Что входит в домоводство в школе
Обновлено: 05.07.2024
Если бы я сейчас вернулась преподавать в школу, то выбрала бы домоводство. Потому что в пространстве одного лишь предмета можно изучать почти всё. На каждом этапе домашнего хозяйства объяснять материал, давать задания, и всё это — для пользы дела, а не ради оценки или какого-то умозрительного будущего успеха. Попробую это доказать.
Вот, например, обычное утро. Ребёнку, допустим, лет 9-11.
Пошли на кухню, варим кашу. Физика – три закона термодинамики, свойства теплопередачи, почему одни кастрюли годятся для каши, а другие нет, что такое индукционная плита, свойства разных материалов. Химия/биология — свойства разных веществ набирать влагу, разбухать, впитывать. Почему солим в начале/в конце готовки. Какие продукты совместимы и почему. Пищеварение у млекопитающих. Диабет, инсулин, метаболизм. Психология — нарушения пищевого поведения, пищевое насилие, привычки, импринтинг. История и география — происхождение злаков, национальная кухня разных народов, Холокост, почему бабушка варила кашу с изюмом, что такое кутья и цимес. Математика — рассчитать пропорцию, засечь время. Иностранные языки – перевести надпись на пакете, выяснить, один и тот же продукт имеется в виду под разными торговыми марками или разные.
Достаточно? Это всего лишь 40 минут прошло. Один урок фактически.
Не за партой, а руками, носом, языком. Включены все каналы восприятия
Ребёнок рядом, всё происходит в ситуации полного покоя, расслабления и удовольствия. Чудесное утро, никто никуда не спешит. Это те самые золотые моменты радости и любви, которые потом будут вспоминаться. Особенно ценны и важны они в подростковом возрасте, когда ребёнку кажется, что он абсолютный неудачник, полное ничтожество, слабак и лузер.
Если это не самый лучший тренинг всех будущих рабочих задач, то готова съесть свой фартук.
9 необычных предметов, которые хотели видеть в школьной программе в 2017 году
- Работа в команде. Вообще мало кто умеет, а поводов учиться нет.
- Быть лидером и объяснять непонятное. Пусть урок ведёт тот, чей рецепт сегодня готовим, потому что он знает, как оно должно выглядеть и быть на вкус.
- Толерантность и дружба между народами. Не знаю, как у вас, а у нас в районной школе — полный интернационал, со всех континентов люди учатся. Когда, например, Зелимхан учит весь класс готовить свой любимый , а остальные его слушают, это очень сближает. Да на одной разнице между долмой-толмой-далмой можно всю историю Великого переселения народов выучить.
- Навык ведения проекта от и до. Идея — план — распределение обязанностей — ресурсы — тайминг — получение результата — обратная связь. В отличие от разнообразных кулинарных шоу, никакого соревнования, только сотрудничество и дзен.
Подскажите, кому и в какое министерство надо написать, чтобы в школы вернули уроки домоводства во всём его разнообразии
Иллюстрации: Shutterstock (Dlinnychulok, Mironova Iuliia, Nataliia Pavliuk)
Программа предназначена для работы с воспитанниками центра в возрасте от 12 до 18 лет и рассчитана на 1учебный год.
Принципами построения программы являются:
- систематичность и последовательность;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- прививать навыки трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитывать желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношение к домашнему труду;
- развивать индивидуальные качества: ловкость, внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалку, воображение, фантазию;
- воспитывать интерес к национальным традициям.
Этапы реализации программы:
1. Диагностический этап.
Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности воспитанников, знания и умения полученных ранее.
2. Стартово-мотивационный этап.
Предполагает пробное включение воспитанников в данную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с подростками.
3. Содержательно-деятельностный этап.
Обеспечивает возможности для самореализации воспитанников. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области домоводства.
4. Рефлексивный этап.
Обеспечивает возможность самооценки и анализа проделанной работы посредством защиты собственных реализованных в процессе обучения проектов.
воспитать ответственность и нравственное поведения в области экономических отношений в семье, формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи .
Развивающие
развить жизненные компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.
Воспитательные
воспитать аккуратность и бережливость при приготовлении пищи, ремонте одежды, уборке помещения и при расходовании бюджетных средств семьи;
воспитать организационно-волевые качества при пошиве одежды и изучении других разделов программы;
воспитать ориентационные качества: самооценку выполненной работы, интерес к занятиям в коллективе при прохождении раздела по кулинарии и другие разделы.
4) Сроки реализации программы
5)Исполнители программы
Инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна
6) Ожидаемые конечные результаты программы
В результате освоения программы будут сформированы:
представления:
о правилах поведения в мастерской, на кухне и технике безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;
2 . откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи
3. о способах ухода за одеждой: ежедневной, верхней, белой и обувью и т.д.;
4. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи;
5. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола;
6. о правилах создания интерьера, уюта в доме и уход за жилищем;
7. о правилах и способах ведения семейной экономики.
1. ухаживать за одеждой и обувью;
2. готовить пищу;
3. применять правила этикета в быту, сервировать стол;
4. создавать интерьер и уют в доме, а также ухаживать и содержать дом в порядке;
5. рассчитывать свои доходы и расходы, вести достойно семейный бюджет.
7) Организация контроля реализации
Анкетирование, диагностика, наблюдение, устный опрос,
Пояснительная записка
Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Цель: формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников; знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи: Образовательные
формировать эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни;
учить выполнять бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений; с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке столов и уборке помещений;
воспитать ответственность и нравственное поведения в области экономических отношений в семье, формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи .
Развивающие
развить жизненные компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.
Воспитательные
воспитать аккуратность и бережливость при приготовлении пищи, ремонте одежды, уборке помещения и при расходовании бюджетных средств семьи;
воспитать организационно-волевые качества при пошиве одежды и изучении других разделов программы;
воспитать ориентационные качества: самооценку выполненной работы, интерес к занятиям в коллективе при прохождении раздела по кулинарии и другие разделы.
Актуальность данной программы очевидна, так как она способствует подготовке воспитанников Центра к самостоятельной жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, формирует у детей навыки финансовой грамотности и ведения семейного бюджета.
Программа реализуется в рамках социально педагогической направленности, адаптация воспитанников к жизни в обществе.
Новизна программы заключается в том, что она адаптирует особенности
преподавания домоводства к реалиям жизни в Центре, учитывает особенности развития детей-сирот, необходимость получения навыков самообслуживания и умения грамотного ведения домашнего хозяйства для воспитанников таких учреждений. Программа поможет детям изучить финансовую грамотность. Реализация данной программы способна побороть страх у детей Центра перед будущим, учит преодолевать трудности самостоятельной жизни, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошим, грамотным, аккуратным хозяином или хозяйкой. Программа направлена на освоение и применение техник и технологий ХХ I века: в разделах кулинарии, уборке дома, ремонте и уходу за одеждой.
Целесообразность программы заключается в том, что она, при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач по воспитанию и подготовке полноценной, творчески развитой личности, способной создать благополучную семью и обеспечить правильное ведение домашнего хозяйства.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 68 часа, один год обучения, возраст воспитанников составляет от 15 до 16 лет.
Группа 1 года обучения из расчета 2 часа в неделю, 34 - недель.
На изучение курса отводится 68 часов.
Формы работы: групповые, коллективные, индивидуальные. Групповая форма занятий предполагает обучение педагогом группы воспитанников. Коллективная форма необходима в ситуациях взаимного обучения. Индивидуальная форма занятий необходима в том случае, если имеется педагогическая запущенность воспитанника, его отставание в изучении тем или при поступлении нового ребенка в Центр.
Режим и продолжительность занятий.
Занятия с воспитанниками проводятся в определенные дни недели, согласованные с расписанием кружковой работы. Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература. В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством часов на освоение той или иной темы.
Реформы в школьном образовании частенько вызывают негодование у родителей и не без причины. Новые сложные предметы, якобы для развития всесторонней личности, заменяют старые добрые предметы. А зарплата учителей настолько мала, что не многие остаются верны своему бравому делу и попросту не хотят объяснять по несколько раз одно и то же.
© Depositphotos
Уроки труда в школе
Урок труда в современной школе всё еще напоминает советское время. Кажется, что эта женщина преподает здесь с открытия школы много лет и нового ничего не расскажет. А детям не просто неинтересно, им это может не пригодиться совсем. Сошьют девочки себе юбки в 10 классе, а дальше что? Все 15 человек пойдут в институт кройки и шитья?
© Depositphotos
Вязать и шить они научатся, если захотят, сами. А как же уроки, которые пригодятся в жизни? Они вообще существуют? Конечно, математика, физика, русский язык и история — необходимы каждому из нас, но из всего выученного в школе за 11 лет, мы извлекаем максимум 10% пользы. Остальная информация для будущих и совсем не многих профессоров.
© Depositphotos
Всё, что новое, не всегда лучше старого. Например, деловодство — предмет, в котором сочетается сразу несколько других предметов. Физика: почему горячую кастрюлю нужно брать сухой прихваткой, почему вода выкипает. Химия: зачем разная посуда для приготовления еды, какие процессы возникают при выпекании кексов, почему сода шипит в уксусе, а в воде нет.
© Depositphotos
История: как и когда появилось это блюдо, почему оно так называется, какая это кухня. Труд: как правильно готовить, какие ингредиенты необходимы, сколько времени готовить. Математика: например, рассчитать пропорции ингредиентов, чтобы получилось в 2 раза меньше порций, сколько грамм в одном килограмме и так далее.
© Depositphotos
Мы даже не задумываемся, что в простом приготовлении еды могут сочетаться все эти предметы, но запомнит ребенок именно их. Всё дело в том, что ребенок не сидит за партой 45 минут и не слушает длинный монолог о сложных уравнениях и пугающих формулах, он сразу переходит к практике. А во время практики можно и теории немного рассказать, это очень хороший способ донести до ребенка действительно необходимые знания.
© Depositphotos
На уроке домоводства нет необходимости раздельно учить девочек и мальчиков: и тем, и другим будет чему научиться. Поделки в школе на уроках труда смогут научиться делать и девочки, и мальчики. В современном мире нет места стереотипам, может, если мальчики научатся зашивать носки, то будут чуточку самостоятельнее. А девочкам будет интереснее проводить время с папой.
На уроках домоводства дети учатся работать в команде, помогать друг другу. Это существенно развивает навыки общения, взаимопомощи, взаимопонимания, уважения.
© Depositphotos
Когда ребенок видит, прикасается, слышит, находится в движении, его мозг легче воспринимает информацию, как и мозг взрослого человека, но в юном возрасте это особенно важно. Да и домашнее задание будет интереснее делать, так как детям интересно будет узнать что-то новое. Дети наконец-то будут общаться на равных и перестанут мыслить стереотипами о гендерном неравенстве.
Поделись с друзьями в соцсетях мыслями о современном школьном образовании, расскажи в комментариях, что ты думаешь на этот счет.
Описание насыщенности методической литературы и оснащения кабинета домоводства.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Горнобалыклейская СШ
Директор Павлова Л. Н.
КАБИНЕТА ДОМОВОДСТВА
Заведующая кабинетом: учитель технологии Дергачева Ю. В.
1. Содержание
Назначение кабинета
2.Материально-техническая база
2.1Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС общего образования по технологии.
2.2Опись имущества и документации кабинета технологии
2.3Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета технологии
График влажной уборки и проветривания
План развития кабинета:
План сохранности кабинета
Содержание работы кабинета
Анализ работы кабинета в 2015/2016 учебном году
4.4 План работы кабинета на 2016-2017 учебный год
4.5 Перспективный план развития кабинета на 2016-20120
5.Режим работы кабинета:
5.1 Расписание уроков:
6.Перечень перевязочных средств и медикаментов в аптечке
7. Учебно-методическая литература
7.1 Литература для учащихся
7.2 Методические пособия
Цифровые образовательные ресурсы
8. Наглядные пособия
Методические папки по разделам
Правила техники безопасности при работе в кабинете технологии
9.1Инструкции по ТБ
Правила внутреннего распорядка в кабинете
Обязанности дежурных в кабинете обслуживающего труда
1. Назначение кабинета
Основное назначение кабинета технологии: обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.
Создание современных условий для организации процесса обучения предметам естественно цикла в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Вести работу по становлению профессионально-нравственной личности
Использовать на занятиях программы и идеи учителей- новаторов и своих коллег, достижения науки и искусства
Продолжить воспитание творческой активности учеников, используя выставочно - экскурсионную работу, посещение выставок, проведение бесед художественно-эстетического направления
Развивать у учащихся инициативность, способствовать формированию самостоятельности, ответственности за выполняемую работу
Привлекать учащихся к творческой деятельности в области искусства
Развивать интерес к изучению народного искусства
Последовательно усложнять изучаемые виды художественного творчества
Вводить на занятиях использование компьютерных технологий
Сочетать систематический контроль за выполнением учебных заданий с педагогически целесообразной помощью им
Кабинет Технологии должен отвечать следующим требованиям:
представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам;
быть оснащенным необходимой оборудованием, отвечающим современным требованиям;
быть постоянно готовым для проведения уроков, занятий и внеклассной работы;
Направление работы кабинета
Основные направления работы кабинета: учебная деятельность, научно-методическая деятельность, информационно-методическая деятельность, административно-хозяйственная деятельность, организационная деятельность.
В процессе освоения Учебной программы необходим дифференцируемый подход к каждому занимающемуся с учетом уровня его подготовки и степени усвоения учебной программы. С этой целью необходима ежегодная коррекция учебных программ с учетом подготовленности отдельных групп и каждого занимающегося.
Факультативные занятия с учащимися проводятся в кабинете технологии во внеурочное время с 15.00 до 16.00 в соответствии с утвержденными директором планами работы кружков.
Дополнительные занятия в кабинете технологии проводятся учителями технологии во внеурочное время, исходя из их личных графиков работы.
Организационная работа
Установить график дежурства в кабинете
Установить сроки проведения генеральных уборок, следить за своевременным ремонтом мебели
Определить время работы консультаций
Создать актив кабинета
Совершенствование методической деятельности учителя:
Для обеспечения соответствия методической деятельности учителя современным требованиям необходимо методическую подготовку связать с личностно ориентированным обучением на различных этапах непрерывного образования и обеспечить ее преемственность.
Обеспечение непрерывного становления учителя как субъекта собственного развития:
- личностно ориентированное обучение на всех этапах непрерывного образования и нацеленность учителя на его реализацию в педагогическом процессе;
- обеспечение посредством содержания и организации работы с ним формирования методической компетентности и открытой познавательной позиции учителя, овладения учителем техникой ведения диалога с учащимися.
Изменение содержания методической подготовки учителя в условиях непрерывного образования.
Пополнение методической и дидактической базы для совершенствования педагогического мастерства.
Проведение опытно-экспериментальной работы, которая предусматривает наличие программы исследования; авторской или скорректированной в соответствии с темой исследования учебной программы; программ спецкурсов, пакетов диагностических материалов и методик проведения мониторинга; фиксации результатов достижений учащихся, полученных в процессе формирующего эксперимента.
Представление ежегодного отчета об индивидуальной методической работе.
Активное участие в педагогических советах (доклады, отчеты, выступления, предложения и т.д.).
Проведение открытых уроков для учителей школы и города с демонстрацией инновационных технологий.
Составление рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.
Внеклассная работа.
а) расширение и углубление знаний, приобретаемых на уроках;
б) получение новых знаний на внеклассных занятиях.
Главными направлениями внеклассной работы по технологии являются:
развитие исследовательской деятельности учащихся;
закрепление и развитие знаний исторических сведений ;
развитие технического мышления;
выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
развитие творческих способностей;
Работа с одаренными детьми:
организация и руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся;
проведение олимпиад по технологии;
подготовка к районным, городским, областным олимпиадам;
подготовка презентаций, рефератов.
подготовка творческих проектных работ.
Основное содержание деятельности
кабинета технологии:
совершенствование форм и методов преподавания технологии,
освоение и введение в программу преподавания технологии новых педагогических технологий,
организация работы по накоплению и систематизации дидактического материала,
применение информационных технологий на уроках технологии,
организация работы по созданию мультимедийных проектов.
К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры, тестирующие системы и другие. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.
Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках технологии.
1)их непосредственное применение в учебном процессе;
2)применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся вне школьных занятий;
3)применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Использование одного из направлений даст гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
При выполнении домашнего задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов по технологии, школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами. Обучающиеся используют мультимедийные пособия по технологии, выполняют работы исследовательского и творческого характера.
2. Материально-техническая база
Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом: Дергачева Юлия Викторовна
Год создания мастерской: 1960
Классы, для которых оборудован кабинет – 5-11
Площадь кабинета: 38,6 кв. м.
Число посадочных мест: 15
Нахождение кабинета: 1й этаж, левое крыло
Система отопления: водяное.
Режим работы: односменный.
Освещенность: люминесцентные лампы.
Цвет мебели: светлый орех
Напольное покрытие: дерево, ленолиум, цвет- коричневый
Количество окон: 2
Стены: побелены водоэмульсионной голубой краской.оклеены обоями бежевого цвета.
Потолок: голубой, побелен водоэмульсионной краской.
Кабинет разделён на зоны: кулинария и мастерская.
Воздушный объем – 170 м 3 , высота 3.50 м.
Один вход с коридора.
На окнах висит тюль.
Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 22оС.
Относительная влажность воздуха 31%.
В кабинете имеется 15 рабочих мест ученика и 1 рабочее место учителя.
Расстановка швейных машин – односторонняя.
2.1. ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА И ДОКУМЕНТАЦИИ КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ
Материально-техническое обеспечение кабинета
7.1ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основания и цели разработки требований.
Настоящие требования к оснащению образовательного процесса разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по технологии. Они представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по технологии. Требования включают перечни инструментов и оборудования для выполнения практических работ, демонстрационного оборудования, книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, моделей, натуральных объектов, развивающих игр и игрушек. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из соответственного задачам комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Новизна разработанных требований.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Принципиальное значение для реализации требований образовательного стандарта по технологии является обеспеченность мастерских инструментами, оборудованием и расходными материалами.
При составлении требований к оснащению образовательного процесса учитывался ряд особенностей функционирования школьных мастерских. Технические характеристики применяемого оборудования должны соответствовать психофизиологическим возможностям школьников 5-8 классов, учебное оборудование должны быть компактным, чтобы не перегружать объем помещения мастерской и при этом состав учебного оборудования должен обеспечивать возможность выполнения всех основных технологических операций, предусмотренных примерными учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда.
Требования к оснащению кабинетов по растениеводству и животноводству могут быть дополнены оборудованием на базе кабинетов биологии и химии, а перечень учебного оборудования для электротехнических работ может быть дополнен оборудованием кабинета физики.
Включенные в требования контрольно-измерительные приборы и инструменты позволяют осуществлять контроль качества изготовленных изделий, а наличие коллекций натуральных образцов - выполнять разнообразные лабораторно-практические работы.
Каждая учебная мастерская должна быть обеспечена необходимой методической и справочной литературой, техническими средствами обучения, обеспечивающими возможность просмотра слайдов, видеофильмов, компакт-дисков по изучаемым разделам технологии.
Реализация принципа вариативности.
Содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.
Большая роль в обучении технологии отводится самостоятельной работе учащихся. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу учащихся. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию призваны выполнить большое количество дидактических раздаточных материалов, экранно-звуковые средства обучения, ролевые и деловые игры.
В требования включены полифункционалъные средства обучения, обеспечивающие межпредметные связи и связи между разделами технологии: динамические модели, таблицы, плакаты, транспаранты, которые могут стать для школьников объектами проектирования.
В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэтому желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Современный период характеризуется активным обновлением материально-технической базы технологического образования школьников. Появляются новые виды ручных инструментов для обработки различных материалов, начинает использоваться ручной электроинструмент, на занятиях находят применение малогабаритные настольные многофункциональные станки. В этой связи многие позиции требований сформулированы в обобщенном виде, чтобы дать возможность учебным заведениям использовать уже существующее материально-техническое обеспечение и, в то же время пополнять свою базу новым оборудованием и методическими разработками.
Расчет количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество единиц учебного оборудования для мастерских по обработке металла, древесины, ткани и пищевых продуктов рассчитывалось из условия деления класса из 30 учащихся на две равные группы по 15 человек. При большей средней наполняемости классов в общеобразовательном учреждении в объем комплектации необходимо вносить соответствующие коррективы. Подгруппы при этом должны иметь численность не более 15 человек.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
К – для каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);
М – для мастерской (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
Ф– для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);
П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);
Характеристика учебных помещений
Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Читайте также:
- Какие эксперименты проводил галилей исследуя механическое движение тел кратко
- Какие принципы базарова не выдерживают спора с жизнью кратко
- Как определить возраст дерева не спиливая его кратко
- Государство как субъект управления общественными процессами кратко
- Какие возможности существуют у человечества для того чтобы решить проблему локальных войн кратко