Что такое термины в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нужно ли учить исторические термины?
Этот вопрос часто возникает у тех, кто изучает историю. Если вы убеждены: да, нужно, — тогда появляются иные вопросы – сколько терминов необходимо знать, как наиболее эффективно и быстро выучить эти термины.

Знание и понимание сути терминов позволяют нам уяснить содержание исторической информации и без проблемно проходить проверку знаний.

Если при изучении исторического материала возникает непонимание какого-либо слова или словосочетания, то это препятствие удаляется достаточно просто путем использования словарей или справочников. Нужно ли учить термины, если словари и справочники доступны нам практически всегда? Кто-то может сказать: нет, не нужно! Но такой ответ, на мой взгляд, является ошибочным.

Почему? Прежде всего, потому, что на поиски объяснений значения нужного слова мы затрачиваем время. И чем меньше мы знаем терминов, тем чаще мы будем спотыкаться о неизвестные нам слова. Поэтому лучше один раз запомнить значение того или иного слова, и в нужный момент практически на автомате извлекать его из нашей памяти, чем тратить раз за разом драгоценное время на устранение непонимания одного и того же слова.

Как наиболее эффективно работать с терминологией?

Изучая термины, мы, прежде всего, должны понять их смысл, содержание, и только затем приложить усилия к запоминанию сути термина. Буквальное заучивание, запоминание слово в слово только навредит нам. Главное, добившись понимания, уметь самостоятельно, используя свой словарный запас, как письменно, так и устно изложить суть термина.

Подбор приемов работы зависит, прежде всего, от наших способностей, умений, навыков, и тех задач, которые возникают перед нами.

Наиболее простой будет ситуация, когда нам нужно подготовиться к уроку по определенному вопросу или теме. В этом случае объем заданий небольшой, и мы без спешки и без больших потрясений добиваемся нужных результатов, используя доступные словари, справочники, учебники, с помощью чтения текста, проговаривания его вслух, подготовки карточек, возможно, просмотра видео или аудио-лекций.

Следует при этом помнить, что все мы обладаем замечательной способностью — забывать. И то, что нами, казалось бы, усвоено прочно и навсегда, особенно в случаях, когда информация не является жизненно необходимой или значимой, быстро вылетает из головы. Поэтому при подготовке необходимо предусмотреть повторение изученного материала. А также возможность самоконтроля.

Лучшего результата можно добиться, используя комплексный подход к работе, который включает:
— работу с карточками;
— работу со словарями;
— проговаривание вслух прочитанного материала;
— изложение смысла терминов устно и письменно;
— работу с текстами, содержащими термины;
— использование терминов при изложении сути события, характеристики исторических явлений и процессов;
— решение кроссвордов, и другие способы.

Достаточно эффективным приемом работы, особенно на стадии контроля и повторения, является использование интерактивного тренажера. Данный тренажер предназначен для работы с терминами по первым темам в соответствии с Программой по истории Украины к ЗНО.
Тексты слайдов написаны на украинском языке.

Как работать с данным интерактивным тренажером?

Начинать же работу лучше всего с последовательного изучения, повторения или контроля терминов конкретных тем, переходя от слайда к слайду.

Поделитесь своим опытом работе с терминами, напишите отзыв о работе с тренажером.
Удачи Вам!

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п. [1] Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

В современной науке существует стремление к семантической унификации систем терминов одной и той же науки в разных языках (однозначное соответствие между терминами разных языков) и к использованию интернационализмов в терминологии.

Современность диктует свои условия. Школьники при подготовке к ЕГЭ сталкиваются с проблемами. Одной из этих проблем является терминология. (Термины – слова и словосочетания, обозначающие предметы, конкретные и абстрактные; Терминология – совокупность терминов, употребляемая в какой-либо области знания…; Понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и специфическим для них признакам).

Многие специалисты считают, что обучение понятиям это самое первое чему учитель должен научиться сам. Работа над терминологической грамотностью учащихся предполагает видение и решение учителем ряда проблем:

  • Осознание терминологических проблем в изучении учащимися истории;
  • Знание причин терминологической неграмотности учащихся;
  • Умение подобрать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.

Терминологической проблемой является непонимание учащимися абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний, от их терминологической грамотности. Следовательно, частью работы учителя по созданию мотивации к изучению истории вообще должно стать подведение детей к осознанию того, что они, не научившись владеть терминами, которыми излагается история в учебнике, на уроках и т.д., никогда не познают предмета, даже если будут заучивать наизусть все параграфы и конспекты. Необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией обусловлена следующими причинами:

Методы освоения терминологии:

Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:

  1. Вычленение существенных признаков из определенного термина.
  2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа
  3. Подведение родственных терминов под признаки одного термина.

Рассмотрим предложенное правило работы на примере термина агрессия.

Второй метод содержит возможность для учащихся, работающих с термином, тут же увязывать его с историческими фактами, встречающимися при чтении учебника, пособия и Работа по данному алгоритму включает три этапа (см. схему)

1. Выписка определений изучаемых терминов 2. Выделение исторических рамок (периодов, лет), которые вписываются в реализацию терминов 3. Запись конкретных фактов, имеющих место в истории и подпадающих под сущность определений

Сходство по смыслу терминов национализация, конфискация, экспроприация для многих учащихся видно невооруженным глазом: у кого-то что-то отбирают. А вот у кого, кому во вред, кому на пользу – ответы чаще остаются закрытыми.

I этап. Нахождение определений изучаемых терминов.

Национализация Конфискация Экспроприация
Переход от частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий и т.п. Иногда владельцам может выплачиваться компенсация Принудительное и безвозмездное изъятие денег, имущества и т.п. в собственность государства. Применяется как мера дополнительного наказания Принудительное (возмездное или оплачиваемое) лишение собственности одного общественного класса другим

II этап. Выделение исторических рамок (периодов, лет) которые вписываются в реализацию названных терминов

(см. столбцы по вертикали).

1901-1917 гг.; 90-е гг. XX в. На всем протяжении XX в. 1917-1918 гг.

III этап. Запись конкретных фактов, имевших место в истории России (например, XX в.), подпадающих под сущность названных определений (см. столбцы по вертикали).

Третий метод. Он предполагает работу с терминами, имеющими некоторые общие признаки. Метод базируется на отдельных элементах первого и второго методов. Для удобства работы используется схема.

Рассмотрим характерные для развития промышленности России XX в. термины синдикат, трест и концерн.

Синдикат Трест Концерн
Общие признаки · Объединение предприятий (фирм) определенной отрасли (для концерна – отраслей);
· Централизованное управление
Частные признаки Распределение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору Монополистическое объединение, включающее предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники сохраняют формальную самостоятельность, но подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его

Ознакомившись с общими и частными признаками, учащиеся ищут и находят, какие российские и международные структура начала XX в., встречающиеся в текстах учебников, подходят под изучаемые термины.

Таким образом, в современных условиях учащимся необходимо учить слова так же, как и идеи. Учить и неоднократно возвращаться к ним, чтобы они становились окончательно понятными.

Термины по истории могут быть словом или словосочетанием, обозначающими понятие об определённом историческом событии, связанные с определённым историческим периодом или эпохой.

Они могут использоваться в трёх вариантах:

как объяснение смысла отдельных письменных источников или статей;

систематизирующие исторический разнородный материал;

для использования в определении различных явлений как исторического, так и социально-гуманитарного характера.

Что такое история

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

рассказу о происшедшем;

процессу развития общества или природы;

комплексу общественных наук по изучению прошлого человечества.

Словарь братьев А. и И. Гранат это понятие объясняется установлением и объяснением прошлого, или же наукой, устанавливающей события развития общества людей с момента его возникновения.

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Словарь исторических терминов и понятий

Словарём называют:

книгу, в которой содержатся слова или словосочетания в определённом порядке, и даются сведения об их значении, рассказывается об употреблении, происхождении, а иногда дается перевод на другой язык;

справочник, содержащий запись с информацией о предмете или явлении;

сборник с устойчивыми выражениями и их пояснениями или толкованиями, возможно, с переводом с русского или на русский язык.

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Термином считается точное обозначение чего-либо.

Понятием принято считать:

общую мысль о классе явлений или предметов;

Словарём исторических терминов и понятий называют список, обозначающий значение слов и словосочетаний, связанных с событиями, датами, людьми прошлого.

Примеры терминов

История Древнего мира — 5 класс

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Античностью называют всё относящееся к культуре и истории Рима и Древней Греции.

Вандализмом считается варварское отношение к культурным ценностям.

Гегемонией называют господство или руководящую роль государства или какой-либо группы населения.

История Средних веков — 6 класс

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Закупы – так называли категорию населения Руси, которые были зависимы от феодалов.

Свод, называемый лицевым, древнерусский памятник рукописной книги, называли Царь-книгой.

Ярлыком в древней Руси называли распоряжение хана.

История Нового времени — 7 — 8 класс

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Ассамблеей называли собрание-бал, проводимое представителем русской знати в своём доме. Введены приказом Петра 1 в 1718 г.

Барокко – название стиля в искусстве с 16 по 18 вв., характеризующегося декоративной пышностью и контрастностью.

История Новейшего времени — 9 класс

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Абсолютная монархия — самодержавие, при котором неограниченная власть принадлежит монарху.

Автократия – политика бесконтрольного самовластия одного лица.

История России

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Приватизация — всеобщая передача или продажа государственной собственности в частную. Широко применялась в эпоху перестройки.

Разделение властей — характерная черта правового государства, разграничивается на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Как подготовиться к ОГЭ ЕГЭ и быстро выучить термины

Термины по истории - основные понятия, значения и примеры

Предлагаем несколько вариантов способов запоминания исторических терминов, которые сделают подготовку к экзаменам более эффективной:

Для дословного запоминания выделяем буквы или слоги, составляем небольшое предложение, имеющее смысловую нагрузку.

Прочитав значение термина, постарайтесь понять его смысл. Выделите ключевые слова из определения. Постарайтесь объяснить суть кому-либо.

При наличии хорошей зрительной памяти можно написать слово не только разными почерками, но и различным цветом. И даже раскрасить получившийся терминологический рисунок.

Владельцу музыкального слуха будет приятно и полезно напевать слова, положенные на знакомую мелодию. Направленная на запоминание термина привычка поможет на экзаменах.

Читайте также: