Что значит внеклассное чтение в школе

Обновлено: 04.07.2024

ГЛАВА XII ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Читатель-школьник

Внеклассное чтение на уроках литературы

Уроки внеклассного чтения

Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника? 2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX — начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов. 3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения. 4. Разработайте цикл уроков внеклассного чтения по литературным сказкам в V классе. Как вы будете знакомить пятиклассников с биогра- фиями писателей-сказочников? Как сделать уроки живыми, интересными, запоминающимися? Какие литературные игры, конкурсы, викторины можно провести на этих уроках? 5. Продумайте план урока внеклассного чтения в старших классах, посвященного обсуждению одной из литературных новинок. Подготовьте вопросы для самостоятельной работы старшеклассников с текстом.

Литература
Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А. Ротковича. — М., 1970.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII кл.). — М., 1980.
Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.Г. Нестурх. — М., 1980.

Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется , отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки. С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.

ВложениеРазмер
vneklassnoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.docx 20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется , отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки. С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.

Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник, и в итоге интересное и благостное начинание превращается в пугающую обязаловку, напрочь отбивающую желание читать. Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.

Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное.

И тут-то появляется внеклассное чтение. Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и, извините, желание педагога. Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН?

Так зачем же ребенку, подчеркиваю, - ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно. Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Выбрал - и слава Богу, мог выбрать что-нибудь другое: компьютер, например, или телевизор. Так зачем изначально отбивать у него охоту читать? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя.

Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к данной книге. Несмотря на то, что учитель - несомненный хозяин положения, существуют вещи абсолютно не допустимые для данного предмета. Прежде всего перегрузка детей, перемноженная с обязательностью выполнения. Как вы думаете, захочется ли ученику, например, второго класса читать в течение двух - трех месяцев навязанные три - четыре произведения с общим объемом страниц в триста - это еще может быть минимум!, - не представляющие для него особого интереса, да и еще вести дневниковую запись о прочитанном? Но не это самое обидное. Даже если ребенок их и осилит, сделает все формальные записи в свою тетрадь, то, когда подойдет время для отчета, догадайтесь, сколько времени будет разбираться толстое объемное произведение? Один урок, может, два. И все. Программа, знаете ли; все-таки главное - работа с учебником, а внеклассное чтение так, для самостоятельной работы. Какой самостоятельной работы? Как можно, предположим, "Маугли" или "Черную курицу" оставить ребенку 8 - 10 лет для самостоятельной проработки? Такая работа для него просто непосильна.

Если среднему родителю предложить ввиде самостоятельной работы - с конспектированием - Фихте или - Боже упаси! - Гегеля, полюбит ли он немецкую классическую философию, увлечется ли Кантом? Сомневаюсь. Так вот и ребенок без серьезного литературного анализа, адаптированного его возрасту и развитию, не полюбит предлагаемые школой произведения по внеклассному чтению.

На произведения А. Милна, А. Линдгрен, Киплинга, Н.Носова, А. Волкова, Стивенсона и многих других классиков детской литературы, чьи произведения отличаются объемом и сложностью, необходима ни одна, а зачастую и ни две недели интенсивной работы. Это от 5 до 15 уроков. Скажете невообразимо много. Ну так и нечего тогда их вовсе давать в школе. Глубину и силу таких произведений невозможно воспринять за один урок. Да и уроки по одному произведению должны быть разные: и по работе с текстом, и по обсуждению прочитанного, и викторины, и творческие работы. Только тогда ребенок сможет полноценно "переварить" то или иное литературное произведение.

Метод чем больше, тем лучше, или галопом по книгам здесь сработает с точностью наоборот - он вызовет отторжение к чтению и к книге. И без того в современном обществе у нее масса конкурентов. И без того, загруженные на работе родители все реже берут в руки книгу, тем самым невольно показывая не самый благостный пример своим детям. А если еще и в школе нет базы для такой сложной работы, то что тогда остается детям? Не хочу хвалиться своим подходом к внеклассному чтению, утверждать, что он решает все проблемы и является панацеей. Более того - он до конца не продуман, не обкатан на практике - единственном критерии истинности в методике, - в нем масса недоработок и спорных моментов, но не поделиться им, хотя бы ради обыкновенной передачи опыта практикующего учителя, я не могу.

Начну с того, что список литературы по внеклассному чтению за четыре года обучения в начальной школы у меня сравнительно небольшой. Ежегодно в него входит 10 - 12 произведений ( сами списки, конечно же, я предоставлю в конце статьи ). Это классические произведения детской литературы - ничего нового, кричащего, "Гарри Поттера", например, я рассматриваю, хотя и не утверждаю, что каких - либо изменений быть не может, - о канонизации речи тоже не идет. Все произведения я раскидываю в своем планировании на весь учебный год таким образом, чтобы объемные произведения (от 100 и более страниц) встречались раз в полгода, а небольшие произведения появлялись раз в две - три недели. Причем учитываю обязательное условие - делать паузы - минимум в две недели - перед и после объемных произведений. То есть промежуток между объемным и небольшим произведением, как правило, составляет около месяца. Составив такую схему внеклассного чтения, оставшиеся пустоты я заполняю программным учебником. Кому интересно - это учебник Бунеевых - ничего особенного. На произведения внеклассного чтения я выделяю много часов. От 2 до 15. К примеру, на разбор сказок В Гауфа или братьев Гримм хватает двух - трех уроков, а вот на работу с повестью Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей" их требуется от десяти до пятнадцати. Ничего пагубного в таком вольном толковании программы я не вижу: учебник, как правило, мы проходим быстрее отведенного срока, да и встречающиеся там частенько отрывки из произведений для внеклассного чтения мы, разумеется, опускаем.

Теперь непосредственно о самой работе с книгой. Прежде всего это сочетание пересказа с литературным анализом текста. Довольно подробно мы следуем по сюжету: один ученик пересказывает определенный отрывок, остальные по желанию дополняют - дополнять всегда есть что. Затем следуют вопросы по тексту - описательные, на фактологию , на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные - творческие, подчас философские вопросы, где возможен практически любой вариант ответа. Очередность вопросов особого значения не имеет, хотя традиционно начинаем мы с ребятами с описательных и фактологических вопросов, а заканчиваем творческими и психологическими. Некоторые вопросы я готовлю заранее, но на уроке обсуждение чаще всего выходит за узкие рамки двух - трех вопросов, поэтому большинство вопросов спонтанны и ситуативны. Особенно приветствуется вопросы со стороны ребят - это показатель их понимания текста. Мы можем какие - то места в книге опустить, на каких-то остановится подробнее. В целом в таком русле мы от урока к уроку двигаемся по книге.

Если произведение довольно крупное, то мы посвящаем отдельные уроки главным героям. Формы таких уроков могут быть самыми разнообразными - от словесного сочинения - описания до викторины. Проводим уроки - викторины на фактологическое знание текста, где приветствуется знание самых мельчайших подробностей. Иногда проводим "Что? Где? Когда?" по прочитанному произведению и обязательно пишем сочинение (классное или домашнее, приоритет, кстати, отдаем классному сочинению). В работе с произведениями для внеклассного чтения особое следует уделять творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя.

Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы. Путь к Тургеневу и Достоевскому, Шекспиру и Гессе лежит через произведения детской классики, и если на начальном этапе вызвать отвращение к сложным произведениям для детей - тому же "Маугли" или "Винни Пуху" или, что в принципе равноценно, не дать ребенку инструмента для их комплексного восприятия, то не стоит ожидать чудес и в дальнейшем - навряд ли сегодняшний школьник станет любителем и ценителем литературы. Конечно, я не утверждаю, что это относится ко всем детям. Есть дети одаренные, которые несмотря ни на что будут самостоятельными читателями, ориентирующимися в мире книг.

Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Все-таки от его работы зависит отношение ребенка к книге. А хорошо будет он к ней относится только имея положительный опыт общения и умея понимать прочитанное. Охватить все хорошие детские книги на уроках невозможно. Более того, из списка литературы, что предлагается ученикам, запомнятся две - три книги. Но даже если запомнится одна - все равно это победа учителя, все равно это его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно. В заключении хочется вспомнить о роли личности учителя в восприятии ученика начальной школы. Не буду повторять и без того всем известные слова об авторитете, примере и тому подобному. Отмечу лишь то, что этим надо пользоваться - то есть строить работу с книгой через собственный интерес к данному произведению.

Интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.

В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.

У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.

ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:

  1. Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
  2. Стимулирование читательского интереса.
  3. Создание самостоятельного читательского опыта.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная: научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
  • Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
  • Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:

  1. В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки.
  2. При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно).
  3. Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием).
  4. В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод.
  5. Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).

В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.

Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.

Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально-этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение.

Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.

Зачем в школе нужно внеклассное чтение

Фото: Владимир Юрченко

Не знаю, что произошло, но тема внеклассного чтения школьников по обсуждаемости в этом году просто зашкаливает. Звонят и пишут родители, интересуются СМИ…

Выбери книгу сам

Уроки внеклассного чтения в так называемых средних и старших классах проходили реже, где‑то один раз в месяц. Мои учителя Зинаида Дмитриевна Рухленко (никакого отношения к нашей семье не имеющая), а затем Татьяна Иосифовна Ковалевская практиковали обзоры прочитанного. Очень хорошие были учителя! Никакие читательские дневники мы не вели, даже не слышали про них.

Что писать в дневник?

Что это такое, я ощутил в вузе, учась на факультете русского языка и литературы, где читательский дневник у всех преподавателей и по русской, и по зарубежной литературе был обязателен. Его как важнейший документ ты предъявлял и на зачёте, и на экзамене. Дневник свидетельствовал о том, какой ты молодец, программные произведения прочитаны, преподаватель доволен. Мы в студенческие годы читали очень много, но прочесть всё было нереально, а в дневнике было всё. Это всё бралось из учебников, тогда тексты в кратком изложении не публиковались. Отсутствие дневника даже не предполагалось, это грозило большой неприятностью. Без дневника претендовать на хорошую и отличную отметку было бессмысленно. Какие же сведения фиксировались в дневнике? Это: автор, название произведения, главные герои, краткое содержание. Очень много сил оставалось в этих самых дневниках. Кто‑то записи делал подробные, кто‑то краткие, на этот счёт никаких требований не выдвигалось. Но странно другое: дневник никоим образом не был показателем освоения программы и никак не свидетельствовал об уровне понимания прочитанного произведения, разве что на экзамене иногда помогал вспомнить, кто герои книги и в чём суть сюжета. Поскольку в дневнике записывалось краткое содержание, а экзаменационные билеты требовали другого, прежде всего понимания, осмысления художественного текста, то дневник мало чем помогал. Но так как он был положен, то чего только не придумывали студенты! Студентов-филфаковцев, если говорить о дневнике, можно разделить на несколько групп. Одни читали произведения и заполняли дневник. Другие не читали произведения, но писали что‑то в дневник, беря для списывания у тех, кто читал произведения и заполнял дневник. Третьи поступали иначе, чем первые и вторые. Они брали у кого‑то готовый дневник, после того как у первых и вторых прошёл зачёт или экзамен, меняли обложки общих тетрадей, подписывали свою фамилию и спокойно шли сдавать экзамен. Через читательские дневники прошла, будучи студенткой, и моя жена, также учитель-словесник. К теме читательского дневника пришлось вернуться спустя 20 лет, когда на филологический факультет поступила наша дочь. Время статуса обязательности дневника не отменило.

Три списка

В современных условиях, когда ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, программа делит их на три списка. Первый — для чтения и изучения. Второй — для чтения и бесед. И третий — для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст. Но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором – более общо, с позиций главной идеи или каких‑то идейно-художественных особенностей. Возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками.

Убеждён, что уроки внеклассного чтения очень нужны, важны и полезны, так как расширяют кругозор, раздвигают границы познания литературного процесса. А как же быть с читательскими дневниками? Совсем недавно в книжном магазине случайно обратил внимание на что‑то подобное общей тетради, лежавшее на полке. Взял, чтобы посмотреть. Оказалось, читательский дневник. Наша промышленность сегодня очень быстро улавливает потребности рынка. Стал листать, в самом начале даны довольно‑таки неглупые рекомендации, как дневник нужно вести. Их всего десять. И представляют они своего рода алгоритм действий. Отдельные откровенно заинтересовали: укажи жанр произведения и его основную тему; после прочтения книги опиши свои впечатления, было ли чтение увлекательным и познавательным; нарисуй портрет главного героя или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду; узнай, какие ещё произведения написал этот автор и есть ли продолжение у этой книги и т. д.

Знаю людей, у которых вести дневник вошло в привычку с детства, но есть и те, кто самостоятельно уже во взрослой жизни пришёл к такой необходимости. Вспоминается, как однажды в школу вместо родителей на вызов пришла бабушка и продемонстрировала своему внуку, не проявлявшему интереса к чтению, читательский дневник, который вела в школьные годы. Красивым почерком в нём было заполнено, когда и какие книги она читала, каков их сюжет. Дневник был её гордостью.

Вот тогда мне подумалось, а можно ли придать читательскому дневнику смысл, чтобы он приносил реальную пользу, учил анализировать произведение, понимать его, находить главное, выражать свои мысли? Чтобы и родители были причастны к этому делу и воспринимали его не как повинность, а как почётную миссию. Прихожу к выводу: если работа с дневником формальна и хаотична, то никакого проку не будет, а если работа имеет творческий и системный характер, то и польза будет немалой.

Никаких обязательных требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет. Это решает каждая школа, каждый учитель с учётом особенностей класса или конкретного ребенка. Правильнее было бы, если бы в школе был принят локальный нормативный акт, регламентирующий работу с читательскими дневниками. Тогда бы многие вопросы отпали сами собой.

Виды читательских дневников

Я постарался по максимуму обозначить сведения, которыми можно заполнять дневник. Но уровень сложности зависит от возраста ребёнка. В начальных классах считаю необходимым и правильным участие в процессе чтения родителей. Допустима даже разумная помощь, пределы которой посоветует учитель.

Должны или не должны дневники проверяться? Отвечу так: если дневники ведутся, то, конечно, их надо проверять. Ребёнку очень нужна оценка его труда, похвала, стимул.

Цифровой век вносит свои коррективы и в вопрос, связанный с читательским дневником. Что имеется в виду? Наличие гаджетов позволяет некоторую литературоведческую информацию не фиксировать в дневнике. Её в любой момент можно восполнить из мобильных устройств. Пусть в дневнике будет больше творчества и эмоций!

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента –

начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Читайте также: