Что такое замощенная площадь участка детского сада

Обновлено: 05.07.2024

При озеленении дошкольных учреждений формируют функциональные зоны для развития дошкольников, где им прививают первые социальные навыки групповой игры, общения, дружбы. На гармоничное развитие малышей, кроме общеобразовательных программ и занятий, влияет среда, в которой они растут. Многофункциональность, эстетичность, безопасность уличной территории ДОУ обеспечат специалисты ландшафтного дизайна.

Ландшафтный подрядчик изучает рельеф территории (наличие люков, канав, ям, арматуры), создает план, указывает количество зон, учитывает существующие посадки. Профессионально выполненное озеленение территории детского сада благоприятствует безопасному отдыху и развитию детей.

Цель озеленения ДОУ — оптимизировать территорию детского сада для гармоничного развития детей, обеспечить безопасность игр на природе. Чтобы образовательный процесс способствовал интеллектуальному, эстетическому, физическому развитию малышей, территория дошкольного учреждения благоустраивается в соответствии с их потребностями.

  1. Согласно санитарным нормам, выделяют 7−9 м2 (в зависимости от возраста) пространства на одного ребёнка, которое в совокупности не должно превышать 15% территории участка. В беседках, террасах, под навесом — 1.5 м2 / ребёнка.
  2. Допускается озеленение 30%-50% площади детского сада.
  3. Внешний периметр участка детского сада засаживается деревьями или кустарниками полосой в 4−5 м.
  4. Зелёные ограждения допустимы высотой не менее 1.6 -1.8 метров. Деревья высаживают от сооружений на расстоянии 5 м или больше, 2 м — от коммуникаций, 10 м — от дорожек.
  5. Участок должен быть ровным, без уклонов, возвышенностей, иметь дренажную систему, отливы для воды.
  6. Чистота уличной территории детского сада должна соответствовать санитарным нормам.
  7. Спортивные зоны размещаются в светлых просторных местах с хорошим обзором.
  8. В жарком климате допустимо размещать бассейны, тентовые разборные конструкции.

Нормативные документы по обеспечению безопасности детей, предотвращению травматизма, несчастных случаев на детских площадках содержат перечень обязательных предписаний:

  • Избегать острых кромок, углов в оборудовании, снаряжении, интерьере площадок;
  • Отверстия в конструкциях должны быть достаточно широкими, без зажимов и углов, чтобы исключить застревание головы, рук, ног или одежды ребёнка;
  • Габариты конструкций должны соответствовать возрастной группе дошкольников (диаметр поручней, высота ступеней, лавок, столов, качелей);
  • Сооружения, расположенные на высоте более метра над землёй, оборудовать противоскользящим резиновым покрытием, перилами, поручнями, чтобы исключить падения;
  • Обеспечивать устойчивость, простоту, доступность к объектам для взрослых и детей;
  • Покрывать поверхность площадки в местах возможного падения (лестницы, качели, горки) смягчающим материалом с противоударными свойствами — песок, газон, настил из дерева, пластиковый, вспененный или прорезиненный материал на основе бетона или искусственная трава. Покровные материалы должны соответствовать требованиям стандартов покрытий в детских дошкольных учреждениях;
  • Не использовать неисправные конструкции (с торчащими деталями, гвоздями, острыми кромками), своевременно ремонтировать, красить, заменять детали на объектах;
  • Запрещено применять токсичные, пожароопасные, малоизученные материалы, вредные для здоровья ребенка и окружающей среды, материалы, вызывающие термический ожог при контакте с кожей;
  • Обеспечивать безопасность пространства для бега, детских игр на свежем воздухе;
  • В местах отдыха не должно быть сквозняков.

Территорию детского сада делят на зоны для отдыха, игр и спортивных занятий согласно задачам учреждения. Объекты на участках должны быть красочными и привлекательными для малышей. Различают зоны:

  1. Игровую — площадка с оборудованием для игр.
  2. Спортивную — с тренажёрами, объектами для физического развития.
  3. Прогулочную (эстетическую) — с зелёными насаждениями, клумбами, прудом, дорожками, газоном.
  4. Для отдыха — беседки, навесы, водоёмы.
  5. Вспомогательные — сезонный живой уголок (с кроликами, грызунами, рыбками), разметки для знакомства с правилами движения, велодорожки.
  6. Хозяйственную — для хранения технического, садового инвентаря.

На территории планируют аллеи, кусты, ограждения, клумбы, грядки, дорожки, тропинки, павильоны, беседки, песочницы, различные площадки с игровыми или спортивными конструкциями. Для формирования эстетического вкуса детворы формируют альпийскую горку, небольшой пруд или каменный ручей.

Это зона для игр, в которой дети проводят основное время. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, учится принимать решения, задавать вопросы, отвечать на них, получает первые навыки коммуникации. Игра развивает фантазию, пробуждает интерес, провоцирует познание. Поэтому в игровых зонах размещают объекты для физического (машинки, паровозики, лесенки, горки, пенёчки) и умственного развития (счёты, палочки, кубики). Среди зелени красочно смотрятся фигуры или рисунки героев сказок.

Игры на садовой площадке развивают эстетические наклонности малышей, обогащают внутренний мир посредством наблюдений за сезонными изменениями в природе. Это место для знакомства с растениями, птицами, насекомыми. Такая площадка — уникальная возможность для первых исследований малышами природных явлений.

Площадки для подвижных игр строят в просторных, светлых местах. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, развивают силу, ловкость, сноровку, закаляются, укрепляют здоровье. Участвуют в спортивных праздниках, соревнованиях, интерактивных играх, квестах. На спортплощадках сооружают горки, лабиринты, турники, мишени, тренажёры. Из инвентаря используют мячи, скакалки, палочки. Размеры спортивных объектов адаптируют под возраст воспитанников, предусматривают свободное пространство между снарядами для перемещений играющих ребят. В местах падений размещают травмооберегающие покрытия.

Цвета зелёной листвы и голубого неба успокаивают, снимают психическое напряжение, улучшают работу мозга, поэтому на природе целесообразно проводить развивающие занятия с детьми и отдыхать. В зоне отдыха под тенью деревьев располагают деревянные или каменные беседки, с комфортными скамейками, столиками. На солнечной стороне от беседки хорошо разместить цветочную композицию, которая займёт внимание детей. Беседки разукрашивают яркими рисунками на развивающие темы. Находкой для спокойного отдыха будет небольшой пруд в окружении газона из клевера. По периметру пруда высаживают воздушный самшит, в центре помещают скульптуру, фонтан или купальню для птиц. Хорошо смотрятся сухой ручей, водопад из вьющихся растений, искусственные водоёмы. Летом, когда вода прогревается, дети охотно играют с водой, поливают грядки.

Разместить площадку лучше недалеко от здания, в полузатенённом месте, чтобы можно было укрыться от полуденного солнца. Она должна хорошо освещаться и просматриваться из помещения. Разборные конструкции ставят ближе к хозяйственным постройкам для быстрого перемещения на плановый ремонт, покраску или замену.

Оборудование, инвентарь, конструкции детсадовского ландшафтного дизайна должны содержаться в исправном состоянии, без повреждения целостности, а составные части сборных конструкций надёжно скрепляться между собой.

Игровой комплекс предназначен для подвижных детских игр. Он располагается в зонах с демпфированным покрытием для предотвращения травм и включает горки, лесенки, башенки, канаты, верёвочные лазалки, песочницы, другие элементы. Игровая конструкция должна быть:

  • Устойчивой;
  • Прочной;
  • Без нарушения целостности, острых углов, опасных зазоров;
  • Адаптированной под соответствующий возраст, рост, физические возможности детей;
  • Содержать страхующие бортики, ограждения на высотных элементах комплекса, горках.

К спортивному инвентарю относятся лестницы, мостики, турники, пенёчки, арки, кольца, мишени, ворота, горки с препятствиями. Они устанавливаются на длительный срок, размещаются в центре относительно большой площади, покрытой травмобезопасной плиткой или песком.

На прогулочных участках дошкольных организаций размещаются беседки, которые обязательно должны иметь крышу, одну сплошную стену, скамейки для отдыха. В них укрываются от палящих солнечных лучей, дождя, ветра, играют в спокойные игры, читают, общаются, наблюдают за окружающей природой. Беседки бывают:

  • Сборные, из кирпича, дерева, пластика, поликарбоната, лозы, текстиля, камня;
  • В виде домиков, террас, навесов, павильонов;
  • Круглые, прямоугольные, угловые;
  • С лавками, столиками, ступеньками, лесенками.

Аскетизм беседок и террас нивелируют тематическими рисунками, которые гармонично сочетаются с дизайном сада, резьбой, ставнями, встроенными в стены интерактивными досками для игр. Рядом высаживают высокое дерево, дающее тень, кусты раскидистой зелени или клумбы.

Требования к качелям включают безопасность и соответствие возрастной категории воспитанников, на территории которых находится площадка. Оборудование под открытым небом регулярно проверяют на наличие поломок, ремонтируют, обновляют покрытие (красят), смазывают подвижные детали. Размещают качели в просторных местах, чтобы исключить удары и столкновения играющей детворы.

Лавочки устанавливают в местах для отдыха и спокойных игр. Удобно оборудовать зону отдыха переносными скамейками из пластика или создать стационарные сидения из дерева, слоистого камня, красного кирпича, сделав их элементами дизайна. Скамейки, лавки, пенёчки должны быть безопасными, яркими, небольшими.

  1. Обследование грунта, систем водоотведения и дренажной коммуникации.
  2. Планирование пешеходных дорожек, мест высадки насаждений.
  3. Размещение функциональных площадок (образовательных, игровых, спортивных, для отдыха), беседок, навесов.
  4. Завоз и установку оборудования.
  5. Озеленение объекта — высадка растений, обустройство клумб.
  6. Вывоз стройматериалов, мусора.
  7. Сдачу объекта согласно правилам действующего законодательства.

Учитывают характеристики почвы, расположение участка относительно сторон света, наличие и количество старых насаждений, возможность подъезда грузового транспорта на объект, размеры территории, количество детей.

На этапе проектирования подготавливают документацию о состоянии территории, находящихся на ней объектов, изучают ситуационный план с прилегающей местностью, составляют проектный план благоустройства ДОУ, проводят экспликацию всех элементов, задействованных в мероприятии по озеленению территории. Проект утверждается, а его реализация контролируется уполномоченными органами.

На этом этапе пространство разбивают на функциональные зоны — для повседневных игр, спортивных занятий, прогулок, эстетического воспитания малышей.

Завершают ландшафтные работы формированием систем освещения, полива, выравниванием рельефа, размещением вспомогательных помещений для хранения спортивного или садового инвентаря, финишной уборкой сада от строительного мусора.

Зелёные насаждения в детских садах должны занимать не менее 60% территории. Такие нормы озеленения объясняются свойствами деревьев и кустарников задерживать пыль, давать тень в жаркую погоду, создавать затишек из плотно посаженных деревьев зимой или в ветреную погоду. Важно соблюдать правила подбора растений, их взаимное влияние друг на друга, для оптимального расположения ландшафтных элементов между собой — деревьев, кустарников, клумб, водоёмов, газонов.

При выборе насаждений для озеленения детских учреждений, площадь посадки которых ограничена, стоит учесть адаптационные характеристики растений, сроки цветения, требования к содержанию — поливу, освещению, удобрениям. Посадки должны создавать гармоничную ярусность, быть совместимыми в общей композиции.

На территории детского сада желательно разместить распространённые и экзотические растения, чтобы пробудить интерес детей к изучению растительного мира, развить любовь к природе. Для озеленения подойдут клён, липа, берёза, ясень, рябина, сирень, груша, яблоня, лиственница, жасмин. Калина, арония, жимолость красиво смотрятся в дальних углах площадки. Для высадки незаменимы хвойные деревья и можжевельники, которые медленно растут, наполняют воздух целебными фитонцидами, украшают зимний сад круглогодичной зеленью. Из берёз, дубов, каштанов формируют тенистые аллеи. Крупномеры с раскидистой кроной высаживают возле беседок, с краю площадок или в центре газона. Периметр занимают средней высоты деревья и высокие кустарники. Они создают защиту от пыли и уличного шума. Невысокими кустарниками (живой изгородью) высаживают развлекательный лабиринт, разбивают пространство на зоны или формируют из них загадочные фигуры, сказочных персонажей. По краям тропинок высаживают жимолость, самшит.

Ещё один красочный элемент озеленения и садового дизайна — декоративный огород из съедобных овощей и контрастной зелени — цветной капусты, базилика, петрушки, ярких помидоров, кукурузы, подсолнухов, тыквы, мяты, зелёного лука, горошка. Высоту, размеры, планировку грядок формируют так, чтобы дети могли беспрепятственно ухаживать за ними.

Контейнерное озеленение помогает превратить окружающее пространство в праздник. Высаживают обильно цветущие петунью, гортензию, вербену. Для таких растений требуется частый полив, удобрения, подходящая почва. Их можно переносить в любое место, летом держать на улице, а зимой — в доме. В детском саду контейнерные цветники размещают на беседках, лестницах, столбах. Необычно и богато смотрится группа вазонов из цветов разных оттенков, а подвешенные к крыше они оживляют пространство гирляндами растений.

Нельзя высаживать на территории детских заведений опасные для здоровья, окружающей среды растения, колючие, ядовитые, вызывающие аллергию культуры: розы, акацию, ежевику, ландыши, бобовник, клещевину, бересклет. Нежелательно сажать тополь из-за обильного пуха, млечники, эфиросодержащие растения. При уходе за садом важно удалять сорные, токсичные растения — белладонну, дурман, белену, чертополох. Следует минимизировать посадку плодовых деревьев, чтобы исключить скопление опавших плодов и их гниение.

Высокие деревья располагают ярусом на заднем фоне ландшафтной композиции. Одиночное дерево можно разместить в центре лужайки так, чтобы не закрывать обзор игровых площадок. Кустарники высаживают вдоль забора или как разделительные элементы между дорожками. Чтобы было меньше сорняков, растения высаживают плотно, с учетом их совместимости.

Основные дорожки для детского сада покрывают асфальтом, бетоном, мостят плиткой. Расстояния между плитами (камнями) посыпают мелкой галькой. Вспомогательные тропинки формируют с помощью песка, камня, мелкой гальки или досок (редко). Гравий имеет острые края, поэтому его нельзя использовать для покрытия дорожек. Оздоровительные ортопедические дорожки для массажа стоп и профилактики плоскостопия строят из паллетных листов с отверстиями, в которые насыпают материал разной структуры — песок, гравий, опилки, гальку, шишки, палочки, каштаны.

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Дата введения 1972-01-01

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 10 ноября 1971 г.

ВЗАМЕН главы СНиП II-Л.3-62

Глава СНиП II-Л.3-71 "Детские ясли-сады. Нормы проектирования" разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.

С введением в действие главы СНиП II-Л.3-71 "Детские ясли-сады. Нормы проектирования" с 1 января 1972 г. утрачивают силу глава СНиП II-Л.3-62 "Детские ясли-сады. Нормы проектирования", "Указания по проектированию зданий детских яслей-садов для сельских населенных пунктов" (СН 403-69) и пп.4.34-4.42 "Указаний по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в Северной строительно-климатической зоне" (СН 353-66).

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий детских яслей-садов в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах.

Примечание. При проектировании зданий детских яслей-садов следует также соблюдать требования соответствующих нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

1.2. Здания детских яслей-садов следует проектировать универсальными для дневного и круглосуточного пребывания детей.

1.3. Здания детских яслей-садов следует проектировать с учетом возрастных групп согласно табл.1.

Возрастные группы

Количество мест в группе

а) младшая (первая группа раннего возраста)*

От 2 месяцев до 1 года

б) средняя (вторая группа раннего возраста)*

в) старшая (первая младшая группа)*

а) младшая (вторая младшая группа)*

* В скобках даны названия групп по программе воспитания, утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

Примечание. В детских яслях-садах на одну группу допускается включение подгрупп: на 10 мест - для детей в возрасте до 3 лет и на 15 мест - в возрасте от 3 до 7 лет;

В детских яслях-садах на 2 группы в одной из групп допускается включение подгрупп: на 10 мест - для детей в возрасте до 1,5 лет и на 15 мест - в возрасте от 1,5 до 3 лет.

1.4. Типы зданий детских яслей-садов, количество групп и мест в них следует принимать согласно табл.2.

Типы зданий детских яслей-садов, количество групп и мест в них

Количество групп и мест в них

Общее количество групп

1. Детские ясли-сады на 25 мест с увеличением количества мест на летний период до 50:

а) при количестве 25 мест

1 подгруппа
10 мест

1 подгруппа
15 мест

б) при увеличении количества мест до 50*

2 подгруппы
10+15 мест

1 группа
25 мест

2. Детские ясли-сады на 50 мест с увеличением количества мест на летний период до 95:

а) при количестве 50 мест

2 подгруппы
10+15 мест

1 группа
25 мест

б) при увеличении количества мест до 95*

2 группы
25+20 мест

2 группы
по 25 мест

3. Детские ясли-сады на 90 мест с увеличением количества мест на летний период до 180:

а) при количестве 90 мест

2 группы
по 20 мест

2 группы
по 25 мест

б) при увеличении количества мест до 180*

4 группы
по 20 мест

4 группы
по 25 мест

4. Детские ясли-сады на 90 мест

2 группы
по 20 мест

2 группы
по 25 мест

5. Детские ясли-сады на 140 мест

2 группы
по 20 мест

4 группы
по 25 мест

6. Детские ясли-сады на 160 мест

3 группы
по 20 мест

4 группы
по 25 мест

7. Детские ясли-сады на 280 мест

4 группы
по 20 мест

8 групп
по 25 мест

8. Детские ясли-сады на 320 мест

6 групп
по 20 мест

8 групп
по 25 мест

9. Комплекс детских яслей-садов на 560 мест** в составе:

а) два корпуса с помещениями ясельных групп на 80 мест

4 группы
по 20 мест

б) четыре корпуса с помещениями дошкольных групп на 100 мест или

4 группы
по 25 мест

в) два корпуса на 200 мест

8 групп
по 25 мест

г) корпуса с административно-хозяйственными помещениями, обслуживающими 560-640 детей

10. Комплекс детских яслей-садов на 640* мест в составе:

а) три корпуса с помещениями ясельных групп на 80 мест или

4 группы
по 20 мест

б) два корпуса на 120 мест

6 групп
по 20 мест

в) четыре корпуса с помещениями дошкольных групп на 100 мест или

4 группы
по 25 мест

г) два корпуса на 200 мест

8 групп
по 25 мест

д) корпус с административно-хозяйственными помещениями, обслуживающими 560-640 детей

* Допускается только при дневном пребывании детей, как правило, для сельских населенных пунктов.

** Допускается с разрешения Министерства просвещения (народного образования) союзной республики.

Примечания: 1. Для сельских населенных пунктов, в зависимости от численности населения, допускается проектирование зданий детских яслей-садов с количеством менее 25 мест, а также на 25 и 50 мест без увеличения количества мест на летний период при условии объединения их в одном здании с начальной школой соответственно на 40 и 80 учащихся и устройства отдельных входов.

2. Проектирование зданий детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период и комплексов яслей-садов для строительства в IA, IБ, IГ климатических подрайонах не допускается.

1.5. Количество мест в детских яслях-садах принимается в зависимости от демографического состава населения, при этом здания детских яслей-садов следует проектировать с количеством мест не менее:

для городов - 140;

для поселков городского типа - 90;

для сельских населенных пунктов - 25.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ-САДОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Здания детских яслей-садов следует размещать, как правило, в группах жилых домов на обособленных земельных участках.

Площади земельных участков следует принимать из расчета на одно место:

в детских яслях-садах с увеличением количества мест на летний период с 25 до 50; с 50 до 95 и с 90 до 180 мест - 45* м;

* Принимается по увеличенному количеству мест.

в детских яслях-садах на 90 мест - 40 м;

то же, на 140-320 мест - 35 м,

в комплексах детских яслей-садов на 560 и 640 мест - 30 м.

Примечания: 1. При проектировании детских яслей-садов для районов со сложным рельефом земельного участка допускается уменьшение площади участка не более чем на 10%

2. При проектировании детских яслей-садов для строительства в IA, IБ, IГ, IIА климатических подрайонах площадь земельного участка допускается уменьшать до 25 м на одно место.

2.2. На земельном участке следует предусматривать общие и групповые детские и хозяйственные площадки, а также зеленые насаждения согласно приложению 1.

2.3. Здания детских яслей-садов следует размещать на земельном участке в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно требованиям, изложенным в п.3.8 настоящей главы.

Корпуса комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест следует размещать на земельном участке рассредоточенными группами корпусов при количестве мест в каждой группе корпусов не более 320.

2.4. Теневые навесы следует предусматривать для каждой группы детей в детских яслях-садах, проектируемых для всех климатических районов. В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IA, IБ, IГ климатических подрайонах, следует предусматривать вместо теневых навесов прогулочные веранды.

Для IIIБ климатического подрайона и IV климатического района теневые навесы должны быть ограждены с двух сторон, а для II климатического района, IB, IД и IIIA климатических подрайонов - с трех сторон. При теневых навесах, как правило, следует проектировать кладовые для хранения игрушек и инвентаря.

Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых и игральных-столовых.

2.5. Земельный участок детских яслей-садов, объединенных в одном здании с начальной школой, должен быть изолированным от школьного земельного участка.

2.6. Детские площадки следует предусматривать для каждой группы, ограждая их кустарником, изолируя как друг от друга, так и от общих площадок.

Групповые площадки для детей ясельного возраста следует размещать вблизи выходов из помещений этих групп.

Групповые площадки для детей дошкольного возраста должны быть соединены кольцевой дорожкой шириной 1-1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомашинах и т.п. Кольцевая дорожка не должна пересекать групповых площадок.

Для детей дошкольного возраста следует предусматривать разделение групповых площадок по видам игрового и физкультурного оборудования:

площадка для игр с песком, со "строительным материалом" и для тихих игр;

площадка для подвижных игр с оборудованием для лазания, пролезания, скатывания, качания на качелях;

площадка с оборудованием для изучения правил уличного движения.

Во II, III и IV климатических районах на групповых площадках детских яслей-садов допускается предусматривать чаши с фонтанчиками для игры с водой.

Гигиенические требования к земельному участку дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения типа ясли-сад созданы с целью обеспечения единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания и обучения детей в школе. Ясли-сад посещают дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Установлены следующие нормы наполняемости групп: в первой ясельной группе (от 2 до 9—10 мес.) — 15 детей; во второй ясельной группе (от 9—10 мес. до 1 года 8 мес), в третьей ясельной группе (от 1 года 8 мес. до 3 лет) и в первой младшей группе детского сада — по 20 детей.
В зависимости от длительности обслуживания детей дошкольные учреждения имеют дневные группы, рассчитанные на пребывание детей в течение 9—10 часов в день, и круглосуточные, в которых дети находятся 6 дней в неделю и лишь воскресные и праздничные дни проводят в семье.
Все группы должны комплектоваться строго по возрастному принципу. В яслях-садах на 50 и 90 мест допускается комплектование групп детьми смежного возраста.

Земельный участок

Для правильного физического развития и укрепления здоровья детей необходимо достаточное пребывание их на свежем воздухе. Поэтому важно здания детских яслей-садов размещать на отдельных, специально выделенных благоустроенных земельных участках, где дети могут зимой проводить по 4—5 часов, а летом весь день.
При выборе участка для детского учреждения надо руководствоваться следующими гигиеническими требованиями: необходимо, чтобы он имел достаточно свободную территорию, расположенную в сухом месте, с низким стоянием грунтовых вод и естественным уклоном для стока поверхностных вод.
Важно, чтобы участок находился вдали от учреждений и предприятий, загрязняющих воздух и почву, а также вдали от мест, опасных в санитарном отношении (рынки, больницы, дороги, свалки, болота и т. д.).
Особое значение для охраны здоровья детей имеет санитарное состояние почвы, с которой дети непосредственно соприкасаются во время игр и работы на огороде, в цветнике. Поэтому следует проводить санитарно-гельминтологический анализ почвы не только при выборе участка, но и периодически при его эксплуатации.
В случае, если земельный участок окажется излишне сырым, его надо осушить, проложить дренажные трубы или канавы со стоком в ближайший водоем. Их устраивают с уклоном от детских площадок и других мест постоянного пребывания детей, а также от зданий, проходов и проездов. Канавы должны быть в безопасном для детей месте и защищены (сверху закрыты досками и засыпаны песком).
Земельный участок следует отводить дальше от шумных улиц, проездов и т. п., так как шум отрицательно влияет на нервную систему детей. В некоторых случаях, например, близость гаража, а на селе — птичника будет нарушать дневной отдых детей.
В городе дошкольные учреждения лучше располагать в переулках и на боковых улицах. В небольших городах, поселках или сельской местности, выбирая участок для детского учреждения, необходимо учитывать наличие близрасположенной общей водопроводной, канализационной и электрической сети, чтобы детское учреждение могло быть подключено к ним и благоустроено.

Размер площади земельного участка

Особого внимания заслуживает размер земельного участка. Наличие большого участка позволяет расширить групповые участки, лучше озеленить их, создать более разнообразные сооружения для развития движений, игр детей на воздухе и закаливающих процедур.
В тесно застроенном центре города не всегда возможно выделить участок достаточного размера. В сельской же местности, а также в городах-новостройках, на окраине, при реконструкции города представляется возможность выделить для детских учреждений значительную площадь.
При планировании строительства яслей-садов в небольших городах, населенных пунктах, в селе, где централизованное водоснабжение и канализация нередко отсутствуют, необходимо предусмотреть дополнительную площадь для местного водопровода и канализации. Желательно, чтобы участок примыкал к массиву зеленых насаждений (парку, саду, лесу и др.).
Их можно использовать как дополнительную площадь для прогулок детей, во время которых дети знакомятся с природой.
Норма площади земельного участка на одно место:
На 25 с увеличением количества мест до 50 - 45 м2
На 50 с увеличением количества мест до 90 - 45 м2
На 90 с увеличением количества мест до 180 - 45 м2
На 90 мест - 40 м2
На 140—320 мест - 35 м2
В комплексах на 560—640 мест - 30 м2
Примечания:
1. При проектировании яслей-садов для районов со сложным рельефом допускается уменьшение площади участка не более чем на 10%.
2. При проектировании яслей-садов для строительства в холодных климатических районах допускается уменьшение площади земельного участка до 25 м2 на одно место.

Благоустройство и озеленение участка

Земельный участок следует прежде всего привести в полный порядок: очистить от строительного мусора, стекла, камней, выкорчевать пни, засыпать ямы, выровнять поверхность. В случае необходимости надо привезти для посадок более плодородную землю.
При благоустройстве участка следует предусмотреть подводку воды к групповым площадкам для поливки зеленых насаждений и продумать систему отвода дождевых вод с территории участка. Водопроводные трубы надо располагать так, чтобы они не мешали детям.
Земельный участок каждого детского учреждения должен быть озеленен. Оздоровительное действие зеленых насаждений огромно: зелень улучшает состав воздуха, защищает его от пыли, дыма, газов и других примесей, вредных для здоровья.
Установлена прямая зависимость заболеваний органов дыхания (легких, носоглотки) от загрязнения городского воздуха. Зелень регулирует влажность воздуха, испаряя влагу в сухую погоду и уменьшая ее количество в сырую. Кроме того, зеленые насаждения оказывают влияние и на ионизацию воздуха.
Известно, что воздух, лишенный ионов, биологически более беден. Заметно увеличивает число легких ионов береза карельская, тополелистная и японская, дуб красный и летний, ель венгерская и обыкновенная, ива плакучая, клен серебристый и красный, лиственница сибирская, рябина обыкновенная и декоративная, сосна обыкновенная и сирень обыкновенная.
Находящиеся во многих растениях (сирень, жасмин, черемуха, сосна, ель, пихта, кедр и др.) особые вещества — фитонциды губительно действуют на болезнетворные микробы.
Многие растения также обогащают воздух легкими ионами, снижают окисляемость воздуха (акация белая, дуб красный и летний, ель венгерская и обыкновенная, ива плакучая, клен красный, лиственница сибирская, сосна обыкновенная, туя западная).
Установлено, что за вегетационный период тополь поглощает углекислого газа больше, чем ель, в 6,5 раза, дуб — в 4,5 раза, липа — 2,5 раза.
Зеленые насаждения, кроме того, уменьшают движение ветра, смягчают яркость солнечного света, в жаркую погоду дают тень и снижают температуру воздуха на 1,5—3°, уменьшают уличный шум, поглощая его.
Для озеленения используют следующие группы растений: крупные деревья, дающие тень; небольшие деревья и кустарники; газоны. В средней климатической зоне на участке детского учреждения можно посадить клен, ясень, дуб, вяз, черемуху, конский каштан, рябину, плакучую иву, березу, сирень.
Сажают также фруктовые деревья: яблоню, грушу, вишню. Деревья украсят участок, и дети могут наблюдать их цветение и плодоношение.
Вьющиеся растения — дикий виноград, садовые бобы, ипомею, настурцию, душистый горошек — лучше посадить около дома, возле теневых навесов. Вертикальное озеленение даст тень и ограничит нагрев стен (особенно на юге).
Профессор Н. М. Анастасьев и доктор М. К. Харахинов проводили сравнительные наблюдения за микроклиматом в различных частях города (двор, улица, набережная реки, сквер, бульвар, парк, детские учреждения и др.). Они установили, что важно не только количество деревьев и растений на той или иной территории, но и целесообразность их расположения.
Нужно, чтобы в каждом случае растения выполняли совершенно определенное назначение и занимали соответствующее место.
Особенно рекомендуется групповая посадка деревьев: она создает лучшие условия микроклимата. Радиационная температура на участке в местах групповой посадки колебалась от +16 до +36°, в то время как на открытых местах колебания температуры были почти вдвое выше.
В южных районах, где солнечная освещенность велика, для защиты площадок от перегревания надо сажать густокронные деревья. При этом следует учитывать, чтобы они не препятствовали доступу света в помещение.
В холодном климатическом поясе при посадке деревьев целесообразно увеличивать расстояние между ними, чтобы не затенять территорию и детские помещения. Кустарники следует располагать не ближе 5 м, деревья — 10 м от здания.
В зависимости от местных условий допускается ограждение земельных участков яслей-садов. Высота ограждений должна быть не более 1,6 м. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются. По периметру участка надо иметь защитную зеленую полосу из древесных и кустарниковых насаждений шириной в 5 м (1—2 ряда деревьев). В местах примыкания детских площадок к границам участка ширину ее требуется увеличить до 10 м.
Деревья и кустарники с колючками, ядовитыми плодами для озеленения участков детских учреждений не допускаются.

Планировка земельного участка

На земельном участке детского учреждения выделяются площадь для здания, групповые площадки, физкультурная площадка, дорожки, хозяйственный двор.
Для групповых участков выделяются две изолированные зоны: одна — для детей до 3 лет, вторая — от 3 до 7 лет.
Основное требование при планировке групповых участков — приблизить их к помещениям групп, чтобы между ними была удобная связь и дети могли быстро выйти на свой участок, а при надобности вернуться в помещение.
Участки не должны быть проходными. Размер участка группы установлен следующий: для детей ясельного возраста — 150 м2, для детей дошкольного возраста — 180 м2. Групповые участки должны быть окружены кустарниками и цветущими растениями.
Участок для детей ясельного возраста должен иметь травяное покрытие, для детей дошкольного возраста, кроме этого — площадку с утрамбованным грунтом. В районах вечно-мерзлых грунтов групповые площадки следует проектировать с дощатым покрытием.
Не рекомендуется асфальтировать групповые участки, так как воздействие избыточных тепловых излучений асфальтированной поверхности неблагоприятно отражается на детском организме.
Так, у детей, гулявших в солнечные дни в течение 30 минут по асфальтированной дорожке парка при колебании температуры наружного воздуха от 17 до 25°, температура кожи повышалась на 1,4—2,2°. У детей, игравших на траве, повышение температуры кожи было в 2—3 раза меньше (0,7—0,9).
Повышение температуры кожи сопровождалось учащением пульса (от 4 до 15 ударов в минуту) и резким изменением общего самочувствия (вялость). При более высоких температурах воздуха и нагревании асфальта эти явления усиливаются. Особенно это важно учитывать в работе детских садов, находящихся в южных районах страны.
Травянистый ковер можно получить, покрыв площадку дерном. Для этого аккуратно нарезанный дерн укладывают в шахматном порядке на подготовленную землю. Между пластами оставляют зазор (шов) и засыпают его песком, чтобы влага лучше проникала в почву.
Газоны требуют поливки и своевременной стрижки (не ниже 3—5 см), когда трава достигнет 10—15 см высоты.

Участок группы

Физкультурная площадка

На участке, кроме групповых площадок, оборудуется общая физкультурная площадка, размер которой зависит от количества мест в детском учреждении. Так, в яслях-садах на 90 мест размер общей физкультурной площадки 150 м2; в яслях-садах на 140, 160, 280 и 320 мест размер физкультурной площадки 250 м2.
В комплексах на 560 и 640 мест целесообразно иметь две физкультурные площадки размером по 200 м2. Площадка используется для занятий гимнастикой, подвижными играми и т. д. Летом отводится изолированное место для игры в городки, с использованием переносных щитков. Зимой на площадке можно устроить снежную горку, каток.
На физкультурной площадке не должно быть ничего лишнего, мешающего детям свободно двигаться и играть. Здесь устанавливают несложное оборудование для физкультурных занятий (горка для скатывания, качели, бревно и т. п.).

Хозяйственный двор

Хозяйственный двор должен быть надежно изолирован от детских площадок, иметь отдельный въезд, покрыт асфальтом или плотно утрамбован.
На земельном участке детских яслей-садов в городах и поселках городского типа не допускается размещать сараи, погреба, овощехранилища и другие хозяйственные постройки. Помещения располагают в подвалах или цокольном этаже здания.
Хозяйственные помещения, размещаемые в подвале, должны иметь отдельный выход. В яслях-садах, проектируемых для сельских населенных пунктов, когда необходимо хранить овощи и фрукты в количестве, большем, чем недельный запас, а также при наличии печного или местного отопления здания детского сада разрешается строить овощехранилище и хозяйственный сарай на земельном участке.
В зданиях яслей-садов для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и санок.
Во дворе можно сделать площадку для сушки белья на открытом воздухе. Располагать ее следует на хорошо проветриваемой и облучаемой солнцем территории с соответствующими приспособлениями (в виде рам) для натягивания веревок.
Нужно также выделить и оборудовать место для проветривания и чистки постельных принадлежностей и другого мягкого инвентаря. На хозяйственном дворе устраивают специальные сооружения для сбора мусора, твердых отбросов и нечистот.
Эти сооружения должны располагаться на бетонированной или плотно утрамбованной площадке, не ближе 25 м от здания детского учреждения, кухни, погреба, ледника, овощехранилища. Их следует делать без щелей, с плотно прилегающими, а еще лучше с самозакрывающимися крышками.
Дно мусороприемника должно быть непроницаемо для грызунов и поднято над землей на 10-20 см, для чего он устанавливается на подставке. Площадки, где устроены приемники, могут быть окружены зелеными насаждениями, с сохранением удобных подступов к ним.
Содержимое мусоросборников в теплое время года нужно вывозить ежедневно, в прохладную погоду - через день причем стенки, дно и крышки необходимо очищать и обрабатывать 10-процентным раствором хлорной извести или 2-процентной водной эмульсией гексахлорана.
Приемники для жидких отбросов сверху перекрываются решеткой с бортами и плотно прилегающей крышкой. Во избежание засорения, а зимой, кроме того, и обледенения решетки ее нужно регулярно очищать от твердых отбросов.
В летнее время такие приемники ежедневно заливают 10-процентным раствором хлорной извести или посыпают сухой хлорной известью.
Если уборные на улице, то для уничтожения личинок мух необходимо применять 12-процентный раствор гексахлоран-дуста. С этой целью опыливают поверхность выгреба из расчета 300 г/кв. м. Обработку проводят каждую неделю. Применяют также 10-процентные эмульсии креолина, нафтализола из расчета 1,5-2 л на 1 кв. м поверхности отбросов. Обработка повторяется 4—6 раз в месяц.
При наличии в детском учреждении свободных земельных участков отбросы рекомендуется компостировать. Место, где закладывают компост, выбирают на хозяйственной части участка, но не ближе 20 м от жилых помещении.
Площадка должна быть непроницаемой для жидкости (утрамбовывается глиной) и окружена небольшим валиком, что предохраняет от стекания с нее жидкости.
Мусор, пищевые отходы, отбросы и т. п. укладывают пластами толщиной около 10 см и чередуют такими же пластами земли или торфа. Компостный штабель периодически перелопачивают и всегда держат в умеренно-влажном состоянии. Готовый компост (срок готовности 2 года) используют для удобрения зеленых насаждений (сада, огорода, декоративных растений).
На территории хозяйственного двора очень важно всемерно поддерживать чистоту (не допускать разливания помоев, скопления в открытом виде гниющих отбросов, мусора).

Уход за участком и его оборудованием

Участок надо содержать в образцовом порядке и чистоте. Уборка территории должна производиться ежедневно утром, до прихода детей. В летнее время подметать участок необходимо только после предварительного поливания, при закрытых окнах здания.
В сухую погоду следует поливать участок не менее 2—3 раз в день: перед приходом детей, перед выходом детей на прогулку и во время дневного сна.
Находящиеся на участке столы, скамьи, строительный игровой материал и оборудование для физических упражнений нужно ежедневно протирать влажной тряпкой. Во избежание травм детей (ушибы, занозы, царапины и т. п.) оборудование на детских площадках должно быть в исправном состоянии.
Менять песок в песочном ящике нужно не реже одного раза в месяц. На ночь песочные ящики необходимо закрывать крышками. Перед играми детей песок следует слегка увлажнять.
Осенью, чтобы не застаивалась вода и не образовывались лужи, надо засыпать неровности на поверхности дорожек, площадок. Зимой детские площадки надо регулярно очищать от снега, а дорожки посыпать песком.
Большую роль играет и такой на первый взгляд незначительный момент, как наличие и исправность приспособлений для стока воды с крыш. Если нет стоков или они не отремонтированы, вода будет попадать на участок, загрязнять его.
Необходимо следить во время снеготаяния за образованием на крышах сосулек и своевременно скалывать их.
Ранней весной участок освобождают от мусора, всего лишнего, что загромождает территорию; прорывают канавки, спускают воду с целью быстрейшего осушения почвы; приводят в порядок (ремонтируют, красят, очищают от пыли и грязи) оборудование, развешивают скворечни; ухаживают за деревьями и кустами (прореживание крон), обрезают засохшие ветки, вскапывают грядки и клумбы.
Следует предусмотреть электрическое освещение участка, в первую очередь детских площадок, дорожек и входов в здание. Светильники устанавливаются на столбах, еще лучше — в виде прожекторов на крыше здания.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читайте также: