Что выражается в загадках 5 класс литература кратко

Обновлено: 04.07.2024

- выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;

- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;

- воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

- Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

- Что такое фольклор? (ответы учеников).

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но будем помнить, что даже словесный фольклор всегда мелодичен.

- Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?

- Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?

Тема нашего урока – загадки. А что такое загадка? (Ответы учеников). Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам, действиям и подобию.

Работа с таблицей. (В презентации заполнена левая часть таблицы. Совместно с учителем заполняется правая часть).

Устное народное творчество

От английских слов folk - народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа.

Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки.

Загадки представляют собой свод знаний и понятий.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

Загадки с числами

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки. Внимание на экран.

Вы хорошо отгадывали загадки. Дома вам нужно было подобрать загадки. Кто хочет загадать выбранные загадки своим одноклассникам? (Желающие загадывают загадки, весь класс отгадывает).

Когда вы дома подбирали загадки, думаю, вы заметили, что тематика загадок очень разнообразна. Обратимся к таблице.

Темы загадок

Небо, земля, явления природы

Два быка бодаются – вместе не сойдутся (Небо и земля).

Синенькая шубёнка весь мир накрыла (Небо).

Вода, реки, ручьи

Что вверх корнем растет? (Сосулька).

Кругом вода, а с питьём беда (Море).

Маленький мужичок, а острый топорок (Пчела).

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов (Муравейник).

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица).

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает (Петух).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца).

Маленький шарик под лавкой лежит (Мышь).

Не часы, а тикает (Сердце).

Без чего не может жить человек? (Без имени).

Пашня, обработка хлеба

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг).

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку (Коса).

Лес, деревья, кусты

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (Лиственный лес).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голов (Берёза).

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (Кочан капусты).

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).

Ребята, вы увидели, какое многообразие тем использовано в загадках. Конечно, эту таблицу можно продолжать еще очень долго. Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек.

Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.

Загадки бывают рифмованными:

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

Работа в группах

Задание 1 группе

Существуют прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Например:

2. «Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Выберите тему и составьте прямую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

Задание 2 группе

Выберите тему и составьте загадку-обманку. Лучшую загадку загадайте классу.

Задание 3 группе

Выберите тему и составьте загадку на образное мышление. Лучшую загадку загадайте классу.

Задание 4 группе

Выберите тему и составьте математическую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека.

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другому, он может немного забыть первоначальный вариант, изменить его и добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же произведения устного народного творчества могут звучать по-разному.

Прочитать статью учебника "Пословицы, поговорки". Записать в тетрадь по 5 известных пословиц и поговорок.

Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого. То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.

Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.

Предположим, вам загадывают загадку:

Два близнеца - два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме. В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.

Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:

Что слаще мёда, и что сильнее льва?

Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…

История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать понятие о фольклоре; выявить тематику и семантическую структуру загадок, познакомить с наиболее распространёнными видами загадок; выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различия между пословицами и поговорками;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: слайдовые презентации.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала с опорой на выполненное домашнее задание.

1.Составление таблицы по статьям учебника, прочитанным дома.

Устное народное творчество

От английских слов folk – народ, lore мудрость.

Фольклором называют искусство народа.

Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. (Слайдовая презентация).

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

Загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-шутки и загадки с числами.

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому её нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

В Древней Греции и у германских племён существовали состязания между мужчинами по разгадыванию загадок и задач.

Ритуальные истоки загадок сохраняются в запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Загадки принято было загадывать зимой, в праздничные дни, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их.

3. Отгадывание загадок, определение их тем.

Тема загадок

Примеры

Тонок, долог, в траве не видать (волос).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).

Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль).

Кто родился с усами? (Котёнок).

Алый сапог в земле горит (свёкла).

Щука хвостом махнула, лес погнула (вихрь).

Красна девушка по небу ходит (солнце).

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

-Загадки каких видов не прозвучали? Приведите примеры.

5. Обращение к домашнему заданию.

- Какие пословицы и поговорки вы записали? Объясните их значение.

- Как вы думаете, чем пословицы отличаются от поговорок?

7. Слово учителя.

Пословицы и поговорки – жанры фольклора.

Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, формировали духовный и нравственный облик народа. Это своего рода заповеди.

Пословицы в народном быту служат руководящими принципами деятельности, на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения и обличения других.

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чём шла речь в произведении.

III. Закрепление изученного.

1.Виды пословиц и поговорок.

- Определите вид пословиц, т.е. их тему.

Вид пословиц

Примеры

Пословицы, отразившие исторические события

Не вовремя гость хуже татарина.

Пословицы, отразившие представления народа о крестьянском труде

Мужик умирать собирайся, а земельку паши.

Пословицы, отразившие христианские верования

Бог не в силе, а в правде.

Пословицы, отразившие семейный быт.

Хозяин в дому, как хан в Крыму.

Пословицы, отразившие старинное судопроизводство

Не бойся суда – бойся судьи.

Пословицы о богатстве и бедности

В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.

Пословицы, отразившие представления народа о нравственности

Засыпь правду золотом, а она всплывёт.

Пословицы, отразившие качества характера людей

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Владимир Иванович Даль был морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросовестным государственным чиновником, популярным писателем и учёным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ загадки .docx

Тема урока: Загадки.

Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки .

Задачи урока.

Образовательные:
Научить выделять главное в теоретическом материале, обобщать, делать выводы, развитие понятие фольклора, малые жанры фольклора.

Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные.

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
В ходе урока
- отрабатываются навыки выразительного беглого чтения;
- развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывается интерес к чтению.
- прививается умение работать в коллективе.

І. Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

-Что называется пословицей?

-Чем пословица отличается от поговорки?

2.Чтение пословиц наизусть.

III . Тема урока.

1.Любите ли вы загадывать загадки? А отгадывать их? Чем привлекают они вас?

2.Реализация творческого задания.

Ребята по очереди выходят к доске и загадывают загадки. Если звучит правильный ответ, то показывается карточка - отгадка с иллюстрацией.

3. Можно ли загадку отнести к малым жанрам? Аргументируйте свой ответ.

4. Ребята, а что такое загадка? Как правильно построить загадку? Легко ли дать ответ на данный вопрос?

5 .Личное целеполагание.

6. Где мы можем почерпнуть данную информацию?

7.На основе материала учебника, личных умозаключений выводим формулу загадки.

Ритмичность

Конкретность

Рифмованность

Иносказательное описание предмета

Форма вопроса

8. А теперь на основе представленных загадок, сделать вывод о том, какие выразительные средства лежат в основе загадки.

А) Меж двух светил

Я в середине один. (нос)

Красные подпоры. (гуси)

-На основе рассуждения делают вывод, что в основе лежит скрытое сравнение (метафора)

2. Кланяется, кланяется-

Придет домой- растянется. (топор)

-Ребята рассуждают, что топор описывается как живое существо. Как называется данный троп? (олицетворение)

3. З убастый з верёк гры з ёт с ви з гом дубок. (пила)

-Подчеркнутые звуки помогут уч-ся определить , что лежит в основе данной загадки. (звукоподражание)

4. Пять ларчиков- пять чуланчиков

5. Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Падает- землю роет. (жук)

6. Кто бежит без провода? (река)

-Ребята легко определяют, что звучит прямой вопрос.

IV . Подводим итоги выполненного исследования(слайд презентации)

V . Выполнение творческой работы.

На основе полученных знаний составить пять загадок, обоснуйте, какие приемы использовали вы.

VI . Рефлексия деятельности.

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я научился…

Читайте также: