Что такое вероучение кратко
Обновлено: 05.07.2024
Как я уже писала в предыдущей статье , здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Европы - таким фундаментом стало христианство. Очевидно, для того, чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.
В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты христианства, как вероучения. Разумеется - это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о европейской средневековой культуре и искусстве. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с христианством, и знакомится с ним впервые.
Зарождение христианства. Бог
Датой начала европейского средневековья принято считать 4 сентября 476 г., когда последний римский император Ро́мул Авгу́стул отрёкся от престола, и Рим был захвачен германскими племенами, которых римляне называли ва́рварами. (кратко о периодизации древнеримской истории можно почитать здесь ).
Казалось, что варвары разрушили до основания не только Вечный Город, но и всю античную культуру. Однако ничто не может исчезнуть абсолютно бесследно, тем более столь великая и мощная цивилизация как Древний Рим. (О культуре и искусстве Древнего Рима есть ряд статей). Вскоре варвары стали считать себя прямыми наследниками античной культуры, а своё государство называть Священной Римской Империей германской нации (название сохранялось вплоть до 1806 года!).
Главным же вкладом Древнего Рима в будущую культуру Европы стало христиа́нство – религия, впоследствии связавшая на века многочисленные племена, населявшие земли бывшей Римской Империи, создав определённую культурную целостность, которую принято называть христианский мир .
Зародилась эта религия в далёкой восточной провинции Римской Империи - Палести́не , в среде иудеев на основе исповедуемого ими иудаизма .
Христианство базировалось на вере в Единого Бога , Непознаваемого, Всемогущего, Всевидящего, Всезнающего, являющегося воплощением Абсолюта и Совершенства, создателя Мира и Человечества. Данное представление о Боге принципиально отличалось от языческих верований и стало толчком к формированию нового взгляда на Мир, центром, причиной, смыслом которого теперь являлся Бог.
Такое мировоззрение, ставшее приоритетным в средние века, называется теоцентри́зм (от греч. теос – бог).
совокупность догматов и положений какой-либо религии; вероучение – это религиозное учение. Так мы можем говорить о христианском учении, основанном на Священном писании, выделяя в нем православное и католическое вероучения.
Смотреть что такое ВЕРОУЧЕНИЕ в других словарях:
ВЕРОУЧЕНИЕ
вероучение ср. Совокупность догматов, основных положений какой-л. религии.
ВЕРОУЧЕНИЕ
вероучение с.dogma (pl. -as, -ata)
ВЕРОУЧЕНИЕ
вероучение ислам, религия, христианство, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, буддизм, вера Словарь русских синонимов. вероучение см. вера 3 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. вероучение сущ., кол-во синонимов: 9 • буддизм (8) • вера (34) • ислам (11) • кальвинизм (2) • лютеранство (3) • протестантизм (8) • религия (50) • толк (30) • христианство (8) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
1) Орфографическая запись слова: вероучение2) Ударение в слове: вероуч`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): вероучение4) Фонетическая транскр. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
корень - ВЕР; корень - О; суффикс - УЧ; суффикс - ЕНИ; окончание - Е; Основа слова: ВЕРОУЧЕНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - ВЕР. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
(2 с), Пр. о вероуче/нии; мн. вероуче/ния, Р. вероуче/нийСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
Унр Увир Уверение Руно Рон Роение Ров Рио Рин Речение Рено Рение Ревун Рев Рвение Очин Оун Орун Орн Онуч Онер Овир Овин Овен Ноу Урон Учение Черви Черно Чернов Неуч Нерв Чин Чир Нер Невро Невр Неверие Невер Ирон Ион Чон Иов Вчерне Вручение Чрево Врио Вор Вон Вне Вич Вино Винер Вечно Вечер Вече Верчение Вероучение Верно Вено Веер Чурин Вечор Вие Воин Ворчун Врун Евр Евро Ение. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
Ударение в слове: вероуч`ениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: вероуч`ение
ВЕРОУЧЕНИЕ
ВЕРОУЧЕНИЕ
-я, ср. Совокупность основных положений какой-л. религии.Христианское вероучение.Синонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестанти. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
вероуче/ние, -я Синонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
с рел dogma religioso, doutrina religiosaСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
с. рел.dogme mСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
Rzeczownik вероучение n zasady wiary
ВЕРОУЧЕНИЕ
сGlaubenslehre fСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
вероуч'ение, -яСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
〔中〕〈书〉教义, 教理. христианское ~ 基督教教义. Синонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
Вероуче́ние — 1) совокупность знаний, очерчивающих и раскрывающих предметы веры; 2) Православное вероучение — совокупность истинных знаний, открытых Богом, необходимых человеку для достижения личного спасения, очерчивающих и раскрывающих предметы христианской веры.
Чем подтверждается истинность Православного вероучения?
Несмотря на то, что предметы Православного вероучения относятся к области сверхъестественного, подтвердить его истинность можно и опираясь на доводы естественного мышления.
В качестве одного из важнейших признаков, подтверждающих истинность вероучения, выступает сбыточность пророчеств. Существенная часть подлинных пророчеств были озвучены ещё в период Ветхого Завета.
Другим важным признаком истинности вероучения Церкви служат реализованные в Новом Завете прообразы, описанные в Священном Писании Ветхого Завета (ветхозаветная пасха — новозаветная Пасха; переход евреев через Чермное море — Таинство Крещения; медный змий — Распятие Христово; Крест Христов).
Кроме того истинность Евангельской проповеди Спасителя подтверждена многочисленными чудесами ( Ин.5:36 ), совершенными Им за время Его пребывания на Земле, в том числе чудом из чудес — Воскресением ( 1Кор.15-17 ).
Ещё одним важным признаком является опыт святых, наглядно демонстрирующий, что каким бы грешным не был человек, но если он обращается ко Христу и стремится жить согласно вероучению Церкви, то не только преображается в нового человека, а и достигает уподобления Богу и единения с Ним, освящается, обоживается.
Наконец, истинность православного вероучения подтверждается тем, что оно удовлетворяет религиозным потребностям человеческого духа. Тем, кто следует по стопам Христовым, дано уже в этой жизни испытать радость богообщения, предызображающую будущее блаженство в Царстве Славы.
Я являюсь членом церкви Евангельских Христиан-Баптистов. Это значит, что я верю, что вероучение Евангельских Христиан-Баптистов верно и наиболее точно отражает учение Священного Писания. Более того, я считаю, что в случае уклонения в ересь член Церкви подлежит отлучению от Церкви. Есть ли у меня основания так считать?
1. СУЩНОСТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ
1.1 Что такое вероучение?
Для указания на вероучение иногда используются родственные слова — исповедание, догмы, доктрины, Символы веры или кредо.
Символами веры или кредо обычно называют краткие изложения догматов Церкви. Например, Апостольский символ веры, Никео-Цареградский Символ веры и др. Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в простых предложениях главные догматические положения без доказательств, как предмет восприятия верою.
Исповеданиями веры обычно называют утверждение доктрин веры, очень похожее на Символ веры, но как правило, длиннее и имеющее дидактический характер.
Таким образом, мы можем согласиться, что вероучение — это совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями.
1.2. Место вероучения
1.2.1. Вероучения и Писание
В каждом новом периоде христианства появлялись и будут появляться новые опасности и новые вызовы истиной церкви. Ответ на эти вызовы должен быть отражен в вероучении. Поэтому если Слово Божие остается неизменным и непогрешимым, то вероучение может дополнятся, для того, чтобы соответствовать нуждам церкви.
Вероучение используется, чтобы суммировать то, что по нашему мнению, учит Библия. Является ли вероучение в таком случае авторитетным? Несомненно, ведь оно отражает учение Писания. Но оно авторитетно только в той степени, в которой оно верно отражает это учение. Баптисты всегда признавали верность Священному Писанию, но они считали вероучения полезными как сумму Библейской истины.
Итак, вероучение представляет учение Священного Писания. Оно не заменяет Священное Писание, не дополняет его, и не существует независимо от него. Поэтому принцип Sola Scriptura не противоречит наличию вероучений или исповеданий.
1.2.2. Вероучение и церковь
1.2.3. Вероучение и христианин
1.3. Источники вероучения
На каком основании мы можем заявлять о необходимости и важности вероучения? Есть ли в Священном Писании какие-либо указания на вероучение? Мы рассмотрим несколько понятий, которые можно назвать предпосылками или источниками вероучения.
1.3.1. Вера
1.3.2. Здравое учение
Итак, указание на здравое учение можно также отнести к источникам вероучения.
1.3.3. Образ здравого учения
Любая область знания в этом мире имеет свои термины для выражения определенных понятий. Церковь не исключение. Например, слово Троица не употребляется в Библии, но выражает библейский факт о том, что Бог есть одна сущность в трех личностях: Отец, Сын и Дух Святой. Поэтому использование слова Троица имеет важный вероучительный аспект — оно отражает ортодоксальную концепцию и свидетельствует о богословской позиции человека, который ее принимает. Если мы услышим проповедника, который начнет говорит о том, что Троица — это не библейская истина, для нас сразу становится понятно, что этот проповедник говорит ложное учение.
В этих словах мы видим образец основных доктрин вероучения. Павел перечисляет учение о Боге, учение о Христе, Его смерти и воскресении и учение о спасении. Это одно предложение, которое содержит в себе несколько вероучительных истин.
1.3.4. Библейские исповедания
Этот текст подразумевает, что христианин должен знать основу библейских истин для исповедания перед другими. Именно к этой готовности призывает апостол Петр словами:
В записях Священного Писания мы можем найти краткие исповедания апостольской церкви. Именно эти исповедания стали примерами для образования вероучительных заявлений в более позднем периоде. Наиболее ярким из подобных исповеданий можно считать следующий текст:
1.3.5. Предание Павла
В третьей главе этого послания Павел вновь поощряет христиан следовать его преданию, хотя в этом тексте речь идет больше об образе христианской жизни.
1.3.6. Вероучение как хвала
В 1 Тим. 3.16 Павел перечисляет следующие доктрины: доктрину боговоплощения, доктрину о роле Духа Святого в служении Христа, свидетельство ангелов, благовестие в народах, принятие верою, и доктрину о вознесении Христа. Но это не просто перечисление доктрин. Это также выражение прославления и хвалы. Произнося эти вероучительные исповедания Павел прославляет через это Бога!
1 Тим. 1.15-17 показывает еще один пример того, как доктринальное заявление неразрывно связано с прославлением Бога. Павел пишет:
В этом тексте мы видим неразрывную связь доктрины, свидетельства и славы идущей Богу от исповедания человека.
Рассмотренные нами предпосылки или источники вероучения в Священном Писании дают нам достаточное библейское основание для утверждения, что наличие вероучения в церквях ЕХБ необходимо признать не только соответствующим библейскому учению, но и обязательным и необходимым.
1.4. Содержание вероучения
Какие истины или доктрины должны быть содержанием вероучения? Здесь нужно учитывать две стороны вероучения — сторону доктринальную и сторону практическую. Доктринальная или догматическая сторона должна содержать основные библейские истины необходимые для того, чтобы учение оставалось библейским. Практическая сторона должна содержать библейские ответы на вопросы жизни и благочестия и тех проблем, с которыми церковь сталкивается в настоящее время.
1.4.1. Доктринальная часть
Какие именно доктрины должны быть в Вероучении? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны увидеть основную тему всего Писания и определить, что в Слове Божием является наиболее важным. Изучение Писания приведет нас к заключению, что Библия говорит о многих важных вопросах, но центр всего Писание — это Иисус Христос.
Поэтому доктринальная часть должна содержать доктрины откровения Бога во Христе и спасение человечества через Христа. Следующие тексты Писание дают нам основание для определения доктринальной части вероучения:
Таким образом, учения о Слове Божием, о триедином Боге, о сотворении и грехопадении человека, об искуплении во Христе, средствах спасения и духовной жизни, о Церкви и Втором пришествии Иисуса Христа должны быть обязательными в доктринальной части всякого вероучения. Такие доктрины как Божественность Христа, Воскресение Христа, Спасение по благодати через веру, Учение о Троице, Учение о Крещении Духом Святым, Учение о Крещении и Вечере Господней, Учение о воскресном дне, Учение о небе и аде необходимы в вероучении не только как важные учения, но и для отражения заблуждений.
1.4.2. Практическая часть
Таким образом, вопросы семьи, отношения к вопросам государства и культуры, вопросы церковной дисциплины и практической жизни христианина должны занимать достойное место в Вероучении. Учение о святости и грехе, Учение о браке и отношение к абортам, Вопросы отделения от мира, Учение о свободной воле человека, вопросы предопределения и утраты спасения, отношение к оружию, влияние харизматического движения, вопросы секуляризации и политизации церкви, вопросы целомудрия и благочестия — все это вопросы, которые являются вызовами для Церкви сегодня и, возможно, должны быть отражены в Вероучении.
2. ФУНКЦИИ ВЕРОУЧЕНИЯ
В этом разделе мы рассмотрим практическую полезность вероучения. Почему важно иметь вероучение и каковы его функции? Для чего оно нужно церкви?
Используя эти перечисления мы можем указать на следующие функции вероучения:
1. ЕДИНСТВО. Вероучение есть основа единства поместной церкви.
Приводит ли Вероучение к разделениям? Сегодня все больше можно услышать возражений против Вероучения по этой причине. Что говорит Священное Писание?
Павел говорит о том, что разделяет не Вероучение, а люди, которые идут против истинного учения.
2. ЧИСТОТА. Вероучение помогает сохранять чистоту евангельского учения.
Переданая вера должна остаться неизмененной. Она должна сохранятся из поколения в поколение. Поэтому вероучение связывает поколения в сохранении чистоты учения, определяя те доктрины, которые необходимо отстаивать.
Писание ясно говорит о необходимости сохранения веры.
3. ОБУЧЕНИЕ. Вероучение есть инструмент для христианского обучения
В Библии больше 773000 слов, которые невозможно полностью запомнить для молодого или новообращенного христианина. Это невозможно даже на протяжении всей жизни. Но церкви дано повеление во Вт.6.4-25 и Великом поручении (Мф 28.19-20) учить истинам Библии других. Всякое обучение нуждается в определении фундаментальных истин. Понимание Писания возможно только посредством чтения и изучения Писания, слышания и объяснения и применения в жизни. Вероучение — это способ обучения. Оно суммирует основные фундаментальные истины для обучения.
4. ДИСЦИПЛИНА. Вероучение дает стандарт для церковной дисциплины.
Избираемые руководители должны соответствовать этому стандарту. Члены церкви также должны ему соответствовать или быть подвержены церковной дисциплине.
5. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Вероучение пред-лагает свидетельство тем, кто вне церкви.
6. СТАНДАРТ. Вероучение обеспечивает стандарт для оценки нового учения возникающего внутри церкви.
Эта функция важна в наш век отступления. Христианские культы и заблуждения особо опасны, потому что обращаются к Библии. Вероучение защищает в этой ситуации. Чем яснее будет записано вероучение, тем безопаснее будет церковь.
Способ защиты стандартов истины должен быть апостольским
1 Ин.4.1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Сразу после этого идет проверка по вероучению: Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста,
Это вероучение было сформулировано в ответ на заблуждение, появившееся в церкви известное как докетизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев сущность и функции вероучения, мы приходим в следующим выводам:
1. Вероучение есть неотъемлемая и важная часть домостроительства церкви.
2. Библия дает достаточное основание, чтобы считать наличие вероучение в церкви библейской практикой.
3. Отказ от вероучения приведет к духовной болезни церкви и откроет возможности для уклонения в лжеучение
4. Мы должны хранить истину учения Писания используя вероучения, своевременно отвечая на проблемы церкви сегодняшнего дня.
Реферат на 13-ый Съезд Северо-западного Объединения Славянских Церквей ЕХБ США
10-12 мая 2013 г.
Читайте также: