Что такое unicode и каковы его перспективы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Юникод — это мировой стандарт кодировки символов. Система использует Юникод исключительно для обработки символов и строк. Подробное описание всех аспектов Юникода см. в стандарте Юникода.

По сравнению с более старыми механизмами обработки символьных и строковых данных, Юникод упрощает локализацию программного обеспечения и улучшает обработку многоязычного текста. Используя Юникод для представления символьных и строковых данных в приложениях, можно включить возможности универсального обмена данными для глобального маркетинга, используя один двоичный файл для каждого возможного кода символа. Юникод выполняет следующие действия:

  • Позволяет любому сочетанию символов, выводимых из любого сочетания сценариев и языков, сосуществовать в одном документе.
  • Определяет семантику для каждого символа.
  • Стандартизация поведения сценария.
  • Предоставляет стандартный алгоритм для двунаправленного текста.
  • Определяет перекрестные сопоставления для других стандартов.
  • Определяет несколько кодировок для отдельной кодировки: UTF-7, UTF-8, UTF-16 и UTF-32. Преобразование данных между этими кодировками без потерь.

Юникод поддерживает множество сценариев, используемых в разных языках мира, а также большое количество технических символов и специальных символов, используемых при публикации. Поддерживаются следующие сценарии: латиница, Греческий, кириллица, иврит, арабский, деванагари, тайский, Таиланд, хангыль, хирагана и катакана. В число поддерживаемых языков входят, но не ограничено, немецкий, французский, английский, Греческий, Русский, иврит, арабский, хинди, тайский, китайский, корейский и японский. В настоящее время Юникод может представлять подавляющее большинство символов в современных компьютерах по всему миру, а также обновляться, чтобы сделать его еще более полным.

Набор символов Юникода включает множество Объединенных символов, например U + 0308 ("ё"), объединяющий диересис или умляут. Юникод часто представляет один и тот же глиф в форме "", состоящей из "", или "", разделенной "". Например, составной формой "Ä" является одиночная кодовая точка Юникода "Ä" (U + 00C4), а ее настоящую форма — "A" + "ё" (U + 0041 U + 0308). В Юникоде не определена составная форма для каждого глифа. Например, вьетнамский символ "o" в нижнем регистре с циркумфлексом и тильдой ("ỗ") представлен в виде U + 006F U + 0302 U + 0303 (o + циркумфлексом + тильда). Более подробное обсуждение сочетаний символов и связанных с ними проблем см. в разделе Использование нормализации Юникода для представления строк.

новые Windows приложения должны использовать UTF-16 в качестве внутреннего представления данных. Windows также предоставляет обширную поддержку для кодовых страниц, и смешанное использование в одном приложении возможно. Даже новые приложения на основе Юникода иногда приходится работать с кодовыми страницами. Причины этого описаны в разделе кодовые страницы.

Данные, преобразованные непосредственно из кодировки, используемой одной кодовой страницей, в кодировку, используемую другим кодом, могут быть повреждены, так как одно и то же значение данных на разных кодовых страницах может кодировать другой символ. Даже если приложение преобразуется как можно ближе к интерфейсу, необходимо тщательно обдумать Диапазон обрабатываемых данных.

Данные, преобразованные из Юникода в кодовую страницу, подвергаются потери данных, поскольку данная кодовая страница может не представлять каждый символ, используемый в этих данных в Юникоде. Поэтому обратите внимание, что WideCharToMultiByte может потерять некоторые данные, если Целевая кодовая страница не может представлять все символы в строке Юникода.

При модернизации устаревших приложений на основе кодовых страниц для использования Юникода можно использовать универсальные функции и текстовый макрос для поддержки одного набора источников, из которого компилируются две версии приложения. одна версия поддерживает юникод, а другая — с Windows кодовыми страницами. используя этот механизм, можно преобразовать даже очень крупные приложения из Windows кодовые страницы в юникод, сохраняя источники приложений, которые могут быть скомпилированы, построены и протестированы на всех этапах преобразования. Дополнительные сведения см. в разделе соглашения для прототипов функций.

В символах и строках Юникода используются типы данных, отличные от тех, которые используются для символов и строк на основе кодовой страницы. Вместе с набором макросов и соглашений об именовании это различие снижает вероятность случайного смешивания двух типов символьных данных. Он упрощает проверку типов компилятора, чтобы обеспечить использование только значений параметров Юникода с функциями, ожидающими строки в Юникоде.

Юникод — это очень большой и сложный мир, ведь стандарт позволяет ни много ни мало представлять и работать в компьютере со всеми основными письменностями мира. Некоторые системы письма существуют уже более тысячи лет, причём многие из них развивались почти независимо друг от друга в разных уголках мира. Люди так много всего придумали и оно зачастую настолько непохоже друг на друга, что объединить всё это в единый стандарт было крайне непростой и амбициозной задачей.

Чтобы по-настоящему разобраться с Юникодом нужно хотя бы поверхностно представлять себе особенности всех письменностей, с которыми позволяет работать стандарт. Но так ли это нужно каждому разработчику? Мы скажем, что нет. Для использования Юникода в большинстве повседневных задач, достаточно владеть разумным минимумом сведений, а дальше углубляться в стандарт по мере необходимости.

В статье мы расскажем об основных принципах Юникода и осветим те важные практические вопросы, с которыми разработчики непременно столкнутся в своей повседневной работе.

Зачем понадобился Юникод?

До появления Юникода, почти повсеместно использовались однобайтные кодировки, в которых граница между самими символами, их представлением в памяти компьютера и отображением на экране была довольно условной. Если вы работали с тем или иным национальным языком, то в вашей системе были установлены соответствующие шрифты-кодировки, которые позволяли отрисовывать байты с диска на экране таким образом, чтобы они представляли смысл для пользователя.

Если вы распечатывали на принтере текстовый файл и на бумажной странице видели набор непонятных кракозябр, это означало, что в печатающее устройство не загружены соответствующие шрифты и оно интерпретирует байты не так, как вам бы этого хотелось.

У такого подхода в целом и однобайтовых кодировок в частности был ряд существенных недостатков:

  1. Можно было одновременно работать лишь с 256 символами, причём первые 128 были зарезервированы под латинские и управляющие символы, а во второй половине кроме символов национального алфавита нужно было найти место для символов псевдографики (╔ ╗).
  2. Шрифты были привязаны к конкретной кодировке.
  3. Каждая кодировка представляла свой набор символов и конвертация из одной в другую была возможна только с частичными потерями, когда отсутствующие символы заменялись на графически похожие.
  4. Перенос файлов между устройствами под управлением разных операционных систем был затруднителен. Нужно было либо иметь программу-конвертер, либо таскать вместе с файлом дополнительные шрифты. Существование Интернета каким мы его знаем было невозможным.
  5. В мире существуют неалфавитные системы письма (иероглифическая письменность), которые в однобайтной кодировке непредставимы в принципе.

Основные принципы Юникода

Все мы прекрасно понимаем, что компьютер ни о каких идеальных сущностях знать не знает, а оперирует битами и байтами. Но компьютерные системы пока создают люди, а не машины, и для нас с вами иногда бывает удобнее оперировать умозрительными концепциями, а затем уже переходить от абстрактного к конкретному.

Важно! Одним из центральных принципов в философии Юникода является чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.

Вводится понятие абстрактного юникод-символа, существующего исключительно в виде умозрительной концепции и договорённости между людьми, закреплённой стандартом. Каждому юникод-символу поставлено в соответствие неотрицательное целое число, именуемое его кодовой позицией (code point).

Так, например, юникод-символ U+041F — это заглавная кириллическая буква П. Существует несколько возможностей представления данного символа в памяти компьютера, ровно как и несколько тысяч способов отображения его на экране монитора. Но при этом П, оно и в Африке будет П или U+041F.

image

Это хорошо нам знакомая инкапсуляция или отделение интерфейса от реализации — концепция, отлично зарекомендовавшая себя в программировании.

Получается, что руководствуясь стандартом, любой текст можно закодировать в виде последовательности юникод-символов


записать на листочке, упаковать в конверт и переслать в любой конец Земли. Если там знают о существовании Юникода, то текст будет воспринят ими ровно так же, как и нами с вами. У них не будет ни малейших сомнений, что предпоследний символ — это именно кириллическая строчная е (U+0435), а не скажем латинская маленькая e (U+0065). Обратите внимание, что мы ни слова не сказали о байтовом представлении.

Хотя юникод-символы и называются символами, они далеко не всегда соответствуют символу в традиционно-наивном понимании, например букве, цифре, пунктуационному знаку или иероглифу. (Подробнее смотри под спойлером.)

  • U+0000: нулевой символ;
  • U+D800–U+DFFF: младшие и старшие суррогаты для технического представления кодовых позиций в диапазоне от 10000 до 10FFFF (читай: за пределами БМЯП/BMP) в семействе кодировок UTF-16;
  • и т.д.
  • U+0020 (пробел);
  • U+00A0 (неразрывный пробел, в HTML);
  • U+2002 (полукруглая шпация или En Space);
  • U+2003 (круглая шпация или Em Space);
  • и т.д.
  • U+0300 и U+0301: знаки основного (острого) и второстепенного (слабого) ударений;
  • U+0306: кратка (надстрочная дуга), как в й;
  • U+0303: надстрочная тильда;
  • и т.д.

Что такое символ, чем отличается графемный кластер (читай: воспринимаемое как единое целое изображение символа) от юникод-символа и от кодового кванта мы расскажем в следующий раз.

Кодовое пространство Юникода

Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF. Из них к девятой версии стандарта значения присвоены лишь 128 237. Часть пространства зарезервирована для частного использования и консорциум Юникода обещает никогда не присваивать значения позициям из этих специальный областей.

Кодировки

Если мы хотим переслать текст через Интернет, то нам потребуется закодировать последовательность юникод-символов в виде последовательности байтов.

Стандарт Юникода включает в себя описание ряда юникод-кодировок, например UTF-8 и UTF-16BE/UTF-16LE, которые позволяют кодировать всё пространство кодовых позиций. Конвертация между этими кодировками может свободно осуществляться без потерь информации.

Также никто не отменял однобайтные кодировки, но они позволяют закодировать свой индивидуальный и очень узкий кусочек юникод-спектра — 256 или менее кодовых позиций. Для таких кодировок существуют и доступны всем желающим таблицы, где каждому значению единственного байта сопоставлен юникод-символ (см. например CP1251.TXT). Несмотря на ограничения, однобайтные кодировки оказываются весьма практичными, если речь идёт о работе с большим массивом моноязыковой текстовой информации.

Из юникод-кодировок самой распространённой в Интернете является UTF-8 (она завоевала пальму первенства в 2008 году), главным образом благодаря её экономичности и прозрачной совместимости с семибитной ASCII. Латинские и служебные символы, основные знаки препинания и цифры — т.е. все символы семибитной ASCII — кодируются в UTF-8 одним байтом, тем же, что и в ASCII. Символы многих основных письменностей, не считая некоторых более редких иероглифических знаков, представлены в ней двумя или тремя байтами. Самая большая из определённых стандартом кодовых позиций — 10FFFF — кодируется четырьмя байтами.

Обратите внимание, что UTF-8 — это кодировка с переменной длиной кода. Каждый юникод-символ в ней представляется последовательностью кодовых квантов с минимальной длиной в один квант. Число 8 означает битовую длину кодового кванта (code unit) — 8 бит. Для семейства кодировок UTF-16 размер кодового кванта составляет, соответственно, 16 бит. Для UTF-32 — 32 бита.

Если вы пересылаете по сети HTML-страницу с кириллическим текстом, то UTF-8 может дать весьма ощутимый выигрыш, т.к. вся разметка, а также JavaScript и CSS блоки будут эффективно кодироваться одним байтом. К примеру главная страница Хабра в UTF-8 занимает 139Кб, а в UTF-16 уже 256Кб. Для сравнения, если использовать win-1251 с потерей возможности сохранять некоторые символы, то размер, по сравнению с UTF-8, сократится всего на 11Кб до 128Кб.

Для хранения строковой информации в приложениях часто используются 16-битные юникод-кодировки в силу их простоты, а так же того факта, что символы основных мировых систем письма кодируются одним шестнадцатибитовым квантом. Так, например, Java для внутреннего представления строк успешно применяет UTF-16. Операционная система Windows внутри себя также использует UTF-16.

В любом случае, пока мы остаёмся в пространстве Юникода, не так уж и важно, как хранится строковая информация в рамках отдельного приложения. Если внутренний формат хранения позволяет корректно кодировать все миллион с лишним кодовых позиций и на границе приложения, например при чтении из файла или копировании в буфер обмена, не происходит потерь информации, то всё хорошо.

Для корректной интерпретации текста, прочитанного с диска или из сетевого сокета, необходимо сначала определить его кодировку. Это делается либо с использованием метаинформации, предоставленной пользователем, записанной в тексте или рядом с ним, либо определяется эвристически.

В сухом остатке

Информации много и имеет смысл привести краткую выжимку всего, что было написано выше:

  • Юникод постулирует чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.
  • Юникод-символы не всегда соответствуют символу в традиционно-наивном понимании, например букве, цифре, пунктуационному знаку или иероглифу.
  • Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF.
  • Базовая многоязыковая плоскость включает в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF, которые кодируются в UTF-16 двумя байтами.
  • Любая юникод-кодировка позволяет закодировать всё пространство кодовых позиций Юникода и конвертация между различными такими кодировками осуществляется без потерь информации.
  • Однобайтные кодировки позволяют закодировать лишь небольшую часть юникод-спектра, но могут оказаться полезными при работе с большим объёмом моноязыковой информации.
  • Кодировки UTF-8 и UTF-16 обладают переменной длиной кода. В UTF-8 каждый юникод-символ может быть закодирован одним, двумя, тремя или четырьмя байтами. В UTF-16 — двумя или четырьмя байтами.
  • Внутренний формат хранения текстовой информации в рамках отдельного приложения может быть произвольным при условии корректной работы со всем пространством кодовых позиций Юникода и отсутствии потерь при трансграничной передаче данных.

Краткое замечание про кодирование

С термином кодирование может произойти некоторая путаница. В рамках Юникода кодирование происходит дважды. Первый раз кодируется набор символов Юникода (character set), в том смысле, что каждому юникод-символу ставится с соответствие кодовая позиция. В рамках этого процесса набор символов Юникода превращается в кодированный набор символов (coded character set). Второй раз последовательность юникод-символов преобразуется в строку байтов и этот процесс также называется кодирование.

В англоязычной терминологии существуют два разных глагола to code и to encode, но даже носители языка зачастую в них путаются. К тому же термин набор символов (character set или charset) используется в качестве синонима к термину кодированный набор символов (coded character set).

Всё это мы говорим к тому, что имеет смысл обращать внимание на контекст и различать ситуации, когда речь идёт о кодовой позиции абстрактного юникод-символа и когда речь идёт о его байтовом представлении.

В заключение


В Юникоде так много различных аспектов, что осветить всё в рамках одной статьи невозможно. Да и ненужно. Приведённой выше информации вполне достаточно, чтобы не путаться в основных принципах и работать с текстом в большинстве повседневных задач (читай: не выходя за рамки BMP). В следующих статьях мы расскажем о нормализации, дадим более полный исторический обзор развития кодировок, побеседуем о проблемах русскоязычной юникод-терминологии, а также сделаем материал о практических аспектах использования UTF-8 и UTF-16.

Что такое кодировки?

Сейчас Unicode — это основной стандарт кодирования символов, включающий в себя знаки почти всех письменных языков мира. Unicode применяется везде, где есть текст. Информация на страницах в социальных сетях, записи в базах данных, компьютерные программы и мобильные приложения — всё это работает с использованием Unicode.

В этом гайде мы рассмотрим, как появился Unicode и какие проблемы он решает. Узнаем, как хранилась и передавалась информация до введения единого стандарта кодирования символов, а также рассмотрим примеры кодировок, основанных на Unicode.

Предпосылки появления кодировок

Исторически компьютер создавался как машина для ускорения и автоматизации вычислений. Само слово computer с английского можно перевести как вычислитель, а в 20 веке в СССР, до распространения термина компьютер, использовалась аббревиатура ЭВМ — электронно вычислительная машина.

Всё, чем компьютеры оперировали — числа. Основным заказчиком и драйвером появления первых моделей были оборонные предприятия. На компьютерах проводили расчёты параметров полёта баллистических ракет, самолётов, спутников. В 1950-е годы вычислительные мощности компьютеров стали использовать для:

  • прогноза погоды;
  • вычислений экспериментальной и теоретической физики;
  • расчета заработной платы сотрудников (например, компьютер LEO применялся для нужд компании, владеющей сетью чайных магазинов);
  • прогнозирование результатов выборов президента США (1952 год, компьютер UNIVAC).

Компьютеры и числа

Цели, для которых разрабатывались компьютеры, привели к появлению архитектуры, предназначенной для работы с числами. Они хранятся в компьютере следующим образом:

  1. Число из десятичной системы счисления переводится в двоичную, т.е. набор нулей и единиц. Например, 3 в двоичной системе счисления можно записать в виде 11, а 9 как 1001. Подробнее о системах счисления читайте в соответствующем гайде.
  2. Полученный набор нулей и единиц хранится в ячейках памяти компьютера. Например, наличие тока на элементе памяти означает единицу, его отсутствие — ноль.

картинка о записи чисел в память

В конце 1950-х годов происходит замена ламп накаливания на полупроводниковые элементы (транзисторы и диоды). Внедрение новой технологии позволило уменьшить размеры компьютеров, увеличить скорость работы и надёжность вычислений, а также повлияло на конечную стоимость. Если первые компьютеры были дорогостоящими штучными проектами, которые могли себе позволить только государства или крупные компании, то с применением полупроводников начали появляться серийные компьютеры, пусть даже и не персональные.

Компьютеры и символы

Компьютеры создавались для работы с числами, они не могут хранить символы. При вводе информации в компьютер символы преобразуются в числа и хранятся в памяти компьютера как обычные числа, а при выводе информации происходит обратное преобразование из чисел в символы.

Правила преобразования символов и чисел хранились в виде таблицы символов (англ. charset). В соответствии с такой таблицей для каждого компьютера конструировали и своё уникальное устройство ввода/вывода информации (например, клавиатура и принтер).

Картинка о записи символов в память

Распространение компьютеров

В начале 1960-х годов компьютеры были несовместимы друг с другом даже в рамках одной компании-производителя. Например, в компании IBM насчитывалось около 20 конструкторских бюро, и каждое разрабатывало свою собственную модель. Такие компьютеры не были универсальными, они создавались для решения конкретных задач. Для каждой решаемой задачи формировалась необходимая таблица символов, и проектировались устройства ввода/вывода информации.

В этот период начинают формироваться сети, соединяющие в себе несколько компьютеров. Так, в 1958 году создали систему SAGE (Semi-Automatic Ground Environment), объединившую радарные станций США и Канады в первую крупномасштабную компьютерную сеть. При этом, чтобы результаты вычислений одних компьютеров можно было использовать на других компьютерах сети, они должны были обладать одинаковыми таблицами символов.

В 1962 году компания IBM формирует два главных принципа для развития собственной линейки компьютеров:

  1. Компьютеры должны стать универсальными. Это означало переход от производства узкоспециализированных компьютеров к машинам, которые могут решать разные задачи.
  2. Компьютеры должны стать совместимыми друг с другом, то есть должна быть возможность использовать данные с одного компьютера на другом.

Так в 1965 году появились компьютеры IBM System/360. Это была линейка из шести моделей, состоящих из совместимых модулей. Модели различались по производительности и стоимости, что позволило заказчикам гибко подходить к выбору компьютера. Модульность систем привела к появлению новой отрасли — производству совместимых с System/360 вычислительных модулей. У компаний не было необходимости производить компьютер целиком, они могли выходить на рынок с отдельными совместимыми модулями. Всё это привело к ещё большему распространению компьютеров.

ASCII как первый стандарт кодирования информации

Телетайп и терминал

Телетайпы также преобразуют текстовую информацию в некоторые сигналы, которые передаются по проводам. При этом не всегда используется бинарный код, например, в азбуке Морзе используются 3 символа — точка, тире и пауза. Для телетайпов необходимы таблицы символов, соответствие в которых строится между символами и сигналами в проводах. При этом для каждого телетайпа (пары, соединённых телетайпов) таблицы символов могли быть свои, исходя из задач, которые они решали. Отличаться, например, мог язык, а значит и сам набор символов, который отправлялся с помощью устройства. Для оптимизации работы телетайпа самые популярные (часто встречающиеся) символы кодировались наиболее коротким набором сигналов, а значит и в рамках одного языка, набор символов мог быть разным.

ASCII

Повсеместное распространение компьютеров и средств обмена текстовой информацией потребовало разработки единого стандарта кодирования для передачи и хранения информации. Такой стандарт разработали в США в 1963 году. Таблицу из 128 символов назвали ASCII — American standard code for information interchange (Американский стандарт кодов для обмена информацией).

ASCII image

Первые 32 символа в ASCII являются управляющими. Они использовались для того, чтобы, например, управлять печатающим устройством телетайпа и получать некоторые составные символы. Например:

  1. символ Ø можно было получить так: печатаем O, затем с помощью управляющего кода BS (BackSpace) передвигаем печатную головку на один символ назад и печатаем символ /,
  2. символ à получался как a BS `
  3. символ Ç получался как C BS ,

Введение управляющих символов позволяло получать новые символы как комбинацию существующих, не вводя дополнительные таблицы символов.

Однако введение стандарта ASCII решило вопрос только в англоговорящих странах. В странах с другой письменностью, например, с кириллической в СССР, проблема оставалась.

Кодировки для других языков

В течение более чем 20 лет вопрос решали введением собственных локальных стандартов, например, в СССР на основе таблицы ASCII разработали собственные варианты кодировок КОИ 7 и КОИ 8, где 7 и 8 указывают на количество бит, необходимых для кодирования одного символа, а КОИ расшифровывается как Коды Обмена Информацией.

С дальнейшим развитием систем начали использовать восьмибитные кодировки. Это позволило использовать наборы, содержащие по 256 символов. Достаточно распространён был подход, при котором первые 128 символов брали из стандарта ASCII, а оставшиеся 128 дополнялись собственными символами. Такое решение, в частности, было использовано в кодировке KOI 8.

Однако единым стандартом указанные кодировки так и не стали. Например, в MS-DOS для русских локализаций использовалась кодировка cp866, а далее в среде MS Windows стали использоваться кодировки cp1251. Для греческого языка применялись кодировки cp851 и cp1253. В результате документы, подготовленные с использованием старой кодировки, становились нечитаемыми на новых.

Картинка для кодировок

Обе кодировки основаны на стандарте ASCII, поэтому знаки препинания и буквы английского алфавита в обеих кодировках выглядят одинаково. Кириллический текст при этом становится совершенно нечитаемым.

При этом компьютерная память была дорогой, а связь между компьютерами медленной. Поэтому выгоднее было использовать кодировки, в которых размер в битах каждого символа был небольшим. Таблица символов состоит из 256 символов. Это значит, что нам достаточно 8 бит для кодирования любого из них (2^8 = 256).

Переход к Unicode

Развитие интернета, увеличение количества компьютеров и удешевление памяти привели к тому, что проблемы, которые доставляла путаница в кодировках, стали перевешивать некоторую экономию памяти. Особенно ярко это проявлялось в интернете, когда текст написанный на одном компьютере должен был корректно отображаться на многих других устройствах. Это доставляло огромные проблемы как программистам, которые должны были решать какую кодировку использовать, так и конечным пользователям, которые не могли получить доступ к интересующим их текстам.

В результате в октябре 1991 года появилась первая версия одной общей таблицы символов, названной Unicode. Она включала в себя на тот момент 7161 различный символ из 24 письменностей мира.

В Unicode постепенно добавлялись новые языки и символы. Например, в версию 1.0.1 в середине 1992 года добавили более 20 000 идеограмм китайского, японского и корейского языков. В актуальной на текущий момент версии содержится уже более 143 000 символов.

Кодировки на основе Unicode

Unicode можно себе представить как огромную таблицу символов. В памяти компьютера записываются не сами символы, а номера из таблицы. Записывать их можно разными способами. Именно для этого на основе Unicode разработаны несколько кодировок, которые отличаются способом записи номера символа Unicode в виде набора байт. Они называются UTF — Unicode Transformation Format. Есть кодировки постоянной длины, например, UTF-32, в которой номер любого символа из таблицы Unicode занимает ровно 4 байта. Однако наибольшую популярность получила UTF-8 — кодировка с переменным числом байт. Она позволяет кодировать символы так, что наиболее распространённые символы занимают 1-2 байта, и только редко встречающиеся символы могут использовать по 4 байта. Например, все символы таблицы ASCII занимают ровно по одному байту, поэтому текст, написанный на английском языке с использованием кодировки UTF-8, будет занимать столько же места, как и текст, написанный с использованием таблицы символов ASCII.

На сегодняшний день Unicode является основной кодировкой, которую используют в работе все, кто связан с компьютерами и текстами. Unicode позволяет использовать сотни тысяч различных символов и отображать их одинаково на всех устройствах от мобильных телефонов до компьютеров на космических станциях.

Unicode - стандарт кодирования символов. Содержит знаки почти всех основных языков. Используется повсеместно от программ на пк до программ на смартфонах.Перспективы - будет дополняться новыми символами и буквами.

Представленную в двоичном виде(ДВОИЧНЫЙ КОД)

//Задание №1
const
m = 5;
n = 7;

var
a: array[1..m, 1..n] of integer;
i, j, s: integer;

begin
for i := 1 to m do
begin
for j := 1 to n do
begin
a[i, j] := random(21) - 10;
if (i mod 2) <> 0 then s := s + a[i, j];
write(a[i, j]:4);
end;
writeln;
end;
write('Сумма элементов на нечетных строках = ', s);
end.

Тестовое решение:
-10 2 -1 -8 -9 -1 5
2 -10 2 4 8 -6 8
0 3 2 3 -8 -10 4
3 -3 -4 2 9 -8 3
9 -4 -1 3 7 3 -2
Сумма элементов на нечетных строках = -13

//Задание №2
const
m = 5;
n = 7;

var
a: array[1..m, 1..n] of integer;
i, j, s: integer;

begin
for i := 1 to m do
begin
for j := 1 to n do
begin
a[i, j] := random(21) - 10;
if (i mod 2) <> 0 then s := s + a[i, j];
write(a[i, j]:4);
end;
writeln;
end;
writeln('Элементы на нечетных столбцах:');
for i := 1 to m do
begin
for j := 1 to n do
begin
if (j mod 2) <> 0 then write('a[', i, ',', j, '] = ', a[i, j], ' ');
end;
writeln;
end;
end.

Тестовое решение:
4 -10 -7 -4 -7 -5 -10
-1 3 6 -10 -2 -1 -5
2 8 -5 -1 -3 1 2
3 10 -5 6 -1 3 2
-8 3 4 5 -1 6 10
Элементы на нечетных столбцах:
a[1,1] = 4 a[1,3] = -7 a[1,5] = -7 a[1,7] = -10
a[2,1] = -1 a[2,3] = 6 a[2,5] = -2 a[2,7] = -5
a[3,1] = 2 a[3,3] = -5 a[3,5] = -3 a[3,7] = 2
a[4,1] = 3 a[4,3] = -5 a[4,5] = -1 a[4,7] = 2
a[5,1] = -8 a[5,3] = 4 a[5,5] = -1 a[5,7] = 10

Читайте также: