Что такое законопроект кратко

Обновлено: 04.07.2024

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение высшего органа законодательной власти или на референдум.

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

текст предлагаемого к принятию закона (см.), представленный на рассмотрение законодательного органа имеющими на то право органами и лицами (см. Право законодательной инициативы).

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение высшего представительного органа законодательной власти или на референдум. Подготовка З. начинается с принятия решения о начале работы над ним. В РФ планы законопроектных работ на календарный год утверждаются ГД.

письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)

текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д.

текст подготовленного в порядке реализации права законодательной инициативы и предлагаемого для обсуждения парламенту закона. Законопроект обычно подготавливается правительством, комитетами, депутатскими фракциями, другими субъектами права законодательной инициативы. Законопроект, подготовленный научными учреждениями, коллективами, отдельными лицами, не обладающими правом законодательной инициативы на началах законодательного почина, парламент рассматривать не обязан. Нередко для обсуждения в парламент представляются альтернативные проекты законов.

англ. bill) – текст, вносимый в порядке законодательной инициативы в законодательный орган государства для рассмотрения и принятия в качестве закона либо выносимый на референдум. Законодательный орган государства обязан рассмотреть З. при условии, что он вынесен субъектом законодательной инициативы, к нему приложены все необходимые сопроводительные документы и материалы, соблюдена процедура внесения. Внесение З. на референдум также должно осуществляться в соответствии с установленной процедурой, обычно иной, чем внесение З. в парламент.
Все официально внесенные З. рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами (комиссиями) палат по профилю З., а также комитетом по законодательству. Затем рассмотрение З. вносится в повестку дня заседания законодательного органа.

текст, вносимый в порядке законодательной инициативы в законодательный орган государства для рассмотрения и принятия в качестве закона либо выносимый на референдум. Законодательный орган государства обязан рассмотреть 3. (при этом он может отклонить его) только при условии, что он внесен субъектом законодательной инициативы, к нему приложены все необходимые сопроводительные документы и материалы, соблюдена процедура внесения. Эти условия регулируются соответствующим законодательством данной страны либо правовыми обычаями. Вынесение 3. на референдум также должно осуществляться в соответствии с установленной процедурой, обычно иной, чем внесение 3. в парламент. В некоторых странах в зависимости от субъекта законодательной инициативы наименования вносимых в законодательный орган документов различны. Например, во Франции депутаты вносят законопредложе- ния, правительство — законопроекты, в Португалии, наоборот, депутаты и парламентские группы (партийные фракции) вносят 3., а правительство — законо- предложения. Вместе с тем каких-либо существенных различий в правовом статусе 3. и законопредложе- ний нет. А.С. Автономов

первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдум. Процесс подготовки З. включает принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки З. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По содержанию З. подразделяются на следующие виды: публичные, которые устанавливают общие нормы поведения; финансовые, касающиеся к.-л. финансовых вопросов (ассигнования, налоги, займы и т.д.); частные, которые касаются к.-л. физических или юридических лиц и носят характер административных актов (имущественные претензии к правительству, статус корпораций и т.д.). По субъекту законодательной инициативы З. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д. Во Франции и в странах, воспринявших французскую конституционно-правовую систему, принято различать собственно З. (вносятся в парламент правительством) и законодательные предложения (вносятся депутатами).

проект нормативного акта, внесенный в парламент для обсуждения и возможного принятия. Законотворческая работа занимает большую часть времени парламента. Обычно на конституционном уровне определяется круг субъектов, обладающих правом вносить в парламент законопроекты (субъекты законодательной ини циативы). Законопроект проходит несколько чтений (их количество и процедура перехода от одного к другому сильно отличается в разных парламентах). Первое чтение, как правило, сводится к принятию законопроекта для рассмотрения в парламенте. Если депутаты сочтут, что данный законопроект вообще не нужен и проголосуют против, работа над ним прекращается. Если же законопроект принят в первом чтении, он передается в соответствующий комитет, который организует подачу поправок, консультации, парламентские и общественные слушания и т. п. мероприятия. В результате текст законопроекта может очень сильно измениться. После принятия палатами парламента документ, как правило, поступает на подпись высшему должностному лицу (президенту, губернатору и т. д.и после его подписи приобретает силу закона. В случае, если на принятый законопроект накладывается вето, он возвращается для нового обсуждения.

официальный текст предлагаемого к принятию проекта закона. Порядок подготовки, представления и внесения 3. в Государственную Думу, требования, предъявляемые к 3., определены Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. Статус официального 3. приобретает в том случае, если, зарегистрировав его, Государственная Дума удостоверяется в том, что данный 3. представлен субъектом права законодательной инициативы, а его содержание, форма, предъявленные документы отвечают процедурным требованиям Регламента палаты. Юридическое значение признания 3. официальным таково: инициатор 3. вправе требовать включения его в план рассмотрения палатой законопроектов; 3. может быть направлен на заключение в Правительство РФ; в отношении такого 3. могут быть проведены парламентские слушания и совершены иные действия.
Законодательная практика оперирует также понятием "альтернативный законопроект". Таковым является 3., который по своему содержанию (предмету правового регулирования) совпадает с 3., уже принятым (или принимаемым) Государственной Думой к рассмотрению. Согласно Регламенту Государственной Думы, если такой 3. поступит в палату после принятия 3. по тому же вопросу в первом чтении, то альтернативный 3. возвращается его инициатору. В том случае, если альтернативные 3. вносятся до рассмотрения в первом чтении 3. по этому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении уже внесенного 3. Одновременно он устанавливает срок проработки альтернативных 3. и дает поручение ответственному комитету подготовить альтернативные 3. к рассмотрению палатой в первом чтении наряду с 3., внесенным в Государственную Думу ранее. Если в отношении поступивших ранее 3. принято решение о включении их в проект порядка работы палаты, то принятие к рассмотрению новых альтернативных 3. прекращается.
(В.Ч.)

текст предлагаемого к принятию закона, содержащий проектируемые нормы права и подготовленный для внесения на рассмотрение высшего органа законодательной власти страны или на референдум.
Подготовка 3. начинается с принятия решения о начале работы над ним. В РФ планы законопроектных работ на календарный год утверждаются ГД. Решение о подготовке 3. может приниматься высшим законодательным органом в форме поручения своим постоянным комитетам. Правительству либо какому-либо иному органу разработать проект того или иного акта. 3. может быть подготовлен по инициативе Президента, Правительства РФ, комитетов законодательного органа, других лиц, органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Инициативу в подготовке 3. могут проявить субъекты Федерации через свои органы законодательной власти. При подготовке первоначального варианта 3. бычно применяется ведомственный отраслевой принцип. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление 3., участие специалистов. Во многих случаях поручение составить первоначальный текст дается нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Минюст РФ, ВС РФ. Прокуратура, МВД РФ). В правотворческой практике в зависимости от содержания 3. используется и другой принцип, когда он готовится постоянными комитетами высшего представительного органа (3. о выборах, о статусе депутатов, о референдуме и т.д.). Однако ведомственный принцип преобладает в современной законотворческой практике. Большинство законов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с активным участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.
Разработка 3. определяется его научной концепцией, включает в себя определение основных целей будущего регулирования, примерную структуру 3., обоснование его основных нормативных положений, сведения о действующем регулировании и зарубежном законодательстве по соответствующему вопросу, предложения о составе органов и организаций, которые должны участвовать в разработке 3., и др. Для подготовки важных и сложных 3. обычно образуются комиссии, включающие депутатов. представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций. ученых-юристов, ученых соответствующих отраслей науки и других специалистов. Возможны поручения составить альтернативные проекты нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам. а также объявление конкурсов на лучший проект.
После разработки первоначального варианта 3. обычно организуется его предварительное обсуждение, которое осуществляется, как правило, с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, регионах и т.д.) с привлечением общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях в соответствующих комитетах законодательного органа по профилю проекта с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати, на радио и телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями, научные конференции и симпозиумы, отзывы и заключения на 3. со стороны министерств и ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д. Важнейшие 3. могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Подготовленные 3. обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Разработанные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе.
После учета замечаний и предложений, высказанных в процессе предварительного обсуждения 3. он окончательно дорабатывается и редактируется. Как правило, это делает рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст 3. Затем 3. вносится в официальном порядке на рассмотрение в законодательный орган. Правом официального внесения 3. в высший представительный орган страны (законодательной инициативой) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные Конституцией РФ.
Все официально внесенные 3. рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами (комиссиями) палат законодательного органа по профилю 3., а также комитетом по законодательству. Затем рассмотрение 3. вносится в повестку дня заседания законодательного органа (см. Законодательный процесс).


ЗАКОНОПРОЕ́КТ, -а, м. Проект закона (в 1 знач.), представляемый на утверждение законодательных органов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.

ЗАКОНОПРОЕ'КТ, а, м. (полит., право). Проект закона, предлагаемый на утверждение законодательных органов. Внести з. в парламент.

законопрое́кт

1. полит. юр. проект закона, предлагаемый на утверждение законодательным органам государственной власти или на референдум

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова полезащитный (прилагательное):

Ассоциации к слову «законопроект»

Синонимы к слову «законопроект»

Предложения со словом «законопроект»

  • В конце концов, неужели можно определить будущее всемирной страховой компании или политические и социальные последствия нового законопроекта лишь с помощью дерева принятия решений или набора цифр в таблице?
  • В-15-х, конгресс выразил свое удовольствие по поводу принятия испанским сенатом (16 июля) законопроекта, разрешающего правительству ходатайствовать об утверждении договоров, составленных с помощью третейского суда для разрешения всех спорных вопросов, исключая тех, которые касаются независимости или внутреннего управления государств.

Сочетаемость слова «законопроект»

Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.

Чтение законопроекта — организационно-правовая форма рассмотрения законопроекта парламентом и определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Дополнительно

Предложения со словом «законопроект»

В конце концов, неужели можно определить будущее всемирной страховой компании или политические и социальные последствия нового законопроекта лишь с помощью дерева принятия решений или набора цифр в таблице?

Между тем советы экономистов в процессе обсуждения законопроекта отличались значительной полярностью.

Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.

Законопроект — документ c текстoм закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.

Содержание

Основные сведения

Законопроект может предлагаться лицами и органами, имеющими право законодательной инициативы, указанными обычно в конституции страны. Например, в России такое право принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховном Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Подготовка, процедура принятия

Регламентом установлены следующие виды законопроектов, которые могут вноситься: [источник не указан 692 дня]

а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее - законопроект);

б) законопроекты о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР.


Необходимым условием внесения законопроекта является предоставление вместе с текстом определенного пакета сопроводительных документов. Можно выделить общие документы и дополнительные (касаются только законопроектов по определенным вопросам). К общим относят: пояснительная записка к законопроекту, текст законопроекта, перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, а также перечень актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона, финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат).

Законопроект обычно проходит 3 стадии обсуждения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В 3-м чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки. [источник не указан 692 дня]


Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

  1. Закон – основа государственной власти
  2. Виды законов
  3. Конституционные законы
  4. Федеральные законы

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

  • устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

  1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
  2. Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
  3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

  • членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
  • представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

законопро е кт, законопроекта, муж. (полит., юр.). Проект закона, предлагаемый на утверждение законодательных органов. Внести законопроект в парламент.

Современный экономический словарь. 1999

первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, вносимый на рассмотрение законодательных органов или на референдум. Проекты законов готовятся комиссиями законодательных органов, высшими исполнительными органами, специальными рабочими группами, создаваемыми президентом и правительством. Законодательную инициативу могут проявлять и общественные организации.

Словарь экономических терминов

первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, вносимый на рассмотрение законодательных органов или на референдум. Проекты законов готовятся комиссиями законодательных органов, высшими исполнительными органами, специальными рабочими группами, создаваемыми президентом и правительством. Законодательную инициативу могут проявлять и общественные организации.

Читайте также: