Деньги проект в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Длительность: средней продолжительности. Сроки реализации: ноябрь - февраль 2016-2017 гг.

Участники: дети, педагоги, родители.

  • для педагога: знакомство детей с основами экономики, формирование у детей познавательного интереса, воспитание нравственных качеств, развитие творческих навыков.
  • для детей: когда и как появились деньги, какие деньги были в России и Европе, чем отличались. Когда деньги приносят пользу, а когда - вред?

Цели:

  • формирование исследовательских умений и навыков;
  • создание условий для развития интеллектуально-познавательного потенциала у детей к окружающему миру;
  • формирование умения использовать различные материалы как средство передачи основной идеи.

Задачи:

  • формирование ценностных нравственных основ личности ребенка,
  • формирование элементарной системы знаний о деньгах, валюте разных стран, экономике, истории возникновения денег,
  • развитие умений анализировать и систематизировать полученные знания,
  • поощрение самостоятельного поиска средств выразительности,
  • развитие познавательных, художественно-творческих способностей у детей,
  • комплексное развитие связной речи; навыков публичного выступления,
  • совершенствование стиля партнерских отношений детей и педагога, детей и родителей, родителей и педагога,
  • развитие креативного мышления и воображения,
  • создание лэпбука по теме для познавательной деятельности,
  • закрепление алгоритма решения противоречий и навыков работы с морфологическим анализом.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие

Обеспечение: мультимедийное оборудование, познавательная, научная (энциклопедии), литература, фотографии и иллюстрации, материал для изготовления продуктов деятельности, морфологическая таблица для рисования денег.

Организация среды:

  • литературный центр дополняется энциклопедиями и материалами по теме исследования
  • центр художественной деятельности адаптируется под мастерскую, для создания продуктов детской деятельности.

Методы и приемы:

Этапы по реализации проекта:

1 этап: подготовительная работа (индивидуальная и групповая, с родителями и детьми)

Автор: Будусова Юлия Юрьевна

Населенный пункт: Пермский край, г. Оса

Сроки реализации: среднесрочный (3 месяца)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6лет), воспитатели, родители воспитанников.

После обсуждения детьми, воспитатель включается в беседу с вопросами:

- Дети, как вы думаете, почему родители не могут купить планшет?

- Почему так получается, как вы думаете?

- А что такое деньги?

- Откуда берутся деньги?

Проблема: что такое деньги и где их взять, чтобы исполнить свои желания.

Цель проекта для детей: узнать, что такое деньги и откуда они берутся на исполнение наших желаний.

Цель проекта для педагога: содействие становлению финансово-экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи проекта:

Задачи для ребенка

Задачи для педагога

Задачи для родителей

Узнать, что такое деньги.

Познакомить детей с понятием деньги.

Показать своему ребенку деньги, используемые семьёй (бумажные, металлические, электронные) или хранимые (старинные).

Выяснить, откуда взялись деньги.

Содействовать обогащению знаний о возникновении денежных отношений.

Узнать, какие деньги используют сейчас.

Познакомить детей с современными видами денег.

Познакомить детей с отличительными знаками настоящих денег.

Выяснить, как получить деньги.

Содействовать формированию представлений о способах получения денег: плата за профессиональный труд, выигрыш, наследство, деньги в дар.

Узнать, как исполнить свое желание.

Обогащать знания детей о планировании семейного бюджета.

Объяснить ребенку, как формируется и расходуется семейный бюджет, объяснить правила пополнения копилки (желаний).

Предполагаемый результат:

- дети знают, как можно получить деньги: за выполненный труд, выигрыш, наследство, деньги в дар.

- дети различают деньги по их видам: металлические, бумажные, электронные;

- дети исполняют свое желание путем накопления;

- родители вместе с детьми планируют семейный бюджет.

- дидактические игры, направленные на становление финансовой грамотности дошкольников;

Этапы реализации проекта

1 этап –начальный

На данном этапе вовлекаем детей в проблемную ситуацию, которая приведет нас к теме и цели проекта.

2 этап – этап планирования

На данном этапе мы совместно с детьми составляем план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями (по Савенкову). Обсуждаем план с родителями. Формируем команду проекта – активных родителей для организации экскурсий, интересных встреч, изготовления продуктов проекта.

3 этап – этап сбора информации

Целью данного этапа является формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о деньгах, их истории, видах и путях получения. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий в соответствии с планом проекта. Цикл мероприятий в себя включает совместную образовательную деятельность взрослых с детьми, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, чтение художественных произведений, просмотр и создание мультфильмов.

4 этап – этап обобщения информации

5 этап – рефлексивный

Это заключительный этап проекта. На данном этапе подводятся итоги работы по реализации проекта, трансляция результатов проекта:

- экскурсия в мини-музей для детей других групп детского сада;

- мастер-класс для педагогов по изготовлению дидактических игр.

План реализации проекта

Задача

Формы работы

Срок

Ответственные

Продукт

1.

Узнать, что такое деньги.

Октябрь 1 неделя

Воспитатель, воспитанники группы

2.

Выяснить, откуда взялись деньги.

3.

Узнать, какие деньги используют сейчас.

Экскурсия в супермаркет, банк

Воспитатели, родители, дети

4.

Выяснить, как получить деньги.

Родители воспитанников, дети

5.

Узнать, как исполнить свое желание.

Воспитатели, дети,родители воспитанников


Подготовительный этап:
1. Определение целей и задач проекта
2. Анализ предметно- пространственной среды (определение средств, необходимых для реализации проекта)
3. Составление карты проекта (плана реализации целей проекта, затрагивающего все образовательные области согласно ФГОС дошкольного образования)

Работа с родителями:
Примерные вопросы для анкетирования
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
2. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
3. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
4. Как ребенок относится к труду?
5. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
6. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
7. Знают ли дети профессии родителей?
8. Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
9. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

Целевая группа: дети подготовительной к школе группы и их родители.

Сроки проекта: октябрь (краткосрочный).

Актуальность : Для чего нужны деньги? Откуда они появились? Эти и многие вопросы на эту тему волнуют каждого ребенка. В данном проекте мы постараемся разобраться, как появились денежные отношения и так ли они важны в современном мире.

Цель проекта: создание условий для формирования у воспитанников интереса к истории возникновения денег, раскрытие понятия электронных денег, для чего они нужны в современном мире.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

рассказать об истории возникновения денег;

активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться;

воспитывать способность к самоограничению и привычку тратить деньги разумно.

Оздоровительные задачи:

1. охранять и укреплять здоровье детей;

2 . формировать умение рационально использовать финансы для гармоничного развития личности.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (01.10.-05.10.)

Цель: создание условий для реализации проекта.

II этап – внедренческий ( 08.10.-12.10.)

Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей по реализации проекта.

III этап – итоговый ( 15.10.-17.10.)

Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.

Трансляция проекта:

-выставка рисунков детей;

-презентация обогащения развивающей среды по проекту;

-видеофильм для родителей.

I этап – подготовительный:

Работа с детьми

Опрос детей.
Цель: выявление знаний детей о деньгах, введение в проблему.

Взаимодействие с родителями

Ознакомление родителей с темой, целью и задачами проекта. Подборка материала, иллюстраций, изготовление альбомов.

Изучение педагогической литературы. Изучение интернет-ресурсов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта.

Проведение педагогического обследования (игровая деятельность дошкольников). Подборка информационного материала для родителей.

II этап – внедренческий:

Сроки мероприятий

Формы работы

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Режимные моменты

Предметно-развивающая среда

Обсудить пословицы и поговорки о деньгах.

Информация о начале проекта.

Коллекции монет детей.

Помощь в пополнении мини-музея.

Цель: познакомить детей с денежными купюрами и банковскими картами.

Раскрыть происхождение слова «Рубль.

Рассматривание разных видов денежных знаков .

Дизайн бумажных денег и использование их детьми в сюжетно-ролевых играх.

Старинные купюры, деньги разных стран.

Помощь в пополнении мини-музея.

ЧХЛ: стихотворения о деньгах.

Изготовление кошелёчков самостоятельно по схеме.

Выставка книг о финансах (энциклопедии, худ. литература)

III этап – итоговый:

Работа с детьми

Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Обобщение наработанного материала. Обобщение опыта работы.

Взаимодействие с родителями

Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемым. Презентация опыта работы по проекту.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Работа педагога по подготовке и реализации проекта:

Изучение литературы, поиск информации в интернете, разработка презентаций, составление конспекта, подбор иллюстраций.

Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели - с 15 по 29 января 2021 года).

По содержанию: социально-педагогический, информационный.

По характеру контактов: педагог – ребенок - родитель, в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной группы №17, воспитатели, родители.

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Актуальность:

В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.

Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.

Цели проекта: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

  • Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;
  • Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Практическая значимость: формирование финансовой грамотности в ДОУ приближает дошкольников к реальной жизни, способствует развитию экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности (целеустремленность, честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и т.д.)

  • воспитание и обучение детей;
  • развитие всесторонне развитий личности;
  • подготовка детей к самостоятельной социальной жизни, посредством формирования основ финансовой грамотности.
  • Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
  • Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Этапы и сроки реализации проекта:

1 этап - Информационно-накопительный этап

(с 11 по 13 января 2021 года):

2 этап - Организационно-практический этап

(с 14 по 20 января 2021 года):

3 этап – Презентационно-завершающий этап

(с 21 по 27 января 2021 года):

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: активизировать познавательный интерес к основам экономики, финансовой грамотности (истории денег, способам их получения, сбережения, приумножения, распределения бюджета и т.д.).

Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.

Чтение художественной литературы

Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.

Продуктивные виды деятельности:

Взаимодействие с родителями

Показателями эффективности работы стало следующее:

  • Информированность о финансовой грамотности;
  • Проявление интереса к формированию основ экономики, финансовой грамотности совместно с детьми;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Родители проявили интерес к формированию финансовой грамотности у дошкольников и отразили свои впечатления в совместной творческой деятельности.

Читайте также: