Что такое юность кратко

Обновлено: 06.07.2024

Николеньке Иртеньеву шестнадцать лет. Он целеустремленный, умный и добрый молодой человек. Имея перед собой четкую цель - поступление в университет, юноша максимально пытается определиться со своими жизненными позициями. Особое место в жизни Николеньки занимает его друг - Дмитрий Нехлюдов. Для этого он заводит особую тетрадь, куда и записывает "Правила жизни".

Отец Николая приглашает домой монаха - духовника. Вся семья исповедуется. Молодой человек, после долгой исповеди, почувствовал огромную радость и счастье. Однако ночью он вспоминает еще один "постыдный поступок" о котором Николенька не сказал монаху. Утром юноша едет в монастырь для продолжения исповеди, после которой монах его благословляет.

Весной, успешно сдав экзамены, молодой Иртеньев, становится студентом московского университета и ему выделяют собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие должно быть отпраздновано.Вместе с Дмитрием Нехлюдовым он едет праздновать начало взрослой жизни. Уже на месте он встречает брата Володю и Дубкова. В ресторане много выпито и пытаясь подкурить Николенька ссорится с господином Колпаковым. Молодой человек проявляет нерешительность и явно уступает Колпакову в нахальстве и хамстве. Этот случай Николай будет еще долго вспоминать как проявление собственной трусости.

Перед отъездом в деревню Николеньке, по настоянию отца, необходимо сделать несколько визитов вежливости. Первый визит к Валахиным, где и происходит встреча Сони и Николая, которые не виделись три года. Чувства молодого человека вспыхнули с новой силой. Поездки к Корнаевым, Ивиным, князю Ивану Ивановичу даются Иртеньеву очень сложно и тяготят его. И только общение с Дмитрием представляется интересным для него. Спокойный и рассудительный Нехлюдов помогает Николеньке понять, что тот взрослеет и в его сознании происходит изменения становления внутреннего мировоззрения его жизни. Дмитрий в порыве откровения рассказывает Николаю о своей влюбленности к "старой деве" Любови Сергеевне. Посетив дачу семьи Нехлюдовых Николенька ощущает себя повзрослевшим.

Николай, вместе с братом Володей приезжают в деревню. У него появляется много времени для размышлений. Воспоминания о детстве, матушке с новой силой нахлынули на героя.

Николай и Володя стараются как можно меньше времени общаться с женской половиной семьи. Николенька очень увлечен обучению игры на фортепиано, поскольку мечтает очаровывать молодых девушек. Отец Николая женится во второй раз на молодой соседке Авдотье Епифановой. Отношения между супругами и детьми очень сложные и напряженные.Привычки и характер мачехи отталкивают Николеньку. Начинается учебный год. Московская жизнь отнюдь не прельщает Ирпеньева, а разочаровывает. Студенческий кутежи и в целом светская жизнь, по мнению Николеньки, является сплошным притворством. В нем живет и постоянно теплится желание влюбляться.

Особая симпатия возникает к некрасивой, но умной Вареньке Нехлюдовой. Запустив учебу, Николай проваливает первый экзамен по математике. Его не переводят на второй курс. В момент своего отчаяния и переживаний Николенька перечитывает некогда написанные "Правила жизни". Он решает переписать все правила, которым и будет теперь неукоснительно следовать всегда. Повесть "Юность " - это рассказ о душевных переживаниях, об становлении себя как личности, о борьбе и обретении нравственности и самоконтроля.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Юность. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Книга рассказывает о жизни французской буржуазии. Главный герой – Марсель в будущем хочет заниматься литературой. Мальчик болен астмой, его лечит доктор Котар. Который представляет Марселя семье Сван

Азимов написал огромное количество разных произведений. И многие из них были написано не только про роботов, но и про робототехнику. Здесь автор сравнивает людей с роботами. И этим он делает вывод о том

Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось

Эта повесть, в которой отражены все воспоминания из детства маленького мальчика мечтателя, его влекло море, такое красивое и непонятное. Он повествует о событиях и людях, которых он когда-то встречал.

Моя новая квартира располагалась в самом центре Бродвея в огромном старом доме. Он был полон пылью и паутиной и с первого взгляда мне не понравился – будто идешь по кладбищу, нарушая покой мертвых

Во всех словарях определение юности сводится к одному общему понятию. Юность – это некий возрастной промежуток, когда происходит взросление человека, переход его из детства во взрослую жизнь. Что присуще этому возрастному периоду, разберемся подробнее.

Определение юности

юность это

Юность – это переход во взрослую самостоятельную жизнь. Психологи выделяют границы ранней юности, то есть старшего школьного возраста, с 15 до 18 лет, и поздней - от 18 до 23 лет. Когда завершается юношеский период, физическое развитие организма в целом уже закончено. Психологические критерии этого этапа – развитие самосознания, самоопределение в профессии, переход к взрослой жизни.

В период ранней юности устанавливаются профессиональные интересы, потребность в труде, активность в обществе, строятся планы на жизнь. Детство и юность в развитии личности стоят по соседству, но постепенный переход из одной стадии в другую делает подростков уже более независимыми от взрослых, они пытаются самоутвердиться в обществе. В коллективе, помимо общего общения, в этом возрасте нарастает потребность в налаживании более тесных индивидуальных взаимоотношений, привязанностей.

Формируется в юности и нравственное сознание, вырабатываются определенные жизненные ориентации, идеалы, мировоззрение, гражданские качества. Сложные, ответственные задачи в неблагоприятных общественных и социальных условиях зачастую приводят к психологическим конфликтам как с родителями, так и с обществом в целом. Могут проявляться отклонения в поведении как у юношей, так и у девушек.

Ранняя юность. Особенности

дорога юности

При переходе в пору ранней юности расширяется диапазон доступных для человека социальных ролей, которые связаны с определенной жизнедеятельностью. Именно в этом возрасте происходит ряд значимых социальных событий, таких как получение паспорта, возможность вступления в брак, ответственность за уголовные деяния, избирательное право.

В юности уже нужно решать, определяться с выбором профессии, строить дальнейшие планы на жизнь. Близкое окружение и общество начинает наседать, торопить с выбором профессии. Чтобы молодой человек смог не растеряться в этой непростой задаче, ему необходимо помочь. Самоопределение в таком выборе – это главное новообразование, приобретение юношеской личности.

Главной чертой ранней юности является построение жизненных планов. Молодой человек уже на настоящее время начинает смотреть с точки зрения будущего. Он строит планы, перспективы, но, только дойдя до поздней юности, сможет начать их реализовывать.

Психологические особенности поздней юности

Поздняя юность, годы которой приходятся на возраст от 18 лет, главной задачей ставит самоопределение и установление в профессии. Это многоступенчатый и многомерный процесс. Важно в это время выделить задачи общества, сформировать индивидуальный стиль жизни, где профессия будет одной из главных частей. Самоопределение в профессии – это целая серия задач, установленных перед личностью обществом. Решить их нужно последовательно в определенный установленный период времени. Принимать решения нужно поэтапно, держа баланс между личными склонностями и предпочтениями, потребностями и требованиями общества.

В период поздней юности уже устойчивые сформированные психологические установки дают возможность принимать реальные решения, отвечать полностью за свою деятельность и брать ответственность за других.

 юность годы

Социальные мотивы, основные вопросы юности

Юность – это период жизни, когда человек имеет определенные мотивы, характеризующие его деятельность. Молодежь полна энергии, светлых надежд на будущее, поэтому руководствуется такими факторами, как:

  • Убежденность в необходимости непрерывного развития, то есть продолжения обучения.
  • Самоопределение в профессии – это необходимая подготовка к дальнейшей самостоятельной жизни.
  • Самомотивация – желание приносить пользу обществу.

Юность характеризуется массой жизнеполагающих вопросов, к основным можно отнести следующие:

  • Выбор будущей сферы деятельности. Связывается со способностями, приоритетными знаниями, уже приобретенными в той или иной области.
  • Ценности в жизни, которые определились благодаря общественному сознанию.
  • Межличностные отношения. которая проявляется в участии в каких-либо событиях.
  • Сформированное мировоззрение по фундаментальным вопросам.
  • Сфера интересов и жизненные запросы, которые ведут к расширению материальных потребностей.
  • Поиск места в обществе.
  • Поиск ответа на вопрос о смысле жизни, а также предназначении человека.

Профессиональное самоопределение

детство и юность

Юность – это жизненный этап, когда приходится сталкиваться с профессиональным самоопределением. Психологи разделяют его на 4 этапа:

  1. В детстве уже во время игры ребенок проигрывает те или иные элементы какой-либо профессии.
  2. В подростковом возрасте дети фантазируют и видят себя в том или ином образе (профессии).
  3. В юности уже начинается предварительный выбор профессии. Здесь идет сортировка, оценка того или иного вида деятельности сначала с точки зрения интересов, затем способностей самого учащегося, в конце концов, опираясь на систему ценностей.
  4. Итог – выбор профессии, принятие решения для конкретных действий (поступления в то или иное заведение).

Рекомендации взрослым

суть юности

Суть юности в максимализме, поэтому нужно учитывать те факторы, которые повлияли на выбор профессии, объективные и субъективные условия: социальное и материальное положение, уровень притязаний и информативности, образование родителей. Стоит отметить, что многие подростки стремятся добиться более высокого положения, чем члены их семьи. Интересный факт – многим абитуриентам образование родителей кажется более важным, чем их материальное благосостояние.

При выборе профессии часто молодые люди ориентируются на мнение общества, привлекает их элитность, престижность профессии. Но при этом обязательно они должны учитывать, что и конкурс в этой сфере деятельности будет намного выше. Для достижения целей здесь придется проявить все свои сильные личностные качества.

Если школьник не имеет определенных интересов, то и с выбором профессии могут возникнуть трудности. Бывает и наоборот, выбрав специальность уже в детстве, будущий абитуриент не желает больше слушать ни о каких альтернативах. Что делать? Тот и другой случай требует грамотной педагогической коррекции, мудрого подхода со стороны родителей. На протяжении всей учебы нужно было расширять кругозор ребенка, знакомить его с множеством специальностей, рассказывать о разных видах деятельности. Во втором случае молодому человеку нужно объяснить целесообразность запасного варианта, чтобы в будущем он не столкнулся с разочарованием.

Дружба и любовь

ранняя юность

Дорога юности обязательно проходит через такие чувства, как дружба и любовь. Чаще всего влюбляются девушки возраста 16-18 лет, реже юноши 12-15 лет, это показал исследовательский опрос.

Возникает любовь в юности в связи с несколькими факторами. Это и половое созревание, и желание иметь близкого человека, которому можно было бы открывать самые сокровенные тайны, и потребность в эмоциональной привязанности, ведь чувство одиночества особенно остро ощущается именно в юношеский период.

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

детство отрочество юность

Детство

что такое отрочество

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

детство отрочество

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность - важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

отрочество возраст

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролётка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьёт шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорблённым, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.

На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принуждённых бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление — не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своём будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

С началом учёбы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учёбе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным.

Пересказал В. М. Сотников. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: