Что такое техническое моделирование кратко

Обновлено: 05.07.2024

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ – упрощенное отображение реального изделия и его описания с целью оценки соответствия его какому-либо требованию или осуществления выбора наилучшего изделия из нескольких альтернативных вариантов. Обычно используют три способа моделирования технических систем: 1) мысленное моделирование технических систем, в ходе которого человек, изучая изделие, его проект или др. описание, интуитивнооценивает соответствие определенным требованиям или выбор наилучшего варианта; 2) математическое моделирование технических систем связано с разработкой способов расчета и компьютерных программ для получения необходимых оценок; 3) физическое моделирование технических систем связано с изготовлением и испытанием упрощенных физических моделей реального изделия. Мысленное моделирование технических систем основывается на знаниях и, главное, на собственном опыте проектирования и эксплуатации данного класса тех. систем и представляет собой одно из средств моделирования технических систем. Точность мысленного моделирования зависит от личного опыта и природных способностей эксперта и для мало изученных технических систем может превосходить точность математической модели. Основные преимущества мысленного моделирования: малое время и низкая стоимость оценки. Умение осуществлять быстрое и точное мысленное моделирование является одним из необходимых качеств изобретателей и творческих личностей, которые должны его развивать и совершенствовать. При физическом моделировании решение принимается по измеряемым параметрам, данным измерительных приборов и оборудования, способу обработки полученных результатов. С целью снижения трудоёмкости и стоимости часто изготавливают уменьшённые (в несколько раз, на порядок и более) образцы технических систем, исключая из них малозначимые детали. При изменении масштаба технические системы выбирают и обосновывают систему критериев подобия, с помощью которых выполняют перерасчет значений параметров, полученных путем измерений на уменьшенных моделях, для натуральных размеров. В различных прикладных областях (гидравлика, аэродинамика, строительная механика, электродинамика и т.д.) разработаны свои системы критериев подобия и накоплен специфический опыт их использования. Физическое моделирование часто используют для обоснования достоинств новых технических решений.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ" в других словарях:

Математическое моделирование экономических систем — изучает целостную макроэкономическую систему: национальную экономику, экономику региона, а также взаимодействие таких систем. Это направление исследований охватывает также создание инструментария, помогающего исследователю в математическом… … Википедия

Кафедра подъёмно-транспортных систем МГТУ имени Н. Э. Баумана — Подъёмно транспортные системы Факультет Робототехника и комплексная автоматизация Вуз МГТУ им. Н. Э. Баумана Девиз Друзья, прекрасен наш союз! Мы вместе поднимаем груз! … Википедия

Список систем автоматизированного проектирования — Список САПР. САПР Система автоматизированного проектирования, предназначенная для создания чертежей, схем, конструкторской и технологической документации, а также 3D моделей. В данный список включены наиболее распространённые CAx программы… … Википедия

Эволюционное моделирование — использует признаки теории Дарвина для построения интеллектуальных систем (методы группового учёта, генетические алгоритмы). Является частью более обширной области искусственного интеллекта вычислительного интеллекта. Эволюционное моделирование… … Википедия

Аналоговое моделирование — (a. direct analogy simulation; н. Analogmodellierung; ф. simulation analogique; и. simulacion analуgica) основано на аналогии явлений и процессов, имеющих разл. физ. природу, но описываемых одинаковыми матем. (дифференциальными, алгебраич … Геологическая энциклопедия

Институт автоматики и вычислительной техники МЭИ — Институт автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института (технического университета) … Википедия

Кибернетика — I Кибернетика в медицине. Кибернетика наука об общих законах управления в системах любой природы биологической, технической, социальной. Основной объект исследования в К. кибернетические системы, рассматриваемые вне зависимости от их материальной … Медицинская энциклопедия

Самарский государственный аэрокосмический университет — имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет) (СГАУ) … Википедия

Исходя из того, что задачи на моделирование относятк элементарной форме конструкторско-технических задач, техническое моделирование можно считать простейшей формой технического конструирования. Организуя уроки по техническому моделированию, учитель должен учитывать следующие требования:

- уроки по техническому моделированию должны развивать и направлять интересы детей;

- на уроках необходимо знакомить учащихся с различными техническими объектами, общими принципами и действиями машин и механизмов, с основными законами, положенными в основу технических устройств;

- выбираемые объекты для изготовления должны отражать достижения современной техники. Для изготовления необходимо рекомендовать учащимся наиболее известные транспортные, строительные, сельскохозяйственные, технологические, энергетические и бытовые машины.

- объекты моделирования должны соответствовать возрастным особенностям и техническим интересам учащихся, поэтому для моделирования необходимо подбирать объекты, которые не перегружены второстепенными деталями, чтобы ребенок мог по модели более четко представить основные части, узлы, детали и функции оригинала;

- готовясь к уроку, учитель должен подбирать такие объекты для изготовления, чтобы в работе над моделью ученик использовал графические знания, разные способы обработки материалов, разные способы сборки узлов для своих машин.

Предметами труда при изготовлении технических объектов могут служить: бумага, картон, древесина, металл, готовые геометрические формы (коробки, банки, флаконы, заготовки из различных материалов и др.), детали набора различных конструкторов

Организуя уроки технического моделирования, учитель ставит следующие задачи:

- формировать, расширять и систематизировать технические знания и политехнический кругозор учащихся;

- формировать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями по обработке различных материалов;

- формировать техническое и технологическое мышление, проектную деятельность;

- способствовать формированию самостоятельно решать различные конструкторские задачи, обосновывать цель деятельности;

- развивать воображение, смекалку, изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности.

Машиной называют механизм, созданный человеком для преобразования энергии в полезную работу, имеющий агрегаты - двигатель, передаточное устройство, рабочий механизм, органы управления и др.

Узлом называют разъемное или неразъемное соединение взаимно связанных между собой деталей. Узел состоит из отдельных деталей, которые имеют точное название и назначение.

Деталью называют часть узла, в которой нет разъемных или неразъемных соединений. Деталью могут служить болт, гайка, зубчатые колеса, ось – детали общего назначения или поршни двигателей, лопатки турбин – специального назначения.

Макетом называют [42] объемное воспроизведение внешнего вида объекта с точным соблюдением пропорций. Макеты – статические объекты, которые передают внешние признаки объекта и дают общее представление об изучаемом объекте.




Модели бывают как статические, так же и динамические. Моделью в техническом моделировании называют [22] трехмерное изображение предметов или их частей в уменьшенном масштабе при некоторой схематизации и условности изобразительных средств, однако, с обязательным соблюдением внешнего сходства и пропорций частей. Часто модель выступает как обобщение определенного класса логически общих предметов и явлений и позволяет изучать и наблюдать основные признаки явлений, их функции и особенности протекания (физические процессы, протекающие в реальных объектах, электрические процессы, аэродинамические законы и др.) или предметов целого класса (модель автомобиля, парусника, самолета, подъемного крана и др.).

В образовательных программах по трудовому обучению отводится несколько часов для работы с разными видами конструкторов. В настоящее время появилось множество конструкторов, позволяющих разнообразить деятельность детей на уроках, развивать их творческие способности.

Конструкторы металлические сделаны из легких и прочных сплавов металла, состоят из следующих деталей: полосы разной длины, пластины, плато, угловые планки, уголки, колеса, диски, оси, втулки, шпильки, гайки и винты.

В электроконструкторах имеются все необходимые детали для сборки электрифицированных изделий, проведения простейших опытов с электричеством.

Универсальные конструкторы имеют гораздо большее число деталей и позволяют конструировать модели не только те, которые изображены в альбомах-вкладышах, но и создавать множество собственных конструкций.

Техническое конструирование на уроках труда представляет собой процесс создания технических объектов с частичным или полным выполнением посильных для учащихся проектов и расчетов. Поэтому начинать обучение техническому моделированию и конструированию следует с освоения техники сборки не сложных изделий из крупных деталей. Для этой цели лучше использовать деревянные или пластмассовые конструкторы.

1 этап – обучение конструированию, выполнение задания:

1) точно по образцу;

2) по образцу с внесением изменений (цвет деталей, их количество), но с сохранением конструкции изделия;

3) по образцу с внесением изменений в конструкцию изделия;

4) точно по рисунку, в котором ясно видны все части и детали модели;

5) по рисунку, изменив в цвет, количество деталей или конструкцию модели.

II этап – обучение конструированию с элементами творчества:

1) по тематическому заданию;

2) по техническому условию.

III этап – конструирование по собственному замыслу.

Организуя занятия по техническому моделированию, учителю необходимо проверить обеспеченность всеми необходимыми инструментами и материалами. Все инструменты должны быть исправны, размеры и вес их должны соответствовать физическим и анатомическим особенностям детей. Использование инструментов, предназначенных для работы на промышленных предприятиях, приводит к неправильному формированию умений, переутомлению мышц руки и снижению качества работы.

1. В чем отличие технического моделирования и художественного конструирования?

2. Какое влияние на развитие детей оказывает конструирование?

3. Какие требования предъявляются к изготовлению технических изделий в начальных классах?

4. Какие требования предъявляются к инструментам, используемым в конструировании?

5. Назовите выразительные средства художественного конструирования.

7. Какую цель преследует мастер, используя орнамент в отделке изделий?

8. Назовите изобразительные средства орнамента.

9. Какие виды орнамента выделяют по способам его построения?

10. Какие виды орнамента выделяют по способу изображения мотивов?

Задания для самостоятельной работы.

1. Подобрать материалы для разработки бесед с учащимися начальных классов о народном творчестве.

2. Разработать рекомендации по соблюдению правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями, используемые на уроках по техническому моделированию, разработать таблицы по правилам техники безопасности с монтажными, режущими и колющими инструментами.

Задания для лабораторной работы.

2. Разработать по 1 уроку по техническому моделированию и художественному конструированию.

3. Подобрать необходимую техническую документацию, предлагаемую авторами - разработчиками различных конструкторов и изготовить один технический объект по готовым инструкциям.

4. Разработать графические инструкционные карты по технологии изготовления одного из технических объектов.

6. Изготовить творческую работу по одному из видов конструирования.

Исходя из того, что задачи на моделирование относятк элементарной форме конструкторско-технических задач, техническое моделирование можно считать простейшей формой технического конструирования. Организуя уроки по техническому моделированию, учитель должен учитывать следующие требования:

- уроки по техническому моделированию должны развивать и направлять интересы детей;

- на уроках необходимо знакомить учащихся с различными техническими объектами, общими принципами и действиями машин и механизмов, с основными законами, положенными в основу технических устройств;

- выбираемые объекты для изготовления должны отражать достижения современной техники. Для изготовления необходимо рекомендовать учащимся наиболее известные транспортные, строительные, сельскохозяйственные, технологические, энергетические и бытовые машины.

- объекты моделирования должны соответствовать возрастным особенностям и техническим интересам учащихся, поэтому для моделирования необходимо подбирать объекты, которые не перегружены второстепенными деталями, чтобы ребенок мог по модели более четко представить основные части, узлы, детали и функции оригинала;

- готовясь к уроку, учитель должен подбирать такие объекты для изготовления, чтобы в работе над моделью ученик использовал графические знания, разные способы обработки материалов, разные способы сборки узлов для своих машин.

Предметами труда при изготовлении технических объектов могут служить: бумага, картон, древесина, металл, готовые геометрические формы (коробки, банки, флаконы, заготовки из различных материалов и др.), детали набора различных конструкторов

Организуя уроки технического моделирования, учитель ставит следующие задачи:

- формировать, расширять и систематизировать технические знания и политехнический кругозор учащихся;

- формировать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями по обработке различных материалов;

- формировать техническое и технологическое мышление, проектную деятельность;

- способствовать формированию самостоятельно решать различные конструкторские задачи, обосновывать цель деятельности;

- развивать воображение, смекалку, изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности.

Машиной называют механизм, созданный человеком для преобразования энергии в полезную работу, имеющий агрегаты - двигатель, передаточное устройство, рабочий механизм, органы управления и др.

Узлом называют разъемное или неразъемное соединение взаимно связанных между собой деталей. Узел состоит из отдельных деталей, которые имеют точное название и назначение.

Деталью называют часть узла, в которой нет разъемных или неразъемных соединений. Деталью могут служить болт, гайка, зубчатые колеса, ось – детали общего назначения или поршни двигателей, лопатки турбин – специального назначения.

Макетом называют [42] объемное воспроизведение внешнего вида объекта с точным соблюдением пропорций. Макеты – статические объекты, которые передают внешние признаки объекта и дают общее представление об изучаемом объекте.

Модели бывают как статические, так же и динамические. Моделью в техническом моделировании называют [22] трехмерное изображение предметов или их частей в уменьшенном масштабе при некоторой схематизации и условности изобразительных средств, однако, с обязательным соблюдением внешнего сходства и пропорций частей. Часто модель выступает как обобщение определенного класса логически общих предметов и явлений и позволяет изучать и наблюдать основные признаки явлений, их функции и особенности протекания (физические процессы, протекающие в реальных объектах, электрические процессы, аэродинамические законы и др.) или предметов целого класса (модель автомобиля, парусника, самолета, подъемного крана и др.).

В образовательных программах по трудовому обучению отводится несколько часов для работы с разными видами конструкторов. В настоящее время появилось множество конструкторов, позволяющих разнообразить деятельность детей на уроках, развивать их творческие способности.

Конструкторы металлические сделаны из легких и прочных сплавов металла, состоят из следующих деталей: полосы разной длины, пластины, плато, угловые планки, уголки, колеса, диски, оси, втулки, шпильки, гайки и винты.

В электроконструкторах имеются все необходимые детали для сборки электрифицированных изделий, проведения простейших опытов с электричеством.

Универсальные конструкторы имеют гораздо большее число деталей и позволяют конструировать модели не только те, которые изображены в альбомах-вкладышах, но и создавать множество собственных конструкций.

Техническое конструирование на уроках труда представляет собой процесс создания технических объектов с частичным или полным выполнением посильных для учащихся проектов и расчетов. Поэтому начинать обучение техническому моделированию и конструированию следует с освоения техники сборки не сложных изделий из крупных деталей. Для этой цели лучше использовать деревянные или пластмассовые конструкторы.

1 этап – обучение конструированию, выполнение задания:

1) точно по образцу;

2) по образцу с внесением изменений (цвет деталей, их количество), но с сохранением конструкции изделия;

3) по образцу с внесением изменений в конструкцию изделия;

4) точно по рисунку, в котором ясно видны все части и детали модели;

5) по рисунку, изменив в цвет, количество деталей или конструкцию модели.

II этап – обучение конструированию с элементами творчества:

1) по тематическому заданию;

2) по техническому условию.

III этап – конструирование по собственному замыслу.

Организуя занятия по техническому моделированию, учителю необходимо проверить обеспеченность всеми необходимыми инструментами и материалами. Все инструменты должны быть исправны, размеры и вес их должны соответствовать физическим и анатомическим особенностям детей. Использование инструментов, предназначенных для работы на промышленных предприятиях, приводит к неправильному формированию умений, переутомлению мышц руки и снижению качества работы.

1. В чем отличие технического моделирования и художественного конструирования?

2. Какое влияние на развитие детей оказывает конструирование?

3. Какие требования предъявляются к изготовлению технических изделий в начальных классах?

4. Какие требования предъявляются к инструментам, используемым в конструировании?

5. Назовите выразительные средства художественного конструирования.

7. Какую цель преследует мастер, используя орнамент в отделке изделий?

8. Назовите изобразительные средства орнамента.

9. Какие виды орнамента выделяют по способам его построения?

10. Какие виды орнамента выделяют по способу изображения мотивов?

Задания для самостоятельной работы.

1. Подобрать материалы для разработки бесед с учащимися начальных классов о народном творчестве.

2. Разработать рекомендации по соблюдению правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями, используемые на уроках по техническому моделированию, разработать таблицы по правилам техники безопасности с монтажными, режущими и колющими инструментами.

Задания для лабораторной работы.

2. Разработать по 1 уроку по техническому моделированию и художественному конструированию.

3. Подобрать необходимую техническую документацию, предлагаемую авторами - разработчиками различных конструкторов и изготовить один технический объект по готовым инструкциям.

4. Разработать графические инструкционные карты по технологии изготовления одного из технических объектов.

Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги, древесины. Значительное место занимают техническое моделирование и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в хозяйстве. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.

Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.

Модель и моделирование.

Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники знают марки многих автомобилей, самолетов, танков, кораблей. Они пользуются автобусом, трамваем, троллейбусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.

Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности.

Значительное место занимает техническое моделирование и конструирование на уроках технологии и внеклассных занятиях в школе, где учащиеся получают первоначальные сведения о моделях, машинах знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Модель – слово многозначное, используется в различных отраслях знаний, производстве, технике. Под моделью в широком смысле подразумевают устройство, которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в уменьшенном виде) в научных, практических или спортивных целях.

В проектировании моделью называют изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе. Модель является составной частью макета.

Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Проще говоря, учебная модель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью.

Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели.

Модели могут быть подвижными и неподвижными.

Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.

Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе.

Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей. Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии. Таким образом, процесс моделирования можно расчленить на несколько этапов в зависимости от уровня подготовки учащихся. Если дети имеют опыт работы, моделирование может иметь такие этапы: 1) определение объекта моделирования; 2) подготовка рабочих чертежей; 3) составление плана работы, подбор материала; 4) исполнение намеченного плана.

На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.

Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы - сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают лишь основные исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта без детализации. Таким образом реализуются принципы научности и доступности.

Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания без взаимности, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.

В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. С этой целью можно использовать диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, рисунки (напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки.

В настоящее время возникла необходимость беспрерывного пополнения знаний. Машины, механизмы, оборудование постоянно совершенствуются, обновляются, модернизируются. Информационный поток велик, и вполне понятно, что усвоить весь материал практически невозможно, поэтому важно, чтобы учащиеся поняли главное, основное, умели логически мыслить, самостоятельно ставить и решать задачи. Принцип прочности усвоения знаний заключается в том, чтобы учащиеся усвоили суть изложенного материала, могли воспроизвести его в памяти и применить на практике.

Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых.

Условно конструирование можно разделить на несколько этапов: 1) выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия; 2) определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации; 3) исполнение намеченного плана.

Урок технологии в 3 классе по теме: “Строительные сооружения. Гараж”(2 часа).

Цель: дать общие сведения о строительных сооружениях, их назначении; учить детей читать чертеж; отрабатывать умение строить чертеж; совершенствовать навыки коллективной работы.

Оборудование: макет небольшого района города; плакат “Правила работы с ножницами”; технический чертеж гаража; кодоскоп.

1. Организационный момент. Учитель дает детям рассмотреть макет небольшого района города. Дети обсуждают, что из чего сделано, размеры, пробуют играть. Ребят много, а макет один, всем неудобно и класс приходит к выводу, что им необходимо иметь несколько таких макетов. Они решают начать работу и для этого делятся на группы.

2. Вступительное слово учителя.

– Архитектуру называют застывшей музыкой. Прекрасные архитектурные сооружения можно найти и в городе, и в деревне. Нас приводит в восторг ажурная резьба деревянного дома и величественная стройность соборов, легкая чаша трибун стадиона и пластика многоэтажных зданий. Никого не оставляет равнодушным подковообразный изгиб плотины Днепровской ГЭС и легкая игла телебашни в Останкине. Таких примеров можно привести великое множество.

Учитель сообщает тему урока. Демонстрирует различные архитектурные сооружения, выясняется их назначение.

Вывод. Строительные сооружения предназначены для различных целей, их даже условно можно разбить на группы: спортивные, бытовые, промышленные, транспортные, жилые, культурно-массовые, учебные, здравоохранительные.

3. Работа в командах. Каждой команде дается задание выписать из данного списка сооружения по группам и дополнить список известными им сооружениями.

1 команда: спортивные сооружения.
2 команда: бытовые сооружения.
3 команда: промышленные сооружения.
4 команда: транспортные сооружения.
5 команда: жилые сооружения.
6 команда: культурно-массовые сооружения.
7 команда: учебные сооружения.
8 команда: здравоохранительные сооружения.

Через кодоскоп на экране появляется перечень сооружений: стадион, баня, завод, поликлиника, вокзал, дом, клуб, институт, Дворец спорта, больница, прачечная, гараж, остановка, общежитие, госпиталь, кинотеатр, техникум, баскетбольная площадка, мастерская, гостиница, клиника, Дом культуры, училище, химчистка, депо.

В дополнение к списку: бассейн, каток, ателье, парикмахерская, фабрика, шахта, мост, аэропорт, автобусный парк, барак, дача, театр, цирк, лицей, колледж.

Проверка работы. Коллективное обсуждение.

4. Планирование предстоящих трудовых действий.

    • Рассматриваем образец изделия, выясняем назначение, определяем его устройство, количество деталей, способ скрепления.

    Гараж – это строение для стоянки и ремонта автомобилей, мотоциклов. Макет несложен в изготовлении. Для работы используют плотную рисовальную или чертежную бумагу. Развертка стен состоит из одного листа размером 150х202 мм, на котором оставляют клапаны для подклейки. Торцевые стены могут иметь различную форму, влияющую на архитектуру строения. Строение имеет большие двери для въезда машин. Эти части здания приклеивают из коричневой бумаги. С противоположной стороны делают окна. На готовом здании производят дополнительную отделку: рисуют ручки на дверях, перемычки на окнах и другие небольшие детали.

      • Чтение чертежа. Повторяем условные обозначения.
      • Внесение изменений в чертеж согласно задуманной учеником конструкции.

      6. Проверяем работу.

      7. Итоги урока. Выставление отметок.

      На данном этапе урок 1 может быть закончен. На следующем уроке дети подбирают материал для гаража, вырезают и склеивают детали, ставят цели следующего урока.

      Для упрощения работы развертка выполняется на двойном листе в клетку, затем вырезается, наклеивается на изнаночную сторону цветной бумаги или тонкого картона и снова вырезается. Затем детали скрепляются между собой.

      Имеет смысл продолжить работу по блокам: транспорт, суда и корабли, строительные сооружения, мебель, авиационная техника. В результате по окончании работы у детей скапливается большое количество моделей. Они могут построить из них свой макет города (или несколько макетов по количеству команд), использовать его для игр на переменах, как пособие для занятий по Правилам дорожного движения.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

      Техническое моделирование – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Работа в творческом объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить младших школьников к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в творческом объединении способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому конструировать модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделизмом дают представление о судо- , авто- и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.

      Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.

      Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Кроме того, владение такими прикладными компьютерными программами, как Corel и Photo Shop (осваивается самостоятельно), даёт огромное количество вариаций и неограниченные возможности в бумажном моделировании. Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.

      Читайте также: