Что такое турок в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литературные произведения, созданные в 15–20 вв. на территории Анатолии на турецком языке.

Турецкий язык восходит к огузскому – языку восточно-турецких племен, населявших Центральную Азию и вытесненных в 8–10 вв. на запад уйгурами. Огузы пользовались для письма тюркским руническим письмом. В турецком фольклоре сохранились доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека, героический эпос – цикл Огуз-наме.

Приобщение огузов, или восточных турков к исламу относится к 10 в. В этот период огузы перенимают арабское письмо с добавлением отдельных знаков из персидского языка.

В первом государстве турков-сельджуков, Руме, в ходу было несколько языков: арабский – использовавшийся при написании религиозных и научных текстов, фарси, характерный для придворной поэзии, и турецкий – язык ежедневного общения и устного народного творчества.

В период установления и укрепления Османской империи в 13–15 вв. появляются первые произведения так называемой староанатолийской литературы на турецком языке. Она представляла собой сплав классических персидского, арабского и тюркского стилей, из жанров преобладала поэзия. В поэтических произведениях ощущался конфликт силлабической и силлаботонической метрики, свойственной турецкой народной речевой манере, отраженной в фольклоре, и арабо-персидской метрики аруз, впоследствии в течении шести веков господствовавшей в турецкой поэзии. Тюрки осваивают и персидские поэтические формы – месневи, касыду, газель. (см. также: ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА).

Первыми поэтами, пишущими на турецком, были поэты-суфии Ахмед Факих (ум. ок. 1250), автор Книги судьбы; его ученик Шейад Хамза, автор поэмы Юсуф и Зелиха. Поэт-дервиш Юнус Эмре (1240–1320) был известен своими эмоциональными и вдохновенными стихами-гимнами, в которых отразились его облаченные в религиозно-мистическую форму вольнолюбивые и оппозиционные взгляды. Несколько стихотворений на турецком есть и у известнейшего персидского поэта-суфия Джелал-ад Дина Руми (1207–1273) и его сына Султана Веледа (1226–1312). Наиболее значительное произведение этого периода – поэма-месневи Ашика-паши Книга скитальца (1330).

В 14–15 вв. в турецкую поэзию приходят новые жанры – романтические месневи, своего рода романы в стихах на сюжеты из Пятерицы Низами. Из них наиболее известна Хосров и Ширин Юсуфа Синана Шейхи (1371–1431), а также его сатирическая Поэма об осле, где речь идет об осле, который пошел искать рога, а вернулся без ушей. Некоторое время развитие придворной поэзии шло в направлении усложнения стиля и нагромождения эпитетов и сравнений. В 15–17 вв. продолжается освоение классических форм, бесконечно варьируются стандартные приемы и образы. Автор первой полной Пятерицы на турецком – Хамди Челеби (1449–1503). Позже в турецкой литературе появилось бесконечное множество вариантов Пятериц, многие из которых, в отличие от оригинала, были насыщены эпикурейскими мотивами. В рамках существующих традиций пытались отразить современную жизнь Ахмет-паша (ум.1497), Неджати (ум.1509), Месихи (1470–1512), Махмуд Абдул Бакы (1526–1600), писавший изящные газели, подражания Хафизу. В стихах дивана поэтессы Михри Хатун (1456–1514), дочери кади (судьи), звучит личный протест против положения женщины в средневековом обществе, но по форме ее поэзия выдержана в суффийских традициях.

С начала 17 в. все больше появляется сатирических и дидактических произведений, нацеленных на увещевание знати и власть предержащих, погрязших в пороках, что, однако, было небезопасно. Так, сатирик Омер Нефи (1572–1634), известный сборником сатир Стрелы судьбы, был казнен обиженным им везирем. В месневи Юсуфа Наби (1642–1712) Хайрие описаны лицемерие взяточников и казнокрадов. В своей поэме Вознесение Аллаэддин Сабит (1650–1712) впервые в юмористических тонах описал полет пророка Мухаммеда в семь небесных сфер.

В 18 в. продолжают развиваться жанры придворной поэзии. Поэт Ахмет Недим (1681–1730) в подражание турецким народным песням создал новую поэтическую форму – шаркы (песни); суфийские мотивы звучат в творчестве Шейха Галиба (1757–1799).

В начале 19 в. в турецкой литературе наблюдается застой. Некоторые поэты (Васыф Эндерунлу, Иззет Молла) стремятся приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, обогащая поэтический язык разговорными элементами.

Середина 19 в. ознаменовалась в Османской империи проведением широкомасштабной программы реформ – Танзимат (от арабск. танзим – упорядочение). Реформы, подготовленные Решид-пашой и утвержденные султаном Абдул-Меджидом в 1839, были призваны способствовать ускорению экономического развития Турции, росту турецкой буржуазии, оздоровлению финансовой системы, созданию условий для буржуазного развития, а также развития науки, литературы и формированию турецкой интеллигенции. На первом этапе реформы касались устройства налоговой, финансовой, властной систем. На втором, объявленном в 1856, нововведения отвечали в значительной степени интересам иностранного капитала. В духовной сфере это предполагало развитие системы светского образования, более глубокое знакомство с западно-европейской культурой, создание условий для взаимодействия с западными государствами не только в экономической, но и в культурной сфере.

Благодаря реформам Танзимата Турции удалось занять ведущее место среди стран Передней и Малой Азии.

Период Танзимата ознаменовался борьбой сторонников феодальной культуры, с одной стороны, и публицистов и писателей, пропагандирующих идеи буржуазного просвещения, близость к реальной жизни, критикующих феодальный деспотизм, с другой. Этот период стал переходным для турецкой литературы – был сделан резкий и быстрый переход от средневековой традиции к литературе нового времени.

Литература периода Танзимата восприняла новые реформаторские веяния и явилась их проводником, объединяя европейские культурные традиции с народной формой турецкого языка. Необычайный интерес турецких литераторов и читателей вызывали произведения европейских, в частности, французских писателей, их влияние на развитие новой турецкой литературы было чрезвычайно большим. Под влиянием французской литературы появляются новые жанры – новелла, роман – исторический, приключенческий, социальный. Западнические тенденции прослеживались на протяжении всего 19 в. и достигли своего пика перед Первой мировой войной.

Поэт Ибрахим Шинаси (1826–1871), учившийся в Париже в предреволюционные годы, стал первым профессиональным журналистом Турции, издавал газету, был автором первого турецкого драматического произведения – комедии Женитьба поэта (1860). По сюжету комедия напоминала Брак поневоле Мольера, но все типы, порядки, обычаи, народный язык были взяты из турецкой жизни: речь шла о браке со старшей дочерью вместо возлюбленной младшей.

Прогрессивная направленность литературы Танзимата – писатели выступали против насилия, деспотизма, угнетения личности – сочеталась с пропагандой панисламистских и пантюркистских идей. Другие литераторы периода Танзимата – Ахмет Мидхат (1844–1913), Шамсеттин Сами (1850–1904). Ахмет Мидхат – основоположник жанра новеллы, драматург и прозаик, реформировавший турецкий язык в сторону близости к народному. Автор публицистических произведений, более 40 романов – оригинальных и переводных, многие из которых были посвящены теме насильственных браков, пережитков, калечащих жизни людей, теме слепого преклонения перед Западом – романы Рабство, Брак, Эфлатун-бей и Ракым-эфенди, Доброволец.

Во второй половине 19 в. под влиянием Виктора Гюго, Мюссе в турецкой литературе появляются писатели, ищущие новые сюжеты лирических тем, обращаясь к внутреннему миру героев, – Абдулхак Хамид Тархан (1852–1937), Реджаизаде Экрем (1847–1913). Действие пьес бывшего дипломата, поэта и драматурга Абдулхака Хамида Тархана часто происходит в Индии, Афганистане, других странах, жизнь которых он хорошо знал. Его интересовало поведение героев в моменты выбора между любовью и долгом (Нестерен, Дочь Индии), психология завоевателя и побежденных (Эшбер). В его стихах впервые появляется тема исповеди падшей женщины.

Наиболее близки по содержанию и форме к европейским произведениям романы и рассказы Ушаклыгиль (1866–1945), Мехмета Рауфа (1875–1931), Хюсейна Джахида Ялчина (1874–1957) и др. Они поднимали новые темы, критиковали развращенность людей власти, исследовали влияние денег на человеческие отношения, размышляли о трудности отстаивания своей гражданской позиции.

После периода застоя в литературе начала 1900-х в Турции начинается подъем общественного самосознания, который закончился младотурецкой революцией 1908. В литературе развиваются реалистические тенденции, оживляется борьба различных литературных направлений. Сторонники демократизации выступали за упрощение турецкого языка, очищение его от иностранных слов. Это вело к отказу от прежних поэтических форм и метрики, что нашло отражение в Турецких стихах Мехмета Эммина Юр-дакула, которые были написаны размером народной поэзии хедже. Однако в дальнейшем темы Мехмета Эммина – война и Туран (мифическая родина всех тюрок) – стала навязчиво повторяться в произведениях его последователей, строивших свое творчество на эксплуатации националистических настроений.

Над слоговым усовершенствованием поэтической риторики, ее модернизацией экспериментировали поэты Орхан Сейфи Орхон (1890–1972), Юсуф Зия Ортач (1895–1967), Фарук Нафиз Чамлыбель (1898–1973), Халид Фахри Озансой (1891–1971). С другой стороны, за сохранение прежних форм и традиционного метра аруз, приспособленного к новым требованиям турецкого языка, выступали такие крупные мастера слова, как Ахмет Хашим (1885–1933), увлекавшийся французскими поэтами-символистами, и Яхья Кемаль Беятлы (1884–1958), поэтизировавший прошлое Османской империи.

В турецкой прозе начала 20 в. развиваются реалистические тенденции. Внимание писателей привлекает жизнь провинции – Рефик Халид Карай, Ака Гюндюз, Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864–1944), Омер Сейфеддин (1884–1920). Их описания жизни простых жителей Анатолии лаконичны, конкретны, содержательны, критичны. Новеллы сатирика Омера Сейфеддина повлияли на развитие прозы последующих десятилетий. В его творчестве, как и в творчестве его последователей, отчетливо прослеживаются националистические идеи – романы Новый Туран Халиде Эдиба Адывара (1884–1964) и Последний вечер Караосманоглу (1885–1974).

После Первой мировой войны Турция была оккупирована иностранными (французскими и английскими) войсками. В литературных журналах, находившихся под двойной цензурой – оккупационной и султанской, печатались произведения салонного характера.

В 1920-е в Анатолии формируется центр национально-освободительного движения. В газетах появляются призывы к сопротивлению иностранным оккупантам. Борьба за Анатолию перерастает в борьбу за самостоятельность Турции. Наиболее активная часть литераторов присоединяется к Анатолийскому центру. Многие писатели принимали участие в национально-освободительной войне, которая имела широкий отклик в литературе после установления Турецкой республики в 1923. Известны романы Халиде Эдиб Адывар, Решада Нури Гюнтекина, роман Содом и Гоморра (1928) Якуба Кадри, пьеса Голубая молния (1933) Ака Гюндюза. Писательница Халиде Эдиб Адывар (1884–1964) была активным деятелем пантюркистского движения, депутатом менджлиса. В своих известных романах Огненная рубашка (1922),Убейте блудницу (1926) она описывала перипетии человеческих судеб и любви на фоне национально-освободительной войны, зверств оккупантов, интриг предателей и т.д. Романист и драматург Решад Нури Гюнтекин(1892–1956), прославившийся романом Птичка певчая (1922) о злоключениях молодой учительницы в анатолийском селе, также писал о событиях национально-освободительной войны (роман Зеленая ночь, пьеса Трагедия одной ночи) и о том, как сложно осуществить высокие мечты и следовать представлениям о чести в капиталистическом мире (романы Клеймо, Листопад, рассказ Жалейте).

Поскольку в течение последних веков турецкий язык подвергся существенному влиянию фарси и арабского (количество заимствований доходило до 20%), после основания Турецкой республики в 1923 был инспирирован процесс замены иноязычных заимствований исконными турецкими словами. В начале 1926 лидер младотурецкой революции Кемаль Ататюрк принял участие в конгрессе тюркологов в Баку, на котором прозвучало требование создания алфавита для тюркских языков на основе латинского. С 1928 для турецкого языка стал использоваться вариант латинского шрифта, в разработке которого Ататюрк принимал участие. Основой нового написания слов, как и для общей реформы языка, послужил стамбульский диалект.

В 1932 было создано государственное Turk Dil Kurumu (Общество турецкого языка), которое должно было заниматься ретюркизацией и модернизацией турецкого языка. Этот процесс продолжается и по сей день, т.к. в турецком языке можно встретить слова не только персидско-арабского происхождения, но и европейского, в первую очередь французского, появившиеся в 20 в.

После 1923 в турецкие писатели и литераторы серьезно размышляли над проблемой будущего Турции – по какому пути она пойдет после Кемалистской революции. Первый путь – это национальное единение, при котором, как предполагалось, сами собой снимутся основные классовые противоречия, а усилия нужно будет сосредоточить на образовании и повышении общего культурного уровня народа, преодолении косности и реакционных настроений и традиций. Такой позиции, лежавшей в основе революции 1908, придерживались писатели Якуб Кадри, Халиде Эдиб, Мехмет Рауф.

Наиболее яркой фигурой среди писателей, убежденных сторонников революционных преобразований был Назым Хикмет Ран. Его творчество и путь борьбы за осуществление своих идеалов привели его впоследствии к политической эмиграции в Советский Союз. Он был одним из наиболее смелых реформаторов турецкой литературы – вводил в поэзию авангардные, диссонансные ритмы, верлибр, которые он воспринял у русских авангардистов – Маяковского и др. Он и сегодня считается главой целого поэтического направления в турецкой литературе. Ораторская манера письма и патетичность, характерные для раннего периода его творчества, позже уступили место глубокой лиричности. Существует немало песен, написанных на стихи Хикмета. Его жизненному пути посвящены книги, исследования, воспоминания. Произведения Хикмета переведены на многие языки мира, пьесы идут в театрах Европы, Америки и Азии.

Опыт Второй мировой войны в очередной раз вызвал полемику вокруг вопроса о понимании национально-освободительной борьбы. В тюрьме в 1941–1946 Назым Хикмет пишет эпопею Дестан об освободительной борьбе, сопроводив его переводом работы В.И.Ленина О национальной гордости великороссов. Этой же теме посвящены романы Кемаля Тахира (1910–1973) Люди плененного города (1958) и Уставший боец (1965).

В конце 1940-х – начале 1950-х в турецкой литературе появляется новый герой – интеллигент, уехавший в деревню помогать крестьянам противостоять диктату помещиков и духовенства. Обычно такие герои терпят поражение в неравной схватке, но семена, брошенные ими в народное сознание, как предполагалось авторами, должны дать впоследствии хорошие всходы. Этой теме посвящены романы Записки сельского учителя (1948) и Наша деревня Махмуда Макала (р. 1923), Тощий Мамед и Жестянка (1955) Яшара Кемаля (р. 1922), Темный мир (1951) Орхана Ханчерлиоглу, Месть змей (1959) Факира Байкурта (р. 1929) и др.

Однако уже в творчестве писателей поколения 1970–1990-х все отчетливей звучит тема ответственности за судьбу страны, за решение узловых проблем политики и экономики – безработицы, религиозного фанатизма, земельного вопроса (Эрдал Оз, Бекир Йылдыз, Мехмет Сеида, Музаффер Буйрукчу, Тарык Дурсун, Кемаль Биль-башар (1910–1983), Мухтар Керюкчю, Яшар Кемаль, Самим Коджагез и др.). Популярен в Турции Азиз Несин, в чьих остросатирических произведениях описаны уродливые общественные отношения.

В начале 1960-х стала активно развиваться драматургия, содержащая острую критику турецкой бюрократии – пьесы Виновные Четина Алтана, Государство – это я (1965)Бильгинера, Килограмм чести (1958) Эрдурана, Спаситель родины (1967) Халдуна Танера и др. Впервые в турецкой драматургии была поставлена в духе театра Брехта Сказка об Али из Кешана (1974) Танера. Большой популярностью пользуются пьесы Назыма Хикмета, а также пьесы русских и советских драматургов. Начиная с 19 в., в Турции развивается литературоведение.

Как показывает история турецкой литературы, сначала ее становление шло медленно, литературный опыт накапливался постепенно. Стремительный переход к литературе нового времени произошел в 19 в. в период Танзимата, когда турецкое общество предпринимало значительные усилия по реформированию всех сторон общества и экономики. Важнейшим компонентом и условием такого рывка стало распространение просветительских идей и опыт межнациональных турецко-европейских контактов. В 19 в. характер отношений с европейцами меняется, они становятся более глубокими и содержательными, что нашло отражение и в культурном взаимообмене. Турки стали активно интересоваться западной культурой и литературой, в частности французской. Благодаря этому удалось трансформировать средневековую традиционную литературу.

Особенности турецкой литературы в значительной степени обусловлены географической близостью страны к Европе и генетической принадлежностью к исламской культурной традиции. Несмотря на то, что истоки турецкой словесности начинают проявляться только в 13–14 вв., современная турецкая литература благодаря способности воспринимать передовые импульсы всемирной литературы ныне в значительной степени опережает литературу многих стран Ближнего и Среднего Востока.

турок ту́рок род. п. -рка, народн. ту́рка (Лесков), прилаг. туре́цкий (Ив. Пересветов, ХVI в., ввиду наличия -е- – из польск.), др.-русск. турокъ (Дракула 652 и сл., Псковск. 2 летоп. под 1485 г.), турский (Афан. Никит., Дракула и др.). Из др.-тюрк., тур. türk "династия, которую китайцы называли Ту-кю, и подвластный ей народ" (Радлов 3, 1559); см. Мi. ТЕl., Nachtr. I, 60. См. то́рки, Ту́рция.

Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс . М. Р. Фасмер . 1964—1973 .

Смотреть что такое "турок" в других словарях:

турок — осман, оттоман, османец Словарь русских синонимов. турок осман, оттоман (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

турок — ТУРОК, рка, м. (или турок недорезанный). Шутл. бран. Словосоч. приписывают А.В.Суворову … Словарь русского арго

турок — ТУРОК, устар. осман ТУРЧАНКА, разг. турка ТУРЕЦКИЙ, османский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ТУРОК — см. турецкий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Турок — Турки Türkler … Википедия

Турок — м. см. турки 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

турок — т урок, т урка … Русский орфографический словарь

турок — (2 м), Р. ту/рка; мн. ту/рки, Р. ту/рок … Орфографический словарь русского языка

Кто такие Турки

о Турции

Турецкий народ интересен культурой, обычаями, кухней и, конечно, историей. Все, кто посещают солнечную страну, просто обязаны уважительно относиться к местному населению и его традициям. Давайте вместе разбираться, кто такие турки и что такое Турция? Как вести себя в чужой стране, чтобы от ее посещения остались только приятные воспоминания? Подробнее об этом на ResortTurkey.

История

История турков

На месте современной Турции когда-то находилась Троя. Долгое время через это место проходил торговые пути между Азией и Европой. Переправляться через Кавказ было опасно, так как там жили воинственные скифы. Они считались лучшими воинами из всех соседних народностей.

Территория Турецкого государства была желаемой добычей многих полководцев. Сюда приводили свои войска Цезарь, Ричард львиное Сердце и Марк Антоний.

На востоке Турции обосновались хетты. Основное занятие народа – земледелие, скотоводство, ремесло, гончарное дело. Хеты использовали животных как биологическое оружие. Отправляя больной скот своим врагам, они обрекали людей на страшные мучительные болезни, умирали зараженные животные, многие оставались без пропитания.

После падения Хеттского государства, территория страны раздробилась. Главенство заполучил могущественный народ – фригийцы. Во главе с Мидасом Великим они были грозой всех близко живущих народов.

Греция и Рим

В 7 веке до н.э. главными колонизаторами стали греки. Западная часть современной Турции практически полностью стала владением греческого государства. Остальная часть досталась лидийццам, которые, на удивление стали вполне дружественными соседями. Целое столетие греки жили на этих землях и чувствовали себя владыками, однако в 6 веке до н.э. сюда пришли персы. Именно они смогли образовать могущественную и великую империю.

Территорией Греции хотели владеть многие великие цари того времени, однако только персы смогли завоевать хотя бы ее часть. Александр Македонский разбил персов и захватил желаемые земли. Однако многие греки признавали авторитет персов и выступали на стороне завоевателей, сражаясь против своего же народа. После смерти Александра его земли поделили между собой полководцы.

В эпоху Римской империи на территории Турции были крупные города и торговые порты. А период расцвета здесь кипела жизнь. Однако со временем государство пришло в упадок, страна разделилась на части. На Востоке образовалось влиятельное государство Византия со столицей Константинополь (современный Стамбул). Выгодное расположение между Босфором и Дарданеллой сделали город важным торговым пунктом.

Начало самостоятельной жизни

В 9 веке на Византию стали нападать русские войска, которые, в конце концов, разграбили Византию. Еще через 2 столетия сюда приходят турки. Постепенно территория некогда могущественной империи сокращается и в конечном итоге уступает место Османскому государству. Первая мировая война знаменовалась появлением Турецкой республики. Страну возглавил знаменитый Ататюрк (Мустафа Кемаль). Он провел важные реформы, ввел светское образование, разделил государство и церковь, дал женщинам основные права и свободы.

Земли Турции повидали многое, но становление страны, как самостоятельной единицы произошло относительно недавно – после первой мировой войны. Можно с уверенностью сказать, что Турция – это молодое, но очень прогрессивное государство.

Характер местных жителей

Характер турок

Турция многонациональна. Однако основную часть населения составляют курды и турки. Необходимость постоянно отвоевывать свои территории оставила отпечаток на характере этих людей.

Многие туристы отмечают, что турки очень вежливый и приветливый народ, который готов прийти на помощь не только своим соотечественникам, но и иностранцам. Этикету и своим традициям они уделяют особенное внимание. Чтобы произвести на турков приятное впечатление и расположить их, нужно знать их культуру и хотя бы пару слов на их родном языке.

Большое значение для любого турка играет религия – ислам, поэтому всем гостям страны необходимо знать хотя бы основы вероисповедания.

Нрав турок

Нрав турок

Характер местного населения Турции очень противоречив. С одной стороны – это воинственный народ, отважные завоеватели и смелые войны. Настоящее время диктует свои правила. Турция – это один из популярных курортов который пришелся по душе туристам из многих стран. В основном государственный бюджет пополняется за счет туризма. Доход населения тоже зависит от количества приезжих. Поэтому приходится быть лояльными, вежливыми и толерантными хотя не все туристы могут похвастаться воспитанием и хорошими манерами.

Турки не любят споры, потому что, будучи народом весьма темпераментным, могут слишком рьяно отстаивать свою точку зрения. Это может спровоцировать конфликт и разрыв отношений. Они категорически не терпят:

  • Давление. Включается закон физики: сила действия равна силе противодействия. Чем сильнее вы будете давить, тем больший отпор получите.
  • Критику. Турков нельзя ругать. Только хвалить. Они не готовы признавать, что делают что-то не так. Если замечания, то только тактичные и очень тонкие. Но тут есть риск того, что мысль просто будет не понята.
  • Негативные высказывания в адрес пожилых людей. Уважение к старикам и к исламу – это святое. Ни один приезжий не имеет права осуждать что-то из этого списка. Иначе конфликт неизбежен.

Турки не умеют признавать свою вину. Все, что они скажут: Шайтан попутал. Именно на эту бесноватую сущность они списывают свое моментами поведение. И такая отговорка среди местного населения вполне себе приемлема. Злые духи виноваты в необдуманных покупках, ссорах, грубых высказываниях – во всем том, что для европейцев является результатом чрезмерной импульсивности.

Турки доброжелательно относятся к отдыхающим, поскольку основной доход страна получает именно от туризма. Единственное, приезжие должны уважительно относится к местным жителям, не грубить, не хамить, не засматриваться на турецких женщин.

Турки не самый пунктуальный народ. Они могут с легкостью откладывать важные встречи на день-два-неделю. Если вы договорились о сделке на завтра, удостоверьтесь, так ли решительно настроен ваш собеседник.

Сельские и городские жители

Сельские и городские жители

Как правило, в больших городах, где ритм жизни диктует свои правила, население более продвинутое и современное. Они более адаптированы к европейскому укладу жизни. Но, при этом не менее темпераментны и эмоциональны. Нередко здесь можно встретить людей, которые громко ругаются посреди улицы.

В небольших городках уклад более традиционный, а ритм жизни неспешный, а люди добрее. Молодежь старается уехать в крупные города, поэтому здесь остаются старики и дети. В таком месте особенная атмосфера – больше уважения, доверия, доброты. Если вы хотите поближе познакомиться с жизнью турков, посетите небольшие города. Здесь не так много достопримечательностей, а настоящий клад – это сами жители.

Как живут турки

В основе уклада стоят 3 важных момента:

  • Религия.
  • Семья: женщины, дети, старики.
  • Гостеприимство.

Эти жизненные ориентиры любого турка.

Этот народ довольно гостеприимный. После нескольких встреч полагается пригласить нового знакомого в дом и угостить его. Спустя несколько дней необходимо совершить ответный визит. Так демонстрируется доверие и доброе отношение.

Отношение к женщинам и семье

Отношение к семье

Женщина у турок воспринимается как объект любви и восхищения. Однако, красоту здесь меряют не европейскими стандартами. Да, в больших городах ценятся стройные и ухоженные девушки, но в сельской местности внимание уделяют другому: женщина должна быть здоровой, сильной и выносливой, потому что все домашнее хозяйство лежит на ее плечах.

Простое сожительство в Турции неприемлемо. Влюблённые обязательно должны регистрировать брак, но делать это можно лишь после того, как родители дадут им на это согласие. В стране запрещается прилюдно демонстрировать свои чувства.

  1. Жена приходит в дом мужа, чтобы подарить сына. Будучи бездетной, беременной или рожая девочек, она должна всячески выслуживаться перед родителями мужа. Но, если она родила сына – ее статус меняется. Теперь ее воспринимают как мать наследника, мужчины-продолжителя рода.
  2. Семейный уклад строится на строгой иерархии. Главные в доме мужья и отцы. Слово старших – закон, который исполняется без обсуждений. Младшие всегда подчиняются старшим, а роль старшего брата для младших сестер и братьев приравнивается к роли отца семейства. Детям не разрешается курить в присутствии родителей.
  3. Отношение к семье у турок строгое: близкие отношения до брака запрещены, а измена – это страшный грех. Особенно, если она со стороны женщины. Мужчинам, кстати, ее могут простить.
  4. Здесь не принято жить в гражданском браке. Отношения узакониваются с согласия родителей сразу же после того, как молодые люди понравились друг другу. Проявлять чувства за пределами родных стен запрещено. Полиция строго следит за тем, чтобы на улицах не было милующихся парочек.
  5. Дурным тоном считается, если у девушки много женихов. Дружественное общение с парнями тоже не приветствуется. Но в силу того, что государство не существует в полной изоляции, европеизация вносит свои поправки. Если раньше женщина должна была заниматься только домом и детьми, то сегодня можно встретить женщину-бизнесвумен или даже политика.

Приезжие туристы должны разделять и уважать традиции местных жителей. Ни в коем случае нельзя глазеть на турецких женщин и тем более, пытаться их сфотографировать.

Культура

Культура турок

Турция имеет богатое историческое прошлое. Особенно это заметно в архитектуре. Здесь сохранились памятники древней Греции, Рима, Византийской и Османской империй. На территории страны много старых храмов, здесь можно найти даже развалины древнего города. Из современных строений: мечети, храмы, церкви и большое количество университетов.

Турецкие писатели постмодернисты довольно высоко ценятся в Европе. После 60 хх годов в стране популяризировали театральное искусство.

Предки турок – османы. Они переняли все технические достижения византийцев и усовершенствовали их. С годами опыт только преумножался. Как результат – в Турции много университетов, где преподают технические, исторические, социальные науки. Образование преимущественно платное, но доступное для молодых людей и их родителей.

Турецкая культура имеет ряд своих удивительных особенностей:

  • Высшее образование – признак статусности. Такой мужчина быстрее найдет оплачиваемую работу и добьется успехов. Диплом автоматически превращает обычного парня в желаемого и завидного жениха. Особенно престижно знать несколько иностранных языков.
  • Богатые жители Турции стремятся отойти от первобытности культуры и стать ближе к Европе. Они стремятся получить все блага, которые ценятся в другом мире: гаджеты, брендовую одежду, дорогой автомобиль. Даже в литературе, музыке и кинематографе отдают предпочтение последним мировым трендам.
  • Средний класс не может позволить себе европейскую роскошь, типа смартфонов и компьютеров. Они соблюдают традиции и обычаи, непритязательны в выборе одежды. При этом, многие из них имеют высшее образование.
  • Жители сельской местности не всегда имеют возможность учиться даже в школе, но грамоте обучаются с детства родителями или другими родственниками. Тяга к знаниям всегда уважалась турками.

Контраст между богатыми и бедными в Турции ярко выражен. Одни и туристы считают ее страной богачей, другие – бедняков. Численность среднего класса здесь не велика.

Предпочтения в одежде

Предпочтения в одежде

Одежда, которую носят жители Турции – в основном Европейская. В городе редко встретишь людей в национальном одеянии. Скорее это будет привычная повседневная одежда. Турки свободно носят привычные для европейцев вещи, но не позволяют того, что не одобряет Ислам. Все элементы одежды отличаются сдержанностью. Пользуются популярностью рубашки, пиджаки, галстуки, длинные платья для женщин.

На сегодняшний день турки сами выбирают, какую одежду им носить. Многие отдают предпочтение европейскому стилю. На городских улицах редко встречаются турки в национальных нарядах. В одежде турки не терпят вульгарности, чрезмерной броскости.

Городские жители более свободны в выборе вещей. Провинциальные наоборот. Они предпочитают традиционный наряд.

Единственное, что объединяет нарядов городских и сельских жителей – скромность. Вычурность и откровенность здесь осуждается.

Среди исламских женщин, самые лучшие наряды всегда принадлежали первым женам султанов. Традиционный костюм состоит из:

  • фераджи – хлобковой рубашки с широкими рукавами;
  • брюки по тиру шаровар;
  • чадра, которая закрывает голову практически до плечей.

Исследователь турецкой культуры полагают. Что издавна богатые женщины могли показывать свои лица, в то время как рабыни должны были их скрывать. Скорее всего, это делалось, чтобы муж не мог любоваться другими женщинами, которые постоянно находились в доме.

Некоторые женщины просто надевали длинные юбки, рубахи, и накрывали голову платком. Мужчины носили рубашки, штаны, камзол.

Сегодня турки свободны в выборе одежды. Каждый может сам решать: носить ему европейские или традиционные наряды. В 1925 года это право появилось и у турецких женщин.

Кухня

Кухня у турок

Турки любят мясо, мучное и сладкое. На этом и основана вся национальная кухня.

Большое внимание турки уделяют завтраку. Обязательные продукты:

  • кофе или черный чай;
  • мед;
  • свежие овощи и фрукты;
  • различные виды сыров;
  • оливки;
  • яичница на сливочном масле с колбасой, болгарским перцем;
  • свежеиспеченный хлеб.

Самый популярный суп – чечевичный. Традиционно супы готовятся в виде пюре. Турки убеждены, что это блюдо нужно пить, а не есть.

Колбасы готовят из индейки, курицы, говядины. Мясо является дорогим продуктом, но его регулярно употребляют в пищу. Готовят в основном баранину, телятину и говядину. Еще одно излюбленное блюдо – плов. Рыба и морепродукты тоже регулярно употребляется в пищу.

Национальная сладость – лукум. Еще турки обожают пахлаву и локму. Это довольно калорийные блюда, которое пропитаны медом или сахарным сиропом. Но оно придется по душе любому сладкоежке.

Праздники

Празднования у турок

Все праздники в Турции можно разделить на:

  • государственные;
  • национальные;
  • религиозные.

Празднества проходят с размахом и по всей стране. Курбан-Байрам, Рамазан, Рождество Мухаммеда отмечаются с массовыми песнопениями, салютами, молитвами и вкусной едой.

Главные государственные праздники День республики и День Ататюрка.

Светлый праздник, который очень нравится туристам – это день Весны. Этот праздник приурочен снисхождению с небес пророка. К знаменательному дню готовят угощенье и раздают бедным.

Турция – колоритное и удивительное государство. Ее достопримечательности – это не только море, пляжи и гостиницы. История, культура и местные люди представляют не меньший интерес для гостей страны. Познание настоящей Турции невозможно без знакомства с ее коренными жителями.

Турки достойны называться великим народом. Их история полна великих завоеваний, культурные достижения поражают фантазию. Они известны благодаря кулинарии, искусству и науке.

История


Характер


В Турции проживает множество национальностей. Основу составляют турки и курды. Постоянное присутствие завоевателей привело к формированию специфического народа с не менее специфическими чертами характера.
Многие путешественники отмечают вежливость и обходительность турков. Они стремятся помогать друг другу, поддерживая даже в трудную минуту. Большое значение народ придает этикету и всячески старается знакомить иностранцев с традициями своей страны. Поэтому, чтобы произвести приятное впечатление на турка, надо знать хотя бы несколько слов по-турецки. Большое культурное значение имеет религия ислам.
Характер турков можно назвать противоречивым. Это связано с историей и современной реальностью. Предки турков были великими завоевателями, Стамбул являлся Константинополем — одним из важнейших городов в Римской империи, а сейчас в Турции существует социальное неравенство. Многие жители называют страну великой, однако понимают, что ее народ живет непростой жизнью. Есть богатые и много бедняков.
Турки не очень любят спорить, ведь спор способен привести к разрыву отношений. Некоторые довольно наивны, поэтому подпускают к себе льстящих и неискренних людей. Будучи самокритичными, в свой адрес люди критику не терпят, однако всегда любят хорошие шутки.
Одно из самых нелюбимых явлений для турка — это давление. Даже если он что-то делает плохо, его нельзя ругать. Нужно непременно хвалить и объяснять, что стараться следует лучше. Самым же ценным в отношениях турки считают доверие. Выказывание обратного способно спровоцировать недовольство.
Часто турки не готовы признать вину, списывая дурное поведение на шайтана. Например, если человек делает необдуманную покупку, а затем начинает корить себя, наверняка вы услышите от него, что все это вина злых духов.
Чувства времени для турков не существует. Их нельзя назвать пунктуальными, педантичными, расторопными. Опоздать на встречу, отложить сделку, прийти позже назначенного времени — обычное дело. Турки часто откладывают дела на потом. В итоге завтра у них превращается в послезавтра, а послезавтра означает, что дело откладывается на неделю.
Огромное влияние на жизнь и характер людей оказывает ритм города. В маленьких городах Турции люди более спокойны и относятся друг к другу с уважением. В крупных же часто можно увидеть толкучки, суету и ругающихся людей.

Жизнь


Жизненный уклад турков определяется приверженностью к религии, отношению к семье и женщине, обычаям гостеприимства. Последним уделяется важная роль в повседневной жизни. Люди приглашают друг друга в гости после одной-двух встреч. Таким образом турок показывает доверие. Он непременно познакомит с родственниками и семьей, угостит ужином или чаем. Национальный обычай предписывает сделать гостю ответный шаг.
Женщина воспринимается как объект любви. Редко она может быть подругой, коллегой, помощником. Последнее десятилетие внесло свои коррективы, поэтому в турецком обществе можно встретить работающих женщин, даже занимающих посты на государственной службе.
Добрачные отношения запрещены, негативно воспринимается гражданский брак. У турков принято жениться сразу, если вы понравились друг другу. Причем проявлять эмоции можно только в стенах родного дома. Полиция внимательно следит за соблюдением нравственности, поэтому целующихся мужчину и женщину на улице встретить вряд ли удастся. Измены считаются тяжким грехом. Особенно со стороны женщин. Как ни странно, мужчинам подобные проступки могут простить. Одновременно у женщины может быть много поклонников, что совсем не играет ей на руку. До сих пор браки заключаются исключительно по согласию родителей. Часто именно они и выбирают дочери жениха. Впрочем, постепенно европеизация меняет турецкое общество и его устои.
Семейный уклад турков строится на четкой иерархии. Мужья, отцы — главные люди. Младшие всегда подчиняются старшим. Роль старшего брата аналогична роли отца для младших сестер и братьев. Старший обязан защищать, учить, наставлять. Воспитание предписывает ребенку вставать, когда отец заходит в комнату. Часто детям запрещается курить в присутствии родителей.
Понятия красоты отличны от европейских. В городах ценятся стройные и ухоженные девушки, в сельской же местности женщине необходимо иметь силу и выносливость, поэтому полнота для нее вполне естественна.
К женщине проявляют должное уважение в семье мужа лишь тогда, когда она родит сына. Ей предписано всячески оказывать уважение родителям мужа, но с рождением первого сына все меняется. Чем больше сыновей, тем выше ее статус.
Хвастать способностями жены у турецких мужчин не принято. Демонстрация нежности, любви приравнивается к интимным отношениям, поэтому показывать их в обществе не рекомендуется. Женщине нельзя ходить одной по увеселительным заведениям.

Культура


Турция богата архитектурными сооружениями и площадями. Здесь много церквей, университетов, мечетей, древних храмов. До наших дней хорошо сохранились развалины ликийского города, будто бы возникшего из горы. В Европе пользуются большим почетом литературные произведения турецких постмодернистов. С 60-х годов прошлого века наблюдается популяризация театра.
Османы были преемниками технических достижений византийцев. Сохранив их знания, они стали всячески приумножать накопленный опыт. В результате в Турции есть довольно много университетов, в которых преимущественно введено платное обучение. Оно характеризуется доступностью для многих молодых людей, развитие затрагивает исторические, социальные, технические, технологические сферы науки.

Особенности


Одежда


Отношение к повседневной одежде у турков двоякое. Среди населения можно встретить многих людей, одетых в повседневную европейскую одежду. Некоторые соблюдают исламские традиции, нося национальные костюмы.
Провинциальные мужчины и женщины довольно строги в одежде, городские — более свободны. Распространенными предметами гардероба становятся пиджак, галстуки, рубашки. Общей чертой для всех жителей в одежде является сдержанность. Не принято носить откровенные наряды, привлекающие внимание.

Национальный костюм

Традиционно сложилось так, что лучшие одежды носили первые жены султанов. Те женщины, которые принимали ислам, носили:

  • фераджу — хлопчатобумажные рубашки с широкими рукавами;
  • штаны по типу шаровар;
  • на голове носили чадру, закрывающую ее почти полностью вместе с плечами.

Ряд исследователей полагает, что богатые девушки не скрывали лиц, в то время как рабыни были обязаны закрывать лица полностью.
Нерелигиозные женщины надевали юбки фустанеллы, накрывали головы платком, а в качестве верха использовали все те же рубашки. Мужчины носили рубахи, штаны, камзол, кушак. Янычары (военные) пользовались аналогичным гардеробом, однако их рубашки не имели рукавов, чтобы не сковывать движения.
Именно такие черты имел турецкий костюм до 18 века. Сейчас они стали несколько проще. Особенно в отношении строгости. Женщинам разрешено открывать лицо полностью, а с 1925 года они имеют конституционное право носить любую одежду.


Турецкая кухня изобилует мясными блюдами. Турки любят мучное, сладости, добавляют в еду много овощей. Из масел чаще используются оливковое и сливочное.
Завтраку уделяется много внимания. Блюдо обязательно сопровождает кофе, а сама трапеза представлена в виде шведского стола. Непременно завтрак должен включать свежие овощи, множество видов сыров, оливки, медовые соты и куриные яйца. Яичница в Турции готовится с использованием сливочного масла, в нее добавляют красный перец, колбасу.
Колбасы преимущественно делаются из индейки, говядины, курицы. Иногда на замену меду приходит ягодное варенье. Наконец, к завтраку непременно должен прилагаться свежеиспеченный хлеб. Кофе не является обязательным к употреблению напитком, его можно заменить черным чаем.
Первое блюдо сильно отличается от европейских. Традиционные турецкие супы часто представляют собой пюре. При этом турки говорят, что суп нужно именно пить, а не есть.
Наиболее популярным считается чечевичный суп, что связано с широким распространением бобовых культур. В Турции используют любую чечевицу: красную, желтую, зеленую. К ней добавляют картофель, лук, морковь. Чечевичный суп часто сдабривают перцем и лимонным соком. Гурманам обязательно будет интересен молочный суп. Готовят блюда из муки и йогурта. Суп получается густым, пикантным благодаря перцу, чесноку и луку.
Мясо в стране стоит довольно дорого. Однако мясные блюда пользуются популярностью. Распространены говядина, баранина, телятина. Часто можно встретить кебабы из ягненка, которые продают прямо на улицах. Кстати, типов кебаба существует довольно много. Например, шиш-кебаб содержит рис и шашлык, а адана фаршируется мясным фаршем.
Неизменным национальным блюдом турецкой кухни остается плов. Обычно в него добавляют оливковое, реже сливочное масло. Любителям колбас по вкусу придется суджук, представляющий собой сплющенную колбасу с использованием разнообразных специй. Ее всегда обжаривают, часто добавляют в яичницу.
Рыба тоже имеется в достатке. Морепродукты наблюдаются в изобилии. Турки научились готовить из рыбных блюд удивительные произведения кулинарного искусства. Среди низ балык экмек, представляющий собой подобие рыбного сандвича, всевозможные виды мидий с разнообразной начинкой. Их подают в ресторанах, уличных закусочных или прямо в лотках.
Популярной сладостью остается лукум. Лакомство изготавливают из сахарного сиропа. Лукум может быть с добавлением лепестков роз, фисташек, арахиса, кокоса. Это изысканное угощение впервые стали преподносить султанам, а теперь оно доступно каждому жителю и гостю Турции.
Еще турки обожают пахлаву, которую приготавливают из слоеного теста. Это удивительно вкусное кушанье, пропитанное медовым сиропом. Лучше всего брать угощение в кондитерских, где пахлава всегда свежая.
Сладкоежки оценят локму — это маленькие шарики, обжаренные в масле, политые сахарным сиропом или медом.

Праздники


Турецкие праздники можно разделить на:

  1. религиозные
  2. народные
  3. государственные.

Празднества отмечают везде, причем делают это с размахом. Ярким примером тому служат исламские Курбан-байрам и Рамазан. Самым же ярким является Рождество Мухаммеда. Праздник сопровождается иллюминациями, массовыми народными молитвами, пожеланиями добра, счастья, совершением благих поступков, песнопениями и танцами.
Главным турецким государственным праздником считается День республики. Его отмечают многие жители Турции, выходя на демонстрации, участвуя в парадах. Праздник приходится на 29 октября, а всего через несколько дней отмечают День Ататюрка. Он полная противоположность Праздника республики: многие развлекательные учреждения закрываются, повсюду транслируются фильмы, чествующие деятельность Кемаля.
Посмотреть на реконструкции захвата Стамбула можно 29 мая в столице на городской площади. Реконструкции приурочены к празднику взятия византийской столицы, что считается крайне важным событием в истории Турции.
Многим туристам очень нравится Праздник весны. Это действительно необычный день, сопровождющийся национальными танцами. Люди верят, что в Праздник весны с небес спускается пророк Хызыр, исполняющий желания. Каждый готовящийся к ответному дню должен прибраться в жилье, очистить разум от дурных помыслов. На встречу весны готовят угощения, помогают беднякам, загадывают желания.
Новому году предпочитают Навруз. Праздник отмечается в конце марта. В этот день принято окружать себя вином, хлебными лепешками, ростками ячменя, монетками. Во время Навруза воздают почести священному огню.
На формирование турецкого народа оказали влияние многие завоеватели. Позднее их предки сами стали мощной силой, сумевшей победить великую Византию. Сейчас турки переживают непростые времена, но имеют все перспективы для развития. Продолжая укрепление торговых отношений с Востоком и Западом, Турция остается значимым торговым партнером, а влияние культуры народа и туристическая привлекательность позволяют людям осознавать важную роль в мире.

А чтобы узнать, какую еду стоит обязательно попробовать в Турции, посмотрите представленный ниже видеоролик. В нем показаны 5 наиболее популярных среди европейских туристов блюд турецкой кухни.

Читайте также: