Что такое вождь племени история 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вождь древнего племени -это самый главный человек в племени ему все подчиняются. В мирное время правят старейшины, а в военное время назначается вождь. он ведет в бой воинов . И выполняет прочие обязоности

Филипп 2 Август (1180-1223)-большие успехи в борьбе за объединение Франции Филипп 4 Красивый(1285-1314)-расширял королевские владения,присоединил Шампань и Наварру. Кароль Людовик 9 Святой(1226-1270)-издавал законы,которые действовали на всей территории Франции

Изменения в территориальном устройстве РФ подразделяются на несколько этапов.

Этап 1: Парад суверенитетов (1990-1996). Ряд автономных округов и областей получает статус республик; Татарстан и Чечня объявляют независимость. С Татарстаном достигнуто соглашение о возвращении его в состав РФ с особым статусом, в Чечне начинается война, которая завершается Хасавюртовскими соглашениями, подтверждающими независимость Чечни.

Этап 2: Укрепление государственности (2000-2005). Вторая Чеченская война, возвращение Чечни в состав РФ. Особый статус Татарстана формально сохраняется, фактически регион уравнивается с другими. Учреждение федеральных округов и полпредов.

Этап 3: Укрупнение регионов (2005-2007). Ряд регионов объединен с соседними, количество регионов сокращено с 89 до 83.

Этап 4: Присоединение Крыма и Севастополя (2014). Они присоединяются на правах нового федерального округа, который позднее объединен с Южным.

Составьте таблицу " Реформы Петра 1" Сфера реформирования, цель реформы , основные мероприятия, результаты реформы, исторические

Как вы понимаете выражение: "Война, наконец, закончилась, последствия ее были разнообразны и бесчисленные, но над всем преоблада

Как вы оцениваете деятельность Андропова и Черненко? Какое значение имело их правление для развития СССР?

Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Появляется социальное неравенство. С появлением излишков пищи и развитием меновой торговли запасы накапливаются в руках глав семей, старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины (племена), в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя и совета старейшин.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.


2. Высок. Руководитель, наставник. [Наталья] повергала на суд его свои мысли, свои сомнения: он был ее наставником, ее вождем. Тургенев, Рудин.

3. Идейный, политический руководитель (общественного движения, партии, класса). Гарибальди являлся для него в ореоле национального героя, и он преклонялся перед гением великого народного вождя. Мамин-Сибиряк, Читатель. Ленин стал основателем, организатором и вождем революционной марксистской партии российского пролетариата. Биография В. И. Ленина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Вождь — глава племени или вождества в общинных обществах, а также глава в некоторых жёстко централизованных недемократических (тоталитарных или авторитарных) государствах и партиях.

ВОЖДЬ, я́, м. Предводитель войска (книжн. устар. и ритор.). || Руководитель общественного движения, партии; идейный руководитель. Ленин и Сталин — вожди рабочего класса.

вождь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: полицай — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики, так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.

Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.

Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой. Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.

Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией. Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины, во втором — религия как средство идеологического и психологического воздействия.

Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.

Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.

Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества, объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.

Читайте также: