Что такое кормление кратко
Обновлено: 04.07.2024
Существовало три объекта кормления.
Первый - города и волости великих и удельных княжеств. Согласно имеющимся данным, во второй половине XV - середине XVI веков в кормление отдавались св. 110 городов, около 30 из которых нередко делились на половины или другие доли в качестве самостоятельного кормелния [в т. ч. Москва, Новгород, Псков (с 1510 года), Великие Луки (с 1478 года ), Вологда, Галич, Дмитров, Кострома, Нижний Новгород, Переяславль, Путивль (с 1500 года), Руса (с начала XVI века Старая Руса), Переяславль-Рязанский, Серпухов], более 20 городов управлялись обычно представителями высшей знати, преимущественно членами Боярской думы [Владимир, Москва, Новгород, Псков, Смоленск (с 1514 года), Вязьма, Коломна, Кострома, Переяславль-Рязанский и др.]. Административно-судебная подведомственность сельских местностей гор. наместникам была различной в зависимости от их удалённости от города, характера правонарушений, происхождения и статуса жалуемых кормлению лиц и других факторов. Подавляющее большинство волостей представляли собой отдельные кормления, причём крупные волости делились на половины, а небольшие соединялись в одно кормление.
По мере значительного увеличения численности рядовых членов военно-служилых групп во второй половине XV века, изменений в структурах и генеалогическом составе Государева двора, образования единой территории Русского государства и постепенной централизации институтов власти в нём, кормления стали жаловаться более ограниченному кругу лиц - всем членам Государева двора, дворовым детям боярским, а также преуспевшим на военной службе городовым детям боярским (в последнем случае кормления были формой материального поощрения и повышения социального статуса рядовых дворян).
С развитием поместной системы ускорилось формирование уездных (городовых) корпораций детей боярских с общими материальными и служилыми интересами. Их представители назначались городовыми приказчиками, избирались губными старостами (см. Губная реформа 1530-1550-х годов; Губные учреждения), что ограничило сферу управления кормленщиков.
В большинстве районов государства система кормления прекратила существование в ходе проведения земской реформы 1555-1556 годов. Кормление как форма управления сохранялось во второй половине XVI века в приграничных регионах на западе и юге страны (к югу от среднего и нижнего течения Оки), в зонах воен. действий и на завоёванных или присоединяемых территориях.
Присваивалось кормление на 3-5 лет, по истечению этого срока его могли продлить, что чаще всего и происходило. Кормление продолжалось на протяжении нескольких столетий .
Кто и зачем ввел?
Официально кормление ввел Ярослав Мудрый в начале XI века в своей Русской правде , первом письменном своде законов. От этого государство имело большую выгоду. Правительству не приходилось тратить казну на содержание своих служащих . Кроме того, значительно упрощался процесс передачи средств необходимых для проживания.
История кормления.
Но со временем и эта выгодная государству форма содержания показала себя не с лучшей стороны и была упразднена .
Кто и почему отменил кормление?
- Главная причина отмены — произвол со стороны княжеских служащих. Корм они стали забирать бесконтрольно. Царь попытался решить эту проблему, ограничив количество взимаемого. Но особых результатов и пришлось убрать кормление.
- Ещё одним существенным минусом кормления было то, что с людей брали большие деньги, а казна не прибавлялась. Деньги рекой текли к частным лицам в карман.
- Кормление было не совсем справедливым, так как чаще давалось за бывалые заслуги тем людям, которые в данный момент не приносят никакой пользы.
Иван Грозный радикально решил проблему и упразднил эту систему в своей земской реформе 1555-1556 годов . Какое-то время оно продолжало существовать в западных, южных и пограничных регионах страны.
Что изменилось?
Это не означало, что кормленщикам больше никто не платил. Был введён специальный налог . Теперь народ платил строго установленную сумму правительству, и часть с этой суммы платились служащим. Конечно, это было намного меньше, чем раньше.
Было налажено местное самоуправление. Постепенно не стало наместников и волостелей. Их обязанности легли на плечи губных и земских старост. Губной староста выбирался из дворянского сословия, а земский — из черносошных крестьян. Их действия находились под строгим контролем Разбойного приказа. Так как в казне не было денег на обеспечение местных органов управления, работать они должны были бесплатно. И чаще всего это были люди преклонного возраста, потому что на управленческие должности избирали дворян, которые не могут нести военную службу. Старикам явно не хотелось бросать свои поместья ради бездоходной службы и многие из них сбегали в Москву. Поэтому переход от наместнического управления к местному проходил очень тяжело.
Раньше порядок местного управления в государствах отличался от того, что существует сейчас. В большинстве случаев должностные лица содержались за счет местного населения. Понятие кормления в Древней Руси определяло социальные классы, которые должны были выплачивать дань присланным князем особам. Но такая система устраивает далеко не всех, поэтому она просуществовала недолго.
- Определение понятия
- История развития
- Объекты кормления
- Введение изменений
- Функционирование системы
- Начало кризиса
- Причины отмены
Определение понятия
С XI по XVI век в Древней Руси князь назначал суверенов во все округи. Они занимали разные должности — наместник, ключник, тиун, волостель, и обязаны были представлять правителя. Пока они исполняли свои задачи, крестьяне собирали им натуральные поборы. Эти пошлины и повинности были необходимы для того, чтобы содержать должностных лиц.
В Средневековой Руси эта система появилась из-за неравенства между социальными классами. Самым главным в государстве считался князь. Ему подчиняются военные, бояре и все, кто проживал при дворе. Они принимали участие в судах, собраниях, правитель наделял их властью определённой силы. Некоторых он отправлял в качестве наместников в отдаленные территории своей страны.
Кормление (кормильство, кормля) в те времена служило материальной базой для обеспечения таких людей. Подати крестьян позволяли им приобретать себе землю, содержать лошадей и домашнюю скотину, оплачивать потребности своей семьи.
История развития
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
- чашничий;
- конюшенный;
- стольничий;
- сокольничий.
Максимального развития это система достигла в первой половине XIV века. А ее расцвет пришелся на середину XVI столетия.
Объекты кормления
Система постоянно развивалась, в ней сформировалась две стороны — крестьяне, которые выплачивали дань, и наместники, жившие за их счет. При этом выделяли три объекта кормления:
- города и волости;
- должности;
- право на взимание.
В XVI веке за счёт кормления жили примерно 110 городов. А 30 из них делились пополам, около 20 территориями управляли представители высшей знати или члены боярских родов. Сельские местности подчинялись наместникам, административно-судебная подведомственность зависела от их удаленности от центра. На этот показатель влияли также происхождение и статус наместников, характер совершаемых правонарушений. Большая часть городов была представлена отдельными кормлениями, а небольшие волости соединялись в одну.
Второй объект — это сами должности, которые назначали князья. Подати собирались для лиц, которые управляли в собственных владениях или были представителями государя. А еще князь мог назначать приказчиков в города с сельскими округами, они также существовали за счёт крестьян.
Еще одним объектом системы было право на взимание. Его использовали как в городах, так и в сельских местностях. За населением закрепляли фискальные сборы, торговые и проезжие пошлины. Подати собирали сами кормленщики или их заместители. А также для этого дела выбирались представители из местного населения.
Введение изменений
Примерно со второй половины XVI века раздробленное государство стало единой территорией. Постепенно в нём формировались институты власти, которые были необходимы узкому кругу лиц. Расчет пошлин вели все члены княжеского двора, бояре, а также военная.
Процедура оформления была несложной. Служаке достаточно было подать лично князю или его дьяку челобитную о пожаловании кормления. Существовало несколько типов таких грамот. Они отличались правовым объёмом.
В отдельных документах могли быть дополнительные пожелания. Должностное лицо имело право самостоятельно вершить суды или держать собственную корчму, взимать дополнительные пошлины.
А также выдавались особые грамоты, где фиксировались размеры и сроки внесения подати. Если это было необходимо, наместник мог получить еще один документ, который временно отменял судебный иммунитет служителей церкви и местной светской власти. Уставы и грамоты могли регулировать отношения, в которые вступали кормилец и представитель князя. Но их выдавали только по требованиям местного населения.
Согласно документам, кормление оформлялось на срок от 1 до 5 лет. Только в исключительных случаях оно могло быть продлено: за дипломатические или военные заслуги. Согласно грамоте на кормление, территории должны были объединяться. То есть должностное лицо проживало в том городе или сельской местности, где собирали пошлины. Князь выстраивал целые очереди желающих получить такие документы. Если один из кандидатов в период ожидания умирал, то его место могли занять сыновья или братья. С конца XV века за учет должностных лиц, выдачу и фиксацию грамот отвечали специально созданные комиссии дьяков.
Когда кормленщик отправлялся на порученную ему территорию, его сопровождали помощники. При этом они имели право на сбор пошлины сразу по приезде, а также по большим праздникам:
- Рождество;
- Пасха;
- Петров день.
У назначенного лица было право заменить натуральные налоги денежными, но последние зависели от категории населения. Сумма доходов изменялась: за весь срок кормления она варьировалась в пределах 6−50 рублей. Если наместник держал собственную корчму, то пошлины резко возрастали. Сначала сбором дани занимались люди кормленщика, а позже выбирали ответственного из местного населения.
Функционирование системы
На самом деле функционирование системы сильно отличалось от информации, которая была зафиксирована в документах. Должностные лица назначали дополнительный корм на праздник Покрова Богородицы. Пошлины получал не только наместник князя, но и вся его семья. В некоторых случаях даже его услуги могли претендовать на какую-то часть дани.
Во время пиров кормленщик получал подать в натуральном виде — вино, мёд, пиво, а иногда ему платили деньгами. Отдельно крестьяне оплачивали и его поездки по территории местности. Население также строило, ремонтировало и обслуживало дом и двор должностного лица. А пошлины от судебных процессов были гораздо больше, чем сами доходы кормления.
Именно в юридической сфере нарушения наблюдались чаще всего. Наместники князя злоупотребляли своими правами. Из-за этого местное население отправляло в адрес правителя многочисленные челобитные на его служащих.
Начало кризиса
Во второй четверти XVI столетия начался кризис всей системы. Количество привилегированных групп слишком быстро росло. А число кормлений заметно отставало, к тому же они постоянно дробились. Население понимало всю абсурдность системы, которой они столько лет подчинялись. Подвластные территории уже просто не могли содержать наместников.
Широкое распространение получило условное, церковное и светское землевладение. У них появился судебный иммунитет, что существенно сократило доходы кормленщиков. А между ними и землевладельцами часто возникали конфликты. В них вмешивались центральные органы власти, что усложнило управление системой.
Влияние должностного лица на население постепенно ослабевало. А в конце XVI века горожане и дворцовые крестьяне даже начали участвовать в судах во время разбирательств дел, касающихся их кормленщиков. Некоторые из них имели причастность к сбору и организации разных платежей.
Ускоренно развивалась поместная система, ведь тогда формировалась уездная корпорация боярских детей. У них были общие военные и материальные интересы. Согласно Губной реформе, дата оформления которой — 1530−1550-е годы, избирались староста и городовые приказчики. Это ограничивало сферу управления кормленщиков.
Причины отмены
В период правления великого князя Ивана Третьего началось ограничение дохода его наместников. Он лично выдавал грамоты на кормление и уставные. Но в 1556 году официально была объявлена отмена кормлений, а власть перешла к губным и земским старостам. Первых население выбирало из местных дворян. А второй был представителем черносошных крестьян.
Князю Ивану Четвертому пришлось отменить систему, так как ее участники слишком часто начали злоупотреблять своими правами. После 1556 года доходы кормленщиков превратились в единый государственный налог, который называли окупом.
В начале 16 века натуральные пошлины заменились денежными. А Иван Четвертый полностью отменил систему кормлений, заменил её Земской реформой. Хотя подобные налоги не исчезли сразу же. В некоторых городах и территориальных единицах наместники продолжали собирать пошлину с крестьян. Об этом говорится в исторических источниках, которые относятся ко второй половине XVI века.
Чтобы понимать систему управления Древней Руси периода XII-XVI столетий, нужно знать, что такое кормление. Это особый вид содержания власти, который использовали во время феодальной раздробленности государства. Но когда страна стала централизованной и более сильной, эту систему отменили.
Что касается современной России, то сегодня деньги на содержание чиновников выделяются из государственной казны. А пополняется она из налогов, которые платят граждане государства. То есть система значительно изменилась, но её основа осталась прежней. Подобное явление встречается практически во всех странах мира.
Кормление - способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их ("кормить") в течение всего периода службы. По земской реформе 1555-1556 гг. кормление было ликвидировано, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.
Программист, электронщик, математик, механик, блогер, дизайнер сайтов, график. · 21 дек 2019
"Кормление - жалование, содержание от казны и самые места, должности вне столицы; поместье, волость или город, и посылка чиновников на управление ими." (Словарь В. Даля) Окормить, обкормить 1. Вредить кормом, отравить. 2. Перекормить 3. Направлять и беречь (церковное) - от "кормчий". Читать далее
Читайте также: