Дети с сдвг в какой школе должны обучаться

Обновлено: 02.07.2024

Всем трем группам сидеть на уроках крайне сложно. Порой им трудно адаптироваться в коллективе сверстников из-за своих особенностей. И виной всему трудности с самоконтролем и концентрацией внимания. Им трудно дается усвоение информации, хотя их интеллект полностью сохранен. Они, как правило, обучаются в обычных общеобразовательных учреждениях с большим трудом и переменным успехом. Ведь строгой дисциплиной эту проблему решить не получится. И как это часто бывает, тут тоже не обойтись без пресловутого индивидуального подхода.

Как же помочь таким ученикам?

В обычной школе ребят с дефицитом внимания и гиперактивностью стараются жестко контролировать, чтобы держать в установленных рамках: чтобы сидел тихо, не отвлекал учителя и одноклассников, внимательно слушал тему, старательно выполнял упражнения. Для них же это почти невыполнимые требования, которые приводят к снижению учебной мотивации практически до нуля.

Когда родители этих деток обращаются к врачу с жалобами на трудности в учебе, врач (скорее всего невролог или невропатолог) зачастую назначает медикаментозное лечение, но таблетки решающей все проблемы СДВГ не существует. Как правило, назначаются препараты рода психостимуляторов, успокоительных средств, ноотропов и дети продолжают обучаться в очной школе. Но только лекарства кардинально ситуацию не меняют. Надо отметить, что эти дети способны отлично обходиться и вовсе без таблеток, если во время их обучения будет организован полностью индивидуальный подход, но здесь конечно, обычная школа предложить нечего не может. А ведь они могут быть успешны в учебе только в стабильной и спокойной окружающей обстановке. Поэтому в подобной ситуации семейное образование будет замечательным выходом, по крайней мере, на некоторое время.

Почему же домашнее обучение в этом случае будет более благоприятным и эффективным? Разберем основные плюсы:

- плавающий график занятий. Всегда можно выстроить занятия оптимальным образом, подходящим для конкретного ребенка.

- спокойная обстановка. На уроках в образовательном учреждении ребенка с СДВГ отвлекает все вокруг: шептание за соседней партой, происходящее за окном, звуки, доносящиеся из коридора. Дома же можно создать обстановку полной тишины и сосредоточенности.

- правильно подобранная программа и темп. Можно адаптировать обучающие курсы таким образом, чтобы они были наиболее эффективны для ребенка-егозы. Всегда будут заметны те темы, которые требуют более детального изучения и проработки. И наоборот, сразу видно, какой материал совершенно не взывает затруднений и позволяет, не останавливаясь на нем идти дальше по плану.

- методы обучения. Грамотно подобранный формат уроков, всегда будет играть важную роль в усвоении материала. Ведь для ребенка, который легко отвлекается, будет гораздо проще усваивать знания не с помощью скучных лекций, а в интересных и увлекательных развивающих играх, и практических занятиях с использованием творческого подхода.

Итак, подводя итог, можно сказать, что благоприятные условия для учебы детей с синдромом ДВГ вполне под силу организовать и дома. Конечно, в реальности, родителям не хватает времени на качественное выстраивание домашнего учебного процесса, потому как этот путь сложный и трудоёмкий. Но в настоящее время в свободном доступе огромное количество видео материалов, всевозможных пособий и лекций, для обучающихся вне стен школы. В интернете можно найти различные онлайн платформы для консультирования, обучения и проверки знаний. И если взрослые выразят желание и поставят перед собой цель помочь своему чаду осваивать учебную программу дома, то я уверенна, у них все обязательно получится!

Подписывайтесь на канал . Будьте в курсе семейного образования.

СДВГ — это поведенческое расстройство, которое проявляется в том, что ребёнку трудно сконцентрироваться и усидеть на месте. Ребёнку с СДВГ трудно:

  • запоминать новую информацию,
  • принимать решения,
  • участвовать в коллективных играх,
  • придерживаться принятых в обществе правил.

Диагноз СДВГ может поставить только врач — психиатр или невролог. Обучением детей с дефицитом внимания занимаются школьные учителя, а коррекцией поведения — дефектолог или психолог (при отсутствии первого).


Особенности работы с детьми с СДВГ

Для ребёнка с СДВГ необходим чёткий режим. Желательно, чтобы его придерживалась вся семья. Важно постоянно проговаривать правила поведения дома, в магазине, в гостях. Больших скоплений людей лучше избегать, а также врачи рекомендуют ограничить потребление сахара как мгновенного катализатора энергии.

Существуют также особенности и в обучении детей с СДВГ.

Почему детям с СДВГ трудно в обычной школе

В классической школьной системе ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сталкивается с непосильными для него правилами. На уроках нужно сидеть тихо и слушать учителя, выполнять задания необходимо только сидя за партой, а разговаривать с одноклассниками — только на переменах.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ

Ученикам с СДВГ нужно постоянно проговаривать правила поведения на уроке и план занятия. Во время урока необходимо активно пользоваться игровыми приёмами для привлечения внимания.

Для комфортных условий обучения ребёнку с СДВГ нужно:

  • Подбирать индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
  • Создавать условия для творчества, например, изучать природу в лесу, а не по учебникам.
  • Проводить занятия в одном и том же месте. Гиперактивным детям сложно привыкать к новой обстановке, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
  • Делать в перерывах физические упражнения. Детям с СДВГ нужна частая смена деятельности.


Преимущества домашнего обучения для детей с СДВГ

  • На домашнем обучении школьнику не придётся после каждого урока переходить в новый класс. Это может снизить стресс от частой смены обстановки.
  • На домашнем обучении можно построить гибкий график занятий и делать столь необходимые перерывы в уроках.
  • Домашнее обучение позволяет пробовать разные методы и форматы обучения. Например, интерактивные занятия онлайн.

Выводы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности подвергается лечению, если родители вовремя обращаются за помощью к специалистам. Врач-психиатр или невролог и дефектолог должны стать лучшими друзьями семьи в борьбе за здоровье ребёнка. Вопреки всеобщему мнению, СДВГ переходит во взрослый возраст, если вовремя не начать работу.

Грамотно организованное обучение строится на особенности функционирования организма ребёнка. Родители могут скорректировать образовательный маршрут своего ребёнка, например, перевести на домашнее обучение.

Изображение на обложке: Bulma illustrates / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


В последнее время многие педагоги и врачи уделяют времени очень активным и невнимательным детям. Гиперактивность с нарушениями вниманиями может быть причиной нарушения поведения, трудностей в обучении и проблем в общении со сверстниками.

Обычно гиперактивность проявляется рано (уже в первые 5 лет жизни) в сочетании с плохой контролируемостью поведения и выраженной невнимательностью. Эти поведенческие характеристики проявляются по всех ситуациях (в школе, дома и т. п.) и обнаруживают постоянство во времени.

Нарушенное внимание проявляется в преждевременном прерыванием заданий: дети часто бросают одно дело, оставив его неоконченным, утратив к нему интерес, по всей видимости, в связи с тем, что отвлеклись на что-то другое.

Характерные проблемы поведения должны проявляться до 6 лет и иметь существенную продолжительность (не менее 6 месяцев на момент решения о постановке диагноза).

Считается, что до возраста поступления в школу гиперактивность тяжело распознать из-за разнообразных вариантов нормы и только выраженная гиперактивность должна приводить к решению о постановке диагноза СДВГ детей дошкольного возраста.

У детей с СДВГ кроме невнимательности, гиперактивности и импульсивности часто встречаются другие особенности развития:

1. Нарушения координации

Выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственные коорлинации (неспособность к спортивным играм).

2. Эмоциональные нарушения

Тоже часто наблюдают при СДВГ. Эмоциональное развитие рёбнка, как правило, запаздывает, что проявляется неурановешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

3. Отношения с окружающими

Как правило, нарушены отношения со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.

4. Парциальные задержки развития

Многие дети, страдающие от СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (счёт, письма, чтения).

5. Поведенческие расстройства

При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.

Причинами СДВГ могут быть биологические и социальные факторы. К биологическим относят генетическую предрасположенность, особенности нейробиологической регуляции мозговой активности, неароанатомические отклонения в развитии мозга, отклонения функционального состояния мозга. К социальным — воспитание и взаимоотношения в семье. То есть, СДВГ может возникнуть путём социального влияния на специфический биологический фон. Однозначного ответа пока нет.

При СДВГ страдают когнитивные функции — фукнции программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций или executive functions). Система методов исследования когнитивных функций основателя нейропсихологии А. Р. Лурии позвоволила описать освновные нарушения функций программирования, регуляции и контроля деятельности, которые отмечаются у больных с лобными поражениями головного мозга.

Во-первых, это неспообность к затормаживанию непосредственных реакций на ситуацию, приводящая к появлению импульсивности в поведении.

Во-вторых, трудности переключения от одного элемента к другому и с одной программы на другу.

Два других варианта связаны с поражением премоторных и медиобазальных отделов лобной области. В первом случае в центре сидрома стоят нарушение двигательных навыков, а во втором случае центр синдрома — это аффективные расстройства.


11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Детям с СДВГ трудно учиться в школе. Многие учителя жалуются на их поведение. Педагоги считают, что ребёнок должен быть послушным и тихим, он не должен мешать и вызывать тревоги.

Важно отметить, что дети с с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но они испытывают трудности в организации занятий. Любые письменные ошибки выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.

Навыки чтения, письма и счёта у этих детей могут быть значительно ниже, чем у сверстников, хотя читать и писать они чаще умеют ещё до школы.

Важно, учитывать особенности ребёнка с СДВГ при проведений занятий.

1. Ничего в комнате не должны отвлекать ребёнка: ни члены семьи, ни звуки телевизора.

2. На столе, за которым работает ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.

3. Общаться с ребёнок с СДВГ надо спокойно, без раздражения. Объяснять инструкции заданий надо ясно. Ребёнок не поймёт сложной инструкции и длинных предложений. Сначала убедитесь сами, что задание понятно вас самом.

4. Для того чтобы скоцентрировать внимане ребёнка, можно использовать систему жестов, мимику и другие средства. Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша.

7. Если задание большое, необходимо разделить его на части и к каждой давать новую инструкцию. Причём начинать объяснение следующей части задания можно только после того, как заполнена предыдущая часть.

8. В случае агрессивного поведения не надо делать грубые замечания, категорически нельзя кричать, использовать резкие движения. Нужно отвлечь ребёнка, отвести в сторону и посадить отдохнуть. Пока он не успокоится, он не слышит замечаний и фактический не понимает, чего от него хочет взрослый. Когда ребёнок успокоится, то его поведение можно обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает.

В детской нейропсихологии разработаны методические комплексы, направленные на развитие разных слабых функциональных звеньев. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой комплекс методик, которое направленное на коррекцию поведения и неправильного мышеления о себе. Дети научаются справляться с агрессией, общаться, решать проблемы, у них развивается самоорганизация.

Школа — это пытка

Начнем с того, что для большинства СДВГшек школа — это физическая и психическая пытка.

Я не утрирую и сейчас все объясню.

Представьте, что вас привязали к стулу на 45 минут без возможности встать и размяться? Даже в тюремной камере можно встать и размяться! Но идет урок, и дети лишены прав, которые есть даже у преступников.

СДВГшки гиперактивного и смешанного типов (невнимательность + гиперактивность) — это бурлящие котлы энергии. Им необходимо движение! Но нельзя!

Почему нельзя? Этого я не знаю, но я знаю наверняка, что тот, кто придумал такую систему, детей не любил.

В итоге ребенка пытают без движения несколько раз по 45 минут каждый школьный день, и тот выплескивает свою энергию и протест, дергая ногой, перебивая учителя и делая мыслимые и немыслимые шкоды.

Даже я, взрослый человек с СДВГ, не могу сидеть прикованным к рабочему столу 45 минут. Каждые 10-15 минут я должен встать и пройтись. Мне нужна минута-другая, но и этой возможности у детей нет.

К чему приводит такая система? К ребенку

• который мешает другим,

• который несчастлив сам,

• к которому применяются меры воздействия, начиная от насмешек и обидных прозвищ и заканчивая изгнанием из школы.

Замечательно, не правда ли?

А ведь стоит немного перестроить процесс, и этих проблем можно избежать или хотя бы сделать их менее ранящими и для ребенка, и для окружающих.

Теперь другой аспект.

50-70% детей с СДВГ становятся изгоями в школе уже ко второму классу (1). Подумайте! Половина детей с СДВГ исключается из детских игр, походов в кино, дней рождения и прочих активностей.

Даже взрослого колет, когда ему отказывают в общении, а что говорить о ребенке!

Для ребенка отторжение со стороны одноклассников — это травма длиною в жизнь.

Американцы говорят: hurt people hurt people — люди, которых ранили, ранят других.

В школе отсутствует индивидуальный подход

В каждом классе есть минимум один ребенок с СДВГ.

У детишек с СДВГ вполне нормальный интеллект, но каждый из них тащит на плечах свою комбинацию проблем. Например, им трудно или даже невозможно:

• сидеть на одном месте

• поддерживать внимание к неувлекающим их вещам

• контролировать свои эмоциональные импульсы.

В общем, ничего фатального, но тогда почему СДВГ у школьника почти всегда означает проблемы с успеваемостью и поведением?

Дело не только в сидячих пытках или социальном отторжении, а еще и в том, что учитель не знает или не имеет возможности для индивидуального подхода к такому ребенку.

Я, конечно, понимаю, что нужно проводить чемпионаты по футболу или ремонтировать Капитолий в Гаване, но позвольте, разве не дети являются нашим будущим и не станет ли лучшей инвестицией школы с небольшими классами, где к каждому ребенку будет индивидуальный подход?

Научить учителя работе с СДВГшками — проще, чем кажется.

Есть много методик, подходов, лайфхаков, которые существенно облегчат жизнь и учителю, и СДВГшкам и всему классу, но почему-то этим вещам учителей не учат. В итоге имеем академическую неуспеваемость и мерзкое поведение СДВГшек как норму. Мотивированность, драйв ребенка с СДВГ зависит от внешних стимулов. Ему нужна помощь, чтобы поддерживать интерес и особенно к скучным вещам, например, к школьным предметам. И роль учителя здесь главная.

Реальность такова: если учитель не помогает СДВГшке, то с последним будут вечные проблемы.

Чему учат в школе 11 лет?

Я как преподаватель тестирования ПО могу подготовить человека среднего интеллекта к получению работы за пару месяцев. То есть человек приходит ко мне без опыта, и я учу его с нуля. А потом он проходит интервью и получает работу.

Скажите, на что уходит 11 лет школы, если после школы ребенок по сути ничего не умеет?

Он, конечно, будет знать разницу между тангенсом и котангенсом, но такое знание ровным счетом ничего не стоит.

Читайте также: