Что включает в себя музыкально образовательная среда доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового;

самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

информационный , позволяющий развивать интеллект;

социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников, театрализация и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

- совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому мы совместно с воспитателями нашего детского сада поставили перед собой следующие задачи:

сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;

научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;

способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Нами наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др(конкурс шляпок и конфет, праздник Нептуна). Все они дают определенный эффект.

Однако, мы убедились, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ.

Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Весь широчайший спектр оснащения музыкального зала охватить невозможно, коснемся только того оборудования, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Мы живем в южном регионе России, поэтому начиная с мая по ноябрь занятия, развлечения и праздники мы проводим на свежем воздухе. В нашем саду имеется вся необходимая аппаратура для проведения таких мероприятий: синтезатор, радиомикрофоны, микшерный пульт управления, колонка-усилитель, театральные радиомикрофоны.

Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда соответствует федеральным государственным требованиям.

эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:

- совместная с воспитателем музыкальная деятельность — в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей — песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н. Комисарова, Г. В. Кузнецова):


■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,

посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда — си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

развитие. Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, — важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, — постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:

■ восприятие музыки — пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность — пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

Слайд № 2: Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Слайд № 3: Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Слайд № 4: Среда, окружающая ребёнка в учреждении, семье и социуме, может стать средством становления его креативности в том случае, если педагог способен быть организатором. Для этого необходимо знать состав, структуру среды, механизм её воздействия на личность. Учитывая всё это, педагог будет опосредованно руководить процессом музыкального образования ребёнка.

Слайд № 5: Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовый подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме. В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

Слайд № 6: Музыкально-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков.

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности :

• Блок не регламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий.

Музыкально-образовательная среда семьи состоит из :

- совместной с родителями;

- самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.)

Слайд № 7: Музыкально-образовательная среда ДОУ (регламентированной) деятельности организована в музыкальном зале.

Музыкально-предметно-развивающая среда ДОУ (не регламентированной) деятельности организована в группах детского сада. Она организуется по трё м основным блокам: *) восприятие музыки, *) воспроизведение музыки, *) музыкально-творческая деятельность. Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных зон в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

Слайд № 8: Музыкально-образовательная среда должна :

* учитывать возрастные интересы развития ведущей детской деятельности;

* соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу развития;

* содержать как уже известные ребёнку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

* Учёт исходной инициативности ребёнка, его стремление сразу же на деле применять приобретённые знания, как ясные, так и проблематичные;

* Развивающая музыкально-образовательная среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей со взрослыми в этой среде;

* Ребёнок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в их предметной среде.

Разработка и оценка предметно-развивающей среды опирается на ряд критериев: Слайд № 9:

1. Качество содержания развивающей предметной музыкальной среды

• Разработано с учётом деятельностно-возрастного системного подхода,

• Отражает полноту детской музыкальной деятельности,

• Отражает системность в овладении ребёнком музыкальной деятельностью,

• Обеспечивает детям возможности для их музыкально-творческого развития,

• Представление проблемности для решения задач, проблем, возникших по ходу музыкальной деятельности,

• Соотносится с ведущим видом деятельности,

• Динамичность содержания среды.

2. Качество структуры развивающей предметной музыкальной среды :

• Структура мини-центров представлена в виде целостных модулей, имеющих трансформирующиеся детали,

• В мини-центрах представлены все виды детской музыкальной деятельности,

• Структура мини-центра создаёт условия для активного, развивающего характера музыкальной деятельности (пособия, инструменты,

• Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей.

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в среде музыкальной деятельности :

• Красочное оформление миницентров,

• Среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка,

• Пособия добротны, эстетичны, просты,

• Мини-среды оформлены в одном стиле.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях,

Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста

праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.



В зале имеются комплекты кукольных театров, две напольные ширмы, что позволяет разыгрывать музыкальные кукольные спектакли, драматизации, концерты для родителей.


Музыкальный зал оснащен техническими средствами : имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD-плеер, пианино, стереофонический усилитель звука.


Музыкальные инструменты,



музыкально-дидактический материал



хранится в зале, в специально отведённом месте.

Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.


Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.



Организация не регламентированной деятельности требует соблюдения необходимых условий.

В каждой группе создан музыкальный уголок,

1 младшая группа:


2 младшая группа:


Средняя группа :



Подготовительная к школе группа:


где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Слайд № 12: Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда как в детском саду, так и дома. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается ребёнок. Она становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное наполнение повседневной, прежде всего, жизнедеятельности детей. Очень важно, когда родители обеспечивают просмотр детских музыкальных передач, фильмов, собирают детские музыкальные видеотеки и ауди отеки, когда имеется наличие музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, самодельных шумовых инструментов, элементов детских театральных костюмов, атрибутов к детским танцам, играм, иллюстрации к детским песням, иллюстрации композиторов, музыкально-дидактические игры.

Очень важно чтобы музыкальная деятельность детей в семье протекала с участием взрослых. Творческие способностей дошкольника смогут развиваться только при условии, если дома окружающие участвуют в творческом процессе развития ребёнка. Доказано, что способность к творчеству имеет корни в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами.

Слайд 13: Среда социума является местом музыкального просвещения ребёнка. Музыкальный руководитель и воспитатели согласовывают с родителями использование возможностей среды социума в музыкальном образовании детей.

Слайд 14: Особенность социального фактора заключается во встрече детей с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной культуры, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. То же относится и к эмоциональному фактору. Увлечённость профессионалов, с которыми сталкиваются дошкольники, достаточно заразительна, что позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

Вывод: Подводя итог анализа музыкально-образовательной среды ДОУ, семьи и социума можно сделать вывод, что лишь при тесном взаимодействии музыкального руководителя, воспитателей, семьи и социума культуры музыкально-образовательная среда становится мощным средством музыкального образования детей дошкольного возраста.

Слайд 15: Литература.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

2. Э. П. Костина. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников : монография. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 год.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1.

4. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М. : Просвещение, 2006.

5. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М. : Просвещение, 1994.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация музыкального руководителя для воспитателей.

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми – создание развивающей предметно-пространственной среды, которая бы стимулировала активность детей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно–пространственная среда в группе должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При создании развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения соблюдается принцип зонирования. Особое место уделяется музыкальной зоне.

Музыкальный уголок - это центр, помогающий раскрыть ребенку музыкальные способности, погрузиться самостоятельно в мир музыкальных ощущений, а также поэкспериментировать с музыкальными и шумовыми инструментами.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать в музыкальном уголке, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Структура музыкальной предметно-развивающей среды организуется так, чтобы:

- в ней были визуально представлены все виды музыкальной деятельности;

- были созданы условия активного взаимодействия ребенка с любыми пособиями и музыкальными инструментами.

Что нужно представить:

Восприятие музыки – пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания; произведения, используемые в певческой, танцевальной, игровой деятельности, а так же пособия, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей.

Воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;

Музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Оформление музыкальных центров в группах могут иметь сюжетную основу (особенно в группах раннего и младшего дошкольного возраста).

Музыкальная предметно-развивающая среда должна быть доступна глазу, действиям руки, соответствовать росту ребенка. Пособия развивающей среды — эстетичны, привлекательны, просты в обращении, должны вызывать желание действовать с ними.

В музыкальных уголках необходимо иметь шумовые музыкальные инструменты. В ходе взаимодействия с ними у ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, позволяют детям понять, откуда и как берутся звуки.

Оригинальные инструменты дублируются изображениями на картинках (для проведения дидактических игр). Помимо озвученных музыкальных инструментов в музыкальном уголке выставляются и не озвученные – плоскостные балалайки, гармошки, клавиатура.

Большое внимание при организации музыкальной развивающей среды необходимо уделять наличию разнообразных атрибутов, которые изготавливаются по количеству детей в группе. Это — листочки (снежинки, сосульки, цветы – согласно времени года), платочки, ленточки, флажки, шапочки-маски.

Для экспериментирования со звуком также используются озвученные музыкальные игрушки: музыкальные шкатулки, мягкие сюжетные игрушки, музыкальные открытки.

Для закрепления песен, музыкальных произведений для слушания желательны звуковые картинки и фонотека.

Обязательной составляющей предметно-развивающей среды является наличие музыкально-дидактических игр, которые рекомендованы программой и соответствуют возрастным возможностям детей. Игры и пособия, составляющие музыкальные уголки меняются и дополняются в соответствии с планом образовательной работы.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной музыкальной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в музыкальном центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда и образовательная среда в дошкольном учреждении является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Читайте также: