Что является естественно научными основами физической культуры и спорта кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. Естественнонаучные основы физического воспитания студентов

Для студента, избравшего ту или иную профессию, огромное значение имеет высокая работоспособность в умственном труде, которая обеспечивает успешное прохождение учебного материала в университете и достижение успехов в профессии после его окончания. Курс физической культуры призван способствовать развитию у студентов высокой умственной работоспособности.

Важным условием высокой работоспособности является хорошее здоровье. В настоящее время у многих студентов в состоянии здоровья имеются те или иные отклонения от нормы. Специально подобранные физические упражнения и другие средства из арсенала физической культуры помогают бороться с этими недостатками.

Организм человека, равно как и любой другой живой организм, рассматривается как сложнейшая автоматическая биологическая система, способная к самовоспроизведению, саморемонту, самонастройке на предстоящую деятельность практически к бесконечному самоусовершенствованию. В настоящее время в результате достижений ряда медицинских наук, физиологии спорта, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки установлена возможность сознательного, целенаправленного воздействия на многие процессы, совершающиеся в нашем организме автоматически.

Физические упражнения и регулярные занятия спортом оказывают большое влияние на формирование скелета. Укрепляется позвоночник, в нем ликвидируются нежелательные искривления. Расширяется грудная клетка и вырабатывается хорошая осанка. Следует помнить, что плохая осанка не только эстетический фактор. Сутулость, впалая грудь лишают внутренние органы нормальных условий. Искривление позвоночника может приводить к передавливанию кровеносных сосудов, ущемлению нервов.

Одним из благоприятных факторов положительного влияния мышечной деятельности на костную ткань является повышение в ней обменных процессов и, в частности, обмена кальция. Физиологи проделали такой опыт. Перерезали у кролика нервы от мышц одной из конечностей, что привело к параличу мышц. После определенного периода парализованную конечность исследовали и оказалось, что в результате отсутствия мышечных сокращений был нарушен обмен солей кальция, отчего костная ткань стала хрупкой.

Мышцы обеспечивают активные движения и вертикальное положение человека, удерживают внутренние органы в определенном положении, обеспечивают дыхательные движения, усиливают кровообращение и лимфообразование, принимают участие в теплорегуляции.

В результате систематической физической работы, занятий физическими упражнениями и спортом сила мышц человека увеличивается именно за счет утолщения мышечных волокон и увеличения их количества путем расщепления.

Для работы мышц и поддержания деятельного состояния организма необходимо поступление в него питательных веществ, воды и кислорода, а также вывода из организма продуктов распада. Этот процесс протекает в тесном единстве организма с внешней средой и выражается в постоянном, непрекращающемся обмене веществ и энергии.

Соотношение между количеством энергии, поступающей в организм с пищей, и величиной энергетических трат называется энергетическим балансом . При избыточном поступлении питательных веществ в организме происходит накопление энергетических запасов. В условиях недостаточного питания эти запасы, наоборот, расходуются.

Спортивная тренировка способствует снижению основного обмена, что достигается за счет более экономного протекания процессов жизнедеятельности .

Физическая инертность, малоподвижный образ жизни, создают предпосылки для расстройства обмена веществ, развития тучности и атеросклероза, болезней, которые преследуют современного человека. Тучность и атеросклероз во много раз ускоряют естественный износ организма, а первопричина их все та же — недостаточность мышечной деятельности .

В процессе обмена веществ кислород и продукты питания к тканям всех органов доставляет кровь, она же продукты обмена переносит от тканей к органам выделения, посредством которых они выводятся из организма во внешнюю среду.

Кровь, единственный жидкий орган человеческого тела, вместе с лимфой составляет внутреннюю среду организма и выполняет многообразные функции: разносит по организму питательные вещества; выводит из тканей тела продукты распада; доставляет клеткам тканей кислород и выносит из них углекислый газ; защищает организм от вредных воздействий ядовитых веществ и инородных тел; способствует сохранению постоянства внутренней среды и постоянной температуры тела; осуществляет жидкостную (гуморальную) связь между отдельными органами и системами с помощью гормонов и других физиологически активных веществ.

Кровообращение осуществляется посредством кровеносной или сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов, представляющих собой эластические трубки различного диаметра. Среди кровеносных сосудов различают артерии - сосуды, по которым кровь движется от сердца к тканям, и вены, по которым кровь движется от тканей к сердцу.

Артериальная кровь, отдавая тканям, питательные вещества и кислород и принимая продукты жизнедеятельности клеток и в том числе углекислый газ, превращается из артериальной в венозную. Венозная кровь из капилляров переходит в мельчайшие венозные сосуды, называемые венулами. Венулы объединяются в вены, и по ним кровь снова притекает к сердцу.

Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого кругов кровообращения. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, проходит через ткани всех органов тела, где происходит обмен веществ, (кроме легких), и возвращается в правое предсердие сердца. Из правого предсердия кровь переходит в правый желудочек, а оттуда, из правого желудочка, начинается малый круг кровообращения, который проходит через легкие, где венозная кровь, отдавая в окружающую среду углекислый газ и насыщаясь кислородом, превращается в артериальную и направляется в левое предсердие. Из левого предсердия кровь переходит в левый желудочек и оттуда снова в большой круг кровообращения.

Систематические занятия физическими упражнениями и спортом способствуют снижению частоты пульса и замедлению скорости распространения пульсовой волны по артериям. Это результат увеличения силы сердечной мышцы и сохранения эластичности стенками кровеносных сосудов.

У тренированных спортсменов частота пульса в покое бывает реже 60-80 и даже 40 ударов в минуту.

При длительной работе, при состоянии близком к утомлению, чтобы поддержать постоянное высокое давление и быстрый ток крови в работающем органе, скелетной мышце, пищеварительных органах, сердечной мышце, головном мозге и др., мышцы кровеносных сосудов напрягаются (их тонус повышается), в результате чего уменьшается их просвет.

При неправильной организации труда, в том числе и умственного, когда в режиме труда нет своевременного отдыха, такое повышение тонуса кровеносных сосудов становится хроническим. Стойким делается и повышенное кровяное давление, что свидетельствует о появлении начальной стадии гипертонической болезни - гипертензии.

Между организмом человека и окружающей средой происходит постоянный газообмен. Кислород из атмосферного воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови во внешнюю среду. Газообмен организма с внешней средой происходит с помощью органов дыхания.

Дыхательный аппарат человека состоит из воздухоносных путей (полость носа, трахея, бронхи), грудной клетки и дыхательной мускулатуры.

Местом, где происходит обмен газами между воздушной средой и кровью, являются альвеолы легких, представляющие собой мельчайшие пузырьки с общей поверхностью примерно в 10 раз большей поверхности человеческого тела.

В связи с увлечением молодежи, в последнее время, атлетической гимнастикой, необходимо указать на то, что амплитуда дыхательных движений находится в обратном отношении с развитием мышц, осуществляющих дыхательные движения. Атлеты, нарастившие себе непомерно большие мышцы, как правило, отличаются небольшими дыхательными объемами. Наоборот, легкоатлеты или лыжники, у которых мускулатура не столь рельефна, имеют значительно большие амплитуды дыхательных движений. Поэтому, занимаясь атлетической гимнастикой, атлетизмом, нельзя забывать о развитии функций дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма, для чего вместе с подниманием тяжестей нужно заниматься бегом, ходьбой на лыжах, плаванием и т.п.

Активная двигательная деятельность, повышая обмен веществ и энергии в организме, в значительной степени, стимулирует процессы пищеварения . Однако необходимо учитывать, что непосредственно в процессе интенсивной мышечной деятельности процесс пищеварения оказывается заторможенным, что связано с перераспределением крови в организме и рядом специфических рефлекторных влияний. Поэтому не рекомендуется принимать пищу сразу после интенсивной физической и умственной работы. Приему пищи должна предшествовать пауза не менее 30-60 мин.

К железам внутренней секреции относятся эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, околощитовидная, зобная или вилочковая железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые попадают в кровь, лимфу в мозговую жидкость. Гормоны, обладая высокой физиологической активностью, оказывают влияние и на функции различных органов и тканей. Деятельность желез регулируется центральной нервной системой по механизму безусловных и условных рефлексов.

Нервная система человека условно делится на соматическую, регулирующую деятельность органов чувств и скелетных мышц, и на вегетативную, которая иннервирует внутренние органы. Нервная система человека подразделяется также на периферическую и центральную (ЦНС).

Спинной мозг - главный кабель, соединяющий периферическую нервную систему с головным мозгом. В своих верхних отделах спинной мозг переходит в головной мозг.

Головной мозг состоит из 3-х частей: ствола мозга, который делится на нижний отдел (продолговатый мозг, варолиев мост) и верхний отдел (средний мозг, промежуточный мозг), мозжечка, расположенного сзади от продолговатого мозга, и самой крупной части мозга — больших полушарий.

Головной мозг, так же как и спинной, состоит из белого и серого вещества. Белое вещество - скопление нервных волокон. Серое вещество - скопление нервных клеток. В одном кубическом сантиметре серого вещества помещается больше 6 миллионов клеток, а всего в коре головного мозга их около 14 млрд.

Тренировочный процесс в спорте является одной из форм воздействия на организм с целью стимуляции процесса самоусовершенствования. Тренировочный процесс ставит организм человека в такие условия, при которых ему приходится регулярно, на протяжении длительного периода времени проявлять максимальную силу, выносливость, быстроту или другие качества. В ответ на это в организме или в отдельных его звеньях происходят соответствующие (адекватные) перестройки — увеличивается сила, работоспособность, подвижность.

Комплекс медико-биологических наук как естественно-научные основы физической культуры. Организм человека саморегулирующаяся биологическая система. ЦНС (центральная нервная система): отделы, функции. Основные цели в спорте, спортивная классификация.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.11.2011
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.И. НОСОВА"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Дисциплина "Физическая культура"

Студента гр. СЗ - 10 - 1/11

Естественно-научные основы физической культуры, спорта

Естественно-научными основами физической культуры при организации процесса физического воспитания человека в обществе является комплекс медико-биологических наук, таких, как анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др. При изучении органов и морфофункциональных систем организма человека исходят из принципа целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Деятельность всех органов человеческого организма тесно связана между собой и является слаженной единой, саморегулирующейся и саморазвивающейся биологической системой, функциональная деятельность которой обуславливается взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды. Эти воздействия могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека как социального существа - возможность сознательно и активно влиять как на внешние природные, так и на социально-бытовые условия, во многом определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки.

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система - это система автоматического поддержания какого-либо жизненно важного фактора организма (например, давление крови, температура тела и др.) на должном уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень.

Человеческий организм - сложная биологическая система, в которой непрерывно идет обмен веществ и энергии. Он обладает способностью к росту, размножению и активному передвижению в пространстве. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют благодаря нервной, кровеносной, лимфатической системам. Нарушение деятельности одного из органов приводит к нарушению деятельности других органов, т.е. организм представляет собой неразрывно целое, существующее в определенных, постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Причем человек способен изменять внешнюю среду сознательно и, к сожаления, не всегда в своих интересах. Поэтому при оценке деятельности организма человека необходимо учитывать не только взаимодействие его вегетативных и двигательных функций, но и роль его психики при этом, а также влияние на нее социальных факторов.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет только свои, ей присущие функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжается питательными веществами и необходимым количеством кислорода для осуществления жизненно необходимых процессов энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д., посредством регуляторных механизмов, осуществляющих свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

ЦНС (центральная нервная система), её отделы, функции.

Нервная система в целом состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервов, отходящих от головного и спинного мозга и расположенных на периферии нервных узлов). Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлекса. Процессы, протекающие в центральной нервной системе, лежат в основе всей психической деятельности человека - мышлении, памяти, разумном поведении в обществе, восприятии окружающего мира, познании законов природы и общества и т.д., т.е. вся деятельность человека, как биологическая, так и социальная, осуществляется благодаря реализации взаимоотношений организма и среды по принципу рефлекса.

О структуре центральной нервной системы.

Спинной мозг лежит в спинномозговом канале, образованном дужками позвонков. Его длина у взрослого человека в пределах 41-45см, толщина 1см. Первый шейный позвонок является границей спинного мозга сверху, а граница снизу - второй поясничный позвонок. Спинной мозг делится на пять отделов с определенным количеством сегментов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. В центре спинного мозга находится канал, заполненный спинномозговой жидкостью. На поперечном разрезе лабораторного препарата легко различают серое и белое вещество мозга. Серое вещество мозга состоит из скопления тел нервных клеток (нейронов), периферические отростки которых в составе спинномозговых нервов достигают рецепторов кожи, мышц, сухожилий, слизистых оболочек. Белое вещество, окружающее серое, состоит из отростков, связывающих между собой нервные клетки спинного мозга; восходящих чувствительных (эфферентных), связывающих все органы и ткани человеческого тела (кроме головы) с головным мозгом, нисходящих двигательных (афферентных) путей, идущих от головного мозга к двигательным клеткам спинного мозга.

Таким образом, нетрудно себе представить, что спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую для нервных импульсов функции. В различных отделах спинного мозга находятся мотонейроны (двигательные нервные клетки), иннервирующие мышцы верхних конечностей, спины, груди, живота, нижних конечностей. В крестцовом отделе располагаются центры дефекации, мочеиспускания и половой деятельности. Важной функцией мотонейронов является постоянное обеспечение необходимого тонуса мышц, благодаря которому все рефлекторные двигательные акты осуществляются мягко и плавно. Тонус центров спинного мозга регулируется высшими отделами центральной нервной системы. Поражения спинного мозга влекут за собой различные нарушения, связанные с выходом из строя проводниковой функции. Всевозможные травмы и заболевания спинного мозга могут приводить к расстройству болевой, температурной чувствительности, нарушению структуры сложных произвольных движений, мышечного тонуса и т.д.

Головной мозг представляет собой скопление огромного количества нервных клеток. Он состоит из переднего, промежуточного, среднего и заднего отделов. Строение головного мозга несравнимо сложнее строения любого органа человеческого тела. Назовем некоторые особенности и жизненно важные функции. Так, например, такое образование заднего мозга, как продолговатый мозг, является местом расположения важнейших рефлекторных центров (дыхательного, пищевого, регулирующих кровообращение, потоотделение). Поэтому поражение этого отдела головного мозга вызывает мгновенную гибель. Необходимо отметить, что кора больших полушарий головного мозга является наиболее молодым в филогенетическом отношении отделом мозга (филогенез - процесс развития растительных и животных организмов в течение времени существования жизни на Земле). В процессе эволюции кора больших полушарий приобретает существенные структурные и функциональные особенности и становится высшим отделом центральной нервной системы, формирующим деятельность организма как единого целого в его взаимоотношениях с окружающей средой.

Вегетативная нервная система - специализированный отдел единой нервной системы мозга регулируется, в частности, корой больших полушарий. В отличие от соматической нервной системы, иннервирующей произвольную (скелетную) мускулатуру и обеспечивающей общую чувствительность тела и других органов чувств, вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов - дыхания, размножения, кровообращения, выделения, желез внутренней секреции и т.д. Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую системы. Деятельность сердца, сосудов, органов пищеварения, выделения, половых и т.д.; регуляция обмена веществ, термообразования, участие в формировании эмоциональных реакций (страх, гнев, радость) - все это находится в ведении симпатической и парасимпатической нервной систем и все под тем же контролем со стороны высшего отдела центральной нервной системы. Экспериментально показано, что их влияние носит хотя и антагонистический характер, но согласованный в регуляции важнейших функций организма.

Рецепторы и анализаторы. Главным условием нормального существования организма человека является его способность быстро приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Эта способность реализуется за счет наличия специальных образований - рецепторов. Рецепторы, обладая строгой специфичностью, трансформируют внешние раздражители (звук, температуру, свет, давление и т.д.) в нервные импульсы, которые по нервным волокнам передаются в центральную нервную систему. Рецепторы человека делятся на две основные группы: экстеро (внешние) и интеро (внутренние) рецепторы. Каждый такой рецептор является составной частью анализирующей системы, в которую поступают импульсы и которая называется анализатором.

Анализатор состоит из трех отделов - рецептора, проводниковой части и центрального образования в головном мозгу. Высший отдел анализатора - корковый. Перечислим названия анализаторов, роль которых в жизнедеятельности любого человека многим известна. Это - кожный анализатор (тактильная, болевая, тепловая, холодовая чувствительность), двигательный (рецепторы в мышцах, суставах, сухожилиях и связках возбуждаются под влиянием давления и растяжения), вестибулярный (воспринимает положение тела в пространстве), зрительный (свет и цвет), слуховой (звук), обонятельный (запах), вкусовой (вкус), висцеральный (состояние ряда внутренних органов).

Спорт

Спорт - вид человеческой деятельности в сфере физического воспитания, направленный на достижение максимальных результатов в избранном виде. Различают спорт массовый и высших достижений.

Массовый (базовый) спорт обеспечивает достижение массового уровня, используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Существенно, что занятия строятся в зависимости от основной (учебной или производственной) деятельности. Причем затраты времени и сил на него лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность. Тем самым лимитируется и уровень спортивных достижений, хотя индивидуальным он может быть очень высоким.

Спорт высших достижений ориентирован на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся пределы человеческих возможностей. При фактическом воплощении такой установки спортивная деятельность подобна напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений и требует особой организации (ежедневная тренировка, строго согласованный с нею и с регулярным участием в соревнованиях режим жизни и т.п.).

Реализуя свои цели в спорте, каждый человек должен иметь возможность оценить свои достижения, сравнить их с достижениями других спортсменов, видеть перспективу своего совершенствования.

Этим запросам отвечает единая Всероссийская спортивная классификация. Она стимулирует развитие спортивных интересов молодежи, рост массовости спорта и спортивных достижений. Спортивное совершенствование на основе спортивной классификации - процесс повышения уровня всестороннего физического развития физических способностей. Чем выше разрядные нормы и требования, тем более высокое развитие основных физических качеств они предусматривают. В связи с общим ростом спортивных достижений в каждом виде спорта путь подготовки спортсменов-разрядников становится все более трудным. Требуется комплексная тренировка, обеспечивающая всестороннее развитие организма, высокое развитие физических качеств.

Как составная часть системы физического воспитания спортивная классификация несет в себе информацию о результатах функционирования всей системы. По количеству подготовленных квалифицированных спортсменов общество имеет возможность оценить состояние физической подготовки молодежи. Спортивная классификация устанавливает единые общие правила по всем видам спорта и особенности конкретного вида спорта. В спортивной классификации используются такие понятия, как "спортивный разряд", "спортивное звание", "разрядные нормы", "разрядные требования".

Спортивный разряд - показатель уровня спортивного мастерства. Установлены и следующие спортивные разряды: для взрослых - 3-, 2-,1-й, кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса, гроссмейстер (только в шашках и шахматах); для юношей - 3, 2, 1-й.

Спортивное звание - почетный пожизненный титул, который присваивается спортсменам за выполнение высших по трудности разрядных норм и требований, которые определены для мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, гроссмейстеров. Таким званием является заслуженный мастер спорта.

Разрядные нормы и требования - показатели спортивных достижений различного уровня трудности (от минимального до высшего международного), установленные с учетом особенностей видов спорта, спортивного разряда, пола и возраста спортсменов. Разрядные нормы - показатели, выраженные в мерах времени, расстояния, веса; в очках и баллах. Разрядные требования - показатели, определяющие место, которое должны занять спортсмен или команда на соревнованиях установленного масштаба, участие в составе команды, занявшей на соревнованиях какое-либо место, достижение победы над спортсменами того или иного разряда.

В одних видах спорта могут быть как разрядные нормы, так требования (легкая атлетика, плавание, гимнастика, конькобежный спорт и др.), в других только разрядные требования (спортивные игры, все виды борьбы, бокс, фехтование и др.).

Спортивная классификация помогает решению основных задач в развитии спорта (достижению массовости, всесторонней физической подготовленности, воспитанию спортсменов, повышению их мастерства), объединяет культивируемые в стране виды спорта, в том числе национальные, и содействует единой направленности их использования как средства физического воспитания. Спортивная классификация постоянно совершенствуется. Раз в четыре года разрядные нормы и требования пересматриваются с учетом спортивных достижений внутри страны и во всем мире. Этот цикл привязан к Олимпийским играм.

Студенческий возраст - самый "спортивный" возраст. Большинство молодежи, занимающейся в спортивных секциях и группах, - студенты средних и высших учебных заведений. Из учащихся средних учебных заведений вышло много известных в нашей стране и во всем мире спортсменов. Дважды на высшую ступень олимпийского пьедестала поднимался москвич боксер Б. Лагутин, чемпионами и призерами Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы становились многие выпускники техникумов и училищ: Р. Балбошин - кл. борьба (г. Сыктывкар), Р. Дасаев - футбол (г. Астрахань), В. Крепкина - легкая атлетика (г. Вологда) и многие другие.

Выпускники средних специальных учебных заведений есть среди летчиков-космонавтов: Герои Советского Союза Ю.А. Гагарин - выпускник Саратовского индустриально-педагогического техникума, В.П. Савиных - выпускник Пермского техникума железнодорожного транспорта, В.А. Аксенов - выпускник Мытищинского машиностроительного техникума, В. В, Терешкова - выпускница Ярославского техникума легкой промышленности.

Каждый из них начинал занятия спортом в коллективах физкультуры техникумов, где получил необходимую физическую и волевую закалку, а также сформировал интерес к систематическим занятиям спортом.

Студенты-спортсмены принимают участие в соревнованиях не только учебных заведений, а также в городских и областных. Ежегодно проводятся спартакиады отраслевых учебных заведений, Всероссийские спартакиады средних специальных учебных заведений, где участвуют победители отраслевых спартакиад.

спорт физическая культура классификация

Литература

1. "Физическая культура" под редакцией В.И. Ильинича. М.: Гордарики 2002г.

2. "Физическая культура" Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, среднее профессиональное образование. М.: Мастерство 2002г.

Подобные документы

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Опорно-двигательная, нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Кости и их соединения. Сущность социально биологических основ физической культуры.

реферат [37,1 K], добавлен 17.10.2013

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека. Основные средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

реферат [75,3 K], добавлен 18.10.2015

Происхождение современного спорта и физической культуры. Развитие физической культуры как социального фактора. Развитие физической культуры в России. Спортивная победа и ее творец. Пропаганда спорта. Кризис современного спорта.

реферат [18,9 K], добавлен 20.11.2006

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система. Влияние длительных занятий физической культурой на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную и мышечную систему. Диссимиляция и ассимиляция, гомеостаз организма.

реферат [31,5 K], добавлен 18.11.2014

Система физической культуры и спорта в Российской Федерации, физкультурная и оздоровительная работа, развитие спорта высших достижений. Пропаганда физической культуры, создание благоприятных условий финансирования спортивных организаций и учреждений.

реферат [12,3 K], добавлен 16.03.2010

Функции основных физических систем организма: сердечно-сосудистой и костно-мышечной, их взаимодействие. Комплекс упражнений физкультминутки для работников умственного труда. Социальные функции физической культуры и спорта (во время труда и досуга).

реферат [39,3 K], добавлен 08.03.2008

Теоретические основы функции контроля менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Поведенческие аспекты контроля. Методы и организация исследования рекламной деятельности с использованием социальных сетей в сфере физической культуры и спорта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Естественно-научные основы физического воспитания и спортивной тренировки

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счёт увеличения размеров и массы отдельных его клеток, межклеточных структур, а также увеличения числа клеток благодаря их делению.

Развитие – это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают, в первую очередь за счёт дифференцировочных процессов ( увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой, но биологическая природа этих процессов различна, различны их механизмы и последствия.

Рост и развитие происходят в организме (точнее – в каждой ткани организма) не одновременно, а поочередно

Развитие – энегетически дорогой процесс, требующий намного больших функциональных затрат, чем процесс роста

Физическое развитие.

Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме. Количественная оценка ФР может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры) так и в относительных (% возрастной нормы, сигмальные шкалы) величинах.

С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Характеристики этих процессов также включают в понятие физическое развитие.

Физическое развитие - это:

1. Закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма и основанных так называемых физических качеств и способностей.

2. В антропологическом истолковании физическое развитие – совокупность некоторых морфофункци-ональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством относительно простых измерительных процедур.

Показатели физического развития

К показателям физического развития относятся:

- масса тела;

- длина тела;

- окружность грудной клетки;

- окружность талии;

- окружность отдельных звеньев тела – бедра, голени, плеча, а также сила кисти, становая сила, жизненная ёмкость лёгких и тп.

Главным результатом развития является значительное повышение эффективности всех физиологических функций и, как следствие, повышение биологической надежности организма. Процессы развития обуславливают появление качественных различий в морфологической структуре и организации деятельности физиологических систем. Процессы развития неотделимы от клеточных дифференцировок и создания структур с более высокими функциональными возможностями.

Противоречивые отношения между процессами роста и развития составляют одну из движущих сил онтогенетического процесса. При этом рост и развитие в многоклеточном организме всегда разделены - либо в пространстве, либо во времени. Для каждой из тканей характерно чередование этапов роста и этапов дифференцировок.

На протяжении любого возрастного периода восходящей части онтогенеза одни ткани могут интенсивно расти, тогда как другие в этот же период проходят этап активных дифференцировок. Понимание этих закономерностей нашло отражение В концепции гетерохронного развития.

Экспериментально показано, что в периоды, когда замедляется рост организма, активируются процессы развития, и в эти периоды существенно повышается интенсивность энергозатрат организма

Изменение пропорций тела с возрастом

Изменение размеров тела неминуемо ведёт к изменению его конституции, т.к. принципы, пригодные для объекта малого размера, не могут быть приложены к аналогичному по функции объекту большего размера.

Возрастное изменение общего плана строения тела

Новорождённый ребёнок относительно очень широк, его туловище по всей длине имеет примерно одинаковую толщину.

С возрастом относительные размеры головы существенно уменьшаются, тогда как относительная длина конечностей значительно возрастает.

К возрасту достижения половой зрелости появляются половые различия в строении тела: широкие плечи и узкий таз у юношей и чётко выраженная талия с последующим расширением к тазу у девушек.

Все эти изменения обусловлены различиями в тепах роста отдельных частей тела на разных этапах онтогенеза. Они приводят к появлению как морфологических, так и физиологических особенностей, характерных для каждого из этапов индивидуального развития. (Рисунок 1)

hello_html_m2c58da0f.jpg

Рисунок 1

Изменение темпов роста

hello_html_m1f9275d9.jpg

Физическое развитие и двигательные возможности ребёнка

Дети, обладающие более высоким уровнем физического развития, сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В тоже время относительная сила мышц (в расчёте на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии.

Темп физического развития в некоторые периоды онтогенеза может определять биомеханические особенности движений и, как следствие, - двигательные возможности ребёнка.

Пубертат и двигательные возможности

Пубертатный скачок роста, связанный с резким изменением пропорций тела и удлинением конечностей, приводит к временной дискоординации движений (обычно - в возрасте 13-14 лет).

Дети и подростки с высоким уровнем физического развития обладают, как правило, более низкой выносливостью, чем их сверстники со средним и нижесредним уровнем физического развития.

Особенно негативно на двигательных возможностях сказывается наличие избыточного жироотложения.

Таким образом, уровень физического развития не всегда отражает степень функциональной зрелости физиологических систем.

Необходимо дифференцировать два понятия:
- период естественного прироста
в развитии определенного физического качества, представляющий собой специфический период онтогенеза, не всегда отличающийся
чувствительностью к внешним воздействиям

- собственно сенситивный период, характеризующийся наибольшим эффектом в ускорении темпов развития отдельных физических качеств под влиянием физических упражнений, направленных на
их развитие.

Особенности возрастной периодизации морфофункционального развития школьников разных соматотипов проявляются в различиях

темпов физического развития и уровня десинхронизации основных антропометрических признаков

времени начала, интенсивности и продолжительности естественных приростов и уровня сенситивности двигательных качеств к тренирующим воздействиям

Периодизация возрастного развития

Биосоциальные цели этапа

Первичная адаптация к физи-ческим, химическим и биологи-ческим факторам окружающей среды

Подготовка к реализации пря-моходения и самостоятельному передвижению; восприятие ми-ра

Структурно-функциональное развитие мышц и простейших движений; формирование иммуни-тета, микрофлоры организма; бурное развитие анализаторов и когнитивных функций

Начальное освоение окружаю-щего мира

Формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем

Полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивиду-ально-типологических свойств

Формирование индивидуаль-ного и группового опыта целе-направленной деятельности

Созревание центральных и периферических ме-ханизмов, обеспечивающих поддержание устой-чивой умственной и физической работоспособ-ности

Созревание репродуктивной функции и формирование поло-вого поведения

Социальная адаптация биоло-гически зрелого организма. Реализация наследственных задатков

Завершение развития структурных и функцио-нальных компонентов организма как биосис-темы; проявление конституциональных особен-ностей индивида

Возрастные этапы морфофункционального развития школьников

Основные темы

Методология современного естественнонаучного исследования. Особенности естествознания как области научного знания. Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира. Методы естественнонаучного познания.

Законы и принципы естествознания. Представления о материи. Структурность и системная организация материи как важнейшие ее атрибуты. Корпускулярное и континуальное описание природы. Вещество, поле и физический вакуум. Энергия как фундаментальная характеристика материи. Виды энергии. Фундаментальные взаимодействия в природе, их основные характеристики и область действия. Элементарные частицы, их классификация. Законы и принципы симметрии в природе. Общие и специфические свойства пространства и времени. Законы сохранения. Дискретность и непрерывность в природе. Принцип суперпозиции.

Концепции и теории современной биологии. Особенности биологического уровня организации материи. Определение и основные признаки жизни. Уровни организации живой природы. Молекулярная структура живого. Клетка как структурная основа живых организмов. Реализация генетической информации.

Генетические и индивидуально-типологические основы физической культуры и спорта на различных этапах онтогенеза. Основы психофизиологической генетики и психомоторной одаренности. Особенности физической культуры и спорта на разных этапах онтогенеза. Физические качества (сила, скорость, ловкость, гибкость, выносливость) и их воспитание. Интенсивность физической нагрузки. Мониторинг функционального состояния в процессе занятий физической культурой и спортом. Профилактика травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

Организм как открытая система. Системы и их важнейшие свойства. Классификация систем. Устойчивость. Флуктуации в системах. Понятие неравновесных систем. Линейные и нелинейные процессы. Самоорганизация в природе. Понятие термодинамической системы. Термодинамические параметры состояния. Термодинамический процесс. Способы передачи энергии. Понятие энтропии в термодинамике, статистической физике и теории информации. Применение первого и второго начал термодинамики к живым организмам. Источники свободной энергии живого организма и виды совершаемых им работ. Естественнонаучные основы движения (перемещение, распространение, качественное изменение). Информация и регулирование в биологических системах.

Строение и функции двигательного аппарата. Скелет человека. Типы соединения костей. Мышцы человека (скелетные, головы и шеи, верхних и нижних конечностей). Виды мускулатуры, свойства мышечной ткани. Функции двигательного аппарата. Работа мышц. Формы и типы мышечного сокращения. Режим мышечного сокращения. Двигательные качества человека. Факторы, определяющие двигательные качества. Управление двигательными действиями. Биомеханические основы развития физических способностей.

Физиологические системы организма. Нервная система, сенсорные системы, взаимодействие и значение сенсорной информации, кровь, кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ и энергией, выделительная система, теплообмен и теплорегуляция, эндокринная система. Рефлекторные механизмы совершенствования координации движений.

Физиологические основы физической культуры. Общие представления об адаптации. Адаптационные резервы организма. Адаптационные процессы в организме при мышечной деятельности. Классификация физических упражнений. Физиологические характеристики организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Физиологические механизмы развития физических качеств, формирования и совершенствования двигательных навыков. Механизмы проявления и развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Взаимосвязь механизмов развития различных физических качеств. Механизмы образования двигательного навыка. Компоненты и стадии образования двигательного навыка. Автоматизация двигательных навыков и их устойчивость.

Адаптация организма к факторам внешней среды. Влияние факторов внешней среды обитания на организм человека. Терморегуляция, тепловой баланс, регуляция теплоотдачи, акклиматизация, адаптация тепловая, адаптация к атмосферному давлению. Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека (гиподинамия, алкоголизм, табакокурение, наркомания, применение анаболических стероидов и стимуляторов, сгонка веса).

Читайте также: