Цифровая грамотность выпускников сельских и городских школ сравнительный анализ

Обновлено: 05.07.2024

Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах*, а также в начале 2020 года**.

По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:

создание цифрового контента;

навыки решения проблем в цифровой среде.

Информационная грамотность

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 62 п.п.

Создание цифрового контента

Цифровая безопасность

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.

Социально-демографические различия

Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.

Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (55 п.п.).

Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).

Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет.

Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных

*В 2017 г. на Саммите G20 группой экспертов был предложен подход к оценке цифровой грамотности на основе системы индикаторов: информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям (K. Chetty, Q. Liu, L. Wenwei. Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017). Опрошенные самостоятельно давали оценку своим цифровым компетенциям по пяти ключевым параметрам. НАФИ использовал методологию G20 в исследованиях 2017-2019 годов.

** Результаты исследования сравнимы с предыдущими волнами исследования. Подход DigComp 2.0 разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.

Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии Digcomp проведен в январе 2020 года. Опрошено 1300 человек в 70 регионах России. Возраст: 18 лет и старше.

Точки роста

На уровне среднего образования этому вопросу тоже уделяется достаточное внимание. Концепция развития муниципальной системы образования на 2019–2023 годы предполагает в том числе:

  • цифровизацию образования, с использованием современных цифровых учебно-методических комплексов;
  • переподготовку педагогических кадров, в том числе и как организаторов проектной и исследовательской деятельности;
  • создание педагогами авторских дидактических практик;
  • формирование у школьников набора цифровых базовых знаний и умений.

Это повлечёт за собой разработку в цифровой форме и внедрение в учебный процесс новых образовательных ресурсов, в том числе основанных на имеющихся и успешно применяемых методических разработках педагогов школ города.

Кроме этого, на базе школы уже 10 лет ежегодно проводятся конкурсы по компьютерной графике и анимации, прикладному программированию, созданию видеоресурсов. Все они связаны, в том числе, с подготовкой цифровых образовательных ресурсов. Каждая работа, представленная на них, фактически представляет собой мини-проект.

Помимо основной цели – выявления талантливых детей и выполненных ими проектов – по завершении конкурсов жюри оценивало технологические и профильные аспекты всех представленных работ. В частности, был отмечен достаточно небольшой объём работ инженерно-технической (например, по компьютерной графике и анимации представлено только 21 работ технического характера из 268) и информационно–технологической направленности, что соответствует оценке проблем системы образования города в концепции развития образования. Работ, связанных с 3D-объектами, показано только 11.

После оглашения результатов конкурсов проводились беседы с учениками и их родителями, преподавателями школ, касающиеся технологий подготовки цифровых ресурсов, а также проектов технической и направленности, о необходимости и степени участия родителей в проекте (у младших школьников).

По результатам проведённых исследований были сделаны выводы о необходимости разработки методик обучения эффективным технология подготовки цифровых ресурсов, проведения специальных учебных курсов технологической направленности для учеников (в том числе и младших классов), учителей (до 80% пожеланий от учеников, до 60% - от учителей, около 90% - от родителей).

Замысел проекта

Моделирование

Понятие цифровизации

Современный мир непрерывно изменяется. В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что, с одной стороны, ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики. С другой стороны, рутинная работа все более передается машинам, а от человека требуется творчество, готовность сотрудничать с коллегами в поиске новых решений, и — что особенно важно — умение критически оценить предлагаемую информацию как на предмет достоверности, так и с точки зрения ее логического встраивания в текущую задачу [1, с. 51].

Таким образом, мы можем говорить о необходимости наличия у современного человека информационной культуры как элемента культуры общечеловеческой и как обязательного условия комфортного существования в социуме, а ее формирование оказывается одной из важнейших задач системы образования. Для ее решения потребовалась адаптация к изменяющимся условиям и требованиям.

До недавнего времени мы говорили об информатизации образования. Под этим термином понимался комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий [7, с. 136]. Российская педагогическая энциклопедия рассматривает информатизацию образования в широком смысле как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [5].

Исходя из этих представлений, мы можем говорить о завершении этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе. Основными направлениями применения ИТ в образовании являются:

  • разработка педагогических программных средств различного назначения;
  • разработка web-сайтов учебного назначения;
  • разработка методических и дидактических материалов;
  • управление реальными объектами;
  • организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;
  • осуществление целенаправленного поиска информации [2, с. 50].

Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность [11, с. 248].

Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения.

Современный мир перешел на очередной уровень развития новых технологий. Первым было создание парового двигателя; вторым — электрификация; третьим — информатизация; четвертым — цифровизация, т.е. эра больших данных и основанных на них технологий. Цифровые технологии, с одной стороны, способствуют дальнейшему повышению объемов и эффективности производства, с другой — позволяют реализовывать индивидуальный подход в различных сферах. Так, используя 3D-печать можно изготавливать сложные устройства в единичных экземплярах, что было невозможно при традиционном производстве. В образовании цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т.н. life-long-learning — обучение в течении жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learningtechnologies — технологий продвинутого обучения. Устоявшегося определения этого термина пока нет, но в него включают использование в обучении больших данных о процессе освоения отдельным учащимся отдельных дисциплин и во многом автоматической адаптации учебного процесса на их основе; использование виртуализации, дополненной реальности и облачных вычислений и многие другие технологии.

С появлением интернета в 1982 году формируется виртуальный мир, наполненный новыми связями, такими как онлайн игры, социальные сети, соединяющие его с реальным миром. Реальный и виртуальные миры взаимозависимы, и по одному из них, по мнению А.В.Кешелава [3, с. 5–6], можно идентифицировать личность. Их слияние формирует гибридный мир, посредством которого совершаются жизненно необходимые действия реального мира с помощью виртуального. Необходимым условием для этого процесса является эффективность информационно-коммуникационных технологий и доступность цифровой инфраструктуры.

Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.

Л.В.Шмелькова подчеркивает, что важнейшей чертой человека, адекватного цифровой экономике, является то, что эта личность владеет цифровыми технологиями, применяет их в профессиональной деятельности [6].

К цифровой среде быстро адаптируются дети различного возраста, формируя первоначальные навыки, умения для последующего их развития. Формирование конкретных компетенций происходит на различных уровнях образования, однако, цифровые компетенции формируются в течение всей жизни. Следовательно, цифровизация образования напрямую зависит от уровня владения цифровыми технологиями педагога с целью их продуктивного применения в образовательной деятельности. Н.Н.Битюцкая отмечает необходимость формирования умения ориентироваться в потоке цифровой информации у педагогов, работать с ней, обрабатывать и встраивать в новую технологию [6].

Информационный формат основан на цифровом представлении информации. В отличие от электронного формата цифровой формат более точно представляет информацию, обеспечивая ее свободную циркуляцию, размещение, обработку, использование в компьютерных сетях. Система цифрового образования включает в себя информационные ресурсы, телекоммуникации, систему управления.

Информационные ресурсы: гиперколлекции (медиа, видео, аудио, библио, фото, графика, анимации), информационные массивы данных, образовательные порталы, интернет-сайты. Телекоммуникации: сетевые и мобильные среды, СМИ, телевидение, телефония, телемосты, хостинг, почтовые сервисы. Система управления: авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, личное и коллективное информационное пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных).

Таким образом, цифровизация образования предполагает применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными. Продуктивное применение цифровых технологий, включение обучающихся в самостоятельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности формирует у них компетенции XXI века.

В последнее время активно реализуется процесс создания и применения открытых онлайн ресурсов, начиная от отдельных заданий, тестов до полномасштабных курсов (модулей) по формированию необходимых компетенций. Динамика развития онлайн обучения демонстрируется ростом доступности он-лайн курсов. По данным объем рынка онлайн образования в России к 2021 году вырастет до 53,3 млрд. руб., что показывает более чем двукратный рост по сравнению с 2016 годом [15].

Дополнительные направления применения цифровизации в образовании — развитие цифровых библиотек и кампусов университетов. Разработка и наполнение онлайн курса осуществляется с применением программных решений, позволяющих осуществить сборку курса из имеющихся информационных ресурсов и в специализированных программных средах, авторскими системами, автоматизированным проектированием. Система образования с применением новых технологических инструментов и неограниченных информационных ресурсах должна научиться эффективно их внедрять в образовательный процесс. Практика онлайн курсов и смешанного обучения создает поле безграничных образовательных возможностей, что ориентирует на качество образования для каждого человека, независимо от места проживания, умений, но в соответствии с его интересами и возможностями.

Перспективной задачей является повышение квалификации педагогов цифровой грамотности, ориентированной не только на разработку курсов, но и на применение цифровой среды в образовательном процессе (А.Соболев). Цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, картины мира, совершенного иного способа и форм работы с обучающимися. А.Соболев определяет роль педагога как тьютера, проводника по цифровому миру [10]. Цифровая грамотность — это способность создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. Генри Дженкис, однако, раскрывает содержание понятия цифровая грамотность как умение работать с компьютером как с железом, понимая особенности устройства и распространения цифровой информации, устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа [4]. Дут Белшоу определил элементы цифровой грамотности, такие как понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн сообществах, создавать и распространять контент, саморазвиваться [4].

Содержание цифровой грамотности сводится к пониманию того, что, если будет ясность в структуре и содержании цифровой реальности, тогда будет ясность в контроле и взаимодействии с цифровыми технологиями.

Управление цифровизацией в образовательной среде осуществляется с помощью цифрового маркетинга, направленного на организацию взаимодействия с учебно-вспомогательным персоналом, педагогическими работниками, выпускниками, учениками с применением спектра цифровых каналов коммуникации; мониторинг изменений по формированию положительного имиджа школы; стимулирование создания новых цифровых сообществ и инноваций; разработку персонализированных маркетинговых материалов для целевых аудиторий.

Мы видим, что процесс цифровизации экономики, образования и любых иных сфер жизни человека предполагает формирование у него цифровой (информационной) культуры, позволяющей грамотно использовать открывающиеся возможности и органично встраиваться в среду информационного общества. В тоже время еще в 1991 году А.И.Ракитов формулирует следующие его признаки:

  • любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  • в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технического и социального прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию и, прежде всего, научную;
  • в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг [13, с. 32–35].

Признаки, сформулированные более двадцати лет назад актуальны до сих пор. Таким образом, можно говорить не о различных подходах в информатизации и цифровизации, а о едином сквозном процессе преобразования общества. В основе этого преобразования лежат развивающиеся технологии, и смена их поколений определяет этапы длительного развития человечества, первым из которых стала информатизация, сменяемая сегодня цифровизацией.

Цель статьи заключается в выявлении характеристических признаков цифровой грамотности школьников, которым можно оценить ее базовый, средний и продвинутый уровень проявления в контексте праксиологического подхода.

Методология и методики исследования. В качестве методологической основы исследования используются системный и праксиологический подходы к оценке цифровой грамотности обучающихся. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт ее уровневой характеристики. При разработке индикаторов цифровой компетентности школьников использованы праксиологические характеристики деятельности человека в аспекте ее эффективности, результативности, технологичности, рациональности, экологичности, точности исполнения.

Результаты исследования представлены подробным описанием индикаторов уровневого оценивания цифровой грамотности (базовый, средний, продвинутый); фиксированием конкретных характеристик ее деятельностной компоненты на основе праксиологических принципов оценивания деятельности и с учетом приоритетных идей современной цифровой образовательной среды. Оцениваются отдельные действия школьника в составе семи областей цифровой грамотности: базовых знаний аппаратного и программного обеспечения, информационной грамотности, коммуникации и сотрудничества, создания контента, безопасности, решения проблем, карьерных компетенций.

Научная новизна обусловлена контекстом рассмотрения проблемы оценивания цифровой грамотности школьников с точки зрения праксиологического подхода, подчеркивающего деятельностный формат проявления цифровых навыков на практике.

Практическая значимость представленных результатов исследования заключается в возможности их использования в образовательных организациях среднего общего образования для совершенствования систем оценивания образовательных достижений обучающихся при изучении школьной информатики с учетом оценки праксиологических характеристик деятельности и выбором наиболее оптимальных форматов развития цифровой грамотности в соответствии с конкретным уровнем сформированности цифровых навыков.

Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровое общество, праксиологический подход, оценивание, школьный курс информатики

Ссылка для цитирования: Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 256-277. doi: 10.32744/pse.2021.2.18


В современных условиях информационного общества возрастает роль информационно-коммуникативной компетентности (далее ИК-компетентность) обучающихся, обеспечивающей их эффективное взаимодействие с другими людьми и доступ к общественным ресурсам. ИК-компетентность обучающихся начальных классов рассматривается, как способность безопасно для здоровья использовать информационные и коммуникационные технологии в учебной, бытовой деятельности; ориентироваться в доступном информационном пространстве с помощью информационных технологий [1]. Следовательно, ИК-компетентность в начальной школе выступает как информационная грамотность обучающихся.

Цифровая грамотность обучающихся представляет собой набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Это понятие включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность [3]. Рассмотрим их последовательно.

Цифровые компетенции — это навыки, необходимые человеку для эффективного пользования технологиями. Цифровые компетенции включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.

Цифровая безопасность является основой безопасности в Сети и включает в себя защиту персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культуру поведения, репутацию, этику, хранение информации, создание резервных копий [3].

Следовательно, цифровая грамотность, фактически, обеспечивает учащихся инструментарием для их развития, т. к. значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний, а детям, в особенности, с ограниченными возможностями здоровья, дает больше возможностей поддерживать связь с внешним миром. При этом, педагогам и родителям необходимо всегда помнить о цифровой безопасности. Информация в социальных сетях не всегда достоверна, много вредного для ребенка контента. Поэтому взрослым нужно учить обучающихся работать с надежными источниками информации.

Таким образом, цифровая грамотность служит катализатором развития человека, потому что содействует самообразованию и приобретению других жизненно важных компетенций, необходимых для доступа к ресурсам информационного общества, качественного потребителя электронных услуг [4].

Важность и необходимость такой работы обусловлена целым рядом причин и особенностей, которые мы рассмотрим далее. Первым неоспоримым преимуществом является то, что цифровая грамотность способствует успешному обучению. Обучающимся легче и быстрее получать доступ к информации (по сравнению с традиционными, бумажными носителями). В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, которым не надо идти в библиотеку (если им трудно это сделать), необходимую информацию можно прочитать на экране компьютера или телефона. Возраст детей 8–10 лет является наиболее продуктивным для развития ИК-компетенций и цифровой грамотности обучающихся, т. к. использование цифровой среды и ИК-технологий помогает решить возникающие учебные проблемы. В начальной школе ИК-технологии применяются в урочной и во внеурочной деятельности, в частности на уроках литературного чтения и в проектной деятельности. Доступнее всего в начальной школе применение мультимедийных презентаций.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

– овладение обучающимся осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

– совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

– формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Помимо этого, курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Обучающиеся учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства [2].

Необходимость создания электронного словаря продиктована также нашим стремлением решить следующую проблему: непонимание обучающимися значений многих слов при чтении художественных произведений поэтов-классиков, писателей-классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, А. П. Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др. Это особенно заметно, когда ученик читает вслух, так как в процессе чтения он запинается, повторяется, читает невнятно, неправильно ставит ударение и т. д. Причины возникновения такого явления в начальной школе мы видим в следующем. Читая произведения писателей и поэтов — классиков русской литературы, мы сталкиваемся со словами и речевыми выражениями, которые устарели, ушли из разговорной речи, стали архаизмами. Одной из причин можно назвать исчезновение некоторых предметов быта, одежды, строений, например: кибитка, кичка, светелка, светлица, душегрейка. Второй причиной стало развитие технического прогресса, то есть появление множества новых предметов и слов, которые постепенно вытеснили из обихода устаревшие вещи, слова и речевые выражения. А третьей причиной можно назвать обеднение речи современного человека, заполнение нашей речи жаргонизмами, иностранными словами и их производными, словами из компьютерного лексикона, упрощение речи до самых коротких фраз.

Поэтому, современные школьники не понимают то, что читают. Мы попробовали рассмотреть эту проблему на примере произведений А. С. Пушкина — великого русского поэта. Несмотря на то, что перед чтением каждого произведения проводится словарная работа по объяснению старинных и незнакомых слов, многие дети испытывают трудности при чтении, так как не представляют себе о каком именно предмете идет речь, потому что никогда этого предмета не видели. Чтобы уточнить глубину проблемы, мы провели анкетирование и во внеурочной деятельности начали работу над проектом.

Далее мы предлагаем вам прочитать отрывки из произведений А. С. Пушкина, в которых некоторые слова произведения заменены на детские интерпретации значений этих слов.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровах обновляет путь…

Летит вагонетка (птица) удалая;

Душ (ослик) сидит на облучке

В пальто, в красной шторе…

Они жили в ветхой королеве

Ровно тридцать лет и три года.

Хоть бы взял ты с нее тазик (ванну),

Наше-то совсем раскололось.

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со свеклой

(рыбкой, лампой, церковью) …

В дорогой собольей коже (крови, куртке),

Парчовая на маковке кличка (золотая рыбка) …

В гневе начал он совершать чудеса

И гонца хотел повесить…

На полочки взобралась

И тихонько улеглась…

Руку правую потешить,

Поминки на 40 день

(сороку, стаю сорок) вполе спешить…

Видит: нищая чернильница счернилами

В толковом словаре учебника дана только часть слов с объяснением их значения. В сумме это составляет: толковый словарь учебника (2, 3, 4 классы) — 42 слова, количество слов, которые отобрали сами обучающиеся -130 слов.

Необходимо отметить, что большую помощь при выполнении данной работы нам оказывали родители обучающихся. Они помогали подобрать (выбрать вместе с ребенком) фотографии и текстовые материалы, оформление для презентаций. Дети старались творчески подходить к выполнению учебного или проектного задания. В результате такой совместной работы над электронным словарём, обучающиеся получают много полезной, нужной и важной информации, как по самому учебному предмету, так и в плане взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИК-технологий, оправдывает себя во всех отношениях:

  1. повышает качество знаний обучающихся;
  2. развивает и обогащает речь младших школьников;
  3. продвигает ребенка в общем развитии;
  4. помогает обучающимся преодолевать трудности;
  5. позволяет ребенку почувствовать себя в ситуации успеха;
  6. позволяет проявить творческие способности;
  7. создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных интересов и межличностного взаимодействия. Учитывая своеобразие развития младших школьников, а также современные требования к формированию у обучающихся начальных классов цифровой грамотности становится необходимым направлением цифровизация обучения для обеспечения взаимодействия с другими людьми и широкого доступа к общественным ресурсам.

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, начальная школа, Пушкин, обучающийся, слово, цифровая грамотность, произведение, цифровая безопасность, электронный словарь, внеурочная деятельность.

Похожие статьи

Программа курса внеурочной учебной деятельности.

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов

Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на.

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения. Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы.

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из.

Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы

Функциональное чтение, по моему мнению, очень актуально в современной начальной школе.

Особое значение в начальной школе отводится умению работать со справочной литературой

Цель: расширить знания о видах словарей, их применении в учебной деятельности.

Дети: Это словарь. Учитель: Словарей на свете тысячи, и в любом из них рассказывается о словах.

Веб-квесты как средство формирования читательской.

Перед педагогами начальной школы стоит сложнейшая задача – сформировать у младшего школьника умение

Жесткова Е.А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе/ Е.А

Внеурочная деятельность как средство развития читательской.

Формирование цифровой грамотности студентов.

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического колледжа во внеурочной деятельности.

Андреева Н. В. Рождественская Л. В. Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешенное обучение.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность как средство развития читательской.

Библиографическое описание: Агеева И. В. Внеурочная деятельность как средство развития

Приоритет чтения в учебной деятельности должен быть обеспечен отношением к чтению

На точке маршрута ребята должны были сначала определить произведение, о котором будут.

Сущностные характеристики формирования основ читательской.

Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя[10].

Читайте также: