Деркунская в а здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе доу

Обновлено: 03.05.2024

Задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:

  • Сохранение и укрепление детского здорoвья на основе комплексного и систематического использования доступных для ДОУ средств физического, психоэмоционального развития, организации двигательной активности на свежем воздухе.
  • Создание оптимальных условий для развития, обучения, оздоровления дошкольников.
  • Развитие физических качеств воспитанников.
  • Контроль двигательной деятельности детей и становление их физической культуры.
  • Обеспечение активной позиции воспитанников в процессе получения знаний о здоровом образе жизни и мотивация к знаниям, пропаганда здорового образа жизни.
  • Снятие психоэмoционального напряжения и создание положительного эмоционального настрoя.
  • Профилактика различных заболеваний, нарушений опорно – двигательного аппарата, формирование правильной здоровой осанки.
  • Воспитание привычки повседневной физической активности и навыков гигиены.
  • Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих дошкольников в укреплении их здоровья, физической культуры и развития творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду:

  • Медико – профилактические технологии. Направлены на сохранение и укрепление детского здоровья под контролем медицинских работников детского сада в соответствии с медицинскими нормативными документами (мониторинг здоровья и физического развития воспитанников, прививки, организация и контроль качества питания, профилактические мероприятия, витаминизация, организация здоровьесберегающей среды и др.).
  • Физкультурно – оздоровительные технологии. Направлены непосредственно на укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников. Реализуются воспитателями и специалистами по физической культуре (развитие физической культуры и двигательной активности детей, организация закаливания, фитотерапия, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, организация занятий по плаванию в бассейне, массаж, дыхательная гимнастика и др.).
  • Технологии обеспечения социально – психологического благополучия детей. Направлены на создание эмоционального комфорта и позитивного настроения воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и воспитателями в детском саду и в кругу семьи. Реализуются как воспитателем, так и штатным психологом ДОУ.
  • Технологии здоровьесбережения педагогов. Направлены на укрепление культуры здоровья педагогического состава ДОУ, формирование потребности здорового образа жизни.
  • Технологии валеологического просвещения родителей. Направлены на обеспечение непрерывного валеологического информирования и образованности родителей.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ. Направлены на воспитание у детей культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. Имеют целью не только сохранить и преумножить здоровье ребенка, но и научить заботиться о своем здоровье самому, закрепить навыки гигиены и физической активности. Этот вид здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших, так как не только закладывает у воспитанников устойчивую мотивацию к физической культуре, но и обеспечивает багажом навыков, прививает интерес к гигиене, трудолюбию и спортивным традициям. Стоит рассмотреть их подробнее.

Здоровьесберегающие образовательные технологиив детском саду

Все чаще педагоги, педиатры, валеологи уделяют внимание именно здоровьесберегающим образовательным технологиям в ДОУ как подвиду здоровьесберегающих технологий, понимая под этим не просто комплекс средств и методик охраны здоровья в системе образования, а технологии мотивации и перспективного обучения детей здоровому образу жизни. Они могут быть разными:

  • Физкультурные занятия
  • Коммуникативные игры
  • Игротренинги
  • Игровая оздоровительная йога
  • Игротерапия
  • Уроки здоровья
  • Точечный самомассаж и другие.

Главное их условие – получение детьми устойчивой мотивации к физической культуре и формирование прочных навыков заботы о своем здоровье с перспективой в будущее. Стоит учесть, что большинство таких занятий будут более эффективны в старших дошкольных группах.

Физкультурные занятия могут быть организованы в спортивном либо музыкальном залах, а для детей младшего дошкольного возраста – в своей групповой комнате. Время проведения – 2 – 3 раза в неделю, в первой половине дня, по 10 – 15 минут для младших детей и до 30 минут для старших дошколят. Одно из необходимых условий – проветривание помещения перед началом занятий. Организатором и исполнителем физкультурного занятия может быть как руководитель физического воспитания, так и непосредственно воспитатель группы.

Игротренинги представляют собой систематические тренировки определенных навыков. Их можно проводить как в первой, так и во второй половине дня, индивидуально или коллективно. Игротренинги могут быть логопедические, пальчиковые, словесные, ролевые, релаксационные, арт — терапийные и другие, в зависимости от целей и условий. В проведении игротренингов помогают картинки, слайды, музыкальное сопровождение. Проводятся воспитателем, психологом.

Игровая йога проводится в старших группах дошкольников с целью релаксации, формирования позитивного отношения к окружающему миру, укрепления координации, мышечного корсета, улучшения осанки, растяжки, укрепления нервной системы. Полезна для активных и гиперактивных детей перед сном и для подготовки усидчивости перед поступлением в школу. Дети под грамотным руководством пропевают звуки, выполняют несложные упражнения, изображая животных, тренируют дыхательную систему. Все занятие может сопровождаться приятной музыкой. Игровая йога отлично формирует у детей привычки снимать напряжение, расслабляться, правильно дышать.

Игротерапия – этот один из методов психотерапевтического, психологического воздействия, направленный на восстановление эмоционального здоровья. Лечебные игры могут проводится ежедневно в течение дня воспитателями, психологами. Игротерапия важна для коррекции поведения, преодоления детских конфликтов, раскрытия эмоциональных отношений. Она включает подвижные игры, соревнования, куклотерапию, сказкотерапию, театральные занятия и другие виды детской деятельности, проводимые педагогом с заранее поставленной лечебной или коррекционной целью.

Уроки здоровья проводят в средних и старших группах 1 раз в неделю. Дети получают знания из физиологии, анатомии и выполняют практические задания. Варианты:

Уроки здоровья закрепляют у детей навыки гигиены, приучают к опрятности, здоровому образу жизни, физическим упражнениям, соблюдению правил безопасности.

Точечный самомассаж может проводиться воспитателем, медсестрой, руководителем физических занятий в период массовых заболеваний в группах старших дошкольников. Для наглядности иногда используют мультимедийные игровые пособия либо специальные модули. Самомассаж лучше воспринимается детьми в игровой форме. Они учатся массировать голову, лицо, руки, пальчики, ступни ног, при этом тренируют память, запоминая сопровождающие стишки. Важно научить детей правильно воздействовать на массажные точки, не причиняя вреда здоровью. Точечный самомассаж расслабляет мышцы, снимает нервное напряжение.

Применение здоровьесберегающих технологийв режиме дня ДОУ

Ежедневное повторение гигиенических процедур и физических упражнений в одно и то же время формирует навыки и привычки личной гигиены и физической культуры. Организм ребенка привыкает к заданному ритму, подстраивается под режим, способствует ожидаемому и мягкому переходу к следующему виду деятельности. Установленный режим защищает нервную систему дошкольников от эмоционального и физического переутомления.

Варианты использования здоровьесберегающих технологий в режиме детского сада:


ежимные моменты Оздоровительные мероприятия
Утро Мытье рук и лица прохладной водой
Утренняя зарядка
Пальчиковая гимнастика
Игровой (точечный) самомассаж
Утренние занятия Звуковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Игротренинги
Динамическая пауза в ходе творческого занятия
Игровая йога
Плавание в бассейне
Ритмопластика
Уроки здоровья
Закаливающие процедуры
Прогулка Двигательная активность (бег, игры, упражнения)
Дыхательная гимнастика
Подвижные игры
Коммуникативные игры
Перед сном Ходьба по мокрым дорожкам
Элементы аутотренинга или йоги
Релаксация под музыку в постели
Сказкотерапия
После сна Гимнастика пробуждения в постели
Пальчиковая гимнастика
Сухое растирание
Хождение босиком
Массажные коврики и корригирующие дорожки
После полдника Упражнения для осанки
Психогимнастика
Игротерапия
Вечер Артикуляционная тренировка
Йога в играх

Применение отдельных мероприятий в системе здоровьесберегающих технологий в детском саду допустимо исключительно с учетом возрастных и физических особенностей воспитанников.

2.1 Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ………………………………………………………………….. 5-7 стр.

5 Список литературы ………………………………………… 19 ст р.

Здоровьесберегающие подходы и технологии в дошкольном образовании применительно к ребенку.

Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника.

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждениях.

Человек будущего – это физически здоровая, всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело.

«Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни,

2.1. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие подходы и технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность , включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

2.2 Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. Ниже приведена таблица в Приложении 1 , где описываются отдельные Здоровье сберегающие технологи где даются советы, как и когда их применять.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей (см. приложение).

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических подходов и технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни - эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.

Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ, попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -

технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

применительно к ребенку –

• обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада,

• воспитание валеологической культуры, получение знаний о здоровье, обеспечение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

• задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым –

• содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

• Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся следующие технологии : разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду

• Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка - дошкольника. Реализацией данных технологий занимается социальный педагог, психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей включена система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов в ходе воспитания и обучения. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

Рассмотрим группы педагогических здоровьесбергающих технологий.

Используются чаще технологии сохранения и стимулирования здоровья :

динамические паузы: пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Подвижные и спортивные игры: подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Как часть физкультурного занятия: на прогулке, групповой комнате – с малой, средней степенью подвижности.

Релаксация: Можно использовать спокойную музыку, звуки природы

Гимнастика пальчиковая: рекомендуется всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз: рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная: Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 5-10 мин после дневного сна

это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.

Технологии обучения здоровому образу жизни :

Гимнастика утренняя: ежедневно утром, перед завтраком во всех группах

Самомассаж: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, тонизирует весь организм. проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Активный отдых: физкультурные праздники, дни здоровья, развлечения

Коррекционные технологии

Технология музыкального воздействия. Используется в качестве вспомогательного средства, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия. Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Горошкова Светлана Александровна

Населенный пункт: Пермский край, г. Кунгур

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
  2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
  3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении

В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях . Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
  • в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
  • в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика .

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

  • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

  • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
  • реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
  • специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей;

Мы остановимся на тех, которые необходимы для воспитателей в работе с детьми

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

технологии профилактики заболеваний,

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

коррекция возникающих функциональных отклонений,

отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,

реабилитация соматического состояния здоровья,

противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты,

санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

беседы по валеологии;

спортивные развлечения и досуги;

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

семинары-тренинги, консультации для педагогов, практикум для педагогов, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей -это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

физкультурные занятия всех типов;

оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;

Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Ритмопластика.

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Динамические паузы (физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз.

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика пробуждения.

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.Оздоровительный бег со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ. зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Читайте также: