Что такое технические способности человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

способности, в которых М. Г. Давлетшин, специально их изучавший, различает взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга: к пониманию техники; к обращению с техникой; к изготовлению технических изделий; к техническому изобретательству.

Найдено научных статей по теме — 15

Особенности развития технических способностей подростков

Развитие способностей обучающихся одна из ключевых задач общеобразовательного учреждения. Сейчас, в связи с бурным развитием техники и технологий, особое место в структуре способностей личности занимают технические способности.

Развитие технических способностей детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности развития технических способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические аспекты развития технических способностей рассмотрены через практикоориентированный материал.

Развитие креативных способностей студентов в техническом вузе

В работе описываются условия, влияющие на развитие креативных способностей студентов в техническом вузе. Определены несколько факторов, влияющих на развитие креативности.

Формирование творческих способностей студентов технических вузов

Рассматривается проблема развития творческих способностей студентов философская, психологическая, педагогическая и другие аспекты проблемы.

Интеллектуальные способности студентов технического университета

Мнение о решающей роли технического компонента интеллекта для успешного обучения в технических вузах является ошибочным. У большинства студентов-строителей преобладает вербальный компонент интеллекта.

Структурно-содержательный анализ технических способностей будущего бакалавра

К проблеме развития математических способностей студентов технических специальностей

Показана актуальность проблемы развития математических способностей студентов техни4 ческих специальностей.

Проблема развития креативности студентов технического вуза как способности к творчеству

Статья посвящена изучению разных подходов к определению креативности с целью обоснования необходимости развития у студентов способности к самостоятельному получению знаний, основанной на креативном мышлении.

Формирование технических способностей студентов вузов при изучении строительной механики

Исследованы проблемы формирования технических способностей студентов технического вуза при изучении строительной механики.

Особенности развития технических способностей инженера-строителя в процессе обучения в вузе

В статье рассматривается процесс развития технических способностей будущих инженеров-строителей на основе концепции функциональных и операционных механизмов.

Формирование способности к инновационной инженерной деятельности студентов технических вузов

В статье приводятся характеристика инновационной инженерной деятельности и классификация инноваций, а также формулируется понятие способности к инновационной инженерной деятельности.

Модель методики развития технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе

В статье предложена модель методики развития технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе и раскрыты теоретические основы данной модели.

Реализация модели педагогического содействия развитию технических способностей будущего бакалавра

Отражены результаты изучения и решения проблемы развития технических способностей будущего бакалавра.

Психолого-педагогические условия развития способности студентов технического вуза к самоуправлению

В статье рассматриваются методологические, организационные, содержательные и мотивационные условия развития способности студентов технического вуза к самоуправлению, описана организация самоуправляемой познавательной деятельности

Похожие термины:

ТЕСТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами; чаще всего под этими особенностями име

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

специальные способности, связанные с успешностью освоения человеком основ научных, физико-технических знаний и с их использованием при конструировании различных технических устройств и машин.

Технические способности - взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий, к техническому изобретательству.

Считается, что это те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Показано, что наряду с некоторой общей способностью, которая может рассматриваться как общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. Под пространственными представлениями имеют в виду способность оперировать зрительными образами, например, при восприятии геометрических фигур. Техническое понимание - это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные. В соответствии с таким разделением на два фактора создаются и типы тестов. Самые первые создатели тестов технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из отдельных деталей. В настоящее время большинство таких тестов созданы в виде бланковых методик.

Технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Существуют независимые факторы технических способностей:

  • пространственные представления;
  • техническое понимание.

Тесты технических способностей - диагностика способностей, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями.

Тесты технических способностей направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Они не позволяют судить о способах их приобретения, например:

  • Тест Беннета - тест изучения технического понимания, использует серию картинок с короткими вопросами. Для ответа на вопросы необходимо понимать общие, технические принципы, из обыденных ситуаций.
  • Тест пространственного мышления (ТПМ) И.С. Якиманской, В.Г. Зархиным и Х.-М.Х. Кадаяса.

Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления.

Чтобы решить технологическую задачу необходимо:

  • иметь установленную цель и стремиться получить конкретный ответ;
  • учитывать условия и исходные данные, необходимые для достижения цели;
  • применять такие способы решения задач, которые соответствуют имеющимся условиям.

Развитие технического мышления является сложным процессом, протекает обычно довольно медленно и зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и прочих факторов.

Психологический тест Беннета на понимание техники (механической понятливости) предназначен для определения технических способностей у детей подросткового (с 12 лет), юношеского возраста и взрослых. Содержит 60 заданий, требующих решения технических задач. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из трех вариантов. Длительность теста 27 минут.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Уровень технических способностей определяется с помощью специальной оценочной таблицы. Шкальная оценка имеет шесть градаций:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно ли говорить о технических способностях как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию?

Доклад на тему:

Со времени появления первых технических устройств и простых механизмов человечество непрерывно ставит перед собой и решает технические задачи различной степени сложности. Техника возникает, функционирует и развивается как специфическое общественное явление.

Можно ли говорить о технических способностях как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна, и очень резко отличается, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более радиотехники. Что же может быть общего между разными видами деятельности? Однако это общее есть. У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.

Развитие науки и техники показало, что технический прогресс требует усилий большого количества специально подготовленных людей, имеющих технические способности. Сегодня без творчески работающего инженера, токаря, слесаря, невозможно изготовить ни отечественный конкурентоспособный трактор, автомобиль, космический корабль, ни автомат для приготовления и отпуска напитков.

Изучение данного явления с позиции общего подхода предполагает рассмотрение способностей к разнообразным видам технической деятельности, которые включают весь ансамбль психических процессов и функций (интеллектуальных, сенсорных и психомоторных). Профессиональный подход направлен на выявление способностей к отдельным группам видов деятельности: конструированию, рационализаторству и изобретательству, общетрудовым умениям. Узкий аспект – это узконаправленные способности – авиамоделирование, собирание электрических схем, конструирование одежды и т.п.

Как отмечают большинство исследователей технические способности - взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий, к техническому изобретательству.

Наряду с некоторой общей способностью, которая может рассматриваться как общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание.

Пространственные представления (англ. spacerepresentations) — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д.

Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.).

По содержанию пространственные представления подразделяются на:

1) представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа);

2) представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ радиотехнической схемы, структурной химической фор-мулы и т. п.).

Хорошее развитие пространственные представления - это необходимая предпосылка научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.

Техническое понимание - это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, узнавать одинаковые и находить разные.

Структура технических способностей состоит из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Структура технических способностей динамична. Это выражается в том, что, оставаясь целостной, с определенными компонентами ее составляющими, эта структура изменяется, развивается, находится в состоянии подвижности, выдвигая те или иные компоненты в зависимости от объективных условий самой деятельности (одно дело - понимание техники, другое - управление техникой, третье - создание техники). В зависимости от содержания технической деятельности изменяется и структура технических способностей.

Структура технических способностей включает:

развитое техническое мышление,

развитое пространственное воображение,

способность к комбинированию,

личностные качества (интерес к технике, любознательность, активность),

умение учитывать свойства используемых материалов, деталей и форм.

Особую роль в структуре технических способностей играет наблюдательность.

Наблюдательность – особая форма восприятия, характеризующаяся организованностью, целенаправленностью, осмысленностью и активностью. Относительно технических способностей наблюдательность проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности.

В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений, расстояния, величины, формы, фигуры. Наблюдательность обычно заключается в умении подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. В структуре технических способностей наблюдательность проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности. Отличается хорошо развитым глазомером, гибкостью и легкостью переключения внимания с одного объекта на другой, умением подмечать характерные, но мало заметные конструктивные особенности деталей и узлов машин и механизмов, малейшее отклонение от нормального протекания технологических процессов. Человеку с хорошо развитой технической наблюдательностью присущи критическое восприятие технических объектов и процессов, умение своевременно подметить неисправности и недостатки, и сформулировать задачи по их устранению. Это дает право говорить, что наблюдательность является неотъемлемым качеством личности, успешно занимающейся технической деятельностью, опорным компонентом технических способностей.

Пространственное воображение - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач.

Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительное (графическое). В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Мысленно видоизменять их и создавать на этой основе новые, в соответствии с созданным образом, планировать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления, учитывая не только временную, но и пространственную последовательность их выполнения

Для успешного изготовления механизма или той или иной сложной детали у школьника должно быть более или менее отчетливое пространственное представление будущей работы, иначе неизбежно возникнут ошибки, которые приведут к неудаче. В формировании пространственных представлений большое значение имеет умение пользоваться чертежом, умение изобразить в чертеже различные технические детали. Еще большее значение имеет умение читать чертеж, понимать, что на нем запечатлено, представлять себе реально детали механизма на основе чертежа. Если же школьник умеет увидеть весь механизм, представленный на чертеже, то можно сказать, что он обладает развитым пространственным воображением, необходимым для технического творчества.

Ведущей характеристикой технических способностей является техническое мышление, которое проявляется в понимании и самостоятельном творческом, продуктивном решении технических задач.

Бурное развитие науки и техники, возрастающая потребность в более эффективных средствах передачи информации требуют более широкого использования возможностей технического языка и активизации технического мышления. Техническое мышление является процессом, в котором отражаются все существующие взаимосвязи и богатство реального мира.

Техническое мышление так же, как и любое другое, осуществляется в процессе решения технических задач. Именно особенности технического материала во многом определяют своеобразие деятельности, способа действий с этим материалом. При этом происходит преимущественное развитие определенных сторон мышления, определенное структурирование компонентов этого мышления, оно приобретает свою специфичность.

Техническое мышление осуществляется с помощью известных мыслительных операций: сравнение, противопоставление, анализ, синтез, классификация и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале.

В соответствии с особенностями технических задач и интеллектуальных процессов, участвующих в их решении, различают репродуктивное и продуктивное техническое мышление. Конечно, такое разделение несколько условно, так как элементы того и другого мышления могут сочетаться при решении разнообразных технических задач. Но часто технические задачи предполагают использование уже известных алгоритмов - такой тип задач решается с использованием репродуктивного мышления. Если же в задаче учащемуся приходится совершать новые действия, осуществлять новый подход, видоизменять алгоритм, осуществляя такие действия впервые, то тут подключается продуктивное мышление, которое характеризуется новым элементом для ученика.

Техническое мышление - один из видов мышления, различаемых по признакам предметной области деятельности (наряду с такими, как математическое мышление, педагогическое, управленческое и т. п.). Техническое мышление выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми в области техники (ее проектирования, изготовления, обслуживания, ремонта и др.) имеют некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в других сферах деятельности.

Исследования структуры технических способностей и технического мышления характеризуется главным образом практической, а не теоретической направленностью, достаточно развитым пространственным воображением, способностью к комбинированию.

Своеобразие технического труда вызывает преимущественное развитие определенных сторон мышления. Характеризуя направленность технического мышления многие выделяют такие особенности:

а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных операций, направленностью на точные расчеты;

б) техническое мышление – практическое мышление;

в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности;

г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме, чертежах, м-кетах и т.д.

Оперативность технического мышления, с одной стороны, характеризуется умением эффективно применять знания в различных производственных условиях, с другой стороны – принятие решений в дефиците времени. Техническое мышление включает в себя образные компоненты интеллектуальной деятельности. Необходимость широкого использования чертежей, схем, графиков требует развития пространственных представлений, зрительного восприятия. Большое значение в связи с этим приобретает умение переводить усвоение обозначение чертежей, схем и наглядно – конкретные образы и оперировать ими.

Технические способности развиваются с раннего возраста. В детстве – посредством моделирования, в школе – при изучении математики, физики. Эти предметы считаются основными, которые дают фундаментальное образование будущему инженеру, способствуют развитию технических способностей.

Конечно, само по себе наличие таких знаний никак еще не стимулирует технического творчества — для этого нужна глубокая заинтересованность школьника в построении достаточно сложных моделей, увлеченность творческой работой в этом направлении. Однако серьезные пробелы в физике и математике очень мешают техническому творчеству учащихся и ограничивают проявления технических способностей.

На основании каких признаков можно судить родителям о том, что их сын или дочь обладают техническими способностями? Бывают редкие случаи, когда распознать такие способности очень легко. Родители видят, что сына-подростка очень привлекают занятия техническими поделками: он постоянно и притом с успехом что-то мастерит, радуется возможности помочь в ремонте того или иного механизма и делает это умело и ловко. Он увлекается чтением технических книг и журналов и любит решать различные технические задачи. Следовательно большая любознательность в области техники, желание узнать устройство машин и приборов, чтение технической литературы; стремление заниматься техническими поделками, ремонтировать неисправности в бытовых приборах, желание решать технические задания, приводимые в журналах, успешные занятия в технических кружках, - все это признаки наличия технических способностей.

Как часто мы любуемся умелыми руками подростка или юноши, когда он уверенно пользуется тем или иным инструментом, ловко разбирает испорченный прибор механизма, быстро находит причину неисправности и устраняет ее! Но нельзя забывать, что умение быстро найти причины плохой работы или неполадок того или другого механизма или прибора — будь то электрическая кастрюля, радиоприемник, пылесос, стиральная машина, мопед, — и умение устранить эти недостатки является существенной чертой технических способностей.

Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся / В. Г. Разумовский. — М.: Учпедгиз, 1961. - 147 с.

Холуева К.А. Одаренный ребенок и технические способности // Сборник научных трудов Sworld. -2013.- Т. 20. - № 2.- С. 80-82.

Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во вне-классной работе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2.- С. 273.

Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей детей в систе-ме дополнительного образования : сборник статей Открытой областной научно-практической конференции, 29 ноября 2010 г., г. Астрахань / Федеральное агентство по образованию, Астраханский гос. ун-т, МОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" Ленинского р-на г. Астрахани ; [сост. М. Е. Акмамбетова]. -Астрахань : Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2010. - 71 с.

Щербатова В.Ф. Исследование гендерных различий в математических и инженерно техни-ческих способностях // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2013. - С. 2881-2884.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Общие элементарные способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.; это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

- учебные и творческие: Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности.

- умственные и специальные: Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определённой деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д.

Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей .

Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Потенциальные и актуальные способности:

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными.




Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей .

Сензитивный – благоприятный. Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Интеллектуальные способности:

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Художественные способности:

Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

Артистизм:

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Литературные способности:

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Хореографические способности:

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Общие элементарные способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.; это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

- учебные и творческие: Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности.

- умственные и специальные: Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определённой деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д.

Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей .

Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Потенциальные и актуальные способности:

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными.

Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей .

Сензитивный – благоприятный. Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Интеллектуальные способности:

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Художественные способности:

Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

Артистизм:

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Литературные способности:

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Хореографические способности:

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Читайте также: