Анализ краеведческой работы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишут летописи своей школы, села, изучаем историю сельскохозяйственного кооператива.

Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Глава 1 Краеведение на уроках истории.

Используя краеведческий материал на уроках истории, учителю необходимо помнить, что с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории края. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории, края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.

В качестве примера рассмотрим планы уроков на темы: “Башкортостан в годы Великой Отечественной войны”.

Урок “Башкортостан в годы Великой Отечественной войны” был проведен в краеведческом музее по следующему плану:

1. Мобилизация сил на борьбу с врагом

2. Сельское хозяйство и промышленность в годы войны

3. Воины Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны.

На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции края в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.

Остановимся на некоторых методических приемах установления связи содержания местного материала с материалом основного курса истории страны:

С этой же целью учащиеся составляют тематические таблицы, в которые наряду с общеисторическим материалом включается и местный материал.

2. Выявление общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях общеисторического и местного значения. Например, изучая тему “Россия между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 г. – февраль 1917 г.), учащиеся выясняют особенности аграрной реформы Столыпина в крае.

3. Установление синхронности событий по истории Росси и истории края. Для этой цели можно использовать составление учениками синхронистических таблиц.

Данные приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и воспитательными целями урока, умениями и навыками учащихся. Причем связь между историей края и историей страны в целом осуществляется тогда, когда она логична и педагогически целесообразна.

Глава 2. Факультативные занятия по краеведению

Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в экспедициях. Краеведческие уроки являются отправным моментом в организации и проведении факультативов.

Выбор факультатива по истории края обусловливается подготовленностью учителя к ведению такого факультатива, интересом учащихся к своему краю, наличием соответствующей учебной базы.

Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.

По своему содержанию факультативные курсы по краеведению делятся на факультативные курсы, которые полностью строятся на краеведческом материале, и общеисторические факультативные курсы с привлечением местного материала. В первом случае факультативный курс дает возможность учащимся получить систематические знания по истории края. Во втором случае в общеисторический факультатив краеведческий материал только включается на основе логических связей.

Исследовательская направленность в работе факультатива по истории края является необходимым условием его успешной деятельности. Поэтому в работе факультатива особое внимание уделяется организации самостоятельной работы его слушателей. Проведение факультативных занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.

Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.

Факультативные курсы удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В краеведческом музее слушатели факультатива приобретают умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края.

Глава 3. Внеклассная работа по краеведению

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.

Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.

Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу. Так, на занятии краеведческого кружка в нашей школе основное внимание было уделено изучению истории села Базлык.

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д.

Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.

Историко-краеведческие конференции обычно проводятся по итогам определенного периода исследовательской работы кружка, общества.

В качестве примера остановимся на методике организации и проведении краеведческой конференции на тему “ История школы села Базлык”, которое было приурочено 185-летия основания школы в селе.

  • Церковно-приходская школа села Базлык
  • Начальная школа.
  • Педагогический коллектив школы в годы войны
  • Семилетняя школа, и т.д.

При подготовке к конференции было обращено внимание на использование источников: краеведческой литературы документальных, газетных и других материалов. С этой целью группы учащихся работали в архиве, музее.

Одна группа учащихся получила задание проконсультироваться в сельской библиотеке. Другая группа учащихся работала в районном историко-краеведческом музее. Третья группа – в архиве районного отдела образования.

Один из классов получил задание сделать фотомонтаж, подготовить и продумать использование технических средств, оформление помещения и порядок проведения самой конференции.

Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное.

Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Проблема патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны.

ВложениеРазмер
programma__moi_korni__kirovo.doc 261 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Кировская СОШ

За 2010 – 2011 учебный год

Проблема патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны.

Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда.

В ходе работы, по разработанной нами программе, дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой.

Программа деятельности школьного музея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе.

Направления деятельности работы кружка:

1.Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом

2.Работа с активом музея

3.Поисковая научно-исследовательская работа

7.Методическая и консультативная работа

Цели и задачи кружка

Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

  1. развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
  2. развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
  3. развитие творческих способностей учащихся;
  4. воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
  5. воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
  6. сохранение исторического наследия и исторической памяти;
  7. сохранение лучших традиций школы, района, города;
  8. развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
  9. пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
  10. организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
  11. укрепление сотрудничества с музеями, СДК, библиотеками, учреждениями дополнительного образования.
  12. привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

3. Прогнозируемые результаты

Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:

Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.

Содержание работы кружка

Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов

2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

3. Систематизация музейных предметов по разделам и по

4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.

5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.

6. Составление картотеки музейных предметов.

7. Создание условий для хранения экспонатов.

Работа с активом музея

1. Обучение актива основам музееведения.

2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.

3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.

4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.

Поисковая научно-исследовательская работа

1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.

2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.

3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.

4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.

6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.

творческих проектов и сайта музея.

8. Результаты исследований представлять на районные, и республиканские научно-практические конференции.

1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми смоленской земли.

4. Дни открытых дверей.

5. Творческие отчеты.

6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.

2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.

3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.

4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, и республики Хакасия

1. Создание актива музея.

2. Планирование работы музея.

3. Создание творческих групп.

4. Составление программы исследовательской деятельности.

5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой

6. Оснащение и оборудование школьного музея.

Методическая и консультативная работа

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.

5. Сотрудничество с музеями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, советом ветеранов, женсовета СДК. Обмен опытом с музеями других школ.

6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.

1. Изготовление стендов, витрин, макетов.

2. Ремонтные и технические работы.

3. Приобретение технических и канцелярских средств.

5) Музейные уроки биологии, географии, физики, химии, МХК, музыки, изобразительного искусства;

6) Интегрированные уроки;

7) Уроки технического и художественного труда;

8) Школьные традиции;

9) краеведческие экскурсии и походы;

10) организация свободного времени подростков.

6. Основные разделы программы.

Программа рассчитана на продолжительность 5 лет, и включает не только деятельность учащихся (1- 11 классов) в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся.

Программа предлагает вести работу по 5-ти разделам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.

В течение года на базе кружка были проведены мероприятия: - конкурсы, фестивали народного фольклора;

- встречи со знаменитыми земляками;

- посещение театров, музеев, выставок, филармонии .

- конкурс сочинений «Они учились в нашей школе,

- чествование ветеранов войны;

Кружковцы выполняли исследовательские и творческие работы которые получили достойную оценку на конкурсах .

I. Традиции русской культуры

  1. использование фольклора в воспитании любви к Родине;
  2. воспитание на традициях русской культуры;
  3. развитие творческой деятельности учащихся;
  4. развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;
  5. воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.

- знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;

- знать русские народные песни; народные инструменты;

- знать народную игрушку;

- знать народные ремесла мастеров своего края;

- знать народные игры;

- знать народные приметы;

- знать природу родного края;

- знать лекарственные травы;

- знать основы экологической культуры.

- уметь выполнять общественные обязанности;

- уметь исполнять народные песни и танцы;

- уметь охранять родную природу;

- уметь инсценировать сказки;

- уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;

- уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.

-собирать и пропагандировать детский фольклор;

-выпускать народный календарь;

-возрождать народные обычаи, ремесла;

-участвовать в национальных праздниках и обрядах;

-участвовать в озеленении класса, школы, микрорайона;

-посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу;

-правильно вести себя на природе.

Возможные формы работы:

- конкурсы, фестивали народного фольклора;

- праздник народной песни и частушки;

- встречи со знаменитыми земляками;

- посещение театров, музеев, выставок, филармонии и др.

II История родной земли

- знать и чтить символы Республики Хакасия и Алтайского района;

- знать историю своего села

- знать исторические памятники Хакасии;

- знать народный хакасский календарь, украинский календарь; знать историю своей улицы;

- знать земляков, прославивших нашу землю своими достижениями в области науки, культуры, искусства, военного дела.

- уметь рассказать об истории края, ее традициях, нравах и обычаях;

- уметь рассказать о выдающихся земляках;

- уметь уважать историю своего края, ее традиции, нравы и обычаи;

- уметь составлять народный календарь;

- знакомиться с жизнью и деятельностью почетных граждан села и района и знатных людей своего края;

- участвовать в операциях, акциях;

- участвовать в экскурсиях по родным местам;

- помогать в сборе материалов о своей малой Родине.

Возможные формы работы:

- встречи со знаменитыми земляками;

- посещение театров, музеев, выставок, филармонии и др.

III . Творите добрые дела

  1. воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
  2. развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании;
  3. воспитание уважения к культурному наследию, к людям старшего поколения.

- знать понятие альтруизма;

- знать ветеранов Великой отечественной войны села

- знать проблемы ветеранов;

- знать правила общения и основы культуры поведения человека;

- знать историю школы и ее традиции;

- знать ценности общественной жизни

- уметь быть терпимым к другим людям;

- уметь оказать помощь престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войн;

- уметь утверждать в повседневной жизни правду, доброту, красоту;

- уметь сострадать, сопереживать;

- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;

- уметь рассказать о школе и провести экскурсию по школе;

- уметь организовать шефскую работу с младшими школьниками.

- оказывать помощь родным и близким; больным, инвалидам и младшим;

- шефствовать над ветеранами Великой Отечественной войны и труда;

- поздравлять ветеранов села с памятными датами;

- организовывать встречи с ветеранами войн и труда;

- участвовать в ярмарках-продажах поделок, изготовленных своими руками;

- участвовать в благотворительных акциях;

- проводить поиск ветеранов войн и труда, живущих в нашем селе. Отчет по предметам( биология, химия)

за 2010 – 2011 учебный год

Общая по биологии: 48 учащихся 57,9 %качество знаний

Общая по химии: 47 учащихся 50,2%качество знаний

Возможные формы работы.

- уроки добра и красоты;

- конкурс сочинений «Они учились в нашей школе,

- чествование ветеранов войны;

  1. формирование у ребят чувства долга перед родными, семьей, родиной;
  2. воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
  3. развитие творческой деятельности учащихся;
  4. развитие потребности к изучению родословной своей семьи;

- знать биографии своих родителей, предков, родословную;

- знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;

- знать семейные законы и обычаи;

- знать увлечения и интересы своих родных;

- знать о членах семьи - участниках ВОВ;

- знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.

- уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;

- уметь рассказать о своей семье, родственниках;

- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;

- уметь рассказать о профессиях своих родителей;

- уметь планировать семейный бюджет;

- уметь рассказать о своих бабушках и дедушках - участниках военных

- оказывать помощь родным и близким;

- сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;

- создавать семейную летопись; принимать гостей семьи;

- организовывать досуг семьи.

Возможные формы работы:

- конкурс знатоков истории;

V . Истоки доблести и славы

  1. воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
  2. формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
  3. осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
  4. привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
  5. использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
  6. воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
  7. воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.

- знать военную и трудовую историю Отечества;

- знать символы, святыни, людей, прославивших государство;

- знать культурные центры и достопримечательности родного края;

- уметь трудиться на благо Родины;

- беречь и продолжать традиции;

- уметь проводить экскурсии в школьном музее;

- уметь заниматься исследовательской работой;

- уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;

- уметь приносить пользу своему Отечеству;

- уметь анализировать и оценивать происходящие события;

- уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.

- проводить культурно-просветительскую работу;

- участвовать в охране памятников истории и культуры;

- проводить экскурсию по музею - проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;

- способствовать углублению и расширению школьного музея;

- заниматься исследованиями по проблемам экологии

- способствовать превращению школьного музея в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся;

- проектировать свое будущее в системе будущего страны;

- вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;

- проводить встречи-диалоги с ветеранами;

- готовиться к службе в армии РФ.

Возможные формы работы:

7. Критерии оценки результатов реализации программы.

Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, руководителем музея, администрацией школы, руководителем детской организации.

  1. диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

- собеседования с учащимися;

  1. Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.
  1. Сформированность познавательной активности учащихся.
  1. Сформированность основных ценностных отношений.
  1. Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
  1. Сформированность готовности защищать Отечество.
  1. Сформированность чувств сострадания и сопереживания.
  1. Сформированность отношения к окружающей действительности.

8. Список литературы.

2. Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). - М, 2000.

3. Военно-патриотическое воспитание молодежи (Проблемы и опыт): Сборник / Сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг. / Вестник образования. - 2005. - №19.

5. Национальная государственная концепция образования в России.

6.Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002.

7.Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - №4.

8.Традиции военно-патриотического воспитания // Завуч. - 2000. - №7.

Внеклассная работа со старшими школьниками имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации. Внеклассная работа открывает простор для осуществления нравственного воспитания, т. к. позволяет привлечь дополнительный и разнообразный материал, раскрывающий успехи развития науки и научно-технического прогресса. Поэтому ежегодно для учащихся 9-11 классов провожу факультативные занятия, тематику которых разрабатываю с учетом программного материала, но с условием углубления и расширения знаний, полученных на уроках, выработке умения применять их на практике.

Актуальность данного проекта заключается в том, что он способствует привлечению школьников к участию в работе по экологическому просвещению среди своих сверстников.

Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников.

Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны.

Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

1. Географическое и экологическое краеведение

В преподавании географии и экологии краеведение — одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по учебному предмету.

Таким образом, географическое и экологическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края (области, региона, республики), но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии и экологии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

Главное назначение географического и экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.

В практике многих образовательных учреждений в процессе экологического образования и воспитания сложился определенный междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся, направленный на изучение экосистем края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем во взаимосвязи с региональными, поиск и практическую реализацию доступных для школьников способов их решения. Грамотно организованное экологическое краеведение в школе или лицее становится органической частью системы экологического образования, так как позволяет в комплексе решать все основные задачи экологического образования.

Концепция школьного экологического краеведения в образовательном учреждении может опираться на следующие основные идеи:

1. Школьное экологическое краеведение как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.

2. Системная организация экологического краеведения на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.

3. Школьное экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных объектов, источников, сфер, этапов, видов и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.

4. Школьное экологическое краеведение как механизм реализации регионального компонента экологического образования.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников1:

— повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

— активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

— обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды;

— использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;

— усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

— экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

— введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

— дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;

— учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;

— внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

2. Историческое краеведение

ассоциируются с конкретным поселком, деревней, городом, в котором проживают учащиеся. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства.

Знакомство с памятниками культуры, изучение истории родного края по конкретным археологическим источникам, обычаев и традиций народов, населяющих тот или иной регион, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют воспитанию мировоззрения детей и подростков.

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний, которые можно образно представить в следующем виде:

1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения и т. д.

2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея.

3. Мое село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; история названия населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.

4. История района (микрорайона). Историческое прошлое, история возникновения, особенности становления и развития промышленности (сельского хозяйства, животноводства и т. д.), народного творчества и прикладного искусства, образования и культуры.

5. История автономного округа (области, края). Историческое прошлое и настоящее, место региона в историческом развитии России, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура; становление и развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественно-политических взглядов и течений (политических партий), органов власти; состояние экологии региона и т. д.

При этом важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и понимали необходимость их единства, интеграции, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи исторического прошлого с реалиями сегодняшнего дня. Но история любого региона, народа всегда противоречива. На различных исторических этапах многие понятия, терминология и трактовки реформируются, порой искажаются. Наличие различных точек зрения, противоречивость фактов подталкивают краеведов к поиску исторической справедливости.

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории, об интегративных учебных курсах с включением регионального компонента.

2. Специальные учебные курсы регионального компонента в обычных классах и школах (лицеях, гимназиях) с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

4. Специализированные внеклассные занятия: работа краеведческих кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т. д.

5. Туристско-краеведческая (пешеходный, водный, горный, комбинированный туризм, вело- и мототуризм), поисковая, экскурсионная, исследовательская (археологическая) деятельность; работа совета школьного музея, летних профильных лагерей и поисковых отрядов.

3. Литературное краеведение

Одними из разновидностей краеведения в современной школе, лицее или гимназии являются лингвистическое и литературное (в целом филологическое) краеведение.

Литературно-краеведческие знания углубляют у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной (региональной) культуры осмысливаются глубже

именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение той литературы, которая некогда была незаметной. Процесс усвоения новых знаний благотворно сказывается на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.

Литературное краеведение условно можно разделить на три ветви:

— изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;

— исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села): первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д.;

— изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.

Литературное краеведение учит обобщению и систематизации литературных фактов, помогает приобретать навыки публичных выступлений. В исключительных случаях определенную роль краеведческие уроки играют и в обогащении национального достояния страны: нередко собранный учениками библиографический и литературно- краеведческий материал помогает специалистам и ученым уточнить известные факты или события.

Следует отметить и еще одну особенность занятий литературным краеведением: они учат не только наблюдать, но и активно участвовать в социально-политической жизни общества, формируют у старшеклассников активную жизненную позицию. Профессиональная компетентность, опыт, эстетический вкус преподавателя словесности и глубокая его заинтересованность в деле образования молодежи и будут диктовать особые, неповторимые формы преподавания этой дисциплины в учебном заведении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Ведь необходимо воспитать человека неравнодушного, умеющего сопереживать, восхищаться прекрасным, будь это что-то материальное или поступок человека, у которого есть стремление сделать жизнь лучше не только свою, но и окружающих. Многое зависит от личности педагога: надо обладать хорошими знаниями, быть увлеченным человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Историческое краеведение в школе проводится в трех формах:

Учебная (уроки, факультативные занятия)

Внеурочная (занятия в краеведческих кружках, группах)

Внешкольная (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишут летописи своей школы, села.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Глава 1 Краеведение на уроках истории.

Используя краеведческий материал на уроках истории, учителю необходимо помнить, что с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории края. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории, края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок

В качестве примера рассмотрим планы уроков на темы: «Чебоксарский район в годы Великой Отечественной войны”. Урок был проведен в краеведческом музее по следующему плану:

1. Мобилизация сил на борьбу с врагом

2. Сельское хозяйство и промышленность в годы войны

3. Уроженцы Чебоксарского района - герои Великой Отечественной войны.

На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции края в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.

Глава 2. Внеклассная работа по краеведению

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.

Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.

Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу. Так, на занятии краеведческого кружка в нашей школе основное внимание было уделено изучению истории села Кугеси.

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д.

школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.

История Родины в событиях в моем селе.

История Чебоксарского района

Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

Родная школа. Её история и традиции.

Мой дом. Родословная семьи.

Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события.

Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. В решении этих задач велика роль учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.

Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов.

1 – выбор темы исследования и постановка задачи. От выбора объекта краеведческого исследования зависит многое. Тема должна быть для ребят интересна, посильна, доступны источники сбора информации.

2 – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации. На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить как материал будет собираться.

3 – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, архивными документами, беседа с краеведами и старожилами, картами, фотофиксация материалов .Так, приступив к исследовательской работе по истории дентских домов, мы сразу же столкнулись с трудностями. Оказывается, эта тема в специальной литературе историками не изучалась. Исторических документов немного. Большинство из них было уничтожено в 50-ые годах. Во многом нам помогли воспоминания и личный архив единственной оставшейся в живых воспитательницы.

4 – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины. Оформление материалов. Имея в наличии материал из разных источников по всему кругу вопросов, ребята приступают к его обобщению и систематизации. Особенностью становится то, что осмысление материалов и поиск дополнительной информации, уточнение каких-либо вопросов, идут одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы. Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы краеведческой работы.

. Когда выступление сопровождается показом фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме.

5 – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив дальнейшей краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение какого – то времени. Здесь важно, чтобы выступающий уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования, представил материалы логично, эмоционально, умело привлекал наглядный материал. От всего этого зависит успех выступления. В последние годы выступление сопровождается подготовленной презентацией материала, что намного облегчает восприятие темы исследования.

Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям. История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.

Итак, в нашей школе исторический кружок действует с 2005 года. Курс рассчитан на изучение краеведения в 7-9 классах. Всего – 34 часа, из них на изучение краеведческого материала – 27 часов, остальное время – на проведение экскурсий и встреч с интересными людьми.

Целью работы школьного краеведческого кружка является увековечение памяти героев войны и труда, а также воспитание нового поколения патриотов. Работа исторического кружка проходит по следующему плану:

Читайте также: