Что вам известно о происхождении растений и животных кратко биология

Обновлено: 05.07.2024

1.27. Основные этапы эволюции растительного и животного мира

Эволюция растений

Основные условия и этапы эволюции растении:

  • в протерозойской эре широко распространены одноклеточные аэробные организмы (цианобактерии и зеленые водоросли);
  • образование почвенного субстрата на суше в конце силурийского периода;
  • возникновение многоклеточности, которая делает возможным специализацию клеток в пределах одного организма;
  • освоение суши псилофитами;
  • от псилофитов в девонском периоде возникла целая группа наземных растений — мхов, плаунов, хвощей, папоротников, размножающихся спорами;
  • от семенных папоротников в девоне произошли голосеменные растения. Возникшие необходимые для семенного размножения структуры (например, пыльцевая трубка) освободили половой процесс у растений от зависимости от водной среды. Эволюция шла по пути сокращения гаплоидного гаметофита и преобладания диплоидного спорофита;
  • каменноугольный период палеозойской эры отличается большим разнообразием наземной растительности. Распространились древовидные папоротникообразные, образовавшие каменноугольные леса;
  • в пермский период древние голосеменные стали господствующей группой растений. В связи с появлением засушливого климата исчезают гигантские папоротники, древовидные плауны;
  • в меловом периоде начинается расцвет покрытосеменных, продолжающийся до сего дня.

Основные особенности эволюции растительного мира:

  1. переход к преобладанию диплоидного поколения над гаплоидным;
  2. развитие женского заростка на материнском растении;
  3. переход от сперматозоидов к впрыскиванию мужского ядра через пыльцевую трубку;
  4. расчленение тела растений на органы, развитие проводящей сосудистой системы, опорных и защитных тканей;
  5. совершенствование органов размножения и перекрестного опыления у цветковых в связи с эволюцией насекомых;
  6. развитие семени для защиты эмбриона от неблагоприятных влияний внешней среды;
  7. возникновение разнообразных способов распространения семян и плодов.

Эволюция животных

Самые древние следы животных относятся к докембрию (свыше 800 млн лет). Предполагается, что они произошли либо от общего ствола эукариот, либо от одноклеточных водорослей, подтверждением чего является существование эвглены зеленой и вольвокса, способных как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию.

В кембрийском и ордовикском периодах преобладают губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты, появляются моллюски.

В ордовике появляются бесчелюстные рыбоподобные организмы, а в силуре — рыбы, обладавшие челюстями. От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных. Из этой группы рыб возникли амфибии и затем другие классы позвоночных.

Наиболее древние амфибии — жившие в девоне ихтиостеги. Расцвет амфибий произошел в карбоне.

От амфибий ведут свое начало рептилии, завоевавшие сушу в пермском периоде, благодаря появлению механизма засасывания воздуха в легкие, отказу от кожного дыхания, появления покрывающих тело роговых чешуй и оболочек яиц, защищающих эмбрионы от высыхания и других воздействий среды. Среди рептилий предположительно выделилась группа динозавров, давшая начало птицам.

Первые млекопитающие появились в триасовом периоде мезозойской эры. Основные прогрессивные биологические особенности млекопитающих — вскармливание детенышей молоком, теплокровность, развитая кора головного мозга.

Особенности эволюции животного мира:

  1. прогрессивное развитие многоклеточности и, как следствие, специализации тканей и всех систем органов;
  2. свободноподвижный образ жизни, который определил выработку различных механизмов поведения, а также относительную независимость онтогенеза от колебаний факторов внешней среды. Развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма;
  3. возникновение твердого скелета: наружного у ряда беспозвоночных — иглокожих, членистоногих; внутреннего у позвоночных. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что он не ограничивает увеличение размеров тела.

Прогрессивное развитие нервной системы стало основой для возникновения системы условных рефлексов и совершенствования поведения.

Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.

Первые самые простые существа, или живые белки, которые образовались на земле, ещё нельзя было отнести ни к растениям, ни к животным. Эти живые белки возникали из более простых неживых белков, и за их же счёт возобновляли своё тело, то есть питались органической пищей. Тогда органические белковые вещества были той материальной средой, которая одновременно и рождала и питала новые самые простые организмы.

Гораздо позднее произошло разделение всего живого мира на два главных потока — растений и животных. Но всё-таки это разделение началось чрезвычайно давно, ещё в доклеточном периоде развития жизни на земле. Появление зелёных растений имело для всего нашего земного мира совершенно исключительное и огромное значение.

Сколько раз каждый из нас с удовольствием смотрел на наши зелёные леса, луга, поля и вдыхал их свежий живительный воздух. Отчего происходит их зелёный цвет и нужна ли растениям для чего-нибудь их зелень? Зелёный цвет растений происходит оттого, что они содержат в себе особое зелёное вещество — хлорофилл. Это слово в переводе с греческого языка означает листовая зелень.

Известно, как растения тянутся к свету и подставляют солнечным лучам свои зелёные листья. Подумайте, как велика вся та зелёная поверхность растительности, которая облучается солнцем на наших полях, лугах и лесах. Один из величайших наших учёных К. А. Тимирязев приводит такой расчёт. Если на одном гектаре посева люцерны вычислить, какова общая поверхность её зелёных листьев, облучаемых солнцем, то получится цифра в восемьдесят пять гектаров.

А войдите в тенистый лиственный лес. И вверху, и в середине, и внизу вы найдёте бесчисленное множество зелёных листьев, которые подставляются солнцу. Живая природа растений как будто решает здесь задачу захватить возможно больше солнечных лучей.

Наш советский учёный академик В. И. Вернадский делает замечательный подсчёт, какую общую площадь на суше и в воде занимают части растений с зелёным веществом — хлорофиллом при наиболее полном своём развитии, например, когда деревья несут всё богатство своих зелёных листьев и все другие растения достигают своего полного развития. Оказалось, что при таких условиях общая площадь всех зелёных частей растений больше поверхности всего земного шара в сто — пятьсот раз! Вот как гигантски велика общая поверхность зелёных растений, воспринимающая солнечный свет.

И не напрасно растения обращают такую гигантскую свою поверхность к солнцу. Растения при помощи зелёного вещества — хлорофилла — поглощают определённые лучи солнца и используют их для того, чтобы вырабатывать в своём теле из углекислого газа и воды ценные питательные вещества — сахар и крахмал. Подумайте только — углекислый газ и вода! Это сравнительно простые минеральные вещества, а зелёные растения обладают замечательной способностью превращать их в сахар, крахмал. Пусть человек, который уносит с огорода тяжёлый мешок клубней картофеля, переполненных крахмалом, подумает о том, что этот крахмал, столь драгоценный источник его питания, образовался первоначально в зелёных листьях картофельного растения из углекислого газа и воды при помощи солнечных лучей и хлорофилла. Вообще, в отличие от животных, зелёные растения могут приготовлять в своём теле всю нужную для них органическую пищу за счёт углекислого газа, воды и некоторых минеральных солей.

Образование сахара и крахмала — это только первая ступень в приготовлении упомянутой органической пищи. Но растения могут образовывать в своём теле также жиры или жирные масла, белки, витамины. Кроме того, в теле растений образуется ещё множество других органических веществ, которые служат для построения их тела, для их химической защиты и для многого другого. Вспомните, например, сколько в стволе большого столетнего дуба или сосны накопляется древесины.

Но что же происходит с теми солнечными лучами, которые зелёные растения поглощают в таком изобилии и используют для приготовления себе органической пищи?

Эти солнечные лучи в растениях не пропадают. Они только переходят в скрытое состояние и накапливаются в тех продуктах, которые при их помощи образовались в зелёных растениях.

Все хорошо знают, что если поесть хлеба, то от него прибавляется сила. Если лошади предстоит тяжёлая работа или дальняя поездка, то лошадь надо раньше хорошо накормить и притом не сеном, а овсом, потому что овёс даст ей больше силы, чем сено.

Откуда произошла эта скрытая сила в хлебе и овсе? Она произошла от соответствующих растений — пшеницы, ржи, овса. А растения восприняли эту силу от солнечного света через свои зелёные листья и много накопили её в своих зёрнах.

Теперь представьте себе на минуту всё огромное богатство и разнообразие явлений жизни на земле.

Вот росток пшеницы пробивается из земли на свет. Маленькая, невидимая глазу инфузория плывёт в воде, двигая своими многочисленными ресничками. Огромный кит бурно уходит в глубину океана, спасаясь от китоловов. Кузнец бьёт тяжёлым молотом по раскалённому железу. Школьники в классе решают арифметическую задачу. Учёный в своей лаборатории обдумывает новый трудный опыт. Все эти и другие бесконечные и разнообразные явления жизни возможны только благодаря затрате энергии, которую живой мир получает от солнца через зелёные растения.

Ведь все животные и человек прямо или косвенно, через растительноядных животных, получают свою органическую пищу от зелёных растений, а вместе с ней и всю энергию для своей жизни. А эта энергия происходит от солнца. Вспомните, на реках и водопадах построены гигантские электростанции, которые водяную энергию переводят, трансформируют в электрическую для промышленных и бытовых целей.

Весь зелёный растительный мир земли можно образно назвать грандиозной силовой станцией, которая энергию солнца переводит и накапливает в скрытом состоянии и обеспечивает этой энергией все явления жизни на земле. Но этого мало. Чтобы получать тепло, свет, электричество, двигать машины для своих бытовых и промышленных целей, человек пользуется различными видами топлива. К топливу относятся дрова, торф, каменный уголь, нефть. Но дрова, торф, каменный уголь произошли от зелёных растений и содержат в себе скрытую энергию, которую эти растения получили и накопили от солнца. Нефть тоже образовалась от живых существ. Следовательно, скрытая энергия нефти и её продуктов, например, бензина, также произошла от солнца через зелёные растения. Можно образно сказать, что в различных видах топлива на нас работает солнечный свет, поглощённый когда-то зелёными растениями. Этот свет двигает наши паровозы, наши самолёты и другие наши машины, он согревает нас, светит нам в электрических лампочках и так далее.

Из предыдущего видно, какое громадное значение имеют зелёные растения, доставляя солнечную энергию для всего живого мира и хозяйства человека.

Передовые люди науки и техники давно догадывались об этом огромном значении зелёных растений.

Ещё более ста пятидесяти лет назад, в 1781 году, ботаник Сенебье писал:

Но только наш выдающийся русский учёный К. А. Тимирязев подвёл научную основу под эти догадки и выяснил указанное громадное широкое или космическое значение зелёных растений.

Когда вы сейчас думаете о растительном мире, то вам, наверное, представляется или поле с тяжёлыми колосьями пшеницы, или могучий хвойный и лиственный лес, или луг, ярко разубранный красивыми цветами, и тому подобные картины с богато развитой растительностью.

Но совсем не такими были самые древние простейшие растения с зелёным веществом — хлорофиллом, которые первыми из растений образовались на земле. О более древних растениях мы можем до известной степени судить по их пережиткам, которые сохранились до нашего времени. Они, вероятно, несколько изменились с того чрезвычайно далёкого своего прошлого и несут в себе наряду с новыми признаками и отпечаток очень большой древности.


Рис. 10. Простейшие растения — сине-зеленые водоросли (в виде шариков и нитей)

Какие же признаки и свойства сине-зелёных водорослей заставляют нас причислять их к остаткам очень древних растений?

1. Тело сине-зелёных водорослей состоит из шариков или ниточек, которые видны только в микроскоп. Шарики состоят из одной клетки а ниточки представляют собой целые цепочки клеток. Но это ещё не настоящие клетки. В них ещё нет клеточных ядер. И потому сине-зелёные водоросли надо относить к доклеточному периоду развития жизни на земле.

2. Сине-зелёные водоросли могут приспособляться к жизни в горячих источниках. Например, наш советский ботаник Еленкин приводит виды сине-зелёных водорослей для таких горячих ключей на Камчатке, которые имели температуру в 44–50 градусов, 55–60 градусов, 60–71 градус и даже 75,7 градуса. Способность сине-зелёных водорослей приспосабливаться к жизни в горячих ключах сохранилась, вероятно, от очень древнего времени, когда земная поверхность была гораздо богаче горячими водами.

3. После извержений вулканов, когда лава и другие продукты извержения остывают, на них в числе первых растений поселяются сине-зелёные водоросли.

В Японии на вулканических породах встречаются целые пласты, состоящие из сине-зелёных водорослей, которые занимают площадь до тысячи квадратных метров и достигают толщины в 60 сантиметров.

Студенистую массу этих пластов население употребляет даже в пищу.

Сине-зелёные водоросли — замечательные растения. Они называются водорослями, а между тем они распространены и на суше и даже в пустынях.

В глинистых пустынях ранней весной, когда поверхность земли ещё влажная, на ней часто виден сплошной лёгкий зеленоватый налёт. Под микроскопом обнаруживается, что этот налёт состоит из тончайших нитей сине-зелёных водорослей. Весной эти нити деятельны и могут даже выползать из своих слизистых футляров. Но вот наступает большая летняя жара и засуха, свойственная пустыням. Поверхность земли сильно нагревается. Нити сине-зелёных водорослей очень высыхают, но, несмотря на свою нежность, они остаются живыми до поздней осени, когда поверхность почвы снова увлажняется. Некоторые виды сине-зелёных водорослей своими нитями образуют слизистые сгустки — плёнки или корочки, заметные на глаз. В наших пустынях встречаются такие сгустки в виде земляного волоса.

Да, да, земляной волос. На поверхности земли вы видите похожие на волос чёрные, заметные на глаз нити, иногда запутанные клубком. В сухую жаркую погоду они ломкие. Но стоит их слегка смочить водой — и они становятся мягкими, оживают, зеленеют. В Китае земляной волос употребляется в пищу.

Земляной волос тоже относится к сине-зелёным водорослям. Удивительна способность этих простейших растений, как будто таких нежных, существовать в пустынях на открытой солнцу поверхности земли и выносить здесь сильнейшую жару и засуху.

Понятно, что растительный мир на земле должен был пройти очень долгий и большой путь развития от таких простейших растений, как невидимые глазу шарики и ниточки сине-зелёных водорослей, и до таких сложных растительных организмов, как, например, дуб.

По мере того как на земле развивались зелёные растения, от них в живой мир всё больше вливалось законсервированной энергии солнца, что помогало живому миру достигнуть своего огромного богатства, разнообразия и сложности.

Среди одноклеточных живых существ уже ясно видно их разделение на растения и животных. Это разделение произошло на основе особенностей питания.

Именно, как уже было упомянуто, зелёные растения сами для себя приготовляют всю необходимую им органическую пищу при помощи солнечного света из минеральных веществ окружающей природы — углекислого газа, воды и некоторых солей.

Животные же такой способностью не обладают и должны получать готовую органическую пищу, которая прямо или косвенно происходит от растений.

Но интересно, что среди одноклеточных живых существ есть такие, которые могут питаться и как растения, и как животные и образуют промежуточное звено между теми и другими (рис. 11).


Рис. 11. Эвглена, одноклеточное существо, которое является и растением, и животным

К таким существам принадлежат эвглены. Тело у эвглен состоит из одной клетки, которая имеет орган движения — жгутик, при помощи которого она плавает в воде. В теле у эвглен есть зелёное вещество — хлорофилл. Этим эвглены сходны с зелёными растениями и могут при помощи хлорофилла задерживать лучи солнца и приготовлять себе органическую пищу из углекислого газа и воды. Но эвглен можно воспитывать также и в темноте. Тогда в них хлорофилла не образуется, и они требуют для своего питания готовой органической пищи. Иногда в природе встречаются эвглены, которые совсем не содержат в себе зелёного вещества — хлорофилла и, следовательно, должны питаться, как животные. Это и многие другие явления доказывают, что растительный и животный мир произошли чрезвычайно давно, ещё в одноклеточный период развития жизни на земле, из одного общего начала.

Но потом растения и животные очень далеко разошлись в своём дальнейшем развитии. Однако есть много таких явлений, которые свидетельствуют о том, что растения и животные имели в своей далёкой древности общее происхождение.

Каждому известен зелёный цвет растительности, который происходит от зелёного вещества — хлорофилла.

А кровь, которую сердце неустанно гонит по нашему телу, имеет красный цвет от особого красного вещества — гемоглобина. И зелёный хлорофилл и красный гемоглобин имеют своё различное, но чрезвычайно важное значение, для жизни. Хлорофилл встречается у растений, а гемоглобин у животных и человека. И вот наука выяснила, что оба эти сложные химические вещества по своему составу родственны между собой и имеют общее древнее происхождение.

Но хотя растительный и животный мир в своём развитии далеко разошлись друг от друга, между ними всё время сохраняются глубокие неразрывные взаимные связи. Животный мир не может существовать и развиваться на земле без растительного и растительный мир без животного. Зелёные растения доставляют животным готовую органическую пищу и кислород для дыхания. Животные в своём теле перерабатывают и разрушают эту пищу и отбросы жизнедеятельности животных используются для питания зелёных растений.

Все знают, какое огромное значение имеет навоз и другие отбросы животных для увеличения урожая растений. А углекислый газ от дыхания животных служит минеральной пищей для растений.

Но мир растений и животных не могли бы поддерживать свой взаимный обмен веществ и даже остановились бы в своём развитии на земле, если бы не было ещё третьего мира в живой природе — мира чрезвычайно мелких живых существ — микробов и в особенности бактерий.

Вот что пишет об этих существах наш русский учёный В. Л. Омелянский.

Итак, в живой природе существуют три мира — мир растений, мир животных и мир микробов. Эти три мира находятся между собой в постоянном деятельном обмене веществ и тесно взаимно связаны в своём существовании и развитии.

А над этими мирами высоко поднялся человек.

Только изучая при помощи науки законы происхождения, развития и всей жизни этих трёх миров, человек может наилучшим образом управлять ими для своих высоких хозяйственных и культурных целей.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ История органического мира с появлением человека приняла новые формы. Это воздействие человека на развитие органического мира выражается прежде всего в создании домашних животных и культурных растений.Первым

3.4. Отличия растений от животных

3.4. Отличия растений от животных Как считают большинство биологов, различия между растениями и животными можно разделить на три группы: 1) по структуре клеток и их способности к росту; 2) способу питания; 3) способности к движению. Отнесение к одному из царств проводится не

1. Дарвинизм — общее учение о развитии живой природы и действенное орудие ее переделки

1. Дарвинизм — общее учение о развитии живой природы и действенное орудие ее переделки Великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин (1809–1882) был одним из тех мужественных людей науки, которые «умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препятствия,

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ОХРАНА РАСТЕНИЙ 1. Палеонтология – это наука, изучающая:A. Строение растительных организмовБ. Геологическое строение ЗемлиB. Условия средыГ. Вымершие организмы и смену их во времени2. Первые живые организмы появились:A.

2.6. Место человека в системе живой природы

6.2. Система живой природы

6.2. Система живой природы Систематика – это важнейший раздел биологии, без которого все остальные разделы оставались бы лишь описательными дисциплинами. Знания о строении, функциях и развитии живых организмов имеют прогностическую ценность только тогда, когда они

Положение вирусов в системе живой природы

Глава 7. Место человека в системе живой природы

Глава 7. Место человека в системе живой природы Положение человека в системе живой природы отражает его долгий путь эволюции. Это положение мы начнем рассматривать с характеристики класса млекопитающих, к которому принадлежит

8.3.3. Пространственная структура популяций растений и животных

8.3.3. Пространственная структура популяций растений и животных Типы распределения особей в пространстве. Занимаемое популяцией пространство предоставляет ей средства к жизни. Каждая территория может прокормить лишь определенное число особей. Естественно, что полнота

Четыре царства живой природы

Четыре царства живой природы Картина преобразования растениями земного шара требует некоторых уточнений.Дело в том, что настоящие растения включились в процесс фотосинтеза довольно поздно: лишь два миллиарда лет назад (это меньше половины всей истории Земли). До них

Глава 1 Происхождение людей и покорение природы

Глава 1 Происхождение людей и покорение природы Летом 1992 года археолог Тим Уайт обнаружил ископаемые останки, навсегда изменившие его жизнь. Наткнувшись на них, он поначалу даже не понял, что именно он видит; невозможно было разобрать, один это скелет или несколько. Это

Растения и животные произошли от одного примитивного предка в ходе длительной эволюции. Случилось это несколько миллиардов лет назад. Растениям, в отличие от животных, свойственно наличие хлорофилла, придающего им зеленую окраску. Благодаря хлорофиллу растения, по способу питания, являются автотрофными, то есть способными питаться неорганическими веществами и за счет энергии солнца создавать из них нужную им органику (белки, углеводы, сахар, крахмал и прочее). Происхождение растений и их развитие шло по пути постоянного увеличения уровней сложности от простейших одноклеточных организмов до современных цветковых растений.

Сине-зеленые водоросли или цианобактерии являются одними из первых и самых примитивных обитателей нашей планеты, отмеченных еще 3.5 млрд. лет назад. 3.3 млрд. лет назад появляются нитчатые формы. Сообщество цианобактерий способно создавать строматолиты — минеральные структуры, хорошо известные из докембрия и образующиеся и сегодня в определенных условиях (Австралия).

Появившиеся несколько позже (3 млрд. лет назад) водоросли были представлены уже и многоклеточными формами. С этого же возраста известны геологические следы процесса фотосинтеза. 1.25 млрд. лет известны красные водоросли, уже сходные с современными формами. 1.2 млрд. лет назад появляются зеленые водоросли, которые широко распространены в биотах венда и кембрия. Произошли от зеленых жгутиковых организмов. В венде отмечены отпечатки бурых водорослей. В силуре возникают высокоорганизованные формы водорослей. 1200 млн. лет назад водоросли уже распространились по суше, обитая во влажных местах. Однако возникновение развитых наземных форм не могло произойти до тех пор, пока озоновый слой не достиг достаточной мощности, чтобы защитить наземных обитателей от ультрафиолетового излучения.

От водорослей хлорофитов, а возможно от бурых, независимо от высших растений, произошли мхи, которые еще не имели сосудов, но уже заселяли сушу. Их остатки найдены в карбоне, но понятно, что группа развилась намного раньше, будучи среди первых наземных растений. Споры, похожие на споры печеночных мхов, найдены в ордовике (Llanvirn). Однако дальнейшего развития эта группа не получила. Существует также версия происхождения мхов от риниофитов.

Следующим этапом в эволюции растений стало возникновение трахеофитов — сосудистых растений (450 млн. лет назад), которые сначала размножались спорами (споры известны с позднего ордовика), а затем и семенами. Первые наземные растения, очевидно, появились в форме крошечных растений, напоминающих печеночные мхи, в среднем ордовике. Они еще не имели сосудистых тканей, что строго ограничивало их размеры и жестко привязывало к влажным наземным условиям. С ордовика до конца девона существовали первые наземные растения — риниофиты. Они имели кутикулу, защищающие их от высыхания, ползучее корневище и вертикальные дихотомические стебли не более 20 см высотой, но настоящих листьев еще не было. С позднего силура они широко распространились по полузатопленным берегам мелководных лагун и рек.

В позднем силуре от псилофитовых форм происходят плауны, которые в карбоне достигают своего максимального развития. Их представители, лепидодендроны и сигиллярии были уже высокими деревьями до 30–40 м. Росли, в основном, в болотистых районах. Ветвление было еще дихотомическим, а листья имели шиловидную форму. Все ранние растения еще были споровыми.

Девонский период стал временем развития основных групп растений. В начале или середине девона из тримерофитовых развиваются членистостебельные растения — хвощи. Они расселялись уже по берегам озер и рек, в том числе и на песчаных почвах. Их расцвет также пришелся на каменноугольный период, когда возникли уже настоящие леса. В начале мезозойской эры стали угасать и еще до начала палеогена остался только один существующий сейчас род.

В позднем девоне произошли папоротникообразные растения, широко распространившиеся в мезозойскую эру, когда существовали крупные древовидные формы, сейчас уже вымершие. Многие современные семейства появились в меловом периоде. Оледенения вытеснили их в южные широты.

Со среднего девона по ранний карбон существовали праголосемянные растения, имевшие кустистые или древовидные формы, но размножавшиеся еще при помощи спор. В перми растения расселились по внутриматериковым и горным районам.

В позднем девоне от праголосемянных возникают голосеменные растения. Первыми их них произошли семенные папоротники, существовавшие с девона до юрского периода. Позже появились кордаиты (ранний карбон), саговники (пермь), гинкговые (пермь) и хвойные (поздний карбон). В мезозойскую эру они господствовали в растительном покрове на всей Земле.

На границе юры и мела появляются покрытосеменные или цветковые растения, которые в наше время являются самыми многочисленными. Сначала развилась группа двудольных, которая уже в раннем мелу дала начало однодольным растениям, являющимся, в основном, травянистыми. Вот так происходило происхождение растений.

Считается, что животные произошли от жгутиковых одноклеточных, а их ближайшие известные живые родственники — хоанофлагеллаты, воротничковые жгутиконосцы, морфологически сходные с хоаноцитами некоторых губок. Молекулярные исследования определили место животных в надгруппе Opisthokonta, куда также включают хоанофлагеллат, грибы и небольшое количество паразитических протист. Название Opisthokonta обозначает заднее расположение жгутика в подвижной клетке, как у большинства сперматозоидов животных, в то время как другие эукариоты, как правило, имеют передний жгутик.

Первые ископаемые остатки животных относятся к концу докембрия (около 610 миллионов лет назад) и известны как эдиакарская или вендская фауна. Их, однако, сложно соотнести с более поздними ископаемыми. Они могут быть предками современных ветвей животных, независимыми группами или не животными вовсе. Большинство известных типов животных более или менее одновременно появились в кембрийском периоде, около 542 миллионов лет назад. Это событие — кембрийский взрыв — было вызвано либо быстрой дивергенцией групп, либо таким изменением условий, которое сделало возможным окаменение. Однако некоторые палеонтологи и геологи предполагают, что животные появились значительно раньше, чем считалось ранее, возможно, даже 1 миллиард лет назад — в начале тония. На это указывает сокращение разнообразия строматолитов примерно в это время. Кроме того, из тонийских отложений известны отпечатки и норы, которые свидетельствуют о наличии крупных (около 5 мм в ширину) трёхслойных червей, сложных, как земляные черви.

Презентация на тему: " Развитие эволюционного учения. Ответьте на вопросы перед параграфом 52 Что вам известно о происхождении растений и животных? Как вы понимаете, что такое." — Транскрипт:

1 Развитие эволюционного учения

2 Ответьте на вопросы перед параграфом 52 Что вам известно о происхождении растений и животных? Как вы понимаете, что такое эволюция?

3 Составьте кластер эволюция

4 Учебные вопросы Развитие взглядов на эволюцию в додарвиновский период Эволюционная теория Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции.

5 Эволюция - Это непрерывное направленное развитие живого мира, сопровождающееся изменением строения, позволяющее им более эффективно приспосабливаться к условиям окружающей среды

8 18 век Карл Линней – основоположник систематики

9 Классификация К. Линнея МИНЕРАЛЫ ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ

10 Классификация животных по К.Линнею

11 Современная биологическая систематика

12 18 – 19 века Первая попытка разработки теории эволюции Развитие по Ламарку Работа с учебником Заполните таблицу

13 Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка плюсы минусы

15 Развитие анатомии Жорж Кювье – французский ученый Исследование строения органов позвоночных животных Все органы взаимосвязаны. В строении части можно найти отражение строения всего организма

16 Развитие эмбриологии Русский естествоиспытатель Карл Максимович Бэр Закон зародышевого сходства

18 Изучение геологического прошлого Земли Чарлз Лайель – английский ученый Показал влияние природных факторов (горообразование, вулканизм, оледенения и др.) на изменения земной поверхности, и, следовательно, изменения органического мира

19 19 в. Создание эволюционной теории

20 Происхождение пород и сортов

22 Основные движущие силы эволюции причина Материал для отбора Направляющий фактор

23 Составьте кластер эволюция

24 Домашнее задание Параграф 52 вопросы после параграфа Используя учебник выпишите основные положения теории Ч.Дарвина

25 Источники информации Учебник А.А.Каменского, Е.А.Крикскунова., разработанного под руководством Пасечника В.В. «Общая биология класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, Учебное электронное издание Уроки биологии КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ класс Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Москва 2004.

Читайте также: