Что такое свободная игра в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Трусевская Наталья Фёдоровна
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Задача взрослых и общества заключается в том, чтобы помогать развивать детям игровую деятельность.

Автор: Трусевская Наталья Фёдоровна

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Задача взрослых и общества заключается в том, чтобы помогать развивать детям игровую деятельность .

Свободная игра - это игра которая помога ет развивать у дет ей игровую деятельность , она даёт возможность активно себя выразить. Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно неожиданным. При этом самым здоровым образом совершается процесс познания. Свободная игра - это естественный путь, идя которым дети овладевают разнообразными умениями и навыками, направляют свою волю на предметы внешнего мира . п од влиянием собственных побуждений, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Игра по заранее разработанной программе теряет свой смысл и перестаёт быть игрой в подлинном смысле этого слова. Одна из основных задач воспитателя - побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности , возможности организовать свободную игру.

Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Задачи использования свободной игры в развитии детей дошкольного возраста :

Воспитывать инициативность, активность.

Формирование у дошкольников навыков дружеского

звитие у детей навыков полноценного межличностного общения

Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок,

ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и

своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

Создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

Развитие умения детей работать в группе сверстников.

Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национальным культурам, социальным слоям.

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Проведя свободную игру мы предполагаем, что дети овладеют основными культурными способами деятельности, сумеют проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре; смогут выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; у них разовьется воображение, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре, дети овладеют разными формами и видами игры, сумеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Дети взаимодействуют с окружающим миром посредством игры. Свободная игра в раннем детстве - это исследование, эксперименты, открытия и обучение.

Что такое свободная игра?

Есть два типа игровой деятельности - игра под руководством взрослых и игра под руководством детей. Оба важны для развития ребенка.

Вы не можете просто позволить ребенку играть 24 часа в сутки и расти самостоятельно, но вы также не должны забивать его дни занятиями, которые отнимают у него свободное время.

И время проведенное за экраном планшета не должно заменять свободную игру. Это приведет только к проблемам в развитии и трудностям в обучении в школе.

Вот несколько примеров игровой деятельности под руководством взрослых:

  • рисование с вашим ребенком
  • устройство полосы препятствий в саду
  • отвести вашего ребенка в класс гончарного дела или художественный класс
  • играть в игру я шпион

Свободная игра - это любая игра, которую инициирует ребенок. Игра на открытом воздухе и игра в помещении могут считаться свободной игрой, если ваш ребенок может свободно управлять своим игровым процессом.

Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа подготовки детей школе.

Примеры свободной игры

  • игры на открытом воздухе - катание на трехколесном велосипеде, лазание, бег, погоня, раскачивание и т. д.
  • переодевание
  • блочная игра и строительство
  • пазлы
  • играть в игры в помещении (например, настольные)
  • соревновательные подвижные игры
  • игра в песке и воде
  • творческое искусство

Почему так важна свободная игра?

В дошкольном возрасте большая часть развития ребенка происходит во время свободной игры. Меньшая часть поступит от занятий под руководством взрослых.

Дошкольники находятся в стадии развития неформального обучения через игру. Принуждение к академическому и формальному обучению не подготовит вашего ребенка к школе.

Свободная игра отвечает за:

  • Личное, социальное и эмоциональное развитие ребенка
  • Познавательное развитие и способность решать проблемы
  • Физическое развитие
  • Развитие языковых и коммуникативных навыков
  • Здоровое развитие мозга

Вот краткий обзор 12 областей развития, в которых будет развиваться свободная игра.

1. Развитие мозга

Свободная игра важна для общего развития мозга ребенка. По мере того, как дети исследуют и учатся, они формируют в мозгу новые связи и проводящие пути.

Детский мозг обрабатывает данные вдвое быстрее, чем взрослый. Это значительный объем развития мозга. Стимуляция, которую ребенок получает в раннем возрасте, определяет, сколько нейронов сформировано, а какие нет.

2. Творчество

Игра - это творческое занятие. Дети постоянно придумывают новые игры и занятия, чтобы развлечь себя.

Например, во время игры в жанре фэнтези дети создают истории и события и разыгрывают их так, как если бы они происходили. В художественной деятельности у детей развивается изобразительное творчество. Когда вы играете со строительными игрушками, проектирование здания проявляет творческий подход.

3. Социальные навыки

Первый способ обучения ребенка социальным навыкам - это общение со своими родителями. После этого социальное взаимодействие строится, играя с братьями и сестрами или друзьями.

Во время свободной игры дети учатся многим социальным навыкам, таким как:

  • сотрудничество с другими
  • играть с другими ради общей цели
  • переговоры
  • учиться следовать правилам
  • думать о других и видеть их точки зрения
  • справедливое и независимое решение конфликтов
  • Утверждая себя
  • следуя чужому примеру
  • сочувствие и сопереживание
  • социально приемлемое поведение
  • эффективное общение

4. Навыки планирования

Навыки планирования важны в первых классах. Они помогают ребенку научиться планировать работу перед тем, как приступить к работе, или выполнить задачу логически и в установленные сроки.

Во время игры постоянно совершенствуется навык планирования. Планирует ли ребенок дом перед тем, как строить его, или планирует, где наклеить картинку на страницу, со временем и практикой он разовьет способность планировать.

Планирование - это навык, требующий тщательного обдумывания и рассмотрения. Ребенок учится думать о желаемом результате перед тем, как начать, и находит время, чтобы подумать о том, как выполнить задание.

Ребенок с плохими навыками планирования может начать рисовать изображение своей семьи, но на странице закончится место для некоторых членов его семьи, в то время как ребенок с хорошими навыками планирования сначала посмотрит на доступное пространство и решит, сколько места каждому человек займет страницу.

Игра - отличный способ попрактиковаться в планировании на физическом уровне, прежде чем переходить к планированию на бумаге.

5. Развитие моторики

Крупная моторика и мелкая моторика ребенка в значительной степени развиваются благодаря свободной игре. Детям необходима хорошо развитая моторика, чтобы научиться читать и писать.

Дети развивают моторику от центра тела к конечностям. Другими словами, сначала развиваются их большие мышцы, а затем их маленькие.

Крупные мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:

  • ходьба и бег
  • альпинизм
  • прыгать, прыгать и подпрыгивать
  • ползать
  • толкать и тянуть
  • ловля и бросание

Маленькие мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:

  • играть с перфорированной доской
  • лепка пластилина
  • строительство из блоков или строительных игрушек
  • рисунок и живопись
  • резка и вставка
  • заправка нити и шнуровка

В последнее время увеличение времени использования планшетов и сокращение времени игр оказали огромное влияние на детей. Все больше и больше детей имеют недостаточно развитую моторику и в результате испытывают трудности в учебе.

6. Решение проблем

Каждый ребенок столкнется с множеством проблем во время своих игровых сессий. Им нужно будет придумать, как не дать своей башне опрокинуться, как сделать палатку из одеял или как изменить правила игры, чтобы сделать всех счастливыми.

Зная, как решить проблемы это навык, который необходим в школе и в зрелом возрасте, и даже решающие навыки, необходимые в карьере каждого человека.

Прелесть решения проблем во время игры заключается в том, что, когда дети расслаблены и заняты тем, что они выбирают, они не воспринимают проблемы как проблемы. Скорее, это просто проблемы, которые необходимо решать.

Чем больше ребенок заинтересован в решении проблемы, тем решительнее он будет.

Это здоровый подход к взрослой жизни, когда проблем никогда не избежать и их лучше всего рассматривать как вызовы.

7. Развитие речи

Дети обычно вербализируют то, что они делают, во время игры, даже когда они одни. Они не только увеличивают свой словарный запас , но также практикуют языковые структуры и построение предложений.

Игра с другими дает еще больше возможностей для изучения языка, поскольку они общаются и учатся друг у друга.

8. Независимость

Когда дети привыкли иметь свободное время для игр каждый день, они развивают чувство независимости и получают удовольствие от общения с собой или со своими сверстниками.

Как родитель, важно не присутствовать на каждой игровой сессии, иначе у вашего ребенка разовьется зависимость от вас, чтобы всегда быть рядом.

Это также верно и для игр, которые являются здоровой и важной частью юности ребенка. Постарайтесь не планировать какие-либо аспекты свидания и позвольте ребенку проявить свою независимость, поскольку он сам планирует игровую сессию и учится развлекать своих друзей, не нуждаясь в руководстве со стороны взрослых.

9. Зрительное восприятие

Зрительное восприятий - это способность мозга интерпретировать то, что он видит. Это очень важно для обучения чтению и письму и способности различать буквы, слова, узоры и т.д.

Навыки зрительного восприятия включают:

  • зрительная память
  • последовательная память
  • визуальное различение
  • визуальное закрытие
  • визуальное восприятие
  • восприятие форм
  • восприятие глубины
  • восприятие фигуры и фона
  • визуальный анализ и синтез

Этот навык естественным образом развивается в процессе игры.

10. Слуховое восприятие.

Слуховое восприятие - это способность мозга интерпретировать то, что он слышит. Это не менее важно для обучения чтению.

Прежде чем ребенок сможет научиться различать звуки букв и работать с этими звуками, он должен развить понимание звука и закономерностей в звуках.

Опять же, это естественным образом развивается в процессе игры.

Слуховые навыки восприятия включают:

  • слуховая дискриминация
  • слуховая память
  • слуховой анализ и синтез
  • слуховое восприятие переднего плана

11. Пространственное восприятие

Когда ребенок понимает свое тело по отношению к окружающему миру, у него развивается пространственное восприятие.

Дети могут развить это, лазая по туннелям, бегая, играя в подвижные игры, пересекая среднюю линию и т. Д.

Дети с плохим пространственным восприятием часто сталкиваются с другими во время игры или плохо осознают свое тело и не понимают своего положения в пространстве.

Если у ребенка не развито чувство пространства, позже он будет испытывать затруднения, особенно при написании букв и слов и размещении своей работы на странице. Они должны сначала изучить этот навык на физическом уровне, с помощью собственного тела, прежде чем они смогут понять пространство на бумаге.

12. Здоровье личности.

И последнее, но не менее важное: игра - это способ для детей выразить себя и понять мир.

Во время такой деятельности, у ребенка есть безопасный способ разыграть свои эмоции и научиться справляться с ними. Дети используют игру как выход, чтобы выразить свое отношение к миру и всему, что в нем происходит.

В настоящее время детская игра вызывает у многих педагогов и родителей особое беспокойство. И хотя известно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, она, тем не менее, оттеняется на второй план в пользу развивающих образовательных занятий. В данном методическом пособии хочу показать ценность свободной игры детей - игры в собственном смысле слова, описать игрушки, меcто и роль воспитателя во время свободной игры.

Наши дети - главные деятели в игровом процессе. Они не спрашивают, чем заняться, - они играют.

ВложениеРазмер
vvvedenie_poyasn_zapiska.doc 283.61 КБ
svobodnaya_igra.doc 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Введение. Пояснительная записка

Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

У детей есть право на время для игр, потому что только в игре они могут развивать способность к действию, богатую душевную жизнь и силы мышления, только посредством игры они смогут сформировать свою индивидуальность.

Задача взрослых и общества заключается в том, чтобы помогать развивать детям игровую деятельность, как они помогают удовлетворять прочие основные потребности, и при этом осознанно сопровождать и поощрять развитие детей.

Свободная игра - это игра в полном смысле этого слова. Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе теряет свой смысл и перестаёт быть игрой в подлинном смысле этого слова. Одна из основных задач воспитателя - побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности.

Содержанием игры является то, что ребёнок может наблюдать в своём окружении и, прежде всего, в жизни взрослых. Всё, что относится к освоению окружения, языка, морали основывается на подражании тому, что ребёнок воспринимает в своём окружении, воспринимает неосознанно. Вся жизнь ребёнка до 7-ми лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит в окружающем мире. На игру ребёнка не оказывается никакого давления. Поведение воспитателя, оформление и оборудование детского сада должны способствовать свободной, подражательной и игровой активности ребёнка.

Феномен игры универсален. Многочисленные исследования игры последних десятилетий показали, что характер игры и последовательность развития игры оказываются одинаковыми у детей самых разных народов и культур. Различаются только формы выражения, связанные с особенностью культуры, но логика построения игры везде одинакова. Дети развитых стран наполняют и опорожняют пластмассовые ведёрки, африканские дети - глиняные сосуды, а австралийские - полые тыквы.

Но везде ребёнок стремится быть сам хозяином в пространстве своей игры, определить её ход - это важнейший признак игры, необходимое условие для того, чтобы интерес ребёнка к игре иссяк, чтобы игра имела для него смысл.

выполняемая с глубокой серьёзностью. И если сегодня этого нет у некоторых детей,

причина редка кроется в них самих, а скорее в их ближайшем окружении: чаще всего поведение взрослых или игрушка, с которой играет ребёнок , приводит к тому, что он утрачивает способность играть увлечённо, с отдачей. Недостатки эти можно устранить, если знать, что нужно ребёнку для его правильного развития.

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей в разновозрастной группе в условиях детского сада неполного дня

Для развития содержательной игры созданы определённые условия:

- Содержание жизни детей даёт детям как можно больше импульсов для активной и содержательной игры, т.е. в основе игры лежит эмоциональная, насыщенная, разнообразная повседневная жизнь. Дети чаще всего воспроизводят в игре то, что они видели и переживали в жизни. В разновозрастной группе младшие получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того , если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста находится особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. В разновозрастной группе у ребёнка есть возможность меняться. Даже если ребёнок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он - на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем или сам показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребёнок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с другими людьми, что очень важно для его дальнейшей жизни. В разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путём творческого подражания младших детей старшим, у ребёнка формируется действительно правильное социальное поведение.

Для ребёнка важно иметь возможность наблюдать осмысленную деятельность взрослых в открытых, обозримых для сознания трудовых процессов и занятиях искусством. В пособии особая роль уделяется месту воспитателя во время свободной игры и ежедневных комплексных универсальных занятий. Она основана на подражательной способности детей дошкольного возраста и на принципах гуманистического отношения к личности ребёнка. Тот, кто соприкасается с маленькими детьми, не должен забывать, что вся его деятельность, и особенно то, каким образом он трудится, глубоко воздействуют на силы воли детей. Все действия и опыт из мира деятельности взрослых ребенок глубоко воспринимает, охватывает их своей волей и воплощает их в подражательной деятельности, оформляя ими свободную игру. Поэтому важно, чтобы взрослый трудился в присутствии ребёнка так, чтобы пробудить в нём нужные импульсы. Тот факт, что ребёнок учится путём подражания, приводит к заключению, что взрослый должен вести себя при ребёнке так, чтобы быть достойным подражания. Да, он может закрепить это в

своём сознании, что со временем он сможет руководить ребёнком больше через подражание, чем объяснениями и приказами, потому что они обращены к разуму ребёнка, который развивается лишь постепенно.

-Игровое пространство и достаточное время для игры. Спланированы игровые уголки - особая часть помещения в группе, обеспеченная игровым материалом. Детям предоставлен богатый игровой материал, позволяющий им полноценно развернуть в игре деятельность своей фантазии. Для свободной игры ежедневно предусмотрено 1,5 часа. Это время, свободное от каких-либо запланированных занятий.

Актуальность темы очевидна. Не секрет, что традиционные программы перегружены учебным материалом. Количество занятий, хотя и уменьшается, но всё же остаётся значительным и занимает много времени в режиме дня. Это идёт в ущерб главной деятельности дошкольника - игре. В данном пособии говорится, о том, как можно интегрировать различные направления в одно увлекательное занятие - игру.

Как известно, дети переживают всё гораздо сильнее, ярче и глубже, чем взрослые. И эти переживания особенным образом влияют на рост, развитие, формирование душевного и телесного организма. Для правильного развития детям необходим постоянный контакт с природой. Проживание природных ритмов, участие в повторяющихся каждый год праздниках, возможность приобщиться к различным сезонным работам - всё это вселяет в ребёнка уверенность, укрепляет его волю. Но в обычной жизни такие переживания городскому ребёнку получить трудно. Поэтому ему надо создать возможность проживать

это в форме игры. Одной из таких форм и является ежедневное комплексное универсальное занятие - хороводная игра.

Цель данного пособия - естественное и целостное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальностью. В игре предоставить ребёнка своим собственным силам, тем самым помочь ему развернуть свою фантазию и привести в движение свою волю. Предоставить большое пространство ребёнку для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.

« Представьте, что море кругом, море кругом, море кругом,

Воспитательная задача пособия - побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности. На игру ребёнка не оказывается никакого давления. Всё поведение воспитателя, а также оформление группы способствуют свободной подражательной активности ребёнка. Поскольку содержанием игры является то, что дети могут наблюдать в жизни, поэтому особенно важной задачей воспитателя является создание богатой и разнообразной жизни в детском саду , которой дети могут подражать : это приготовление завтрака , уборка , показ кукольного театра , рассказывание сказок и , конечно , использование разных видов игр.

игра в детском саду

Свободная игра – это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет – либо один, либо включается в игру группы. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире.

игра в детском саду

игра в детском саду

У детей нет большего желания, чем подражать деятельности взрослых. Исходя из этого, воспитатели стараются не делать ничего такого, чему ребенок не должен подражать. Подражание в игре взрослой работе (приготовление пищи, ухаживание за ребенком, лечение больного, продажа продуктов в магазине и другое) способствуют появлению у детей качеств, которые позднее на самом деле понадобятся им в их взрослой жизни.

игра в детском саду

Задача воспитателя — заготовить все, что может потребоваться детям в их игре или пробудить их фантазию. Этому могут способствовать многочисленные игровые стойки, скамейки, куски ткани, платки, дощечки, разные чурочки, матрасики в чехлах, подушки, различные природные материалы.

игра в детском саду

Почти все, что находится в комнате, предоставлено детям. С помощью их фантазии все это превращается в сложные конструкции, которые постоянно меняются и преображаются.

игра в детском саду

игра в детском саду

игра в детском саду

В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Естественным путем упражняют и совершенствуют речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста.

игра в детском саду

Роль воспитателя заключается в создании благоприятных условий для деятельной и творческой игры детей и поддержании положительной социальной атмосферы в группе.

игра в детском саду

Благодарим за предоставленные фотографии Наталью Кушнареву.

Читайте также: