Демокрит представитель какой школы философии

Обновлено: 07.07.2024

Демокри́т Абдерский родился ок. 460 до н. э., Абдеры. Дата смерти — ок. 370 до н. э.. Древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Биография
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Согласно Лукиану, Демокрит прожил 104 года.

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена,

… никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное.
По существу, это четкая констатация принципа инерции — основы всей современной физики. Галилей, которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.
Космология
Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Как описывает взгляды атомистов Ипполит,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги.
Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.
Этика
Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера — это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, гром и молнию, перуны и соединения звезд, затмения солнца и луны, были поражены ужасом, полагая, что боги суть виновники этих явлений.
Однако в другом месте тот же Секст пишет:

Будучи сыном своего времени, Демокрит не отрицал существования богов. Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это — очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств. Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне. Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают будущее.

Вклад в другие науки
Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.
Сочинения и доксография
В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.

Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита — своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

Память
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Демокрита кратеру на видимой стороне Луны.

Демокрит

Демокрит по праву считается одним из величайших философов античности. Вместе с Левкиппом, создавший и развивший теорию атомизма, он вошёл в историю как родоначальник современного материализма. Его теория ближе всего к современной научной мысли, чем идеи любого из античных философов.

Биография

Будущий философ родился во фракийском городе Абдеры около 460 года до н.э. в богатой семье, славившейся своим праведным жизненным укладом. После смерти, отец семейства оставил Демокриту и его двум братьям – Геродоту и Дамасу большое состояние в надежде, что потомки его приумножат.

Демокрит

Однако у Демокрита не было никакой тяги к накоплению богатств и взяв 100 талантов, он отправился путешествовать, чтобы обрести новые знания.

Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провёл 8 лет перенимая знания египетских жрецов и персидских халдеев и магов.

Интерес к восточной философии, вероятно, был обусловлен тем, что, когда Демокрит был ещё ребёнком, его отец принял у себя отступающего Ксеркса с войском. В благодарность за радушный приём тот оставил хозяину дома нескольких своих мудрецов в качестве учителей.

Также Демокрит заехал и в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и общаясь с Анаксагором.

По причине крайней нужды, он был вынужден прервать свои странствия и вернуться в родные Абдеры, где был обвинён в растрате имущества. На суде он выступил с речью, где разъяснил согражданам, что в путешествиях изучил культуру и научные достижения других стран, что может оказаться чрезвычайно полезным. Суд закончился удачно для философа, его оправдали и даже вручили денежное вознаграждение.

В Абдерах он и прожил до самой своей смерти в 370 до н. э. на тот момент ему было 90 лет. Однако по свидетельству Гиппарха, великий философ дожил до 109 лет и спокойно умер, не страдая никакими болезнями. Расходы на погребальные церемонии взяла на себя городская казна, а на само погребение пришло множество абдерских граждан, дабы воздать последние почести великому соотечественнику.

Философские идеи и взгляды


1. Теория Атомов

Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.

Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.

Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.

Атомы не содержат пустоты, поэтому неделимы. Для лучшего понимания своей идеи он приводил пример с яблоком:

Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.

Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:

  • Фигура (По фигуре атомы различаются как, например, Д и Т)
  • Величина (Ш и ш)
  • Поворот (Имеется в виду такой же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, примерно как буквы Р и Ь)

Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.

Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.

2. Теория возникновения жизни

Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.

В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.

3. Мышление и восприятие

Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.

Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие – вполне материальные физические процессы.

Восприятие бывает двух видов:

  • Рассудочное – восприятие такого типа зависит только от самих вещей и, по сути, является характеристиками, которые реально присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры как: тяжесть, плотность, твёрдость, ширина, объём и.т.д.
  • С помощью чувственного восприятия мы даём характеристики объектам, руководствуясь нашими органами чувств, которыми мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, теплота, запах. Эти качества реально не присущи объектам, а всего лишь наше представление о них.

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Этика

В жизни великий философ придерживался принципов, выстроенных своей же атомической теорией. Атом, в понимании Демокрита, полон и самодостаточен. Человек же, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько замкнут на себе самом.

Мудрец, достигший эвтюмии, свободен от зависти, способен радоваться тому, что имеет, трудится в меру своих возможностей и старается поступать справедливо и по закону.

Принуждать к морали с помощью силы и законов, он считал не самой лучшей идеей, ведь более моральным будет человек, пришедший к пониманию морали, благодаря словесному убеждению и внутреннему влечению.

Мудрость и чувство меры – важнейшие качества для настоящего мудреца. Мудрость есть способность правильно мыслить, говорить, действовать.

От правильных мыслей зависит душевное здоровье человека, ведь правильное мышление призвано избавить человека от надуманных тревог и страхов, таких как страх смерти или страх божьего гнева, так распространённый в античности.

Умением хорошо говорить Демокрит считал проявление открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением нравственных принципов.

Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что придерживается неверных представлений об удовольствиях, счастье и жизненной цели. Из этого утверждения видно, насколько высоко он оценивал роль знаний в нравственном воспитании.

Демокрит считал необходимым учитывать при вынесении вердикта о нравственности или правильности поступка не только само действие, но ещё и мотив или желание человека совершить это действие

Личная и социальная жизнь

Насколько известно, личной жизни великий философ предпочитал образование и занятие науками. К сексуальной жизни он относился с резким неодобрением, так как считал, что во время полового акта мужчиной овладевают первобытные животные инстинкты и в это время удовольствие занимает доминирующее положение над сознанием.

О женщинах он тоже был весьма невысокого мнения и считал их глупыми, болтливыми и бесполезными существами, пригодными только для деторождения.

Были даже слухи, что в 90 лет Демокрит ослепил сам себя, дабы не смотреть на женщин, однако эта версия оказалась ошибочной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.

К самому деторождению философ тоже относился с неприязнью, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоит сил, которые придётся на него потратить, к тому же это отвлекает от философствования и занятия науками, которые Демокрит считал намного важнее. Потомства после себя, он, разумеется, не оставил.

Тем не менее, он высоко ценил дружбу, однако, большую часть времени предпочитал проводить, гуляя по кладбищу в тишине и спокойствии, размышляя о проблемах мироздания.

По утверждениям очевидцев, философ мог внезапно рассмеяться во время разговора, как бы пребывая в своих мыслях, недоступных собеседнику. Сам Демокрит в ответ на вопрос о своём беспричинном смехе, говорил, что смеётся, поскольку видит насколько глупы и забавны простые житейские проблемы по сравнению с величием мироздания. Образ смеющегося Демокрита часто встречается в живописи. Он зачастую противопоставляется Гераклиту, бывшему очень грустным и сострадательным человеком.

Ещё одним увлечением Демокрита было вскрытие мёртвых животных и изучение их органов. Это показалось ненормальным его друзьям и однажды они позвали Гиппократа, чтобы он убедился в психическом здоровье Демокрита.

Гиппократ утешил их, сообщив что с психическим и физическим здоровьем великого учёного всё в порядке и отметил, что никогда раньше не встречал настолько умного и эрудированного человека.

Критика

Разумеется, такое мировоззрение нравилось далеко не всем его современникам, а Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.

Некоторые знаменитые античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита с Левкиппом в том, что они не объясняют почему вообще началось движения атомов, хотя утверждают, что все остальные процессы в мире повинуются механическим принципам.

Что касается этого вопроса, то здесь мнение Демокрита с Левкиппом больше похоже на научный подход, ведь если начать рассуждать, то всякая причинность должна иметь начало. И что бы не послужило началом, нельзя указать причины первоначального события.

Можно заявить, что причиной существования мира является некий Творец, но тогда придётся придумать причину и для него, а потом и для Сверхтворца, что, в конце концов, заведёт размышления в тупик.

Но гораздо чаще он подвергался осуждениям из-за своего атеизма и нежелания иметь детей, хотя он и посвятил некоторую часть своей жизни изучению эмбриологии.

Послесловие

Демокрит, безусловно, одна из самых важных фигур в античной западной философии. По мнению Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был подлинным исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы мироздания. Более того, он смеялся над житейскими и бытовыми проблемами, понимая насколько они на самом деле ничтожны.

Он разработал поистине гениальную концепцию, через тысячи лет ставшую основой современной науки. По своему стилю мышления он был ближе к досократикам, с детской любознательностью изучавшим мир.

Смерть Демокрита знаменует конец эпохи досократиков и начало новой философии, которая, постепенно развиваясь, всё-таки придёт к упадку в средневековье. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться той же энергией и энтузиазмом к познанию мира, как досократики.

Несмотря на то, что современник у Сократа, линия мысли Демокрита находится в досократовский период, так как его философский подход был больше похож на подход докократовских мыслителей, чем у Сократа и Платона..


Считается, что он изучал астрономию и теологию у магов (мудрецов) персидского царя Ксеркса. По наследству своего отца он путешествовал и учился в Персии, Вавилоне, Индии, Эфиопии, Египте, Греции..

Как только его наследство было исчерпано, он вернулся на родину и поселился со своим братом Дамозисом. Здесь он сосредоточил свои исследования на естественной философии, которую он преподавал на открытых уроках. Он был учеником Левкипа, с которым он основал школу атомизма.

Работы Демокрита охватывают различные области, включая этику, физику, математику, музыку и космологию. Большинство этих работ сохранились благодаря вторичным источникам, таким как критика Аристотеля.

  • 1 Биография
    • 1.1 Исследования
    • 1.2 Смерть
    • 2.1 Атомизм
    • 2.2 Атомная теория
    • 2.3 Отношения с Богом
    • 2.4 Движение
    • 2.5 Вакуум
    • 2.6 "Высшее благо"
    • 3.1 Геометрия
    • 3.2 Изучение объемов
    • 3.3 Диссертации о свете
    • 3.4 Теория восприятия
    • 3.5 Знание
    • 3.6 Антропология
    • 3.7 Математика и геометрия
    • 3.8 Астрономия

    биография

    Демокрит жил между 460 г. до н.э. и 370 г. до н. э. был родом из города Абдера, ныне известного как Фракия, на Балканском полуострове, расположенном в северной части Эгейского моря. В то время Абдера была столицей великого полиса Греции.

    Когда его отец умер, Демокрит получил наследство, которое он оставил ему. Используя эти деньги, он отправился в Персию, где он был учеником ученых и магов короля Ксеркса I.

    исследования

    Говорят, что Демокрит жил экстравагантно, поэтому ему приписывают многочисленные истории, происходящие в разных местах, которые он посетил, включая Египет, Персию и Месопотамию..

    Одна из его самых известных легенд гласит, что Демокрит разорвал ему глаза, потому что они избегали его концентрации во время его философских размышлений. Также сказано, что он смог почувствовать, что произойдет в будущем.

    Есть также истории, рассказывающие, что Демокрит иронично смеялся над тем, как люди развивались перед лицом мировых достижений. Он часто смеялся, утверждая, что смех делает мудрецов.

    смерть

    Считается, что Демокрит умер в 370 г. до н. в возрасте 90 лет. Однако многие авторы того времени соглашаются, что он прожил более ста лет, чтобы добровольно покончить с собой..

    философия

    В контексте, в котором развивался Демокрит, приоритет был не эмпирическим подходом, а логикой, и необходимость достигать концепций только через рациональность.

    Это объясняется тем, что эти философы преуменьшали все, что воспринималось через чувства, которым они не давали характеристики надежности. Они, включая Демокрита, оценили, что сенсорное восприятие было чрезвычайно относительным.

    атомизм

    Одним из наиболее значимых вкладов Демокрита было создание философской школы атомизма. Эта линия мысли возникла в ответ на вопрос, поднятый Парменидом, который подтвердил, что материя неизменна и вечна, и что изменения, наблюдаемые нашими чувствами, являются ошибками восприятия..

    Согласно атомистической школе, атомы - это крошечные твердые частицы, которые различаются по размеру, массе и форме и движутся в вакууме, отталкивая. Когда они сталкиваются друг с другом, они образуют конгломераты, которые порождают другие более сложные материалы.

    Это означает, что макроскопические объекты, которые мы наблюдаем ежедневно, на самом деле являются скоплениями мелких атомов..

    Теория Демокрита об атомах была верна во многих отношениях, но философы ее отвергли. Тем не менее, это повлияло на развитие атомной теории Далтона.

    Атомная теория

    В рамках атомистической школы Демокриту приписывают развитие атомного закона вселенной. Этот закон был задуман некоторое время назад тем, кто был его учителем, философом Леучиппо..

    Основные элементы этой теории могут быть обобщены с учетом следующих моментов. Во-первых, атомы имеют пять специфических характеристик: первая из них состоит в том, что они неделимы, то есть они никогда не могут быть разделены.

    Вторая особенность заключается в том, что они вечны, продолжительны во времени, не имеют ни начала, ни конца. Третья особенность заключается в том, что они несжимаемы, имеют определенные формы и размеры, поэтому их нельзя сжать.

    Четвертая характеристика связана с ее однородностью; Хотя они могут иметь определенные различия с точки зрения форм и фигур, атомы являются однородными с точки зрения их внутреннего состава.

    Наконец, пятая характеристика, которую Демокрит присвоил атомам, заключается в том, что они невидимы. Их невозможно увидеть, потому что они бесконечно малы, не воспринимаются человеческим глазом; у нас есть только возможность получить доступ к результату комбинации нескольких из этих.

    Кроме того, для Демокрита различные конфигурации и комбинации, которые были сгенерированы из атомов, отличались между собой с точки зрения свойств произведенного элемента. То есть разные составы генерировали разные свойства.

    Отношения с Богом

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Демокрит не рассматривал Бога в том, что соответствует миру, поэтому этот философ считается первым атеистом в истории, а также первым мыслителем с материалистическим характером..

    Для Демокрита материя была создана не Богом, а самой собой. Он подсчитал, что все изменения, представленные существами, были связаны с физическими проблемами, а не со сверхъестественными элементами или действиями..

    Фактически, фундаментальный аспект теории, предложенной Демокритом, связан с концепцией случайности как основы для понимания мира. Этот философ утверждает, что и необходимость, и случайность составляют элементы, из которых генерируются все процессы.

    движение

    В учении Демокрита и Левкипа было важное соображение о движении. До сих пор это движение задумывалось как явление, которое возникло своевременно, в результате того или иного действия..

    С другой стороны, Демокрит установил, что движение является элементом, который существует сам по себе, и даже был одним из первых, кто представил концепции, связанные с тем, что мы сегодня знаем как инерцию..

    вакуум

    Эта концепция Демокрита, связанная с небытием, рассматривалась как сущность с неабсолютным характером. Это так, потому что он считает, что вакуум был сценарий, в котором свободные частицы, не связанные друг с другом, двигались.

    Демокрит установил, что вакуум также присутствует в этом вопросе, потому что он считал, что каждый атом характеризовался определенной формой, что позволяло ему связываться с другими, чтобы генерировать определенный элемент.

    Комбинация, без слияния

    Этот союз атомов был только комбинацией, а не сплавом, потому что эти частицы всегда оставались как разные элементы друг от друга.

    Затем, согласно Демокриту, в этих вновь образованных элементах вследствие смешения атомов также имеется небольшая часть вакуума, которая способствует дифференциации каждого атома..

    На самом деле, пустота - это пространство, которое позволяет атомам находиться в постоянном движении и придает им характеристику вечности..

    Демокрит установил, что атомы собираются вместе, чтобы генерировать новые элементы. В результате столкновения этих элементов с другими атомы снова разделяются, а затем объединяются с другими, образуя новые элементы и т. Д..

    Тогда, без существования вакуума, у атомов не было бы идеального сценария, чтобы раскрутить и воссоединиться с другими, сформировать новые комбинации.

    "Высшее благо"

    Это хорошее настроение было напрямую связано со способностью человека наслаждаться жизнью, не беспокоясь о проблемах, которые ее окружают..

    Он также отметил, что это состояние благополучия было достигнуто посредством умеренного поиска удовольствий, различая два типа: полезные и вредные удовольствия, являющиеся инструментами, которые вызывали радость.

    Демокриту приписывают фразу "храбрый человек - тот, кто побеждает не только своих врагов, но и его удовольствия".

    Вклад в философию и науку

    геометрия

    Хотя Демокрит известен своими атомистическими теориями и философскими исследованиями, он также был известным геометром..

    На самом деле, эта наука была одной из наиболее изученных для тех, кто последовал за ним, и многие из его публикаций, которые, к сожалению, не пережили наше время, были связаны с областью геометрии и астрономии..

    Его интерес к геометрии можно понять, взглянув на контекст времени, поскольку многие философы считали, что подавляющее большинство фактов и ситуаций, которые произошли в мире, можно объяснить с помощью геометрии и арифметики..

    Об этом свидетельствует тот факт, что Демокрит даже придал характеристики геометрических фигур таким абстрактным элементам, как запах или вкус. В этом смысле он связывал некоторые формы с определенными элементами, что означало, что они знали ту или иную вещь.

    Например, для Демокрита элементы, которые были округлыми и гладкими, имели горький вкус; аналогично, вещества, которые были довольно круглыми, имели более сладкий вкус, и все эти кислые и кислые элементы имели острую структуру с углами.

    Эти интерпретации, которые также применялись в других областях, таких как осязание, свидетельствуют о элементарной вещи, которую этот философ считал геометрическими формами..

    Изучение объемов

    Кроме того, в число его исследований входят также различные договоры, связанные с объемом рисунков..

    Например, согласно историческим записям, считается, что Демокрит мог найти формулу, которая отражает объем пирамиды, и что он также обнаружил, что та же формула может быть применена в случае желания определить объем конуса..

    Из этих диссертаций возникли две основные теоремы, приписываемые Демокриту. Первая из этих теорем показывает, что при сравнении цилиндра и конуса, имеющих одинаковую высоту и основание, объем указанного конуса будет составлять одну треть от объема указанного цилиндра..

    Вторая теорема, приписываемая Демокриту, указывает на то, что при наличии пирамиды и призмы, которые измеряют одинаково и имеют одинаковое основание, объем, соответствующий пирамиде, будет составлять треть объема призмы..

    Диссертации о свете

    Как мы видели, Демокрит был философом, который сосредоточился на понимании причин вещей, основанных на физической среде, придавая особое значение материи и ее составу..

    Поэтому его опасения были связаны с физическим объяснением различных явлений. Одним из них был свет и его корпускулярная природа.

    Следуя своим рассуждениям, Демокрит отождествил себя с теорией излучения, которая указывает, что глаза производят своего рода лучи или частицы, благодаря которым можно воспринимать и различать объекты..

    Теория восприятия

    Теория восприятия Демокрита тесно связана со школой атомизма. Этот философ указал, что изображения (eidola) на самом деле они были слоями атомов.

    Эти пленки атомов сжимаются и расширяются. Только те, кто достаточно сжимается, могут проникнуть в человеческий глаз.

    В этом смысле именно изменения, произведенные в пленках атомов, позволяют нам воспринимать реальность. Кроме того, видимые свойства макроскопических объектов (таких как размер и форма) являются продуктом этих пленок..

    Знание

    С точки зрения эпистемологии, Демокрит различал два типа знаний: знания-бастарды и законные знания. Знание ублюдка является тем субъективным и недостаточным, которое получается посредством сенсорного восприятия.

    С другой стороны, законное знание - это подлинное знание, которое получается путем обработки ублюдочных знаний с использованием индуктивного мышления..

    антропология

    Хотя нет убедительных доказательств, некоторые историки указывают, что вполне возможно, что Демокрит был создателем теории об историческом развитии человеческих сообществ.

    Это предположение сделано с учетом информации, полученной из вторичных источников, согласно которой Демокрит проявил интерес к изучению происхождения человеческих обществ, их институтов и их культуры. Это означает, что этот греческий ученый, возможно, был одним из первых антропологов.

    Математика и геометрия

    Демокрит был одним из пионеров в математике и геометрии. Фактически, он написал трактаты о числах, числах, касательных, иррациональных числах, среди других. Однако в наши дни нет копий этих договоров, и они известны только из вторичных источников..

    Точно так же известно, что Демокрит был первым, кто заметил, что объем конуса равен одной трети объема цилиндра с таким же основанием и такой же высотой рассматриваемого конуса..

    астрономия

    Демокрит был также первым философом, который осознал, что небесное тело, которое мы знаем как Млечный Путь, было образовано светом тысяч далеких звезд..

    Он также был одним из первых, кто заявил, что вселенная полна планет, некоторые из которых были необитаемы.

    завод

    Работа Демокрита была неизвестна в Афинах. Считается, что Аристотель был первым, кто изучил и прокомментировал это, и что причина, почему его работа не была столь же известна как работа других философов, состоит в том, что он сам не был заинтересован в том, чтобы быть известным.

    После его смерти греческий историк Диоген Лаерсио расскажет о существовании нескольких произведений, оставленных Демокритом. Эти работы будут включать более 70 текстов и трактатов по математике, этике, физике, технике и музыке..

    Среди его самых известных работ Великий Диакосмос, и несколько сборников фрагментов его мыслей, таких как Лешль, Дильс-Кранц и Лурия.

    По содержанию своей работы Демокрит считается одним из первых энциклопедических авторов истории.

    Демокри́т Абдерский ( Δημόκριτος ; Абдеры, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

    Содержание

    Биография

    Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

    Философия Демокрита

    В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.



    Атомистический материализм

    Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена,

    Democritus1.jpg


    Принцип изономии

    Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения. Описывая взгляды атомистов, их оппонент Аристотель пишет:

    … никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное. [2]

    По существу, это четкая констатация принципа инерции — основы всей современной физики. Галилей, которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.



    Космология

    Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

    Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Как описывает взгляды атомистов Ипполит,

    Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги. [3]

    Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

    Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

    Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалась бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

    По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.



    Этика

    Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера — это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

    Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

    Религия

    Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, гром и молнию, перуны и соединения звезд, затмения солнца и луны, были поражены ужасом, полагая, что боги суть виновники этих явлений. [4]

    Однако в другом месте тот же Секст пишет:

    Рожанский И. Д. АНТИЧНАЯ НАУКА (М.: Наука, 1980)

    Будучи сыном своего времени, Демокрит не отрицал существования богов. Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это — очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств. Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне. Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают будущее.

    Вклад в другие науки

    Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

    Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.



    Сочинения и доксография

    В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.

    Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита — своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

    Читайте также: