Что вы знаете о тексте кратко

Обновлено: 05.07.2024

  1. Что вы знаете о тексте?
    Тест — это связанные по смыслу и грамматически предложения, абзацы и другие части. Текст имеет смысловую завершенность.
  2. Какие значимые части могут быть в слове?
    Значимые части в слове — это морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).
  3. Чем отличаются приставки от предлогов?
    Приставка — это часть слова и пишется со словом слитно. Предлог — это часть речи.
  4. Когда пишется разделительный ъ, а когда -ь?
    Разделительный > знак пишется после приставки, а ь — в середине слова и некоторых заимствованных словах.
  5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
    Безударная гласная — пишется та, которая слышится под ударением. Правописание глухих и звонких звуков в корнях — нужно изменить слово так, чтобы сомнительный звук стал четким.
  6. В каких словах после ж‚ ш пишется ю? Брошюра, жюри, парашют — слова исключения.
  7. Какие части речи вы знаете?
    Существительно, прилагательное, глагол, числительное, наречие, местоимение (это все части речи, которые проходят в 5 классе, прим автора).
  8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей?
    Именительный — кто? что?
    Родительный — кого? чего?
    Дательный — кому? чему?
    Винительный — кого? что?
    Творительный — кем? чем?
    Предложный — о ком? о чем?
  9. Как изменяются имена прилагательные?
    Прилагательные изменяются по числам (единственное и множественное), падежам (как и сужествительные). В единственном числе прилагательные изменяются по родам (женский, средний, мужской).
  10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
    Личные — я. мы, ты, вы, он, она, оно, они. С предлогами местоимения пишутся раздельно.
  11. Приведите примеры глаголов с окончанием -ешь.-ет,-ем,-ете,-ут-ют и с
    окончаниями -ишь.-ит,-им,-ите,-ат-ят.
    1 спряжение (окончания -ешь.-ет,-ем,-ете,-ут-ют) — играет, играешь, играете, играют. Пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут. Считает, считаешь, считаем, считаете, считают.
    2 спряжение (окончания -ишь.-ит,-им,-ите,-ат-ят.) — платишь, платит, платим, платите, платят. Водишь, водит, водим, водите, водят. Гладищь, гладит, гладим, гладите, гладят.
  12. С какими стилями речи вы познакомились?
    Официально-деловой,публицистический,художественный,научный,разговорный.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Рукописный текст

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Что такое текст? Узкое и широкое понимание

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Вопрос

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Писатель

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Признаки

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

  1. историко-литературный,
  2. лингвистический,
  3. идейный (лингвопоэтический).

Анализ

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  1. Определение темы.
  2. Вычленение проблемы.
  3. Формулирование идеи.
  4. Соотнесение с литературным родом и жанром.
  5. Указание на пространственные и временные характеристики.
  6. Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта. .
  7. Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  1. трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  2. определение стиля текста, отражение его строфики;
  3. стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  4. указание на примененные тропы и фигуры.

Стихотворение

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные общей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завершенность.

Узнаем, что такое текст в рус­ском язы­ке. Выясним, что обес­пе­чи­ва­ет един­ство его внут­рен­ней и внеш­ней фор­мы, какие сред­ства свя­зи исполь­зу­ют­ся в тексте.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие высказывания.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журавли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные предложения.

Текст это

Текст — это сово­куп­ность после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных пред­ло­же­ний (абза­цев), свя­зан­ных по смыс­лу и грамматически.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы текста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замысел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заголовке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тексте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замысел.

Что такое текст

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее определение:

Текст — это закон­чен­ное выска­зы­ва­ние в виде несколь­ких пред­ло­же­ний или абза­цев, свя­зан­ных общей темой и основ­ной мыс­лью грамматически.

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

  • вступ­ле­ние
  • основ­ная часть
  • заклю­че­ние

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

  • повест­во­ва­ние
  • опи­са­ние
  • рас­суж­де­ние

Типы текста

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру построения.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств связи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло наперекосяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые половички.

  • место­име­ния и место­имен­ные наре­чия, кото­рые ука­зы­ва­ют на пред­ше­ству­ю­щее сло­во или даже на содер­жа­ние пред­ше­ству­ю­ще­го предложения

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния весной.

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в прошлом.

Но в камине дозве­не­ли
Угольки .
За окош­ком дого­ре­ли
Огоньки .
И на вьюж­ном море тонут
Корабли ,
И над южным морем сто­нут
Журавли (А. Блок).

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абзацами.

Признаки текста

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Признаки текста

Основные при­зна­ки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

  • пред­ло­же­ния
  • абза­цы
  • слож­ные син­так­си­че­ские целые.

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния текста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го целого.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

Текст − это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте − порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Тема − это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста − это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Тексты можно озаглавить. Тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В тексте есть абзацы, которые выделяются красной строкой.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Читайте также: