Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт 4 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.

Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса

С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.

Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.

Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.

2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с физической и политической картами.

На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.

3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.

Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.

При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.

4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.

Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.

Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.

Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.

На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.

5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса

Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.

Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.

Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.

6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.

Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.

Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.

7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Рассказ о географических картах для 4 класса

Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.

Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.

В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.

Обсудим!

Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.

Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.

Проверь себя

1. Что изучает география?

География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.

Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.

Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.

4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.

Карты бывают физические и политические.

Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: география, географ.

  • География – наука о земной поверхности
  • Географ – учёный, занимающийся географией

Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса

Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.

Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.

Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.

Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.

Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.

  • Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.
  • Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.
  • Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.
  • Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.
  • Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.

Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.

Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.

Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.

Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.

Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.

Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.

Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.

Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.

Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.

Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.

Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.

Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.

Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.

На следующем уроке

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

  • Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас.
  • Прошлое – это то, что уже случилось.
  • Будущее – это то, что только произойдёт.

Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.



Географическая карта, в отличие от глобуса, лишь рисунок, план нашей земли, изображение планеты Земля на плоскости. Карты бывают разные:


История создания глобуса и географических карт

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями, кликнув по кнопочкам соц.сетей. Так и мне вы скажите "спасибо"!

Подпишитесь на новые статьи блога и получите все самое интересное!

Комментарии 4 комментария

Сколько всего про глобус интересного) А вот стихи и загадки очень пригодятся, детям самое то!

С их помощью можно весело и легко рассказывать детям)))

Очень познавательная статья. А я раньше как-то и не задумывался об истории появления глобуса. Теперь буду знать.

► Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Ответ


Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

Обсудим!

Один географ написал такие слова: "Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли". Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Ответ


Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

Проверь себя

1. Что изучает география?

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

4. Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Человечество на протяжении многих тысячелетий пыталось представить, как выглядит Земля. Для наглядности люди создавали разнообразные макеты, к коим смело можно отнести и глобус. Так когда же он появился?

Многие полагают, что люди вплоть до Средних веков считали, что ходят по плоской планете. Однако это заблуждение. Еще в далекие Античные времена прогрессивные умы смело выдвигали теорию, что Земля – это шар. Так, например, считал великий ученый Пифагор. Следовательно, можно сделать вывод – глобус появился несколько тысяч лет назад. Точнее две тысячи лет назад. Изобретение глобуса приписывают некоему жителю города Пергам (территория современной Турции) по имени Кратес. Об этом упоминают ряд античных историков. К сожалению, данная модель Земли не дожила до наших дней.

На сегодняшний день самый старый глобус является ровесником великого открытия Колумба. Он был создан Бехаймом, географом из немецкого Нюрнберга в 1492 году. По истине это символично, что этот глобус и открытие Америки относятся к одному году. Хотя, стоит отметить, что обе Америки на данной модели отсутствуют. Глобус Бехайма имеет средние размеры. Его диаметр чуть более полуметра.

Постепенно глобусы стали распространяться по Европе и получили определенную популярность. Англичане даже придумали карманные глобусы, величиной с биллиардный шар. Характерной особенностью английских карманных глобусов было то, что они одновременно являлись и моделью Земного шара и купола звездного неба, изображение которого было нанесено на их внутреннюю часть.

Глобусы украшали кабинеты не только ученых и путешественников того времени, но также монархов и аристократов. Такие модели обычно имели большой размер и дорогую инкрустацию из драгоценных камней и металлов.

Был глобус и у Петра Великого. Он получил его в дар от герцога Шлезвиг-Голштейнского в 1713 году, во время своего Германского турне. Глобус имел огромные размеры, более трех метров в диаметре, и походил конструкцией на английские карманные. Другими словами, на его внутренней части было изображено звездное небо. Авторство приписывают Адаму Олеарию. Глобус долгое время находился в Кунсткамере, но, к несчастью сгорел в пожаре. Новый глобус заказали знаменитому, в то время изобретателю Нартову А.К. Он разработал проект, а изготовили глобус Скотт Б. со своим подмастерьем Титюриным. Работа над грандиозным макетом длилась целых семь лет. Глобус поражал своими размерами. Внутри размещалась скамья для наблюдения за небесными светилами, на которую могли поместиться до двенадцати человек. Географические данные на глобусе периодически обновлялись.

Но, все же это была копия немецкого глобуса. А первый чисто русский создал дьяк из Пскова – Максимов Карп. Было это в начале девятнадцатого века. Глобус был сравнительно небольшой.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов мечтал о широком распространении глобусов по России, что повысило бы, по его мнению, уровень образования населения.

Постепенно стали появляться глобусы с изображением не только Земли, а также Луны и звездного неба. Сейчас невозможно представить школу или высшее учебное заведение без глобуса, который прочно вошел в жизнь всего человечества.

Читайте также: