Что является целью школьной театральной педагогики

Обновлено: 18.05.2024

Театральная педагогика предполагает систему работы с детьми, включающую различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности в рамках общего и дополнительного образования. Это — театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки, классные часы, внеурочная деятельность.

Оценить 410 0

Театральная педагогика

Творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия.

Н.Бердяев.

Введение. Театральная педагогика, её цели и задачи.

Школьная театральная педагогика — междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Формирование такой личности начинается в школе. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.

Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.

Цель театральной педагогики — раскрепощение психофизического аппарата ученика. Педагоги выстраивают систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

Мы рассматриваем театральную педагогику как одну из креативных технологий, которая:

1.Является творческой формой изучения учебного материала. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия. Ведь намного интересней что-то узнать, посмотрев спектакль или самим обыграв его.

2.Выступает как эффективное дидактическое средство. Учитель может использовать богатый арсенал, форм, средств и приемов театральной педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры.

3.Обращение к театру в начальной школе обусловлено психологическими особенностями детей. В первое время обучения ведущим видом деятельности остается игра. Все содержание и события, происходящие в игровой форме, лучше запоминаются и усваивается. Театр своей многомерностью и многоликостью помогает детям раздвинуть рамки в постижении мира, пробудить желание делиться своими мыслями и умение услышать других, развиваться, творя и играя.

4.Театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога и детей, их отношения становятся более тесными и доверительными.

Игровая природа театра не только позволяет целостно выстроить педагогический процесс (единство трех базовых процессов школы – развития, социализации и образования личности), но и обеспечивает психическое развитие детей (чувствую – мыслю – действую).

Кроме того, театральная педагогика обладает потенциалом более тесного сотрудничества с родителями.

5.Драматизация учебного процесса создает здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректирует различные стороны психики, межличностные взаимоотношения.

6.Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей. В данном контексте театрализацию можно эффективно использовать и в системе коррекционно-развивающего обучения.

7. Театрализация способствует раскрытию, развитию, расширению и реализации творческих способностей (актерских, художественных, литературных и прочих).

Часть I .

Театральная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания учащихся.

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся. Театральная педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, организации проблемной ситуации-деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через заданную игру, пробы и ошибки. Часто, сами дети, организовать такую поисково-творческую деятельность не могут и благодарны человеку, который организовал для них праздник исследования-общения.

Развивать и укреплять союз равноправных участников игры- обучения педагогу помогают следующие принципы:

2. Не "разжевывать" каждое задание.Принцип дефицита информации или умалчивания. "Не понял" у детей часто связано не с самим процессом понимания. Это может быть просто защита - "не хочется работать, потяну время", желание обратить на себя внимание педагога и школьная привычка "нахлебничества" - педагог обязан "все разжевать и в рот положить". Здесь комментарии необходимы деловые, самые насущные, дающие начальную установку к совместной деятельности и общению детей друг с другом. Необходимо дать возможность уточнить у сверстников на самом деле непонятный вопрос. Это не значит списать, к чему наши дети уже давно приучены, это, значит, легализовать взаимопомощь. Такое уточнение полезно и для тех и для других более, чем многократные разъяснения педагога. Сверстники поймут друг друга быстрее. К тому же начнут делать - поймут!

3. Даже, если задание детьми на самом деле, по вашему мнению, не понято, но они что-то делают, не спешите прервать и разъяснить "правильный" вариант. Часто "неверное" выполнение задания открывает новые возможности его применения, новую модификацию, о которых вы и не догадываетесь. Возможно, здесь дороже сама активность детей, а не правильность выполнения условий задания. Важно, чтобы постоянно существовала возможность тренинга в поисках решения проблемы и самостоятельности в преодолении препятствий. Это принцип приоритета ученической самодеятельности.

4. Часто педагог переживает острые негативные эмоции при столкновении с отказом детей выполнять задание. Он “мучился, творил, выдумывал ночами” и принес детям "подарок", за который ждет естественного вознаграждения - радостного принятия и воплощения. А им не нравится, а они не хотят "Демьяновой ухи". И тут же возникает обида на "отказников", а, в конце концов, вывод "да им вообще ничего не нужно. ". Так появляются два враждующих лагеря учеников и учителей, штрейбрейхеры-отличники и “трудные”. Трудные это те, которые не могут или не хотят угодничать перед педагогом. Принцип приоритета ученика: “Зритель всегда прав!”

Совет здесь заключается в перестройке своей общей позиции по отношению к отказу. Если постараться увидеть в нем подсказку для себя, реальную "обратную связь", о которой мечтают педагоги, то это воспримется как ответный подарок от ребенка. Во-первых, он проявил свою независимость, самостоятельность, которую вы собирались в нем воспитывать. А во-вторых, он обратил ваше внимание на необходимость более тщательной оценки уровня подготовки и интересов учеников. Это поможет вам найти адекватность вашего задания уровню потребности в нем. Именно в это время вы совершенствуетесь как педагог, если конечно вам это нужно.

5.Один из центральных приемов - это работа над заданием малыми группами. Именно здесь, в ситуации взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций, эффективно работают и постоянно оттачиваются все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций (учитель-ученик, лидер-ведомый, дополняющий), так как группы по составу постоянно меняются. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы, так как держать ответ за группу может выпасть на любого из участников по жребию. Это принцип дела, а не амбиций.

6. Принцип “Не суди…” Отрабатывается такт в умении "судить" работу другой группы по делу, а не по личным симпатиям и претензиям, которые выливаются во взаимные обиды и боль. Чтобы избежать таких "разборок" педагогу необходимо установить именно деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий.

Например: успели или не успели уложиться в установленное время? Все или не все участники группы были заняты в демонстрации ответа? Согласны, или не согласны с ответом? Такие однозначные, не касающиеся оценок "нравится - не нравится, плохо - хорошо", критерии, на первых порах контролируют, прежде всего, организационные рамки задания. В дальнейшем, изучая критерии оценок, ученики приучаются отслеживать и отмечать объективные, а не вкусовые стороны явления. Это позволяет снять остроту проблемы столкновения амбиций в коллективной работе и более конструктивно вести учет освоенного материала.

Периодически отдавая роль "судьи" ученикам, педагог расширяет сферу их самостоятельности и получает объективную оценку своей деятельности: чему научились его воспитанники реально, а не по его представлениям. В этом случае не спасут фразы "я же им сто раз говорил. ". Чем раньше мы видим реальные плоды своей деятельности, тем больше у нас времени и шансов еще что-то изменить.

7.Принципсоответствия содержания работы определенной внешней форме т.е. мизансцене. Мизансценическое решение учебного процесса. Это должно выражаться в свободном передвижении учеников и учителя в пространстве класса в зависимости от необходимости содержания работы. Это и обживание пространства, для его присвоения и комфортного самочувствия в нем. Это поиски места педагога в каждой конкретной ситуации разное. Не дело должно служить некоему внешнему порядку, а порядок должен изменяться в зависимости от нужд дела.

8.Принцип проблематизации.

Учитель формулирует задание как некое противоречие, что приводит учеников к переживанию состояния интеллектуального тупика, и погружает в проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация (проблема-задача, ситуация-положение) есть противоречие круга предлагаемых обстоятельств с потребностями индивида или группы индивидов, находящихся внутри этого замкнутого круга.

Поэтому проблемная ситуация есть психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативной доминанты познавательной потребности.

Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения. Взаимодействие личности и объективной противоречивой среды. Например, невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений. Это приводит к необходимости в вооружении новыми знаниями. Необходимо обрести некое неизвестное, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация или опредмечивание этого неизвестного происходит в форме вопроса, заданного самому себе. Это начальное звено мыслительной деятельности, связывающей объект и субъект. В учебной деятельности часто такой вопрос задается учителем и обращен к ученику. Но важно, чтобы сам ученик обрел умение порождать такие вопросы. В поисках ответа на вопрос о новом знании и происходит развитие субъекта или проживание им пути к порождению знания.

В этом смысле проблемная ситуация является первичным и одним из центральных понятий театральной педагогики.

Проблемное обучение есть организованный учителем способ взаимодействия ученика с проблемно представленным содержанием предмета изучения. Знания, полученные таким образом, переживаются как субъективное открытие, понимание - как личностная ценность. Это позволяет развивать познавательную мотивацию ученика, его интерес к предмету.

В обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. Средством управления процессом мышления в проблемном обучении являются проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Проблемное обучение реализуется как в содержании предмета изучения, так и в процессе его освоения. Содержание же, реализуется разработкой системы проблем, отражающих основное содержание предмета.

Процесс изучение организуется условием равноправного диалога учителя и ученика, и учеников друг с другом, где они заинтересованы в суждениях друг друга, так как все заинтересованы разрешением проблемной ситуации, в которую попали все. Важно собрать все варианты решений и выделить принципиально эффективные. Здесь с помощью системы учебных проблем, обусловленных проблемными ситуациями, моделируется предметная исследовательская деятельность и нормы социальной организации диалогического общения участников исследования, что по сути дела является основой театральной педагогики, что позволяет развивать мыслительные способности учащихся и их социализацию.

Театральная педагогика и её влияние на здоровье детей. Использование театральной педагогики в коррекционной работе.

Театральная педагогика обладает многоаспектным воздействием на процесс здоровьетворения детей:

Физическое здоровье. Занятия оказывают воздействие на некоторые физические характеристики: преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановка голоса и дикции, развитию мелкой моторики.

Психоэмоциональное здоровье. Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные переживания детей, радость совместного творчества.

Интеллектуальное здоровье. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия способствуют развитию и стимулированию интеллектуально логических (сравнение, анализ, обобщение) и интеллектуально-эвристических способностей (генерация идей, воображение, фантазия)

Социальное здоровье. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнерства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки и самоутверждения. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры.

Духовно-нравственное здоровье. Театральная технология обладает огромным потенциалом формирования у подрастающего поколения духовной культуры – системы ценностей, мотивов поведения, отраженных в мировоззрении, идейной позиции. Реализация культурологического подхода в образовании предполагает гармоническое развитие разума, чувства и воли детей на основе объединения всего накопленного опыта человечества, бережного и уважительного отношения ко всем формам культуры: религии морали, праву, искусству, народному творчеству и научному знанию.

Методы и приёмы театральной педагогики способствуют развитию учащихся с нарушением интеллекта и коррекции имеющихся у них недостатков с учётом их уровня физического развития, состояния нервной системы, различий в психике.

Первое направление в коррекционной работе – формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализовано-игровой деятельности.

Второе направление коррекционной работы ставит задачей обогащение эмоционально-чувтвенного, художественного опыта, совершенствование восприятия представлений, развитие образного видения как основы проявления творческого воображения.

Дети с интеллектуальными отклонениями в большей мере, чем их сверстники с нормальным развитием, испытывают трудности в общении. Это объясняется и низким уровнем развития речи у этих детей. Использование приёмов театральной педагогики помогают развитию эмоционально-волевой сферы, развивают речь, память, интеллект, формируют коммуникативные умения и навыки. Совершенствуется разговорная речь, улучшаются качественные характеристики устной речи: звукопроизношение, темп речи, ритм, дикция, интонация, выразительность.

Таким образом, современная театральная педагогика комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей детей, одновременно идет наработка компетентности в создании лада межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения. Приемы театральной педагогики решают не только специальные учебные проблемы, но и позволяют с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьная театральная педагогика как феномен симбиоза культуры и образования.

Школьная театральная педагогика - междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов.

Школьная театральная педагогика предполагает создание спектакля не как цель, а как средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика, включения уроков театра в учебный процесс школы, подготовку специалистов для проведения уроков театра в школе, обучение школьных учителей основам режиссерского мастерства.

Учитель, работающий по некоторым закономерностям театральной педагогики, должен обладать такими способностями как коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, оптимизм, креативность и гибкость мышления и воображения, способность осуществлять эмоционально-волевое воздействие на актеров-учащихся в процессе репетиций-уроков, обладать организаторским и событийно-зрелищным мышлением, сценическим темпераментом, способностью к перевоплощению, сценическим обаянием, заразительностью и убедительностью; сценически яркими внешними данными. Все это и есть творчество в широком общечеловеческом смысле.

Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач, одной из главных которой является обучение учащихся живой разговорной речи и свободы общения, приучение выступать перед обществом в качестве ораторов.

Школьная театральная педагогика предполагает систему работы с детьми, включающую различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности в рамках общего и дополнительного образования. Это театральные методики, внедряемые непосредственно в общеобразовательные уроки, внеурочную деятельность, классные часы, уроки театра и зрительской культуры, постановки спектаклей, просмотры и обсуждения спектаклей, инсценировок, этюдов, миниатюр, участие в фестивалях и творческих лагерях.

Многообразие форм и методов театральной работы с детьми, объединённое понятием школьной театральной педагогики, призвано решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.


Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях. [1 ссылка]

Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа.

Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:

- уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;

- приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;

- воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;

-приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;

- соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти;

- приучение детей к дисциплине и самодисциплине;

- формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду;

- расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни.

Педагог-режиссер – это особая проблема современной школы. Театр – это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен профессиональных специалистов. С появлением театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы, стало видно, что школьное образовательное учреждение не сможет обойтись без профессионала умеющего работать с детьми в области театрального искусства. Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая постепенно развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на более высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций. В постоянных спорах, кем должен быть руководитель школьного театра: педагогом или режиссером, как правило, нет антитезы.

Если говорить о театральной педагогике в высших театральных учебных заведениях, то тут существуют более широкие и углубленные тенденции изучения театра. Здесь присутствуют свои определенные законы, нормативы, требования, правила, критерии оценивания – которые характерны именно для высших театральных учебных заведений. В театральном образовании нового времени можно выделить преимущественно два главных доминирующих направления, которые взаимно сосуществуют в учебном процессе. Из первого направления, можно отметить, что технологическая подготовка актеров и режиссеров углубляется и совершенствуется, а с другой стороны учитываются не количественные, а качественные показатели. Сегодняшней уровень преподавания практических дисциплин в современной театральной школе России, динамично развивается и совершенствуется, отвечает всем реалиям новейшего времени. Музыкальное искусство как одно из выразительных средств театра, является неотъемлемым элементом сегодняшнего спектакля. Актер нового тысячелетия должен и обязан владеть всем арсеналом своих выразительных средств – это тело, голос, вокал, танец, акробатика, пластика, пантомима, умение играть на музыкальных инструментах. Весь этот арсенал навыков востребован в современном театре в полной мере. Так же возросли и требования к внутренней психотехнике актера. Различные психотехнические тренинги, методики, владения внутренним миром стали обязательной и неотъемлемой частью современного театрального образования. [1 , ссылка ]

Воспитательный и двунаправленный подход к будущему артисту – это основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Театральный вуз должен, прежде всего, оцениваться не потому, сколько он выпустил артистов, а потому, насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, его дипломированные специалисты и бакалавры.

Таким образом, актер нового тысячелетия должен быть неповторимой, уникальной личностью в совершенстве владеющий технологическими навыками своего искусства.

Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное воспитание – это богатый духовный пласт. В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания.

Основные термины (генерируются автоматически): Театральное искусство, театральная педагогика, театр, школьная театральная педагогика, школьный театр, актер нового тысячелетия, личность, самое дело.

Школьная театральная педагогика — междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.

Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.

Основные принципы культуротворческой педагогики совпадают с принципами театральной, как одной из самых творческих по своей природе. Ведь цель театральной педагогики — раскрепощение психофизического аппарата ученика-актера. Театральные педагоги выстраивают систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

В театральной педагогике имеются общие закономерности процесса обучения творческой личности, которые целенаправленно и продуктивно можно использовать в целях воспитания творческой личности как учеников, так и будущих учителей школы.

Школьная театральная педагогика предполагает:

  • включение уроков театра в учебный процесс школы;
  • подготовку специалистов для проведения уроков театра в школе;
  • актерский и режиссерский тренинг студентов педагогических университетов;
  • обучение действующих школьных учителей основам режиссерского мастерства.

Каждый из этих блоков, на наш взгляд, представляет собой чрезвычайно благодатную почву для исследователей, теоретиков и практиков: педагогов, психологов, режиссеров, театроведов и др. Школьная театральная педагогика сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск ведется в различных направлениях и с разной мерой успеха.

В этом смысле особый интерес представляет модель культуротворческой школы, разработанная на кафедре эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена. Здесь предлагается концепция, ориентированная на становление личности ребенка соответственно идее соотнесенности онто- и филогенеза. И тогда школьный театр развертывается как методика введения ребенка в мировую культуру, которое совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра здесь может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. И если в ролевой игре, имя которой театр, целью и результатом является художественный образ, то цель школьного театра существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы.

Начиная эту работу, коллективу школы следует отчетливо понять возможности и место школьного театра в конкретной, этой школе, с ее собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить имеющиеся и возможные формы: урок, студия, факультатив. Нам представляется необходимым сочетание этих трех форм.

Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Проблемы профессионально-методической подготовки педагогов-режиссеров школьного театра. Современные реформационные процессы в образовании, явная тенденция школ России к самостоятельному педагогическому творчеству и, в связи с этим, актуализация проблем школьного театра рождают необходимость профессиональной подготовки педагога-режиссера. Подобные кадры, однако, до последнего времени нигде не готовили.

Известен интересный зарубежный опыт в этой области. Так, например, в Венгрии детские театральные группы обычно организуются на базе школы и имеют руководителя-профессионала (каждый третий коллектив) или учителя, прошедшего обучение на специальных театральных курсах.

Театральная специализация лиц от 17 до 68 лет, желающих работать с детьми, осуществляется в ряде общественных колледжей США. Подобные начинания имеют место в Литве и Эстонии.

Назревшая необходимость постановки театральной работы с детьми на серьезную профессиональную основу не подвергает сомнению приоритет педагогических целей. И уж тем более важно сохранить то ценное, что ищут и находят в детском театральном творчестве благородные энтузиасты-непрофессионалы, учителя-предметники.

Педагог-режиссер — особая проблема современной школы. Театр оказался единственным в школе видом искусства, лишенным профессионального руководства. С появлением же театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы стало очевидным, что школа не сможет обойтись без профессионала, умеющего работать с детьми, как это уже давно осознано в отношении других видов искусства.

Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. В постоянно ведущихся спорах, кем он должен быть, педагогом или режиссером, на мой взгляд, нет антитезы. Всякая односторонность, будь то непомерное увлечение постановочными находками в ущерб ведению нормальной учебно-воспитательной работы, или, наоборот, игнорирование собственно творческих задач коллектива, когда в общих разговорах и похожих одна на другую репетициях гаснет искра творчества, неминуемо приведет к эстетическим и нравственным противоречиям.

Педагог-режиссер — личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми, он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

Актер и философ: что между ними общего? (ответы студентов 4 курса факультета философии человека РГПУ им. Герцена)

Диалог театра и школы (разработка и реализация программы)

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

Как же проникнуть в эту волшебную страну по имени Театр? Как соединить друг с другом театральные системы и Детство? Чем вообще должны быть театральные занятия для их юных участников — началом пути в профессию, путешествием по различным художественным эпохам, расширением кругозора, а может быть, просто разумным и увлекательным отдыхом?

  • взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школ города;
  • включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса;
  • взаимодействие профессиональных театров со школами, разработка театральных абонементов, ориентированных на учебный процесс.

Уникальность нашего проекта заключается в том, что впервые предпринимается попытка объединить усилия всех творческих организаций и частных лиц, занимающихся школьным театральным творчеством.

Деятельность нашего Центра развивается по нескольким направлениям:

Школьное театральное творчество. Методика школьного театра сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск в школах Санкт-Петербурга ведется с разной мерой успеха и в различных направлениях:

Школы с театральными классами. Театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно эти классы часто и бывают основой школьного театрального коллектива. Обычно эту работу ведут учителя-гуманитарии.

Школы с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников.

Наиболее распространенная форма существования театра в современной школе — драматический кружок, моделирующий театр как самостоятельный художественный организм: в нем участвуют избранные, талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в целом.

Детские театры вне школы представляют собою самостоятельную проблему, однако, их методические находки могут быть успешно использованы в школьном процессе.

  • взаимодействие европейских культур на грани тысячелетий через школьное театральное творчество;
  • изучение языка, литературы, культуры других народов средствами театра в рамках школьной программы.

Мы получили предложения о партнерстве от коллег из Бельгии, Франции, Италии, Финляндии, Испании и Англии. Особенно европейских коллег заинтересовали образовательные программы и спектакли школьных театров нашего города на английском, немецком, французском, испанском языках.

Школьный театр развертывается как методика введения ребенка в мировую культуру, которое совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов.

Читайте также: