Что такое термины в истории кратко
Обновлено: 04.07.2024
Нужно ли учить исторические термины?
Этот вопрос часто возникает у тех, кто изучает историю. Если вы убеждены: да, нужно, — тогда появляются иные вопросы – сколько терминов необходимо знать, как наиболее эффективно и быстро выучить эти термины.
Знание и понимание сути терминов позволяют нам уяснить содержание исторической информации и без проблемно проходить проверку знаний.
Если при изучении исторического материала возникает непонимание какого-либо слова или словосочетания, то это препятствие удаляется достаточно просто путем использования словарей или справочников. Нужно ли учить термины, если словари и справочники доступны нам практически всегда? Кто-то может сказать: нет, не нужно! Но такой ответ, на мой взгляд, является ошибочным.
Почему? Прежде всего, потому, что на поиски объяснений значения нужного слова мы затрачиваем время. И чем меньше мы знаем терминов, тем чаще мы будем спотыкаться о неизвестные нам слова. Поэтому лучше один раз запомнить значение того или иного слова, и в нужный момент практически на автомате извлекать его из нашей памяти, чем тратить раз за разом драгоценное время на устранение непонимания одного и того же слова.
Как наиболее эффективно работать с терминологией?
Изучая термины, мы, прежде всего, должны понять их смысл, содержание, и только затем приложить усилия к запоминанию сути термина. Буквальное заучивание, запоминание слово в слово только навредит нам. Главное, добившись понимания, уметь самостоятельно, используя свой словарный запас, как письменно, так и устно изложить суть термина.
Подбор приемов работы зависит, прежде всего, от наших способностей, умений, навыков, и тех задач, которые возникают перед нами.
Наиболее простой будет ситуация, когда нам нужно подготовиться к уроку по определенному вопросу или теме. В этом случае объем заданий небольшой, и мы без спешки и без больших потрясений добиваемся нужных результатов, используя доступные словари, справочники, учебники, с помощью чтения текста, проговаривания его вслух, подготовки карточек, возможно, просмотра видео или аудио-лекций.
Следует при этом помнить, что все мы обладаем замечательной способностью — забывать. И то, что нами, казалось бы, усвоено прочно и навсегда, особенно в случаях, когда информация не является жизненно необходимой или значимой, быстро вылетает из головы. Поэтому при подготовке необходимо предусмотреть повторение изученного материала. А также возможность самоконтроля.
Лучшего результата можно добиться, используя комплексный подход к работе, который включает:
— работу с карточками;
— работу со словарями;
— проговаривание вслух прочитанного материала;
— изложение смысла терминов устно и письменно;
— работу с текстами, содержащими термины;
— использование терминов при изложении сути события, характеристики исторических явлений и процессов;
— решение кроссвордов, и другие способы.
Достаточно эффективным приемом работы, особенно на стадии контроля и повторения, является использование интерактивного тренажера. Данный тренажер предназначен для работы с терминами по первым темам в соответствии с Программой по истории Украины к ЗНО.
Тексты слайдов написаны на украинском языке.
Как работать с данным интерактивным тренажером?
Начинать же работу лучше всего с последовательного изучения, повторения или контроля терминов конкретных тем, переходя от слайда к слайду.
Поделитесь своим опытом работе с терминами, напишите отзыв о работе с тренажером.
Удачи Вам!
Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п. [1] Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.
В современной науке существует стремление к семантической унификации систем терминов одной и той же науки в разных языках (однозначное соответствие между терминами разных языков) и к использованию интернационализмов в терминологии.
Современность диктует свои условия. Школьники при подготовке к ЕГЭ сталкиваются с проблемами. Одной из этих проблем является терминология. (Термины – слова и словосочетания, обозначающие предметы, конкретные и абстрактные; Терминология – совокупность терминов, употребляемая в какой-либо области знания…; Понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и специфическим для них признакам).
Многие специалисты считают, что обучение понятиям это самое первое чему учитель должен научиться сам. Работа над терминологической грамотностью учащихся предполагает видение и решение учителем ряда проблем:
- Осознание терминологических проблем в изучении учащимися истории;
- Знание причин терминологической неграмотности учащихся;
- Умение подобрать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.
Терминологической проблемой является непонимание учащимися абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний, от их терминологической грамотности. Следовательно, частью работы учителя по созданию мотивации к изучению истории вообще должно стать подведение детей к осознанию того, что они, не научившись владеть терминами, которыми излагается история в учебнике, на уроках и т.д., никогда не познают предмета, даже если будут заучивать наизусть все параграфы и конспекты. Необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией обусловлена следующими причинами:
Методы освоения терминологии:
Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:
- Вычленение существенных признаков из определенного термина.
- Подбор сходных, родственных терминов для анализа
- Подведение родственных терминов под признаки одного термина.
Рассмотрим предложенное правило работы на примере термина агрессия.
Второй метод содержит возможность для учащихся, работающих с термином, тут же увязывать его с историческими фактами, встречающимися при чтении учебника, пособия и Работа по данному алгоритму включает три этапа (см. схему)
1. Выписка определений изучаемых терминов | 2. Выделение исторических рамок (периодов, лет), которые вписываются в реализацию терминов | 3. Запись конкретных фактов, имеющих место в истории и подпадающих под сущность определений |
Сходство по смыслу терминов национализация, конфискация, экспроприация для многих учащихся видно невооруженным глазом: у кого-то что-то отбирают. А вот у кого, кому во вред, кому на пользу – ответы чаще остаются закрытыми.
I этап. Нахождение определений изучаемых терминов.
Национализация | Конфискация | Экспроприация |
Переход от частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий и т.п. Иногда владельцам может выплачиваться компенсация | Принудительное и безвозмездное изъятие денег, имущества и т.п. в собственность государства. Применяется как мера дополнительного наказания | Принудительное (возмездное или оплачиваемое) лишение собственности одного общественного класса другим |
II этап. Выделение исторических рамок (периодов, лет) которые вписываются в реализацию названных терминов
(см. столбцы по вертикали).
1901-1917 гг.; 90-е гг. XX в. | На всем протяжении XX в. | 1917-1918 гг. |
III этап. Запись конкретных фактов, имевших место в истории России (например, XX в.), подпадающих под сущность названных определений (см. столбцы по вертикали).
Третий метод. Он предполагает работу с терминами, имеющими некоторые общие признаки. Метод базируется на отдельных элементах первого и второго методов. Для удобства работы используется схема.
Рассмотрим характерные для развития промышленности России XX в. термины синдикат, трест и концерн.
Синдикат | Трест | Концерн | |
Общие признаки | · Объединение предприятий (фирм) определенной отрасли (для концерна – отраслей); · Централизованное управление | ||
Частные признаки | Распределение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору | Монополистическое объединение, включающее предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники сохраняют формальную самостоятельность, но подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его |
Ознакомившись с общими и частными признаками, учащиеся ищут и находят, какие российские и международные структура начала XX в., встречающиеся в текстах учебников, подходят под изучаемые термины.
Таким образом, в современных условиях учащимся необходимо учить слова так же, как и идеи. Учить и неоднократно возвращаться к ним, чтобы они становились окончательно понятными.
Термины по истории могут быть словом или словосочетанием, обозначающими понятие об определённом историческом событии, связанные с определённым историческим периодом или эпохой.
Они могут использоваться в трёх вариантах:
как объяснение смысла отдельных письменных источников или статей;
систематизирующие исторический разнородный материал;
для использования в определении различных явлений как исторического, так и социально-гуманитарного характера.
Что такое история
рассказу о происшедшем;
процессу развития общества или природы;
комплексу общественных наук по изучению прошлого человечества.
Словарь братьев А. и И. Гранат это понятие объясняется установлением и объяснением прошлого, или же наукой, устанавливающей события развития общества людей с момента его возникновения.
Словарь исторических терминов и понятий
Словарём называют:
книгу, в которой содержатся слова или словосочетания в определённом порядке, и даются сведения об их значении, рассказывается об употреблении, происхождении, а иногда дается перевод на другой язык;
справочник, содержащий запись с информацией о предмете или явлении;
сборник с устойчивыми выражениями и их пояснениями или толкованиями, возможно, с переводом с русского или на русский язык.
Термином считается точное обозначение чего-либо.
Понятием принято считать:
общую мысль о классе явлений или предметов;
Словарём исторических терминов и понятий называют список, обозначающий значение слов и словосочетаний, связанных с событиями, датами, людьми прошлого.
Примеры терминов
История Древнего мира — 5 класс
Античностью называют всё относящееся к культуре и истории Рима и Древней Греции.
Вандализмом считается варварское отношение к культурным ценностям.
Гегемонией называют господство или руководящую роль государства или какой-либо группы населения.
История Средних веков — 6 класс
Закупы – так называли категорию населения Руси, которые были зависимы от феодалов.
Свод, называемый лицевым, древнерусский памятник рукописной книги, называли Царь-книгой.
Ярлыком в древней Руси называли распоряжение хана.
История Нового времени — 7 — 8 класс
Ассамблеей называли собрание-бал, проводимое представителем русской знати в своём доме. Введены приказом Петра 1 в 1718 г.
Барокко – название стиля в искусстве с 16 по 18 вв., характеризующегося декоративной пышностью и контрастностью.
История Новейшего времени — 9 класс
Абсолютная монархия — самодержавие, при котором неограниченная власть принадлежит монарху.
Автократия – политика бесконтрольного самовластия одного лица.
История России
Приватизация — всеобщая передача или продажа государственной собственности в частную. Широко применялась в эпоху перестройки.
Разделение властей — характерная черта правового государства, разграничивается на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Как подготовиться к ОГЭ ЕГЭ и быстро выучить термины
Предлагаем несколько вариантов способов запоминания исторических терминов, которые сделают подготовку к экзаменам более эффективной:
Для дословного запоминания выделяем буквы или слоги, составляем небольшое предложение, имеющее смысловую нагрузку.
Прочитав значение термина, постарайтесь понять его смысл. Выделите ключевые слова из определения. Постарайтесь объяснить суть кому-либо.
При наличии хорошей зрительной памяти можно написать слово не только разными почерками, но и различным цветом. И даже раскрасить получившийся терминологический рисунок.
Владельцу музыкального слуха будет приятно и полезно напевать слова, положенные на знакомую мелодию. Направленная на запоминание термина привычка поможет на экзаменах.
Читайте также:
- Календарно тематический план урока иностранного языка в начальной школе
- Чем общая правоспособность юридического лица отличается от правоспособности специальной кратко
- Как сделать полицейскую машину из бумаги своими руками в детский сад
- Что такое баллада 5 класс литература кратко
- Как украсить коробку для валентинок в школу своими руками