Цицерон как оратор кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сам характер греческой литературы благоприятствовал раз­витию ораторского искусства, т.к. литература того времени в большей мере была рассчитана на непосредст­венное восприятие слушателями. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преиму­ществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредствен­ный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пла­стика жеста и движения, наконец, само обаяние личности ора­тора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь это всегда искусство.

В греческом обществе была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало выс­шей ступенью античного образования. С V века до н. э. появляются учебники по риторике, но до нас они почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель обобщает теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, при­меняемых в речи, ее слог и композицию: риторика по мнению Аристотеля — наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой).

Из этих трех жанров публичной речи в классиче­ской античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

Стали появляться логографы — опытные ораторы, которые, ознакомившись с делом, составляли за плату выступления своих клиен­тов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для истца и для ответчика — то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил Демосфен).

Эпоха эллинизма

Эпохой эллинизма принято называть время, наступившее после падения свободной полисной Греции. Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жиз­ни, интерес к содержанию речей уступал место интересу к форме. В ораторских школах изучали речи прежних мастеров и старались подражать их стилю.

После поражения войск ахейского союза в 146 году до н. э., от римского полководца Муммия, Греция стано­вится провинцией Римской державы: с 27 года до н. э. эта провинция получает название Ахайя. Гре­ция становится местом, куда римская молодежь отправляется для получения образования, становится своеобразным университетом и музеем изящных искусств. Особой популярностью пользуются Афины, а также остров Родос и города Малой Азии. С I века н. э. труд ведущих учителей в риторских школах оплачивается государ­ством.

Ораторское искусство древнего Рима

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали бле­стящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специ­альных школах.

Оратором исключительной силы был Гай Гракх. Увлекая народные массы даром слова, в своих выступлениях он пользовался и некоторыми театральными приемами.

Среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое.

Цицерон

Марк Туллий Цицерон, римский оратор, политический деятель, философ и писатель, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского ис­кусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон по­лучил блестящее образование, интересо­вался греческой литературой и поэзией. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Цицерон познако­мился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике — искусству спора и аргументации.

Как таковым, Цицерон не был философом, но философские вопросы рассматривались им в зависимости от практического их зна­чения в области этики и политики.

Вскоре перед Цицероном открылся доступ к государст­венным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государствен­ную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон высту­пил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропре­тора Верреса, который раз­грабил провинцию. Речи против Верреса имели политическое зна­чение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

Между тем демократическая партия усиливала свои требова­ния радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законо­проекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил се­наторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, назы­вая их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их та­кими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандида­туру в консулы, но ему это не уда­лось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благо­даря хорошо организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

В 57 г. он снова возвратился в Рим, но уже не имел преж­него политического влияния и занимался главным образом литературной работой.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, более 800 писем, 58 судебных и полити­ческих речей, 19 трактатов. Литературное наследство Цицерона дает ясное пред­ставление о его жизни и деятельности, рисует исторические карти­ны бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Язык и стиль речей Цицерона.

Для политического и су­дебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружав­шая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не мог­ло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход дела за­висел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной рито­рики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

Употребление этих приемов в соответствии с содержанием ре­чей создает особый ораторский стиль. Живость его речи достигается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разде­ляются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы, а иногда и поэзии.

Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. В средние века, а особенно в эпоху Ренессанса, специалисты интересова­лись риторическими и философскими сочинениями Цицерона, знакомились по ним с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

Ораторская речь

Марк Тулий Цицерон родился в семье всадника, в античном городе Арпинум, возле Рима. В 16 лет юный философ уехал в Рим для обучения римскому праву. Его выдающиеся способности к красноречию начали проявляться сразу, и оратор стал постигать ораторское искусство, которое давалось юноше с легкостью.

После смерти римского диктатора философ вернулся в Рим и начал свои выступления на судебных процессах в качестве защитника подсудимых. В 63 году до н. э. Цицерона выбирают консулом, его влияние и деятельность на данной должности достигли небывалых высот, но многие граждане начали относиться к политическому деятелю с неприязнью, так как он был склонен к само хвалению.

В 44 году убивают Цезаря, и великий философ решил попытаться вернуться в более широкую политику. На выборах противостояли друг другу наследник могущественного Цезаря Октавиан и Марк Антоний. Цицерон поддерживал Октавиана, видя в нем более легкую жертву для влияния, поэтому все его речи были направлены против Марка Антония. Соперник был разбит и к власти пришел наследник Цезаря. В декабре 43 года до н. э. Цицерона нашли убитым неподалеку от Кайеты.

Биография

Ораторское искусство Цицерона

Искусство красноречия учит не только красиво произносить речь, но и также интересно мыслить, определяя правила, законы, обычая и права людей. Благодаря красноречию, многие политики имеют возможность доносить до избирателей свои мысли.

Ораторская речь, согласно Цицерону, должна совмещать в себе следующее:

  • чистоту языка – выработать данное условие в речи можно только с помощью постоянного обучения и совершенствования. Можно читать тексты ведущих ораторов, для того, чтобы брать что-то из их работы себе;
  • ясность мысли;
  • речь должна быть развернутая, с употреблением ярких слов и выражений, которые смогут зацепить слушателя и задеть его эмоции.

Цицерон считал, что оратором можно назвать любого человека, который может владеть своей речью и передавать с ее помощью свои мысли, но степень мастерства будет зависеть от виртуозности его таланта. Цицерон считал, что оратором может стать только политический деятель, который, посредством публичной речи может организовать общественную жизнь.

Философ выделял следующие обязанности хорошего оратора:

  1. он должен найти, что сказать;
  2. расположить мысли по порядку;
  3. запомнить подготовленную речь;
  4. красиво подать слушателю речь.

Важно! Самое важное для публичного выступления, по мнению великого оратора, — это произнесение речи и ее подача аудитории, то есть словесное выражение мыслей.

Ораторское искусство

Трактаты Цицерона

Знаменитый философ написал более 100 речей, которые имели политическое и судебное направление. К сожалению, до сегодняшнего времени дошло менее 60ти сохранившихся текстов. Цицероном было написано 19 трактатов по философии, риторике, политике. На его книгах выросло несколько поколений юристов.

Все трактаты знаменитого политического деятеля, были созданы в период приостановления активной политической деятельности в жизни.

Основные трактаты Цицерона:

Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия.

Трактаты

Избранные цитаты Цицерона

Секреты Цицерона

Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства:

  • важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории. Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций;
  • мысль должна быть изложена кратко и ясно;
  • речь обязана быть максимально понятной слушателю;
  • для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением.

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим.

Цицерон выделял речь трех родов:

  1. речь, в центре которой стоит важность мысли, с высокими и громкими выражениями;
  2. сухое выступление, которое доносит мысль до слушателя мягко и сжато;
  3. средний род речи, который не обладает ни высокопарностью, ни сдержанностью.

Успех Цицерона был достигнут с помощью его природного таланта, постоянного пополнения знаний и постоянной работой над собой.



Марк Туллий Цицерон. Флоренция. Уффици





Цицерон. Работа времен Флавиев


Изображение триумфальной колесницы на чаше


Портреты римских цезарей: Помпей, Цезарь, Тиберий и Август


Тип римского щита с ростр колонны Траяна


Сосуд. Музей Флоренции




Мосты и акведуки Рима


Монумент Юлиев в Гланоне



Римские ростры на Форуме

Не ты ль учил: любовью жизнь богата;

Не роскошь нас, а дружба приютит;

Мудрец Филону предпочтет Сократа,

А Фидия – забавам Афродит?!

Но где ж тот Рим?

Какой была награда?!

Глава твоя – у римских ростр торчит…

В. Б. Миронов


Последнее прощание. Лувр



Марк Туллий Цицерон. Флоренция. Уффици


Цицерон. Работа времен Флавиев


Изображение триумфальной колесницы на чаше


Портреты римских цезарей: Помпей, Цезарь, Тиберий и Август


Тип римского щита с ростр колонны Траяна


Сосуд. Музей Флоренции




Мосты и акведуки Рима


Монумент Юлиев в Гланоне



Римские ростры на Форуме

Не ты ль учил: любовью жизнь богата;

Не роскошь нас, а дружба приютит;

Мудрец Филону предпочтет Сократа,

А Фидия – забавам Афродит?!

Но где ж тот Рим?

Какой была награда?!

Глава твоя – у римских ростр торчит…

В. Б. Миронов


Последнее прощание. Лувр

Величайший римский политик и писатель, повлиявший на ораторское искусство – Марк Туллий Цицерон стал основоположником образцовой латинской прозы. Часть трактатов, работ и других сочинений сохранились до наших дней, по ним мы отследим развитие философии, литературы и истории того времени.

Ораторы и политики, в разные исторические эпохи, изучали его стилистику и использовали мудрость для создания собственных речей. Прошли тысячелетия, а учения Цицерона не утратили своей актуальности. Сегодня мы используем наследие Цицерона для совершенствования собственной речи.

Краткая биография Цицерона

Марк Тулий родился в 106г. до н. э. в Арпине. В юности он с братом переехал в Рим, где учился у философов, последователей идей Эпикура, и правоведов. В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех. Самые известные из речей оратора:

  • против Верреса;
  • против Катилины;
  • в защиту Росция из Америи;
  • в защиту Архии;
  • в защиту Сестия;
  • о консульских провинциях;
  • против Марка Антония.

Статуя Цицерона

Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении. Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. до н. э. Цицерона убили на почве политических интриг.

Роль риторики в истории

Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания.

В те времена авторы не придумывали книги с интересным сюжетом. Они красиво излагали исторические, географические и естественно-научные знания. Выступления ораторов имели не только практическую, но и художественную ценность. Это было настоящее искусство. Не зря Цицерон говорил о том, что мастера слова должны доставлять удовольствие своими выступлениями.

Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.

Три главных трактата Цицерона

Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.

На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования.

Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение.

Краткое содержание трактатов Цицерона

Высказывание Цицерона

Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде. Это не практический учебник, а художественное произведение, анализ исторических событий, личностей и мнение о них.

Первое произведение написано как диалог, между Марком Антонием и Крассом. Итогом дискуссии становится понимание того, что искусство риторики, требует обучения у лучших ученых в разных областях знаний. При этом нельзя забывать, что говорить для собрания людей – это не то же самое, что говорить в среде образованных людей. Требуется работа над стилем и качеством речей.

Классификация выступлений

  • Первые были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.
  • Вторые являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.
  • Последние были чем-то средним. Они не относились ни к первым, ни ко вторым.

Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи, что нам кажется привычнее. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает.

Как писать речь

Памятник Цицерону

Практический подход мастеров слова актуален до сих пор. Как в любом искусстве, в нем есть свои законы. Методы написания текстов, для выступлений, придуманные тысячелетия назад, используют сегодня, без изменений. Марк Тулий Цицерон, как оратор, настоятельно рекомендовал использовать следующий план.

  • Продумать суть выступления.
  • Изучить предмет.
  • Написать тезисы в логическом порядке. Это будет план текста.
  • Продумать доводы по каждому спорному пункту.
  • Создать понятные метафоры.
  • Написать текст.
  • Запомнить речь.
  • Выступить перед слушателями.

При этом необходимо выполнить несколько задач.

  • Заслужить доверие слушателей.
  • Четко и понятно рассказать суть, изъясняясь чисто, в стилистике соответствующей теме.
  • Обозначить спорный вопрос и ответить на него.
  • Укрепить свое положение в глазах аудитории.
  • Опровергнуть точку зрения противника.
  • В заключение речи, нужно придать себе значимость и понизить положения соперников.

Выступление можно разделить на три части: написание, запоминание, представление. Если речь читается с листа, она вызывает меньше доверия. Автор должен знать, о чем говорит.

Как Цицерон запоминал свои речи

Речи, которые произносились на форуме, были длинными. Бумаги тогда еще не было, нельзя было написать себе подсказки. Для запоминания большого количества информации Марк Туллий использовал пространственное воображение. Он разработал простой и удобный метод.

  • Для того чтобы запомнить речь, следовало продумать символичные образы, которые ассоциируются с ключевыми словами, фактами, датами и цифрами. Этот метод называется мнемотехникой. Опорными точками для своих образов ораторы использовали колонны форума. Каждая, из которых, символизировала тему монолога. По ходу речи оратор переходил от одной колонны к другой, вспоминая план речи.
  • Запомнить большое количество образов и связать их между собой сложно. Проще создать матрицу образов. Это основа метода. Для этого тему разбивают на смысловые блоки и придумывают по 7–10 образов для каждого из них. Потом проверяют, насколько хорошо в памяти запечатлен каждый блок. После этого связывают блоки между собой в смысловую матрицу. А потом привязывают эти образы к пространству, которое будет подсказывать следующие тезисы.

Риторика Цицерона сыграла важную роль в становлении многих авторов. Вся античная эпоха была временем устной речи. С появлением пергамента и бумаги это искусство пошло на спад. Но писать европейцы учились по работам этого мастера слова. Соблюдая принципы, которые сохранились в его произведениях. Его талант очаровывал многих писателей всех последующих эпох. Они изучали тексты для того, чтобы использовать его приемы убеждения. Он до сих пор является триумфатором, чье наследие подает пример авторам.

Читайте также: