Что вы знаете о тексте кратко
Обновлено: 05.07.2024
- Что вы знаете о тексте?
Тест — это связанные по смыслу и грамматически предложения, абзацы и другие части. Текст имеет смысловую завершенность. - Какие значимые части могут быть в слове?
Значимые части в слове — это морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание). - Чем отличаются приставки от предлогов?
Приставка — это часть слова и пишется со словом слитно. Предлог — это часть речи. - Когда пишется разделительный ъ, а когда -ь?
Разделительный > знак пишется после приставки, а ь — в середине слова и некоторых заимствованных словах. - Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
Безударная гласная — пишется та, которая слышится под ударением. Правописание глухих и звонких звуков в корнях — нужно изменить слово так, чтобы сомнительный звук стал четким. - В каких словах после ж‚ ш пишется ю? Брошюра, жюри, парашют — слова исключения.
- Какие части речи вы знаете?
Существительно, прилагательное, глагол, числительное, наречие, местоимение (это все части речи, которые проходят в 5 классе, прим автора). - Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей?
Именительный — кто? что?
Родительный — кого? чего?
Дательный — кому? чему?
Винительный — кого? что?
Творительный — кем? чем?
Предложный — о ком? о чем? - Как изменяются имена прилагательные?
Прилагательные изменяются по числам (единственное и множественное), падежам (как и сужествительные). В единственном числе прилагательные изменяются по родам (женский, средний, мужской). - Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Личные — я. мы, ты, вы, он, она, оно, они. С предлогами местоимения пишутся раздельно. - Приведите примеры глаголов с окончанием -ешь.-ет,-ем,-ете,-ут-ют и с
окончаниями -ишь.-ит,-им,-ите,-ат-ят.
1 спряжение (окончания -ешь.-ет,-ем,-ете,-ут-ют) — играет, играешь, играете, играют. Пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут. Считает, считаешь, считаем, считаете, считают.
2 спряжение (окончания -ишь.-ит,-им,-ите,-ат-ят.) — платишь, платит, платим, платите, платят. Водишь, водит, водим, водите, водят. Гладищь, гладит, гладим, гладите, гладят. - С какими стилями речи вы познакомились?
Официально-деловой,публицистический,художественный,научный,разговорный.
С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.
Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.
Что такое текст? Узкое и широкое понимание
Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.
Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.
В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).
Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.
Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.
То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.
Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.
Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.
Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.
Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:
Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.
Анализ текста
Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.
Существует три типа научного анализа текста:
- историко-литературный,
- лингвистический,
- идейный (лингвопоэтический).
В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:
- Определение темы.
- Вычленение проблемы.
- Формулирование идеи.
- Соотнесение с литературным родом и жанром.
- Указание на пространственные и временные характеристики.
- Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта. .
- Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).
Лингвистический анализ подразумевает также:
- трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
- определение стиля текста, отражение его строфики;
- стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
- указание на примененные тропы и фигуры.
С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.
Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Узнаем, что такое текст в русском языке. Выясним, что обеспечивает единство его внутренней и внешней формы, какие средства связи используются в тексте.
Что такое текст в русском языке?
Чтобы понять, что такое текст, сравним следующие высказывания.
Солнце село за горизонт. В городе снуют автомобили. В небе курлычут журавли.
Солнце село за горизонт. Постепенно сгущаются летние сумерки. И вот в городе несмело загораются один за одним фонари. А автомобили уже снуют по улицам с включенными фарами, как большеглазые жуки.
Оба примера начинаются с одного и того же сообщения о садящемся солнце. В первом отрывке используются предложения, никак не связанные друг с другом: ни по смыслу, ни грамматически. Каждое предложение несет свою сугубо индивидуальную информацию. Можно сделать вывод, что это разрозненные предложения.
Текст — это совокупность последовательно расположенных предложений (абзацев), связанных по смыслу и грамматически.
Пример текста
С утра начал накрапывать неспешный дождик. Дед Трофим, покормив скотину, вышел во двор и свистнул Жуку. Верный пёс потрусил за дедом в лес. Ведь еще на прошлой неделе Трофим приметил в дереве дупло, в которое беспрестанно сновали дикие пчелы. Как раз в дождливую погоду, когда пчелы не так активны, можно разведать, есть ли там мёд.
Внутренняя и внешняя форма текста
Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.
Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
С этой точки зрения тексту, как воплощенному единству внешней и внутренней формы, можно дать следующее определение:
Текст — это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически.
Обычно текст имеет следующее строение (композицию):
- вступление
- основная часть
- заключение
По функции и строению различают три типа текста:
- повествование
- описание
- рассуждение
Каждый тип текста имеет свою структуру построения.
Средства связи в тексте
Предложения в тексте объединяются в единое смысловое целое с помощью лексических и грамматических средств связи:
Спозаранку мы собрались в лес за грибами. В лесу было тихо и сумрачно. По низинке, что шла справа от нас, курился осенний туман. А вот и первый гриб!
Это был совсем грустный взгляд. Он был невеселым, потому что все пошло наперекосяк.
Этот дом еще в прошлом веке построил наш дедушка Макар. А домашний уют в нем создала бабушка Агафья. Она была известная на все село мастерица шить и вязать. Дощатые полы дома украшают вязанные ею пестрые половички.
- местоимения и местоименные наречия, которые указывают на предшествующее слово или даже на содержание предшествующего предложения
Журавли, курлыча, пролетают клином над нами, со свистом рассекая воздух крыльями. Пожелаем этим птицам скорейшего возвращения весной.
Вот и наступила весна! Эта пора обновления природы создает в душе человека ожидание чего-то нового и радостного. Все старое, как прошлогодний снег, растает и останется в прошлом.
Но в камине дозвенели
Угольки .
За окошком догорели
Огоньки .
И на вьюжном море тонут
Корабли ,
И над южным морем стонут
Журавли (А. Блок).
Итак, чтобы текст был единым смысловым отрезком речи, в нем используются лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами.
Признаки текста
В раскрытии авторского замысла используются такие признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
Текст − это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте − порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Тема − это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста − это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Тексты можно озаглавить. Тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В тексте есть абзацы, которые выделяются красной строкой.
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Читайте также: