Что такое затеси кратко

Обновлено: 05.07.2024

В толковом словаре Ожегова и в Орфографическом словаре русского языка слов "затесь" или "затеси" нет. Есть глагол "затёсывать", который означает "обтёсывая, сделать острее с конца". Например, затесать колышек.
Видимо, слово "затеси" использовал писатель типа Василия Белова или Солженицына, которые любили применять местные или устаревшие словечки. Может быть, затеси - несколько коротких рассказов, зарисовок, набросков, заметок на память.

Метка, оставляемая на дереве приблизительно на уровне груди человека - стёсывается топором часть коры до древесины. Вот что это.

Книга Астафьев Виктор. Затеси

(отрывок)
Меня часто спрашивают на встречах и в письмах: что такое затеси? Откуда
такое название? Чтобы избежать объяснений, первому изданию "Затесей"
("Советский писатель", 1972 г. ) я дал подзаголовок "Короткие рассказы". Но
это неточно. Рассказов, как таковых, в той книге было мало, остальные
миниатюры не "тянули" на рассказ, они были вне жанра, не скованные
устоявшимися формами литературы.

Метка, оставляемая на дереве приблизительно на уровне груди человека - стёсывается топором часть коры до древесины.

зарубка — зарубина, засечка, затес(ь); знак, пометка, отметина, рубец, помета, зарубинка, насечка, заметина, затесь, метина, заметка, риска, отметка, мета, надрез, метка Словарь русских синонимов. зарубка см. метка Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

засечка — затес, затесь, радиозасечка, зарубина, рана, зарубка Словарь русских синонимов. засечка сущ. • зарубка • зарубина • затес Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

ЗАТЕСЫВАТЬ — ЗАТЕСЫВАТЬ, затесать что, начинать тесать; | притесывать клином, к одному концу уже, тоньше; | зарубать или делать на деревьях затеси, зарубы, метки, приметы. ся, быть затесываему. | Втесаться топором за черту; | залезать, забираться, продираться … Толковый словарь Даля

ЛЫСИНА — жен. лысое место, плешь, плешина, голсана, голь, гладь, облезлое место, голое пятно среди волос, шерсти; белое долгое пятно в шерсти на лбу животных, особ. лошадей и коров (кругленькая: звездочка), также на голове птицы, напр. голубя; ·стар.… … Толковый словарь Даля

зарубина — сущ. • зарубка • засечка • затес Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. зарубина сущ., кол во синонимов: 6 • заруб … Словарь синонимов

затеса́ть — тешу, тешешь; прич. страд. прош. затёсанный, сан, а, о; сов., перех. (несов. затесывать). 1. Стесав топором часть поверхности (бруса, бревна и т. д.), сделать тоньше, уже, а также заострить конец при помощи топора. Затесать кол. 2. Сделать затес … Малый академический словарь

затесь сущ., кол-во синонимов: 9 • залась (3) • заруба (7) • зарубина (6) • зарубка (25) • засечка (11) • заскобина (3) • затес (9) • затеска (7) • знаменье (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: залась, заруба, зарубина, зарубка, засечка, заскобина, затес, затеска, знаменье

На ночь причаливаю к берегу, ловлю вершей рыбу, делаю топором затеси на деревьях. Арамилев, В лесах Урала.

Два дня спустя охотнику показалось, что место это приподнялось. Он отметил его затесями на деревьях и заметками на кустах. Лидин, Большая река.


1) Орфографическая запись слова: затесь
2) Ударение в слове: з`атесь
3) Деление слова на слоги (перенос слова): затесь
4) Фонетическая транскрипция слова затесь : [з`ат'ис']
5) Характеристика всех звуков:
з [з] - согласный, твердый, звонкий, парный
а [`а] - гласный, ударный
т [т'] - согласный, мягкий, глухой, парный
е [и] - гласный, безударный
с [с'] - согласный, мягкий, глухой, парный
ь [] 6 букв, 4 звук

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

E:\HWScan00112.BMP

Исследование социально-исторических и нравственных проблем в области гуманитарных дисциплин

учителя Лазаревой В.А,

заслуженного учителя РФ

Что побудило меня обратиться к данной теме? Причин много. Мне кажется, что В.П.Астафьев занимает в литературе особое место. Его книги подкупают искренностью, жизненностью событий, какой-то философской глубиной в сочетании с удивительной простотой.

- Затесь сама по себе вещь древняя. Это стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете. Часто так получалась тропа, затем дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город.

- Какой отвратительный звук у работающего сердца, - решил Астафьев.

-Нет, он прекрасен у работающего без перебоев сердца, - возразил доктор.

Так и в жизни, хочет сказать Астафьев: вовремя приголубь, помоги, отогрей слабого, глядишь, и человек расцветет.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\рябинка.jpg

- Тогда встал я на колени и попросил прощения – трава вновь появилась.

Есть в книге Астафьева и совсем короткие зарисовки, но необыкновенно большие по заложенным в них мыслям.

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры облетевшей калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная обнаженная земля под горою. Зачем так скоро?

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\лист.jpg

Скоро зима? Скоро опадет лист? Или же за этим стоит еще что-то не природное, а вневременное? Действительно, природа, подобно человеку, растет и умирает, грустит и радуется.

Мне кажется, что предложения этой миниатюры можно было бы расположить как строку в строфе, получилась бы песнь в честь осени, эпическое произведение стало бы лирическим, ибо здесь каждое предложение – целая поющая картина. Завораживает яркость образов, многоцветность, своеобразное восприятие жизни лирическим героем, астафьевский язык.

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка. Провал. Забытьё.

Фразы как будто рубленые.

Предел боли? Терпения? Человеческих сил? Каждый понимает по-своему эти тревожные, рвущиеся строчки. Человеку так не по себе, что он не может говорить большими предложениями.

Две очень маленькие зарисовки, два разных состояния души: в первой- ликование, во второй-отчаяние, то есть так, как и бывает в жизни.

Ночью впереди теплохода, на голубой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом. И было в этой напряженной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь загадки бытия.

Олицетворения, метафоры, сравнения в сочетании с образностью, эмоциональностью помогают выразить художественную мысль автора, способствуют углублению смысловой нагрузки фразы.

Таким образом, жизненный эпизод становится иллюстрацией закона бытия, то есть важно не само событие, а то, что оно позволяет понять вечно изменяющуюся жизнь. Вот, кажется, нашел ответ на мучивший вопрос, а через минуту видишь, что нет. И это бесконечно.

В.Астафьева давно заботила мысль о тонких связях человека и природы. Душу природы он чувствует хорошо и в выражении любви к ней поэтичен.

Природа у В.Астафьева живет богатой внутренней жизнью. Она вся в вечном движении, в развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчется, грустит и радуется.

Об этом его рассказы “Свеча над Енисеем”, “Диво- дивное”,”Сойки не стало”. Писатель многие растения знает в лицо растение знает в лицо.

Так, на давно не кошенном лугу он видит 17 растений, и каждое ему близко, знакомо. Диво- дивное!

А вот на голой скале стоит зеленая березка- вся светится. Хочется, чтобы одинокое дерево не сдалось холодному дыханию осени, и он произносит: “Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым желтым огоньком…”

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\березовый лист.jpg

В этом же тексте есть удивительное философское размышление о человеке и одиноком листе, живущем среди зеленых братьев. Он, лист, выстоявший в жару и непогоду, говорит об утверждении всего доброго, полезного, и уже лирическому герою кажется, что это он живой лист, слетевший с маленькой зеленой планеты, это он выжил, вопреки многим тяжким обстоятельствам, и сломить его нельзя.

А вот мира-то земле не хватает, ибо человек его постоянно нарушает, считает В.Астафьев.

Подрубили, обнажили Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами спятнали. Карьером изуродовали. Целые районы с готовой землей заброшены, нарастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесем.

Сколько приниженных горьких глаголов: подрубили, обнажили, стиснули, спутали, спятнали – а результат – изуродовали. Вот и Человек с большой буквы!

Видимо, В.Астафьев, когда писал эти строки, думал о затопленной родной деревне на Белом озере, о торчащем из воды каменном храме. Миниатюра звучит предостерегающе. Потерять связь с вечным, подрубить природные корни, разрушить общение с красотой - это трагедия для человека, но он, к сожалению, часто этого не понимает.

Как предостерегающе звучат слова писателя, напоминая, что отношение человека к природе – показатель духовности общества.

Лирический герой понял страдания матери:

-Ничего, мать, все перемелется. Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает. Незлопамятные мы.

Вот в этом гуманизме весь В.Астафьев.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\циферблад.jpg

-Вот пока эти часы будут ходить, и я буду жить.

Это звучит как Реквием.

Итак, мы увидели, что В.Астафьев не стесняет себя жанровыми рамками, он словно ведёт разговор с читателем. В радиусе его наблюдений разные жизненные ситуации, портреты близких людей.

На первый взгляд кажется, что ,,короткие рассказы”, отличающиеся необыкновенным разнообразием заглавий, не связаны между собой. Действительно, их можно публиковать в отдельности (как часто и делают), но это единая книга, миниатюры которой пронизаны лирическими размышлениями – зарубками.

Иногда кажется, что мысли и наблюдения В.Астафьева не имеют законченного характера, они рождаются как бы на наших глазах, но от этого живого присутствия автора миниатюры выигрывают и приобретают дополнительный смысл, указывая дорогу к вечным ценностям: честности, совести, трудолюбию, бережному отношению к природе.

1) Астафьев В.П. Собрание сочинений в 4х томах, Т.4, М.1981

2) Астафьев В.П. Затеси. Роман – газета. 2002, №5

3) Ланщиков В.Л. Виктор Астафьев. М.1992

4)Чаллмаев В.А. Исповедальное слово В.Астафьева. Журнал, ,,Литература в школе”, 2005г. , №4

Читайте также: