Что заставило шампольона действовать кратко

Обновлено: 04.07.2024

Деятельность – осознанная последовательность действий человека с целью достижения определённых целей и удовлетворения потребностей.

Из определения видно, что деятельность человека всегда носит осознанный и целенаправленный характер. Это всегда активные действия. В результате бездействия осуществлять какую-либо деятельность невозможно по определению. Цели деятельности зависят от конкретных потребностей людей.

Обсудим вместе

Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ни­чего не делает. Ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Какой-либо деятельностью человек будет заниматься всегда, пока человек существует. Из-за того, что человек существует в физическом мире и в мире общественном, у него всегда будут потребности (в еде, в одежде, в общении, в семье, в создании комфортных и благоприятных условий существования себя и своих близких, в получении определенного социального статуса и т.д.). Поэтому человеку всегда чего-то не будет хватать и что-то всегда его будет не устраивать.

Для удовлетворения своих потребностей человек просто вынужден будет хоть что-нибудь, да делать. Сидеть и ничего не делать человеку не позволят его инстинкты (особенно, инстинкт самосохранения) и его особенности социального развития.

Вопросы в тексте параграфа

Что заставляло Шампольона действовать? Можно ли сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него жизненно важной потребностью? Важной настолько, что он не смог бы спо­койно жить и чувствовать себя счастливым? Представь, что ему не удалось бы достичь намеченного. Как это повлияло бы на его жизнь?

Шампольона, открывшего метод прочтения древнеегипетской письменности, заставила действовать его мечта. Эта мечта появилась у него еще в детстве, когда ему было 11 лет. Можно сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него потребностью, но не биологической потребностью, как пища или вода, а социальной либо духовной.

Так, если Шампольон хотел достичь всемирной славы и признания, получить титул первооткрывателя, то расшифровку письменности можно назвать социальной потребностью. Если же учёным двигала жажда открытий и познания нового, то — духовной потребностью. Скорее всего, изучение древних языков и древней истории было для Шампольона духовной потребностью, а социальное признание стало для него приятным бонусом.

Вообще потребность, превратившаяся в главную мечту, всегда имеет для человека большое значение. Это как путеводная звезда, которая показывает путь для дальнейших действий. Достижение своей мечты сделало Шампольона невероятно счастливым, но это не значит, что он не смог бы жить не добившись желаемого. Скорее всего, его жизнь сложилась бы по-другому, но он всё равно испытывал бы и счастливые моменты, и радостные события.

Если же человек живут только одной-единственной мечтой и не обращает внимание ни на что другое, отгораживается от жизни, то говорят, что он одержим этим. Это состояние нельзя назвать хорошим, скорее болезненным. Человек перестаёт обращать внимание на другие жизненно важные потребности и может заболеть или даже умереть.

Хорошо, если у человека много разнообразных потребностей, которые побуждают его к активным действиям. Если же у человека есть при этом и главная мечта, то он может достичь очень многого.

Рассматривая персонажей на картинках, попытайся их озвучить. Что помогло тебе в этом? Сама ситуация? Выражение лиц героев, их позы? Может быть, ты представил себя на месте каждого из них? Наверное, всё вместе. Так или иначе, различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё от­ношение к чему-либо.

§ 4. Потребности и способности человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Одна из самых печальных страниц истории Великой Отечественной войны 1941-1915 гг. — блокада Ленинграда. Всё это время (почти 900 дней) учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность.

Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось в котелок, свари и ешь… Но измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? Какие мысли и чувства вызвал у тебя этот рассказ?

У меня этот рассказ вызвал чувство восхищения и глубокого уважения к этим людям. Духовный мир этих ученых очень богат. Потому что, в крайне трудной для них жизненной ситуации, когда многие другие люди думали бы только об удовлетворении собственных биологических потребностей, для этих учёных потребность сохранить уникальную коллекцию семян стала превыше всего, даже их собственной жизни.

Эти сильные духом люди, как настоящие профессионалы своего дела, понимали истинную ценность коллекции семян для будущих поколений людей и не могли поступить иначе. Этот поступок ученых, без преувеличения, можно смело назвать подвигом.

Проверим себя

1. Что такое потребности?

Потребности — это ощущение нуждаемости в чем-то важном и необходимом. Потребности выступают в качестве мотивов осуществления человеком той или иной деятельности. То есть потребности заставляют людей действовать ради того, чтобы их потребности были удовлетворены.

2. Какие потребности есть у человека?

У человека потребности можно условно разделить на три группы.

Авторы учебника еще отдельно подразделяют потребности на подлинные (настоящие) и мнимые. Мнимые потребности тоже побуждают человека к активным действиям, но не потому, что это действительно нужно человеку, а для того, чтобы создать видимость чего-либо (потребность быть модным, желание показать определенный уровень достатка и т.п.). Но, скорее всего, мнимые потребности можно отнести в группу социальных потребностей, которые появляются у человека в связи с его участием в общественной (социальной) жизни.

3. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

Потребности человека всегда индивидуальны потому, что каждый человек – индивидуален. Ведь у каждого человека есть свои особенности физического социального и духовного развития. Кто-то хорошо переносит холод и голод, а кто-то – нет. Один человек духовно развит и стремится к прекрасному, к приобретению духовных ценностей, нуждается в постоянном ощущении гармонии, а другой – не нуждается в этом и для него важны только материальные ценности. Одни люди не могут жить без общения, а другие – намеренно избегают людского общества.

4. Как проявляются и развиваются способности человека?

Способности не появляются у человека с его рождением, а приобретаются им в течение всей жизни. Но у каждого человека есть определенные задатки, которые передаются ему от родителей (через наследственность).

Задатки – это потенциальные возможности человека, которые зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. И если человек с рождения предрасположен к какой-то деятельности, то ему гораздо легче приобрести соответствующие способности.

Способности же надо развивать и работать над ними. Например, человек, у которого есть потенциальные способности (задатки) к рисованию способен стать великим художником, но только в том случае, если он будет учиться и развивать свои способности: посещать художественную школу, изучать различные техники рисования, читать книги о художниках и посещать музеи и выставки, а, главное, регулярно совершенствовать своё искусство.

5. Что такое мышление?

Мышление – это способность человеческого сознания рассуждать над происходящим, сравнивать, анализировать и обобщать различные обстоятельства и делать выводы. Можно сказать, что это самое главное свойство человеческого сознания, так как без мышления не было бы и самого сознания.

6. Чем чувства человека отличаются от его эмоций?

Эмоция – это настроение человека в определенный короткий момент времени, вызванное каким-то конкретным событием или действием других людей. То есть, это эмоциональная реакция человека на те или иные внешние обстоятельства. Эмоции достаточно часто могут быть неконтролируемыми. Особенно это заметно у чересчур эмоциональных людей, которые в эмоциональном порыве способны натворить много дел, о которых потом будут жалеть.

Чувствами человека можно упрощенно назвать осознанные эмоции (или комплекс эмоций) человека, возникающие в отношении какого-либо объекта окружающей действительности. Это более сложный психический процесс деятельности сознания человека, определяющий то, как человек относится к чему-либо (или кому-либо).

7. Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир человека представляет собой его внутренний мир мыслей, мировоззрения, эмоций и чувств. Он зависит от особенностей мышления и отношения к миру человека, которые сложились за время жизни человека в обществе. Поэтому духовный мир каждого человека индивидуален.

В классе и дома

1. Первым музеем нашей страны была знаменитая Кунсткамера в Санкт-Петербурге. В первое время работы музея всем посетите­лям по приказу Петра I раздавали бесплатное угощение. Как ты думаешь, почему царь издал такой приказ?

Скорее всего, такой указ Петр I издал потому, что понимал: большинство населения России было небогатым и неграмотным. Понятно, что у таких людей тяга к знаниям сама по себе не появится, т.к. большую часть времени они вынуждены были много работать, чтобы обеспечить пропитание себе и своей семье. Для того, чтобы развить в людях любознательность, а потом, возможно, и потребность к знаниям, и был издан такой указ.

В данном случае речь идет о социальной потребности человека в общении с себе подобными. Люди, у которых эта потребность не удовлетворена, часто находятся в состоянии скуки и грусти.

Почему Крез был разочарован этим ответом? Подумай, что больше всего ценили в жизни греки. Как это характеризует их потребности?

По всей видимости, Крез был разочарован ответом Солона потому, что думал, что он, являясь самым богатым человеком в мире, является одновременно и самым счастливым человеком на свете.

Любой народ (а не только греки) мечтает жить так, чтобы каждый человек был свободен в выборе своего образа жизни, чтобы была создана реальная возможность удовлетворения жизненно важных и других потребностей (семья, дети, хорошая работа, достаток, возможность заниматься творчеством и т.д.), и чтобы все это находилось под защитой государства от внешних и внутренних угроз.

Все люди достойны того, чтобы иметь возможность удовлетворить не только свои биологические, но также социальные и духовные потребности.

Комментарий: Лидия в древности страна в Малой Алии (территория современной Турции).

Из открытых источников в сети Интернет нам известно, что такая надпись была обнаружена в одном из дворцов Древнего Египта при входе в библиотеку. По всей видимости, люди даже в те далекие времена понимали, что библиотека дает не только знания, но и обогащает духовный мир человека.

5. О ком из известных людей нашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?

В наше непростое время достаточно много примеров известных людей с богатым внутренним духовным миром. Обычно это учёные, исследователи, писатели, художники, артисты, режиссёры и другие творческие люди. В качестве одного из примеров можно привести актера, режиссера, продюсера и сценариста Сергея Безрукова.

Еще в детстве отец Сергея, актер Виталий Безруков, открыл ему секрет успеха любого актера. Он сказал, что настоящий артист должен не играть роль, а проживать ее, вживаться в образ. Этому правилу Сергей Безруков следовал на протяжении всей своей актерской карьеры. Готовясь к любой роли этот актёр изучает всё, что связано с его персонажем и старается начать мыслить как его персонаж. Так что каждый воплощённый Сергеем Безруковым на сцене или в кино образ оказывается невероятно точным и реалистичным.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — Ф. II. Решетников (1906—1988). Опять двойка. 1952 г. ГТГ

Рассмотри репродукцию картины, представь, что её герои заговорили. Что мог бы сказать каждый из них? Почему ты так решил?

§ 4. Потребности и способности человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Судя по эмоциям других героев картины, они могли бы сказать следующие слова:

Словарик

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание окружающего мира с целью удовлетворения своих потребностей.

Потребность – осознанная необходимость иметь что-либо, ощущение недостаточности чего-либо (нужда).

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенной деятельности и которые формируются у человека из задатков в процессе его жизнедеятельности.

Задатки – это врожденные особенности головного мозга, нервной системы и иных органов и тканей человека, которые необходимы для возможного развития в будущем определенных способностей личности.

Мышление – это процесс деятельности мозга и сознания человека, в результате которого происходит обработка и обобщение полученной извне информации.

Эмоции – это кратковременное переживание (психическая реакция) человека в отношении какого-либо объекта окружающей действительности или в отношении самого себя.

Чувства – это осознанные эмоции (или комплекс эмоций) по поводу чего-либо (кого-либо), которые носят устойчивый характер.

Духовный мир – это индивидуально определенные особенности личности, выражающиеся в совокупности внутренних, душевных процессов: эмоций, чувств, мировоззрения, интересов, ценностей и т.д.



Леон Конье. Портрет Шампольона (1831)

Правда, тут ему помогла сама Судьба. Дело в том, что отец его был книготорговцем, поэтому книг вокруг маленького Жана было не просто много, а очень много. И в лавке, и дома. Так что рос он, можно сказать, в мире книг и очень рано начал предпочитать их общество обществу шумных сверстников.

Но ярче всего выделялась его способность к иностранным языкам. Уже в девятилетнем возрасте он знал латынь и греческий язык так хорошо, что долгими зимними вечерами мог разыгрывать со своими домашними целые сцены из Гомера и Вергилия. И видя его явную одарённость, семья постаралась дать ему такое образование, какого были лишены и его родители, и также старший брат, и сёстры. Кстати, и старший брат его Жак-Жозеф — был тоже человеком весьма незаурядным. Уже взрослым изучил целый ряд наук, стал языковедом, и даже смог получить место профессора греческой словесности в лицее города Гренобля. И неудивительно, что именно к нему в Гренобль и переехал учиться десятилетний Жан-Франсуа.



Благодаря открытию Шампольона были прочитаны не только надписи на стенах храмов и черепках, но и дошедшие до нас папирусные свитки. Причём писали на папирусе не только египтяне. Вот частное арабское письмо VII—IX веков на папирусе, 36,19 × 48,89 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес

Он познакомился с известным физиком и математиком Фурье, который только что возвратился во Францию из Египта и, конечно же, привёз с собой большую коллекцию самых различных египетских древностей. Жак-Жозеф привёл к нему своего любознательного одиннадцатилетнего брата, и вот у него в гостях Шампольон и увидел собственными глазами подлинные египетские папирусы, и амулеты в виде жуков-скарабеев с начертанными на них таинственными письменами.

Всё это вкупе с рассказами Фурье о Египте произвело на восприимчивого мальчика неизгладимое впечатление. И кончилось это тем, что он… дал торжественную клятву – свою жизнь посвятить изучению древнего Египта и прочитать иероглифические надписи.

Для начала он изрезал книги старшего брата, содержавшие сведения о Египте, почерпнутые у античных авторов Геродота, Страбона, Диодора и Плутарха, и расположил их по своему усмотрению. Что делать, если ксероксов тогда не существовало, а переписывать десятки страниц двенадцатилетнему мальчику было просто не по силам.



Заготовка папируса и плетение циновок на раскрашенном барельефе из гробницы Пуэмра. Новое царство, примерно XV век до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В 1804 году Шампольона-младшего определили в лицей, где он учился три года. Выбор места учёбы оказался неудачным, хотя учиться в лицее и было престижно. Время воспитанников было подчинено строгому распорядку. Даже в свободное от занятий время учащиеся лицея не имели права заниматься посторонними делами, которые выходили бы за рамки учебной программы. А так как ни коптского, ни эфиопского языка там не значилось, то и заниматься ими Шампольону было нельзя. Между тем он читал о родстве коптского языка с древнеегипетским и решил, что в деле расшифровки иероглифов без его знания не обойтись. А на эфиопском языке говорили в близкой к Египту Абиссинии (Эфиопии), и он тоже мог ему пригодиться.

Странные увлечения тринадцатилетнего мальчика не вызвали восторга у начальства, но страсть Шампольона была сильнее запретов, и он начал заниматься ими по ночам. Кончились все эти ночные бдения тем, что у него начались проблемы со здоровьем. Но тут в судьбу мальчика вмешались влиятельные знакомые его старшего брата, и администрация лицея разрешила ему изучать эти языки в свободное от учёбы время.



Папирус, содержащий данные по поставкам продуктов питания рабочим, занятым на строительстве пирамиды Хеопса. Как видите, бухгалтерские документы всегда были похожи… Папирусы времени правления Хеопса в вади эл-Джарф (Суэцкий залив). Пьер Талле, Университет Париж-Сорбонна (Париж IV). BULLETIN DE LA SOCIÉTÉ FRANÇAISE D’ÉGYPTOLOGIE N° 188 Février 2014

А дальше Сто дней закончились, и вернувшиеся сторонники Бурбонов припомнили братьям весь их бонапартизм. Нет, в замок Иф, как Эдмона Дантеса, их не посадили, однако на целых полтора года отправили в ссылку в родной город Фижак. Потом, правда, им разрешили вернуться в Гренобль, но травили их там обоих постоянно, и мало того – в 1821 году добились увольнения Шампольона-младшего из местного лицея, чтобы лишить его средств к существованию.

И пришлось опять ему ехать в Париж к своему старшему брату. Впрочем, возможно, это было и к лучшему, что Шампольона-младшего выгнали из Гренобля. Теперь ничто не отвлекало его от той главной цели, которой он задумал посвятить свою жизнь.

Шампольон прожил всего 41 год, однако за это время расшифровал множество иероглифов, смог перевести некоторые египетские тексты, составил словарь и описал грамматику.

Шампольон прожил всего 41 год, однако за это время расшифровал множество иероглифов, смог перевести некоторые египетские тексты, составил словарь и описал грамматику.

Еще в детстве у Жана-Франсуа Шампольона появилась мечта, и всю жизнь он последовательно шел к ее исполнению. Именно ему мы обязаны проникновением в тайны Древнего Египта, именно он первым за многие столетия прочитал египетские иероглифы.

Будущий основатель египтологии родился в маленьком французском городке в семье книготорговца. С юных лет мальчик был окружен книгами, самостоятельно выучился читать и с жадностью проглатывал том за томом.

Помимо книг было у мальчика и другое увлечение — изучение языков. У Жана-Франсуа был особый дар — понимать структуру языка, его грамматику. Едва уловив эти связи, юный Шампольон тут же брался за чтение книг на этом языке.

Поэтому он не мог не обратить внимания на газетную заметку, в которой рассказывалось о неком наполеоновском солдате, нашедшем в Египте неподалеку от Розетты плоский камень с высеченным на нем текстом. Надпись была сделана на египетском и греческом языках. Вторую часть, греческую, прочитать удалось. Теперь, делал вывод автор статьи, дело за малым — сопоставить два текста и расшифровать иероглифы. Но не тут-то было! И юный Шампольон решил, что обязательно разберется в этом вопросе. Так у него появилась мечта.

Жан-Франсуа основательно взялся за изучение восточных языков и через какое-то время понял, почему, имея перевод египетской надписи, до сих пор не получилось ее прочитать. Дело в том, что все ученые до Шампольона основывались на трудах Гораполлона, считавшего иероглифы рисуночным письмом. Эту идею почему-то никто не ставил под сомнение.

Никто, кроме Шампольона. Он попробовал под другим углом взглянуть на египетские знаки и пришел к выводу, что иероглифы — это буквы, обозначающие слоги. Ученый разобрался в системе языка и понял, что расшифровку следует начинать с имени правителя. В греческом тексте был указан царь Птолемей Эпифан, в египетском варианте одна группа знаков была обведена овальной рамкой. Жан-Франсуа предположил, что это и есть имя царя. Это сегодня мы знаем, что рамка называется картушем, и таким образом египтяне писали имена всех правителей. В девятнадцатом же веке это было смелое предположение.

Но именно оно и дало результат. Сравнив обведенные имена на разных известных надписях, Шампольон отметил совпадение некоторых символов. Так к Птолемею добавилась Клеопатра.

Кроме того, расшифровка двух имен позволила ученому понять, что иероглифы являются одновременно и идеографической, и фонетической письменностью. То есть один символ может обозначать как звук, так и морфему и слово целиком. А еще Шампольон выяснил, что в египетском, как и некоторых других языках Востока, на письме не отображаются гласные.

Шампольон прожил всего 41 год, однако за это время расшифровал множество иероглифов, смог перевести некоторые египетские тексты, составил словарь и описал грамматику. По сути, он воскресил язык, долгие столетия считавшийся мертвым.

Любознательность, стремление к познанию нового, неизвестного, желание проникнуть в тайны истории.

Можно ли сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него жизненно важной потребностью?

Да, потому что он всю жизнь положил на то, чтобы расшифровать древнеегипетские надписи. Он упорно трудился, изучал историю и древние языки.

Важной настолько, что он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым?

Он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым, если бы не достиг поставленной цели. Его упорство в осуществлении задуманного тому доказательство.

Представь, что ему не удалось бы достичь намеченного. Как это повлияло бы на его жизнь?

Если бы ему не удалось бы достичь намеченного, он бы разочаровался в себе и никогда бы не был счастлив.

Читайте также: