Что является основными элементами конфликта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Конфликт – весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

В таком случае социальный конфликт можно определить как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Следуя ему, противоречие, оставаясь главным движущим элементом, должно приобрести в восприятии оппонентов именно высокозначимый характер, чтобы стороны перешли к такому способу, как противодействие (в общении, поведении, деятельности), при том что иные способы исчерпали себя или не могут быть реализованы. Переживаемые негативные эмоции становятся связующим элементом, отражением отношения субъектов к проблеме, оппоненту, ситуации и характеру взаимодействия.

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Конфликтология выработала две основные модели для описания К.: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике К., возникновении конфликтной ситуации, перехода К. из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения и конфликтного взаимодействия. Структурная модель К. делает акцент на анализе условий, лежащих в основе К., определяющих его параметры и основные черты. Главная цель этой модели – установить те характеристики, которые влияют на К. поведение.

Социальные К. – наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоцими по отношению друг к другу.

Внутриличностный К. – это выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Вообще стоит заметить, что К. – это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, дающий выход напряженности, энергии деятельности, порождающий тем самым разные социальные изменения.

Наиболее ярко данная позиция представлена в работах немецких соц. Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского соц. Л. Козера.

Основное положение теории К. Зиммеля заключается в том, что К., хотя и является одной их форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны, способствующую стабилизации общества и сохранению им социальной динамики.

- образование новых социальных групп;

- установление и поддержание нормативных и физических границ социальных групп;

- установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых отношений; а также поддержание стабильной структуры межгрупповых отношений;

- социализация и адаптация индивидов и социальных групп;

- создание и поддержание баланса сил;

- создание и укрепление социального контроля;

- получение информации об окружающей среде;

- создание новых социальных институтов.

Говоря о причинах К., конфликтологи выделяют много версий. Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Доминировавшая длительное время марксистская концепция исходила из того, что главной силой истории и всех социальных изменений были общественные противоречия, которые в условиях классово-антагонистических формаций реализуются в формах классовой борьбы. Классы в марксизме – это экономическая реальность, т.к. основными классовообразующими признаками выступают формы отношения к собственности. Следовательно, в основу анализа социальных К. должна быть положена борьба за собственность. В марксистской литературе различались два вида такой борьбы: 1) социальное противоборство за изменение принципов рапределения благ, т.е. борьба за изменение той или иной соцсистемы или даже за ее уничтожение насильственным путем (революционный путь); 2) – за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся соцсистемы, т.е. за совершенствование существующей соцсистемы (реформаторский путь).

Р. Дарендорф в основу причин возникновения К. положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, влияние, авторитет.

Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего, выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины. К. по Дарендорфу может возникнуть в любом сообществе и любой соцгруппе, где имеются господствующие и подчиненные. Причиной К. является стремеление к доминированию. Иерархия социального доминирования – движущий фактор социальных К.

Склонность к доминированию, социальные претензии и притязания людей не являются внеисторическими, они (склонности) формируются на основе сопоставления положения одних людей с положением других. Следовательно, социальный К. – прямое следствие соц. неравенства. Неравенство социальных позиций и ролей означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивида или соцгруппы. Поэтому одним из главных вопросов конфликтологии (по Дарендорфу) является вопрос о том, кто и каким образом распоряжается ресурсами. Ответ на данный вопрос отсылает нас к вопросу о власти, которая (по Дарендорфу) представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе распоряжаться результатами деятельности другой группы.

П. Сорокин указывал на связь К. с удовлетворением потребностей людей. Источник К. – подавление таких потребностей человека, без которых он не может существовать. Это потребности в пище, жилье, одежде, самосохранении, самовыражении, свободе, творчестве… Вместе с тем, как подчеркивал Сорокин, важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности и общественных отношений, доступ к общественным организациям и институтам, удовлетворяющим потребности в социальном статусе, социальной роли и престиже. По этой причине возникает вопрос не только о равенстве или неравенстве в уровне благосостояния, но и в сопоставлении жизненных шансов различных соцгрупп.

Рассмотрим классификацию основных причин К.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, социальные настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 1).



Рис. 1. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Структуру конфликта можно представить в виде схемы (рис. 2).


Рис. 1. Структура конфликта

S1 и S2– стороны конфликта (субъекты конфликта); П – предмет конфликта; ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М1 и М2 – мотивы конфликта; Р и Р2 – позиции конфликтующих сторон.

Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Системный подход к исследованию конфликта, позволяющий объединить усилия специалистов, изучающих его, предполагает выход на определение универсальной для различных наук понятийной схемы описания конфликтного взаимодействия. Разработка собственного развернутого понятийно-категориального аппарата является одной из важнейших задач развития современной конфликтологической теории и практики. В психологии впервые понятийная схема описания была предложена социальным психологом Л. А. Петровской. Эта схема включала четыре категориальные группы, характеризующие социально-психологический уровень анализа конфликта: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Помимо этих основных понятий, она указывала на практическое значение разработки понятия управления конфликтом, которое наряду с предотвращением, профилактикой, ослаблением и разрешением конфликта предполагает его симптоматику, диагностику, прогнозирование и контролирование.

Для всех наук, изучающих конфликт, можно предложить следующий вариант понятийно-категориальной схемы его описания. Она включает одиннадцать основных категориальных групп: сущность; классификация; структура; функции; динамика; эволюция; генезис; системно-информационное описание; предупреждение; завершение конфликта; диагностика и исследование.




Универсальная понятийная схема описания конфликта

(по А.Я. Анцупову)

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;

4) и наконец, конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

3. Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4. Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития [37].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.2. Сущность и структура музыкальности

Структура речевого экспромта

Структура речевого экспромта Многие ораторы, выступая с подготовленной речью, следуют составленному заранее плану – и обходятся без него, отвечая на вопросы из зала. Если у выступления нет хоть сколько-нибудь четкой структуры, слушатели потеряют нить повествования.

Структура шутки

Структура шутки Любая шутка состоит из двух принципиальных составляющих: контекста и кульминации. Контекст в данном случае – это базовая информация, которую необходимо знать аудитории, чтобы ей был понятен смысл шутки.Кульминация – это юмористическая составляющая;

Структура долговременной памяти

Структура долговременной памяти Долговременная память является не статическим хранилищем, а широко разветвленной, динамической и модулируемой сетью в головном мозге. Сегодня ведутся бурные дебаты о четырех различных типах долговременной памяти, отвечающих за

2.1. Понятие конфликта

2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.Другой подход

2.4. Динамика конфликта

2.4. Динамика конфликта Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта – перерастание конфликта из возможности к действительности. Окончание конфликта – прекращение враждебных действий, независимо от

2.5. Функции конфликта

2.5. Функции конфликта Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

3.1. Понятие внутриличностного конфликта

3.3. Причины и последствия внутриличностного конфликта

Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения.

Представляется достаточным выделить 2 таких признака.

  1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
  2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Причины конфликта:
— наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
— материальные ресурсы;
— важнейшие жизненные установки;
— властные полномочия;
— статусно-ролевые различия.

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА – структурные составляющие конфликта как системы. Конфликт является сложным объективно-субъективным образованием. Поэтому среди Э. к. выделяют объективные и субъективные. К объективным Э. к. относятся оппоненты, объект и предмет конфликта, группы поддержки, др. участники, те составляющие микро– и макросреды, в пределах которых происходит конфликт. Основными субъективными, т. е. психологическими, Э. к. являются устремления (цели, мотивы) сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их информационные модели конфликта. Среди Э. к. можно выделить те, которые оказывают на развитие конфликта гораздо более значительное влияние по сравнению с др. элементами. Такие значимые элементы называются компонентами конфликта. Э. к. является не любая составляющая часть конфликта, а только та, которая образует его подструктуру. Напр., должность, которую занимает первый оппонент в межличностном организационном конфликте, является элементом не конфликта в целом, а элементом первого оппонента как системы.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое "ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА" в других словарях:

КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА — структурно динамич. визированная модель соц. конфликта как рез т теоретич. реконструкции явления на основе методологич. принципов отечественной социологии и психологии. К.с.к.с. отражает системный многоуровневый характер соц. конфликта и является … Российская социологическая энциклопедия

Конфликта теории — совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направлений исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конфликту в различных его проявлениях. Ученые разных стран много сделали для того, чтобы раскрыть общую… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Конфликта традиции — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания и преобразования конфликтных отношений в контексте конкретных культурных образований, архетипических… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

КОНФЛИКТА СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ — – конечное число составляющих конфликт частей, характеризующих его как статическую систему. Любой конфликт включает две диалектически взаимосвязанные подсистемы: статическую и динамическую. Статическая подсистема является структурой конфликта, а… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КОНФЛИКТА СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ — необходимые сущностные параметры явления, без наличия к рых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Практика исследований конфликтных явлений в социологии и психологии позволяет выделить… … Российская социологическая энциклопедия

КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО УРОВНИ АНАЛИЗА — ориентиры для анализа конфликтных явлений. Выделяются четыре уровня. 1. Соц. филос. уровень является самой общей методологич. основой, определяющей направленность исследований соц. конфликта на всех др. уровнях. Исходными положениями анализа… … Российская социологическая энциклопедия

Структура конфликта — совокупность элементов Конфликтного столкновения (основная причина, Непосредственные участники, социальная среда). * * * (от лат. structure – строение, расположение, порядок) – строение и внутренняя форма организации конфликта, выступающая как… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Операция по принуждению грузинского агрессора к миру в зоне грузино-южноосетинского конфликта (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Хронология израильско-ливанского конфликта 2006 — Содержание 1 12 июля 2 13 июля 3 14 июля 4 15 июля … Википедия

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА — – вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенная система элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства конфликта. Основной акцент при С.– с. а. к. делается на выявлении всего … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Читайте также: