Деревенский пожар краткое содержание анализ

Обновлено: 05.07.2024

Летом в одной деревне случился пожар. В это время все взрослые ушли работать на близлежащие поля. Дома оставались только старики и маленькие дети. Все постройки сгорели. Одно хорошо: погибло небольшое количество людей, а скот весь уцелел. У жителей оставалась хоть какая-то надежда устроить жизнь.

У одной деревенской жительницы — вдовы Татьяны – погиб во время пожара сын Петька. Мать очень горевала. Сельский батюшка ходил около погорельцев и уговаривал их не расстраиваться, положиться на божью помощь. Погорельцы решили попросить прибежища в соседней деревне, а материальную поддержку взять в близлежащем городе.

В это время в соседней усадьбе праздновали день рождения барыни Анны Андреевны – генеральской вдовы. Узнав о случившейся беде, женщина велела унести погорельцам хлеб. Потом хозяйка и все гости пошли в деревню. Увидев убитую горем Татьяну, богачи подали ей тридцать рублей. А именинница Анна Андреевна уговорила бедную женщину не роптать на Бога. Татьяна не обращала внимание на деньги, их забрал священник. В скором времени деревню вновь отстроили. Новые дома были куда лучше прежних. Простые люди продолжали трудиться. Только Татьяна исчезла из деревни, никто не знал куда. Предполагали, что убитая горем женщина пошла по святым местам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Популярные сегодня пересказы

  • Двухмужняя — краткое содержание рассказа Шолохова
    В основу сюжета легла любовь молодой женщины Анны. Она замужем, но муж пропал без вести. Председатель колхоза Арсений, молодой мужчина влюблён в Анну и он ей не безразличен. Анна понимает, что поступает не правильно, но любовь берёт верх.
  • Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе
    За всю свою жизнь Владимир Святославич обзавелся огромным потомством: у новгородского правителя было 20 сыновей от разных женщин. Третьим по старшинству считался Святополком, и с рождения мальчик не смог сыскать
  • Золя
    Эмиль Золя появился на свет в Париже, 2 апреля 1840 года. Он родился в смешанном браке итальянца и француженки. Его отец до 45 лет не был женат, поездил по свету, после встречи юной красавицы, остепенился
  • Краткое содержание сборника Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя
    По жанровой направленности произведение является сборником восьми прозаических новелл, основная тематика которых заключается в изображении противодействия зла и добра.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Деревенский пожар (Ни то сказка, ни то быль)

В деревне Софонихе около полден вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. И мужики и бабы были в поле. Сказывали: шел мимо деревни солдатик, присел на завалинку, покурил трубочки и ушел. А вслед за ним загорелось.
Деревня сгорела дотла. Только тот порядок, где были житницы, уцелел наполовину. Мужики в одночасье потеряли все и сделались нищими. Сгорела бабушка Прасковья, да еще Татьянин мальчик Петька. Мужики и бабы, завидев густой дым, бежали с поля как угорелые, оставив сохи и лошадей. Но спасать было уже нечего. Хорошо, что скота не было дома да навоз был только что вывезен, а то пришлось бы совсем хоть помирай. Малолетки, которые в минуту пожара играли на улице, спаслись в речку и отчаянно ревели. Девочки-подростки с младенцами на руках испуганно выглядывали на обуглившиеся избы и обнаженные остовы печей.

Тетка Татьяна была бодрая и еще молодая бобылка. Лет шесть тому назад у нее умер муж, но она продолжала держать хозяйство. Платила миру за половину надела, сама пахала, косила и жала. У нее был единственный сын Петька, лет восьми, в котором она души не чаяла и в котором уже видела будущего мужика. Он и сам видел в себе мужика и говорил:

– Я, мама, буду мужик… хресьянин.

Вся деревня его любила. Мальчик был вострый и ласковый и уже ходил в школу. Бывало, идет по деревне мимо стариков.

– Ну что, мужичок, помогаешь мамке? – спрашивают старики.

– Где моя кубышка? где? кто унес? сказывайте: кто? Бабушка Авдотья ходила взад и вперед по улице и всем показывала два обгоревших выигрышных билета внутреннего займа. Обгорели края; середка с несколькими купонами осталась цела.

– Чай, выдадут! – утешал ее староста Михей. – Ишь и нумера видны (на уцелевших купонах); ужо барыня в Питере похлопочет[1]1

Факт. В 1872 году приходила к автору крестьянка села Заозерья (Углицкого уезда) и показывала два или три обгоревших по краям билета, но так, что на уцелевших посередке купонах видны были и № билета и серии. Я просил некоторых добрых знакомых ходатайствовать в банке. Всем казалось дело несомненным, но г. Ламанский, тогдашний управляющий банком, рассудил иначе. Ни возобновить билеты, ни даже выдать за них нарицательную цену оказалось невозможно. Это, изволите видеть, польза банка. Вот как истинные сановники блюдут интересы казны! (Прим. автора.)

Старики собрались в кучу и обсуждали мирскую нужу. На всех лицах была написана душевная мука; у некоторых глаза сочились слезами. Решили: идти всем миром, поклониться соседней одновотчинной деревне, чтобы дала приют погорельцам, покуда не будут устроены хотя какие-нибудь временные помещения. Затем снарядили старосту и послали верхом в город, в управу, за пособием и страховыми.

Пришел сельский батюшка и, похаживая между мужиками, утешал их.

– Кто дал? Бог! – говорил он. – Кто взял? Бог! Неужто ж он не знает?

Мужики молча ему поклонились.

Опять поклонились мужики, а словоохотливый батюшка продолжал:

– Коли страх божий будете в сердцах сохранять да храм божий усердно посещать, так и не увидите, как бог сторицей вознаградит. Хлеб нынче обещает жатву изрядную. Озимые отменные; яровые, бог даст, поправятся. Ужо снимете у барыни полевину – вот вы и с сеном. Свезете по возку, по другому – ан и денежки в кошеле завелись; а там озимое, ржицы на базар свезете – опять деньги; а наконец и овсецо – тоже деньги. В будущем же году и не увидите, как на месте истребленных неумолимым пламенем хижин будут красоваться новые дома, удобные и просторные, и все вы поживете в них, кийждо под смоковницею своей, и всерадостно и всецело возблагодарите господа вашего за ниспосланное вам благодеяние. Вот увидите.

А тетка Татьяна беспомощно ходила по своему пепелищу, сгребала тлеющие бревна и выкликала:

– Петь, а Петь, где ты, милый? Откликнись!

И не слыхала, как ветхий старик Калистратыч говорил ей:

– Смотри, не в лес ли он убёг? Давеча видел я его. Сидел я у житницы на приступочке, как ваша-то изба занялась. Смотрю: кружится Петька по горнице, рубашонкой раздувает. Я ему кричу: толкни, милый, дверь, толкни! Только кружился он, кружился, а потом и ничего не стало видно. Наверное, убёг в лес с испугу.

Но Татьяна ничего не чувствовала, кроме того, что сердце ее рвется на части.

– Петь, а Петь! где ты, милый? Откликнись! – раздавался ее вопль среди общего говора деревенского люда.

Наконец человека два сжалились над нею и пришли на помощь. Разворочали обрушившийся потолок и под дымящимися обломками его нашли труп мальчика. Вся сторона тела и лица, обращенная кверху, представляла безобразную черную массу; но та, которая прилегала к полу, осталась нетронутою.

Татьяна пошатнулась, в глазах потемнело, и из груди на всю деревню вырвался потрясающий ее вопль:

– Господи! видишь ли?

Этот вопль услыхал и батюшка и, разумеется, поспешил с утешением.

– Ропщешь? – говорил он с ласковой укоризной. – А Иова помнишь? Нет? Так я тебе напомню! Он был богат и славен, имел детей, стада и сокровища – и вдруг, с дозволения божия, все было у него отнято: и дети, и скот, и друзья, а сам он был поражен проказою, изгнан из города и лежал у городских ворот, на гноище. Псы лизали его раны… псы! Но и за всем тем он не токмо не возроптал, но наипаче возлюбил господа, создавшего его. И бог, видя таковую его преданность, воззрел на него. Через короткое время Иов был и здоров, и богат, и славен более прежнего. Стада умножились, детей народилось достаточно, словом сказать – все…

Однако и батюшкины увещания доходили до Татьяны в форме смутного и назойливого шума. Она устремила глаза на ту линию, которая разделяла уцелевшую часть Петькина лица от обуглившейся, и тихо шептала:

– Господи! видишь ли?

Ни-ни – это кончено (франц.)

Это – святая (франц.)

Это твердая патрицианка! (франц.)

[Закрыть] Как и все русские дамы, она говорила по-французски, знала un peu d’arithmetique, un реи de geo-graphie et un peu de mythologie (cette pauvre Leda!),[5]5

Немножко арифметики, немножко географии и немножко мифологии (ах, эта бедная Леда!) (франц.)

Господа уже возвратились из церкви и сидели за завтраком, когда прибежали сказать, что Софониха горит. Батюшка мгновенно скрылся увещевать: прочие побежали к окнам и смотрели. За громадной тучей дыма не было видно пламени, но дым прямо летел по ветру на усадьбу, и чувствовался в комнатах горький запах его. Людей тоже не было видно, но по дороге вбежали к пожарищу толпы соседних крестьян и дворовых.

– Как вы хотите, господа, – сказала наконец Анна Андреевна, – а я не могу оставаться равнодушной зрительницей. Ведь они – мои. Злые люди разлучили нас, – надеюсь, временно, – но я все-таки помню, что они – мои.

Но ей не дали одной совершить подвиг самоотвержения, и всей компанией вызвались сопутствовать ей.

– Да и вообще это наш долг, – продолжала Анна Андреевна, – если б даже это были и не мои крестьяне, все-таки наша священная обязанность – быть там, где страдают. Мы обеднели, мы обижены… но мы всё забыли. Мы помним только, что к нам обращает взоры страждущий меньший брат!

Узнавши, что в этот день пекли хлебы для рабочих и дворовых, она велела разрезать несколько на ломти и снести погорельцам.

– А завтра опять испечете хлеба для своих… надо же! Да не забудьте солью посыпать!

Словом сказать, сделала все, что было в ее власти, и наконец захватила пор И Верочка, по примеру матери, взяла кошелек с заветными светленькими монетами.

Компания остановилась у входа в деревню, но Верочка и мамзель Шипящева не утерпели и пошли вглубь по улице.

– Скажите мужичкам, что я им две четверти ржи жертвую! – крикнула им вслед Анна Андреевна.

Минут через пять Верочка прибежала назад, вся в слезах.

– Жаль бедную, но какая ты, однако ж, нервная, Вера! – упрекнула ее Анна Андреевна. – Это не годится, мой друг! Везде промысел – это прежде всего нужно помнить! Конечно… это большая утрата; но бывают и не такие, а мы покоряемся и терпим! Помнишь: крах Баймакова и наш текущий счет… Давал шесть процентов… и что ж! Впрочем, соловья баснями не кормят. Господа, – обратилась она к окружающим, – сделаемте маленькую коллекту[6]6

Сбор пожертвований (франц. la collecte)

[Закрыть] в пользу бедной страдалицы матери! Кто сколько может!

Она трепетною рукою вынула из портмоне десятирублевую бумажку, положила ее на ладонь и протянула руку. Верочка тотчас же положила туда весь свой кошелек; гости тоже вынули несколько мелких ассигнаций. Только Иван Иваныч Глаз отвернулся в сторону и посвистывал. Собралось около тридцати рублей.

– Ну вот, снеси ей! – сказала Анна Андреевна дочери. – Скажи, что свет не без добрых людей. Да подтверди мужичкам насчет ржи… две четверти! Да хлеба принесли ли? Скажи, чтоб роздали! Это для утоления первого голода!

Верочка быстро побежала. Ей представлялось в эту минуту, что она – ангел-хранитель и помавает серебряными крылами в небесной лазури с тридцатью рублями в руках. Она застала Татьяну все в том же положении. Последняя стояла с широко открытыми глазами, машинально шевелила губами, без всякого признака самочувствия. Батюшка по-прежнему стоял подле нее и рассказывал пример из истории первых мучеников времен жестокого царя Нерона. Татьяне еще не представлялся вопрос: что с ней будет? нужна ли ей изба, поле и вообще все, что до сих пор наполняло ее жизнь? или она должна будет скитаться по белу свету в батрачках?

И вдруг – ангел-хранитель.

– На тебе, милая! мамочка прислала! – говорила Верочка, протягивая деньги.

Татьяна ничего не поняла, даже не взглянула на милостыню.

– Бери, строптивая! – увещевал ее батюшка. – Добрые господа жалуют, а ты небрежешь!

Даже мужички заинтересовались и принялись уговаривать:

– Бери, тетка Татьяна, бери, коли дают! на избу пригодится… бери!

Татьяна не шелохнулась.

Верочка постояла, положила деньги на землю и удалилась огорченная. Батюшка поднял их.

– Ну, ежели ты не хочешь брать, – сказал он, – так я ими на церковное украшение воспользуюсь. Вот у нас паникадило плоховато, так мы старенькое-то в лом отдадим да вместе с этими деньгами и взбодрим новое! Засвидетельствуйте, православные!

– Мамочка, она не взяла! – говорила Верочка со слезами в голосе.

– Однако душок-то этот в них еще есть! не выбили! – загадочно молвил Глаз.

Но на этот раз Анна Андреевна не согласилась с ним.

– Есть душок – это правда; но не следует терять из вида глубину ее горя! Только сердце матери может понять, каково потерять… сына!

Предсказание батюшкино сбылось. Года через два я проезжал мимо Софонихи и увидел сущую метаморфозу. На месте старого пепелища стоял порядок новых домов, высоких и сравнительно просторных. Крыши, правда, были крыты соломою, но под щетку, так что глаз не огорчался ни махрами, ни висящими клочьями. Новые срубы блестели на солнце, как облупленное яичко. Только на месте Татьяниной избы валялись неприбранные головешки, а сама она скрылась из деревни неизвестно куда. Должно быть, по святым местам странствует, Христовым именем. Мужики жили дружно и, следовательно, исправно. Усердно работали, платили выкупные и мирские платежи безнедоимочно, отбывали повинности: рекрутскую, подводную и дорожную. Ежели же требовалось сверх того, то и это исполняли с готовностью.

Исправник Шипящев не нахвалится ими.

– Эта деревня у меня – в первом нумере! – говорит он. Бог в помощь, ребята!

Летом в одной деревне случился пожар. В это время все взрослые ушли работать на близлежащие поля. Дома оставались только старики и маленькие дети. Все постройки сгорели. Одно хорошо: погибло небольшое количество людей, а скот весь уцелел. У жителей оставалась хоть какая-то надежда устроить жизнь.

У одной деревенской жительницы — вдовы Татьяны – погиб во время пожара сын Петька. Мать очень горевала. Сельский батюшка ходил около погорельцев и уговаривал их не расстраиваться, положиться на божью помощь. Погорельцы решили попросить прибежища в соседней деревне, а материальную поддержку взять в близлежащем городе.

В это время в соседней усадьбе праздновали день рождения барыни Анны Андреевны – генеральской вдовы. Узнав о случившейся беде, женщина велела унести погорельцам хлеб. Потом хозяйка и все гости пошли в деревню. Увидев убитую горем Татьяну, богачи подали ей тридцать рублей. А именинница Анна Андреевна уговорила бедную женщину не роптать на Бога. Татьяна не обращала внимание на деньги, их забрал священник. В скором времени деревню вновь отстроили. Новые дома были куда лучше прежних. Простые люди продолжали трудиться. Только Татьяна исчезла из деревни, никто не знал куда. Предполагали, что убитая горем женщина пошла по святым местам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Деревенский пожар. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Хоть Беллини и написал множество замечательных произведений, но главным своим творением он считает оперу Норма

В пьесе рассказывается о послевоенном времени, в котором продолжают ломаться людские судьбы. О том, как отголоски войны отражаются даже на молодом поколении и отражаются на жизни людей прошедших войну.

События произведения разворачиваются во время Великой Отечественной войны на белорусской земле.

Все действия произведения происходят в Ленинграде. С первых страниц пьесы перед нами предстает комната девушки по имени Зоя, которая работает продавцом. У нее остановился старый знакомый Ильин

Произведение делится на две части: описание пожара и восстановление деревни. Оно относится к жанру сказки, но содержит в себе черты бытового очерка. В первой части читатель видит реалистичную картину бедствия. Автор показывает глубину человеческого горя, сочувствует крестьянам. Пытаясь спасти хозяйство, погиб сын Татьяны Петька. Она не стала восстанавливать погибшее хозяйство и отправилась в странствие по святым местам.

Вторая часть включает сатирические образы попа и помещицы, которые дают крестьянам советы, в которых сквозит лицемерие и фальшь. В финале показано строительство новых домов, жизнь продолжается. Автор показывает силу русского мужика, восстающего из пепла, как птица Феникс.

Деревня и персонажи выдуманы Салтыковым-Щедриным, но те проблемы, с которыми они сталкиваются, вполне реальны.

Микропересказ : Деревня сгорела, а вместе с ней сын одной из жительниц. Добрая барыня пожертвовала ей денег, но несчастная мать отказалась. Потом деревня отстроилась заново, но мать погибшего ребёнка исчезла.


В июне, во время пахоты, в деревне Софонихе вспыхнул пожар. Жители в это время работали в поле. Увидев дым, они побежали домой, но было поздно: деревня сгорела дотла. Повезло, что скота не было дома, и навоз был вывезен, но все жители деревни в одночасье стали нищими и бездомными. Оставшиеся в деревне дети спаслись в реке, сгорели только одна старушка и сын Татьяны, мальчик восьми лет, в котором она души не чаяла.

👩🏼 Татьяна — вдова, ещё бодрая и молодая.

Жители деревни бродили по пепелищу и искали остатки своих вещей. Старики, посовето­вавшись, решили пойти в соседнюю деревню и попросить приюта на время. Старосту отправили в город за пособием и страховыми выплатами для погорельцев.

Пришёл сельский батюшка и начал утешать жителей деревни.

Татьяна тем временем беспомощно ходила по пепелищу и искала сына. Соседи пришли ей на помощь и под обломками дома нашли труп мальчика. Татьяна закричала, к ней сейчас же поспешил батюшка, убеждая не роптать. Но женщина словно не слышала его слов.

В это время в усадьбе барыня Анна Андреевна праздновала день рождения.

👩‍🦳 Анна Андреевна Копе́йщикова — гене­раль­ская вдова, добрая, красивая, любит народ, патри­отка, после смерти мужа посвя­тила себя воспи­танию детей.

Анна Андреевна и гости остановились у околицы, но дочь барыни, Верочка, зашла в деревню.

👱🏻‍♀️ Верочка — дочь барыни, 18 лет, шустрая особа.

Через пять минут она вернулась в слезах и сказала матери, что там убивается женщина, у которой сгорел сын.

Барыня упрекнула Верочку в том, что та излишне нервная. Для сравнения Анна Андреевна привела пример денежной потери, с которой она смирилась и не ропщет, и предложила гостям скинуться деньгами в пользу несчастной матери. Затем она вручила собранную сумму дочери и велела отнести Татьяне.

Верочка побежала исполнять поручение, представляя себя ангелом-хранителем. Но Татьяна даже не взглянула на протянутые ей деньги. Батюшка и мужики из деревни принялись уговаривать её принять помощь, но Татьяна не обращала на них внимания.

Тогда огорчённая дочь барыни положила деньги на землю и ушла. Батюшка тут же подобрал их, обещая приобрести для церкви новое паникадило. Тем временем дочь барыни жаловалась, что Татьяна не взяла деньги. Гости изумились, но барыня отнеслась к отказу с пониманием.

Через два года Софониха отстроилась, и только на месте Татьяниной избы осталось пепелище. Сама Татьяна пропала, предполагали, что она странствует по святым местам.

Пересказала Мария Луговая. За основу пересказа взято издание сказки из собрания сочинений в 20 томах (М.: Худож. лит., 1974). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Деревенский пожар (анализ произведения).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Автор на примере одного события – пожара – обнажает проблемы и конфликты социальных слоев общества того времени: крестьян, духовенства и дворянства.

Татьяна осталась совсем одна, а женщине одной в деревне не выжить. Татьяна не взяла денег на новый дом, он ей не нужен, она не сможет одна вести хозяйство, женщина умерла вместе со своим сыном. Остается только догадываться о ее дальнейшей судьбе, но выбор здесь невелик: либо она погибла, либо пошла в город перебиваться случайными заработками.

Неурожай – это смерть, жить без своего хозяйства – это смерть. Не было магазинов на селе, а если бы даже они и были, не было денег у крестьян. Вести хозяйство – это тяжелый физический труд, это не просто в свое удовольствие цветы и ягоды сажать. Надо было выращивать урожай на всю зиму, обработать его, где-то хранить. Кроме того, работать надо было еще и на барский огород, на местного попа. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Жизнь страшная, безысходная: этот урожай сгорел, до нового еще далеко, надо чем-то питаться и где-то жить.

Но в конце произведения мужик опять восстал в буквальном смысле из пепла, выстроил новые дома, собрал урожай, жизнь продолжается.

Местный поп олицетворяет собой духовенство. Церковь для крестьян – своего рода социальный институт, безальтернативный источник информации. Попов недолюбливали, уважали и побаивались. Служители культа редко сами работали на земле, зато обирали население. Здесь поп без зазрения совести взял деньги, которые не стала брать Татьяна. Духовенство, которое пытается нажиться на всем, даже на горе несчастной женщины, когда она, будучи в состоянии шока над телом своего единственного сына, не берет денег.

Барыня оказалась доброй, крестьянам повезло. А ведь она могла и ничего не сделать для этих людей, и никто бы ее за это не осудил. Она не только по доброте душевной решила собрать деньги для Татьяны. Этим поступком она как бы откупается от проблем своих крестьян. Выразить сочувствие по-человечески не приходит в голову. Оторванность от народа. Ее дочь, с одной стороны, кажется больше всех сочувствует горю женщины, потерявшей сына. Однако нет. Девочка так и не поняла, почему та не взяла денег. Опять же оторванность этого слоя от своих же крестьян. Дворяне не видели в них людей со своими проблемами, радостями, воспринимали их лишь как инвентарь или скот для обработки их земель.

Читайте также: