Что включает в себя медицинский контроль за физическим воспитанием в школе

Обновлено: 06.07.2024

Обеспечение врачебно-педагогического контроля в организации физического воспитания в образовательных учреждениях. Мониторинг физического развития и подготовленности учащихся. Выявление тренировочных эффектов с помощью врачебно-педагогического контроля.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.06.2012
Размер файла 36,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Обеспечение врачебно-педагогического контроля в организации физического воспитания в образовательных учреждениях

2. Врачебно-педагогический контроль и его содержание

2.1 Содержание педагогического контроля

2.2 Врачебный контроль и его содержание

Список используемой литературы

Введение

Вопросы, укрепления здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности учащихся на основе принципа гармонического развития личности всегда были и будут главной заботой государства

Научно-технический прогресс не может не изменять характера требований к двигательной подготовленности человека, поэтому выдвигаются новые, современные требования к физическому совершенствованию организма. Чтобы физическое воспитание могло целесообразно выполнять свою функцию, необходимы глубокие знания, о структуре моторики человека начиная уже с ранних этапов его онтогенеза. Тем более что в настоящее время отмечается тенденция к ускорению как физического, так и интеллектуального развития подрастающего поколения на фоне значительного снижения двигательной активности. Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Физическая культура в школе должна содействовать формированию и развитию способностей личности, позволяющих реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания по физической культуре в собственной жизненной практике, что, к сожалению, далеко не в полной мере выполняется существующей системой общего физкультурного образования. Чтобы преодолеть этот недостаток рекомендуется, наряду с решением традиционных задач физического воспитания, больше внимания уделять воспитанию у учащихся ценностных ориентации на роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, на формирование потребностей и мотивов в регулярных занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни.

Цель данной работы: выявить особенности врачебно-педагогического контроля в образовательных учреждениях.

1. Обеспечение врачебно-педагогического контроля в организации физического воспитания в образовательных учреждениях

Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия.

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся должны осуществляться в каждом образовательном учреждении два раза в течение учебного года.

Организация и методическое обеспечение физического воспитания в современных условиях могут эффективно функционировать при обязательном взаимопонимании и сотрудничестве с медицинским работником. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства.

Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебно-педагогического контроля.

Врачебно-педагогический контроль является действенной формой взаимодействия медицинского работника и специалиста, проводящего занятия по физическому воспитанию. Включает комплексную программу наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов.

Условия, необходимые для достижения положительных результатов:

- медицинский работник должен знать основы физического воспитания, владеть методикой исследования функционального состояния занимающихся в спортивном зале или бассейне, тренажерном зале, в зале для занятий лечебной физической культурой;

- специалист по физическому воспитанию при взаимодействии с медицинским работником должен владеть основами знаний в вопросах физиологии физических упражнений, возрастных особенностей растущего организма;

- медицинский работник должен вести и заполнять необходимую документацию, контролировать выполнение рекомендаций прописанным медицинским учреждением для учащихся, перенесших заболевания;

- медицинский работник вместе со специалистом по физическому воспитанию должен осуществлять наблюдение за учащимися в процессе занятий физическими упражнениями и отслеживание адекватной реакции на выполнение физических упражнений по внешним признакам (дисциплина, внимание, эмоциональный подъем, признаки утомления); опрос учащихся о их самочувствии и выявление общего психофизического состояния во время проведения отдельных частей занятия и по его окончании;

- при взаимодействии со специалистом по физическому воспитанию медицинский работник обязан выполнять наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий. Помимо учета температурных режимов и влажности воздуха, необходимо уделять внимание соответствия места занятий, одежды и обуви учащихся, состояние инвентаря и оборудования характеру снежного покрова (при проведении лыжной подготовки);

- медицинский работник должен уметь дать оценку правильности построения занятия или урока физической культуры, должен быть ознакомлен с учебной программой, документацией по физкультурно-спортивной работе. Данная документация должна быть оценена медицинским работником с точки зрения соответствия ее возрастным и половым особенностям, уровню здоровья, уровню физической подготовленности учащихся;

- специалист по физическому воспитанию вместе с медицинским работником осуществляет и врачебно-педагогические наблюдения при подготовке учащихся к различным школьным и внешкольным соревнованиям.

2. Врачебно-педагогический контроль и его содержание

При физических нагрузках происходят изменения в органах и системах организма. Чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма.

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича.- М.: Гардарики, 2000. - С.315.

С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений ив ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки.

Врачебно-педагогический контроль представляет собой систему медицинских и педагогических наблюдений, обеспечивающих эффективное использование средств и методов физического воспитания, укрепления здоровья и совершенствования физического развития.

Содержание врачебно-педагогического контроля: врачебное освидетельствование; врачебно-педагогические наблюдения непосредственно в процессе занятия; санитарно-просветительная работа среди учащихся и их родителей; организация восстановительных мероприятий. врачебный педагогический физический воспитание

Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

2.1 Содержание педагогического контроля

Педагогический контроль - это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях.

Особые гигиенические требования предъявляют к спортивному обо­рудованию физкультурных залов, открытых спортплощадок, школьных стадионов. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на рас­стоянии не менее 25 м от здания учреждений, за полосой зеленых на­саждений. В ее состав должны входить школьный стадион с беговой до­рожкой, комбинированное поле для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину.

Контроль физического воспитания в школе проводит врач. После проведения ежегодных плановых осмотров к октябрю врач составляет поименный список учащихся с уточнением распределения их по меди­цинским группам для занятий физкультурой, передает его директору школы, который издает приказ с указанием медицинской группы по физкультуре для каждого ученика. Динамическое наблюдение за груп-

пами необходимо проводить до окончания учебного года. Выделяют различные медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физической культурой и спортом. Для установления группы по физкультуре обязательно используют показатели физической подго­товленности, определяемые по физическим тестам (проводит учитель физкультуры).

Группы по физкультуре

• Основная группа.К ней относят школьников без отклонений в
физическом развитии, состоянии здоровья или с незначительными
отклонениями, преимущественно функционального характера, но с
достаточной подготовкой. Занятия по школьным программам прово­
дят в полном объеме. Разрешены занятия в одной из спортивных сек­
ций школы или вне ее с участием в соревнованиях но одному из видов
спорта.

• Подготовительная группа.К ней относят школьников с незначи­
тельными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья,
без достаточной физической подготовки. Занятия проводят вместе с ос­
новной группой по школьным программам при условии исключения
некоторых видов физических упражнений. Ограничивают нагрузку в
беге, силовых упражнениях, сокращают число повторных прыжков,
уменьшают длительность подвижных игр и так далее. Контрольные ис­
пытания выполняют с разрешения врача.

• Специальная группа.К ней относят школьников, имеющих значи­
тельные постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья,
которые не мешают выполнению обычной учебной работы в школе, но
служат противопоказанием для занятий физкультурой. Занятия прово­
дят по особой программе или по отдельным видам школьных программ
со сниженными нормативами. Можно проводить занятия индивидуаль­
ной гимнастикой типа лечебной физкультуры.

Школьникам с отклонениями в состоянии здоровья (параличи, па­резы, врожденные пороки развития и пр.), как правило, лечебную физ­культуру назначают в поликлиниках, физкультурных диспансерах или других лечебно-профилактических учреждениях.

Включение школьников в ту или иную группу непостоянно, группа может изменяться при повторном медицинском осмотре в случае вос­становления здоровья. В связи с перенесенными острыми заболевания­ми часть школьников могут быть временно отстранены от занятий по физкультуре. Возрастные нормы начала занятий спортом и сроки нача­ла занятий физкультурой после заболеваний приведены в табл. 7-4 и табл. 7-5.

Таблица 7-4.Возрастные нормы начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки

Таблица 7-5.Сроки освобождения от занятий физкультурой после заболеваний

Заболевание Освобождение от занятий с начала посещения школы, дни
Ангина в зависимости от тяжести 14-28
ОРВИ 7-21
Грипп 14-28
Острый отит 14-28
Бронхит 7-21
Пневмония 30-60
Острые инфекционные заболевания 30-60
Острый нефрит
Инфекционный гепатит 56-360
Аппендицит (после операции) 30-60
Перелом костей конечности 30-90
Сотрясение юловного мозга 60 и более, до 1 года

Уроки физического воспитания целесообразно проводить на 3-4-м ч занятий в школе не менее 3-х раз в нед С 5-го класса устанавливают дифференцированную нагрузку физических упражнений для мальчи­ков и девочек.

Цель урока физического воспитания — достижение определенного уровня нагрузки на организм посредством усложняющихся физических упражнений, постоянной тренировки и закаливания организма

Части урока физвоспитания

• Вводная — организационная и психологическая подготовка к за­
нятию (5-7 мин)

• Подготовительная — общая физическая подготовка (12—15 мин).

• Основная — тема урока (20-25 мин )

• Заключительная — приведение организма к исходному состоянию
(3-5 мин)

Для оценки урока физкультуры необходимо знать рекомендуемую моторную плотность урока, которая должна составлять 60—80%, и фи­зиологическую кривую частоты пульса. Она должна постепенно повы­шаться к основной части занятия и быть одногорбой во время обычно­го занятия или двугорбой во время проведения подвижных игр. Часто­та пульса должна увеличиваться во время вводной части на 15-20%, во время основной — на 50-60%, во время заключительной на 5-10% от исходного значения, а через 2-3 мин после окончания занятия вернуть­ся к исходному уровню.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Трудовое воспитание в школе необходимо для формирования лич­ности учащегося и призвано обеспечить становление его здоровья. В его основу положен принцип постепенного увеличения физических нагру­зок и усложнения трудовых операций.

На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру за­дания. Общая продолжительность работы на уроке не должна превы­шать для учащихся 1-2-х классов 20-25 мин, для учащихся 3-4-х клас­сов — 30-35 мин. Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся первого классов не более 5 мин, 2-3-го класса — 5-7 минут, 4-го класса — 10 мин, а при ра­боте с деревом и проволокой — не более 4-5 мин. Длительность практи­ческой работы на уроках труда для учащихся 5-7-х классов не должна превышать 65% времени занятий Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для учащихся 5-х классов должна составлять не более 10 мин, 6-х — 12 мин, 7-х — 16 мин.

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.

6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7. проводить работу по профилактике травматизма;

8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5. проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.

Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.

Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.

Физическое воспитание – это организованный процесс комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды) на человека.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания и оздоровления ребенка.

Значение физического воспитания для ребенка огромно:

- повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;

- стимуляция роста и развития детей;

- коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Гигиенические принципы организации физического воспитания:

1) наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;

2) систематичность занятий, их комплексность;

3) использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;

4) создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает в себя:

- обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);

- сдачу различных нормативов;

- малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены.

Во внешкольное время основными средствами физвоспитания являются:

- динамические паузы во время выполнения домашних заданий;

- спортивные игры на свежем воздухе во время прогулок;

- занятия в спортивных секциях и клубах.

Организация и содержание физического воспитания школьников регламентируется учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной спортивной работе, программой занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.

Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет школьный врач. Для контроля за состоянием здоровья и развитием школьников ежегодно (при отклонении в состоянии здоровья 4 – 6 раз в год) проводится медицинский осмотр всех школьников. Медицинский осмотр предусматривает определение динамики здоровья за определенный период времени; учет влияния физкультуры на рост и развитие школьников; перед началом учебного года – установление медицинских групп физического воспитания (не путать с группами здоровья !). При определении групп физического воспитания учитываются следующие показатели:

1) состояние здоровья;

2) уровень физического развития;

3) функциональная готовность организма;

4) уровень физической подготовленности.

Распределение школьников на группы для участия в

учебных и внеучебных занятий физической культурой и спортом.

Группа Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная 1.Занятия по школьным программам в полном объеме. 2.Сдача нормативов. 3.Занятия в одной из спортивных секций в школе или вне школы. Участие в соревнованиях по одному из видов спорта. Школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой.
Подготовительная 1.Занятия по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений. 2.Сдача контрольных испытаний и норм с особого разрешения врача. Школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная 1.Занятия по особой программе со сниженными нормативами. 2.Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры. Школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физкультурой.

Особое внимание при осмотре уделяют первоклассникам и за часто болеющими детьми. Все данные вносят в индивидуальную карту школьника.




В течение учебного года проводятся дополнительные осмотры – после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника в соревнованиях. После осмотра врач должен ознакомить учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников.

В функции врача школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после острых травм и заболеваний. Примерные сроки допуска при некоторых заболеваниях представлены в таблице.

Физическое воспитание – это организованный процесс комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды) на человека.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания и оздоровления ребенка.

Значение физического воспитания для ребенка огромно:

- повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;

- стимуляция роста и развития детей;

- коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Гигиенические принципы организации физического воспитания:

1) наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;

2) систематичность занятий, их комплексность;

3) использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;

4) создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает в себя:

- обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);

- сдачу различных нормативов;

- малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены.

Во внешкольное время основными средствами физвоспитания являются:

- динамические паузы во время выполнения домашних заданий;

- спортивные игры на свежем воздухе во время прогулок;

- занятия в спортивных секциях и клубах.

Организация и содержание физического воспитания школьников регламентируется учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной спортивной работе, программой занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.

Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет школьный врач. Для контроля за состоянием здоровья и развитием школьников ежегодно (при отклонении в состоянии здоровья 4 – 6 раз в год) проводится медицинский осмотр всех школьников. Медицинский осмотр предусматривает определение динамики здоровья за определенный период времени; учет влияния физкультуры на рост и развитие школьников; перед началом учебного года – установление медицинских групп физического воспитания (не путать с группами здоровья !). При определении групп физического воспитания учитываются следующие показатели:

1) состояние здоровья;

2) уровень физического развития;

3) функциональная готовность организма;

4) уровень физической подготовленности.

Распределение школьников на группы для участия в

учебных и внеучебных занятий физической культурой и спортом.

Группа Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная 1.Занятия по школьным программам в полном объеме. 2.Сдача нормативов. 3.Занятия в одной из спортивных секций в школе или вне школы. Участие в соревнованиях по одному из видов спорта. Школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой.
Подготовительная 1.Занятия по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений. 2.Сдача контрольных испытаний и норм с особого разрешения врача. Школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная 1.Занятия по особой программе со сниженными нормативами. 2.Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры. Школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физкультурой.

Особое внимание при осмотре уделяют первоклассникам и за часто болеющими детьми. Все данные вносят в индивидуальную карту школьника.

В течение учебного года проводятся дополнительные осмотры – после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника в соревнованиях. После осмотра врач должен ознакомить учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников.

В функции врача школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после острых травм и заболеваний. Примерные сроки допуска при некоторых заболеваниях представлены в таблице.

Читайте также: