Что такое сюжетосложение в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Развиваем навыки сюжетосложения как способа построения игры детей дошкольного возраста

Развиваем навыки сюжетосложения как способа построения игры детей

Понятовская Елена Владимировна Ангарский педагогический колледж

Любят ли дети играть

Любят ли дети играть

Как помочь ребенку научиться играть?

Цель: используя интерактивные технологии, научить основам

сюжетосложения как способа организации сюжетно - ролевой игрой

Сюжетосложение - выстраивание отдельных элементов сюжета в целостное событие

Умение мыслить творчески «не есть привилегия выдающихся индивидов, им

В сказках поразительно богатый мир, которым люди иногда пренебрегают.

Приемы развития сюжетосложения

Приемы развития сюжетосложения

Приемы развития сюжетосложения

Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей? Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

Конечно, для дошкольников такая игра доступна лишь как совместная деятельность со взрослым. В своей самостоятельной игре дети вновь возвращаются к действиям с игрушками, к ролям, но освоенные умения вместе придумывать новые сюжеты позволяют им более полно и согласованно реализовывать игровые замыслы.

2 Дошкольники недостаточно умеют выстраивать ролевые диалоги Цель для педагогов: обогатить игровые навыки у детей в развитии сюжетосложения; повысить уровень знаний у родителей о сюжетно-ролевой игре; обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников, привлечь родителей и детей к выполнению творческих заданий. Проблема:

6 Изучение литературы Консультации для родителей Задания для родителей Подготовительный этап:

13 Атрибуты к сюжетно ролевой игре изготовленные родителями и детьми

14 Организация игрового пространства Игровая деятельность детей

16 Сюжетная линия игры

17 Расширение диапазона ролей с целью передачи игрового опыта детям. Роль аниматора выполняет взрослый

19 Итоговый мозговой штурм

20 Заключительный этап: Игра - фантазирование

21 В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОЕКТА ПРОСЛЕЖИВАЛАСЬ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: КОММУНИКАЦИЯ, ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Результат: Обогатилась сюжетная линия игры. Дети получили новые знания, научились договариваться и распределять роли, выстраивать ролевые диалоги, проявили творческое самовыражение. Родители активно поучаствовали в проектной деятельности, развили партнерские отношения со своими детьми.

Активизирующее общение педагога со старшими дошкольниками

в процессе сюжетосложения

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в

детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Если под

игрой понимать, такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из

нее выделяется ее социальная, человеческая суть, то с изменением, развитием

общества изменяется и сама игра.

Как же можно охарактеризовать игры нынешних дошкольников. Исследо-

ватели выделяют тревожные тенденции: самостоятельная сюжетная игра «ухо-

Причины этих тенденций, следующие:

достижений. Организуя времяпровождение ребенка, родители в первую очередь

озадачены тем, как подготовить его к школе.

Сами родители принадлежат к неиграющему поколению, то есть,

вряд ли имеют достойный игровой опыт.

Жизнь дошкольника в детском саду часто организована так, что на

Изменение сложившейся негативной ситуации видится в более широком,

педагогического сопровождения игровой деятельностью. В связи с этим, по-

прежнему актуальной остаётся технология поэтапного формирования игровых

формированию игровых умений на каждом этапе. Воспитатель в той или иной

творческого изменения сюжета, новые возможности ролевого поведения.

Так в старшем дошкольном возрасте перед воспитателем стоят

понимать друг друга. Смысл такой игры - построение новых цепей событий

воображаемого мира, интересного и привлекательного.

Дошкольники ещё не могут самостоятельно развёртывать игру-фантази-

рование, но взрослый может обеспечить основу для неё, используя совместное

творческое сюжетосложение. Технология Н.Михайленко, Н. Коротковой пред-

полагает развитие игр-придумываний с постепенным усложнением: частичное

изменение уже известных детям волшебных сказок, придумывание совершенно

новых сюжетов сказок фантастических историй и сказок, придумывание реали-

Соответственно в сказках выделены следующие структурные составляю-

щие: 1) желание иметь какой-то объект (или отыскать пропавший); 2) встреча с «да

ный помощник; 4) противник; 5) испытание; 6) победа и награда. В основе преоб-

разования сказок лежит изменение этих структур, при сохранении общей смыс-

ловой канвы событий.

С.Г. Якобсон, Н.Ф.Тарловская выделяют в сюжетосложении пять вариан-

тов изменений сказок: перестановка событий внутри одной сказки, приписыва-

ние персонажам действий других персонажей сказки, введение в сюжет сказки

дополнительных персонажей, изменение характеров персонажей сказки и вооб-

ражаемое участие ребенка в сказочных событиях.

Педагоги детского сада №6 города Магнитогорска активно используют

сюжетосложение в своей практической деятельности. Для этого в режиме выде-

лено время – вторая половина дня, образовательная работа конструируется в

форме совместной деятельности воспитателя и детей.

Авторский подход заключается в следующих вариантах изменения сказок:

изменение полностью круга действующих лиц; сохранение главного персонажа

при изменении остальных действующих лиц, изменение во времени и в про-

странстве конкретных условий действий персонажей, встреча главных героев

трех сказок в новой сказке.

Например, при полном изменении круга действующих лиц, набор дей-

ствий и поступков (исходных персонажей) оставался прежним. Таким образом,

сохранялась общая смысловая последовательность событий. Занимательность

новой сказке, в этом случае, придавал новый круг действующих героев, напри-

сказки требовало от детей четкого представления круга действующих лиц: сооб-

щество животных, городские жители или фантастические роботы. Введение ро-

бота в круг лесных обитателей, скорее всего, неуместно.

был перенесён во времени и в пространстве, что подразумевало не только вве-

дение других действующих лиц, но и изменение смысла самих поступков ге-

роев. Здесь мы следовали рекомендациям методики сюжетосложения С.Г. Якоб-

сон, Н.Ф.Тарловской о том, что надо учитывать:

- каких персонажей желательно вводить;

- в какой момент развития сюжета лучше вводить нового персонажа.

Так логически оправданна встреча Колобка, сбежавшего из детского сада,

с городскими жителями а, в заключении, возвращение его в детский сад. При

этом диалог главного героя зависел от функций, которые несут другие персона-

жи: собачка традиционно хотела съесть Колобка, а вот милиционер - наказать за

то, что проказник выкатился на проезжую часть.

Практика показывает, что затруднение у педагогов, особенно молодых,

вызывает не сама технология, а умение вести диалог с детьми в процессе сюже-

тосложения. Ведь важно моментально сориентироваться в предложенных вы-

думках, согласовать замыслы детей-собеседников, а затем задать им такой во-

прос, который бы оптимально продолжал процесс изменения или сочинения

сказки. Поэтому мы делаем упор на цепочку вопросов педагога, которая помога-

ет дошкольникам увидеть возможности изменений в разных направлениях: в

круге действующих лиц, в характерах героев, в событиях, во времени, в про-

В сценарии активизирующего общения педагоги

средства по развитию продуктивного воображения, мышления, объединяя их те-

обсуждаемой сказки: метод мозгового штурма; игры ТРИЗ: «Общее от-

проблемы; игры на развитие творческого воображения «Трудно себе предста-

Говоря о результатах внедрения в практику методики сюжетосложения,

мы можем выделить следующее:

- Прослеживается положительная динамика в развитии творческого во-

ображения воспитанников. Они научились оперировать в уме целостными со-

бытиями, изменять персонажи, их действия и отношения.

- Умения старших дошкольников изменять сказки пробудили желание со-

ставлять новые истории, то есть появился интерес к сочинительству.

- Намного богаче стала монологическая речь, дети свободно и раскованно

рассказывают о разных событиях.

- Сюжеты самостоятельных творческих игр старших дошкольников стали

намного разнообразнее. Ребята легко находят смысловое место в игре сверстни-

ков, подхватывают и развивают их замыслы, с легкостью участвуют в игре-при-

думывании, умеют согласовывать игровые действия и менять свою роль, в ответ

на изменившуюся роль партнёра.

Красная шапочка – инопланетянка.

(Сценарий совместной деятельности)

Цель. Развивать умение преобразовывать сказку: изменять частично ха-

рактеры героев сказки, тем самым, изменяя события. Стимулировать желание

искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, поль-

зуясь для этого движениями, мимикой, выразительной интонацией. Находить

творческое применение различных предметов.

Решать творческие задачи, используя элементы мозгового штурма.

решение задач ТРИЗ.

Ход совместной деятельности.

1.Воспитатель напоминает детям правила решения творческих задач: дети

становятся в круг, ведущий дает словесное задание. По сигналу дети отвечают

по кругу, не пропуская и не передавая ход.

Ребята, на столе вы видите предмет (ключ). Представьте, что вы инопла-

нетянин, который недавно вернулся на Землю. Вам предстоит рассказать своим

друзьям о том, как можно использовать этот предмет.

Дети (варианты). Рисовать на земле, погремушка для маленького, серьги,

отпечатать печенье, украсить платье, утром будить, писать на земле записку,

процарапать, прокрутить гайку…

2. Воспитатель. Да вы настоящие инопланетяне, давайте мы и сказку из-

страну Роботоландии. А сегодня пришлем на Землю Красную Шапочку с любой

планеты. Ну, например, с какой…

Дети (варианты). С Луны… С Солнца..

Воспитатель. Ну, хорошо, а если это сказочная планета. Например, плане-

та Снов…Наверное, на этой планете снились волшебные сны… Назовите ваши

сказочные планеты и чудесные превращения на них…

Дети (варианты). Планета Цветов… Планета монстров… Планета превра-

щений… Планета Динозавров…Красная планета… планета Пружинок (Педагог

уточняет, какие на этих планетах происходили превращения)

Воспитатель. Итак, в нашей сказке с планеты Пружинок прилетит Крас-

ная шапочка – Инопланетянка, Давайте назовем ее по-новому.

Дети (варианты). Серебрянка… Мотылек…Красная пружинка…

Воспитатель. Красная пружинка, она все время прыгала и вертелась. А ка-

кая она была? Может у нее глаза - как цветочки или листочки, а вместо носика

гайка… (варианты детей).

Воспитатель предлагает зарисовать портрет Красной пружинки.

Дети рисуют творческие портреты Красной пружинки, рассказывают о

Воспитатель поощряет детей и предлагает в следующий раз сочинить

сказку о приключениях Красной пружинки на планете Земля.

3. Воспитатель расставляет портреты Красной пружинки, уточняет у де-

тей особенности их образов.

- Вот она Красная пружинка, которая должна навестить свою бабушку и

подарить пирожки в корзинке. Вот вам и задание, нужно рассказать, что трудно

себе представить, когда ешь пирожки. Помните правила совместной работы:

проговаривать все предложение, отвечать по кругу, не пропуская и не передавая

ход. Я начинаю: Когда я ем пирожки, очень трудно представить, что пирожки

испекли из цветов.

- Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что картошка из пирож-

- Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что пирожок мне что-то

- Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что мама передо мной,

то маленькая, то большая.

- Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что я вырос великаном.

- Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что на столе стоит Кара-

бас-Барабас и машет плеткой.

Воспитатель. Но в сказке, напоминаю, все проще, можно представлять

разные чудеса. Например, у нас: Жила-была на планете Цветов инопланетянка.

На день рождения бабушка, мама и тетя подарили ей красные пружинки, те са-

мые, которые ловят музыку. Инопланетянка каждый день меняла эти пружинки,

Дети продолжают (варианты): …все стали звать инопланетянку Красной

пружинкой. Пружинки были на голове и вместо ног. Она прыгала всегда. Одна-

жды послала мама Красную пружинку на планету Земля, навестить бабушку и

Воспитатель. Какой же наказ дала мама Красной пружинке?

Дети (варианты). Не спутать планету, … Не разговаривать по дороге с

другими кораблями, … Лететь - прямо, не сворачивая…

Воспитатель. А Красная пружинка?

Дети (варианты). Она все время залетала на другие планеты. … Собирала

всякие детальки блестящие.

Воспитатель. Ну, хорошо, а давайте вообще поменяем и поведение Крас-

ной пружинки. Вот в сказке она хоть и болтушка, но добрая и вежливая девочка.

А вот Красная пружинка?

Дети (варианты). Капризная,… злая,… грубиянка,…грязнуля.

Воспитатель. Ну что ж давайте, будет она - немного невоспитанная. Когда

Красная пружинка, наконец, добралась до планеты Земля, наступил уже вечер.

Дорогу, конечно же, не было видно. Инопланетянке требовалась показать доро-

гу. И тут она увидела Волка. Давайте изменим и характер волка. Какой он у нас?

Дети (варианты). Добрый, …старый, …с больным зубом, …красивый…

Воспитатель. Пусть будет по-вашему, добрый, старенький волк. Давайте,

изобразим, как он ходил, походку.

Дети по очереди изображают то больного, то старенького, то доброго вол-

Воспитатель. Покажите, как он увидел Красную пружинку и очень уди-

вился,… Он произнес…

Дети (варианты). Откуда ты свалилась? …Ты кто? … Что за красные пру-

жинки такие? …Ты куда идешь Красная пружинка? … Какая ты смешная. …

Что ты делаешь так поздно в лесу, одна? … Тебе не страшно в лесу? …

Воспитатель. Так он и сказал, ведь он был у нас добрым волком:

- Ой, откуда ты свалилась? Куда ты идешь так поздно, Красная пружин-

ка? Может тебе помочь, дитя мое?

А что же Красная шапочка? Не забудьте, что она немного невоспитанная,

да и дорогу к бабушке толком не знает.

Дети (варианты). Ну-ка, быстро мне дорогу покажи, я иду к своей бабуш-

ке. … Вот и помоги волчище, да только поскорей. … Фу, какой противный

волк, где дорога, говори, а не то …

Воспитатель. Ребята, изобразите, как она говорила…

Дети по очереди изображают невоспитанную Красную пружинку.

Воспитатель. Конечно, Красная пружинка очень непочтительно разгова-

ривала с волком. Несмотря на это, волк решил помочь инопланетянке. Ведь

было уже темно. Как же он показал дорогу.

Дети (варианты). Он проводил инопланетянку до бабушки. … Он дал свой

фонарик и карту. … Он показал дорогу под фонариками.

Воспитатель. Пружинка запрыгала по дороге под фонарями. И тут волк

увидел, что она потеряла корзинку с пирожками… Что дальше…

Дети (варианты). Волк побежал догонять Красную пружинку. … Волк по-

шел по короткой дороге и пришел быстрее инопланетянки. … Волк сел на ма-

шину и доехал до бабушки.

Воспитатель. А что же бабушка?

Дети (варианты). Она легла спать. … Она сидела около дома. … Она пила

Воспитатель. Конечно же, она сидела около дома и ждала Красную пру-

жинку. Ведь мама ей позвонила и сообщила о прилете Пружинки. Прибежал

Дети (варианты). Здравствуйте, Мадам. … Ваша внучка забыла пирожки.

… Они вместе стали ждать Пружинку. … Они пошли навстречу Красной пру-

жинке. … Они накрыли стол, поставили пирожки…

Воспитатель. А Красная пружинка в это время?

Дети (варианты). Она все прыгала и прыгала. … Она сломала свою пру-

жинку-прыгалку. … Она сидела и громко ревела…

Воспитатель. А бабушка уже всполошилась, что внучки все нет и нет. Мо-

жет, кто- то пошел встречать проказницу…

Дети (варианты). Бабушка с волком, … Робот, … Дровосеки…

Воспитатель. Да, да Дровосеки, которые увидели, что инопланетянка по-

ломала свою пружинку-прыгалку и сидит, ревет. Что же случилось дальше, учи-

тывая, какая невоспитанная Пружинка. Ой, как интересно, наверное, новое при-

ключение. Вы сегодня дома придумаете конец сказки и зарисуете. Завтра, мы

рассмотрим все рисунки и послушаем о новом приключении Красной пружин-

Воспитатель с детьми обсуждает варианты сказок на следующий день.

1. Бакина М. Современные дети, современные игры// Дошкольное воспи-

тание: научно-методический журнал. – М: ООО Издательский дом «Воспитание

3. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка//

Воспитание детей в игре: Спецкурс – М.: А.П.О., 1996

9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в дет-

ском саду: Методическое пособие/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Изд-

Читайте также: