Дети пережившие смерть родителей как объекты психосоциальной работы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Информация в этой статье разъясняет, как помочь вашему ребенку после смерти родителя.

Понимание горя ребенка

Для любого ребенка смерть родителя — это тяжелейшее испытание. Сколько бы ни было лет вашему ребенку, у вас может возникнуть желание оградить его от печали и растерянности, которые испытываете вы. Детям, как и взрослым, может потребоваться помощь в осознании утраты и приспособлении к жизни после нее. Помните, что то, как ребенок переживает горе, зависит от его возраста, понимания смерти и от поведения окружающих.

Переживание горя детьми младшего возраста

Дети младшего возраста выражают свое горе иначе, чем взрослые. После смерти родителя у них могут случаться короткие и сильные выбросы эмоций. Кроме того, у них могут возникать физические реакции, такие как болевые ощущения в организме или изменения в режиме сна. Некоторые дети могут выражать горе через изменения в своем поведении. Они могут испытывать трудности с выполнением повседневных задач или вести себя так, как не вели никогда раньше. Они могут горевать в течение коротких периодов времени с перерывами между ними. Например, ребенок может плакать или казаться грустным, а вскоре после этого попроситься на прогулку или начать играть. Другие дети могут не показывать никаких признаков печали или горя.

Переживание горя подростками

Если дети младшего возраста могут не полностью понимать смерть, подростки имеют об этом более зрелое представление. Подростки находятся на том жизненном этапе, когда происходит формирование их личности, образа мыслей и эмоций. После смерти родителя они могут испытывать широкий спектр эмоций. Некоторые могут почувствовать, что их место в семье изменилось, и взять на себя обязанности взрослых. Подросткам для переживания горя может понадобиться уединение. Дайте понять ребенку, что он может поговорить с вами и обратиться за поддержкой.

Как помочь вашему ребенку

Вам может быть трудно помочь своему ребенку, поскольку вы сами переживаете утрату. Если вы испытываете затруднения в общении с ребенком, попросите о поддержке и помощи члена семьи, друга, социального работника, психолога или религиозного либо духовного наставника.

Поделитесь вашими собственными мыслями и чувствами

Естественным является стремление не плакать перед ребенком, однако выражение ваших эмоций может послужить ребенку примером того, как справляться с трудностями. Поделитесь вашими собственными чувствами по поводу потери любимого человека. Рассказав ребенку о том, что вы чувствуете, вы поможете ребенку выразить и свои чувства. Если ваша семья придерживается каких-либо религиозных или духовных взглядов, вам может помочь упоминание в разговоре вашей веры.

Говорите о смерти прямо

Чтите память умершего

Ритуалы, позволяющие почтить память любимого человека, могут оказать успокаивающий эффект на вас и на вашего ребенка. Благодаря поддержанию старых семейных традиций или созданию новых вы и ваша семья можете сохранить связь с любимым человеком. В разных культурах и религиях существуют ритуалы почтения чьей-либо памяти. Некоторые семьи заводят собственные ритуалы, например собираются вместе и готовят специальное угощение, разводят сад, посещают любимые места или празднуют дни рождения. Что бы вы ни выбрали, помните, что нет правильного или неправильного способа почтить память любимого человека. Постарайтесь делать то, что будет для вашей семьи наиболее комфортным.

Участие в похоронах

Решение об участии ребенка в похоронах или церемонии прощания принимается вами и вашим ребенком. Возможность присутствия на похоронах позволит ребенку пережить горе вместе с семьей. Если ваш ребенок будет присутствовать на похоронах, заранее убедитесь в том, что он знает, чего ожидать. Вы также можете обдумать возможность участия ребенка в церемонии. Ребенок может написать письмо или нарисовать что-то и положить в гроб. Он также может сделать для похорон коллаж с фотографиями родителя.

На похоронах всегда помните о переживаниях ребенка и проверяйте его самочувствие. Возможно, вам стоит попросить кого-то, кому ваш ребенок доверяет, иногда выходить вместе с ребенком на перерывы. Если ребенок захочет покинуть помещение, позвольте ему это сделать. После похорон или церемонии прощания у ребенка могут появиться новые вопросы о смерти.

Ресурсы для вас и вашей семьи

Ресурсы MSK

Духовная поддержка
212-639-5982
Наши капелланы готовы выслушать и поддержать членов семьи, помолиться, обратиться к местному духовенству или религиозным группам, просто утешить и протянуть руку духовной помощи. За духовной поддержкой может обратиться любой человек вне зависимости от его формальной религиозной принадлежности.

Дополнительные ресурсы

Полезные веб-сайты

Полезная литература

Guiding Your Child Through Grief (Как помочь ребенку пережить горе)
Автор: Джеймс П. Эмсвиллер (James P. Emswiler)

The Grieving Child: A Parent’s Guide (Скорбящий ребенок: руководство для родителей)
Автор: Хелен Фицджеральд (Helen Fitzgerald)

Helping Children Cope with the Loss of a Loved One: A Guide for Grown Ups (Как помочь детям пережить потерю близкого человека: руководство для взрослых)
Автор: Вильям С. Кроен (William C. Kroen)

How Do We Tell the Children? A Step-by-Step Guide for Helping Children Two to Teen Cope When Someone Dies (Как поговорить с детьми? Пошаговое руководство по оказанию помощи детям от 2 лет до подросткового возраста, переживающим смерть близкого человека)
Автор: Дэн Шэфер (Dan Schaefer) и Кристин Лион (Christine Lyons)

Preparing Your Children for Goodbye: A Guidebook for Dying Parents (Подготовка ребенка к прощанию: руководство для умирающих родителей)
Автор: Лори Хеддерман (Lori Hedderman)

Take My Hand: Guiding Your Child Through Grief (Возьми меня за руку: как помочь ребенку пережить горе)
Автор: Шэрон Маршалл (Sharon Marshall)

Talking about Death: A Dialogue between Parent and Child (Разговор о смерти: диалог между родителем и ребенком)
Автор: Эрл А. Гроллман (Earl A. Grollman)

Книги для детей о смерти и переживании горя

Always by My Side (Всегда рядом со мной)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Сьюзен Кернер (Susan Kerner)

Everett Anderson’s Goodbye (Прощание Эверетт Андерсон)
Для детей в возрасте от 5 до 8 лет
Автор: Люсиль Клифтон (Lucille Clifton)

Gentle Willow: A Story for Children about Dying (Тихая ива: рассказ о смерти для детей)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Джойс С. Миллс (Joyce C. Mills)

The Fall of Freddie the Leaf (Как упал листок по имени Фредди)
Для детей в возрасте от 4 лет
Автор Лео Бускалья (Leo Buscaglia)

The Goodbye Book (Книга прощаний)
Для детей в возрасте от 3 до 6 лет
Автор: Тодд Парр (Todd Parr)

Lifetimes: A Beautiful Way to Explain Death to Children (Течение жизни: как поэтично объяснить детям смерть)
Для детей в возрасте от 5 лет
Автор: Брайан Меллони (Bryan Mellonie)

The Memory Box: A Book about Grief (Сундучок памяти: книга о скорби)
Для детей в возрасте от 4 до 9 лет
Автор: Джоанна Роланд (Joanna Rowland)

I Miss You: A First Look at Death (Я скучаю по тебе: первое знакомство со смертью)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Пэт Томас (Pat Thomas) и Лесли Хэркер (Leslie Harker)

The Next Place (Лучший мир)
Для детей в возрасте от 5 лет
Автор: Уоррен Хэнсон (Warren Hanson)

Sad Isn’t Bad: A Good-Grief Guidebook for Kids Dealing with Loss (Грусть — это не плохо: как детям правильно справляться с утратой)
Для детей в возрасте от 6 до 9 лет
Автор: Мишлен Мунди (Michaelene Mundy)

Saying Goodbye to Daddy (Прощание с папой)
Для детей в возрасте от 4 лет
Автор: Джудит Вигна (Judith Vigna)

Tear Soup: A Recipe for Healing After Loss (Суп из слез: рецепт исцеления после потери)
Для детей в возрасте от 8 лет
Автор: Пэт Швиберт (Pat Schwiebert)

What on Earth Do You Do When Someone Dies? (Что делать, когда кто-то умирает?)
Для детей в возрасте от 5 до 10 лет
Автор: Тревор Ромен (Trevor Romain)

When Dinosaurs Die: A Guide to Understanding Death (Когда умирают динозавры: руководство для понимания смерти)
Для детей в возрасте от 4 до 7 лет
Автор: Лори Крэнси Браун (Laurie Kransy Brown) и Марк Браун (Marc Brown)

Where Are You? A Child’s Book about Loss (Где ты? Детская книга об утрате)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Лаура Оливьери (Laura Olivieri)

Книги для детей с заданиями для понимания смерти и переживании горя

When Someone Very Special Dies: Children Can Learn to Cope with Grief (Когда умирает близкий человек: дети могут научиться переживать горе)
Для детей в возрасте от 9 до 12 лет
Автор: Мардж Хигаард (Marge Heegaard)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

направленные на оказание помощи детям,

переживающим кризисное состояние (утрату)

Потеря близкого человека – травма для человека в любом возрасте, для ребенка это травма, наполненная большей тревогой, чем у взрослых. Реакция на горе, может быть разной.

· быть отсроченной – ребенок реагирует на известие не сразу. Он может какое-то время вести себя как обычно или отстраненно, а позже проявить бурную реакцию;

· быть скрытой , когда ребенок не демонстрирует сильных эмоциональных реакций, но внутри испытывает весь спектр чувств, связанных с потерей;

· быть неожиданной , когда проявляется бурная реакция в обычной ситуации;

· быть неравномерной, когда эмоциональная реакция то возникает, то спадает.

Работа строится в нескольких направлениях:

· работа с ребенком, переживающим кризисное состояние;

· работа с окружением ребенка (родители, лица их заменяющие, другие родственники).

Смерть близкого человека всегда наступает внезапно, даже если она явилась итогом долгой и продолжительной болезни. Детям свойственная скрытая форма переживания.

Выделяют несколько этапов переживания горя:

· Отрицание. Ребёнок не верит в случившееся, не признается себе, сознание и подсознание отрицают эту ужасную реальность, в которой больше нет родного и близкого человека.

· Обида, ярость, гнев. Ребёнок будет чувствовать обиду на всех, даже на близкого, которого потерял. Этот период очень эмоциональный и часто самый болезненный.

· Чувство вины. Этот этап, может оказаться самым опасным, так как чувство вины нередко остаётся с ребёнком, даже, если им прожиты все стадии горя.

· Депрессия. Ребёнок остро ощущает нехватку близкого, не понимает, как жить без него. Этот период может затянуться на долгое время.

· Принятие. Ребёнок прошел все стадии, оплакал свою потерю, выместил все негативные эмоции, выплеснул злость и пришел к смирению.

Важно, чтобы ребёнок пережил все стадии. Настораживают отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний. Нельзя предлагать ребёнку самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей. Помочь ребенку, поддержать его в трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду. Специалисту необходимо создать ощущение комфорта и безопасности.

Работа с ребенком осуществляется после двух месяцев естественного переживания горя. Содержание, вариативность методов, форм и технологий коррекционной помощи ребенку зависит от его возраста, особенностей переживания кризисного состояния, стадии переживания горя.

Работа с окружением ребенка основана на индивидуальном консультировании взрослых, взявших на себя ответственность и заботу о ребенке (выполняющих функцию родителя).

Индивидуальное консультирование осуществляется в двух направлениях:

- консультирование родителей/ лиц, их заменяющих в момент травматической ситуации, для ребенка (беседа по обозначению ребенку ситуации утраты),

- консультирование родителей/лиц их заменяющих, педагогов по сопровождению ребенка, переживающего кризисное состояние.

Методы арт-терапии смогут наиболее безболезненно помочь ребёнку освободиться от сильных переживаний. Они позволяют ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, перестроить свои отношения в различных ситуациях и спокойно соприкоснуться с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Цель: уменьшение негативного эмоционального фона посредством осознания своих чувств, переживаний и выражения их, ослабление состояния фрустрации.

· Поддержание эмоционального контакта с ребёнком;

· Создание ресурсного состояния;

· Осознание ребёнком потери;

· Построение образа новой жизни

Методы работы с детьми

1. Знакомство, беседа.

2. Изотерапия (рисование)

2. Песочная терапия

3. Рассматривание и обсуждение продукта деятельности

2. Изотерапия (лепка)

3. Рассматривание и анализ продукта деятельности

3. Рассматривание и обсуждение продукта деятельности или готовой куклы

2. Создание коллажа

3. Рассматривание и обсуждение

2. Изотерапия (рисование)

3. Проговаривание и обсуждение продукта деятельности

2. Сказкотерапия с элементами песочной терапии.

3. Анализ сказки, рассказа, истории.

Планируемый результат.

Занятия проводятся 2 раза в месяц. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от того, сколько времени прошло с момента потери близкого человека, в каком психоэмоциональном состоянии находится ребёнок. Продолжительность занятий 35-40 минут, для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 60-90 минут, для детей среднего и старшего школьного возраста.

Примерные темы рисования :

Материалы для организации индивидуальной коррекционной помощи ребенку, находящемуся в кризисном состоянии

Рисование: листы белой бумаги (А-4, А-3), Цветные карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры.

Песочная терапия: песочница с песком, фигурки человечков и животных, природный материал.

Куклотерапия: различные виды кукол, материалы для изготовления кукол (ткань, нитки)

Коллаж: вырезки из журналов, фотографии

Знакомство. Установление контакта. Предложить ребёнку рассказать о себе. Нельзя заставлять ребёнка сообщать больше информации, чем он хочет. Первое занятие по продолжительности не должно быть более 35 минут.

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Беседа. Что нового произошло? Как себя чувствуешь? Какие хорошие моменты запомнились за эту неделю? Сегодня, я, предлагаю тебе поиграть в одну очень интересную игру.

Песочная терапия

Ознакомление с новым видом деятельности и правилами, игры с песком. Показать, как можно с ним играть. Предложить нарисовать на песке линии, фигуры. Рассказать, что сегодня можно построить песочную картину. Это будет только твой мир. Ты сам придумаешь название этой картине. Можешь выбрать фигурки людей, животных, другие предметы, которые будут в твоём мире. В процессе построения картины надо обратить внимание на сюжетную динамику, на расположение предметов. После того, как ребёнок закончит, попросить описать свою картину, рассказать, что за мир, кто живёт в этом мире, чем они занимаются, как относятся друг к другу. Хотел бы что-то изменить в своём мире? Занятие закончить релаксацией.

Релаксация “Колокольчик”.

Ребёнок ложатся на спину. Закрывает глаза и отдыхает под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание колокольчика.

Изотерапия (лепка)

Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.

Предлагаю тебе вместе вспомнить, какие волшебные предметы, встречаются в сказках, которые наделяют главного героя какими-то способностями, силой, которые помогают или защищают его (волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и т.д.), если ребёнок затрудняется помочь ему. Ты бы хо тел иметь предмет, который будет помогать тебе? Что бы это могло быть? Как он выглядит? Слепи его!

Ребёнок лепит, используя разноцветный пластилин, затем рассказывает, от чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть. Объяснить ребёнку, что предметы, которые помогают человеку преодолеть что-то или оберегают его, называются талисман.

Данная техника подходит также для работы со страхами, стрессами, при нарушениях адаптации.

Беседа. Поинтересоваться, как у ребёнка прошла неделя, что интересного произошло. Предложить выбрать смайлик, который соответствует сегодняшнему настроению ребёнка.
Затем спросить ребёнка любит ли он играть и предложить немножко поиграть с куклами.

Куклотерапия

Ребёнку предлагают рассмотреть кукол, это могут быть различные куклы: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, перчаточные куклы, верёвочные куклы, плоскостные и теневые. Ребёнок должен сам выбрать куклу. Когда ребёнок определится в выборе куклы, можно попросить его рассказать об этой кукле, задавая вопросы, если он затрудняется сам ответить. Вопросы могут быть такие: Как зовут куклу? Где она живёт? Нравится ли ей там жить? Кто о ней заботится? Что ей нравится делать? Злится ли она и на что? Чему может радоваться? О чём мечтает? Есть ли у неё друзья? Если есть, то кто? (Для этого предлагаются мягкие игрушки). Похожа ли кукла на тебя? Если ребёнок положительно относится к этой кукле, предложить оставить её себе, если негативно предложить её спрятать. Занятие закончить релаксацией.

Создание коллажа.

В коллаже могут использоваться различные средства (вата, нитки, полоски бумаги, фотографии, картинки, предметы, фигурки)

Предложить ребёнку закрыть глаза и представить себе, чего он хочет больше всего, какая у него мечта. Затем попросить его открыть глаза и на листе бумаги с помощью предложенных материалов изобразить свою мечту. Если ребёнок затрудняется помочь ему.

По завершению работы спросить нравится ли ему, что получилось, хотел бы что-нибудь добавить.

Представь, что надуваешь воздушный шарик. Положи руку на живот.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (выполнить вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем (выполнить выдох),

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Беседа. Спросить у ребёнка, что нового случилось у него за неделю. Предложить выбрать из предложенных карточек, с изображениями предметов, животных, различных символов, ту, которая больше всего нравится ребёнку. Попросить объяснить, почему понравилась именно эта карточка.

Сейчас я предлагаю тебе порисовать.

Предлагаю нарисовать тебе воображаемое животное, которое будет похоже на тебя. Можешь рисовать, чем захочешь (фломастеры, мелки, карандаши). После того как ребёнок закончить рисовать, попросить рассказать его о себе. Какой ты?, Что ты делаешь?, Где живёшь?, Есть ли друзья?, Кто о тебе заботится?, Хочется ли что –то или кого –то добавить?

Спину держи ровно, голову не наклоняй, руки опусти вниз. Медленно подними руки вверх и сцепи их в замок над головой. Представь, что твоё тело - как гора. Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" - и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне!" - и тоже тянется вверх. "Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих". Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опусти руки и улыбнись. Молодец!

Символическое отреагирование эмоциональных стрессов.

Лягушонок Ква-симка

Высоко-высоко в горах было Зеленое озеро. Вода в нем всегда была чистая и прохладная.
В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые
чешуйки, а у лягушек красивая зеленая кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.
Но самая красивая и самая зеленая кожица была у маленького лягушонка по имени Квасимка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа
и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.
Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной
в середину водоема.
Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только, когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать ее, но мама не откликалась. Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился все гуще и больше, пока наконец не превратился в лягушку.
Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Ее кожица светилась серебром и золотом, а не была зеленая, как обычно. А еще на ее спине выросли крылышки, точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные.
Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
— Мама, это ты? — неуверенно спросил лягушонок.
— Да, мой дорогой, — ответила волшебница.
— Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая и почему у тебя выросли крылышки?
— Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.
— Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! — закричал лягушонок и горько заплакал.
— Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем,
— успокоила лягушонка мама-ангел.
— А как же я? Кто будет меня любить? — не успокаивался Ква-симка.
— Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят еще много других лягушек.
— А когда я тебя снова увижу? — уже спокойным голосом спросил Ква-симка.
— Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Еще я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
— До свидания, мамочка, — ответил Ква-симка и грустно побрел домой.
Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и перевернул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел.
Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел.

( в данной сказке персонаж мамы может меняться в зависимости от контекста ситуации: папа, бабушка, сестра и т.д.)

Предложить ребёнку любой прозрачный сосуд (бутылочку или высокую баночку). Поставить перед ним ёмкости с песком разного цвета. Попросить ребёнка вспомнить самый плохой день в его жизни и выбрать песок того цвета, который ассоциируется с этим днём, насыпать в сосуд столько песка этого цвета, сколько считает нужным. Затем вспомнить хорошие, радостные моменты в его жизни и насыпать в сосуд песок тех цветов, которые ассоциируются с этими событиями. Заполнить сосуд доверху. Обратить внимание ребёнка на то, что хорошее осталось на поверхности сосуда, пусть ребёнок закроет сосуд. Предложить ребёнку забрать сосуд с собой и помнить, что много хорошего происходит в его жизни именно сейчас.

Подросток переживает смерть родителей не так, как взрослый человек, и это часто сбивает с толку и приводит к неправильным выводам.

Смерть родителей — большое испытание в любом возрасте, так как мать и отец — это люди, которые были с нами с момента рождения, и человеку ещё никогда не приходилось остаться без них до этого момента.

Но подростковый и ранний молодой возраст имеют свои особенности, которые затрудняет переживание смерти близких людей, особенно таких важных, как родители.

В этом возрасте обычно плотное учебное расписание: нужно готовиться к экзаменам, поступлению в институт, выбирать специальность. После смерти родителя у подростка бывает максимум несколько дней на переживание горя, а потом ему нужно возвращаться в свой обычный график учёбы.

Никто из сверстников подростка, как правило, ещё не пережил подобное, поэтому он не встречает понимания и адекватно выраженного сочувствия. Сверстники могут либо сторониться его, потому что не знают, как себя вести, и чувствуют себя неловко, либо неудачно утешают, что вызывает ощущение непонятности и заставляет подростка прятать свои чувства, вызванные смертью родителей.

Учителя часто предпочитают вести себя так, как будто ничего не случилось, так как этот способ поведения кажется им самым лучшим для ребёнка. Однако чаще всего взрослые защищают так себя от неловкости, а для подростка любая возможность поговорить о случившемся может быть очень ценной, особенно, если взрослый будет его слушать, а не просто давать ненужные советы.

После смерти одного из родителей второй родитель сильно переживает, и все сочувствие оказывается направленным на него. От подростка ждут, что он поможет горюющему родителю с младшими детьми или просто будет вести себя тихо, чтобы не усугублять его состояние. Чувства самого подростка при этом мало кого занимают. Хорошо, если его не отсылают из дома к бабушке или родственникам, где он и вовсе будет оторван от остальных близких, переживающих горе.

Подростки переживают горе не так, как взрослые. Они могут стать более закрытыми и часами сидеть в своей комнате, играя на компьютере или слушая музыку. Они могут начать вести себя агрессивно и вызывающе, у них могут появиться проблемы с поведением или учебой в школе.

Многие взрослые с облегчением воспринимают отсутствие слёз и явных проявлений горя у подростка, они считают это показателем того, что подросток хорошо справляется с ситуацией или просто ещё не понимает её значения.

На самом деле отсутствие явных переживаний говорит о том, что подросток остаётся с ними наедине, без поддержки и помощи, что он бережет второго родителя, боясь потерять и его тоже. Нормально пережить такое большое горе без помощи взрослых подросток пока не может.

Агрессивное же поведение или проблемы в школе часто расцениваются взрослыми как отсутствие переживаний и черствость, тогда как они являются отреагированием эмоций, в частности, злости на умершего родителя за то, что он оставил и причинил боль. Такая злость, хоть и кажется неприемлемой по отношению к человеку, который не хотел умирать, является совершенно нормальной при переживании смерти близкого человека.

Если вы хотите помочь подростку пережить смерть родителей, предоставьте ему возможность говорить о ней. Заговаривайте об этом сами, если видите, что подросток не выказывает недовольства этими разговорами. Девочек можно прямо спрашивать об их чувствах и говорить им о своих или о закономерностях и стадиях переживания горя. С мальчиками стоит проводить вместе больше времени, заниматься вдвоём чем-то интересным для них: именно общие занятия способствуют сближению и откровенности у мальчиков.

ВЕБИНАР: Переход из начальной школы в среднюю: от диагностики к оптимизации обучения и развития учащихся 3-6 классов

ВЕБИНАР: Формы и методы психологической работы по формированию основ здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Психологические особенности детей, переживших потерю

Автор

/module/item/name

Потеря – необратимое или временное исчезновение значимого объекта или человека, а также неудача при попытке достижения желаемой цели. Кроме того, потерей можно считать осознание отсутствия чего-либо, что есть у других.

2 вида потерь:

  • ожидаемые (неотъемлемая часть жизни). К ожидаемым потерям можно отнести: рождение человека (отделение от тела матери), отсечение пуповины, момент сепарации, отлучение от груди, переход в ясли, детский сад, школу (смена социального статуса), взросление и др.
  • неожиданные (отсутствие информации, это фактор тревожности и всегда имеют последствия). К неожиданным можно отнести: потеря родителей, мамы, статуса, здоровья, самоуважения, кровных детей, контроля над ситуацией, семейных традиций, жизненных условий, образа жизни и др.

3 категории потерь:

1. Потеря значимого человека.
2. Потеря здоровья, как физического, так и умственного.
3. Потеря самоуважения и доверия (стыд, боль, вина).

Фазы горя

1. Фаза шока. Отрицание.
2. Фаза сделки, вины.
3. Фаза гнева, агрессии.
4.Фаза депрессии.
5. Фаза принятия.
6. Фаза реинтеграции.

Что осложняет процесс горевания?

Соматические нарушения

Нарушение дыхания;
Симптомы физического переутомления;
Утрата аппетита;
Нарушения сна, кошмары, бессонница;
Энурез, экопрез;
Симптоматика той болезни, от которой умер близкий.

Изменения в психической сфере

Чувство вины, самообвинение;
Стыд;
Уход в себя;
Депрессия;
Погруженность в образ умершего;
Ощущение опустошённости;
Раздражительность, гнев;
Страх собственной смерти, болезни, травмы;
Проблемы с сосредоточенностью;
Пессимизм относительно будущего.

Поведенческие реакции

Как не нужно говорить

Как помочь ребёнку преодолеть горе

Сохранить ритм жизни;
Говорить о чувствах;
Отвечать на вопросы;
Участвовать в ритуале прощания;
Поощрять рассказы ребёнка (о травматическом событии);
Отделить травму от события;
Успокоить (за здоровье членов семьи и т.д.);
Рассказать о том, где его умерший родитель (учитывая возраст ребенка).

Когда имеет смысл искать профессиональную помощь

Когда есть хронические, физические и телесные; нарушения, а никаких медицинских причин не находят;
Когда человек полностью поглощен мыслями о пережитом;
Когда человек испытывает чувство безнадёжности, депрессию или гнев;
Когда человек длительное время надеется, что лекарственные средства, алкоголь или какие-то другие вещества успокоят его боль физическую или душевную;
Когда жизнь человека идёт наперекосяк: семейные конфликты, утрата дружбы, проблемы на работе, в школе.

Читайте также: