Что влияет на формирование у человека патриотизма и гражданственности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Патриотизм — это в обществознании важнейшее мировоззренческое понятие, которое характеризует отношение человека к родной земле, его преданную позицию, стремление к процветанию родного государства и заботу о его благополучии. Гражданственность — это в обществознании полноправное членство в политическом объединении, нацеленность на формирование активной позиции с целью развития родины. Гражданственность, патриотизм, ценность, гуманизм, свобода — обобщающее понятие – уважение к Отечеству. Эти принципы ложатся в основу мировоззрения граждан, которые положительно относятся к своей стране, стараются принести пользу, готовы защищать ее от внешнего агрессора.

Тем не менее понятие патриотизма и гражданственности нельзя назвать идентичными. Для патриотизма не имеет значения политическая система, принцип управления государством – патриоты остаются верны своей идее в любом обществе. Гражданственностью называют более осознанное проявление отношения к родине. Оно может проявляться только в демократическом государстве. Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность совместно формируют гражданскую позицию человека.

Понятие космополитизма – полная противоположность патриотизма. Оно характеризует людей, уверенных в том, что все жители планеты братья, поэтому нельзя любить только какую-то часть людей – соотечественников, или определенную территорию земли – родину. Для них родина – это планета земля. Гражданственность является антонимом аполитичности. Аполитичность предполагает отсутствие приверженности к какой-либо партии, стране. Гражданственность и патриотизм, сходства и различия которых многие не замечают, являются важнейшими аспектами при построении мировоззренческого восприятия граждан.

Что такое гражданственность, чем патриотизм отличается от гражданственности

Гражданство и гражданственность – это также разные понятия, которые базируются на одном принципе – принадлежности человека к родине.

Гражданство указывает на то, что человек проживает в определенной стране, выполняет все свои обязанности в соответствии с законодательством этого государства, получает в ответ возможность реализовать свои права.

Гражданином называют человека, который в полной мере использует свои права и выполняет обязанности, предписанные государством.

Гражданственность — это (кратко) возможность индивида пользоваться своими правами, соблюдая правила и требования законодательства страны. Она указывает, насколько житель осознает себя гражданином, готов ли он поддерживать народ, способствовать развитию всей страны. Высшее проявление – патриотизм. Гражданственность — это:

  1. Принятие собственных обязанностей, как прав, а прав — как обязанностей.
  2. Трансформация добровольной лояльности и свободы.
  3. Уважение, доверие к согражданам, правительству.
  4. Истинность принадлежности к правовой системе.
  5. Совмещение самостоятельной дисциплины с внутренней свободой.
  6. Собственное достоинство.

Если говорить о том, что является высшим проявлением гражданственности, следует отметить два основных пункта. Во-первых, это патриотизм и любовь к родине. Во-вторых, ответственность за все, что происходит в государстве, перед следующим поколением.

Патриот – человек, который любит свое отечество, он предан родной земле, согражданам, не отказывает в помощи своему государству. Предмет и теория патриотизма основывается на шести постулатах:

  1. Родная страна – единственная, ей нужно быть верным.
  2. Следует заботиться об исторической судьбе родины, быть готовым пожертвовать собой ради спасения родной земли.
  3. Социальные, традиционные, культурные достижения отечества являются поводом для гордости.
  4. Страдания, переживания родного народа вызывают чувство сострадания.
  5. Социальные пороки в обществе оцениваются, как недостаток, негативный социальный аспект.
  6. Историческое прошлое, наследие государства являются объектом уважения и гордости.

Важно четко различать понятия национализма и патриотизма. Они совершенно разные. Национализмом называют идеологические, политические взгляды, которые считают нацию и ее интересы важнее любого политического, социального, экономического интереса. Для национализма характерна агрессивная позиция относительно других наций, национальная замкнутость. На почве национализма часто разгораются скандалы, переходящие в драки, а иногда в войны.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Обнаружить связь между понятием “гражданственность” и “патриотизм” довольно просто. Первое понятие означает, что человек принадлежит к конкретной стране. Оно обладает юридической силой, закрепляется официально в удостоверении личности индивида. Патриотизм относится к разновидностям духовной принадлежности. Родина – основа обоих понятий. Одно более рационализированное, другое – духовное. Патриотические принципы и взгляды не закрепляются в юридической форме, не отображаются в документации. Патриотизм может быть различных форм:

  1. Городская форма – привязанность к населенному пункту, в котором проживает человек.
  2. Квасная форма – избыток любви к государству, для таких людей характерна организация митингов, пикетов, готовность поехать в любую точку страны, лишь бы продолжать борьбу с несправедливостью.
  3. Государственная – предполагает наличие истинной любви к стране в целом.
  4. Ультра-патриотическая – такую форму патриотизма называют гипертрофированной, она переходит к крайностям.
  5. Этническая – привязанность не столько к стране, сколько к традиционным, историческим, этническим корням.
  6. Имперская – чувство любви к правлению, гордость за власть.
  7. Полисная – любовь к небольшому государству, имеющему свои традиции и законы.

Патриотизм и гражданственность

Патриотизм и гражданственность, как нравственные ценности

Патриотизмом называют совокупность нравственных убеждений, основанных на гордости и любви к своей родине, историческим корням, ценностным и традиционным убеждениям. Патриот хочет быть частью своей страны, разговаривать на родном языке. Он защищает отчизну на войне, в спорах и дебатах. Характерными нравственными ценностями патриота и гражданина являются:

ВложениеРазмер
faktory._vliyayushchie_na_vospitanie_patriotizma.doc 142 КБ

Предварительный просмотр:

администрации г. Ленинска-Кузнецкого

муниципальное общеобразовательное учреждение

Балакина Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Глава 1. Влияние общества на воспитание подрастающего поколения. .7-9

Глава 2. Сотрудничество семьи и школы в вопросах патриотического воспитания……………………………………………………………. 10-13

Глава 3. Творчество поэтов земли Кузнецкой, их роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи………………… 14-18

Цели исследования: выявить факторы, влияющие на воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Объект исследования: процесс воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

Гипотеза исследования: патриотическое воспитание у подрастающего поколения будет проходить успешно, если:

- семья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания;

- в воспитании патриотизма и гражданственности будут учитываться возрастные особенности подростков;

-будут показаны на уроках литературы примеры истинного патриотизма через изучение таких мастеров слова как В. Д. Федоров,

В. М. Баянов, Е. С. Буравлев.

1. Исследовать методы и приёмы формирования гражданской активности школьников, их стремление трудиться во благо ее будущего.

2. Рассмотреть творчество поэтов Кузбасса, как воплощение идей патриотизма у подрастающего поколения.

3.Изучить научно-популярную литературу о патриотическом воспитании в семье и школе.

Методы исследования: изучение научно-популярной литературы, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение результатов эксперимента, беседы со школьниками, их родителями и педагогами.

Работа состоит из трех глав:

Влияние общества на воспитание подрастающего поколения.

Сотрудничество семьи и школы в вопросах патриотического воспитания.

Творчество поэтов земли Кузнецкой, их роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи.

В первой главе рассматривается влияние социума на воспитание патриотизма у молодежи. В этом есть особое назначение, заключающееся в необходимости показать, какова роль общества в воспитании ребенка как личности с активной гражданской позицией.

Во второй главе освещается патриотическое воспитание в школе и отношение школьников к патриотизму как глубокому нравственному чувству. Это необходимо, потому что патриотизм был и остается нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своей стране, в преданности ей, в гордости за её прошлое и настоящее, стремлении и готовности её защищать. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины [6, С. 2 - 3].

Третья глава посвящена влиянию творчества поэтов земли Кузнецкой на воспитание гражданской позиции у молодежи, так как они, не любопытствующие собиратели географических сведений, а люди, с детства

изведавшие суровую печаль родной земли и не забывшие, не разуверившиеся в ее красоте и правде.

Творчество поэтов земли Кузнецкой всегда сосредоточено на людях, их судьбах, страстях и заботах, они выступали и выступают с позиций добра, в них живет необыкновенное ощущение цельности и взаимосвязанности всего живого на земле. В произведениях таких мастеров слова, как Василий Дмитриевич Федоров, Виктор Михайлович Баянов, Евгений Сергеевич Буравлев, отражается весь смысл истинного патриотизма [9, С. 3 - 5].

Ведь каким бы ни был наш мир, это чувство всегда было, есть и будет занимать достойное место в идеологии каждого поколения российского

государства, несмотря ни на какие препятствия.

Глава 1. Влияние общества на воспитание подрастающего поколения

Как всем известно, семья — это ячейка общества, находясь в которой, ребенок действует и мыслит согласно её устоям. Основная цель семьи - создать все благоприятные для его развития условия и организовать воспитывающий социум вокруг ребенка. Но, к сожалению, в пашей стране далеко не каждый ребенок может похвастаться своей замечательной семьей. По статистике каждый седьмой ребенок недоволен своей семьей, а каждая десятая семья считается неблагополучной. Этому явлению есть разные причины: сильно пьющие родители, отсутствие денег в семейном бюджете непосредственно для растущего ребенка, отсутствие понимания, полное безразличие родителей к ребенку, жестокость или применение насилия по отношению к ребенку, отсутствие должного воспитании и вытекающая отсюда напряженная обстановка в семье [7, С. 202 - 203].

Вес эти факторы оказывают существенное влияние, как на бытовое воспитание ребенка, так и на воспитание патриотического характера. Ведь

если родители не понимают и не хотят понимать, что значит в повседневном мире патриотизм, как он отражается в самосознании ребенка и какие результаты последуют, если ребенок противится этому чувству, то ни о каком достойном патриотическом воспитании не может быть и речи. Ведь патриотизм - это часть человеческой психологии, часть его сознания, часть его души. Не зря говорят, что дети - это точные копии своих родителей, как в физиологическом, так и в психологическом плане [7, С. 204]. Этот факт подтверждают высказывания о растущем ребенке Р. Резонера [7, С. 206]:

- ребенок формируется под влиянием той обстановки, в которой растет;

- ребенок, растущий в обстановке критики, научится осуждать;

ребенок, растущий в обстановке враждебности, научится воевать;

ребенок, растущий в страхе, научится бояться;

ребенок, растущий в обстановке жалости, научится сочувствовать

ребенок, растущий в обстановке насмешек, научится быть робким;

ребенок, растущий в атмосфере зависти, научится завидовать;

ребенок, растущий в обстановке обвинений, научится чувствовать

- ребенок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным

- ребенок, растущий в атмосфере терпимости, научится быть

ребенок, растущий в атмосфере похвалы, научится ценить её;

ребенок, растущий в атмосфере любви, научится любить;

ребенок, растущий в обстановке одобрения, научится нравиться

- ребенок, растущий в атмосфере признания, научится быть

ребенок, растущий в атмосфере великодушия, научится быть щедрым;

ребенок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится

быть правдивым и справедливым;

- ребенок, растущий в атмосфере безопасности, научится доверять себе

Таким образом, семья как замкнутый социум или обстановка, в которой растет и формируется ребенок, должна выбрать то, каким будет ребенок в будущем, именно она в первую очередь должна обеспечить его всем необходимым и заложить в нем основные критерии мировосприятия и нравственной психологии. Ведь то, каким будет ребенок, решает семья, как никто другой. И если родители никогда не любили свою родину и не были патриотами своей страны, и как бы они не старались передать эти поверхностные для них чувства своим детям, их дети никогда не будут

истинными патриотами своего Отечества. Но, несмотря на все противоречия, большинство российских семей благодаря функционирующему семейному социуму, становятся мощным фактором на пути социального развития общества в целом [6, С. 3 - 4].

И все-таки разница между воспитанием в благополучной и неблагополучной семье была, есть и будет. Ведь если дома у ребенка нечего покушать, то о каком воспитательном процессе и о каком патриотизме может идти речь? Конечно же, для того, чтобы продуктивно шел процесс патриотического или любого другого воспитания, необходимо, чтобы для ребенка были созданы необходимые условия.

Но, к сожалению, в современной России [7, С. 207] основы воспитания юных граждан закладываются в семье, которая не имеет опыта жизни в гражданском обществе. Без его решения вся остальная система гражданского воспитания будет давать постоянные сбои еще много десятилетий.

Глава 2. Сотрудничество семьи и школы в вопросах патриотического воспитания

Школа - это островок безопасности, где ребенок должен чувствовать себя комфортно, и где может быть уверен, что именно там его подготовят к самостоятельной взрослой жизни и научат самостоятельно мыслить. Патриотические идеи должны быть неотъемлемыми аспектом в воспитании и обучении школьников любого возраста [4, С. 15].

Таким образом, необходимо тесное сотрудничество с родителями для плодотворной работы по воспитанию патриотизма у учеников и формированию у них гражданской позиции в обществе.

Но педагоги и родители должны открывать детям глаза па окружающий мир и помогать пробудить их духовный потенциал [4, С. 16 – 17]. Они не должны забывать о том, что патриотическое воспитание молодежи помимо направленности на формирование социально значимых качеств фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса –

успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности [2, С. 4 - 5].

Учителя используют широкий спектр форм и методов патриотического воспитания: устное изложение и обсуждение патриотического знания, самостоятельная работа, практические упражнения, комплексное

планирование патриотического воспитания, лекция, рассказ, семинар, групповая дискуссия на патриотическую тему с участием родителей

В системе патриотического воспитания учителями рассматриваются такие вопросы:

- развитие любви к Родине у подростков средствами экологической
деятельности;

формирование патриотической позиции старшеклассников;

подготовка учащейся молодежи к защите Отечества и военной службе в условиях школы (оборонно-спортивного лагеря);

- патриотические инновации в формировании исторического сознания

опыт использования работы школьников в поисковых отрядах в целях формирования у них активной гражданской и патриотической позиции;

- развитие эмоционально-умственного восприятия малой родины на материале произведений кузбасских поэтов и писателей [5, С. 9 - 11]. Эти вопросы, по мнению учителей, позволяют лучше узнать и осознать цели патриотического воспитания.

С целью лучше узнать осведомленность обучающихся нашей школы по вопросам патриотизма, было поведено анкетирование и тестирование

среди 6 и 9 классов.

- респондентам были розданы бланки с пронумерованными вопросами;

ведущий зачитывал вопросы, а учащиеся выбирали нужный ответ.

После проведения данной анкеты началась обработка путем подсчета человек в классе, суммирования и определения результатов, постройки диаграммы. Нужно заметить, что результативность определялась путем разграничения классов, отсюда и разные показатели. Кроме того, вопросы в анкете и тестах разграничиваются на 3 категории: относящиеся к патриотизму в школе, в семье и на основе произведений русских и советских писателей.

После обработки полученных результатов выяснилось, что уровень

осведомленности подростков выше в 9 классе, нежели чем в 6. На это оказывают влияние многие факторы, окружающие подростков, но наиболее весомым является то, что у подрастающего поколения нередко отсутствует должное патриотическое воспитание.

Но, все-таки, благодаря сотрудничеству школы и семьи, существует надежда и возможность возродить в сердцах молодежи чувство любви и уважения к родине. И благодаря этой надежде более взрослое поколение стремится дать наставления подрастающему поколению. Это в очередной раз доказывает, что патриотизм был, есть и будет одним из основных качеств человека любого возраста.

Глава 3. Творчество поэтов земли Кузнецкой, их роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи

Идеями патриотизма и гражданственности пронизано творчество поэтов Кузбасса. Такие мастера слова, как В. Д. Федоров, В. М. Баянов, Е. С. Буравлев, в своих произведениях показывают красоту родной земли, призывают к добру, гуманности, милосердию.

По главной сути
Жизнь проста!
Ее уста, его уста…
А кровь солдат?
А боль солдатки?
А стронций в гуще облаков?
То все ошибки,
Все накладки.
И заблуждения веков.
А жизни суть, она проста.
Ее уста… Его уста…

Поэт любил родную землю, любил жизнь. Он был велик в своей любви к России – трудовой, народной. Вместе с тем он всегда напоминал, что Земля – наш дом единый и все мы в ответе за нее [10, С. 5 - 7].
В. М. Баянов – поэт деревни, голос Сибири-глубинки.

16
Деревенская изба его детства, едва вмещавшая русскую печь, неказистая и изношенная до предела, стала для поэта осью мироздания, опорой нравственных представлений. Березняк и речка, черемушник и дикий хмель питали его душу [8, С. 12 -14] .

Сибирь на песни не скупая,
И я в себе их не таю.
Я их втридорога скупаю,
Потом задаром продаю.

Стихи Виктора Баянова, обращенные к людям земли Кузнецкой, к родной природе воспринимаешь с чувством благодарности за напоминание о том, что мир создан для добра, для любви и есть в нем все, чтобы человек был счастлив. Никогда не терял он этой веры, хотя жизнь его была совсем не легкой [8, С. 13 -15].

Творчество Евгения Сергеевича Буравлёва, предельно сдержанного в проявлении эмоций, остро чувствующего любую фальшь, готового всегда прийти на помощь друзьям — пронизано любовью к природе, родному краю. Стихи поэта, которые перечитываются сегодня с особым настроением, открывают читателю большой и неповторимый мир Любви и Веры: большой любви к Родине, горячей веры в жизнь по законам Добра и Красоты

Евгений Буравлёв жил для людей. Писал для людей. Умел яростно дружить.

Если брался за дело, то обязательно доводил его до конца. Как бы трудно ни

Когда бы не были поэты (Своей лишь заняты судьбой) Душой, локатором планеты, Ее сигнальною трубой — На кой бы черт сдались, простите, Со всею музыкой они, В которой, как там не ищите, — Самоанализы одни?

Таких поэтов мало ныне. Их жизнь сама сведет на нет. Но судят “критики” иные Нас по законам прежних лет.

Находят в строчках, опаленных Огнем волнений вселюдских, Намек то на богов районных, То на всевышних городских, И так и эдак попримерят, И — убеждай не убеждай — Строке болящей не поверят:

Ты пободрее строчку дай. Откуда знать им, как ранима Любой бедою, ложью, злом Душа поэта-гражданина, Как негодует совесть в нем!

Откуда знать им, что немногим Дано пророков ремесло, — Чтоб протрубить сигнал тревоги, Едва затлеет где-то зло?

Изучение литературы родного края – одно их важных направлений в формировании патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения [1, С. 13 - 17]. Поэзия Кузбасса индивидуальна. По мнению В. Д. Федорова, сам жизненный материал – горняцкий край с гигантами металлургии и химии – сформировал особый взгляд на мир.

Любить малую родину также естественно для истинного патриота, человека с активной жизненной позицией, как любить свою мать. Это светлое чувство пронизывает творчество всех поэтов Кузбасса. Но раскрывают они ее по-разному: возвращение к истокам, своим корням у В. Федорова, необъятность родной земли, духовная красота человека у В. Баянова, искренняя красота

человека труда, преодолевающего жизненные трудности, раскрывается в произведениях Е. Буравлева.

Вклад творчества поэтов земли кузнецкой в воспитание патриотизма и

активной жизненной позиции у молодежи огромен, так как в каждом произведении можно увидеть решение определенной задачи: воспитания честности, храбрости, любви к родине, к близким людям, уважения к старшим [2, С. 5 - 6].

Поэты кузбасса - счастливый дня нашей литературы пример удивительной цельности характера, судьбы — всего человеческого облика.

Изучив материал по вопросам патриотического воспитания в семье, в

школе, на материале произведений поэтов Кузбасса, следует отметить, что:

- основное воспитание ребенка идет в семье;

достойное патриотическое воспитание ребенок может получить лишь в условиях благополучной обстановки в семье;

плохие социальные условия не в состоянии сформировать продуктивное подрастающее поколение;

школьные педагоги несут большую ответственность за воспитание детей;

нигде ребенок не сможет получить такого полного объема информации о патриотизме, как в школе;

- творчество поэтов земли кузнецкой не может оставить равнодушными юных читателей.

Что же касается анкеты по патриотическому воспитанию, то можно сказать, что необходимо проводить подобные анкеты регулярно. Это позволит проследить за возрастными изменениями и отношением к патриотизму в определенные периоды времени. После исследований будет

видна реальная картина того, как происходит патриотическое воспитание в

семье, в школе и какие факторы влияют на становление подростка как

самостоятельной личности со своей гражданской активностью.

Таким образом, благодаря изучению научной литературы, тестированию, анкетированию, социальным опросам и другим методам исследования можно не только узнать отношение подрастающего поколения к патриотизму, но и проводить мероприятия, воспитывающие нравственность, активную жизненную позицию обучающихся, что является залогом для нормальной жизни в России.

Любовь граждан к отечеству и гордость за историю своей страны схожи с чувством долга перед ней. Понятия патриотизм и гражданственность в обществознании тесно связаны, ведь невозможно быть патриотом и не переживать за свою отчизну. Роль воспитания этих качеств у подрастающего поколения усиливается многократно.

Патриотизм определение

Любовь и преданность Родине

Позитивные преобразования разных сфер жизни общества требуют обновления духовных начал, познания исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и мужества народа. Российская земля богата историческими событиями, традициями, великими воинами, преданно служившими стране.

Основные понятия и классификация

В нынешнее время чувство долга, любви к государству служит основой для развития гражданского общества Российской Федерации. Понятие патриотизм в переводе с греческого означает чувство любви и преданности своей стране, народу, вера в его духовные возможности, готовность служить на благо народа. Благополучие страны зависит от каждого человека. Факторы влияния на патриотизм:

Патриотизм и гражданственность в обществознании

  • Самосознание, сочувствие.
  • Ценность исторических событий и боевых подвигов.
  • Гражданская ответственность.
  • Организованность.
  • Готовность к труду и обороне.
  • Верность Родине, забота о ее интересах.

Прививая это чувство молодому поколению, можно затронуть памятные страницы истории, края, рода и семьи. С домашнего семейного альбома, с рассказов родителей и старшего поколения вырабатывается интерес к историческому прошлому. Восприимчивы к патриотическим идеям подростки 8−18 лет. В юном возрасте у человека формируется инстинкт защиты стаи, но еще нет семьи или детей, ответственность за которых заставляет родителей быть осторожными и эгоистичными. Патриотизм является сокровенным чувством, находящимся глубоко в душе каждого. На свое отношение к Отечеству и людям указывают дела и поступки гражданства.

Портрет патриота:

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

  • Моральная, нравственная и физическая сила.
  • Правильное воспитание, образование, просвещение.
  • Хранение семейных ценностей.
  • Заинтересованность в политической ситуации.
  • Участие в общественных мероприятиях.

Чувство любви и уважения к отчизне проявляется в разных формах: любви к государству, правительству, народу, местному образу жизни, культуре, этническим традициям. Выдающиеся люди России в прошлом считали примером патриотизма образование духовной жизни человека, его желание свободы и процветания Родины.

Испокон веков духовным началом было самосознание русского человека, формировавшееся под влиянием православной церкви. Для христиан свойственны соборность, преобладание морального начала над материальным, общего над личным. Земля считается не территорией, а категорией нравственной, соединяющей прошлое и будущее народа. Нравственное чувство не мотивируется политическим убеждением, хотя может обусловливать еѐ содержание.

Этапы формирования в обществе

Главный моральный принцип или социальное чувство предполагает гордость достижениями и культурой Родины, сохранение ее характера. Понятие трактовалось различно и понималось неоднозначно. На протяжении истории человечества проблема отношения к Родине, Отечеству являлась объектом постоянного внимания общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал указанной идеи отражался в письменных и устных источниках народов мира.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное развитие связано с деятельностью религиозных объединений. До революции в системе образования внимание уделялось воспитанию патриотических и гражданских направлений. Во время общественного подъема и реформ 19 века создаются идеи гражданского воспитания молодежи.

Гражданственность это

Нормативно-правовые основы патриотического развития определяются в государственных документах РФ — Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства, федеральных программах.

Основу для славы и величия страны делают не политики, а люди культуры и науки. Воспитание патриотических качеств зависит от социализации народа — от усвоения каждым гражданином ценностей, указаний, норм и примеров поведения, характерных для общества. У детей, молодежи с юношеского возраста должны формироваться социально важные качества личности, взгляды и принципы.

Социальная ответственность человека

Нравственная позиция, проявляющаяся в чувстве долга и ответственности перед коллективом, к которому он принадлежит, способна отстаивать и защищать от посягательств права и интересы. Важно прививать с детского возраста должное отношение к государству и населяющим его народам.

Определение и признаки

Понятие гражданственность имеет широкое значение. Это позиция человека, предусматривающая высокий уровень ответственности за семью, страну, социальную группу, готовность защищать их в случае возникновения потребности в этом. Определение зафиксировано в Конституции страны, где указываются свободы и права, гарантированные народу. Гражданин четко осознает себя как часть социума, имеет право пользоваться всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством.

Гражданственность что такое

В жизни находится много проявлений гражданственности — в обществе, людях. Когда граждане пытаются преодолеть дискриминацию по признаку нации, вероисповедания, расовой принадлежности. Понятие прослеживается в семейном воспитании, если родители личным примером показывают ребенку любовь к семье, традициям, уважение к незнакомым людям и остальным членам общества.

Составляющие гражданственности:

  • Осознание себя гражданином страны.
  • Чувство собственного достоинства.
  • Формирование соответствующего поведения.
  • Внутренняя свобода.
  • Национальное самосознание.
  • Готовность личности способствовать процветанию общества.
  • Высокая правовая культура граждан.
  • Уважительное и доверительное отношение к остальным участникам общества и власти.

Что такое гражданственность

Значимым проявлением является осознание себя патриотом, любовь к родине. Гражданственность выступает главным качеством социально ответственного человека. Основные преимущества:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Гордость и уважение за страну, народ, культуру.
  • Готовность и решительность для защиты интересов общества.

Примером является Конституция и законодательная база. В нормативно-правовых актах указываются важнейшие права человека, которыми он пользуется, а также возложенные на него обязанности. Прохождение срочной службы в армии считается проявлением гражданской позиции. Отправляясь на службу, человек идет защищать рубежи своей отчизны от вероятных угроз. В работах классиков художественной литературы отчетливо проявляется пример такого отношения. В романах, стихотворениях, поэмах и рассказах выражается любовь к стране, народу, уважение к обычаям и культуре.

Воспитание качеств с детства

Большое значение имеет самообразование. Люди, уделяющие этому должное внимание, проще понимают явления, происходящие в стране и обществе. Невозможно воспитать гражданственность в себе без знания основ права. Добродушное, толерантное отношение к окружающим является важной частью этого понятия. При осознанном поведении, доброте, уважении у человека формируется правильная гражданская позиция.

Старательное изучение истории своей страны, региона проживания является основой будущего. Без этих познаний гражданин не может быть достойным членом общественных отношений. Уважение людей, нормативно-правовой базы государства, моральных норм и стремление к самосовершенствованию — это залог формирования здоровой гражданской позиции. Важные пункты воспитания:

Гражданственность в обществознании

  • Образование.
  • Изучение исторических фактов, событий.
  • Самостоятельная работа над собой.
  • Уважение к законодательной базе России.
  • Межличностные отношения.

Гражданственность невозможна без познаний в области права, истории, культуры. Чем выше образованность, тем ярче человек осознает свою значимость в обществе. Патриотизм является частью этой позиции. Изучая историю малой Родины или государства в целом, человек воспитывает в себе любовь, уважение и гордость к Отчизне. Воспитанное отношение, уважение к людям значимо в современном обществе. Человек гордится своими корнями, культурным наследием, историческими фактами. Тяжелые и голодные военные годы унесли жизни огромного количества соотечественников. Подвиг героев никогда не будет забыт.

Патриотизм в обществознании

Гражданственность придает силы и уверенность в избираемых целях, которые можно обобщать в методах и достижениях. Благодаря этому качеству человек сохраняет свое достоинство в различных жизненных ситуациях. Российская Федерация завоевала авторитет во многих европейских странах. Поэтому актуально формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма и чувства социального долга.

Гражданин обладает правами и несет обязанности. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин уважает и осознает долг перед ней. Гражданственность является качеством нравственно-политической жизни, важной частью которого выступает патриотизм. Интегрируются человеческие духовные ценности. В стране не царит тоталитаризм, ему на смену пришел демократический режим. Патриотизм и гражданственность — два разных, но связанных между собой понятия, проявляются как социальные характеристики личности и общностей, указывают на качество общественного развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Патриотическое воспитание – основа ф ормирования личности гражданина и патриота

Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, основные направления.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания . Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом . Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.

Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Определим основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Духовно-нравственное направление включает осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко–краеведческое направление основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско–правовое направление - это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально–патриотическое направление предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно–патриотическое направление ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое направление способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое направление предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Педагогические основы патриотического воспитания

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям

Автор: Лемешова Лариса Александровна, воспитатель МБДОУ №147 г. Воронежа

Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.

Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

- значение детства в становлении личности;

- гуманизация целей и принципов педагогической работы;

- охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического);

- возрастной подход в воспитании и обучении;

- формирование начал духовности, нравственности и самосознания личности.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста,

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город Родину ничего не сделать.

Работа, ведущаяся в данном направлении, должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

- воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

- формирование чувства привязанности к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие интереса к народным традициям, обычаям, промыслам;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

- развитие заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

В дошкольном учреждении деятельность, направленную на нравственно-патриотическое воспитание, можно разделить на 4 тематических блока:

Великий День Победы - праздник, который всегда тревожит наши сердца. В этой теме педагог рассказывает детям о великих подвигах солдат. Огромное впечатление у детей остается от экспозиции, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны, от экскурсий по памятным местам. На празднование Великой Победы нужно приглашать ветеранов и участников трудового фронта, детей войны. С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей, разучивают стихи, песни, танцы.

С планированием форм работы с детьми по каждому блоку в соответствии с основными направлениями дошкольного образования вы можете познакомиться самостоятельно в приложении 1 к данному выступлению.

Систему работы с детьми необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ребят расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, богатом культурном прошлом и настоящем, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны.

Отдельные темы целесообразно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того, можно объединять в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью, тем самым обеспечивая интеграцию всех видов детской деятельности.

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляются во время общих праздников, семейных развлечений, выставок. Сотрудничество педагогов и родителей является важнейшим фактором в формировании нравственно-патриотической личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетенции, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации, формированию уверенности и развитию креативности.

Приложение 1

План работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Читайте также: