Что вы знаете о философии войны толстого кратко

Обновлено: 05.07.2024

Concept of war in L. Tolstoy’s worldview

Sanaeva Irina Viktorovna
associate professor of I. Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

Abstract: The author studies L. Tolstoy’s concept of beauty in connection with such philosophical notions as “good” and “evil”, the way this concept is depicted in the novel “War and peace” in the light of Leo Tolstoy’s philosophical and ethic quest.
Keywords: axiology, world perception, good, evil, concept

Проблема видения мира обсуждается в современной гуманитарной науке разными авторами уже на протяжении многих лет. Любое представление о мире в любой национальной концептосфере неотъемлемо связано с такими извечными понятиями, как добро и зло. Рассматривая эти категории, как в масштабах национальной концептосферы, так и при изучении их в концептосфере отдельно взятого человека, эти понятия однозначно будут приобретать аксиологическую окраску. На разных этапах своего развития человечество неизменно формирует свое понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Свой вклад в аксиологическую оценку вышеупомянутых понятий, несомненно, вносят и выдающиеся личности соответствующей исторической эпохи. А если личность, благодаря своему вкладу в развитие философской мысли народа, представляет собой особую значимость, то ее влияние на национальную концептосферу остается значимым и спустя столетия.

Следующая статья →К вопросу о географической дифференциации новозеландского национального варианта английского языка

Писатель дает нам взгляд на историю, в корне
противоречащий стандартному взгляду историков
как на события, так и на лица, которые “вершат” их.
В основу заложено переосмысление обычного
понимания исторического события, как - то:
его целей, его причин, а также действий и роли в этом
событии так называемых великих людей.
В качестве примера такого события Толстой берет
войну 1812 г., доказывая, что не может быть причины
ни для этой войны, ни для любого другого, пусть даже
самого незначительного события:
“Ничто не причина”. А все те бесчисленные обстоятельства,
которые историки называют причинами, —
лишь совпадение обстоятельств, имевших место в момент,
когда должно было свершиться событие.
И именно событие должно было произойти:
“Стало быть, причины эти все — миллиарды причин —
совпали для того, чтобы произвести то, что было.
И, следовательно, ничто не было исключительной причиной
события, а событие должно было свершиться только
потому, что оно должно было свершиться”.
Но, следовательно, и “великие” люди,
(их примером в романе является Наполеон),
мнящие себя зачинателями такого рода событий,
не правы и события не могут двигаться одной лишь волей
того человека:
“В исторических событиях так называемые великие люди
суть ярлыки, дающие название событию. ”.
Великий человек является лишь орудием истории для
совершения события.

это же кратко:
Это результат множества маленьких, казалось бы,
человеческих поступков, (но имея ввиду Больших людей,
императоров, военачальников) их амбиций,
случайностей и стечения обстоятельств.

Писатель верил, что так, как случилось, и должно
было случиться, как фатализм, но он все это
объясняет конкретными социальными и политическими,
историческими закономерностями,
а ещё разницей в менталитете народов.

И как бы не была война жестока, только на ней
его герои понимают истинные ценности жизни.
Война - не игра. Здесь нет никакой романтики,
только массовые убийства.

Перебирая материалы, в которых были отражены события 1812 года, Толстой понял, что, несмотря на всю преступность войны с ее многочисленными смертями, реками крови, грязью, предательством, иногда люди вынуждены сражаться. Возможно, этот народ в иные времена и мухе бы не причинил вреда, но если на него набрасывается шакал, он, защищаясь, прикончит его. Однако во время убийства он не чувствует никакого удовольствия от этого и не думает, что данный поступок достоин восхищения. Автор показывает, насколько любили свою Родину солдаты, вынужденные воевать с противником.
Что Толстой говорит об Отечественной войне? Он утверждает, что это преступление. Писатель не разделят солдат на защитников и нападающих. Бесчисленное множество людей чинило столько злодеяний, сколько в иное время не набралось бы за несколько столетий, а что самое ужасное, никто в данный период не расценивал это как нечто непозволительное.
Вот такой и была война в понимании Толстого: кровь, грязь (как в прямом, так и в переносном смысле) и бесчинства, приводящие в ужас любого сознательного человека. Но писатель понимал, что кровопролития неизбежны. Войны были на протяжении всей истории человечества и будут до самого конца его существования, с этим ничего не поделаешь. Но наша обязанность – стараться не допускать злодеяний и кровопролитий, чтобы и мы сами, и наши семьи жили в мире, который, однако, так хрупок. Его нужно беречь всеми силами.

Военные события 1805 – 1812 годов нашли свое отражение в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир”. Этот период войн против Наполеона был необычайно трудным для русского народа. Описывая войну, автор выступает как настоящий патриот своей великой страны. В романе Толстой показывает бессмысленность войны, ее разрушающий характер, который несет людям только горе и несчастье. С другой стороны писатель указывает на высокий патриотический настрой русского народа, его сплоченность и непобедимость духа.

Война показана Толстым в романе в двух измерениях: война внешняя, как жестокое и кровавое побоище, уносящее жизни, и война внутренняя, показывающая нравственную сущность человека.

Для героев романа война становится проверкой на человеческую значимость. Как гуманист по своей натуре, Толстой речами и поступками своих героев передает собственное отношение к войне. Так, словами Андрея Болконского автор говорит: “Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее…”. Для героя война – явление “бессмысленное и гадкое”, “трудная и неприятная работа”, которая несет антигуманный характер. Другой герой романа – главнокомандующий русской армии Кутузов – по воле автора стал отражением отношения народа к войне как к массовому убийству. Кутузов является воплощением смелости, духовной силы и воли к победе.

Война по Толстому – это в первую очередь бессмысленная бойня. Автор пытается донести противоестественность войны, показать ее как ужасное преступление, и потому постоянно сталкивает и противопоставляет в романе мир и войну, жизнь и смерть.

Толстой, как писатель-реалист, с должным усердием подходил к решению этого вопроса. В русле доминирующего течения своего времени, он описывал войну реалистично, стараясь передать все детали, которые удосужились пронизать ту эпоху.

Образ русского народу выступает в масштабном ключе, как диалогическое против оставление баталиям на поле, в качестве другой силы, силы света, добра, правды и мира, которая выступает против ударной силы войны.

Русский народ, народ, который не терпит поражений, как показала историческая практика, поднял свою дубину против острой французской сабли гнобления и завоевания. Лев Толстой, как нельзя лучше, передает тонкости и погрешности в романе, особенно, вырисовывая интересную картину власти, тщеславия, предательства, перемены взглядов своих персонажей на протяжении всего военного периода. Война меняет всех – данный тезис можно с уверенностью провозгласить простым эпилогом к этому творению.




Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(8 оценили, оценка: 3,38 из 5)
Loading.

Читайте также: