Детали быта и обстановки в доме что они добавляют к образу старосветских помещиков кратко

Обновлено: 08.07.2024

Задача Гоголя – не дать явлениям обособиться в своей косности, застыть в обособленности. Вечно подвижный, вечно меняющий точку отсчета авторский взгляд нарушает все границы, делает относительной неподвижность.

В данной фразе она сказывается и в том, что, последовательно называя каждую из непроходимых преград (частокол, плетень, избы и т. д.), автор переходит от нее к следующей и так минует их все. Движение авторского взгляда через границу замкнутого мира осуществляется в той самой фразе, в тех самых словах, которыми отрицается возможность такого движения.

Неотмеченность перехода от основного предмета к отступлению и обратно, столь характерная для стиля Гоголя, говорит о том, что этот переход не осознается как последовательная смена темы повествования. Два движения – самого предмета и отступления от него – почувствованы не как чередующиеся, но как одновременные.

Герои повести-два старичка.
Живут они тихо, так тихо, как только могут жить старички,
во всём обеспеченные; а обеспечены они вполне,
несмотря на то, что их обкрадывают приказчик, дворовые
и все кому не лень:
их благодарный уголок производит всего в такой мере,
что на них хватает вполне и ещё"с лихвой".
Да и много ли им нужно?
Нужно только, чтобы было что поесть, а остальное всё
выходит за пределы их жизни.
Они не только любят вкусно и в свое удовольствие поесть,
но в этом вся их жизнь, вся их радость.
Интересы их никогда не перелетают за частокол,
окружающий их дворик, а на дворике все интересы
направлены к еде.
В еде заключаются все их радости, а огорчения …
огорчений у них и нет совсем.
Если прибавить ко всему этому их необыкновенное радушие
к гостям и бесконечную доброту их лиц, то вот- и вся их жизнь.

Живая любовь уже выветрилась у них, но осталась привычка.
Привычка друг к другу у Афанасия Ивановича и Пульхерии
Ивановны была так сильна, что они совершенно не могли
существовать друг без друга.
При том микроскопическом горизонте, который им был
доступен, всё их внимание было обращено друг к другу.
Они наполняли жизнь и вполне заменяли весь мир один
другому.
Не удивительно поэтому, что, когда умерла Пульхерия
Ивановна, Афанасий Иванович быт совершенно выбит
из колеи и уже никогда не мог попасть в неё.
В Пульхерии Ивановне он потерял не друга жизни,
даже не цель жизни, - он потерял самую форму жизни,
единственно ему доступную.
В его сознании и жизни появился такой пробел,
которого он уже никак не мог заполнить.
Он в полумладенческом состоянии ещё влачил пять лет,
но эта жизнь была лишена уже и того небогатого
содержания, какое было при Пульхерии Ивановне,
и продолжалась чисто механически.

В настоящее время одной из основных проблем когнитивной лингвистики – когнитивной науки, которая объектом своего исследования имеет природу и сущность познавательной деятельности человека – выступает проблема отображения в сознании человека, фиксируемой языком.

Быт старосветских помещиков включает обстановку их дома и хозяйство, связанное с приготовлением пищи. При описании быта главных героев используются такие фигуры, как гомеология, асиндетон и полисиндетон, хиазм, а также паронимические фигуры. Фигуры могут совмещаться и взаимодействовать, но при этом наблюдается некоторая разница: предметы обстановки, утварь героев не являет собой разнообразия, будучи представлена большим количеством предметов одного-двух видов, в то время как еда и все, связанное с ее приготовлением, крайне многообразно. Соответственно наблюдается и некоторая разница в употреблении экспрессивных средств.

В описании обстановки ведущей фигурой становится гомеология, а именно корневой повтор: Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками.

Множество клубков с разноцветной шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетия прежде, были укладены по углам в сундучках и между сундучками.

Гомеология – повторение корней в сочетании с уменьшительным суффиксом и без него (сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками) – сочетается с асиндетоном, что демонстрирует, во-первых, однообразие вещей, а во-вторых, их множество. Интересно, однако, что асиндетон, обычно изображающий хаос разнообразных предметов, здесь эту свою особенность не реализует. При этом типичную функцию асиндетона нейтрализует гомеология. Дело в том, что корневой повтор соответствует однообразию реалий, их одинаковости. В приведенном отрывке используются всего два корня при наличии двух фигур (корневых повторов), что означает наличие всего двух видов предметов, составляющих обстановку, – ящики и сундуки. Однако само их количество очень большое, и изображению количества в немалой степени способствует асиндетон. Важную роль здесь играет также диаграмма, образующаяся нарастанием длины слова. Первые три слова состоят из четырех слогов, при этом в третьем заметно нарастание с помощью суффикса, последнее существительное состоит уже из пяти слогов и двух суффиксов. Наличие союза и перед последним из однородных членов предложения (и сундучочками) упорядочивает все предметы, исключая хаос.

Один раз при описании обстановки дома героев используется хиазм:

Трехугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, которых мухи усеяли черными точками, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, — вот всѐ почти убранство невзыскательного домика, где жили мои старики.

Хиазм заключается в зеркально-симметричном повторении слов, описывающих птиц и цветы на ковре. При этом фигура взаимодействует со сравнением: компоненты сравнения становятся элементами хиазма. Это способствует изображению однообразия обстановки, что также обусловливает и появление гомеологии – повтор второй части сложных прилагательных (трехугольные, четырехугольные).

В той части повести, в которой говорится о еде старосветский помещиков, используются паронимические фигуры, взаимодействующие с гомеологией:

„Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых?―

„Пожалуй, хоть и рыжиков, или пирожков―, отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками.

За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим.

Гоголь подбирает такие названия блюд, которые сходны в фонетическом отношении. При этом все существительные получают уменьшительно-ласкательный суффикс и форму какого-либо косвенного падежа, что за счет одинакового звукового состава, порождающего также гомеологию, еще более усиливает сходство плана выражения. Так, существительные коржик, пирожок, рыжик, отличающиеся очевидной идентичностью консонантных элементов, ставятся в форме родительного падежа множественного числа, что добавляет еще один общий согласный звук (в) и наращивает повторяющиеся гласные (и, о). Аналогично в форме творительного падежа множественного числа употребляются существительные грибки и рыбки – грибками, рыбками.

1. Аверинцев С.С. Рай // Мифы народов мира. Т.2. М., 1982. С. 364.

3. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. Б.А.Серебренников и др. Отв. ред. Б.А.Серебренников. М.: Наука, 1988.

Главная мысль

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
  2. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
  3. Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Особенности произведения

Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.

Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.

День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.

Читайте также: