить желаемое в реальность при полной нагрузке. Если не все, то многие хотели бы вкладывать душу в каждого ребенка, но это невозможно из-за их количества. Елена Андреевна делится комментарием.
— С 20 детьми невозможно одновременно заниматься разными видами деятельности одному воспитателю. Занятия в садах проводятся в определенный отрезок времени в соответствии с режимом дня, заверенным приказом Министерства образования Республики Беларусь.
На сегодняшний день свободная деятельность детей возможна лишь в частных детских садах с малым количеством детей.
К слову, частные детские сады в Беларуси стоят от 500$. Родители замечают, что разница между частным и государственным детским садом по оплате и условиям очень большая. Хотелось бы выбирать из большего количества вариантов.
Возможно, на базе государственных садов можно открывать группы с более удобными условиями за отдельную плату, которая будет больше обычных садов, но меньше оплаты за частный. Золотой середины нет.
Но зато в белорусских садах можно отказаться от завтрака, обеда или ужина, если родители готовы забирать раньше ребенка. Также имеется возможность посещать различные кружки за дополнительную оплату. В санаторных детских садах прием препаратов, физиотерапия, посещение бассейна и массаж — все услуги предоставляются бесплатно.
В соседней Польше дошкольное образование делится на три этапа: ясли (дети до 3-х лет), садик (дети до 5-6 лет) и нулевка (дети от 6-7 лет). Ориентировочно один месяц посещения яслей обойдется около 550-900 злотых, стоимость посещения детского сада обойдется дешевле — 300-450 злотых в месяц.
В Германии стоимость также зависит от вида детского сада, частное заведение или государственное, возраста ребенка и его питания. Ясли обходятся на порядок дороже, чем детский сад с трехлетнего возраста. Также учитывается материальное положение семьи. В Германии принята концепция равные шансы для всех детей.
Это означает, что за материальной помощью можно обратиться к властям и они возьмут часть расходов на себя. Еще в одном детском саду дети из разных семей могут оплачивать разную сумму за пребывание ребенка, в зависимости от своих доходов. Цена может варьироваться от 20 до 800 евро в месяц.
В Финляндии можно выбирать детский сад муниципальный, частный или семейный. Оплата везде одинаковая и зависит от доходов семьи.
В детские сады Финляндии принимают детей с девятимесячного возраста до 7-8 лет. Если места в больших городах не хватает в детском саду, то власти выплачивают семье дополнительно 500 евро.
Минимальная плата за садик малоимущих семей — 26 евро в месяц. Если доход высокий, то оплата в 280-300 евро максимальная для Финляндии.
В любой стране в детских садах есть режим, в противном случае занять детей, организовать комфортное пребывание будет не просто. Если ребенок не хочет рисовать, то его никто не заставит, но и танцевать вместо рисования в этот момент тоже с ним никто не будет.
Как и, наверное, во многих городах в очередь на дошкольное учреждение нужно встать СРАЗУ после рождения ребёнка. Не буду здесь подробно описывать бюрократические пути, но знайте одно - мест у нас тоже не хватает.
По времени нахождения детей в саду - чаще всего это 10.5 часов, т.е. сад работает с 7.00 до 17.30. В некоторых функционируют санаторные группы - 12 часов (с 7.00 - 19.00). Дежурные группы, может быть и есть где-то в Минске, но, например, в Бобруйске про такие я не слышала.
За что платят родители в саду?
Многие считают, что оплата родителей идёт на зарплату воспитателям. Это не так. Родители в Беларуси оплачивают питание своего ребёнка.
На сегодня у нас в Бобруйске один день питания ребёнка в яслях стоит - 2р.50к. (это примерно 74 рос.руб.), в садовой группе - 3р.16к. (примерно 94 рос.руб.).
Умножайте это число на количество дней (посещений детского сада) и получите сумму за полный месяц:
- ясли - 55 бел.руб в месяц (примерно 1630 рос.руб).
- сад - 69 бел.руб. (примерно 2070 рос.руб.).
Если ребёнок из многодетной семьи, то скидка на оплату - 50%; если 2 детей посещают сад, то - 30%.
Если что это все про государственные сады.
Что едят дети?
У детей 3 приёма пищи - это завтрак, обед, полдник. Летом ещё второй завтрак - это сок или фрукт.
Раньше детские сады не выбирали — выбирать-то особо было не из чего. Все одинаковые, программа одна и та же, главное, чтобы поближе к дому. Сейчас дошкольных заведений довольно много, у родителей появилась возможность отдавать не в первый попавшийся, а туда, где не только научат общаться со сверстниками, но и лучше всего подготовят к школе. В столице, например, об этом задумываются, как только ребенок появился на свет. Ведь если вовремя не стать на очередь в облюбованный детсад, то придется ходить в тот, где есть свободные места. А ведь есть и художественно-эстетические, и физкультурно-оздоровительные, короче, те, куда малыш будет идти с удовольствием.
В Беларуси действует более 4,5 тысячи дошкольных учреждений, в зависимости от финансовых возможностей можно выбрать муниципальный, санаторного типа либо частный, а уже от категории будет зависеть количество детей в группе, питание и учебные программы. Если мои воспоминания о детском садике сводятся к тому, что мы, малыши, танцевали вместе с воспитательницей ламбаду, по желанию учились читать и смотрели диафильмы, то сейчас (благо независимо от формы собственности садика) c детьми работают по самым модным развивающим направлениям.
Чтобы попасть в детский сад санаторного типа, необходимо получить заключение врачебно-консультативной комиссии детской поликлиники по месту проживания. У таких заведений преимуществ достаточно — наблюдение врачей, массаж, прием различных витаминов, фиточаев и коктейлей, а также бассейн. Хотя бассейн есть и во всех садах современной постройки.
Если же у вас водятся деньги, для вашего малыша распахнутся двери частных детских садов. Там ребенка ждут занятия по логике, чтению, математике, изобразительному и театральному искусству, музыке, пению, хореографии, английскому языку, физвоспитанию.
Пятиразовое сбалансированное питание разрабатывают диетологи, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. В штате работают врачи, психолог и медсестры, которые следят за особенностями речи, осанкой и психологическим состоянием. Воспитатели таких заведений утверждают, что малыши без труда расскажут о круговороте воды в природе, строении Солнечной системы и о семи чудесах света — детсадовская программа рассчитана прежде всего на подготовку к школе, тем более что в ярких наглядных учебных пособиях недостатка, сами понимаете, здесь нет.
Число детей в группе меньше, чем в муниципальных садах, — в среднем 10 человек. Внимания со стороны воспитателя, естественно, больше, а соответственно, можно быстрее адаптироваться к новой среде и раскрыть свои таланты. Работают такие сады в основном с восьми утра до семи вечера, хотя в некоторых есть возможность оставить малыша на пару часов дольше, заплатив за это отдельно.
За все это детсадовское удовольствие нужно платить, и немало. Обзвонив столичные частные сады, я опешила от цен — от 300 до 1000 долларов в месяц, в некоторых оплата почасовая: час — 10 тысяч белорусских рублей. Если вы хотите, чтобы любимое чадо забирали на автобусе — выложите еще 100—150 долларов.
Некоторые частные детсады находятся в пригороде: чистый воздух, общение с природой — вот вам, пожалуйста, и набегает порядочная сумма. Другие же нередко арендуют здания бывших муниципальных в городе — они обойдутся немного дешевле. Частный садик может работать и по государственной программе обучения, а также использовать опробованные альтернативные методики или внедрять свои собственные. Контролируется эта деятельность с помощью лицензирования и сертификации программ.
Дошкольное образование – первый уровень основного образования; разносторонний целенаправленный процесс воспитания я обучения детей, обеспечивающий сохранение здоровья, физическое я психическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующий уровень образования.
Основные задачи дошкольного образования:
обеспечение физического и психического здоровья ребенка, формирование у него основ здорового образа жизни;
формирование гуманных взаимоотношений, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;
обеспечение полноценного своевременного разностороннего развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых качеств, различных видов деятельности), его творческого потенциала;
приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.
Система дошкольного образования обеспечивает реализацию конституционного права родителей на образование ребенка при первом же обращении их в органы образования. Каждой семье, каждому ребенку предоставляется возможность получения качественного дошкольного образования, ориентированного на потребности семьи, оказания психолого-медико-педагогической и социальной поддержки в воспитании ребенка.
Управление работой дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные дошкольные учреждения) подчинены руководителям таких предприятий и соответствующих ведомств.
Деятельность дошкольных учреждений независимо от формы собственности в Республике Беларусь регулирует Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 9 ноября 2004 г. № 66.
В соответствии с положением дошкольное учреждение призвано обеспечивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В 1990 г. насчитывалось 5350 дошкольных учреждений, охват детей дошкольным воспитанием составлял 68%. Большинство дошкольных учреждений находилось в ведомственном подчинении, что обеспечивало довольно высокий уровень материально-технического обеспечения. Однако чрезмерная централизация управления системой дошкольного воспитания, высокая наполняемость групп, слабое развитие технологий, ориентированных на индивидуальный подход к ребенку, сковывали творческую инициативу воспитателей, не позволяли обеспечить эффективное развитие личности ребенка.
Экономический кризис 1991-1995 гг., сопровождавшийся значительным спадом производства, снижением уровня жизни значительной части населения и демографическим спадом, обусловил резкое сокращение сети дошкольных учреждений, особенно ведомственных. В целом с 1990 по 1995 г. были закрыты около 800 дошкольных учреждений.
В настоящее время Республика Беларусь имеет сеть дошкольных учреждений, различающихся по форме собственности: государственные – бюджетные и ведомственные, частные, учреждения смешанной формы собственности; по типам: ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа; по профилю работы с детьми: общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения (группы), специальные дошкольные учреждения (группы) для детей с особенностями психофизического развития, дошкольный центр развития ребенка. На конец 2005 г. в республике функционировало 4150 дошкольных учреждении, в которых обучалось 366,7 тыс. детей (1990 г. – 608 тыс. детей). Современная сеть дошкольных учреждений обеспечивает запросы детей и родителей, а также потребности общества.
Благодаря целенаправленной политике государства по расширению доступности дошкольного образования и развитию дошкольных учреждений за последние 5 лет в Беларуси, единственной среди стран СНГ, обеспечен полный охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе. В 2005 г. 82,1% детей посещали дошкольные учреждения (в 1995 г. – 60,1%) (рис. 2). Достижение этого уровня обеспечено за счет предоставления в дошкольных учреждениях на бесплатной основе образовательных и оздоровительных услуг, а также сохранения доступного для родителей размера платы за питание.
Родители имеют право выбора дошкольного учреждения по виду, типу, профилю и режиму работы. Имеется возможность получения дополнительных образовательных услуг: по изучению иностранного языка, обучению хореографии, игре на музыкальных инструментах, плаванию и др. Выполняются государственные социальные стандарты в области дошкольного образования по предоставлению мест в дошкольных учреждениях.
При развитии сети дошкольных учреждений в сельской местности приоритет отдается созданию учреждений нового типа (детский сад-школа, семейный детский сад, сезонные и игровые площадки с кратковременным и на постоянной основе пребыванием детей). В связи со значительным уменьшением в сельской местности контингента детей и невозможностью создания одновозрастных групп расширяется практика создания разновозрастных групп. Все это позволило повысить процент охвата детей дошкольным образованием в сельских населенных пунктах с 34,7% в 1995 г. до 52,4% в 2005 г. Реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг. позволит увеличить к 2010 г. охват детей дошкольным образованием до 85%.
В Республике Беларусь получила развитие система специального дошкольного образования. Ее неотъемлемой частью является интегрированное воспитание и обучение детей дошкольного возраста, которое представляет собой совместное воспитание и обучение детей с нормой в развитии и детей с особенностями психофизического развития. С целью реализации прав детей с особенностями психофизического развития на получение открытого дошкольного образования, их социальной адаптации и интеграции в общество Министерство образования 25 февраля 2002 г. утвердило Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития.
Развивается сеть интегрированных групп, количество их в учреждениях дошкольного образования за последние пять лет выросло более чем в 8 раз, с 19 групп в 2000 г. до 166 групп в 2005 г. Основные функции интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста: оздоровительная, социальная, диагностическая, коррекционная, реабилитационная, развивающая.
Анализ динамики заболеваемости детей в дошкольных учреждениях показывает ее стабилизацию, снижение количества случаев заболеваний на 1 тыс. детей и пропуски по болезни одним ребенком.
Снижению уровня заболеваемости детей в дошкольных учреждениях способствует использование лечебно-оздоровительных технологий, включающих лечебную педагогику (игровая терапия, сказкотерапия) и лечебную физкультуру (элементы дыхательной гимнастики), воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей. Оборудование физиотерапевтических, массажных, стоматологических кабинетов, саун, фитобаров, комнат психологической разгрузки обеспечивает создание специальных условий для проведения профилактических и оздоровительных процедур. Функционируют мини-центры для различных видов физической активности детей. Педагоги используют здоровьесберегающие, социально адаптирующие и личностно развивающие технологии, совершенствуют содержание, методы и формы воспитания, обучения и развития детей. Создание в дошкольном учреждении здоровьесберегающей системы, внутренний мониторинг организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей позволяют последовательно и целенаправленно укреплять здоровье детей за период пребывания в дошкольном учреждении (3-4 года).
Государственная социальная политика в сфере дошкольного образования направлена на дальнейшее развитие сети дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей, опережающее увеличение процента охвата детей дошкольным образованием в сельской местности, внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечение преемственности между семейным воспитанием, дошкольным и школьным уровнями образования, разработку единых подходов к оценке качества дошкольного образования.
Читайте также: